Теории личности. Фазы развития личности
Развитие личности – это процесс вхождения индивида в определенную социально-культурную среду, т.е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп общества, обладающие установившимися правилами и нормами поведения.
Фазы развития личности
1. Адаптационная
усвоение социальных ценностей, правил и норм поведения (обычно в семье, без конфликтов)
3. Интеграция
индивидуальные черты личности и социальных норм (проблемная фаза, ребенок в группе, в труде, ЗОЖ и т.д.)
2. Индивидуализация развитие генетически заложенных факторов личности (задатки, способности у ребенка)
Неизбежно возникают противоречия между двумя линиями развития человека: социально адаптационным и генетически заложенным.
Именно поэтому по мере формирования личности, возникают трудности адаптационного периода на 1 фазе развития личности. Эти трудности в той или иной степени связаны с противоречием между, как правило, приветствуемой обществом тенденцией «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации – стремлением «стать самим собой» характерной для 2 фазы. Фаза интеграции связана с процессом интеграции специфических характеристик человеческой индивидуальности и общественных норм. При этом обычно преобладающее значение имеют нормы относительно узкой общественной группы, того социального слоя, который непосредственно окружает данного человека.
Если человеку удается нормально адаптироваться в имеющей для него важное значение нормативной (референтной) социальной группе, т.е. в группе, соответствующей его социальным интересам, то такая ситуация способствует успешному завершению фазы интеграции. При условии интеграции человека в референтную группу с высокоразвитыми положительными социальными ценностями и моральными нормами у него активно формируются такие положительные черты характера, как справедливость, гуманность, требовательность к себе, доверие к людям, потребность в полезной деятельности и т.д.
Однако в случае трудностей, возникающих на стадиях индивидуализации и интеграции, когда человек не может преодолеть сложности адаптационного периода, у него развивается комплекс негативных качеств: зависимость, робость, неуверенность в себе и своих возможностях, конформизм.
Эти фазы развития личности пересекаются с фазами социализации (первичная, вторичная, повторная).
5. Структура личности
В структуру личности включают ряд систем: способности, мотивация, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, эмоции и чувства, нравственные качества.
Личность
Темперамент
Нравственные качества
Характер
Эмоции, чувства
Мотивация
Социальные нормы и установки
Способности
Данные структурные качества будут определять потребительское поведение личности.
Темперамент – индивидуально-своеобразная природно-обусловленная совокупность динамичных проявлений психики, т.е. интенсивность, скорость, темп, протекания психических процессов (реакций). Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Характер – своеобразие склада психологической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь, — в отношении к людям, к делу, к самому себе. Характер формируется и развивается в процессе познания и практической деятельности.
Способности – возможности человека в той или иной деятельности. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Не путать с задатками.
Эмоции – непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности.
Чувство – осознанное обдуманное, более сложное, чем эмоции, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности . Могут быть выделены три фазы развития личности:
1) Адаптация
предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
× Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе.
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
× Если в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка.
3) Интеграция
детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
Всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция , ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразован
liardi.ru
Этапы развития личности (часть 1) — Психология PRO
Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания.
Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.
Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.
Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.
Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на чувство собственной важности. Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.
Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.
Критерии развития
Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «чуткость».
Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.
Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.
Первый этап развития личности
Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.
Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.
Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.
На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.
Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.
К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.
Второй этап развития личности
Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.
На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.
Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.
На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.
На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.
Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.
По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.
Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.
Третий этап развития личности
Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.
Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.
Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.
Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.
Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.
Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.
Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Этапы развития личности (часть 1) — Психология PRO
Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания.
Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.
Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.
Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.
Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на чувство собственной важности. Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.
Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.
Критерии развития
Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «чуткость».
Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.
Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.
Первый этап развития личности
Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.
Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.
Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.
На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.
Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.
К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.
Второй этап развития личности
Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.
На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.
Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.
На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.
На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.
Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.
По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.
Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.
Третий этап развития личности
Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.
Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.
Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.
Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.
Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.
Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.
Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Кризисные фазы процесса развития личности
Кризисные фазы процесса развития личности
Любая методология, положившая в свое основание какие-либо содержательные элементы, рано или поздно (при столкновении с неучтенными содержательными компонентами или сопоставлении содержательных закономерностей, которые не могут быть сведены под один «знаменатель») оказывается недееспособной или, если выражаться точнее, действительна лишь для определенного континуума и в этом смысле неконвертируема. Лучше всего этот факт прослеживается на феномене «изменения парадигмы». «Выбор между конкурирующими парадигмами, – пишет Томас Кун, – оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни научного общества».[192] Но все же этим «конкурирующим парадигмам» приходится сосуществовать, и обеспечивается это не их целостностью (единством), а принципом дополнительности (Н. Бор), что создает все условия для действия принципа неопределенности (В. Гейзенберг), неопределенности, которая свидетельствует о теоретической слабости данных методологий, основанных на содержательных элементах.
Новая методология (психософия), которая основывается на несодержательных принципах, призвана снять указанные ограничения, однако здесь имеет место своя специфика. Поскольку все для нее является процессом, следовательно, говоря о том, что всякий процесс имеет четыре этапа, мы должны также признать и то, что каждый из этих этапов тоже является процессом, то есть и он имеет свои четыре этапа и так дальше. Впрочем, кого-то подобный факт может смутить, но он вряд ли удивит тех, кто знаком с трудностями, которые испытывает физика, пытавшаяся отыскать конечную корпускулу (и, казалось, уже отыскавшую ее, а именно «кварк»), а ныне вынужденная признать, что материя делима и дальше, так что предела этому «делению» не видно. Действительно, аналитическое деление, а оно именно аналитического толка (фактически никто не только кварка, но и кванта не видел), может продолжаться сколь угодно долго.
Однако же новая методология делает в этом смысле существенную оговорку, полагая себя инструментом (то есть признает аналитический характер производимых ею операций), в то время как иные методологические системы продолжают базироваться на вызывающем сомнение допущении, что, мол, имеют дело именно с «материей», то есть утверждают свои данные не как аналитические (концептуальные) модели, но как «объективное» свидетельство «объективной» же реальности. Подобное допущение вряд ли стоит поощрять, поскольку нельзя не признать того очевидного факта, что есть операции, производимые мышлением, а есть реальность, которая существует по своим собственным законам, и если некие операции (сложение, вычитание, обобщение, конкретизация и т. п.) действительны в области мышления, это отнюдь не означает, что подобные же операции свойственны и реальности (организуют ее), которая (как таковая, в своей собственной данности) нам недоступна.
Наши допущения, что законы мышления идентичны (родственны, сходны, едины, конвертируемы) законам существования материи, – именно допущения, и не более того. Эту мысль прекрасно выразил Людвиг Витгенштейн: «Посмотрев на дело с такой точки зрения, – пишет он, – мы склонны употребить нашу идею строительного материала еще и на другом заводящем в тупик пути и сказать, что весь мир, как психический, так и физический, сделан из одного материала».[193] Путь же этот действительно тупиковый, а фактически «проблема-головоломка двух субстанций – сознания и материи – неразрешима».[194]
Именно неразрешимость этой «проблемы-головоломки» и вынуждает нас искать инструмент, своего рода «переговорщика», посредника, который бы позволил нам осуществлять взаимодействие между системами из различного «строительного материала». Таким инструментом и призвана стать новая методология (психософия), базирующаяся на несодержательных принципах и тенденциях. Поскольку же новая методология рассматривается нами как инструмент (и странно было бы понимать «методологию» как-то иначе), то нам не стоит удивляться некоторым парадоксальным выводам, которые могут иметь здесь место (как математика не удивляет нас «отрицательными числами»).
К числу таких парадоксов следует отнести и высказанное выше соображение относительно взаимодействия принципа развития (четыре этапа развития любого процесса) и принципа процесса (всякое явление – есть процесс). Иными словами, поскольку новая методология бессодержательна, мы имеем полное право применять ее по отношению к любому явлению, равно как и к, условно говоря, составляющему этого явления. То есть процесс развития личности действительно имеет четыре этапа, однако каждый из этих этапов может быть рассмотрен нами в качестве процесса с присущими ему четырьмя этапами и т. д.
Теоретически такое аналитическое «деление» и «рассмотрение» может быть продолжено сколь угодно долго, однако это вряд ли имеет некую практическую ценность, поэтому мы позволим себе остановиться лишь на наиболее крупных, а потому и наиболее существенных «подразделах».
Согласно принципу развития, кризисным этапом из четырех обязательных является второй: первично-закрытая модель (ПЗМ). Этот тезис требует отдельного пояснения. Универсальность используемых новой методологией принципов предполагает, что любой процесс может несодержательно рассматриваться как центр (принцип центра), тогда как его (центра) отношения (принцип отношения) с другими центрами (процессами) создают структуру, которая насыщена содержанием. При этом, если мы рассматриваем процесс и как систему, и как центр, существование процесса как системы (центр) определяется ее отношениями с другими центрами. Эти отношения можно уподобить процессу адаптации (феномен адаптации в этом смысле есть не аналогия, но, по меткому выражению Л. Витгенштейна, «пример отношения»): изменения рассматриваемого процесса (процесс как система) определяются его отношениями с другими процессами (системами).
Рассмотрим процесс психологической адаптации в качестве примера такого отношения. Наши исследования по адаптации человека к непривычным условиям существования[195] показали, что испытуемые в эксперименте по групповой изоляции реализуют следующие поведенческие стратегии:
– на первом этапе используются прежние стереотипы поведения, которые были свойственны данным лицам до изменившихся условий существования;
– на втором этапе эти стереотипы поведения доказывают свою неэффективность в новых условиях и возникает «кризис адаптации», который можно охарактеризовать как невозможность дальнейшего использования прежних поведенческих стратегий, имеющихся в арсенале данного индивида, с одной стороны, и отсутствие у него новых поведенческих стратегий, отвечающих требованиям изменившихся условий существования, с другой;
– к третьему этапу испытуемый формировал новые поведенческие стратегии, отвечающие наличествующим условиям существования, и потому данный период характеризуется самой высокой степенью психологической адаптации;
– четвертый период, связанный в эксперименте с ожиданиями испытуемыми окончания эксперимента, снова характеризовался спадом уровня адаптации, что объясняется их отказом от устоявшихся стереотипов поведения и продумыванием новых, соответствующих ожидаемому выходу испытуемых из эксперимента (впрочем, можно предположить, что в отсутствие подобных ожиданий четвертый этап психической адаптации не имел бы столь очевидного спада).
Поскольку новая методология имеет дело с психологическим опытом (при этом все, с чем мы имеем дело посредством «психического датчика», является нашим психологическим опытом), более того, предмет нашего исследования четко определен – это личность (то есть результат процесса социализации) и ее развитие (то есть изменение личности как результат процесса социализации), то очевидно, что, рассматривая процесс развития личности, мы имеем полное право использовать формулу адаптации в качестве концептуальной модели. Таким образом, в самом общем виде процесс развития личности может быть рассмотрен как процесс изменения личности в структуре ее отношений с социумом.
Однако здесь возникает трудность, которую никак нельзя обойти. Очевидно, что процесс адаптации индивида к социальной среде (в привычном понимании адаптации) не что иное, как процесс формирования личности, но не ее развития. Если адаптацию понимать как приспособление, то речь идет о самореализации индивида в данных условиях, что сопровождается определенным структурным ростом его как системы (формирование среднего и внешнего контуров личности), но в этом случае никак нельзя говорить о самоактуализации. С другой стороны, допускать, что в процессе развития личности происходит некий спонтанный процесс «актуализации сущности (индивидуальности)» человека (личности), никак не связанный с имеющими место отношениями (то есть в обход принципа отношения), непозволительно.
При данных обстоятельствах может возникнуть мнение, что процесса развития личности действительно не существует. В противном случае непонятно, что, собственно, толкает личность к тому, чтобы вопреки успешной адаптации (формирование личности), то есть приобретению «равновесного» отношения со средой адаптации (социумом), претерпевать некие новые изменения («стихийность» или «спонтанность» этого процесса мы уже исключили). Иными словами, непонятно, каковы движущие силы, которые нарушают возникшее было благополучие.
Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся понять: к чему, собственно, адаптировалась личность в процессе ее формирования? Возникает искушение сказать, что она адаптировалась к социуму, но этот ответ представляется весьма пространным.
Попробуем его уточнить: произошла ли в процессе формирования личности адаптация ее к другим людям (личностям), или же все-таки она адаптировалась к условиям социальной среды? Иначе говоря, приспособилась ли личность в процессе своего формирования к другим личностям, или же она усвоила правила социальной игры, то есть научилась (сформировала поведенческие стереотипы) поведению в обществе, или же она научилась понимать (ощущать, воспринимать) каждого отдельного человека в его индивидуальности (уникальности, инаковости)?
Представим себе любую человекообразную обезьяну (гориллу, орангутанга, шимпанзе). Воспитываясь в стае, она так же, как и ребенок человека, пребывает в своего рода «социуме», она так же осваивает определенные навыки поведения, свое место в группе и т. п. Кем являются для нее ее сородичи, если не факторами среды, сопоставимыми с любыми другими того же порядка: отношения с представителями других групп обезьян, с животными других видов, родов, семейств и т. д., с растительностью, климатическими условиями? Принципиального отличия при всем желании нам найти не удастся: это по-настоящему внешний, «безличный», хотя и с характерными содержательными особенностями, фактор. Понятно, что эти приведенные в качестве примеров отношения будут разными, но в целом по своему существу – это отношения с определенными факторами внешней среды, где интересна скорее схожесть, нежели инаковость.
Теперь представим себе ребенка, который воспитывается родителями, он испытывает по отношению к ним определенные чувства. Однако насколько существенно изменилась бы ситуация, если бы этот же ребенок воспитывался другими родителями? Были бы его отношения с этими – другими – родителями принципиально иными? Разумеется, мы нашли бы множество частных содержательных отличий (это выражалось бы в его интересах, культуральных особенностях и т. п.), но, что называется, по большому счету – эти отношения были бы вполне тождественными: чувства привязанности, зависимости, благодарности, страха, удовольствия и т. п. Иными словами, подлинная индивидуальность (уникальность, инаковость) родителя как личности (его сущности) остается не проясненной ребенком, он адаптируется к своему положению (месту) в среде (я-отождествленные роли), но не к инаковости конкретного человека. Когда же дело касается более общих социальных регистров (например, «дети», «взрослые», «мужчины», «женщины», «учителя», «врачи»), то эта особенность проявляется с еще большей очевидностью.
Один из наиболее известных идеологов персонализма – Эмманюэль Мунье, сталкиваясь с этим феноменом, исходит из положения, что описывать можно «только внешние по отношению к человеку предметы, те, что доступны наблюдению», таким образом, продолжает он, «личность не может рассматриваться как объект» (здесь следует оговориться, что Э. Мунье понимает под термином «личность» нечто, что с определенной условностью соответствует «внутреннему контуру» или «сущности» личности в нашей терминологии). Таким образом, описывая или рассматривая какого-то человека, мы получаем множество различных функций, а сам человек как будто ускользает от нас за этими перечислениями, которые есть не что иное, как я-отождествленные (или я-неотождествленные) роли. «Мой сосед, – пишет Э. Мунье, – служащий, у него и вид служащего, и психология служащего, и я могу изучать его в качестве такового, хотя все перечисленное не исчерпывает его полностью. Он еще и француз, буржуа, одержимый социалист, католик и т. п. К тому же мой сосед не просто некий Бернар Картье, но вполне определенный Бернар Картье. Я могу тысячей способов определить его в качестве единичного индивида, и это помогает мне понять и – что весьма важно – приноровиться к нему, узнать, как мне вести себя с ним. Но всякий раз я имею дело с отдельными аспектами его существования».[196] Таким образом, Э. Мунье фактически указывает на феномен социальной адаптации, однако речь идет об адаптации не к человеку как таковому (в его индивидуальности, инаковости), а тому, что можно было бы назвать «социальными функциями» этого человека, то есть к социальной среде.
То есть в своем приспособлении к социальной среде ребенок руководствуется не подлинной индивидуальностью конкретных (отдельно взятых) элементов среды, но, как это ни парадоксально, их схожестью, он ищет не столько их отличия друг от друга, как может показаться в первом приближении, сколько их подобия, он выделяет идентичные признаки; в противном случае, с одной стороны, мы бы не имели столь быстрого и очевидного роста (формирования) среднего и внешнего контуров его личности, а с другой, адаптация ребенка к социуму была бы крайне затруднена, поскольку ориентация на отличия не позволила бы ему формировать стереотипы (шаблоны) приемлемого и эффективного поведения. Таким образом, с тем успехом, как и к социальной среде, он адаптируется к климатическим условиям, кухне и т. п.
Следовательно, мы вынуждены с необходимостью заключить, что в процессе формирования личности ребенок адаптируется к социуму как среде (игре), но не к данным конкретным людям. Он осваивает правила (шаблоны, стереотипы) поведения, но не специфику индивидуальных отношений с данным конкретным человеком, он формирует и отыгрывает роли, соответствующие обстоятельствам, но не проявляет свою уникальность. Его действительным vis-a-vis оказывается не конкретный человек (его уникальность, инаковость), но некий внешний фактор с совокупностью определенных свойств и признаков, причем это даже не его – vis-a-vis – собственные свойства и признаки, а свойства и признаки, по которым его с ним самим идентифицирует ребенок, которые ребенок определяет сам для себя; это своего рода сигналы, которые служат ребенку для определения того, в какой роли он должен сейчас выступить, каким он должен быть.
Иными словами, в процессе формирования своей личности ребенок адаптируется не к конкретным личностям, но к их представительствам в Реальности (средний контур) и Индивидуальной Реальности (внешний контур) структуры психического (личности, в частности) данного ребенка. То есть ребенок адаптируется не к Другим (с большой буквы), а к другим (с маленькой буквы), к образам, но не к реальным, фактическим, индивидуальным и уникальным людям (сущностям личностей).
Здесь-то и закладывается фундамент будущих перипетий развития личности. Хотя данная адаптация, происшедшая в процессе формирования личности, приведшая и бывшая этим процессом, и кажется успешной (в той или иной степени), но ребенок (формирующаяся личность) все-таки адаптировался не к социуму (если мы понимаем под социумом разных людей, в основе личности каждого из которых лежит уникальная, сущностная индивидуальность), а к социальной среде. Последняя же на самом деле не есть нечто существующее само по себе, где-то вовне, нечто «объективное» и «осязаемое», а фактически – собственная структура личности данного конкретного человека, его средний и внешний контуры, в которых и расчерчена структура тех ролевых отношений, что понимаются нами как «социальные» (в традиционном смысле), в которых и существуют те другие (с маленькой буквы), с которыми данная личность своими ролями (я-отождествленными и я-неотождествленными) вступает в отношения.
Таким образом, если соблюсти максимальную строгость и последовательность, необходимо признать, что ребенок в процессе формирования своей личности адаптируется не к Другим (с большой буквы), находящимся «по ту сторону» его самого (его замкнутости в самом себе), к «реальным Другим», а к своим собственным реакциям на них (Других), которые (Другие) для него в таком их виде – другие (с маленькой буквы), некие представительства, но не сами представляемые. Фактически мы вынуждены признать, что формирующаяся личность замкнута в самой себе и эти другие (с маленькой буквы) – располагаются не вовне, а внутри сформированной личности. В сущности личность по результатам своего формирования – это некое «абсолютно черное тело»; сигналы, «изымаемые» ею из внешнего мира, с одной стороны, соответствуют ее собственным «диагностическим» возможностям и потребностям, а с другой стороны – адаптируется ребенок (вырабатывает поведенческие стратегии) не к тем (Другим), от кого эти сигналы «исходят», и даже не к этим сигналам, а к своим реакциям на них, на эти сигналы.
Таким образом все «социальные отношения», о которых обычно думают, произнося данное многозначительное и пустое в своем основании словосочетание, есть не более чем виртуальная структура, располагающаяся не где-то «между» людьми, а в них самих, в каждом из них по отдельности. Можно сказать, что у каждого человека, личность которого сформирована, но не развита, своя «пьеса», в этом смысле социальность этих «социальных отношений» весьма условна. Иными словами, личность является носителем виртуальной структуры социальных отношений, которую она в самой себе формирует в процессе своего формирования как личности и к которой она адаптируется. Подлинной коммуникации здесь нет места; здесь можно использовать такую аллегорию: луна кажется светящейся, а то, что это не ее свет, но свет солнца, ею отраженный, сформированной личности (ВОМ процесса формирования личности) пока неизвестно – «коммуникация» со светом луны не более чем досадное недоразумение, поскольку нельзя взаимодействовать с тем, чего нет, а луна не светит, но лишь отражает.
В конечном итоге адаптированная к социальной среде личность (результат процесса ее формирования) не так уж далека от того положения, в котором оказывается человек, обозреваемый взглядом представителя радикального солипсизма. Иоганн Готлиб Фихте, вступая в работе «Назначение человека» в диалог с Духом, пишет: «Из предыдущего я понял, что я действительно не больше того, что ты говоришь; и это перенесение того, что только существует во мне, на нечто вне меня, от которого я все-таки не могу удержаться, кажется мне в высшей степени странным. Я ощущаю в себе, а не в предмете, так как я – я сам, а не предмет; я ощущаю, следовательно, только себя самого и свое состояние, но не состояние предмета. Если существует сознание предмета, то оно по крайней мере не восприятие или ощущение: это ясно».[197]
Вероятно, подобный взгляд не кажется весьма оптимистичным, однако же он позволяет тому же И.Г. Фихте сделать существенные и очень важные с психологической, да и общечеловеческой точек зрения выводы: «Подобно тому, – пишет И.Г. Фихте в другой части этой же работы, – как я спокойствием и преданностью чту это высшее провидение, так я должен чтить в своих поступках и свободу других существ вне меня. Вопрос не в том, что, согласно моим понятиям, должны делать они, а в том, что могу делать я, чтобы побудить их делать это».[198] Такое столь важное для межличностного общения почтительное уважение к другому человеку (к Другому) возможно только в том случае, если представленная позиция солипсизма не вызывает у нас никаких сомнений, в противном случае мы будем неизменно мучиться искушением навязать другому человеку свою точку зрения и «свое добро», желанием оценивать его «собственной мерой», судить и рядить. Однако же для личности уровня ПОМ развития личности (или ВОМ формирования личности), которая не видит еще «сокрытости» Другого, не ощущает его как Другого, рассуждает от самой из субъективных, так называемой «объективной» точки зрения, подобное отношение к нему (Другому) невозможно, она настойчиво пытается впихнуть Другого в прокрустово ложе своих внешних контуров (своих других (с маленькой буквы)), не видя ни инаковости другого существа, ни его сущностной индивидуальности.
Понятно, что в данной ситуации, сколь бы удачной ни была адаптация, она по сути своей весьма иллюзорна и более чем относительна. Более того, чем она «лучше», чем она «жестче», тем более велика вероятность несоответствия ее форм, структур и результатов реальному положению дел. Соответственно тем отчетливее, разительнее будут проявляться противоречия между тем, что «должно быть» (адаптация к виртуальным социальным отношениям), и тем, что есть на самом деле. Иными словами, поскольку Другие ведут себя так, как они себя ведут, тогда как по результатам формирования личности конкретного человека им «предписано» (в его виртуальном психологическом пространстве) некое определенное поведение (и никакой «самодеятельности»!), соответствующее его я-отождествленным и я-неотождествленным ролям, возникает диссоциация между тем, как «должно быть», и тем, как оно есть на самом деле.
Тут-то и возникает кризис адаптации, когда прежние стереотипы поведения оказываются несостоятельны, поскольку такое поведение Других (с большой буквы) не предполагалось и не вписывается в определенные структурой данной личности каноны (ролевые отношения), а никаких иных готовых вариантов поведения на этот случай у этой личности нет. И понятно, что чем жестче данные роли определены (распределены), тем заметнее будет для данной личности возникшее несоответствие. И чем она будет последовательнее в проведении своей концепции, не пытаясь скрыться за дымовой завесой псевдологических объяснений и огульных, спасающих ее от крушения собственных виртуальных структур, обвинений, тем очевиднее будет кризисность ситуации. Причем даже если такая личность пойдет по пути объяснений и обвинений, то в конечном итоге ей все равно рано или поздно придется пережить тяжелейший кризис, особенностью которого будет не столько ощущение собственной неадекватности, потерянности (как в первом случае), а разочарования и негодования. Так или иначе часы ее виртуальной структуры «социальных отношений» уже сочтены, а кризис адаптации налицо. Таковы в общих чертах движущие (потенцирующие, инициирующие) силы процесса развития личности, который также является адаптацией, но только адаптацией к Другим (с большой буквы), а не к миру других, к Миру, а не иллюзорному «микрокосму».
Фактически кризис, который был только что нами описан, – это уже второй этап развития личности, поскольку первый (ПОМ процесса развития личности), как известно, совпадает с последним этапом формирования личности (ВОМ процесса формирования личности), а потому и не идентифицируется, то есть не может быть выделен по каким-либо признакам. Итак, первый значимый для нас с психотерапевтической точки зрения кризис развития личности по сути сигнализирует нам о том, что процесс развития личности идет уже полным ходом, причем на втором его уровне (ПЗМ). При этом если обратиться к началу данного подраздела, то мы увидим, что сам этот второй уровень развития личности (ПЗМ) не однороден, он тоже может быть рассмотрен нами с помощью новой методологии как процесс и потому также имеет своей период дезадаптации, свой кризисный период: этап ПЗМ уровня ПЗМ процесса развития личности. И более того, третий этап формирования личности (ВЗМ) также отнюдь не безоблачен, поскольку, согласно принципу развития, и в нем есть свой второй, кризисный этап ПЗМ: этап ПЗМ уровня ВЗМ процесса развития личности.
Таким образом, если ограничиться данной аналитической разработкой вопроса кризисных этапов процесса развития личности с помощью бессодержательных принципов новой методологии, то можно заключить, что нас интересуют один кризис процесса развития личности (собственно этап ПЗМ процесса развития личности) и два кризиса двух этапов процесса развития личности: этап ПЗМ уровня ПЗМ развития личности, а также этап ПЗМ уровня ВЗМ развития личности. Их рассмотрением мы сейчас и займемся.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет. Основные этапы развития
Любой педагог или психолог, скажет Вам, что при общении с ребенком следует уважать, и воспринимать его, как личность. Но что значит личность? Как можно способствовать развитию личности?
Психология, как социальная наука дает разнообразные определения личности. Например, один из вариантов определяет «личность» — это человек, как субъект отношений и сознательной деятельности.
Каждого человека можно назвать индивидом, однако не каждый индивид достоин, называться личностью. Индивид в процессе развития превращается в личность, но это случается постепенно, под влиянием множества факторов.
Основные этапы развития ребенка
В зависимости от возраста человека, можно определить основополагающие этапы формирования личности:
- 0-3 лет ранний детский;
- 4-11 лет дошкольное и школьное детство;
- 12-15 лет отрочество;
- 16-18 лет юность.
Начальный этап формирования будущей личности
Еще в перинатальном периоде, то есть до рождения, закладывается основная перинатальная матрица, на основе которой будет происходить развитие личности.
Станислав Гроф – известный американский психолог и психиатр, работал над теорией о базовых перинатальных матрицах. В ее основе лежит утверждение, что ребенок, переживая определенные эмоции до рождения, в процессе появления на свет, и послеродовом периоде, записывает всю информацию на четыре основные матрицы, которые и влияют на его дальнейшее развитие.
Если малыш был желанным, его рождения ждали с радостью и трепетом, если он рожден естественным путем, не получил при этом никаких родовых травм, то он получает огромный потенциал в будущем развитии и адаптации. Чего нельзя сказать о детях, которые испытали трудности еще на этапе вынашивания и рождения.
Только родившись, младенец вынужден вступить в контакт, пока еще с чужим и враждебным для него миром. Он попадает в совершенно новый мир, наполненный громкими звуками, ярким светом, людьми. Именно в этот момент и начинается формирование личности, малыш еще не может выразить свои чувства и эмоции, но уже постепенно познает окружающий его мир.
Развитие ребенка от рождения до 3-х лет
На ребенка в период до 3-х лет огромное влияние оказывает его семья, так как это является в этот период жизни основной социальной средой, в которой происходит общение и воспитание малыша. Нужно понимать что от того какие основные жизненные ценности превалируют в семье, такие основы для дальнейшего развития и получает личность. Если в семье ценится уважение друг к другу, взаимопонимание, то и маленький человечек будет расти нежным, заботливым, честным.
Основные фазы развития личности:
- индивидуализация – период противопоставления себя окружающим, осознание собственного «Я»;
- адаптация – это процесс освоения основных простейших навыков, ознакомление с речью;
- интеграция – развитие таких навыков как управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.
В тех случаях, когда при переходе в следующий возрастной этап, у ребенка не закончился этап «интеграция» предыдущей фазы, то может возникнуть кризис, в данном случае «кризис трех лет».
Развитие ребенка 4-11 лет
Для ребенка – дошкольника, основной социальной группой для формирования навыков становится коллектив группы в детском саду. Общение с детьми и воспитателями оказывает влияние на личность ребенка и ее развитие. В этот период ребенок должен усвоить нормы поведения, особенности общения с людьми, научиться соблюдать порядок и дисциплину.
Ребенок, пытаясь проявить себя, может выбрать два пути: позитивный – основой которого является демонстрация навыков и умений, и негативный – шалости и проказы. В этот период формирования личностных особенностей для него важно мнение не только родителей, но и воспитателя.
Младший школьный возраст характеризуется теми же тремя фазами развития, что и дошкольный период. У ребенка меняется социальная группа, теперь это школа, и для него становится важной оценка педагога, а также мнение сверстников.
Развитие ребенка 12 — 15 лет
Для подросткового периода развитие происходит несколько иначе, чем раньше, теперь происходит изменение самой группы. Ребенку становится важно мнение компании сверстников, появляются занятия вне стен школы. В этот период мнение сверстников становится более весомым, зачастую отодвигая на задний план точку зрения, высказываемую родителями или учителями.
На этом этапе развития у подростков часто возникает кризис, который провоцируется слишком высокой изменчивостью социальной группы. В это время ребенок стремиться делать все по-своему, получает опыт, учится на своих ошибках и промахах.
Развитие ребенка 16-18 лет
Считается, что в 18 лет личность человека уже полностью сформирована, и что-то поменять уже практически невозможно, хотя в случае необходимости характер еще поддается некоторой коррекции.
Поэтому очень важной задачей для родителей и педагогов стоит своевременное обучение детей нормам морали и правилам поведения, привитие морально – этических ценностей, пока личность еще находится в процессе развития.
anima-vita.ru
Стадии развития личности: азы в науку самопознания
Духовное развитие личности и его этапы – сейчас одна из наиболее востребованных тем в среде людей, интересующихся эзотерикой. Это вполне объяснимо, ведь все мы стремимся узнать еще больше о себе и перейти на новый уровень самосознания, четко определить свое место в окружающей нас Вселенной и оценить дальнейшие перспективы своей жизни. Изучая стадии личностного роста, человек способен осознать, на какой именно из них он находится (иногда это бывает и промежуточный этап между двумя ступенями сознания). Обычно в системах, описывающих развитие сознания, выделяют три начальные ступеньки, которые доступны обычным людям, проживающим в нашем социуме, переходной этап и 2-3 ступеньки духовного развития, которых достигают лишь «продвинутые» представители рода человеческого.
Необходимо отметить, что нет ничего плохого на том, чтобы пребывать на любом из перечисленных ниже этапов развития личности. Все мы рождаемся в этом мире с «нулевым» сознанием и вынуждены проходить через сложные перипетии духовного роста. Если же человек когда-то минует одну его стадию, не пережив и не осознав ее, его опыт, скорее всего, окажется ограниченным, и ему придется вновь столкнуться с той же самой ситуацией в несколько другом и, возможно, более опасном обличье. Ведь невозможно требовать, чтобы трехлетний ребенок решал сложные логарифмические уравнения. Когда кажется, что человек примитивен и глуп, подумайте о том, что, возможно, жизнь еще не провела его через те уроки, благодаря которым он бы мог обрести мудрость. А ваше отношение к нему свидетельствует о том, что Вселенная еще не научила вас не осуждать окружающих, хотя порой отказаться от этой привычки очень сложно. У духовно развитой личности душа, скорее всего, прошла очень сложный, долгий и извилистый путь, а этап, на котором он находится, во многом определяется уже пережитым и осмысленным.
Все мы абсолютно различны, поскольку находимся на разных этапах развития, и наиболее полно это возможно объяснить теорией реинкарнации. Прошлое нашей души нам неизвестно, поэтому согласно этой концепции неведомые нам последствия наших предыдущих воплощений приводят к конкретному результату, т.е. текущей стадии развития личности. Верить или не верить в это – каждый выбирает сам. В последнем случае можно заключить, что у развитой души были к этому хорошие генетические предпосылки и благоприятные условия существования.
Глупо осуждать людей, которые кажутся нам совершенно «неразвитыми». Если человек проявляет слабость и никак не может решить проблему, которая нам кажется очень простой, это означает лишь, что нам существенно повезло: у нас было лучшее образование, воспитание и более благоприятный жизненный путь. Когда кто-то рядом с нами пытается всеми силами избежать сложностей, значит, он еще морально не готов к этому или пока не может усвоить ту истину, что самостоятельное решение проблем – это один из важнейших шагов на пути к настоящему себе.
Объективно «хороших» и «плохих» этапов развития просто не существует, ведь если мы будем так судить, всегда найдется кто-то, кто уже достиг нирваны и стоит выше нас на несколько голов. И по сравнению с ним наш собственный этап покажется очень низким. А все ролевые игры в унижение и возвышение приведут лишь к пустым растратам энергии на чувство собственной важности. Однако чтобы избежать путаницы, выделим все же промежуточные уровни, на которых находится большая часть населения Земли, с тем, чтобы отличать их от более высоких стадий развития души и личности. Всего же и тех, и других будет шесть.
При этом стоит помнить, что даже если вы находитесь на определенном этапе развития, вам могут быть даны «прогулянные» жизненные уроки с прошлых этапов или некие озарения с более «продвинутых» уровней, которые будут путеводными звездами к настоящим духовным высотам.
Что представляют собой критерии развития личности
Важнейший критерий, по которому можно сравнить различные этапы развития человеческой личности, — это тонкость восприятия. Чем она больше, тем более чувствительна душа к самым неуловимым граням того или иного явления или ситуации. Если восприятие достаточно грубо, человек оказывается менее разборчивым в своих поступках и словах. То, что вполне адекватно для личности, пребывающей на начальном этапе развития, покажется агрессивным, глупым, грубым, эгоистичным для личности, которая уже прошла ряд духовных уроков саморазвития и самосознания.
Вторым по значению критерием является банальная дальновидность, или, говоря иначе, мудрость. Она заключается в тщательном просчитывании того, как тратить свои энергетические ресурсы. Мудрый человек тщательно анализирует свою душу и разум и нечувствителен к грубым импульсам. Ведь если немного потерпеть сейчас и неустанно работать над собой, результат в будущем будет просто феерическим. А если вы щедро и впустую тратите собственные внутренние ресурсы, разочарования в дальнейшем просто неизбежны.
Третий и самый неординарный критерий сравнения стадий личностного развития – это т.н. допуск по сферам. Этот термин означает разрешение участников определенной части социума – сферы – находиться в их обществе, которое живет по общепринятым или отличающимся от таковых законам. Чем выше этап развития, которого достигло человеческое сознание, и чувствительнее восприятие, тем более тонкими и разумными окажутся законы того общества, в которое стремится попасть человек, и тем более неукоснительно он обязан их соблюдать. Так, стремясь попасть в сферу добрых и умных людей, мы сами должны стать такими, иначе будем отвергнуты.
Первая стадия развития личности
На этом этапе развития личности находятся люди, потребности которых мало отличаются от таковых у животных. Несомненно, половое влечение, чревоугодие и стремление выжить любой ценой в обществе скрываются под самыми разными масками и ритуалами, но суть будет неизменно та же. Человек ощущает основную потребность, которая полностью овладевает ним, и ищет путь ее удовлетворения самыми различными способами. Если он недостаточно освоил некие базовые социальные качества, этот путь оказывается значительно проще. Чем меньше элементы социума влияют на сущность человека, тем ближе он оказывается к дикому зверю.
Социальные преграды образуют определенный буфер между природными человеческими инстинктами и сознанием цивилизованного человека. Если этот буфер минимален, представитель социума будет вести себя грубо, жестоко и аморально, абсолютно не считаясь с мнением других. Он будет стремиться любой ценой удовлетворить свои потребности, зачастую прямолинейно и цинично.
На этом практически «нулевом» этапе развития личности животное начало берет верх, а животное желание настолько затмевает разум человека, что он даже не задумывается о расплате. Его поведение направлено лишь на утоление желания, сила которого полностью растворяет зачатки слабо осознаваемых мыслей о последствиях определенных поступков. Таким образом, даже самая низшая ступень мудрости, дальновидности и самосознания оказывается недоступна данному представителю человеческого рода.
Человек не понимает на данной стадии, что насилие и убийство недопустимы, что он ничем не отличается от льва или волка, а его поведение напоминает законы животной стаи. Удержать его способен лишь страх неминуемого наказания и в очень небольшой степени – некие этические ценности. Причина этого – грубость и притупленность восприятия, в силу чего человек не осознает третий критерий развития души – допуск по сферам, в которых царят определенные законы.
Вторая стадия развития личности
На этом этапе пребывает рядовой обыватель, для которого специально разработаны социальные «наркотики» — журналы, фильмы, СМИ, онлайн-игры, до 90% которых адаптированы для понимания людьми, не достигшими еще более высоких этапов развития личности. Что касается книг, о них пока говорить не будем, т.к. во многих из них информация преподносится все же на чуть более высоком уровне.
Для этой стадии характерно понимание того, что грубого насилия следует избегать. Человек даже может логически обосновать, почему нельзя вести себя жестоко и аморально с физической точки зрения. Но сам факт присутствия разумного объяснения не так уж принципиален. Наибольшее значение имеет глубинный духовный опыт, присутствующий в бессознательном в человеке. Если вы – поклонник теории реинкарнации, этот уровень легко объяснить множественными прошлыми жизнями, в которых человек уже пережил грубые проявления кармы. Для тех, кто не верит в это, причинами являются хорошая генетическая предрасположенность или элитное воспитание. Однако среднестатистический член общества все же способен иногда регрессировать, опускаясь до физического насилия во время временного затмения рассудка – притупления восприятия.
Но физическая сторона жизни не единственная. И не опускаясь до применения животной силы, человек все же может быть бесконечно аморален в плане своих чувств и мыслей.
На втором этапе духовного развития человек редко осознает, что, например, ложь – это тоже насилие и нарушение внутренней гармонии. Таким образом, проблема переходит на более тонкий ментальный уровень. Развитие в этом случае невозможно без устранения грубого непонимания и избавления от незаметного, на первый взгляд, духовного дисбаланса.
Вторая стадия характеризуется более завуалированными проявлениями инстинкта выживания, который маскируется порой под нечто более благородное, однако в основе поведения человека все же лежат половой инстинкт и чревоугодие. Однако по сравнению с первой стадией сознание все же становится более утонченным и реализация потребностей приобретает множество оттенков и нюансов. Человек начинает флиртовать или кокетничать, чтобы удовольствие от секса было более изощренным, а в еде начинает проявлять истинно гурманские пристрастия.
Отличительная черта второй стадии развития – это жажда удовольствия. Поскольку ментальная сфера достаточно развита, то, кроме первобытных наслаждений – секса и еды, человек активно интересуется кино, развлекательной литературой, играми, светским общением и другими развлечениями.
Второй критерий, касающийся мудрости и дальновидности, оказывает на всю жизнь человека уже весьма заметное влияние. Он активно использует память и склонен зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность удовлетворять свои желания. Однако на этом этапе возможно погружение в алкоголизм или наркоманию, поскольку социальные табу, наложенные на них обществом, в этом случае часто не срабатывают.
Для первых двух стадий развития основополагающим является критерий деградации личности при отсутствии трудовой и другой активной деятельности. Если на человека, находящегося на них, обрушивается такое состояние, часто он оказывается неспособен дальше жить. Исключением может оказаться случай, когда рядом с такой «слабой» душой находится более сильный духовный учитель или партнер, влияющий на сознание человека. Именно он сдерживает морально неустойчивую личность от безудержного следования собственным разрушительным страстям. Ведь употребление наркотиков, любовь к играм или сексу чаще всего в условиях отсутствия контроля прогрессируют. Однако заработать огромные деньги для утоления своих желаний человеку, находящемуся на второй ступеньке, удается редко. Он постоянно находится в подвешенном состоянии между своими пороками и возможностью их воплощения в жизнь.
Третья стадия развития личности
Для этого этапа характерно стремление быть начальником, лидером, неважно, в профессиональной или личной жизни либо даже над самим собой. Человек просто не может существовать без тотального контроля и сосредоточения власти в своих руках. Половое влечение, различные забавы и гастрономические удовольствия имеют второстепенное значение, но полного отказа от них не происходит.
Удовлетворенность жизнью для личности, которая находится на такой стадии, невозможна без удовлетворения потребностей в манипуляции, управлении, подчинении, изменении окружающих. Тяга к сексу проявляется не в виде чисто животной похоти, а чаще всего в стремлении морально и эмоционально «владеть» другим человеком. Поэтому в отношениях с противоположным полом, например, намного важнее представляется цель завоевать и покорить, а не строить гармоничное партнерство. После того как это желание удовлетворено, интерес к объекту его стремительно уменьшается: ведь человек чувствует себя бесстрашным покорителем новых территорий, на поиск которых и отправляется постоянно. Выпадают из этой парадигмы эмоции по отношению к женщине или мужчине, находящихся на более тонких уровнях. Ведь все мы подсознательно тянемся к тем, кто стоит выше нас, чувствует тоньше и благороднее, больше понимает в жизни и более адекватно реагирует. Обычно человеку больше всего нравятся те, кто находится на следующем уровне личностного развития. Это связано с тем, что мы внутренне оцениваем свои перспективы, стремясь подсознательно достигнуть следующего этапа.
При общении двух людей, между уровнями развития личности которых две и более ступеньки, взаимопонимания обычно не возникает. Конечно, более «продвинутый» человек четко осознает желания и стремления стандартного члена общества, каждое из которых легко может разложить по полочкам. Все потребности, эмоции, мысли души, еще остающейся на одном из примитивных стадий, для духовно развитого представителя рода человеческого ясны, как на ладони, поэтому интерес носит только экспериментальный либо учебный характер. Понять человека, который достиг определенных духовных вершин, его визави тоже не удастся: выйти за рамки понимания, характерные для его уровня он не сможет. Иногда он признает, что существует нечто, пока недоступное его сознанию, однако чаще пребывает в уверенности, что рамки его ограниченного ума – и есть истинная жизнь.
Личность, которая находится на третьей стадии развития, прекрасно чувствует себя в обществе себе подобных, остающихся на первой и второй стадии, если ей приходится иметь дело с такими людьми по работе или если у нее до сих пор остались непрожитые программы с этих уровней. Но нынешний уровень мудрости и дальновидности все же побуждает человека продолжать работать над собой. Характерна для подобных людей большая сила воли: его личность настолько выкристаллизовывалась, что он способен волевым усилием, без влияний извне, бросить пить или курить, а также воплощать в жизнь собственные решения, истоки и мотивы которых хорошо понимаются благодаря удивительной личностной целостности.
В этом случае насилие, жестокость и грубость принимают формы жадности, эстетской гордыни, равнодушия и весьма развитого чувства собственной важности, из-за которого человек чересчур переживает за собственную персону и даже склонен унижаться. Лишь на четвертом этапе развития чувство собственной важности становится существенно тоньше, а интенсивность его проявления уменьшается в несколько раз.
Если грубые ментальные программы, характерные для первых двух стадий развития личности, пережиты человеком, он будет честным, умным, благородным и справедливым. Однако тонкости восприятия, чтобы осознать, чего он ждет от жизни, ему не хватает. Когда он контролирует ситуацию, он только тогда чувствует удовлетворение собой и находится в зоне комфорта. Однако этот контроль иллюзорен, а от осознания этого человек прячется, развивая бурную деятельность. Ведь жизнь не всегда подвластна законам логики, она спонтанна и многогранна, поэтому сложнее концепций, доступных для восприятия на этом этапе. Все эти три уровня развития личности и сознания относятся к социальной сфере.
О следующих, более высоких, стадиях развития личности вы можете прочитать в этой статье.
getalife.ru
Этапы развития личности от рождения до зрелости
В классической психологии выделяется ряд методологий, согласно которым принято проводить определенное разделение между тем, что мы привыкли называть «этапы развития личности».
Наиболее популярной является методология Эрика Эриксона, чуть менее распространена методология Зигмунда Фрейда и других авторов.
В рамках данной статьи мы постараемся обобщить и найти общие черты у различных методологий, посвященных этапам развития личности.
Первый этап – это рождение ребенка. В период от рождения до года у ребенка формируется психологический «фундамент» отношения в жизни, миру в целом и людям в частности. Формирование этого отношения обусловлено проявлением заботы к нему со стороны родителей, близких людей. Чем больше любви проявляется по отношению к ребенку – тем более доверчивым и позитивным он становится в будущей жизни.
Следующий этап развития личности – второй и третий год жизни ребенка. Этот период основывается на моторных навыках ребенка. Маленький человечек учится управлять своим телом, совершать различные действия. В зависимости от реакции родителей и воспитателей у ребенка формируется самостоятельность. Именно поэтому так важно на данном этапе позволять ребенку совершать действия самостоятельно, не ругать его и проявлять терпение к его желаниям делать всё самому. В противном случае, есть риск возникновения у ребенка чувства стыда за свою нерасторопность и отсутствие самостоятельности.
Третий этап – четвертый и пятый годы жизни. В этом возрасте ребенку свойственно проявление самостоятельности в выборе активности. Ему уже не так интересно подражание другим детям, у него формируется фантазия и возникает желание придумывать игры самому. В этот период крайне важно продемонстрировать важность того, чем занимается ребенок. В противном случае неизбежно возникает чувство вины, которое ребенок способен пронести в следующий этап.
Четвертый этап – возраст от шести до двенадцати лет. Соответствует возрасту начальной школы. В данном возрасте ребенок проявляет инициативу в реализации своих творческих способностей. Здесь важно поощрение со стороны окружения. Если ребенок не будет получать поощрений за свою деятельность, то на подсознательном уровне получит метку «неполноценности». Что в последствие может негативно сказаться на успеваемости и желании самореализации.
Пятый этап – подростковый возраст. От 12 до 18 лет. В этот момент ребенок пытается провести собственную идентификацию в плане принадлежности к одной из социальных ролей. Именно в этот период «выплывают» все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах. Зачастую имеет место, так называемая, негативная идентификация, т.е. отождествление себя с противоположностями от ожиданий своего окружения (примеры: наркоман, малолетний преступник, и пр.).
Шестой этап – это первый этап развития личности у взрослого человека. По сути, длится он от момента окончания юности до начала зрелости. В этот промежуток времени человеку крайне необходима близость (причем не только физическая) с другим человеком. На данном этапе формируются семья, и появляется любовь. Также возникает потребность в проявлении заботы.
Седьмой этап – этап заботы о потомках. Относится к первому этапу развития личности зрелого человека. Как правило, связан с тем, что человек уже добился определенных успехов в жизни и наступает время о том, чтобы задуматься о судьбах подрастающего поколения. Что интересно, данная особенность никак не связана с наличием у него детей. Однако, те, у кого не выработалось чувство сочувствия и сопричастности к человечеству на данном этапе сосредотачиваются на себе, что зачастую является причиной возникновения кризиса среднего возраста.
Восьмой этап – этап осознания собственной цельности. Возникает в тот момент, когда человек уже покорил все самые большие высоты в своей жизни. Этот этап развития личности связан с раздумьями, спокойным времяпрепровождением. Возникновение этого этапа наступает лишь в случае удовлетворенности собственной жизнью. В противном случае человеку остается лишь страдать и испытывать угрызения совести насчет тех возможностей, которые он упустил в течение своей жизни. Результатом данного этапа становится полученная за годы жизни мудрость.
Поделиться:
sobinam.ru