Фасилитация в психологии это: Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Содержание

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.

Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.

Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.

Социальная фасилитация

Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.

Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.

Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.

При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.

Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.

В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.

Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.

Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.

Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.

Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:

— он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;

— степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;

— наибольшее влияние будет ощущать на себе индивид, который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;

— максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.

Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.

Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.

Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.

В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.

Фасилитация это в психологии

Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.

На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.

Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».

Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.

Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.

Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.

Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.

Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.

Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:

— непосредственно личность фасилитатора;

— индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;

— специфика такой деятельности;

— характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.

Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.

Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.

Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.

Фасилитация в педагогике

Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

фасилитация | это… Что такое фасилитация?

   ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)

   16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально-психологических исследований.

   Слово «фасилитация» в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте — как производное от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.

Не умея или не желая подобрать русский эквивалент, наши психологи в очередной раз позаимствовали термин-«кальку». «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Про Зайонца в словаре ни слова, хотя именно он ввел данное понятие в научный обиход и наметил перспективы исследования этого явления.

   Впрочем, о его приоритете можно говорить лишь с известной долей условности. Само это явление было зафиксировано еще в конце XX в. в опытах французского физиолога К.Фере, первооткрывателя психогальванического рефлекса. Затем оно изучалось многими исследователями, в частности в нашей стране В.М. Бехтеревым и Н.Н. Ланге. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Его наглядно иллюстрирует небезынтересный опыт, проводившийся в 20-х гг. в Берлине в школе К. Левина. Испытуемыми в опыте выступали студенты — люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а внимательно следил за испытуемым и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и большинство вставали из-за стола голодными.

   Сорок лет спустя Роберт Зайонц решил выяснить, от чего зависит успешность деятельности в присутствии наблюдателя. В качестве его испытуемых выступили не люди, а животные, причем даже не млекопитающие или птицы, а такие примитивные существа, как тараканы. Вероятно, на этом основании психологические выводы Зайонца можно было бы оспорить (допустить аналогию таракана и человека очень нелегко!), если бы полученные результаты не были впоследствии многократно воспроизведены в опытах на людях.

(Вообще склонность к аналогиям у Зайонца очень сильна: одна из его работ даже вышла под вызывающим названием «Социальная психология животных».)

   Вместе с коллегами, Хайнгартнером и Германом, Зайонц построил несложный ярко освещенный лабиринт с галереей для наблюдения, куда помещались тараканы. Яркий свет является раздражающим стимулом для тараканов, и они стараются его избежать, поспешно проходя лабиринт, чтобы добраться до темной коробки. Выяснилось, что тараканы пробегают лабиринт быстрее, когда за ними «наблюдают» другие тараканы. Однако когда лабиринт усложняется, результаты получаются обратными — присутствие себе подобных затрудняет прохождение сложного лабиринта. Зайонц предложил изящное объяснение этому эффекту. Во-первых, присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение, а во-вторых, при повышенном возбуждении лучше выполняются легкие задания, в то время как выполнению сложных оно препятствует. Иными словами, присутствие окружающих помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций и препятствует новым, еще не усвоенным.

Но почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение? Зайонц утверждает, что присутствие других людей (или тараканов, если изучается поведение тараканов, — разница, по его мнению, невелика) увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа непредсказуемы и, в отличие от статичных элементов окружающей среды, вызывают более значительное возбуждение. Кроме этого, существуют следующие объяснения: 1) присутствие других отвлекает, и это вызывает возбуждение; 2) если речь идет о людях, то надо признать, что они устроены сложнее, чем другие животные виды, и возбуждение у них является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих.

   При всей спорности исследовательской позиции Зайонца полученные им результаты отвечают принципиальным научным критериям — воспроизводимости и прогностичности. Сегодня исследования, начало которым было положено его опытом над тараканами, ведутся широким фронтом — уже не ради того, чтобы оспорить выводы Зайонца (они достоверно подтверждены), но чтобы их углубить и расширить.


Теория социальной фасилитации: определение и примеры

  • Социальная фасилитация относится к обнаружению того, что люди иногда проявляют повышенный уровень усилий в результате реального, воображаемого или подразумеваемого присутствия других.
  • Эта концепция была впервые сформулирована Норманом Триплеттом в 1898 году, когда он заметил, что производительность велосипедистов повышается (помогает) при групповых тренировках.
  • Психолог Флойд Олпорт в 1920 году назвал это социальной поддержкой.
  • Существует два типа социальной фасилитации: эффекты совместного действия и эффекты аудитории.
  • Последующие исследователи обнаружили, что производительность улучшилась в результате присутствия других (социальная поддержка), в то время как другие обнаружили, что она ухудшилась (социальное торможение).
  • Происходит ли социальная помощь или нет, зависит от типа задачи: люди, как правило, испытывают социальную помощь, когда они знакомы с задачей или хорошо усвоили навыки. Однако социальное торможение (снижение производительности в присутствии других) возникает при выполнении сложных или новых задач.

Социальная фасилитация — это улучшение выполнения задачи в присутствии других (аудитории, участника, соактера) по сравнению с их выполнением в одиночку.

История и происхождение

Эффекты совместного действия

Возможно, первый лабораторный эксперимент социальной психологии в этой области был предпринят Норманом Триплеттом в 1898 году. чем только по часам, увеличилась скорость велосипедистов.

Он попытался воспроизвести это в лабораторных условиях, используя детей и рыболовные катушки.

Было два условия: ребенок один и дети парами, но работающие в одиночку. Их задачей было намотать заданное количество лески, и Триплетт сообщает, что многие дети работали быстрее в присутствии партнера, выполняющего ту же задачу. Эксперименты Триплетта демонстрируют эффект совместного действия:

Эффекты совместного действия: Эффект совместного действия относится к явлению, при котором повышение производительности задачи достигается простым присутствием других, выполняющих ту же задачу. Примером может быть бег на 100 метров против кого-то.

Эффект совместного действия может сработать, если вы обнаружите, что лучше работаете в библиотеке, чем дома, где так же тихо (и так далее).

Другие исследования эффекта совместного действия включают Chen (1937), который заметил, что рабочие муравьи будут копать в три раза больше песка на одного муравья при работе (без сотрудничества) вместе с другими муравьями, чем при работе в одиночку.

Платт, Якш и Дарби (1967) обнаружили, что животные съедают больше своей пищи, если присутствуют другие представители их вида.

Эффекты аудитории

Социальная фасилитация происходит не только в присутствии соактера, но и в присутствии пассивного зрителя/аудитории. Это известно как эффект аудитории.

Дашиелл (Dashiell, 1935) обнаружил, что присутствие аудитории способствует умножению испытуемых за счет увеличения количества выполненных простых умножений.

Эффекты аудитории: Эффект аудитории относится к типу социальной фасилитации, при котором на поведение человека влияет присутствие других (аудитории), что вызывает доминирующую реакцию человека.

Трэвис (1925) обнаружил, что хорошо тренированные испытуемые лучше справлялись с психомоторной задачей (ротор преследования) перед зрителями. Однако Пессин (1933) обнаружил противоположный эффект аудитории, а именно то, что испытуемым требовалось меньше попыток выучить список бессмысленных слов, когда они были одни, чем когда они находились перед аудиторией.

Таким образом, представляется, что степень социального облегчения или торможения зависит от характера взаимодействия между задачей и исполнителем.

В некоторых случаях присутствие соисполнителей/аудитории улучшало качество исполнения (Dashiell 1935), но у других ухудшало качество (Пессин, 1933).

Какие виды поведения улучшаются в присутствии других, а какие ухудшаются?

Происходит ли социальная помощь или нет, зависит от типа задачи: люди, как правило, испытывают социальную помощь, когда они знакомы с задачей или хорошо усвоили навыки.

Однако при выполнении трудных или новых задач возникает социальная заторможенность (снижение работоспособности в присутствии других).

Социальная помощь

Считается, что социальная фасилитация включает три фактора:

Когнитивные факторы (конфликт отвлечения и внимание)

Конфликт отвлечения (Barron, 1986) внимание к человеку и уделение внимания задаче, влияющей на производительность.

Этот конфликт внимания побуждает человека уделять больше внимания задаче и, следовательно, повышает производительность при выполнении простых хорошо усвоенных задач.

Аффективные факторы (беспокойство быть оцененным)

Согласно Cottrell (1968), для социальной фасилитации важно не присутствие других людей, а боязнь быть оцененным ими.

Мы знаем, что одобрение и неодобрение часто зависят от оценок других, и поэтому присутствие других вызывает приобретенное возбуждение, основанное на тревоге оценки.

Зрители возбуждают нас, потому что мы узнали, что они оценивают наше выступление; мы считаем, что они не просто пассивные зрители.

Такое опасение при оценке производительности усиливает влечение/возбуждение

Физиологические факторы (влечение и возбуждение)

Согласно Зайонцу, поведение, которое является либо инстинктивным, либо очень хорошо изученным/наработанным, улучшается, тогда как новое или сложное поведение ухудшается .

Фундаментальное утверждение Zajonc (1966) состоит в том, что «аудитория мешает получению новых ответов и способствует распространению хорошо изученных ответов».

Его важнейший теоретический вклад заключался в том, что присутствие других усиливает испускание доминирующих реакций.

Объяснение Зайонца основано на теории мотивации Кларка Халла, которая утверждает, что высокий уровень возбуждения/драйва приводит к тому, что сейчас называется стрессом, и вызывает привычное поведение (часто неправильное).

Присутствие других усиливает возбуждение и, в сочетании с возбуждением, вызванным трудной или незнакомой задачей, приводит к стрессу и, как следствие, к плохой работе.

Дополнительное возбуждение, вызванное присутствием других, уводит нас за пределы оптимального уровня возбуждения и приводит к тому, что доминирующей реакцией становится то, что мы можем сделать легко, а не что-то новое или требовательное. Это подтверждается теорией оптимального возбуждения Йеркса-Додсона.

Доминантная реакция — это просто реакция, которая с наибольшей вероятностью возникает при наличии данного набора стимулов. Если задача дается человеку легко, то доминирующим ответом будет правильный (т. е. наиболее вероятный), и поэтому аудитория/соисполнитель помогает выявить это. В сложной задаче доминирующим ответом является неправильный(е) (т. е. снова наиболее вероятный), и поэтому аудитория/соисполнитель помогает выявить это.

Социальная фасилитация и социальная лень

Однако бывают случаи, когда присутствие других людей имеет противоположный эффект. То есть иногда мы не так усердно работаем в присутствии других, как в одиночестве, особенно если за нашим поведением не следят. Это явление известно как социальная леность.

Ссылки

Барон, Р. С. (1986). Теория конфликта-отвлечения: прогресс и проблемы. В Достижениях экспериментальной социальной психологии (Том 19, стр. 1-40). Академическая пресса.

Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология , 10(4), 437-455.

Коттрелл, Н. Б., Вак, Д. Л., Секерак, Г. Дж., и Риттл, Р. Х. (1968). Социальная фасилитация доминирующих ответов присутствием аудитории и простым присутствием других. Журнал личности и социальной психологии , 9(3), 245.

Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей .

Пессин, Дж. (1933). Сравнительное влияние социальной и механической стимуляции на запоминание. Американский журнал психологии , 45(2), 263-270.

ПЛАТТ, Дж. Дж., ЯКШ, Т., и ДАРБИ, К. Л. (1967). Социальное облегчение пищевого поведения у броненосцев. Психологические отчеты , 20(3c), 1136-1136.

Трэвис, Л. Э. (1925). Влияние небольшой аудитории на зрительно-моторную координацию. Журнал ненормальной и социальной психологии , 20(2), 142.

Триплетт, Н. (1898). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9(4), 507-533.

Zajonc, RB, & Sales, SM (1966). Социальная фасилитация доминирующих и подчиненных ответов. Журнал экспериментальной социальной психологии, 2 (2), 160-168.

Дополнительная литература

Bond, C.F., & Titus, L.J. (1983). Социальная помощь: метаанализ 241 исследования. Психологический бюллетень, 94 (2), 265.

Social Facilitation — The Decision Lab

Основная идея

Теория, встреча с практикой

TDL — это прикладное исследование. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Вспомните время, когда вы пытались выполнить какую-то работу дома, но не могли сосредоточиться на текущей задаче. Может быть, вы сидели там часами. . . и сделал только 30 минут работы. Или, может быть, вы просто ДОЛЖНЫ были сделать еще один перерыв на перекус, проверить вашу собаку и дважды проверить почтовый ящик — и вдруг это был конец дня.

Возможно, вы решили, что «хватит», и отправились со своим верным и терпеливым ноутбуком в ближайший Starbucks. Когда вы садились со своим напитком и снова начинали работать, вы заканчивали тем, что выполняли свою работу молниеносно.

Это был кофе? Возможно. Однако психология сказала бы, что социальная помощь объясняет повышение вашей продуктивности. Социальная фасилитация — это когда продуктивность людей увеличивается в результате реального или предполагаемого восприятия других. Дома ты знал, что ты один, поэтому было трудно мотивировать себя, чтобы что-то сделать. Однако в Starbucks вы знали, что вокруг есть другие люди, поэтому чувствовали необходимость работать более продуктивно.

Хотя человек может этого не осознавать, группы оказывают очень мощное и драматическое влияние на человеческое поведение. Каждый ведет себя по-разному, когда он находится среди людей, по сравнению с [так в оригинале], когда он один. Социальная фасилитация [так в оригинале] самая основная теория социальной психологии заключается в том, что, когда человек один, он или она более расслаблен и не беспокоится о внешнем виде своего поведения.


– Paul Kleinman

Теория и практика

TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Социальная фасилитация: явление, при котором люди проявляют повышенный уровень усилий и производительности в присутствии других — будь то реальное, воображаемое, подразумеваемое или виртуальное — по сравнению с их усилия и уровень производительности, когда они одни. Существует два типа социальной фасилитации: эффекты совместного действия и эффекты аудитории. 1

Эффекты совместного действия: Когда присутствие других людей, выполняющих ту же задачу, повышает производительность. 1

Эффекты аудитории: Когда простое присутствие других в качестве аудитории вызывает повышение производительности. 1

Социальное торможение: Относится к склонности к снижению или ухудшению своих показателей в присутствии других. 2

История

Концепция социальной фасилитации была впервые предложена американским психологом Норманом Триплеттом в 1898 году. Он изучал результаты велогонщиков и заметил, что велосипедисты, которые тренируются вместе с другими велосипедистами, показывают лучшие результаты, чем когда они просто пытались побить свой личный рекорд. 3

В 1924 году психолог Флойд Х. Олпорт первым официально использовал термин «социальная фасилитация», который он определил как «усиление реакции просто на вид или звук других, совершающих то же движение». 4  Сегодня определение включает в себя увеличение количества ответов от других, которые могут не выполнять ту же задачу, наряду с исходным определением Allport.

Работа Триплетта вдохновила многих других на изучение социальной фасилитации. Исследование муравьев 1937 года показало, что рабочие муравьи будут копать в три раза больше песка на каждого дополнительного присутствующего муравья, а также копать песок. 5  Исследование, проведенное в 1967 году, показало, что броненосцы, как правило, съедают значительно больше пищи, когда присутствуют другие броненосцы. 6

Все упомянутые выше исследования являются примерами эффектов совместного действия. Американскому психологу Джону Дэшиллу обычно приписывают открытие типа социальной фасилитации, называемого «эффектами аудитории», поскольку его исследование 1935 года показало, что присутствие аудитории увеличивает эффективность умножения у взрослых участников, измеряемую количеством завершенных умножений. . Однако сегодня существует гораздо больше исследований, посвященных эффектам аудитории. 7

Люди

Норман Триплетт

Норман Триплетт был американским психологом, работавшим в Университете Индианы, получившим наибольшую известность за свою работу по социальной помощи. Его работа с велосипедистами в 1898 году признана сегодня первым опубликованным исследованием в области социальной психологии, которая является отраслью психологии, изучающей социальные взаимодействия между людьми. Помимо работы в области социальной психологии, Триплетт также интересовался психологией магии. Он изучил множество различных фокусных техник и описал некоторые принципы, лежащие в основе этих техник, такие как оптические иллюзии и математические расчеты.8

Флойд Х. Олпорт

Американский психолог Флойд Х. Олпорт широко известен как один из основателей научной дисциплины социальной психологии. Он получил докторскую степень. из Гарварда в 1919 году и оставался там лектором до 1922 года. Одним из его наиболее заметных достижений является его книга под названием Социальная психология, , в которой он интегрировал психологические знания в такие области, как развитие ребенка. Книга также включала собственное исследование Оллпорта по групповому влиянию, а также полезный набор концепций для исследования — например, социальная фасилитация, социальное приращение/уменьшение, афферентное/эфферентное обусловливание и т. д. 9

Джон Дэшил

Джон Фредерик Дэшил был американским психологом и бывшим президентом Американской психологической ассоциации (АПА). После получения двух степеней бакалавра он был принят в Колумбийский университет, чтобы закончить аспирантуру по психологии. Позже Дэшил довольно много переезжал, преподавая в разных учебных заведениях, пока не остановился на Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле, где стал заведующим кафедрой. В 1938, во время своего пребывания на посту президента АПА выступал за реинтеграцию философии в область психологии, за ее методологию и логику. 10, 11

Последствия

Исследование Триплетта на велосипеде широко считается первым лабораторным экспериментом в области социальной психологии. 1  Впоследствии, в 1930-е годы, многие психологи бежали в Соединенные Штаты из нацистской Германии и сыграли большую роль в раннем развитии социальной психологии. В первую очередь они изучали убеждение и пропаганду, чтобы помочь военным США, но позже перешли к более широкому кругу социальных вопросов, включая расовые предрассудки. 12  Другими словами, исследование Триплетта концепции социальной помощи положило начало всей области социальной психологии, которая находит множество приложений в нашей повседневной жизни.

На основании работ Оллпорта в 1924 г. и Дашиелла в 1935 г. факторы, влияющие на поведение в присутствии других, были сведены американским социальным психологом Бернардом Герином в следующий список в 1993 г.: конкуренция (соперничество), моделирование, поощрение или социальное подкрепление, возбуждение, контролируемость, имитация, членство в группе, отвлечение внимания и оценка. Все эти факторы влияют на нашу повседневную жизнь, и их понимание может помочь нам использовать их для достижения наших целей, оптимальной мотивации и многого другого.

Возьмем, к примеру, зрителей на спортивном матче. Это яркий пример социальной фасилитации в реальном мире. По словам польско-американского психолога Роберта Б. Зайонца и американского психолога Стивена М. Сэйлса, аудитория вызывает у спортсменов возбуждение, заставляя их выполнять доминирующую (то есть наиболее естественную) реакцию. Простые, хорошо отработанные действия увеличат производительность; сложные, незнакомые действия будут нарушены. 13   Таким образом, спортсмены, которые много тренируются и знакомятся с различными играми и навыками, увидят  улучшение  перед публикой.

Спортсмены не одиноки в этом. Социальная фасилитация может быть дополнительно воплощена в выступлениях музыкантов, комиков, и даже наши собственные задачи также могут улучшиться перед аудиторией, если мы хорошо разбираемся в своих действиях.

Противоречия

Очарованный результатами упомянутого выше исследования велосипедистов, Триплетт попытался воспроизвести это явление, наблюдая за поведением детей, выполняющих задание с рыболовной катушкой. Он обнаружил, что, соревнуясь с другими детьми, половина участников работала быстрее, одна четверть работала медленнее, а оставшаяся четверть работала в том же темпе по сравнению с выполнением того же задания в одиночку. Другими словами, у 50% детей наблюдалось повышение успеваемости. 50% нет.

Это не единственный эксперимент, противоречащий первоначальному предложению Триплетта. В 1933 году исследование, опубликованное в Американском журнале психологии , показало, что, когда участников просили запомнить список бессмысленных слогов, их производительность (измеряемая количеством повторений, необходимых для полного запоминания списка) была лучше, когда они в одиночку , а не в чьем-то присутствии. 14

Zanjoc и Sales предлагают способ разобраться в этих, казалось бы, противоречивых результатах. Они предположили, что присутствие зрителей усиливает индивидуальное доминирующий ответ . Но для большинства участников исследования 1933 года запоминание списков бессмысленных слогов не было хорошо отработанным поведением. Таким образом, их выступлению мешало, а не помогало присутствие зрителей. Если бы задача казалась участникам знакомой, их производительность улучшилась бы.

На основе этого открытия был придуман термин «социальное подавление». Это относится к явлению, которое возникает, когда производительность в незнакомой деятельности снижается  в присутствии других наблюдателей и обычно используется в отличие от социальной помощи.

Однако наряду с предложением Зайонца и Сейлса есть еще два предложенных объяснения несоответствий, которые мы наблюдаем между экспериментами по социальной фасилитации. Первая была предложена исследователем Робертом С. Бэроном в 1986 году и названа им теорией отвлечения-конфликта. По словам Барана, конфликт между вниманием к присутствующему человеку и сосредоточением внимания на поставленной задаче объясняет противоречивые результаты. 15

Второе предложенное объяснение исходит от исследователя Николаса Б. Коттрелла и его коллег. Они предположили, что вместо простого присутствия других, усиливающих доминирующую реакцию, необходима наблюдающая аудитория. Другими словами, именно ощущение того, что вас оценивают, а не наблюдают, влияет на производительность. Беспокойство от осознания того, оценивают ли те, кто наблюдает за нами, нашу работу, вызывает доминирующую реакцию во время выполнения задачи. 16

Практический пример

Социальная фасилитация в командах НБА

Был проведен анализ 8950 игр Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), чтобы оценить, как размер аудитории может повлиять на уровень навыков и опыт команды для прогнозирования результатов. У исследователей было четыре гипотезы, но одна из них, наиболее актуальная для нас, заключалась в том, что между посещаемостью и производительностью для превосходящих команд (имеющих преимущество в победе) будет положительная связь, а 0113 отрицательный  соотношение для аутсайдеров (не благоприятствующих победе) команд.

Как и предсказывалось, они обнаружили, что в каждой игре результативность любимой команды будет увеличиваться. Интересно, однако, что они обнаружили, что команды аутсайдеров работали значительно лучше , а не хуже, в условиях с большей аудиторией, вопреки их первоначальной гипотезе. Они также обнаружили, что только команды-аутсайдеры показали положительную корреляцию между производительностью и размером аудитории на домашних играх. Это, казалось, противоречило теории социальной фасилитации Зайонца и Сэйлса. Вместо этого исследователи утверждали, что вместо того, чтобы быть запуганными толпой противников (как предсказывает теория Зайонца и Сэйлса), команды-аутсайдеры использовали дополнительное давление в качестве мотивации, чтобы принять вызов. 17

Сопутствующий контент TDL

Справочное руководство: Безделье в обществе

Хотя мы склонны противопоставлять социальное облегчение и социальное подавление, наше поведение меняется другими способами, когда мы переходим от одиночества к нахождению среди других. В этой статье мы рассмотрим социальную леность: явление, при котором люди прилагают меньше усилий, когда работают над достижением коллективной цели. Посмотрите глубже, чтобы понять его значимость для общества, пролейте свет на различные вещи, которые могут повлиять на вашу производительность.

Этапы изменений: как мотивировать, способствовать и подкреплять желаемое поведение

Хотите научиться мотивировать себя, не полагаясь исключительно на присутствие других? Это краткое чтение поможет вам понять, как применять поведенческие идеи, чтобы избавиться от вредных привычек и сформировать новые, используя стратегии мотивации, фасилитации и подкрепления.

Почему мы меняем свое поведение, когда за нами наблюдают?

Вы когда-нибудь замечали, что вы ведете себя по-разному, когда вы одни, и когда вы на публике? Эта статья освещает эффект ожидания наблюдателя, который относится к тому, как воспринимаемые ожидания наблюдателя могут влиять на наблюдаемых людей. Кратко прочитайте эту статью, чтобы узнать, почему так важна систематическая ошибка ожидания наблюдателя и как ее избежать.

Источники

  1. Маклеод, С. (2020, 24 июня). Социальная помощь . Социальная помощь | Просто психология. https://www.simplypsychology.org/Social-Facilitation.html.
  2. Маккарти, М., и Карау, С. (2016). Социальное торможение. Оксфордские онлайн-справочники . https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199859870.013.9
  3. Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9 (4), 507-533.
  4. Герен, Б., и Иннес, Дж. (2009). Социальная помощь . Издательство Кембриджского университета
  5. Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология
    , 10 (4), 437-455.
  6. Платт, Дж. Дж., Якш, Т., и Дарби, К. Л. (1967). Социальное облегчение пищевого поведения у броненосцев. Психологические отчеты , 20 (3_suppl), 1136-1136.
  7. Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей .
  8. Норман Триплетт . Академические словари и энциклопедии. (н.д.). https://en-academic.com/dic.nsf/enwiki/1498490.
  9. Олпорт, Флойд Х . Международная энциклопедия социальных наук. (н.д.). https://www.encyclopedia.com/social-sciences/applied-and-social-sciences-magazines/allport-floyd-h
  10. Смит, Л. (1986). Бихевиоризм и логический позитивизм: переоценка союза. Journal of Mind and Behavior , 7 (4).
  11. Возняк, Р. Х. (1997). Джон Фредерик Дэшил и основы объективной психологии
    . http://bascom.brynmawr.edu/psychology/rwozniak/dashiell.html.
  12. Социальная психология: определение, история, методы, приложения – iresearchnet . Психология. (н.д.). http://psychology.iresearchnet.com/social-psychology/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *