Основные формы мышления и их характеристика — Студопедия
Поделись
Основные мыслительные операции.
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ— мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез— обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.
Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.
Абстракция— выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие — есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Суждениеэто форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Рассуждение — имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Высшая форма мышления
Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, при котором происходит обобщенное и опосредованное отражение действительности. Высшая форма мышления – это способность не только осмысливать действительность, но и устанавливать между объектами реальности логические связи.
Мыслительные операции и формы мышления
Мышление всегда предполагает наличие некоей логики, которая может быть как верной, так и неверной. В его структуре выделяются следующие логические операции:
- Сравнение — это мыслительная операции, в ходе которой устанавливается сходства и различия между двумя и более объектами. Это дает возможность создавать классификации – первичную форму теоретического познания.
- Анализ — это мыслительная операция, в ходе которой сложный объект разделяется на составляющие части, которые характеризуются и в дальнейшем сопоставляются между собой.
- Синтез — это мыслительная операция, в ходе которой происходят обратные анализу действия: из отдельных частей воссоздается целое. Как правило, анализ и синтез обычно осуществляются вместе, благодаря чему происходит более глубокое познание действительности.
- Абстрагирование — это мыслительная операция, в ходе которой выделяются важные свойства и связи предмета и отделяются от маловажных характеристик. Характеристики не существуют в качестве самостоятельных предметов. Абстрагирование позволяет изучить любой объект более детально. В результате него формируются понятия.
- Обобщение — это мыслительная операция, в ходе которой мысленно предметы объединяются по общим признакам.
Эти логические операции сосуществуют друг с другом и могут использоваться как вместе, так и по отдельности.
Формы логического (абстрактного) мышления
Рассмотрим формы абстрактного мышления и их характеристику. Всего их выделяют три, причем каждая последующая сложнее предыдущей – это понятие, суждение и умозаключение.
- Понятие — форма мышления, при которой сознание описывает класс или признаки однородных предметов. Так, например, в понятие «собака» входят и пекинес, и овчарка, и бульдог, и другие породы. Другие примеры понятий – «дом», «цветок», «стул».
- Суждение — это утверждение (положительное или отрицательное) о предмете или свойстве. Суждение может быть простым или сложным. Пример: «все собаки — черные», «стул может быть сделан из дерева». Суждение не всегда правдиво.
- Умозаключение — форма мышления, при которой из отдельных суждений человек делает вывод. Это – высшая форма мышления, поскольку она требует максимальной умственной работы. Логика изучает умозаключения. Пример: «Идет дождь, значит, нужно взять с собой зонт».
Известно, что мышление всегда обладает некой логикой, но не всегда она верна. Истинная логика – это высшая форма мышления, и она позволяет устанавливать не всегда очевидные связи.
Статьи по теме:
Интуитивное мышление В этой статье мы расскажем механизмы интуитивного мышления, его особенности и факторы, влияющие на его отсутствие или, наоборот, развитие до наивысшего уровня. |
Факторы развития личности Развитие личности начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. Мы в этой статье расскажем о факторах, от которых на прямую зависит уровень личностного развития. |
Психика человека Психика человека — это одна из сложнейших и самых важных функций головного мозга. в этой статье мы расскажем о свойствах психики способах ее манипулирования. | Свойства мышления Мышление имеет свои виды, формы и свойства, которые влияют на многие аспекты нашей жизни, становление, как личности, развитие, да и на всю жизнь в целом. |
7 признаков, что вас окружают токсичные люди
7 способов эффективной работы на удаленке
7 источников молодости и хорошего настроения
16 характеристик класса критического мышления
на Терри Хейк
Предпосылка здесь проста: прояснить, как может «выглядеть» критическое мышление в классе. Иными словами, каковы признаки того, что рациональное мышление и тщательное критическое мышление не просто «видимы», но и являются частью культуры класса?
В Критическое мышление — это образ мышления
Я также обсуждал эту идею в Teaching Disruptively, , когда я сказал, что «обучение на основе запросов (или критическое мышление), которое не просто побуждает учащихся «открывать» какого-то предварительно выбранного поэта, которого вы имели в виду, но и находить своего собственного причины для чтения стихов, а затем найти своих собственных поэтов.
И, возможно, больше всего, создав самостоятельных учеников, которые могут задать правильный вопрос в нужное время в нужном сообществе, чтобы повлиять на долгосрочные изменения».Эта концепция также всплывала в десятках других вещей, которые я писал за эти годы, от Характеристики высокоэффективных классов до Вы преподаете содержание или преподаете мысль? – Исправление дефицита критического мышления , когда я подумал, не следует ли нам создать «модели обучения, требующие критического мышления — модели обучения, которые не могут функционировать, если учащиеся (все учащиеся) не мыслят критически. Это было бы очень похоже на гребную лодку, где все должны грести и останавливаются, если кто-то перестает грести; в качестве альтернативы можно полностью разобрать лодки, чтобы каждый ученик греб сам.) кто-то перестает грести; в качестве альтернативы, полностью разберите лодки, чтобы каждый ученик мог грести сам».
Итак, мы подошли к этому сообщению. Как узнать, «мыслят ли ваши ученики критически»? Конечно, ответ зависит от множества и множества факторов, от уровня класса и предметной области, которую вы преподаете, до ваших отношений со студентами и характера вашей учебной программы, разделов, уроков и занятий. Но ниже приведены несколько примеров, которые, если они будут засвидетельствованы с какой-либо последовательностью, могут быть хорошим признаком того, что ваши ученики думают .
Убеждения и позиции меняются, если/когда появляются новые данные.
Качество знаний и данных важнее интеллектуальной «позиции» личного мнения.
Заявления, сделанные кем угодно, от преподавателей и студентов до авторов и экспертов, которых они изучают, должны выдержать клиническую и добросовестную интеллектуальную проверку.
Эмоции отделены от разума. То есть они рассматриваются скорее как результат мыслей, чем равные мыслям или заслуживающие аналогичного изучения, применения, проверки, признания и т. д.
Непредсказуемость и «разрушение» (идей, некоторого планирования, форм оценки, традиционных моделей мышления, д. )
«Интеллектуальное расхождение», когда мыслители стремятся быть в компании фактов, правды, данных и точки зрения и «расходятся» друг от друга/вы/авторы и т. д. не эмоционально (хотя иногда это нормально), а концептуально и интеллектуально.
«Истина» основана на разуме и привязанности, а не на мнении и вере.
Обучение основано на исследованиях (через любознательность и потребность в знаниях), а не на учебных программах.
Учащиеся задают — а затем улучшают — вопросы для проведения уроков, проектов, обсуждений и т. д.
Язык разума используется: слова и фразы, которые проясняют и подтверждают неопределенность и потребность в дополнительных знаниях/данных, основы предложений, которые разъясняют позиции или пытаются прояснить другие, нейтральные переходные утверждения и т. д.
Грамотность в заблуждениях и предубеждениях . То есть эвристики, когнитивные искажения и логические ошибки обсуждаются часто и без «больших побуждений» и усилий.
Наследие идей и их происхождение/импульс/одобрение/изменение с течением времени в ответ на данные и новое мышление и т. д.
Смирение. (Это лежит в основе рационального, критического мышления. Смирение говорит: «Я не уверен» или «Я недостаточно знаю, чтобы иметь обоснованное мнение» или «Давайте приобретем знания, чтобы уменьшить неопределенность».)
Учащиеся задают больше вопросов, чем учитель.
Вопросы важнее ответов.
Вопросы пересмотрены, обновлены и пересмотрены.
Поиск правильного баланса • Асана
Резюме
Конвергентное мышление фокусируется на поиске одного четко определенного решения проблемы. Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению и предполагает больше творчества. В этой статье мы объясним разницу между конвергентным и дивергентным мышлением в процессе решения проблем. Мы также обсудим важность использования обоих типов мышления для улучшения процесса принятия решений.
Вы когда-нибудь проходили личностный тест, например, индикатор типа Майерс-Бриггс? Если это так, вы, вероятно, ответили на кучу вопросов для алгоритма, который расскажет вам, как вы взаимодействуете с окружающим миром. Этот тест покажет вам, принимаете ли вы решения более объективно (мыслители) или более субъективно (чувствующие).
Конвергентное и дивергентное мышление напоминают этот аспект теста Майерс-Бриггс. Хотя от природы вы можете быть более аналитическим или творческим, вы можете научиться мыслить обоими способами. В этой статье мы объясним разницу между конвергентным и дивергентным мышлением в процессе решения проблем. Мы также обсудим важность использования обоих типов мышления для улучшения ваших навыков принятия решений.
Специальный отчет: Преодоление проблем предприятия
В чем разница между конвергентным и дивергентным мышлением?
Дж. П. Гилфорд, психолог, ввел термины «конвергентное» и «дивергентное мышление» в 1956 году. Конвергентное мышление фокусируется на достижении одного четко определенного решения проблемы. Этот тип мышления лучше всего подходит для задач, связанных с логикой, а не с творчеством, таких как ответы на тесты с несколькими вариантами ответов или решение проблемы, когда вы знаете, что других возможных решений нет.
Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению и предполагает больше творчества. С таким типом мышления вы можете генерировать идеи и разрабатывать несколько решений проблемы. В то время как дивергентное мышление часто включает в себя мозговой штурм для множества возможных ответов на вопрос, цель та же, что и у конвергентного мышления — найти наилучшее решение.
Вот как на практике могут выглядеть эти разные типы мышления:
Конвергентное мышление: Если копировальный аппарат сломается во время работы, конвергентный мыслитель немедленно вызовет техника, чтобы починить копировальный аппарат.
Дивергентное мышление: Если копировальный аппарат сломается во время работы, дивергентный мыслитель попытается определить причину неисправности копировального аппарата и оценить различные способы устранения проблемы. Одним из вариантов может быть вызов техника, в то время как другие варианты могут включать поиск видео «Сделай сам» на YouTube или отправку электронной почты всей компании, чтобы узнать, есть ли у кого-либо из членов команды опыт ремонта копировальных машин. Затем они определят, какое решение является наиболее подходящим.
Конвергентное мышление в управлении проектами
Вы можете использовать конвергентное мышление в управлении проектами, не подозревая об этом. Поскольку конвергентное мышление включает в себя структуру и четкие решения, для менеджеров проектов вполне естественно склоняться к этому подходу. К преимуществам конвергентного мышления относятся:
Более быстрый способ прийти к решению
Не оставляет места для двусмысленности
Поощряет организацию и линейные процессы
Нет ничего плохого в использовании конвергентного мышления для объединения команд, создания рабочих процессов и планирования проектов. В управлении проектами есть много случаев, когда вам нужно быстро найти решение. Однако если вы полностью избегаете дивергентного мышления, у вас возникнут проблемы с разработкой инновационных решений проблем.
Прочтите: Превратите свою команду в опытных специалистов по решению проблем с помощью этих стратегий решения проблемПреимущества дивергентного мышления
Занятому руководителю проекта может быть трудно замедлить темп и мыслить дивергентно. У проектов есть сроки, и важно быстро принимать решения. Вы можете подумать, что если сразу не придумаете решение, то разочаруете своих клиентов или заказчиков.
Однако слишком быстрая работа может привести к тому, что вы будете принимать решения в своей зоне комфорта вместо того, чтобы идти на риск. Дивергентное мышление может принести пользу вам как руководителю проекта, потому что вы перейдете к обучающемуся мышлению. Дивергентное мышление также может помочь вам:
Выявлять новые возможности
Находить творческие способы решения проблем
Оценивать идеи с разных точек зрения
- Понимать других и учиться у них0005
Быстрые результаты и предсказуемость иногда могут работать, но такой образ мышления не поможет вам выделиться среди конкурентов. Вам понадобится дивергентное мышление, чтобы произвести впечатление на клиентов или заказчиков и выделиться среди других.
Специальный отчет: Преодоление проблем предприятия
Использование конвергентного и дивергентного мышления для творческого решения проблем
Вы можете использовать сочетание конвергентного и дивергентного мышления для решения проблем в своих процессах или проектах. Без использования обоих типов мышления вам будет труднее добраться из точки А в точку Б.
1. Открытие: дивергентное мышление
Первым этапом творческого решения проблем является открытие, и на этом этапе вам нужно будет использовать дивергентное мышление. Если у вас возникла проблема на работе, первым делом необходимо выяснить ее причину, рассмотрев все возможные варианты.
Например, у вас может быть несколько проектов с превышением бюджета. Возникает вопрос: почему это продолжается? Если бы вы использовали конвергентное мышление, чтобы ответить на этот вопрос, вы могли бы сразу сделать вывод о том, почему происходит этот перерасход бюджета. Но когда вы используете дивергентное мышление, вы рассматриваете все возможные причины проблемы.
Возможные причины переполнений бюджета могут включать в себя:
Отсутствие связи между членами команды
Неправильное распределение ресурсов
Планирование проекта
Проекты. у вас есть все возможные причины вашей проблемы, вы можете перейти к следующему этапу творческого решения проблемы, который заключается в определении вашей причины.
2. Дайте определение: конвергентное мышление
Используйте конвергентное мышление при поиске потенциальных причин вашей проблемы. Хотя к перерасходу бюджета может привести более одной причины, конвергентное мышление требует целенаправленного подхода к решению вашей проблемы, поэтому вам нужно выбрать причину, которую вы считаете наиболее проблематичной.
Недостаток связи мог способствовать перерасходу вашего бюджета, но если плохое планирование проекта сыграло большую роль в ваших проблемах с бюджетом, то это причина, по которой вы должны пойти. Когда вы создаете решение для процедуры планирования вашего проекта, это может привести к лучшему составлению бюджета. Большинство причин также взаимосвязаны. Таким образом, лучшее планирование улучшит коммуникацию на рабочем месте, даже если это не было основной целью.
3. Дедукция: Дивергентное мышление
На третьем этапе вы вернетесь к дивергентному мышлению, пытаясь найти решение своей проблемы. Если причиной перерасхода бюджета является плохое планирование проекта, возможные решения могут включать:
Использование шаблона плана проекта
Улучшение связи с заинтересованными сторонами методы контроля затрат
Вы должны рассмотреть все возможные решения вашей проблемы, прежде чем вы найдете наилучшее решение.
4. Определить: конвергентное мышление
На последнем этапе решения проблемы вы снова будете использовать конвергентное мышление, чтобы определить, какое решение наиболее эффективно устранит вашу проблему. Хотя все решения, которые вы придумали на третьем этапе, могут в какой-то степени решить вашу проблему, вы должны начать с одного действия, которое необходимо решить. В некоторых случаях вы можете сосредоточиться более чем на одном элементе действия, но делайте это только в том случае, если эти элементы связаны между собой.
Например, после обсуждения возможных решений с вашей командой вы решили, что добавление методов контроля затрат в ваш план управления затратами должно предотвратить перерасход бюджета и даже может помочь вам сэкономить деньги.
Как мыслить более нестандартно
Способность мыслить более нестандартно поможет вам натренировать оба полушария мозга и увидеть проблемы со всех сторон. Следующие стратегии могут стимулировать дивергентное мышление:
1. Подумайте о своем мыслительном процессе
Иногда лучшая стратегия — самая простая. Когда вы внимательно относитесь к разнонаправленному мышлению, это становится легче делать. Попробуйте размещать заметки в своем офисе или добавлять шаги в свои процессы, которые поощряют дивергентное мышление.
Шаги, которые поощряют нестандартное мышление, могут включать:
Требовать как минимум часовой перерыв перед отправкой электронных писем о важных решениях перспективы
Не принимайте важных решений, не проверив свое решение как минимум с двумя людьми
Предприняв активные шаги, чтобы подумать о своем мышлении, вы можете понять, что дивергентное мышление приходит более естественно.
2. Попробуйте мозговой штурм и интеллект-карту
Мозговой штурм и интеллект-карту — две стратегии, которые вдохновляют на дивергентное мышление, потому что они помогают мыслить нестандартно и генерировать новые идеи. Интеллект-карта — это форма мозгового штурма, при которой вы рисуете задачи, слова, концепции или элементы, которые связаны с центральной концепцией. Эта диаграмма поможет вам визуализировать свои мысли и генерировать идеи, не беспокоясь о структуре.
Вы также можете провести мозговой штурм другими способами. К другим методам мозгового штурма с дивергентным мышлением относятся:
Звездообразование: Звездообразование — это метод визуального мозгового штурма, при котором вы наносите идею на середину доски и рисуете вокруг нее шестиконечную звезду. Каждая точка будет представлять вопросы: кто, что, когда, где, почему и как?
SWOT-анализ: SWOT-анализ можно использовать для стратегического планирования и мозгового штурма. Вы можете использовать его для проверки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз идеи.
Молниеносное решение: Этот метод мозгового штурма, известный как LDJ, начинается с записи положительных моментов в отношении темы или того, что работает в этой теме, затем записи отрицательных моментов и определения того, что требует срочного решения.
Попробуйте групповые сеансы мозгового штурма, чтобы получить свежие идеи и решения. Если вы регулярно проводите эти занятия, они могут показаться вам приятными и важными для творческого решения проблем.
Прочтите: Диаграмма сходства: как систематизировать информацию3. Освободитесь от временных ограничений
У всех есть сроки, которые они должны соблюдать. Но если вы принимаете важное решение или пытаетесь решить важную проблему, постарайтесь избавиться от этих строгих временных ограничений, чтобы вам не приходилось сразу переходить к конвергентному мышлению.
Некоторые методы, которые вы можете использовать, чтобы уменьшить давление, вызванное крайними сроками, включают:
Заранее запросите повестку дня встречи, чтобы у вас было время подготовиться.
Используйте ограничение по времени, чтобы придумывать несколько идей с интервалом в 5–10 минут.
Установите личные сроки до официальных сроков, чтобы дать себе пространство для маневра.
Понятно, что вы торопитесь найти правильный ответ в напряженной рабочей среде, но вы не будете знать, что ваш ответ правильный, не потратив время на рассмотрение всех возможных решений.
4. Используйте программное обеспечение для управления работой
Управление работой — это подход к организации проектов, процессов и рутинных задач, который обеспечивает ясность для вашей команды, чтобы они могли быстрее достигать своих целей. Программное обеспечение для управления работой, такое как Asana, может принести пользу обоим типам мышления.
Если у вас есть проблемы с дивергентным мышлением, некоторые функции программного обеспечения могут оказаться наиболее полезными. Программное обеспечение для управления работой может стимулировать нестандартное мышление, позволяя вам:
сотрудничать с другими над проектами
быстро обмениваться идеями и отзывами
вносить изменения одним нажатием кнопки также важно, потому что ваша команда может работать вместе независимо от того, работают ли они удаленно или в офисе.