Есть бытие небытия нет: Почему бытие есть, а небытия нет? Знакомимся с философией древнегреческой Элейской школы — Нож

Парменид цитата: Бытие есть, а небытия нет

—  Парменид

ἔστι γὰρ εἶναι ͵ μηδὲν δ οὐκ ἔστιν

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 22 мая 2020 г.

Темы
бытие, небытие

Парменид
5древнегреческий философ и политический деятель -501–-470 до н.э.

Похожие цитаты

„Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.“

—  Фёдор Михайлович Достоевский русский писатель, переводчик, философ 1821–1881

„Время — это отношение бытия к небытию.“

—  Фёдор Михайлович Достоевский русский писатель, переводчик, философ 1821–1881

Из записных тетрадей.

„Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.“

—  Парменид древнегреческий философ и политический деятель -501–-470 до н.э.

„Творчество — переход небытия в бытие через акт свободы.“

—  Николай Александрович Бердяев русский христианский и политический философ 1874–1948

„Жизнь – выбор, который может превратиться в небытие или в частичку бытия.

—  Зафар Мирзо 1972

„Дух божий нашел тончайшую отдушину в этом чуде анализа, уроде из мира идей, двойственной сущности, находящейся между бытием и небытием, которую мы называем мнимым корнем из отрицательной единицы.“

—  Готфрид Вильгельм Лейбниц немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед; основатель и первый прези… 1646–1716

Без источников

„Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.“

—  Лао-цзы древнекитайский философ -604

Без источников

„Существованию Бога нет начала и нет конца. То есть он не возник из небытия и никогда не перейдет в небытие. Он всегда был, Он есть и никогда не прекратит Свое существование.“

—  Рамбам еврейский философ, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы 1138–1204

О Боге иудаизма

„Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном противоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т. е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга.“

—  Мирза Фатали Ахундов азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист и общественный деятель, поэт и драматург 1812–1878

„В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.“

—  Лао-цзы древнекитайский философ -604

„Самоутверждение человека тем сильнее, чем больше небытия он может вместить в себя.“

—  Пауль Тиллих 1886–1965

„Только то, что не является ничем из того, что мы видим, есть бытие, бытие того, что мы видим.“

—  Мераб Мамардашвили советский философ 1930–1990

„Человек не устраним из философии. Познающий философ погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие.“

—  Николай Александрович Бердяев русский христианский и политический философ 1874–1948

О философии

„Жизнь-это драма,и кто в нее не вписался-уходит в небытие.“

—  Татьяна Егоровна Соловова

„Нас всех когда-нибудь поглотит небытие, умейте забывать об этом — вот в чем заключается мудрость.“

—  Анатоль Франс французский писатель и литературный критик 1844–1924

„Категория бытия (существования вообще) конкретизируется в категории общественного бытия“

—  Василий Петрович Тугаринов советский философ 1898–1978

199
Соотношение категорий исторического материализма

„Нет обладания, есть только бытие, только жаждущее последнего вздоха, жаждущее задохнуться бытие.“

—  Франц Кафка австрийский писатель, основоположник модернизма в литературе 1883–1924

„Бытие определяет сознание: «Куда бы уже, наконец, определить это сознание?» — мучилось бытие.

—  Андрей Гарольдович Кнышев писатель-сатирик 1956

„Мы танцуем в лощине небытия. Мы одна плоть, но разделены как звезды.“

—  Генри Миллер американский писатель и художник 1891–1980

„Податливый холст и масляные краски или непрочная бумага, в качестве безразличной белой пустоты принимающая отпечаток гравюры, — все они в сравнении с камешками мозаики, или стеклом витража, или грунтованной мелом иконной доской выявляют черту как бы онтологической ущербности: их вещность неплотна и эфемерна,— если это не совсем небытие, то во всяком случае «еще-нe-бытие», пассивно дожидающееся прикосновения «творца», чтобы стать бытием, и притом любым, какого бы он ни пожелал.“

—  Сергей Сергеевич Аверинцев русский советский филолог, культуролог, историк культуры, философ, литературовед, библеист, переводчик, поэт 1937–2004

«Золото в системе символов ранневизантийской культуры»

Связанные темы

  • Бытие
  • Небытие

2.4. Размышления о бытии (Парменид).

Краткая история философии [Нескучная книга]

2.4. Размышления о бытии (Парменид)

Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень любопытные выводы.

Это понятие, говорит Парменид, происходит от глагола «быть», который в личной форме звучит как «есть». Следовательно, бытие – это все, что есть, все, что существует. Но если что-то сейчас есть, то возможно ли, что его не было в прошлом? Если возможно, тогда получается, что нечто, которое сейчас есть и которого не было раньше, произошло из ничего. Но из ничего не может произойти нечто. Таким образом, если что-то сейчас есть, то это означает, что оно было. Другое дело, что оно могло быть в прошлом в иной форме, но его не могло не быть вовсе. Далее, если что-то сейчас есть, то возможно ли, что его не будет в будущем? Если возможно, тогда получается, что нечто, которое есть сейчас и которого не будет в будущем, обратится в ничто.

Но нечто не может обратиться в ничто. То есть, если что-то сейчас есть, это обязательно означает, что оно будет и в дальнейшем. Правда, оно может перейти в иную форму существования, но не может исчезнуть вообще. Итак, получается, что если что-то сейчас есть, то это непременно означает, что оно было и будет, то есть что оно из ниоткуда не взялось и не может в ничто превратиться или существует вечно. Из самого понятия «бытие», как видим, следует его вечность. То, что существует, обязательно вечно. Если же чего-то нет сейчас, то это значит, что его не было и не будет, ибо в противном случае пришлось бы предположить, что нечто обращается в ничто, из которого потом опять возникает нечто. Парменид произнес знаменитое высказывание, которое кажется на первый взгляд бессмысленным: «Бытие есть, небытия же нет». На самом деле в этой фразе подытожено все, что было нами сказано: если что-то есть, то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность, как мы уже отметили, вытекает из самого понятия бытия и является его первым и наиболее существенным признаком.

Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, значит, оно состоит из частей, и если части разъединятся, то этого предмета не будет. Следовательно, делимое то есть, то нет. А бытие есть всегда, и потому оно неделимо. Но если это так, то оно нечто сплошное, не состоящее из частей; и тогда возможно ли в нем какое-либо движение? Ведь если есть части и границы, то перемещение вполне допустимо. Но если что-то является абсолютно цельным и сплошным, то в нем ничего не может двигаться. Значит, бытие неподвижно. Но любое движение – это всегда какое-нибудь изменение. Стало быть, бытие еще и неизменно. Итак, в результате чисто логического, умозрительного рассмотрения бытия у нас получилось, что оно обязательно вечно, неделимо, неподвижно и неизменно. Такую картину бытия нарисовал нам разум. Но чувства наши (зрение, осязание и др.) рисуют совершенно другую картину: мы видим, что все не вечно (т. е. возникает и уничтожается), делимо (состоит из частей), движется и меняется.

Какая же из двух картин истинна: та, которую нам рисуют несовершенные и грубые чувства, коими наделены все вообще живые существа, или же та, которую нам рисует несомненно более тонкий и совершенный по сравнению с чувствами разум, имеющийся только у человека? Картина, представляемая нам разумом, является правильной, утверждает Парменид. Чувства же нас обманывают. Мы видим мир делимым, подвижным и изменчивым, на самом же деле он неделим, неподвижен и неизменен, только мы этого не видим, но понимаем разумом. Значит, действительно, или подлинно, существует не то, что мы чувствуем (воспринимаем органами чувств), а то, что мы мыслим (воспринимаем разумом). Такой вывод кажется необычным и странным, но мы уже видели, что подобную идею (о несовпадении чувственной и рациональной картины мира) высказывали, помимо Парменида, многие философы. Заслуга элейского мыслителя заключается в том, что он сформулировал ее очень точно и ярко, придав ей законченный, классический вид.

Проверь себя

1.  Что означает философское понятие «бытие»?

2. Как Парменид предлагает рассмотреть бытие? Какие выводы делает он из этого рассмотрения?

3. Какие две противоположные картины мира мы можем себе представить? Какая из них является истинной с точки зрения Парменида и почему?

4. Какие еще греческие мыслители говорили о несовпадении чувственного и рационального представлений о мире?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

20. Элейская школа: Парменид

20. Элейская школа: Парменид Парменид (кон. VI – сер. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

ПАРМЕНИД ДИАЛЕКТИКА ОДНОГО И ИНОГО КАК УСЛОВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ

ПАРМЕНИД ДИАЛЕКТИКА ОДНОГО И ИНОГО КАК УСЛОВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ Когда Платон говорит о своих идеях, он всегда имеет в виду идеи как порождающие модели. Однако он далеко не всегда анализирует существо этой порождающей модели. И только в

2. Парменид

2. Парменид Парменид представляет собою замечательную фигуру в элеатской школе; он приходит к более определенным понятиям, чем Ксенофан. Он происходил, согласно Диогену (XI, 21), из пользовавшегося уважением богатого рода и родился в Элее. О его жизни нам, однако, мало

III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ

III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ Искусство подражает бытию, вещам. Что такое бытие, вещи, по Аристотелю?7. Символизм. Я уже исследовал этот вопрос в специальном изложении[673] , и мне остается сейчас формулировать выводы моего исследования для вскрытия существа эстетического мировоззрения

Парменид

Парменид Парменид был полнейшей противоположностью Гераклита. В то время как в каждом слове Гераклита чувствуется гордость и величие истины, истины, познанной путем интуитивным, а не добытой при помощи тщательных усилий логических выводов; в то время как он, словно

2.4. Размышления о бытии (Парменид)

2.4. Размышления о бытии (Парменид) Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень

Парменид

Парменид а) Путь истины. Истинно-сущееПо указаниям Платона, Сократ в ранней молодости беседовал с Парменидом, который посетил Афины, когда ему минуло 65 лет. Дело было, значит, в 50-х годах V в., так что философская деятельность Парменида относится к первой половине V

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

Парменид. Размышления о бытии

Парменид. Размышления о бытии Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень

V.

Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист»

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист» Учение Платона об «идеях» не осталось неизменным. В диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» Платон подверг выработанную им самим теорию «идей» суровой критике.Мы видели, что учение Платона об

Гераклит и Парменид

Гераклит и Парменид Гераклит (Heraclitus) и Парменид (Parmenides) принадлежат ко второму поколению греческих философов. Первый философ, Фалес, образно говоря, «открыл свои умственные очи» и увидел природу, physis. В этом смысле Парменид и Гераклит имели перед умственными очами не

III. сознании и бытии,

III. сознании и бытии, III. В таком же диалектическом взаимоотношении находятся и понятия сознания и бытия. Правда, это есть, в сущности, повторение антиномии субъекта и объекта, но я хочу поговорить об этом ввиду той страстности, которая обычно сопровождает лозунг «бытие

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость,

Глава V. ПАРМЕНИД

Глава V. ПАРМЕНИД Греки не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей практике. Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничто не изменяется. Парменид был уроженцем Элеи, что в Южной Италии; расцвет его деятельности приходится на первую

Философия в БЫТЬ ТАМ — Desi Auteur

Пленка

Автор Акшанш

Карьера Хэла Эшби определяется несколькими фильмами, ставшими культовыми. Кроме того, эффект этих фильмов не может быть воспроизведен другими режиссерами. Как всегда можно снять еще один фильм о мафии или гангстере, всегда можно снять еще один вестерн, но мне почему-то кажется, что фильмы Хэла Эшби не зависят ни от какого жанра или поджанра. Быть там, пожалуй, сторонник этого больше, чем Гарольд и Мод или любой другой его фильм.

Навсегда Я пытался найти тонкий баланс в понимании того, как фильм может быть философским по своей природе, но не претенциозным. Как фильм может быть философским, не пытаясь изо всех сил? Как найти философию в повседневной деятельности наших персонажей? В этом отношении я очень хорошо чувствую, что Хэл Эшби является американским аналогом французского Эрика Ромера.

Новым киноманам, что сделала концовка «Бердмэна», «Быть ​​там» сделала это в 1979 и, возможно, более эффективно. История вращается вокруг персонажа, который ничего не знает о мире и его обычаях, но в то же время уверен в своих обычаях. «Being There» — это критика общества, да, но она также объясняет это более простыми способами — как лучше всего вести себя перед лицом невзгод. Представьте себе сценарий, в котором вы бездомны в одно мгновение просто так. Большинство из нас в этом сценарии, возможно, так или иначе сломались бы. Чонси Гардинер нет. Не сказать, что то, что делает Чонси, или то, как он себя ведет, идеально, но именно в этом заключается философский фактор. Философия Камю «Принятие абсурда» звучит здесь очень правдиво. Без обезумевшего взгляда, Чонси Гардинер, садовник встречает каждый момент таким, какой он есть, будь то встреча с президентом США в А. Он полагается на то, что знает. Самый старый трюк в книге, всегда говорите и делайте то, что знаете. Он говорит на своем языке, на языке садовника, он говорит о цветах, корнях и временах роста, и говорит с такой равнодушной осторожностью в голосе, что все его слова и фразы принимаются за метафоры. Я уверен, что Хэл Эшби задумал эти метафорические интерпретации как способ критиковать общество, которое ценит то, чего не может понять. Общество, конечно, не может понять Чонси Гардинера, блестяще сыгранного Питером Селлерсом. И все же я чувствую, что этот фильм не столько о реакции общества на Чонси, сколько о том, как Чонси смотрит на жизнь, способе, который в некоторой степени мы можем понять, если не подражать, чтобы противостоять нашим повседневным трудностям.

Конечно, может быть и другой мета-комментарий о важности телевидения в понимании Чонси мира. В конце концов, если вы посмотрите на это с точки зрения поп-культуры, телевидение действительно стало самостоятельным в 50-х, 60-х и 70-х годах. Образованием Чонси было телевидение. То, что он знает о мире, происходит благодаря его взаимодействию с телевидением, а не с людьми, населяющими реальный мир. Конечно, было бы проще назвать «Бытие там» сатирой, но простое название сатиры просто подрывает идею, которую воплощает и изображает Чонси Гардинер. Для него блуждание по миру, возможно, похоже на блуждание по саду.

Любое произведение искусства не может считаться завершенным до тех пор, пока в его основе нет философии. Поведение каждого персонажа в кино — это его философский взгляд на жизнь. Тем не менее, большинству фильмов не хватает основополагающего философского комментария, несмотря на то, что их персонажи носят философский характер. Хорошим примером, возможно, может быть критика общества Тайлером Дерденом в «Бойцовском клубе», когда он изливает философские цитаты, которые сегодня можно найти в мемах и на футболках. Чонси Гардинер Питера Селлера не носит философского характера. Он носитель великой истины. Он он. Он садовник. Это его правда. Ни меньше, ни больше. Его изоляция от общества в некотором смысле позволила ему принять себя таким, какой он есть. Для него быть самим собой — не философская задача, как в некотором роде для Тайлера Дердена. Он он. Отсутствие философского фактора со стороны Чонси Гардинера — вот что делает «Быть ​​там» философским. Фильм и его главный герой не являются философами по своему выбору, но полное отсутствие внимания к его философскому фактору делает этот фильм философским по своей природе.

Причина, по которой «Бытие там» может стать бесценным произведением кино и искусства, заключается в том, что эмоции, которые он затрагивает, являются повседневными эмоциями. Часто наш первоначальный инстинкт в повседневной жизни состоит в том, чтобы вести себя так, чтобы в первую очередь уважать общество, а уже потом себя. Для этого может быть ряд психологических и философских причин. Мы все действительно ищем подтверждения тем или иным образом. Главный герой «Быть ​​там» — нет. Он заходит так далеко, что даже не ищет признания в обществе. Он ищет чуда, как мальчик, родившийся вчера и брошенный среди стервятников, сохраняя при этом свою детскую невинность. Сохранение этой невинности делает жизнь сносной, особенно для таких людей, как вы и я, которым не посчастливилось вырасти вдали от путей мира.

Быть ТамПитер СеллерсФилософияХэл Эшби

Акшанш

Быть там обзор фильма и краткое содержание фильма (1979)

Reviews | Великие фильмы

Роджер Эберт

Питер Селлерс в роли Чонси Гарднера: «Ты всегда будешь маленьким мальчиком».

Сейчас трансляция на:

Powered by Просто посмотри

В тот день, когда Каспаров потерпел поражение от Deep Blue, я поймал себя на мысли о фильме «Быть ​​там» (1979). Чемпион по шахматам сказал, что в компьютере есть что-то, чего он не понимает, и это его пугает. Были моменты, когда компьютер казался . . . мышление. Конечно, шахматы — это игра не мысли, а математической стратегии; Deep Blue продемонстрировал, что в этом можно преуспеть, не обладая сознанием.

Классический тест искусственного интеллекта: можно ли запрограммировать компьютер на ведение разговора, который другому человеку кажется человеческим? «Быть ​​там» — это фильм о человеке, чей разум работает как рудиментарная программа искусственного интеллекта.0003

Реклама

Его разум снабжен набором упрощенных обобщений о мире, сформулированных в терминах сада, в котором он работал всю свою взрослую жизнь. Но поскольку он представляет себя человеком хорошего воспитания (он ходит и говорит, как богатый пожилой человек, в доме которого он жил, и носит сшитые на заказ мужские костюмы), его простоту ошибочно принимают за глубокомыслие, и вскоре он дает советы президентам и дружит с миллионерами. .

Мужчину зовут Шанс. Мы понимаем, что всю свою жизнь он прожил в особняке и обнесенном стеной саду богатого отшельника (возможно, он его сын). Он знает то, что ему нужно знать в своей повседневной жизни: где его спальня и ванная, и как ухаживать за растениями в саду. Его блюда готовит Луиза, повар. В фильме нет диагноза его состояния. Он способен реагировать на данные сигналы и может, в определенных пределах, адаптироваться и учиться.

В начале фильма он представляется как «Ченс… садовник», и его неверно понимают, что он сказал «Чонси Гарденер». Как раз такое имя WASP, которое соответствует его одежде и поведению, и вскоре он рассказывает Президент: «Весна, лето, осень, зима… потом снова весна». Действительно.

Шанса играет Питер Селлерс, актер, который однажды сказал мне, что у него «абсолютно нет личности. Я хамелеон. Когда я не играю роль, я никто». Конечно, он считал себя идеальным для этой роли, взятой из романа Ежи Косинского. Селлерс играет Шанса как человека, находящегося в мире с самим собой. Когда старик умирает, домашнее хозяйство распадается, а Шанса выселяют. Есть известная сцена, где он сталкивается с возможными грабителями, просто наводит на них переключатель каналов и щелкает. Он удивляется, когда они не уходят.

Селлерс играет Шанса на одной и той же ноте на протяжении всего фильма. Он отстранен, спокоен, уверен в своих знаниях, не осознает своих ограничений. Благодаря череде счастливых случайностей он попадает в дом умирающего миллионера по имени Бенджамин Рэнд (Мелвин Дуглас). Жена миллионера Ева (Ширли Маклейн) устраивает Шанса в номере для гостей, где он счастлив найти телевизор (его самая известная фраза: «Мне нравится смотреть»). Семейный врач (Ричард Дайзарт) проницателен и начинает сомневаться в подлинности Чэнса, но замолкает, когда его пациент говорит, что Чонси «облегчил мысль о смерти». Бен представляет Чонси президенту ( Джек Уорден) становится неофициальным советником и вскоре дает интервью по телевидению, где его идеи хорошо вписываются в ограниченное пространство, доступное для звуковых фрагментов.

Реклама

Сатира — вид, находящийся под угрозой исчезновения в американском кино, и когда она действительно появляется, она обычно широкая и фарсовая, как в фильмах Мела Брукса. «Быть ​​там» режиссера Хэла Эшби — это редкая и тонкая птица, которая находит свой тон и остается с ним. В нем есть привлекательность оригинальной интеллектуальной игры, в которой герой преодолевает ряд испытаний, которые он не понимает. , используя слова одновременно универсальные и бессмысленные.Но разве изречения Шанса заметно менее полезны, чем когда президент говорит нам о «мосте в 21 век»? в пределах 10-секундного телевизионного фрагмента; (2) желание избежать привязки к конкретным заявлениям или обещаниям; и (3) сокращенный объем внимания аудитории, которая, как и Шанс, любит смотреть, но всегда имеет наготове переключатель каналов.

Если маленькие лозунги Шанса показывают, насколько поверхностными могут быть публичные высказывания, то его прием раскрывает еще больше. Поскольку он WASP, среднего возраста, ухоженный, одетый в сшитые на заказ костюмы и говорящий как образованный человек, он автоматически считается состоятельным человеком. На самом деле он социально наивен («Ты всегда будешь маленьким мальчиком», — говорит ему Луиза). имени или складывает руку обеими руками. В фильме утверждается, что если вы хорошо выглядите, говорите правильно, говорите банальностями и имеете влиятельных друзей, вы можете далеко продвинуться в нашем обществе. К концу фильма Шанс становится Серьезно выдвинут в качестве кандидата в президенты. Ну почему бы и нет? Однажды я наблюдал за Ламаром Александером в течение 45 минут на канале C-SPAN, когда он вел светскую беседу в закусочной в Нью-Гэмпшире, и не услышал ничего такого, чего не мог бы сказать Ченс.0003

Фильм не безупречен. Есть два сюжета, ориентированных на секс, и ни один из них не нужен. Историю с бессилием президента можно было бы вообще обойти. А попытка соблазнения со стороны Ширли Маклейн, как жены миллионера, требует от нее действовать менее разумно, чем следовало бы. Маклейн проецирует мозги; она, как и доктор, должна была сообразить, и это создало бы более интригующие сцены, чем ее неловкие позы на медвежьем коврике.

В широко обсуждаемом финальном эпизоде ​​«Быть ​​там» Ченс небрежно идет по поверхности озера. Мы можем видеть, что он действительно идет по воде, потому что он с любопытством наклоняется и сует в нее свой зонт.

Реклама

Когда я преподавал фильм, у меня были бесконечные дискуссии со студентами по поводу этой сцены. Многие настаивали на объяснении: он идет по скрытой песчаной отмели, глубина воды всего полдюйма, есть затопленный пирс и т. д. «Недействительно!» — прогремел я. в то время как вы можете обсуждать значение изображения, не разрешается придумывать для него объяснения. Поскольку Эшби не показывает причала, то и причала нет — кино — это именно то, что оно нам показывает, и ничего более» и т. д.

Так что же это нам показывает? Это показывает нам, что Случай делает то, что в первую очередь связано только с одной другой фигурой в истории человечества. Что мы должны предположить? Что Шанс — фигура Христа? Что мудрость великих лидеров имеет лишь видимость смысла? Что мы находим в политике и религии все, что ищем? Что, как Дорожный Бегун (который также бросает вызов гравитации), он не утонет, пока не поймет свою дилемму?

Смысл фильма вызывает тревогу. Возможно ли, что мы все просто умные версии садовника Шанса? Что нас с раннего возраста учат автоматически реагировать на заданные слова и понятия? Что мы никогда ничего не придумываем для себя, а довольствуемся повторением того, что работает для других в той же ситуации?

Последние слова фильма: «Жизнь — это состояние души». Так что ни один компьютер никогда не будет жить. Но в той степени, в какой мы ограничены нашим программированием, мы тоже не будем. Вопрос не в том, будет ли когда-нибудь компьютер думать как человек, а в том, решим ли мы освободиться от мышления, подобного компьютеру.

Роджер Эберт

Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 году он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.

Сейчас играет

Фильмы

Быть там (1979)

Рейтинг PG

130 минут

Литой

Питер Селлерс как Шанс

Ширли Маклейн как Ева Рэнд

Мелвин Дуглас как Бен Рэнд

Джек Уорден как президент

Ричард Дайсарт как доктор Алленби

Ричард Бейсхарт как Скрапинов

Режиссер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *