Портал системы образования города Нижневартовска
Оцените материал
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
(0 голосов)
28 июня исполняется 310 лет со дня рождения Жана-Жака Руссо (1712–1778) – французского писателя и философа, теоретика педагогики и искусства, мыслителя и композитора эпохи Просвещения, которого называют предтечей Великой французской революции. Виднейший представитель сентиментализма проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика. В 1723–1724 годах будущий философ учился в протестантском пансионе недалеко от границы с Францией, затем был отдан на обучение к нотариусу, а в 1725 году стал подмастерьем гравера. Все эти годы он с увлечением и много читал, за что порой подвергался наказаниям. В 1728 году Руссо бежал от своего мастера и поселился в итальянском монастыре, где был обращен в католичество.
В 1750 году Руссо написал трактат «Рассуждение о науках и искусствах», что принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате он утверждает, что цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту, остались добродетельными и сильными.
В 1750–60-х годах он пишет пьесу «Нарцисс», не имевшую особого успеха; работу «Рассуждение о неравенстве», в которой подвергает осуждению частную собственность; политический трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического Права», где получили развитие идеи о договорном происхождении государства; педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором раскритиковал существовавшую систему воспитания, упрекнув ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека и пренебрежение к его естественным потребностям.
Последняя работа навлекла на Руссо гнев католической церкви. Спасаясь от ареста, он бежал в Швейцарию, однако и здесь был объявлен вне закона, и ему пришлось скрываться в Пруссии. Там преследования Руссо продолжились, и он по приглашению английского философа Дэвида Юма поселился в Англии.
В 1767 году Руссо вернулся во Францию. В 1770 году закончил автобиографический роман «Исповедь», беспрецедентное и предельно правдивое исследование человеческой души, в которой события внешнего опыта преломлялись в субъективном переживании. В 1776 году Руссо закончил работу над книгой «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака» и начал писать «Прогулки одинокого мечтателя».
В июле 1778 году умер от апоплексического удара и был похоронен в Эрменонвиле. В 1794 году останки Руссо были перенесены в парижский Пантеон.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Наверх
Календарь
« | Январь 2023 | » | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
308 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо
308 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо
«Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления», «Жить – это не значит дышать, это значит действовать», «Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь» — эти высказывания принадлежат французскому философу Жан-Жаку Руссо.
Добрый день, уважаемые наши читатели! Кому сейчас придет в голову читать философские трактаты двухсотлетней давности весом с кирпич? Зачастую ключ к таким произведениям можно подобрать через личность автора. Вот, к примеру, сочинения
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики, разработал теорию прямой демократии – формы правления народа государством, которая по сей день применяется в Швейцарии. Кроме того, он был музыковедом, композитором и ботаником.
Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что он в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию. Кстати, в переводе со старофранцузского «руссо» означает «рыжий».
Руссо совершал поступки для своего века, мягко говоря, эпатажные: он не носил жабо и париков, был известен пристрастием к одежде из грубого сукна, грубостью и резкими выходками по отношению к своим друзьям-аристократам.
Когда Руссо исполнилось 13 лет, его отдали обучаться ремеслу. Он был учеником клерка, затем учеником гравера, но эти занятия ему не пришлись по душе, и поэтому с 16 лет Жан-Жак отправился скитаться по проселочным дорогам Швейцарии, Франции и Италии. Ему удалось совместить странствия с самообразованием и самосовершенствованием: в эти годы он осваивал естественные и общественные науки, искусство и литературу.
Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Благодаря женской протекции он получил престижную должность во французском посольстве в Венеции. Однако не сработался с начальством и долго на этом посту не задержался. Биографы отмечают, что
Вершиной творчества Руссо явились романы «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Первый роман написан в модной тогда форме переписки и состоит из 163 писем. Мы с вами, пожалуй, осилим такое с трудом, а вот пушкинская Татьяна им зачитывалась. Чем же потрясла читателей эта новая Элоиза? Ранее европейская литература не выводила главного героя богатым духовно и эмоционально, предпочитая знатность, героизм и материальное богатство. Новой и шокирующей была главная идея Руссо: «Не слушайте общество! Следуйте зову природы! Любите взаимно и будьте счастливы!» .
Что касается «Эмиля…», то Руссо, как талантливый пиарщик, прикрыл художественной формой конечный продукт – свое видение идеального воспитания. Несмотря на то, что в романе Руссо учил, как правильно воспитывать ребенка, сам он в воспитании своих детей не участвовал. Более того, его дети были помещены в воспитательные дома, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений, как он сам. Между прочим, нынешние методики воспитания детей во многом основываются на «Эмиле…». Так, взамен репрессивному методу воспитания ребенка Руссо еще тогда предложил применять ласку и поощрения. Философ учил, что нельзя заставлять ребенка механически заучивать сухие факты, гораздо проще будет объяснять ему на живых примерах, что даст возможность восприятия новых знаний.
А вот к религии отношение автора было, мягко говоря, прохладное. Доктрина Руссо о «религии сердца» и внутреннем содержании возмутила церковников и аристократов. Роман был приговорен к показательному публичному сожжению на площади Парижа, автор был вынужден бежать от судебного дела, возбужденного церковью. Тираж амстердамского издательства также был сожжен, затем роман «казнили» в Женеве. Римский папа Клемент XIII предал анафеме автора. Екатерина Вторая запретила ввоз романа в Россию специальным указом.
Проживая в Англии, у философа и друга Дэвида Юма, Руссо напишет свою «Исповедь» – поразительные мемуары, беспощадно откровенные, ставшие предтечей психологической прозы будущего.
Руссо был очень одарен от природы. В качестве хобби знаменитый француз коллекционировал растения и музицировал на спинете – прародителе фортепиано. Примечательно, что Руссо разработал собственную систему записи нот с помощью цифр, но она не была принята на государственном уровне. Получив музыкальное образование, он писал сочинения по теории музыки и создавал музыкальные произведения. Впоследствии Руссо уничтожил все свои сочинения: арии, дуэты, хоры, оперы, пощадив лишь оперу «Деревенский колдун».
Сочинения Руссо широко известны в России с XVIII века. Среди его наиболее ярких почитателей –
Руссо стал, пожалуй, самым выдающимся философом своей эпохи, его жизнь актуальна и сегодня, так как он, по сути, является бессмертным вдохновителем всего прогрессивного и гуманистического.
Литературные произведения Жан-Жака Руссо есть в читальном зале Центральной городской библиотеки и в электронной библиотеки «ЛитРес». За бесплатным доступом обращайтесь в личный кабинет на сайте ЦБС: https://cbs-angarsk.ru/personal/.
Материал подготовила Лариса Тихонова
Центральная городская библиотека Ангарска
Жан-Жак Руссо: биография и достижения
Мир, в котором мы живем, — это конструкция, которая возводилась тысячи лет; от первых цивилизаций, которые использовали письменный язык, до создания Интернета, идеи сыграли важную роль в построении нашего современного мира. Хотя некоторые идеи давно минувших веков могут показаться нам чуждыми, существует период мысли, известный как Просвещение, который начался в конце 17 века и закончился в начале 19 века.века, который до сих пор невероятно знаком нам, современным людям. Этот период полон влиятельных мыслителей, которые бросили вызов статус-кво человеческой мысли и вызвали необратимый сдвиг в том, как человечество понимает себя и свое место в мире. Одним из таких мыслителей был швейцарский философ Жан Жак Руссо.
Жан-Жак Руссо Краткая биография
Жан-Жак Руссо не имел типичного воспитания или жизни, которые можно было бы ожидать от философа его калибра. Жан родился в Женеве, Швейцария, 28 июня 1712 года в семье Исаака и Сюзанны Руссо, к сожалению, Сюзанна умерла через девять дней после рождения Джинса. Его отец, часовщик из поколения в поколение, присматривал за Руссо, пока ему не исполнилось десять лет, после чего, после ссоры с богатым землевладельцем, Исаак бежал из Женевы и оставил своего сына одному из дядей Джинса, это будет один из последних раз. двое говорили. После этого Руссо некоторое время скитался, пока не попал на попечение француженки по имени Франсуаза-Луиза де Варанс, которая поддерживала Руссо на протяжении его позднего подросткового возраста и начала двадцатых годов.
Рис. 1 — Портрет Жана Жака Руссо
Отношения между де Варансом и Руссо в конечном итоге стали романтическими и закончились переездом Руссо в Париж в 1742 году. За все время переезда и работы Руссо так и не получил формального образования в университет; вместо этого именно де Уорренс обучил молодого Руссо основам философии и дал ему инструменты, необходимые для развития его собственной мысли.
Работа Руссо начала набирать обороты после того, как он выиграл конкурс сочинений, в котором участвовали участники; «Содействовало ли восстановление наук и искусств очищению нравов?» Для Руссо ответ на этот вопрос был очень продуманным — нет. Ответ противоречил времени, и в результате он вовлек Руссо в продолжающиеся философские дебаты, происходящие в Европе, хотя у многих других крупных мыслителей того времени, таких как Вольтер и Дэвид Юм, были проблемы с Руссо лично и его работами. С момента публикации статьи, победившей на конкурсе, и до своей смерти 2 июля 1778 года Руссо успел написать несколько великих произведений, многие из которых впоследствии вдохновили выдающихся мыслителей будущих поколений, таких как Гёте и Толстой.
Теперь, когда мы познакомились с Жаном Жаком Руссо как личностью, мы можем глубже взглянуть на философию, которая сделала его таким важным мыслителем.
Жан-Жак Руссо Работы
Как упоминалось в разделе биографии, первой крупной публикацией Жан-Жака Руссо было написанное им эссе под названием «Рассуждения о науках и искусствах». Эссе заняло нелогичную позицию в отношении идей прогресса во времена Просвещения, что привлекло к эссе такое значительное внимание и принесло Руссо первый приз на конкурсе. В эссе он утверждал, что вместо того, чтобы цивилизация привела людей к более высокому стандарту, она была инструментом, используемым для развращения людей больше всего. Для Руссо вопрос о том, как цивилизация развращает человека, станет задачей всей его жизни, которая появляется в большинстве его философских сочинений, в том числе в его самом известном, Эмиль чаще называют «Об образовании».
Жан-Жак Руссо написал много книг и эссе, но наиболее влиятельными из них являются: Второй дискурс) опубликовано в 1754 году
Юлия, или Новая Элоиза : опубликовано в 1761 году
Emile : published in 1762
On the Social Contract : published in 1762
Reveries of a Solitary Walker : published in 1782 (posthumously published)
Confessions : опубликовано в 1782 г. (опубликовано посмертно)
Рис. 2. Обложка Эмиля
«Исповедь» Руссо широко считается ключевым текстом, революционизировавшим способ написания автобиографий. В книге Руссо проводит своего рода психологическое исследование самого себя и пытается описать читателю свой ум. Хотя сейчас это может быть обычным явлением для автобиографий, именно Руссо проложил путь для этого типа литературы.
Чтобы начать понимать идеи Руссо о том, как общество и цивилизация развращают человека, мы должны сначала исследовать важнейшую тему его произведений — естественное состояние.
Жан-Жак Руссо Естественное состояние
Естественное состояние — это термин, который впервые вошел в политическую мысль благодаря перу Томаса Гоббса, английского политического теоретика 17-го века, чьи работы помогли сформировать наше представление о современной политической мысли. Вслед за Гоббсом другой английский философ, Джон Локк, воспринял эту концепцию и добавил к ней свою трактовку, используя ее как основу для своего понимания политики и человеческой природы. После Локка Руссо был следующим крупным мыслителем, теоретизировавшим об этом времени, и, развивая свой взгляд на естественное состояние, он смог построить систему мысли, которая смогла выдержать испытание временем. Так что же представляет собой все это естественное состояние и каковы были взгляды на него Руссо?
Короче говоря, естественное состояние обозначает период, когда цивилизация и общество еще не возникли, и этот период был, в зависимости от того, кого вы спрашивали, либо невероятно жалким местом, как описал его Томас Гоббс, либо более мирным существование, чем то, что могла бы обеспечить цивилизация, как утверждал бы Руссо. Для Руссо этот период человеческого существования был наполнен одинокими людьми, следовавшими инстинктивному давлению, они гонялись за едой, водой, сексом и кровом, не занимаясь моральными пороками, такими как гордость, зависть и жадность, поскольку эти пороки для Руссо только кажутся. после того, как люди начнут формировать цивилизации. Нам, современным зрителям, это может показаться странным, но Руссо считает, что до цивилизации люди были настолько озабочены следованием инстинктам и просто наслаждением существованием, что у нас не было времени на ссоры из-за нашей гордыни и желания соревноваться в состязаниях за материальные блага.
Именно создание частной собственности для Руссо послужило катализатором создания цивилизации и выведения человека из естественного состояния. Чем дальше люди удалялись от естественного состояния естественного состояния, тем более они становились эгоцентричными, постоянно сосредоточенными на материальном и статусном соревновании друг с другом.
Эгоцентризм: отношение к себе как к центру всех вещей
Так как же именно теория естественного состояния служит основой для политической теории? Руссо принадлежит к группе политических теоретиков, известных как «контрактуалисты». Эти теоретики утверждают, что между людьми в естественном состоянии заключается общественный договор, который позволяет им создать цивилизацию, в следующем разделе мы рассмотрим это более подробно.
Жан-Жак Руссо Теория
Как и другие сторонники договоров, такие как Томас Гоббс и Джон Локк, Руссо утверждает, что сделка заключается между сувереном и гражданами, подчиненными этому суверену. Там, где Гоббс утверждал, что суверен — это абсолютная власть, которую никогда нельзя ставить под сомнение, Руссо сделал заявление о том, что суверен должен быть отражением «общей воли», — термин, который создает столько же проблем, сколько и пытается решить. Для Руссо должен быть один человек, который может сформулировать общую волю народа, этого человека, которого он описывает как «законодателя», и в их обязанности входит правильно описать общую волю правительству и установить государство. Важным для идеи законодателя является то, что законодатель не берет на себя роль в государстве после того, как они установили его в соответствии с общей волей, для Руссо это только создало бы проблемы в дальнейшем.
Суверен: то, что обладает высшей политической властью; это может быть человек, учреждение или, в случае либеральных демократий, люди.
Общая воля — сложная, но простая концепция. Проще говоря, Руссо считает, что среди людей существует консенсус относительно того, чего они хотят, своего рода невыразимое чувство, которое правильный человек может понять и привести в действие (законодатель). Достаточно просто, верно? Мы все можем представить себе эту идею, когда дело доходит до выражения общей воли словами, мы начинаем сталкиваться с проблемами, особенно когда генеральная воля начинает нацеливаться на меньшинство людей, которые с ней не согласны. Это одна из основных проблем мысли Руссо. Он часто выступает за свободу личности, но предлагает общую волю, которая создает меньшинство, которое часто подавляется по требованию всеобщей воли.
Часто говорят, что люди не знают, чего хотят, пока не испытают это в первый раз. Представьте, что вы хотите попробовать новый вкус мороженого, и все, кого вы знаете, согласны с тем, что они также хотели бы получить новый вкус мороженого, но никто из вас не может описать вкус, который вам нравится. Эксперт по приготовлению мороженого улавливает, что люди согласны с тем, что желателен новый вкус мороженого, поэтому она ходит и задает людям вопросы о том, чего они хотят. Выслушав мнение 100 человек, производитель мороженого разработал новый вкус «щербета с манго-ослеплением», и большинство людей соглашаются, что это именно то, что они искали. В этом случае мороженщик похож на законодателя, он смог успешно сформулировать общую волю людей и создать что-то, что устроило большинство из них, хотя есть меньшинство, которому вкус не понравился и они просто не будут получить то, что они хотели.
Подводя итог, общественный договор для Руссо — это соглашение между гражданами и сувереном о том, что суверен будет следовать общей воле граждан, как описано и установлено законодателем. Общественный договор становится недействительным, когда суверен или правительство перестают действовать в интересах общей воли, которая служит желаниям народа.
Жан Жак Руссо Цитаты
Человек рождается свободным, и везде он в цепях.
Эта цитата является первой строкой в книге «Общественный договор» и описывает точку зрения Руссо на цивилизацию. Помните, для Руссо естественное состояние было истинной свободой, а цивилизация порабощает человека.
Первый человек, который, огородив участок земли, додумался сказать «Это мое» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы поверить ему, был настоящим основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких ужасов и несчастий никто не мог бы спасти человечество, выдергивая колья или засыпая ров и крича своим товарищам: «Берегитесь слушать этого самозванца; погибнут, если вы однажды забудете, что плоды земли принадлежат всем нам, а сама земля никому.0108
Руссо обвинял частную собственность в том, что она заложила основу для создания цивилизации, ни одна цитата не иллюстрирует это лучше, чем эта.
Цивилизация — это безнадежная гонка, направленная на поиск средств от зла, которое она производит.
Руссо возлагает вину за проблемы человечества на цивилизацию и утверждает, что цивилизация находится в постоянном процессе решения проблем, которые она создает просто своим существованием.
Жан-Жак Руссо — Основные выводы
Руссо родился в Женеве в 1712 году.
Он известен как сторонник договоров из-за того, как он строит свою политическую мысль.
Естественное состояние для Руссо было довольно мирным и счастливым существованием.
Цивилизация является основной причиной горя и страданий людей.
Создание частной собственности было началом цивилизации по Руссо.
Признания заложили основу для современной автобиографии.
Руссо считал, что для должного исполнения общей воли должен существовать законодатель.
Общественным договором для Руссо было правительство, выполняющее общую волю народа, сформулированную законодателем.
Жан-Жак Руссо | Жизнь Дэвида Хьюма
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Mossner, Ernest Campbell,
‘Jean-Jacques Rousseau’
,
Life of David Hume
, 2-е EDN
(
,
2001;
2001; 2001; 2001; 2001;Oxford Academic
, 3 октября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199243365.003.0035,
, по состоянию на 27 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Жизнь Дэвида Хьюма (2-е изд.) Философия 17-18 вековИстория западной философииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Жизнь Дэвида Хьюма (2-е изд.) Философия 17-18 вековИстория западной философииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Жан-Жак Руссо, нашедший убежище в 1762 году у добродушного графа Маришала Кейта в Мотье-Травере в Невшателе, вежливо отклонил приглашение Дэвида Юма поехать в Англию. Хотя у него была огромная репутация в Англии, Руссо не любил ни страну, ни людей. «Счастливая земля, где родились Дэвид Хьюм и маршал Шотландии» была скорее искушением; но визит Кейта туда в 1763 году развеял все мысли о жизни среди такого количества фанатиков и в таком невыносимом климате. Более того, Юм был философом, а Руссо не слишком любил философов, хотя, разумеется, он не читал ни одной философии Юма. Однако он смог провести проницательное сравнение интеллектуальных и темпераментных различий между Юмом и им самим.
Ключевые слова: Жан-Жак Руссо, психиатрическая больница, Маришаль Кейт, Мотье-Траверс, Невшатель, Дэвид Юм, Англия, философия
Предмет
Философия 17-18 вековИстория западной философии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.