Факторы это в психологии: фактор (в психологии) | это… Что такое фактор (в психологии)?

2.4 Личностные факторы

Психологические, культурные и социальные факторы — это только три из четырех главных факторов, которые влияют на покупательское поведение потребителей. Четвертый фактор — личные характеристики, включающие покупательный возраст, стадию жизненного цикла, профессию, материальное положение, жизненный стиль, индивидуальность и мировоззрение личности.

Возраст и стадия жизненного цикла

Люди покупают различные товары и услуги в течение всей жизни. Они едят детское питание в раннем возрасте, многие товары во время взросления и в зрелом возрасте, и специальное питание в пожилом возрасте. Вкус в одежде, мебели и отдыхе — это также возрастное, что объясняет, почему умные маркетологи внимательны к влиянию возраста.

Точно так же, спрос оценивается жизненным циклом семьи. Традиционный жизненный цикл семьи затрагивает стадии во взрослой жизни, начинание в независимости от родителей и продолжающиеся в браке, воспитание детей, годы «пустого гнезда», пенсию, и старость.

Маркетологи часто выбирают специфические группы в отличие от традиционного жизненного цикла, как свою «мишень» на рынке. Все же цель домашних хозяйств не всегда основана на семье: это также одиночки, гомосексуалисты и сожители.

Некоторые недавние исследования показали психологические стадии жизненного цикла. Взрослые люди имеют опыт прохождения стадий во время всей своей жизни. Ведущие маркетологи обращают пристальное внимание на изменение жизненных характеристик — развод, вдовство, повторный брак — и влияние на поведение потребления.

Профессия и материальное положение

Профессия также влияет на особенность потребления человеком. «Белые воротнички»купят рабочую одежду и боксы для обеда, в то время как президент компании будет покупать дорогие костюмы и членство загородного клуба. По этой причине маркетологи должны идентифицировать профессиональные группы, которые наиболее интересны для из продуктов и услуг, и рассматривать специализацию их продуктов для определенных профессий.

Изготовители программного обеспечения, например, развивают специальные программы для юристов, врачей и других профессиональных групп.

Кроме того, выбор продуктов значительно затронут экономическими обстоятельствами: расходуемый доход (уровень, стабильность, и период сохранения), сбережения и активы (включая процент, который является переменным), долги, кредитоспособность и отношение к расходам против экономии. Таким образом, маркетологи чувствительных к доходу товаров должны отследить тенденцию в личном доходе, сбережении и процентных ставках. Если спад вероятен, маркетологи могут провести ребрендинг, репозиционирование и смену ценовой политики своих товаров, чтобы предлагать более ценные товары для целей потребителей.

Образ жизни

Люди различных субкультур, социальных классов и профессий могут вести весьма различные образы жизни. Образ жизни — человеческая модель жизни в мире, которая выражается в действиях, интересах и мнениях. Образ жизни изображает «целого человека»с его или ее окружающей средой.

Успешные маркетологи изучают отношения между товарами и образом жизни групп. Например, фирма по производству компьютеров выяснила, сто большинство покупателей компьютеров ориентированы на успех. Маркетолог может позиционировать свой бренд для успешного образа жизни.

Индивидуальность и самоконцепция

Каждый человек имеет отличительную индивидуальность, которая оказывает влияние на покупательское поведение. Индивидуальность относится к различным психологическим особенностям, которые приводят к относительно последовательным и устойчивым ответам на окружающую среду. Индивидуальность обычно описывается в терминах, таких как самоуверенность, превосходство, автономия, уважение, общительность, умение постоять за себя, адаптируемость.

Индивидуальность может быть полезной в анализе потребительского поведения, при условии, что типы индивидуальности могут быть классифицированы точно, и что сильные корреляции существуют между определенными типами индивидуальности и продуктом или выбором бренда. Например, компьютерная фирма могла бы обнаружить, что многие потенциальные клиенты показывают высокую самоуверенность, превосходство, и автономию, что наводит на мысль о создании компьютерной рекламе, которая должна обратиться к этим чертам.

Самоконцепция (или самоотражение) связано с индивидуальностью. Маркетологи часто пытаются развивать имидж бренда, который соответствует целевому самоотражению рынка. Все же возможно, что реальная самоконцепция личности (как она видит себя) отличается от ее идеальной самоконцепции (как она хочет видеть себя) и от ее других самоконцепций (как она думает, что другие думают о ней). Какие личные интересы она пытается удовлетворить в совершении покупки? Затруднительно ответить на эти вопросы, теория самоконцепции имела разнородные факты успеха в предсказании потребительских ответов на имидж бренда.

Заключение

Потребность — это нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизни и деятельности человека, развития личности и общества в целом. Потребность проявляется как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится всячески выйти, или как состояние удовлетворенности, которое человек желает для себя продлить.

Потребительские привычки населения определяются несколькими крупными и множеством мелких факторов. Наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является психологический фактор. Но этот фактор далеко не единственный.

Все возрастающий натиск высокоразвитого маркетингового окружения обязывает фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, и в частности, понимать причины принятия потребителем того или иного решения. В конкурентной экономической системе для выживания и роста фирмы ее руководству требуется точное описание поведения потребителя: как он покупает, почему покупает, где покупает и, конечно, что именно покупает. Поэтому современным менеджерам необходимо знать, кто является их клиентами, и почему эти люди выбирают именно их продукты, а не продукты конкурентов. Ориентация на потребителя является следствием принятия фирмой концепции маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на четырех главных предпосылках:

— Успех любой фирмы зависит, прежде всего, от потребителя, от того, захочет ли он что-нибудь купить и оплатить покупку.

— Фирма должна знать о потребностях покупателей, предпочтительно — задолго до начала производства, а в случае высокотехнологических отраслей — задолго до планирования производства.

— Потребности покупателей должны постоянно отслеживаться и анализироваться таким образом, чтобы по позициям «продукт» и «развитие рынка» фирма всегда опережала своих конкурентов.

— Менеджеры высшего звена должны добиваться интеграции всех компонентов маркетинговой стратегии (т. е. четырех факторов маркетингового комплекса: усовершенствования продукта, назначения цены, размещения продукта и его продвижения) в единый стратегический план, основанный на понимании поведения потребителя.

Словом, «начинать нужно с понимания того, что представляет ценность для покупателя, что он покупает, каковы его реалии и потребности — вот чем занимается маркетинг!»

Таким образом, невозможно построить функцию прямой зависимости выбора товаров от психологических или каких-либо других факторов, оказывающих воздействия на потребителя. Можно говорить лишь о комплексном влиянии факторов различной природы, которые, взаимодействуя друг с другом, обуславливают выбор товаров потребителями.

Список литературы

1 . Акулич И.Л. Основы маркетинга, — Мн.: Вышэйшая школа, 2006. — 236 с.

2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. — Ростов-на-Дону: Феникс,

2006. — 224с.

3. Дурович А.П. Основы маркетинга, — М.: Новое знание, 2004. — 512с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга, СПб.: АО КОРУНА, 2001. — 699 с.

5. Международный маркетинг: учеб. пособие/И.Л. Акулич, — Мн.: Выш. шк., 2006. — 544с.

6. Мурза Н.Г. Введение в маркетинг, — М.: Эксмо, 2005. — 682с.

7. Нестюк Т.Ф. Поведение потребителя, — Мн.: Книжный дом, 2004. — 695с.

8. Сорина О.Л. Основы маркетинга, — Спб.: Питер, 2006. — 390с.

9. Юнчик Т.А. Потребитель: как удержать?, — М.: Овал, 2006. — 376с.

10. Яковлев В.В. Прикладной маркетинг, — СПб.: Питер, 2009. — 396с

Факторы формирования социально-психологического климата | Psylist.

net

Социальная психология ↓

Psylist / top adaptive

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

  1. Общественно-политическая ситуация в стране – ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.
  2. Экономическая ситуация в обществе – баланс между уровням технического и социального развития.
  3. Уровень жизни населения – баланс между заработной платой уровнем цен, потребительская способность населения.
  4. Организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания.
  5. Социально-демографические факторы – удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.
  6. Региональные факторы – уровень экономического и технического развития региона.
  7. Этнические факторы – наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

  1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.
  2. Субъективные (социально-психологические факторы):
    1. формальная структура – характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;
    2. неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной фирме, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работника – это одна из целей менеджера и психолога в организации. Но в то же время неудовлетворенность работника служит важным побудительным стимулом его творческих поисков. В конкретном социально-психологическом исследовании климата необходимо учитывать полярный характер такого показателя, как удовлетворенность. Субъективная удовлетворенность – крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного человека и абсолютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Удовлетворенность – неудовлетворенность человека работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются:

  1. характер труда;
  2. размер заработной платы;
  3. престиж профессии;
  4. перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса и пр.;
  5. специфические особенности и условия работы: месторасположение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; уважаемый и даже знаменитый руководитель и т.п.;
  6. сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому.

Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов организации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, менеджерам и коллегам.

Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:

  • наблюдение – самый главный метод работы психолога;
  • интервью с руководителями и работниками;
  • опрос работников по специально разработанной анкете;
  • анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда;
  • тест «Социально-психологический климат» О. С. Михалюк;
  • тест «Удовлетворенность трудом» В.П. Захарова;
  • тест «Самочувствие – активность – настроение»;
  • тест «Цветопись» А.Н. Лутошкина;
  • тест конкретных ситуаций А.А. Ершова;
  • тест «Стиль руководства» А.А. Журавлева;
  • тест «Пульсар» Л.Г. Почебут.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Становление проблемы аттитюда в социальной психологии
  • Невербальная коммуникация
  • Эффект конформизма
  • Современные представления о предмете социальной психологии
  • Понятие социальной перцепции
  • Взаимодействие как организация совместной деятельности
  • Структура общения
  • Средства коммуникации. Речь
  • Точность межличностной перцепции
  • Процесс принятия группового решения

/**/

Что такое психология человеческого фактора?

Психология человеческого фактора — это междисциплинарная академическая специализация, которая фокусируется на ряде уникальных тем, представляющих интерес в области психологии и техники. Например, эргономика, человеческие ошибки, безопасность на рабочем месте, проектирование продукции и взаимодействие человека с компьютером. Он используется в таком количестве предметов, что его полезность не ограничивается только психологией, а использует аспекты инженерии.

Психология человеческого фактора 101

Хотя большинство людей взаимозаменяемо используют эргономику и человеческий фактор для описания одной и той же области исследования, это совершенно разные области. Эргономика фокусируется конкретно на рабочих процессах и движениях, а психология человеческого фактора представляет собой комплексный подход эргономики, техники и психологии. Психология человеческого фактора — это научное исследование взаимосвязей и взаимодействий между продуктами, процессами и людьми.

Психология человеческого фактора заимствует передовые теории и методы социальной, обучающей, когнитивной и экспериментальной психологии. Эта ветвь психологии сильно отличается от господствующей психологии, потому что почти все исследования и эксперименты в этой области проводятся в либо деловые или промышленные настройки. Таким образом, дизайн и проектирование являются основными частями психологии человеческого фактора. Следовательно, психология человеческого фактора не имеет ничего общего с консультированием, психическим здоровьем или психологическими расстройствами.

Скорее, это прикладная область дисциплины, изучающая, как люди думают и почему они делают тот или иной выбор. Рекурсивно эти наблюдаемые варианты затем применяются к дизайну продуктов, процессов и интерфейсов, чтобы улучшить их использование. Он использует такие факторы, как инкультурация определенных способов или методов ведения дел, социолингвистика или то, как люди говорят о процессе или продукте, а также социологическая доступность товаров или услуг, чтобы понять, как используется предмет или услуга.

Как начиналась психология человеческого фактора

Хотя многие люди даже не слышали термина «психолог человеческого фактора», их работа повсюду, куда бы мы ни посмотрели. Элементарные теории психологии человеческого фактора начали развиваться в 1950-х годах, когда отраслевые эксперты и штатные психологи пытались повысить безопасность самолетов. Психологи, занимающиеся человеческим фактором, значительно улучшили процессы и методы общения персонала самолетов и вышек для повышения безопасности полетов. С годами психология человеческого фактора распространилась на области вычислительной техники, производства и дизайна продукции.

Связанной и неотъемлемой частью человеческого фактора является область взаимодействия человека с компьютером. До 1970-х HCI не был отдельной областью. По мере того, как компьютеры становились меньше, сложнее и все чаще появлялись в повседневной жизни большего числа людей, они становились необходимостью. Появление персональных компьютеров позволило большему количеству людей взаимодействовать с вычислительными технологиями. Это указывало на необходимость лучшего, более интуитивно понятного дизайна.

Однако эта сфера психологии не ограничивается виртуальным миром. Это также вступает в игру, когда люди взаимодействуют с материальными объектами, чтобы предотвратить повторяющиеся травмы от перенапряжения, дорогостоящие ошибки или травмы из-за неспособности понять, как работает объект. Во многих отношениях это область, изучающая то, как мы используем объекты, реальные и виртуальные, с целью сделать их более безопасными и более удобными в концептуальном смысле.

Это то, что дизайнеры взаимодействия с пользователем называют защитой прав пользователей. Большое внимание уделяется тому, как люди будут взаимодействовать с продуктом, артефактом или системой, потому что, если пользователь не может или не хочет их использовать, это не работает. По данным Американской психологической ассоциации, сегодня психологи, занимающиеся человеческим фактором, работают практически в любой ситуации, в которой люди работают с продуктами, машинами и окружающей средой. Поэтому психология человеческого фактора позволяет студентам работать практически в любой сфере.

Чем психология человеческого фактора

отличается от других разделов психологии?

Многие отрасли психологии основаны на академических исследованиях в университетских условиях. Тем не менее, многие психологи, работающие с человеческими факторами, на 100 процентов применяют и проводят исследования в этой области. Психологи, занимающиеся человеческим фактором, проводят большую часть своего времени, исследуя взаимосвязь между человеческим поведением, восприятием и познанием в рамках использования продукта и среды на рабочем месте. Их цель — решать реальные проблемы, с которыми люди и организации сталкиваются каждый день. В идеале должны быть улучшены безопасность, производительность и функциональность.


Например, психолог, занимающийся человеческим фактором, может провести исследование определенного продукта на рабочем месте, например экрана компьютерного интерфейса, используемого рабочими на промышленном предприятии. После проведения наблюдательных, количественных, и качественных исследований психолог по человеческому фактору попытается изменить дизайн экрана интерфейса, чтобы повысить точность и удобство использования. Или, скорее, предложить свои результаты команде разработчиков и позволить им итерировать до желаемого результата. В результате ожидается, что многие психологи, занимающиеся человеческим фактором, будут помогать в разработке программ обучения, направленных на повышение производительности, производительности и точности. Эти программы также направлены на сокращение производственного травматизма, несчастных случаев и ошибок.

Что такое общие темы и специализации?

Психологи, занимающиеся человеческим фактором, часто предпочитают специализироваться в определенной области. Это включает в себя общие концентрации, такие как дизайн продукта, удобство использования, инженерия и инженерная психология. Уникальные концентрации включают когнитивную эргономику, которая является научной дисциплиной по созданию технологических систем, совместимых с человеческими когнитивными способностями и ограничениями на работе, а также с человеческим поведением. С другой стороны, инженеры по пользовательскому опыту (UX) улучшают функциональность и эффективность. Наконец, предотвращение ошибок — одна из самых важных специализаций, поскольку она играет активную роль в уменьшении проблем с качеством и безопасностью.

Дизайн продукта


При разработке продуктов важно не предполагать, что их правильное использование будет неотъемлемым, будь то виртуальный продукт или услуга или материальный объект. Сегодня во многих случаях эти две области смешиваются, при этом услуги предоставляются посредством виртуальных взаимодействий и киосков с осязаемыми аналогами, такими как визиты к врачу или доставка объектов, также называемых артефактами, в реальном мире. Специалисты по человеческому фактору собирают данные об эстетике, пространственных отношениях между объектами и пользователем, антропометрии и психологическом понимании того, как используются вещи.

Есть много анекдотов о сборке мебели или бытовой техники, в которых инструкция по эксплуатации была написана на другом языке, а затем переведена на английский язык. Хотя это и смешно, это указывает на неудачу дизайна с точки зрения человеческого фактора. То, как люди передают информацию и как они отдают ей предпочтение, варьируется от культуры к культуре, что может привести к некоторым неожиданно сложным взаимодействиям при заказе продукта у компании, которая в основном базируется в другой стране.

К чему это приводит, так это к снижению бизнеса для этой компании, снижению удовлетворенности приобретенными продуктами и снижению доходов. Когда привлекаются специалисты по человеческому фактору, можно не увидеть улучшения в том, как передаются указания. Однако картинки, сопровождающие указания, более четкие, и успех в меньшей степени зависит от случая. Это связано с тем, что эти специалисты знают, что концептуальная модель или то, как элемент рассматривается в сознании пользователей, может отличаться. Даже внутри культуры это часто имеет место.


Дизайн продукта не ограничивается инструкцией по сборке изделия. Когда разрабатывается концепция продукта, в первую очередь рассматриваются пользователи или клиенты. Поскольку эти пользователи будут различаться по многим осям, важно, чтобы ученые и дизайнеры научились учитывать эти переменные. Различия могут быть физическими. Например, не все пользователи смогут использовать свое зрение или слух. Предназначен ли продукт и для них? В то же время у некоторых пользователей будет снижена ловкость, сила и досягаемость. Как к ним отнеслись дизайнеры?

Но необходимо учитывать и когнитивный аспект, который в некотором роде менее интуитивен для дизайнеров. Продолжительность концентрации внимания, обработка информации, память, решение проблем и оценка или понимание связанных с этим опасностей варьируются довольно широко, даже в пределах нормальной популяции. Даже среда, в которой используется продукт, может повлиять на простоту использования, безопасность и полезность объекта.

Тестирование человека является рутинным занятием психологов, занимающихся человеческим фактором, и позволяет им проводить исследования, чтобы понять возможности человека. Это обеспечивает превосходную запись продолжающегося удобства использования или мест, в которых команда дизайнеров должна вернуться к чертежной доске, потому что предметы нарисованы на основе подробных стратегий выборки или схем исследования. Часто их рассматривают регулирующие органы, такие как FDA или другие с национальными односторонними стандартами безопасности. Что касается физических продуктов, они также изучают отчеты об авариях, чтобы увидеть, не является ли дизайн причиной травм, которые затем необходимо устранить.

Возможно, самым интересным технологическим достижением в области исследований является возможность отслеживать, куда направляются глаза испытуемых, когда они смотрят на продукт или читают инструкции. В результате этого целые веб-сайты были переработаны, чтобы соответствовать так называемым принципам гештальта, совокупности теорий, часто используемых в мире дизайна.

Пользовательские интерфейсы и пользовательский дизайн


Рассматривая виртуальную сферу, редко задумываешься над тем, какая часть мирового бизнеса в настоящее время осуществляется онлайн. Более того, и еще реже, кто-то задумывается, сколько времени и усилий уходит на то, чтобы сделать вещи легкими, понятными и простыми в выполнении даже для начинающего пользователя.

Именно здесь исследования человеческого фактора наиболее заметны и, возможно, практикуются людьми с другими специальностями, потому что UX-дизайнер должен быть защитником пользователей для всех типов пользователей. Их поддерживают UX-исследователи, которые чаще всего моделируют человеческий фактор в своих методах исследования, которые затем представляют командам дизайнеров. В основе своей они стремятся снизить когнитивную нагрузку пользователей и их продуктов. Это уменьшает количество человеческих ошибок, поскольку пользователю меньше о чем нужно думать, поэтому он может принимать соответствующие решения с минимальными трудностями.

Это восходит к первоначальной цели исследований человеческого фактора в аэрокосмической отрасли. Чем больше решений приходится принимать человеку, тем больше его когнитивная нагрузка и тем выше вероятность того, что он совершит ошибку. Хотя это может не привести к физическим травмам в UX, это может испортить их день. Кроме того, это гораздо более применимо, чем в исходном контексте, поскольку многие из наших взаимодействий происходят онлайн или в виртуальном контексте.

Наряду с гештальт-принципами и тем, как люди понимают дизайн или испытывают удовлетворение от него, существует нечто, называемое скевоморфизмом. Это использование или представление повседневных предметов и терминов из физического мира в виртуальном мире для повышения комфорта и ощущения близости. Корзина для покупок часто используется как место для размещения товаров, которые вы хотите купить во время просмотра в Интернете. То, что это действительно представляет, является сигналом. Настоящей корзины нет.

А что, если тележку заменить хозяйственной сумкой? Можно не считать, что это имеет значение, но это имеет значение. Сумка для покупок на самом деле подразумевает другой тип покупок, один для удовольствия, а не для необходимости, или, возможно, рассматривается другой тип покупателя. Сумка подразумевает опыт работы в бутике, а не в оптовой продаже, даже несмотря на то, что между двумя торговыми центрами может быть очень мало различий.

Точно так же слова, напечатанные на кнопках, имеют значение, независимо от того, входите ли вы в систему, входите в систему, принимаете или соглашаетесь. Каждое из этих слов означает что-то свое, и дизайнеры учитывают это при рассмотрении когнитивной нагрузки пользователей. Точно так же цветовая схема, шрифт, способ представления текста и объем предлагаемой информации также имеют значение, поскольку пользователи будут по-разному взаимодействовать с продуктом, который они находят приятным, и с продуктом, который им не нравится, даже если он не нравится. единственная разница.

Психология человеческого фактора гарантирует, что онлайн-взаимодействие будет соответствовать используемой технологии. Приложения, доступные на телефоне, будут настроены несколько иначе, в основном потому, что экран меньше, чем у настольного компьютера, а технология сенсорного экрана используется чаще. Все, начиная с ориентации страницы — независимо от того, просматривается ли она вертикально или горизонтально — до размера кнопки, учитывается, чтобы исключить ошибки. Пользовательское тестирование является обязательным аспектом этой области, поскольку предположения, какими бы хорошо обоснованными они ни были, редко бывают всеобъемлющими.

С UX связан сервисный дизайн, ориентированный на пользователя. Он часто имеет многие из тех же компонентов, что и UX, но здесь присутствует реальный аспект. Можно рассмотреть банк, физический магазин с веб-сайтом, ресторан с веб-сайтом или многие другие предприятия, которым требуется дизайн, ориентированный на пользователя. Эта конкретная область является той, в которой исследования человеческого фактора являются неотъемлемой частью. Как следует из названия, он разработан с учетом потребностей пользователя, которые должны охватывать не только когнитивную нагрузку, но и физические ограничения, связанные с инвалидностью или антропометрией.

Существует множество приложений, к которым может применяться эта дисциплина, особенно в среде, в которой существует так много продуктов и процессов, которые необходимо отличать друг от друга. В конечном счете, цель психологии человеческого фактора состоит в том, чтобы разработать более совершенные процессы и продукты, чтобы компании могли повысить безопасность, эффективность и производительность. It позволяет учащимся совмещать карьеру в области дизайна и психологии.

Человеческий фактор в психологии: определение

Знаете ли вы, что до изобретения будильников люди втыкали гвозди в свечу? Когда воск расплавлялся до ногтя, гвоздь выпадал, ударялся об пол и будил человека! Представьте, что вы пропустили важное событие из-за того, что пламя погасло. Технологии шагнули далеко вперед!

  • Что является областью психологии человеческого фактора?

  • Каковы некоторые примеры психологии человеческого фактора?

  • Каковы области специализации психологии человеческого фактора?

  • Чем важна область психологии человеческого фактора?

Введение в психологию человеческого фактора

Что, если бы вам везде приходилось ходить пешком? Школа, работа, магазины… можно было ходить только в близлежащие места, если у вас не было лошади. Это было реальностью для многих людей до изобретения велосипедов (1817 г.) и автомобилей (1886 г.). Хотя бывают дни, когда кажется, что технологии занимают большую часть нашей жизни, в целом они делают жизнь проще и лучше для многих людей.

Какое отношение технология имеет к психологии? Помните, что психология изучает поведение и психические процессы. Частью поведения и психических процессов является то, как эти вещи взаимодействуют с технологиями. То, как люди взаимодействуют с технологиями и используют их, является основной темой в области психологии человеческого фактора (HFP).

Определение психологии человеческого фактора

Итак, что такое психология человеческого фактора?

Психология человеческого фактора (HFP) является подполем промышленно-организационная психология , которая фокусируется на том, как люди взаимодействуют с технологиями в конкретных условиях.

HFP фокусируется на таких вопросах, как:

  • Как люди используют предоставленные им инструменты и технологии?

  • Как мы можем улучшить эти инструменты и технологии для использования человеком?

  • Как определенные элементы технологии влияют на пользователей-людей?

  • Какими должны быть новые технологии создал ?

История психологии человеческого фактора

Итак, как возникла психология человеческого фактора? У большинства областей психологии есть основатель (например, Фрейд как основатель психоаналитической теории), но ни один человек не считается основателем HFP. Эта область восходит к Второй мировой войне (1939-1945 гг.), когда исследователям и новаторам нужно было обеспечить безопасность истребителей. Оттуда исследования HFP распространились на все рабочие места, чтобы обеспечить безопасность каждого. Любая работа может быть связана с опасностями, даже если они небольшие.

В 1800-х годах произошел технологический бум, который подготовил почву для HFP. Эти изобретения могут показаться простыми по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, но они заложили основу для современных изобретений и технологий.

В 1829 году У. А. Берт изобрел типограф, что в конечном итоге привело к созданию пишущей машинки.

В 1884 году Джеймс Ритти изобрел первый функциональный механический кассовый аппарат.

В том же 1884 году Льюис Эдсон Уотерман изобрел первую практичную перьевую ручку.

Специальности в области психологии человеческого фактора

Психологи человеческого фактора специализируются в таких областях, как эргономика, охрана труда и проектирование и создание технологий .

Эргономика

Эргономика лучше всего определяется как соответствие между человеком и его рабочей средой. В частности, эргономика исследует, как различные типы технологий изменяют то, как работает человек, и как мы можем уменьшить дискомфорт9.0004 и повышают производительность и безопасность . Общая цель эргономистов — помочь работникам выполнять свои задачи максимально безопасно, комфортно и эффективно.

Одним из примеров эргономики в офисной работе является изобретение решений для лечения болей в спине, плохой осанки и отсутствия физических упражнений из-за длительного сидения за столом. Это стало еще большей проблемой, когда люди начали работать из дома! Эргономисты придумали несколько решений: стоячие столы, надувные кресла-шары, стулья-седла, подставки для ноутбуков и настольные велосипеды. Они все время придумывают новые решения!

Рис. 1 Стол стоя; pexels.com

Вы когда-нибудь смотрели на стулья или матрасы и видели на этикетке слово «эргономичный»? Эргономичные стулья, матрасы, ручные инструменты или телефоны спроектированы таким образом, чтобы удобно сидеть на теле человека. Можете ли вы представить себе, что вам придется целый день сидеть на прямом жестком деревянном стуле, который слишком мал для вас? Мы часто упускаем из виду эргономику продукта, пока не используем что-то крайне неудобное!

Эргономика не только для товаров для взрослых; детям также нужны продукты, которыми они могут безопасно и комфортно пользоваться! От стульев до столов и электроники — у детей совершенно другой набор потребностей, чем у взрослых. Вы когда-нибудь видели цветные карандаши, предназначенные для очень маленьких детей? Они являются прекрасным примером эргономики! 9. Это особенно важно для больших частей техники или машин. Даже если технология может хорошо выполнять определенную работу, она может быть очень небезопасной для человека. Вы можете заменить технологию; человеческая жизнь драгоценна, хрупка и не может быть заменена. Тяжелое оборудование обычно имеет кнопки аварийной остановки и предупреждающие этикетки в определенных местах.

Администрация по охране труда и здоровья (OSHA) — это, по сути, подразделение правительства США по психологии человеческого фактора. Психологи и исследователи OSHA посещают различные компании, чтобы убедиться, что сотрудники чувствуют себя в безопасности, работая там, и что рабочая среда соответствует стандартам или кодексам экологической безопасности.

Рис. 2 Тяжелая техника; pexels.com

Частью охраны труда является обеспечение того, чтобы окружающая среда благоприятствовала использованию крупногабаритного оборудования. Склады, магазины и строительные площадки должны быть в состоянии безопасно разместить крупногабаритную технику (иногда много сразу!). Высота потолков, материалы пола, погрузочно-разгрузочные платформы и места для парковки в конце дня — все это аспекты безопасного использования техники.

Дизайн и создание продукта

Дизайн и создание продукта — это не только новые технологии; эта специальность также включает в себя усовершенствование уже используемых технологий. Не каждая новая технология является успешной. Большинство изобретателей предпринимают множество неудачных попыток, прежде чем придут к успешному новому продукту. Как только люди начинают использовать продукт, они находят способы его улучшения или даже полной переделки.

Тестеры продукции

Важная часть проектирования и создания продукта — убедиться, что продукт работает. Один из способов проверить пригодность продукта для использования человеком — это тестирование продукта . Наряду с проведением пробных запусков и экспериментов исследовательская группа может набирать участников для тестирования нового продукта до его выпуска. Участники дают дизайнерам отзывы об удобстве использования и о том, что им нравится или не нравится в продукте. Во многих случаях тестировщики продукта оставляют себе продукт!

Одним из способов развития технологий является создание и использование вспомогательных технологий . Как следует из названия, эти технологии предназначены для помощи людям, как правило, с ограниченными физическими возможностями. Компьютеры — отличный пример. Они уже помогают людям на работе и в быту, но как их используют люди с нарушениями зрения или слуха? С помощью вспомогательных технологий технические специалисты могут создавать и модернизировать компьютеры с новыми функциями, такими как клавиатура Брайля и голосовые команды.

Примеры психологии человеческого фактора

Технологии прекрасны, но у них есть свои недостатки. Не каждая новая технология хороша или полезна для человечества. Тем не менее, технологии тесно интегрированы в нашу повседневную жизнь, и у HFP и нашего использования технологий есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Сильные стороны человеческого фактора Психология

Изучение и применение HFP часто приводит к повышению производительности. Рабочие, которые меньше заботятся о безопасности, потому что чувствуют себя комфортно, используя различные части оборудования, могут работать лучше. Да, охрана труда требуется по закону, но некоторым предприятиям может потребоваться соблюдение более чем минимальных требований законодательства.

Еще одним положительным аспектом HFP являются полезные новые или усовершенствованные технологии. Основная причина, по которой создаются новые технологии, заключается в том, чтобы сделать жизнь проще или проще. Новые технологии, которые приносят пользу работникам, могут сэкономить время и более эффективно и творчески использовать человеческие навыки.

Сборочные линии на фабриках могут быть заменены умными технологиями, позволяющими ускорить процесс упаковки. Однако у этого примера есть и обратная сторона: замена людей технологиями может привести к тому, что люди потеряют работу.

HFP может помочь уменьшить человеческие ошибки. Люди совершают ошибки, но технологии могут помочь избежать или устранить некоторые из этих ошибок. Некоторые ошибки действительно незначительны, но другие ошибки могут привести к несчастным случаям и даже смерти.

До того, как были изобретены калькуляторы , люди выполняли математические расчеты вручную или использовали счеты: портативное устройство со скользящими бусами на стержнях. Калькуляторы делают вычисления намного быстрее и точнее. Автозамена или проверка орфографии функции в текстовых процессорах и браузерах являются еще одним прекрасным примером снижения человеческих ошибок. Текстовые процессоры сами по себе являются технологической модернизацией, как и пишущие машинки. Представьте, что вам приходится писать от руки все школьные задания!

Слабые стороны человеческого фактора Психология

Многие положительные стороны HFP имеют и отрицательную сторону. Производительность также может быть снижена из-за технологических достижений. Автоматизация на рабочем месте дает людям больше времени, чтобы сосредоточиться на других задачах, но также может снизить человеческую мотивацию и производительность. Несмотря на то, что технологии могут ускорить работу, многие люди потеряли работу из-за роста автоматизации.

Во многих продуктовых магазинах есть кассы самообслуживания, где покупатель выполняет весь процесс самостоятельно, что устраняет необходимость в дополнительных кассирах.

HFP может не так много. Как бы мы ни старались устранить человеческие ошибки, проблемы все равно будут. Человеческие ошибки являются одной из основных причин 90 003 инцидентов на рабочем месте 90 004 из-за таких вещей, как недостаток знаний или опыта, пропуск важных шагов или неверная рассудительность. Даже хорошо спроектированный продукт подвержен ошибки пользователя .

Важность человеческого фактора Психология

На многих рабочих местах, таких как офисы или больницы, люди используют компьютеры для хранения и извлечения данных. На фабриках люди используют умные технологии для упаковки и отправки материалов. Многие из наших рабочих мест и задач связаны с технологиями, что делает HFP важной областью обучения!

Психологи, занимающиеся человеческим фактором, улучшают рабочую среду, повышают эффективность, поддерживают важные рабочие операции и обеспечивают безопасность каждого. Сокращая количество человеческих ошибок и повышая безопасность, психологи HFP спасают множество жизней. Они также помогают изобретателям проектировать с помощью пользователя на уме. В конечном счете, психологи HFP изучают роль человеческих ограничений и сильных сторон в использовании технологий для защиты и улучшения человеческих ресурсов на рабочем месте.

Рис. 3 Люди и технологии; pexels.com

Человеческий фактор в психологии — основные выводы

  • Психология человеческого фактора (HFP) — это подраздел промышленно-организационной психологии , который фокусируется на том, как люди взаимодействуют с технологиями в конкретных условиях.
  • Психологи человеческого фактора специализируются в таких областях, как эргономика , безопасность труда , дизайн и создание технологии .
  • Администрация по охране труда и здоровья (OSHA) — это, по сути, подразделение правительства США по психологии человеческого фактора.
  • Одним из путей развития технологий является создание и использование вспомогательных технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *