Омар Хайям — биография, жизнь и смерть философа
Фото Все
Видео Все
Омар Хайям – совершенно уникальное явление в мировой науке и философии, человек, подобный русскому Ломоносову. Широкому кругу людей Хайям более известен как автор рубаев, коротких четверостиший, имеющих тонкий и точный философский смысл. Однако в первую очередь этот человек был ученым, достигших невероятных успехов в области математики, астрономии, истории, литературы и кулинарии. Время, в которое жил великий мудрец, было сумрачным и тяжелым. За малейшее вольнодумие на Востоке люди подвергались гонениям и притеснениям. Но Хайяма всегда отличала свобода мысли, он не отрицал существование Всевышнего, однако вся деятельность ученого была светской. Он был великим просветителем, несущим свои обширные знания в массы. Этот человек старался всеми силами облегчить жизнь простого народа, помогал обычному человеку обрести смысл жизни, учил его правильно и мудро относиться ко всем жизненным явлениям.
Выдающиеся достижения Хайяма в различных областях вызывают большое удивление у потомков, и заставляют их думать, что такого разностороннего человека просто не существовало на свете. Но это не так, подобные уникальные личности иногда, очень редко, встречаются среди людей. Жизнь этого ученого и философа сложилась достаточно удачно, если не брать во внимание его последних лет. Он сумел реализоваться, ему была оказана мощная поддержка со стороны падишаха Ирана, который по достоинству сумел оценить величину личности Хаяйма. Философ никогда не имел семьи и детей, направляя все свои силы на изучение законов природы. Он весь отдался науке и философии, по этой причине смог проявить себя во многих направлениях. Проследить за судьбой человека, который жил почти тысячелетие назад, непросто, но его биография, собранная по крупицам из достоверных источников, всегда вызывает большой интерес у читателей.
Детство
Омар Хайям родился в иранском городе Нишапуре 18 мая 1048 года. Мужчины, родившиеся под знаком Тельца, всегда отличаются философским отношением к жизни. Глубокий ум, пытливость, наблюдательность – все это также свойственно Тельцам. При этом они с ранней юности стараются крепко встать на ноги, ни от кого не зависеть материально. Возможно, все эти качества и предопределили род занятий маленького Омара. Его родители были зажиточными людьми, мальчик принадлежал к древнему, уважаемому роду ремесленников. С раннего возраста Омар удивлял своих родственников необычайными аналитическими способностями и многочисленными талантами. Ребенок был очень умным, рассудительным, усидчивым и любознательным.
Хайям рано научился читать, в восемь лет он самостоятельно изучил Коран, священную мусульманскую книгу, и даже пытался трактовать отдельные его постулаты. Уже в раннем детстве он научился красноречиво говорить, и на протяжении всей жизни ученый не переставал развивать свои ораторские способности. В юности он стал изучать мусульманское законодательство и философию, и весьма преуспел на этом поприще. В Иране молодого человека называли настоящим знатоком Корана. За советами и помощью к нему часто обращались люди, которые испытывали затруднение при толковании священной книги.
Омар был совсем юным, когда его родители скончались. Оставшись один, молодой человек решил вплотную заняться математикой и философией, продолжить обучением этим наукам.
Для учения были нужны средства. Омар продал родительский дом и мастерскую отца, и неожиданно получил очень заманчивое предложение от главного человека страны. О способностях молодого человека уже было известно при дворе, правитель пригласил его занять должность придворного ученого. Это было невероятное везение, под покровительством главного человека Исфагана пышным цветом расцвели таланты и способности Омара Хайяма.
Научная деятельность
Хайяма часто называют уникальным ученым. Он написал целый ряд научных трактатов на темы, совершенно не связанные друг с другом. Этот человек живо интересовался астрономией, проводил многолетние исследования за движением звезд. Результатом его неустанных трудов стал самый точный в мире календарь. На основе полученных астрономических данных Хайям создал систему астрологии. Много времени ученый уделял изучению пищевых пристрастий знаков Зодиака, что позволило ему составить правильную систему питания для каждого из них. Книга вкусных и полезных рецептов, написанная ученым, до сих пор удивляет кулинаров всего мира.
Особую любовь Омар Хайям питал к точной науке – математике. Результатом его достижений в этой области стал анализ теории Евклида, авторская система вычисления для квадратных и кубических уравнений. Ученый доказывал теоремы, проводил расчеты, работал над созданием классификации уравнений. Научные труды этого человека в области алгебры и геометрии высоко ценят современные ученые. Календарь, который создал Хайям, до настоящего времени действует в Иране.
Могут быть знакомы
Книги
После себя Хайям оставил бесценное наследие, потомки отыскали несколько его книг и литературных сборников. Сборники, составленные знаменитым философом, внушают некоторое сомнение исследователям. Есть версия, что не все стихи, которые можно прочесть в этих книгах, принадлежат перу самого Хайяма. В течение 10 веков после его кончины многие рубаи с «крамольным» смыслом приписывались Хаяму. Только так их настоящие авторы могли избавить себя от гонений всесильных властей, строго следящих за нравственностью своего народа. Вполне возможно, что некоторые произведения народного творчества распространялись под именем Хайяма. При этом исследователи творчества великого иранца утверждают, что более 300 стихотворений из найденных сборников написал сам философ.
На Востоке четверостишия, наполненные философским смыслом, называют рубаями. Омар и здесь был новатором, при его жизни героями литературных произведений могли быть только представители высшей знати или герои. О простых людях тогда не писали, их никто не брал в расчет, хотя именно народ создавал все материальные и культурные ценности. Простые люди в своей основе были неграмотными, и до их мыслей и чаяний никому не было дела. Свои рубаи Омар стал писать для всех людей, четким, понятным, ясным языком, без витиеватых эпитетов, которые так любят на Востоке.
В рубаях прослеживается наличие авторского «Я». Это простой лирический герой, обычный смертный, не совершивший ничего сверхъестественного и героического.
Но он – настоящий философ, много размышляющий о человеческих жизнях и судьбах. Рубаи очень лаконичны и изящны, в них нет ничего лишнего, только точные слова, передающие глубокий смысл.
Мудрецы недаром говорят, что математика дисциплинируем ум. Хайям, выдающийся математик, выглядит очень последовательным и в своих литературных трудах. В стихотворениях он не обошел ни одну тему, волнующую человека. Поэт писал о Боге, о судьбе, об обществе, о любви, о человеческих взаимоотношениях. Все его стихотворения стали бессмертными, они останутся актуальными на все времена.
Взгляды
У философа были свои взгляды на жизнь, резко отличающиеся от общепринятых. Ученый муж не слишком разбирался в общественных тенденциях того времени, и почти не замечал изменений, которые происходили в обществе. Он не считал возможным тратить на это свое драгоценное время, и в конце жизни поплатился за свою невнимательность.
Теология была одним из направлений, которые сильно занимали философа. Он был человеком с нестандартным мышлением и не стеснялся высказывать вслух мысли, которые считались крамольными. Хайям считал обычного человека великой ценностью, прославлял его, называл очень важными желания и потребности человека. Он полагал, что Бог и вера прекрасно могут существовать отдельно от религиозных институтов. Философ полагал, что Бог должен быть у человека в душе, и Всевышний никогда не покидает человека, каким бы грешником тот не был. Хайям часто высказывал свои мысли на эту тему.
Такая позиция маститого ученого не могла не вызвать негодования у церковников. Вокруг его персоны всегда велось много споров. Однако большого вреда философу священнослужители нанести не могли – его высоким покровителем был сам падишах. Кроме того, Хайям с ранней юности считался большим знатоком Корана, и в теологических спорах легко мог заткнуть за пояс многих церковников, не обладавших такими фундаментальными знаниями. Тем не менее, уже в годы зрелости Хайяма многие священнослужители считали этого вольнодумца «вредным» элементом.
В своих произведениях философ часто размышлял о любви. Он справедливо полагал, что это чувство – главное в жизни.
Высказывания Хайяма о любви были противоречивыми, он рассматривал это чувство с двух сторон – как созидающее, так и разрушительное. В некоторых его стихотворениях звучит восхищение любовью и женщиной. Есть и такие произведения, где поэт сокрушается над судьбой человека, которому любовь сломала жизнь. Но его отношение к женщине всегда было положительным, Хайям считал, что главной ценностью для мужчины является любимая женщина. По этой причине настоящий мужчина просто обязан сделать свою женщину счастливой, для этого ее нужно любить, ценить и уважать.
Поэт много писал о дружбе, считая ее великим даром. Он прекрасно осознавал, что истинных друзей на свете не так уж много, призывал людей беречь дружбу, не предавать тех, с кем они прошли через трудности и испытания. Философ считал, что к людям нужно относиться избирательно, не допуская в свой дом и за свой стол случайных «попутчиков», которые легко могут втянуть хозяев в недоброе дело.
Обладая аналитическим складом ума, Хайям прекрасно замечал несправедливое устройство мира. Но кроме этого, он видел, что многие люди не понимают, что является главными жизненными ценностями. Некоторые вещи его современники объясняли с точки зрения теологии, хотя на самом деле они имели природную сущность. Лирический герой Хайяма нередко сомневается в вере, он с любовью относится к себе, к своим потребностям. Этого человека, как и самого Хайяма, можно назвать вольнодумцем. Возможности его разума и рассуждений не знают никаких преград. Это рубаха-парень, он близок и прост, ему нравится хорошее вино, он любит женщин, ему понятна вся красота мира.
Хайям много рассуждал о смысле жизни. Он пришел к выводу, что все мы – временные гости на этой земле. По этой причине важно относиться к жизни как к бесценному дару, наслаждаясь каждым прожитым мигом.
Поэт считал, что человеку важно научиться ценить все маленькие радости, принимать все происходящие события без злобы и гнева, отыскивая позитивные моменты даже во времена невзгод.
Омара Хайяма называют великим гедонистом. Он не считал возможным отказываться от земных благ ради призрачного небесного блаженства. Смысл жизни поэт и философ видит в другом – в потреблении и наслаждении. Но все должно быть в меру, иначе быстро наступит апатия и пресыщение. Такие взгляды философа приводили общественность в негодование, однако находили отклик в среде правителей и знати. Особенно любила Хайяма за его взгляды на жизнь русская интеллигенция.
Личная жизнь
Немалую часть своего творчества поэта посвятил любви к женщине. При этом он никогда не был женат и не имел детей. Образ жизни великого ученого не позволял ему обременять себя узами брака. Он был вольнодумцем и всегда находился под пристальным взглядом церковников, не прощавших свободомыслия. Ослушников без всяких сомнений подвергали гонениям, самых опасных «преступников» казнили.
Хайям считал, что в таких условиях и при его образе жизни он просто не имеет права рисковать жизнью и здоровьем дорогих ему людей. Он предпочел остаться одиноким.
Его трактаты и книги, которые дошли до потомков, представляют собой малые крупицы полноценных исследований великого ученого. Чаще всего свои изыскания он передавал современникам в устной форме. Наука в тот период находилась в загоне, религиозные институты делали все, чтобы она не развивалась. Ученые и наука были опасны для церковников, и подлежали уничтожению.
Причина смерти
Хайям был удивительно смелым человеком, в эпоху глухого Средневековья он не боялся высказывать вслух свои мысли. Долгое время он находился под защитой и покровительством правителя Ирана, не дававшего его в обиду. Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается. Когда падишах скончался, для Хайяма наступили суровые времена. Положение усугубляло и то, что сам мудрец уже был в преклонном возрасте. Свои последние дни иранский философ провел в бедности и лишениях. Церковники, назвал его богохулом, поспешили изгнать ученого из дворца. Новый правитель не был заинтересован в Хайяме. Философ стал настоящим отшельником.
Гробница Омара ХайямаНо он до последнего вздоха был верен своим идеям. Хайям продолжал свои научные изыскания, писал рубаи, наслаждался каждым прожитым мгновением жизни. Он как будто знал, когда наступит час его смерти, и хорошо подготовился к нему. Однажды почтенный старец целый день молился, после этого совершил омовение, прочел священные слова и умер. Он принял свою смерть спокойно и с достоинством, как и полагалось мудрецу. На тот момент великому ученому было 83 года.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
биография, интересные факты и наследие
Омар Хайям: YouTube / ИнформконтрольОмар Хайям — известный персидский поет и ученый. Его имя стало символом восточной культуры, а произведения остаются для многих источником вдохновения. Что известно о жизни и творчестве Омара Хайяма?
Что известно о жизни Омара Хайяма
Омар Хайям был персидским поэтом, ученым, математиком, философом и астрономом. Чем известен Омар Хайям? Творец стал знаменитым благодаря книге «Рубаи», которая содержит квартеты (стихотворения из четырех строк). В них выражены его философские взгляды на жизнь, любовь и природу.
Чем прославился Омар Хайям при жизни? Его знали как астронома-прорицателя, обладающего даром ясновидения. Также он известен трудами по математике. Современники знали его как критика религиозных и политических догм, человека с либеральными взглядами на устройство общества.
Когда жил Омар Хайям? Будущий философ родился 18 мая 1048 года в Иране (город Нишапур). О семье Хайяма практически нет данных. Известно, что отец философа был персидским ремесленником-палаточником, также у него была сестра, которую звали Аиша.
Хайям получил неплохое образование. Науки юноша постигал в медресе, после получил квалификацию врача. Медицина не стала его призванием, поскольку Хайям влюбился в математику.
Судьба не баловала Омара. В 16 лет он остался сиротой. После смерти отца и матери Хайям продал дом и уехал в Самарканд. Научный и культурный центр Востока был благосклонен к Омару. Во время обучения парня заметили и после нескольких блистательных выступлений на диспутах его перевели из учеников в наставники.
Через 4 года Хайям переехал в Бухару, работал в книжном хранилище, что способствовало его научной работе. За 10 лет в Бухаре он написал 4 математических трактата.
В 1074 году Омар попал в Исфахан (Иран) по приглашению Мелик-шаха — сельджукского султана, сына и преемника Алп-Арслана. Здесь ему предлагали как духовному наставнику бразды правления. Но Омар отказался, потому что не умел запрещать и приказывать.
Жизнь в Исфахане при дворе султана Мелик-шаха была богатой. Восточная роскошь, покровительство влиятельных особ и должность руководителя одной из крупнейших обсерваторий мира позволили Хайяму развиваться как математику и астроному.
Период процветания закончился со смертью покровителя. Новый правитель отрицал старое и нашел новых фаворитов. После предъявленных обвинений в вольнодумстве в 1092 году Хайям вернулся на родину в Нишапур. В родном городе прожил до смерти. Справиться с трудным, полным лишений и одиночества периодом помогали немногочисленные ученики и встречи с учеными.
Как рассказывают авторы книги «Омар Хайям», свой последний день Омар посвятил чтению «Книги исцеления» Ибн Сины — ученого, философа и врача. Хайям остановился на разделе «Единое и множественное». После этого в присутствии близких и учеников он составил завещание, отказался от еды и питья, помолился, поклонился и отошел в иной мир.
Мавзолей Омара Хайяма: Unsplash / Siavash RazmiБыла ли жена у Омара Хайяма? Нет никаких упоминаний о счастливой или несчастной любви ученого, его влюбленности или детях. Но в его стихах много страсти.
***
Едва ты вышла в сад, смутился алый мак,
Не успокоится от зависти никак.
А что же кипарис тебе не поклонился?
Увидел дивный стан, его хватил столбняк!
***
Однако привязанность, боязнь расставания, клятвы в любви и страдания отсутствуют. В рубаи нет ничего из того, что указывает на душевную привязанность или семейные отношения.
Литературные и научные достижения Омара Хайяма
Омар Хайям — уникальный человек. В его копилке множество научных трактатов, которые освещали темы, абсолютно не связанные друг с другом. Всесторонние таланты их автора вызвали сомнения, что такой человек действительно существовал.
Подозревали, что под одним именем скрывается группа разносторонне образованных людей. Часто Хайяма-поэта разделяют с Хайямом-математиком. Поводом для сомнений стал Хайям-полиглот. Омар писал четверостишия на народном персидском языке, а математические труды — на языке науки того времени — на арабском.
Астрономия
Одним из главных увлечений ученого и поводом для исследований была астрономия. Одно из самых значимых его открытий — календарь, более точный, чем григорианский. Кроме того, Омар составил «Маликшахские астрологические таблицы», в которые входил каталог ярких звезд.
Математика
Максимум усилий Хайям уделял математике. Как отмечает Герш Глейзер в книге «История математики в школе. 7–8 классы», Омар написал «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы», в котором классифицировал и предложил решения уравнений.
Не менее важный математический труд — «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида», состоящий из 3 книг. Затем последовала работа «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле», в которой Хайям уделил внимание классической задаче на смешение.
Творчество
При жизни Омара знали только как ученого, однако весь свой путь, помимо научных трудов, он занимался творчеством. Хайям написал множество рубаи, в которых он делился мыслями о бытие.
Точное количество написанных творцом стихотворных афоризмов неизвестно, поскольку с каждым годом их число росло. К XX веку авторству Хайяма приписывали более 5000 рубаи. Вероятно, именем Омара хотели прикрыться те авторы, которые боялись преследований за богохульство и инакомыслие.
Максимальную известность четверостишиям Хайяма принес Эдвард Фицджеральд — английский поэт. Однажды случайно в его руках оказалась тетрадь с творениями Омара, которые он сумел перевести на латынь, а затем и на английский язык.
Общественность взволновала философия поэта. Хайям предлагал, чтобы люди наслаждались жизнью здесь и сейчас и не беспокоились, что может произойти после смерти.
***
В глуби небес — бокал, невидимый для глаз;
Он уготован там для каждого из нас.
Поэтому, мой друг, к его краям устами
Прильни безропотно, когда придет твой час.
***
Хайям акцентировал внимание на том, что жизнь непредсказуема и быстро проходит, поэтому следует наслаждаться каждым ее мгновением.
***
Кто мне скажет, что завтра случится со мной?
Буду радовать сердце усладой земной.
Буду счастье искать в этом мире подлунном,
Ибо все мы не вечны под вечной Луной.
***
Его неприятие догматической религии и скептицизм нашли отклик в сердцах миллионов людей.
Рубаи пробудили интерес к научным достижениям Хайяма, которые ученые заново открыли и переосознали.Омар Хайям: YouTube / ИнформконтрольОмар Хайям не только великий поэт, ученый и мыслитель. Он символ свободной мысли и бунтарства против догматизма и традиций. Его философия не оставляет равнодушными многих людей, его стихи до сих пор вдохновляют и привлекают красотой и мудростью. Омар Хайям остается одной из наиболее значимых фигур в истории и культуре Востока, и его наследие будет продолжать вдохновлять и учить людей.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1744930-omar-hajam-biografia-interesnye-fakty/
Философия
Есть две основные точки зрения на классификацию Рубайата Омара Хайяма. Один утверждает, что на него сильно повлиял исламский мистицизм и особенно суфизм. а его ссылки на вино и любовников являются аллегорическими изображениями мистического вина. и божественная любовь. Вторая школа мысли полностью опровергает первую, утверждая, что Хайям понимал его смертность и неспособность смотреть дальше, и его ссылки на вино и любовники очень буквальны и чувственны. Сам Хайям дал нам ключ к разгадке в одном из своих рубайи (в единственном числе Рубаи), когда он буквально говорит:
Можно с уверенностью предположить, что обе вышеупомянутые школы мысли несколько ошибочны, и что сторонники каждого из них, хотя и наполовину понимая мудрость, которую передал Хайям, переворачивают и искажают его слова, чтобы они соответствовали их собственным убеждениям. Достаточно взглянуть на жизнь Хайяма, чтобы прийти к такому же выводу. Он был сверхуспешный гений. Он был советником министров и королей. Он был математическим гений, предложивший решения проблем, опередившие его время на столетия. Он был выдающийся астроном, рассчитывавший продолжительность солнечного года с непревзойденная точность, по крайней мере, непревзойденная до этого века. Он был осведомлен в других физические науки, такие как медицина и химия (или алхимия в его время). Он был намного востребованный философ и педагог. Сам факт того, что у него было стремление, стремление и дисциплина сочинять и писать Рубаи показывает, что он обладал глубиной восприятия и видения, которые мы все еще имеем трудность понимания. Человек, так много сделавший в своей жизни, явно не мистический фаталист, претендующий на «Чему быть, того не миновать!» Наоборот, он видел глупость быть загипнотизированным такими техниками, которые могут вызвать удивительные видения реальности, но до тех пор, пока они остаются видения, они не являются и не могут быть истиной, самой реальностью. Более того, человек, изменивший мир своего времени и на многие столетия позже, явно не из тех, кто сказал бы: «Раз мы все умрем, давайте побеспокоимся только чувственными наслаждениями». Он ясно видел, что такое же мистическое увлечения были просто видениями реальности, а не правды, чувственные удовольствия также были представления о более глубокой радости, но также и не истина. Тот, кто может так ясно ставить вопросы смертности и временности нашего существование, очевидно, глубоко боролось с жизнью, смертью и существованием. Хайям понял смысл отсутствия контроля над нашими жизнями и смертью, и нашел пределы нашей свободы. Он понимал, что главное в жизни. И через всю жизнь его учения и его рубаи передавали это значение, хотя и в несколько загадочной форме, тем не менее полный и неповрежденный для нас. Хайям понял, что это наша судьба, наша судьба, что-то не зависящее от нас. родиться в этом мире. Он также понимал, что смерть была неизбежной судьбой для любого человека. кто когда-либо родился. Он понял, что наши тела происходят из праха и глины и возвращаются в глина. Он понимал фантазию заботы о будущем, а также невроз пребывания в нашем прошлом. Он видел, что все, что у нас есть, это вечно ускользающий миг, это сейчас, которое само по себе имеет вневременное качество. И он понял, что в жизни важна та глубокая радость и любовь, за которые у нас есть бесконечное стремление, а также способность как получать, так и излучать. Его рубаи заставляют нас задавать эти первостепенные экзистенциальные вопросы и ведут нас по пути, который, если только мы теряемся в пути или теряемся из-за пропасти , через которую нам предстоит пройти, неизбежно должен прийти к одному и тому же ответу. Эти окончательные истины, что в жизни все, что имеет значение это любовь и радость. Все остальное фантазии и заблуждения. Если мы примем философию Хайяма и прислушаемся к его советам, то сместим фокус от внешнего, будь то мистическое или чувственное, к внутреннему. И если мы пройдем через это преобразующая алхимическая трансмутация души, мы тоже станем как Хайям, люди и женщины, меняющие себя, а следовательно, и наш мир, а также миры грядущие приходить.
1998 г.,
Ванкувер, Канада, 1999–2003 гг., Лос-Анджелес, Калифорния, Последнее обновление этой страницы: Четверг, 22 апреля 2010 г. |
Вино мудрости: жизнь, поэзия и философия Омара Хайяма — Аминразави, Мехди: 9781851683550
Представитель экзотического и эротического востока, враг христианства, пророк гедонизма, поборник свободомыслия, Омар Хайям и его рубайят веками были легендой. Питаемая восхищением Хайямом, которое было с ним с самого детства, всеобъемлющая новая биография Аминразави вновь знакомит западный мир с фигурой Хайяма и его великими достижениями. Сочетая читаемое и доступное повествование с научными амбициями и годами исследований, работа Аминразави охватывает не только известную поэзию Хайяма, но и его необыкновенную жизнь, его забытые философские труды и влияние его творчества на Западе. Он содержит разнообразные вспомогательные материалы, в том числе оригинальные переводы и полный текст «Рубайят» Фицджеральда, и станет идеальным введением не только для тех, кто хочет больше узнать о поэтах, вдохновленных Руми, но и для студентов, изучающих различные гуманитарные науки.
«Синопсис» может принадлежать другому изданию этого названия.
Об авторе:Мехди Аминразави — профессор философии и религии и содиректор Центра азиатских исследований в колледже Мэри Вашингтон в Вирджинии.
Обзор:Это самое подробное и сбалансированное исследование неуловимого Омара Хайяма, с которым я когда-либо сталкивался. Аминразави признает проблемы, с которыми мы сталкиваемся при примирении личностей уважаемого математика и естествоиспытателя, пытливого философа и метафизика и скептического, антиномического поэта, и показывает, что полностью знаком с вовлеченными научными аргументами. Он отвергает те трактаты и двустишия, которые явно ложны, но, тем не менее, заключает, что Хайям, ученый и философ, действительно был автором знаменитых катренов — более буддийских или эпикурейских по своей сути, чем суфийских, — которые так сильно находили отклик у единомышленников в средневековой Персии, более поздний мир ислама и современный Запад.