Философия доступным языком: философия Ницше » Психология | Самопознание, Саморазвитие | Эзотерика
Философия Ницше: Фридрих Ницше один из самых сложных философов 19 века. Его идеи принимаются абсолютно по-разному. Единственное что можно сказать это то что нет людей безразличных к его идеям. Фридрих Ницше — человек о котором в истории сложилось двойственное впечатление. Человек которого невозможно читать не испытывая ни каких эмоций. Этого мыслителя можно либо принимать либо ненавидеть.Философия Ницше очень долгое время ассоциировалось с нацизмом и фашизмом, в частности с идеологией высшей арийской расы. До сих пор Ницше обвиняют в том, что он стал основоположником фашистского взгляда на мир и именно он виновен в том, что Гитлер продвинул и стал использовать идею знаменитой «белокурой бестии». Сам Ницше говорил о том что его философия будет принята и понята только через 200 лет после его смерти.
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
Годы жизни Фридриха Ницше 1844 — 1900 год. Интересно что вся его жизнь сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию. Судьба философа довольно уникальна. Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать привила ему любовь к музыке и в дальнейшем он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами. Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года он становится самым молодым профессором в области филологии.
В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти. Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг. В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года германия заговорит о нем не как о филологе, а как об очень талантливом философе.
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Его новые философские идеи стали очень популярными потому что были необычные и оригинальные. Взгляды которые он пропагандировал невозможно было не заметить.
Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «антихристианин».
В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего культуры христианской. Христианская культура, мораль, буквально выводила из себя автора и он ненавидел её всем своим существом. Что же так раздражало Ницше в христианстве?
волей к власти, и люди обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти по численности многократно превосходят первых. Ницше говорит, что христианство воспевает возводит на пьедестал большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.
Ещё одна идея христианства к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ницше говорит «Как возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп». Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?». Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, чем меньше я знаю о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.
Христианское милосердие, тоже попало под шквал критики Фридриха Ницше. По его мнению; помогая бедным, больным, слабым и всем нуждающимся христианство облачается в маску лицемерия. Ницше как бы обвиняет христианство в том, что оно защищает и пропагандирует слабые и не жизнеспособные элементы. Если оказаться от этих элементов (то есть людей) то они умрут, потому что не способны бороться за своё существование. Основной принцип этой идеи у Ницше заключается в том что помогая и сострадая человек со временем сам становится слабым и не жизнеспособным элементом. Помогая становясь милосердным человек противоречит самой природе, которая истребляет слабых.
Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»
Эта идея заключается в том что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы? Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс который управляет этим миром.
«Волю» в своём понимании Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти. Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше как предельный принцип. Действие этого принципа мы находим повсюду на любой ступени существования, либо в большей либо в меньшей степени.
Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека.
Кто такой сверх человек по мнению Ницше? Конечно же это человек обладающий огромной волей. Это человек управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; ОБЩЕПРИНЯТЫХ моральных норм, милосердия, у него свой новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.
Философия Ницше, его сверхчеловек и сам Ницше предстаёт перед нами не совсем в приглядном виде, но здесь хотелось бы пояснить что Ницше наделял сверхчеловека творческими, духовными качествами, полной концентрации к власти, абсолютный самоконтроль. Ницше говорит что сверхчеловеку должен быть присущ сверх индивидуализм ( в отличие от современности, где личность человека полностью нивелирована) Сверхчеловек обладает яркой индивидуальностью и стремится к самосовершенствованию. В своём труде философ чётко говорит о том что господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, то есть не в сфере политики экономики или права «ТОЛЬКО ГОСПОДСТВО ДУХА». Поэтому считать Ницше основоположником фашизма будет не правильно.
Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ.
Ницше говорит что мораль господ это высокая степень самоуважения. Это ощущение себя личностью, человеком с большой буквы, когда человек может сказать о себе я господин духа.
Мораль рабов, это мораль полезности, малодушия и мелочности. Когда человек покорно принимает унижение, ради своей выгоды.
(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)
Видео по теме: Философия Фридриха Ницше и теория сверхчеловека сегодня.neo-humanity.ru
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ это что такое ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
иррационалистическое философское течение конца XIX — начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.
Оцените определение:
Источник: Тематический философский словарь
«Философия жизни»
направление, сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу.
Оцените определение:
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Философия жизни
идеалистическое философское течение конца
XIX — начала XX в., исходящее из понятия-образа «жизни» как некой интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественно-органическое в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, созидающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Наиболее адекватной формой познания «жизни» является символ. Для Ф. характерен иррационализм и интуитивизм. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.
Оцените определение:
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Ф. ж. была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. Появление Ф. ж. знаменовало кризис рационалистическо-прогрессистских философских концепций 18—19 вв., претендовавших на исчерпывающее объяснение социальной действительности на основе принципа универсальности разума. Ф. ж. явилась иррационалистическим истолкованием своеобразия общественно-исторического процесса. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, к-рое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. В 20—30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э. Шпрангера, а также в работах Л. Клагеса, А. Боймлера. Нек-рые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциали
terme.ru
1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения. Философия жизни
Похожие главы из других работ:
«Исповедь» Аврелия Августина
§1. Философия периода патристики: общая характеристика.
При периодизации истории Западной Европы новой эры за точку отсчета обычно принимается V век — век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков…
Деление понятий: сущность, типы, правила деления, возможные ошибки
1. Общая характеристика понятия
…
История философии
5. Западная философия второй половины XIX — нач. ХХ веков. Философия А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора. «Философия жизни» и ее основные разновидности. Ф. Ницше
Западная философия второй половины XIX — нач. ХХ веков: Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно, только сопоставив этапы…
Материализм и идеализм
1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н.Г. Чернышевского
Основой мировоззрения Чернышевского был антропологический принцип. Исходя из общих понятий о «натуре человека», о его стремлении к «собственной пользе»…
Материализм и идеализм
2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия В.С. Соловьева
Предшествующая философия в разработке проблемы человека не удовлетворяла русского философа. Рационализм, являясь важнейшим этапом развития европейской философии, утвердил представление о человеке как «свободно-разумной личности»…
Место МВД РФ в возрождении Отечества и сохранении его ценностей
1. Общая характеристика МВД РФ
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти…
Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика
философия революционный демократический либеральный Несомненно, русская философия стояла особняком от большинства мировых философских моделей, но естественное её развитие в основных моментах совпадало с теми этапами…
Позитивизм Генри Бокля
§1. Общая характеристика позитивизма
Глобальному метафизическому историзму с его субстанциональными схемами социального развития и утопическими идеалами прогресса позитивистская философия противопоставила идею бесконечно трансформирующейся эволюции при одновременном…
Понятие имени. Содержание и объем имени
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМЕНИ
Имя — выражение языка, обозначающее предмет или множество, совокупность предметов. При этом “предмет” понимается в самом широком, обобщенном смысле слова. .[1] Предметы — это деревья, животные, реки, озера, моря, числа, геометрические фигуры…
Понятие: общая характеристика, содержание и объем, виды
1. Общая характеристика понятия
Признаки предметов. Существенные и несущественные признаки. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета…
Психоанализ и его философский смысл
1. Философия психоанализа: общая характеристика. Предпосылки появления философии психоанализа
Психоанализ, если рассматривать его классическую форму, появился на рубеже 19 и 20 столетий. Именно тогда традиционные представления о психике человека, методах её исследования начали трансформироваться. Конечно же…
Философия жизни
1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения
Философия жизни — одно из ведущих течений европейской философии XIX — XX вв. центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа»…
Философия эпохи Просвещения во Франции
1. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали могучей духовной силой, которая оказала решающее влияние на передовую философскую мысль. Одним из факторов…
Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители
3. НЕОФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например…
Характеристика философии французского Просвещения
1. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали могучей духовной силой, которая оказала решающее влияние на передовую философскую мысль. Одним из факторов…
fil.bobrodobro.ru
2. Философия жизни. Ф.Ницше
Философия жизни сформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К данному направлению относятся Дильтей, Бергсон, Шпенглер, Зиммель и другие.
Начальный толчок развитию философии жизни дали идеи А.Шопенгауэра, изложенные им в знаменитой работе «Мир как воля и представление». Философия жизни — оппозиция классическому рационализму, панлогизму и культурно-историческому оптимизму. Философия жизни обращается к жизни как первореальности, целостному процессу, без разделения жизни человека на субъект и объект.
Отправной точкой мышления для философов этого направления были ни Бог, ни дух, ни идеи, ни материальный мир, а «действующий человек».
Была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его существования и ценностных ориентаций. Это определило круг проблем, наиболее значимых для философии жизни: вопросы антропологии, культурологии, философское осмысление жизни и творчества. Ведущими категориями являются «жизнь» и «воля», которые заменяют категорию бытия.
Категория жизни достаточно неопредёленна и имеет различные варианты понимания: воля к власти (Ницше), жизненный порыв (Бергсон), поток переживаний (Зиммель).
Жизнь как бесконечно становящееся, нельзя постичь с помощью разума. Разум оторван от жизни. Философия жизни имеет антисциентистскую направленность. Рациональное познание имеет своей целью чисто практические интересы, утилитарные цели, связанные с выживанием человека. Средства культуры (язык и логика) искажают действительность.
В процессе познания происходит полная подмена жизни «сущим», то есть устойчивым и повторяющимся. Этой кропотливой работой занимается наука. Наука стремится превратить мир в сплошную упорядоченность. На ранних этапах развития она играла первостепенную роль. Научному познанию противопоставляется интуитивные, внеинтеллектуальные, образно-символические способы постижения.
Схватить суть жизнь можно не с помощью логических рассуждений, понятий, рассудка, а благодаря интуиции, иррациональным прозрениям. Познать — это, значит, не объяснить, а понять, почувствовать, погрузившись в её становление и изменение. В жизни нет логики, целесообразности, единства. Жизнь — это хаос, лишённый смысла и не имеющий цели.
Наиболее адекватными средствами постижения жизни является искусство, поэзия, музыка. Сама философия сближается с мифологией. Основные философские идеи обретают форму мифа (учение о сверхчеловеке, миф о вечном возвращении). Философское учение Ницше выражено в виде афоризмов, метафор.
В творчестве Ф.Ницше можно выделить три этапа:
1. До конца 70-х годов он занимается классической филологией, античной философией, философией Шопенгауэра и находится под влиянием Рихарда Вагнера. Результатом первого периода явилось написание работы «Рождение трагедии из духа музыки».
2. К концу 70-х годов, в работе «Человеческое, слишком человеческое» Ницше критикует западноевропейскую культуру. «Странник и его тень», «Утренняя заря», «Весёлая наука» — другие работы этого периода. Появляется центральное понятие его философии Воля к власти. Ницше отходит от идей Шопенгауэра и разрывает с Вагнером.
3. С 1881 года. Появляются работы «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали». В его учении соединяются три идеи: «о воле к власти», «вечном возвращении» и «сверхчеловеке». Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который должен стать обобщающим. В 1888 году у него сложился план такой книги. При жизни Ницше была написана только первая часть её под названием «Антихристианин». Сестра Ницше после его смерти получила права на издание сочинение Ницше и опубликовала наброски книги Ницше под названием «Воля к власти». Долгое время эта книга считалась его сочинением. На самом деле это была тенденциозная подборка записей Ницше, на основе которой он был причислен к «предтечам» нацизма.
Учение Ницше сложно и противоречиво и вызывает неоднозначные оценки. Один из его современников сказал о нём, что в руках неосторожных, недозрелых людей оно может действовать как нравственный динамит, то есть, разрушительно — Бог умер, всё дозволено. С другой стороны, оно может вывести из догматической дремоты и заставить пересмотреть наши интеллектуальные и моральные ценности.
Основой философских взглядов Ницше являются: имморализм, антихристианская тенденция, интуитивизм, антидемократизм, индивидуализм, волюнтаризм.
Ницше выделяет два типа культуры.
Первый тип — аполлинийская культура. Аполлон в греческой мифологии — бог солнечного света. Считался богом гармонии, духовной деятельности и искусств. Аполлинийское начало культуры — гармоническое, разумное, ему присуще чувство меры. Она схематизирует мир и упрощает его. В конечном счёте, она ведёт к стереотипам, утере самосознания, к манипулированию человеком, к культу посредственности, к авторитетам. Плоды этой культуры — спекулятивная философия, христианство с аскетической моралью.
Второй тип — дионисийская культура. Дионис (также Вакх) — бог виноградарства и виноделия Дионисийское начало культуры — страстное, самозабвенное, безумное. Это культура индивидуальности, основана на волевом начале, на личностных качествах. Она предполагает бытие сверхличности.
Культура строится на отдельных личностях, подчиняющих себе массу, так как люди существуют для повиновения и нуждаются в могучих натурах. Культура — это результат деятельности элитного человека, наделённого волей к жизни и свободного от норм морали.
Сверхчеловек — абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в культуре. Сверхличность не потребляет, а создаёт культуру; творит, а не разрушает. Сверхчеловек изолируется от толпы. Сфера его бытия — элитарная культура, существующая для немногих. Он любит жизнь, защищает её, опровергая безволие «массы». Элитарная культура — это господство норм волевых изъявлений сверхличностей. Эта культура изыскана, исключительна и обособлена.
Массовая культура — коллективная воля массы слабых, где обосновывается право на приспособление и сострадание. Она низводит человека на ступень серой посредственности без лица. Это культура рабов. Человек неравен другим изначально, поэтому культура не должна уравнивать людей. Она подчёркивает естественное неравенство — зависимость одних и свободную силу других.
На место традиционной категории бытия Ницше ставит понятие «жизни», как вечное движение и становление, постоянное течение. У жизни нет цели, единства. Становление жизни — это борьба воль, которые претендуют на господство. Жизнь — это проявление воли к власти, которая определяет эволюцию мира. Воля к власти — непознаваема и необъяснима. Все процессы как физической, так и духовной жизни Ницше представляет как различные модификации, действия воли к власти, могуществу.
Жизнь во всей её полноте — взаимодействие волевых центров. Процесс становления жизни стремится не к устойчивости, а к постоянному росту.
Через некоторые временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем, то есть, при разнообразии жизни её отдельные «картины» (элементы) могут воспроизводиться бесконечно. Так объясняется идея Ницше о «вечном возвращении».
Если отсутствует воля к власти, человек деградирует. Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, сильного. Воля к власти отсутствует во всех высших ценностях человечества. «Прогресс» — это современная ложная идея. Европеец наших дней по своей ценности ниже европейца Ренессанса.
Нигилизм для Ницше — утрата всех ценностей. Нигилизм ведёт к декадансу, вырождению человечества. Декаданс – упадок, вырождение умственное и физическое «высших людей» европейской цивилизации. Декаданс — это победа слабых над сильными, триумф рабской морали, умерщвление воли.
Христианство, с точки зрения Ницше, постепенно разлагается (Бог умер). Ницше противопоставляет «активный нигилизм» — отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых жизненных ценностей — воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение.
Сверхчеловек — воспевание отдельной личности, её неповторимой индивидуальности вопреки общему. Для Ницше важнее богатая и высокая жизнь, чем бедная и узкая. Блаженны богатые духом. Сильнее всего несправедливость проявляется в том, что мелкая, бедная, элементарная жизнь не может удержаться от того, чтобы ради своего сохранения не подкапываться под более высокое, великое, богатое. Люди завидуют тому, что выше их.
Мораль носит всеобщий характер. Она создана для того, чтобы был порядок. Ницше критикует Канта за категорический императив. Каждый должен иметь свой императив. Нельзя путать свой долг с долгом вообще. Ничто так не разрушает как безличный долг, как работа мысли, чувства без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, как автоматическое исполнение долга.
Неординарные личности выходят за рамки морали. Ницше выдвигает формулу «по ту сторону добра и зла». Мораль Ницше — мораль неординарных людей — «жизнь на вершинах гор».
studfiles.net
ЖИЗНЬ это что такое ЖИЗНЬ: определение — Философия.НЭС
Жизнь
совокупность явлений, происходящих в организмах, высокоорганизованная форма существования материи; физиологическое существование человека, животного, всего живого; время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период; деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях.
Оцените определение:
Источник: Глоссарий философских терминов
ЖИЗНЬ
1) высокоорганизованная форма (и единица) бытия, способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой, их переработкой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в достаточно широком диапазоне. Простейшими формами жизни выступают бактерии и микроорганизмы; 2) целесообразное бытие; 3) целостное и осмысленное бытие. (См. бытие, биология, целесообразность, смерть).
Оцените определение:
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ЖИЗНЬ
биологическая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в «снятом» виде, так как они обеспечивают деятельность живых организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических, психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как личности.
Оцените определение:
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ЖИЗНЬ
многозначное понятие, имеющее несколько смыслов. 1) естественно-научный, биологический 2) метафизический (судьба человека), 3) историко-культурный, 4) биографический. В общем плане жизнь – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных Живые системы способны к
terme.ru
основные понятия и специфические черты
Имя немецкого философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая философия Ницше включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о борьбе за существование. Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека — так называемого «сверхчеловека». Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее.Философия жизни
С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение «мыслю, следовательно существую» подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.
Воля к власти
По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется «сверхчеловек».Сверхчеловек
Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила — это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.
Истинное бытиеФридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего «истинного» эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть.
fb.ru
План работы Введение 1.Философия жизни: общая характеристика и основные положения 2. Философские аспекты психоанализа 3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их Заключение Список используемой литературы Введение 1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения Характерные особенности философии Шопенгауэра 2. Философские аспекты психоанализа Критический анализ теории Фрейда Влияние теории Фрейда на культуру и философию 3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их Фрейд считал, что сексуально извращенные люди в основе своей — образованные, интеллектуальные, высоконравственные мужчины и женщины. Но не отвергал он и мысли, что они не являются «элитой» человечества, и среди них имеется столько же неполноценных индивидов, сколько и у иных в сексуальном отношении людей. Фрейд был твердо убежден, что не сумев понять иные формы сексуальности, невозможно понять и нормальной сексуальности. В дальнейших своих исследованиях он доказал, что извращенная сексуальность центрирована, действия все стремятся к одной цели. В этом отношении между извращенной и нормальной сексуальностью нет другого различия, кроме того, что частные влечения и цели у них разные. Заключение Список используемой литературы 1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. Похожие материалы |
alfa2omega.ru