Формы мышления в психологии кратко: Формы мышления

Содержание

Формы мышления: какие существуют, их характеристики

Содержание:

  • Что такое мышление
  • Основные формы
  • Понятие как форма мышления
  • Умозаключение
  • Суждение
  • Формы мышления в психологии, их описание
    • Наглядно-действенное
    • Образное
    • Индуктивное
    • Дедуктивное
    • Абстрактно-логическое
  • Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Содержание

  • Что такое мышление
  • Основные формы
  • Понятие как форма мышления
  • Умозаключение
  • Суждение
  • Формы мышления в психологии, их описание
    • Наглядно-действенное
    • Образное
    • Индуктивное
    • Дедуктивное
    • Абстрактно-логическое
  • Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Мышление – сложный психический процесс, присущий человеку, позволяющий организовать познавательную деятельность и управлять ей.

Мышление может касаться различных сфер жизни и деятельности, а также иметь определенные формы.

Что такое мышление

Мышление – способность человеческой психики обрабатывать и фиксировать информацию, применять ее на практике и использовать по мере необходимости.

Мышление помогает человеку преодолевать препятствия, давать объективную оценку происходящим событиям, осознавать и изучать окружающий мир, видеть его свойства и закономерности. Мышление бывает прямое и косвенное. То, что человек может осмыслить, если почувствует, увидит, потрогает – относится к прямому виду. То, что человек осмысливает через ощущение и восприятие, является косвенным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Мышление способствует развитию сознания, формированию суждений и логических умозаключений. Мыслительные операции, влияющие на качество и образ жизни, из всех живых существ на планете может совершать только человек.

 

Исследователи выделяют разные характеристики и направления мышления.

Основные формы

Самая популярная классификация мышления в психологии определена по форме. Под формой мышления понимают результат мыслительных операций, способствующих осознанию происходящих событий и окружающего мира, оценке взаимоотношений и обобщению информации.

Формы мышления взаимосвязаны и взаимодополняемы:

  • понятие;
  • умозаключение;
  • суждение.

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют

общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции. Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию.

Умозаключение

Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.

Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.

Подвиды умозаключения:

  1. Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
  2. Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
  3. Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
  4. Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.

Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.

Суждение

Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.

Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».

Выделяют истинное и ложное

суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.

Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».

Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».

Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая». 

Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.

Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.

Формы мышления в психологии, их описание

За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность.

Выделяют следующие формы мышления:

Наглядно-действенное

Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.   

Образное

Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.  

Индуктивное

Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.

Дедуктивное

Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.

Абстрактно-логическое

Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.

Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Все виды мышления развиваются с раннего детства. Ребенок начинает познавать мир, получая информацию из разных источников. В возрасте 1-3 лет развивается наглядно-действенное мышление. Малыш трогает предметы, пробует их на вкус, твердость или мягкость. Ощущения, которые он получает, ложатся в основу его понимания и становятся базой для развития.

Игрушка мягкая, кубики твердые, шапка теплая, туфельки красивые. Далее дети учатся находить применение некоторым предметам: из кубиков строят дом, кукол кладут спать, кофту надевают.

Следующим этапом развивается образное мышление. Малыши делают выводы, основываясь на полученных образах, видах явлений. По мере развития психики и усложнения практической деятельности человек развивает и другие виды мышления. Причем взрослый вполне может пользоваться в практической деятельности разными типами мышления и успешно практиковать их совмещение.   

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.00 (Голосов: 5)

Поиск по содержимому

кратко о том, что это такое в психологии, какие бывают основные типы и их характеристика, примеры мыслительных образов человека – nenumerolog

Рассматривая такое явление, как мышление, виды этого процесса часто делят на мужской и женский тип. Но это очень поверхностный подход к вопросу. Нюансов намного больше и не все они зависят от полового признака. Гораздо важнее, как именно человек воспринимает мир, какие органы чувств у него являются ведущими и насколько он готов делать выводы из поступившей информации. Познание и созидание — эти свойства заложены в каждого для того, чтобы двигаться в своей жизни дальше, осознанно совершать выбор и просчитывать последствия поступков. В этом любая личность уникальна. Но чтобы сократить количество ошибок и более полно использовать природные данные, стоит внимательнее приглядеться к самому мыслительному процессу, выявить свои сильные и слабые стороны, использовать имеющиеся преимущества. Раскрыть свой потенциал и использовать свои недостатки во благо учат в школе неНумерологии, а в этой статье мы разберемся с основными понятиями и примерами.

Мышление: что это такое

Многие мыслители древности и современности пытались раскрыть тайны человеческого сознания и изучить эту незримую, неощутимую материю. Успех можно считать относительным. Была создана система, учитывающая наиболее яркие проявления процесса, но полное понимание так и не достигнуто.

Тем не менее интересно посмотреть на это понятие с точки зрения психологии. Разум — это уникальный дар, позволяющий познавать окружающий мир. Достаточно простой в первые дни жизни, он постепенно усложняется по мере взросления человека, добавляются новые инструменты осмысления и анализа происходящего.

Классификация видов мышления и их характеристики

У каждой личности присутствуют все компоненты познавательной деятельности, но, как правило, один — ведущий. Если узнать, какой именно и строить подачу материала в соответствии с индивидуальными особенностями, то результат будет гораздо выше среднестатистического.

Увидеть свойства разных типов в сравнении поможет таблица.

ПроцессРезультатУровеньХарактер задачОсмысленностьЛичные особенности
наглядно-действенноерепродуктивностьаналитическоетеориякритическоеженское
конкретно-предметноекреативинтуитивноепрактиканепроизвольноемужское
абстрактно-логическоереалистическоепроизвольноепозитивное
аутистскоебессознательноенегативное
эгоцентрическое

Каждый параметр имеет свои достоинства, недостатки и особенности в практическом применении, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Наглядно-действенное

Решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации. Например, степень нагревания утюга определяется не рассмотрением датчика температуры, а прикосновением пальца. При этом характер действий сугубо практический. Яркий пример мышления в психологии, использующий причинно-следственные связи — открытие зонта при выходе из здания во время ливня. Это помогает приобретать знания на основании личного опыта.

Наглядно-образное

Характеризуется представлением ситуации без выполнения реальных практических действий с предметами. Этот вид относят к символическому мыслительному акту, благодаря чему удается перебрать разные сочетания факторов, установить связи и найти их непривычное сочетание. Он подчинен восприятию или представлению, в отличие от воображения опирается на конкретные события, предметы, явления, присутствующие в реальности.

Абстрактное (словесно-логическое)

В этом случае люди используют полученные некогда знания в качестве основы, остальное додумывают с помощью собственной фантазии. Так формируется умение считать, прогнозировать. Успех зависит от того, насколько мозг способен освободиться от стереотипов и находить альтернативные варианты видимого.

Другое название мыслительного процесса — понятийное мышление, типы, виды и свойства которого у каждого человека присутствуют, но в различном соотношении. С возрастом и накоплением личного опыта люди становятся менее категоричными, приобретают способность смотреть на объект с нескольких точек зрения.

Это особенно ценно для воспитателей, руководителей, разработчиков новых проектов, сотрудников, занимающихся оперативно-розыскной работой. Особое направление — пространственное моделирование. Оно помогает по ряду признаков создать целостную картину далеких планет или недосягаемых областей на земной поверхности.

Особенности:

  • идеализация;
  • акцентирование внимания на определенном сегменте;
  • преобразование расплывчатых понятий в четкие формы;
  • обобщение, устраняющее отвлекающие частности.

Происходит оперирование понятиями и умозаключениями.

Другие психологические классификации видов мыслительной деятельности

Существуют и более расширенные критерии, показывающие все нюансы в соответствии с требованиями времени и классическими представлениями о процессах мышления.

По характеру задач

В зависимости от направления это может быть выстраивание гипотез или получение наглядного, практического итога. Теоретическая часть состоит из анализа предмета, выявления основы, сопоставления признаков изучаемого элемента. Итогом становятся обобщенные представления о сущности вещей и явлений. Практический формат направлен на конкретные способы отражения и преображения действительности, схемы, проекта. Возможен риск ошибки.

По степени рефлексии

В списке такие виды, как аналитическое и интуитивное. Они взаимодополняемы, как и реалистическое с эгоцентричным. Аутистическое подразумевает усиление ассоциаций, совпадающих с аффективным стремлением и торможение противоречащих ему.

По предмету

Четко ограниченная задача, которая требует определенной оценки, реже практического действия. Приветствуется как детализация, так и обобщение для получения полной картины.

По степени новизны

Продуктивное подразумевает творческие действия. Типология мышления предполагает генерирование новых идей и создание уникальных проектов. Репродуктивное опирается на проверенные временем решения и шаблоны, ускоряет процесс принятия решения.

По степени произвольности

Как и в случае с вниманием, для произвольного нужно приложить усилия. Непроизвольное характеризуется выражением «делать на автомате». Оно связано с чувствами и эмоциональными реакциями.

Способы определения вида

Индивидуальный стиль имеет огромное значение. Зная свои сильные стороны, можно по максимуму использовать открывающиеся возможности в личной и общественной жизни. Наиболее результативный и информативный вариант — тестирование.

Самый известный опросник создан Джеромом Брунером. Не менее востребована методика Галины Резалкиной. Принцип прохождения очень простой. На ряд вопросов даются только утвердительные или отрицательные ответы, а затем подсчитывается количество баллов. Это позволяет определить не только основные типы мышления и доминирующее направление, а также указывает на преимущества, связанные с данной характеристикой личности. Это легко увидеть на итоговой диаграмме.

Методика применяется преимущественно при диагностике профессиональных интересов и склонностей у учащихся старших и выпускных классов, позволяет определить приоритетные направления дальнейшего обучения для получения специальности. Психолог Б. М. Теплов утверждал, что заранее предсказать пределы развития отдельной личности невозможно. При проведении общего опроса могут быть выявлены сложные случаи, которые рассматриваются в частном порядке методом более глубокого исследования возможностей с человека.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

Кроме общепринятой классификации, есть и другие варианты, подсказанные современностью. Они появились под давлением меняющихся обстоятельств и реалий.

Критическое

Под этим определением подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Для его развития рекомендуется решать ребусы, осваивать большой объем новой информации, придумывать сценарии развития определенной ситуации.

Стратегическое

Так называют умение оценивать риски своих действий, предвидеть и просчитывать последствия. Изучая разные типы мышления человека в психологии и виды обобщения, необходимо отдать должное именно этой разновидности, как способности к долговременному планированию, четкому расчету сил и возможностей.

Логическое

Основная характеристика — последовательность рассуждений. Цель — обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. Особая форма интеллектуальной активности личности может быть развита до определенного уровня при помощи планомерных тренировок, поскольку основана на строгих законах и принципах, не подвержена стихийности. Это не врожденный навык, а приобретенное умение, требующее самоконтроля при освоении, поэтому считается, что подростку оно дается легче, чем дошкольнику и, соответственно, у взрослого результаты будут еще лучше.

Аналитическое

Является основным видом мышления при обработке больших объемов информации. При этом человек будет все раскладывать по полочкам и спискам, искать связи, явные и косвенные. Преимущество — решение проблемной ситуации наиболее эффективным способом. Подвергая объект всестороннему исследованию, люди выделяют ряд существенных деталей и опираясь на них, предлагают наиболее результативный вариант действий как в экстренных, так и в повседневных обстоятельствах.

Нестандартное

Близкое интуитивному, предполагает выход за рамки привычного восприятия мира с целью выполнения поставленной задачи. Наибольшую значимость имеет в творческих направлениях деятельности.

Творческое или креативное

Это одновременно интеллект и воображение, где первое позволяет опереться на уже знакомые данные, а второе дает возможность взглянуть на проблему под необычным углом. Описывая, какие бывают типы мышления человека и примеры к изложенному, именно этот вид приводят как наиболее яркое проявление индивидуальности.

Системное

Подразумевает комплексный подход к изучаемому предмету или явлению без разделения его на составляющие. Включает в себя абстрактные и практические методы. Особенно ценно в научной деятельности, структуризации и оценке данных.

Образное

Зрительное представление ситуации в уме и проведение с ней необходимых трансформаций без приложения практических усилий открывает широкие возможности для предварительного моделирования событий или последствий усилий, которые только планируется предпринять. Таким образом, находится оптимальный вариант без лишних затрат энергии, времени и сил. Виды, операции, схемы и формы мышления в данном случае ничем не ограничены. Проблема в возможной оторванности от реальности и построения невыполнимой модели. Развивают данные способности в любом возрасте.

Пространственное

Так называют создание трехмерных образов и виртуальные действия с ними без физического приложения сил, формирование в сознании картин в динамике. Это позволяет быстро ориентироваться в ситуации, на местности, в процессе продвижения собственных идей и проектов.

Абстрактное

Развивается в более зрелом возрасте, основано на оперировании отвлеченными понятиями. У малышей закладываются только основы. В этом случае работают разные виды и операции мышления, схема у каждого своя, что приводит к высокой вероятности открытий в области точных наук. Шаблоны становятся только плацдармом для новых, необычных решений. Это способ систематизации мира и всего многообразия явлений при помощи стандартных умственных операций, присуще только человеку. Характерные черты:

  • обобщенность;
  • отсутствие связи с реальным объектом;
  • вербальный компонент на стадии выводов.

Способности уменьшаются при воздействии алкоголя, наркотических веществ, на них могут повлиять расстройства психики.

Алгоритмическое

Отличается формальностью, логичностью, ясностью. По сути — инструкция для конкретных действий.

Параллельно происходит развитие математического компонента. Эти виды человеческого мышления и их особенности с примерами легко увидеть в процессе работы с необычными задачами, когда находится оптимальное и соразмерное заданным параметрам решение.

Дедуктивное

Умение выводить умозаключения с помощью логики из общего к частному имеет важное значение на ориентации в событиях, деловых и личных отношениях. На основе изучения совокупности всех деталей, включая незначительные, на первый взгляд, элементы, дается ответ. Чаще всего на подобные навыки ссылаются в детективной литературе. Но стоит учесть, что подобное — не дар свыше, а результат когнитивных процессов, отточенных до совершенства, поэтому доступно каждому при приложении определенных усилий. Преимущество:

  • сократится время на принятие решения;
  • упростится общение с людьми;
  • находится выход из нестандартных ситуаций;
  • проще просчитать линию поведения коллег, оппонентов, знакомых.

Базовое умение — научиться сосредотачивать внимание на текущей задаче, не распыляясь на другие объекты.

Ассоциативное

Если рассматривать разные типы мышления человека в психологии и виды обобщения с привязкой к определенному этапу взросления, то способность к сравнению или восприятия нового понятия на основе уже знакомого. Пример цепочек на основе слова «песок»:

  • у ребенка — прогулка, игра, формочки, лопатка;
  • у взрослого — море, лето, отпуск.

Построения будут индивидуальными, но процесс абсолютно идентичен. Связи могут быть контрастными, родственными, обобщенными, дополняющими, причинно-следственными. Чем лучше развита фантазия, тем ярче проявляется способность к ассоциациям, что улучшает качество усвоения информации, дает все предпосылки для успешного обучения и продвижения по карьерной лестнице.

Математическое

Суть заключается в умении составлять абстракции и обобщать их на основе предоставленных данных. Оно развивает целеустремленность, ускоряет процесс раскладывания общего на ряд частностей для облегчения поиска пути реализации задуманного, учит смотреть в корень проблемы, видеть взаимосвязи, понимать суть происходящего. Таких людей трудно обмануть, они более востребованы на рынке труда, способны планировать свои финансы, реже впадают в депрессию, более продуктивны и не боятся тяжелой работы.

Заключение

У людей присутствуют разные виды образов мышления, в психологии кратко — это способ моделирования реальности. Обратившись к экспертам школы неНумерологии, вы получите разбор своей личности по дате рождения. Благодаря информации специалиста, вы сможете осознать свой потенциал в различных сферах жизни. Это поможет вам успешно справляться с разнообразными задачами, ставить амбициозные цели и достигать их.

Поиск правильного баланса • Асана

Резюме

Конвергентное мышление фокусируется на поиске одного четко определенного решения проблемы. Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению и предполагает больше творчества. В этой статье мы объясним разницу между конвергентным и дивергентным мышлением в процессе решения проблем. Мы также обсудим важность использования обоих типов мышления для улучшения процесса принятия решений.

Вы когда-нибудь проходили личностный тест, подобный индикатору типа Майерс-Бриггс? Если это так, вы, вероятно, ответили на кучу вопросов для алгоритма, который расскажет вам, как вы взаимодействуете с окружающим миром. Этот тест покажет вам, принимаете ли вы решения более объективно (мыслители) или более субъективно (чувствующие).

Конвергентное и дивергентное мышление напоминает этот аспект теста Майерс-Бриггс. Хотя от природы вы можете быть более аналитическим или творческим, вы можете научиться мыслить обоими способами. В этой статье мы объясним разницу между конвергентным и дивергентным мышлением в процессе решения проблем. Мы также обсудим важность использования обоих типов мышления для улучшения ваших навыков принятия решений.

Специальный отчет «Анатомия труда»: как выявить и преодолеть самые важные проблемы предприятия

Узнайте, как предприятия могут улучшить процессы и производительность, независимо от сложности вашей организации. Благодаря меньшему количеству повторений лидеры и их команды могут быстрее достигать целей.

Получить информацию

В чем разница между конвергентным и дивергентным мышлением?

Психолог Дж. П. Гилфорд ввел термины «конвергентное» и «дивергентное мышление» в 1956 году. Конвергентное мышление направлено на достижение одного четко определенного решения проблемы. Этот тип мышления лучше всего подходит для задач, связанных с логикой, а не с творчеством, таких как ответы на тесты с несколькими вариантами ответов или решение проблемы, когда вы знаете, что других возможных решений нет.

Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению и предполагает больше творчества. С таким типом мышления вы можете генерировать идеи и разрабатывать несколько решений проблемы. Хотя дивергентное мышление часто включает мозговой штурм для множества возможных ответов на вопрос, цель та же, что и у конвергентного мышления — найти наилучшее решение.

Вот как на практике могут выглядеть эти разные типы мышления:

  • Конвергентное мышление: Если копировальный аппарат сломается во время работы, конвергентный мыслитель немедленно вызовет техника, чтобы починить копировальный аппарат.

  • Дивергентное мышление: Если копировальный аппарат сломается во время работы, дивергентный мыслитель попытается определить причину неисправности копировального аппарата и оценить различные способы устранения проблемы. Одним из вариантов может быть вызов техника, в то время как другие варианты могут включать поиск видео «Сделай сам» на YouTube или отправку электронной почты всей компании, чтобы узнать, есть ли у кого-либо из членов команды опыт ремонта копировальных машин. Затем они определят, какое решение является наиболее подходящим.

Конвергентное мышление в управлении проектами

Вы можете использовать конвергентное мышление в управлении проектами, не подозревая об этом. Поскольку конвергентное мышление включает в себя структуру и четкие решения, для менеджеров проектов вполне естественно склоняться к этому подходу. К преимуществам конвергентного мышления относятся:

  • Более быстрый способ прийти к решению

  • Не оставляет места для двусмысленности

  • Поощряет организацию и линейные процессы

Нет ничего плохого в использовании конвергентного мышления для объединения команд, создания рабочих процессов и планирования проектов. В управлении проектами есть много случаев, когда вам нужно быстро найти решение. Однако если вы полностью избегаете дивергентного мышления, у вас возникнут проблемы с разработкой инновационных решений проблем.

Прочтите: Превратите свою команду в опытных специалистов по решению проблем с помощью этих стратегий решения проблем

Преимущества дивергентного мышления

Занятому руководителю проекта может быть трудно замедлить темп и мыслить дивергентно. У проектов есть сроки, и важно быстро принимать решения. Вы можете подумать, что если сразу не придумаете решение, то разочаруете своих клиентов или заказчиков.

Однако слишком быстрая работа может привести к тому, что вы будете принимать решения в своей зоне комфорта вместо того, чтобы идти на риск. Дивергентное мышление может принести пользу вам как руководителю проекта, потому что вы перейдете к обучающемуся мышлению. Дивергентное мышление также может помочь вам:

  • Выявлять новые возможности

  • Находить творческие способы решения проблем

  • Оценивать идеи с разных точек зрения

  • Понимать других и учиться у них0005

Быстрые результаты и предсказуемость иногда могут работать, но такой образ мышления не поможет вам выделиться среди конкурентов. Вам понадобится дивергентное мышление, чтобы произвести впечатление на клиентов или заказчиков и выделиться среди других.

Анатомия работы Специальный отчет: как выявить и преодолеть самые важные проблемы предприятия

Узнайте, как предприятия могут улучшить процессы и производительность, независимо от сложности вашей организации. Благодаря меньшему количеству повторений лидеры и их команды могут быстрее достигать целей.

Получите информацию

Используйте конвергентное и дивергентное мышление для творческого решения проблем

Вы можете использовать сочетание конвергентного и дивергентного мышления для решения проблем в ваших процессах или проектах. Без использования обоих типов мышления вам будет труднее добраться из точки А в точку Б. необходимо использовать дивергентное мышление. Если у вас возникла проблема на работе, первым делом необходимо выяснить ее причину, рассмотрев все возможные варианты.

Например, у вас может быть несколько проектов с превышением бюджета. Возникает вопрос: почему это продолжается? Если бы вы использовали конвергентное мышление, чтобы ответить на этот вопрос, вы могли бы сразу сделать вывод о том, почему происходит этот перерасход бюджета. Но когда вы используете дивергентное мышление, вы рассматриваете все возможные причины проблемы.

Возможные причины перерасхода бюджета могут включать:

  • Отсутствие связи между членами команды

  • Неправильное распределение ресурсов

  • Плохое планирование проекта

  • Проекты занимают больше времени, чем ожидалось 

Теперь, когда у вас есть все возможные причины вашей проблемы, вы можете перейти к следующему этапу творческой проблемы решение, которое должно определить вашу причину.

2. Определите: Конвергентное мышление

Используйте конвергентное мышление при выявлении потенциальных причин вашей проблемы. Хотя к перерасходу бюджета может привести более одной причины, конвергентное мышление требует целенаправленного подхода к решению вашей проблемы, поэтому вам нужно выбрать причину, которую вы считаете наиболее проблематичной.

Отсутствие связи, возможно, способствовало перерасходу вашего бюджета, но если плохое планирование проекта сыграло большую роль в ваших проблемах с бюджетом, то это причина, по которой вы должны пойти. Когда вы создаете решение для процедуры планирования вашего проекта, это может привести к лучшему составлению бюджета. Большинство причин также взаимосвязаны. Таким образом, лучшее планирование улучшит коммуникацию на рабочем месте, даже если это не было основной целью.

3. Дедукция: дивергентное мышление

На третьем этапе вы вернетесь к дивергентному мышлению, пытаясь найти решение своей проблемы. Если причиной перерасхода бюджета является плохое планирование проекта, возможные решения могут включать:

  • Используйте шаблон плана проекта

  • Лучшая связь с заинтересованными сторонами

  • Более тщательные исследования требований к проекту

  • Реализовать методы затрат

Вы должны рассмотреть все возможные решения для вашей проблемы до вас. может найти лучшее решение.

4. Определить: конвергентное мышление

На последнем этапе решения проблемы вы снова будете использовать конвергентное мышление, чтобы определить, какое решение наиболее эффективно устранит вашу проблему. Хотя все решения, которые вы придумали на третьем этапе, могут в какой-то степени решить вашу проблему, вы должны начать с одного действия, которое необходимо решить. В некоторых случаях вы можете сосредоточиться более чем на одном элементе действия, но делайте это только в том случае, если эти элементы связаны между собой.

Например, после обсуждения возможных решений с вашей командой вы решаете, что добавление методов контроля затрат в ваш план управления затратами должно предотвратить перерасход бюджета и даже может помочь вам сэкономить деньги.

Как мыслить более нестандартно

Способность мыслить более нестандартно поможет вам тренировать оба полушария мозга и смотреть на проблемы со всех сторон. Следующие стратегии могут стимулировать дивергентное мышление:

1.

Подумайте о своем мыслительном процессе

Иногда лучшая стратегия — самая простая. Когда вы внимательно относитесь к разнонаправленному мышлению, это становится легче делать. Попробуйте размещать заметки в своем офисе или добавлять шаги в свои процессы, которые поощряют дивергентное мышление.

Шаги, которые поощряют нестандартное мышление, могут включать:

  • Требовать как минимум часовой перерыв перед отправкой электронных писем о важных решениях

  • Прежде чем принимать важное решение, поставьте себя на место других членов команды и учтите их перспективы

  • Не принимайте важных решений, не проверив свое решение по крайней мере с двумя людьми

Предпринимая активные шаги, чтобы подумать о своем мышлении, вы можете понять, что дивергентное мышление приходит более естественно.

2. Попробуйте мозговой штурм и интеллект-карту

Мозговой штурм и интеллект-карту — две стратегии, которые вдохновляют на дивергентное мышление, потому что они помогают мыслить нестандартно и генерировать новые идеи. Интеллект-карта — это форма мозгового штурма, при которой вы рисуете задачи, слова, концепции или элементы, которые связаны с центральной концепцией. Эта диаграмма поможет вам визуализировать свои мысли и генерировать идеи, не беспокоясь о структуре.

Вы также можете провести мозговой штурм другими способами. К другим методам мозгового штурма с дивергентным мышлением относятся:

  • Звездообразование: Звездообразование — это метод визуального мозгового штурма, при котором вы наносите идею на середину доски и рисуете вокруг нее шестиконечную звезду. Каждая точка будет представлять вопросы: кто, что, когда, где, почему и как?

  • SWOT-анализ: SWOT-анализ можно использовать для стратегического планирования и мозгового штурма. Вы можете использовать его для проверки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз идеи.

  • Молниеносное решение: Этот метод мозгового штурма, известный как LDJ, начинается с записи положительных моментов в отношении темы или того, что работает в этой теме, затем записи отрицательных моментов и определения того, что требует срочного решения.

Попробуйте групповые мозговые штурмы, чтобы получить свежие идеи и решения. Если вы регулярно проводите эти занятия, они могут показаться вам приятными и важными для творческого решения проблем.

Прочтите: Диаграмма сходства: как систематизировать информацию

3. Освободитесь от временных ограничений

У всех есть сроки, которые они должны соблюдать. Но если вы принимаете важное решение или пытаетесь решить важную проблему, постарайтесь избавиться от этих строгих временных ограничений, чтобы вам не приходилось сразу переходить к конвергентному мышлению.

Некоторые методы, которые вы можете использовать, чтобы уменьшить давление, вызванное сроками, включают:

  • Заранее запросите повестку дня встречи, чтобы у вас было время подготовиться.

  • Используйте ограничение по времени, чтобы придумать несколько идей с интервалом в 5–10 минут.

  • Установите личные сроки до официальных сроков, чтобы дать себе пространство для маневра.

Понятно, что вы торопитесь найти правильный ответ в напряженной рабочей среде, но вы не будете знать, что ваш ответ правильный, не потратив время на рассмотрение всех возможных решений.

4. Используйте программное обеспечение для управления работой

Управление работой — это подход к организации проектов, процессов и рутинных задач, который обеспечивает четкость для вашей команды, чтобы они могли быстрее достигать своих целей. Программное обеспечение для управления работой, такое как Asana, может принести пользу обоим типам мышления.

Если у вас есть проблемы с дивергентным мышлением, некоторые функции программного обеспечения могут оказаться наиболее полезными. Программное обеспечение для управления работой может стимулировать дивергентное мышление, позволяя вам:

  • Сотрудничать над проектами с другими

  • Быстро обмениваться идеями и отзывами

  • Вносить изменения одним нажатием кнопки также важно, потому что ваша команда может работать вместе независимо от того, работают ли они удаленно или в офисе.

    5. Проявляйте любопытство и идите на риск

    Иногда члены команды привыкают к конвергентному мышлению, потому что боятся рисковать. Хотя важно по возможности предотвращать проектные риски, вы не должны бояться отходить от традиционных процессов и мыслить нестандартно.

    Лучшие менеджеры проектов могут переключаться между конвергентным и дивергентным мышлением в зависимости от того, требует ли ситуация быстрого и структурированного решения или непредвзятости. Не каждая ситуация требует субъективности, но вам часто нужно использовать сочетание конвергентного и дивергентного мышления, чтобы быть успешным лидером.

    Развивайте творческие идеи с помощью конвергентного и дивергентного мышления

    У всех нас есть естественный когнитивный подход к творческому решению проблем, и нет ничего плохого в том, чтобы придерживаться своей позиции. Но если вы хотите вдохновить на генерацию идей и решать проблемы наилучшим образом, вы должны использовать как конвергентное, так и дивергентное мышление.

    Анатомия работы Специальный отчет: как выявить и преодолеть самые важные проблемы предприятия

    Узнайте, как предприятия могут улучшить процессы и производительность, независимо от сложности вашей организации. Благодаря меньшему количеству повторений лидеры и их команды могут быстрее достигать целей.

    Получите понимание

    Что такое мысль? И как информация является физической?

    Источник: Источник: Wikimedia

    Погуглите слово «мысль», и вы найдете это неинформативное, круговое определение: «идея или мнение, порожденные мышлением или внезапно возникшие в уме». Словарь Merriam-Webster определяет слово «думать» таким же бесполезным образом: «формировать или иметь в уме». Но что такое мысль?

    Мысль есть представление чего-то. Представление — это подобие — вещь, которая изображает другую вещь, обладая характеристиками, соответствующими этой другой вещи. Например, изображение, изображение, отпечаток или слепок объекта являются представлением этого объекта.

    Карта — еще один пример представления. Ум — это своего рода карта. Мозг и его функциональный продукт, разум, развились как карта отношения тела к его внешней среде. По сути, наши мысли — это карты, представляющие и соответствующие вещам, которые наш мозг либо воспринял с помощью наших органов чувств, либо ощутил с помощью наших эмоций, либо сформировал в виде плана действий (например, формирование образа достижения спелого плода на ветке дерева). Все это электрохимически опосредованные процессы. Мысли могут быть мимолетными, или позже они могут быть объединены в воспоминания. Память также является физическим процессом, кодируемым структурными молекулярными изменениями в нейронных связях.

    Сенсорные восприятия и их воспоминания являются физическими представлениями или картами, отпечатанными событием

    Давайте рассмотрим, как сенсорные восприятия преобразуются органами чувств в нервные сигналы: пугает тебя. Звук удара грома трансформируется из определенного паттерна звуковых волн в воздухе в соответствующий паттерн вибраций, передаваемых через барабанную перепонку и маленькие косточки среднего уха к улитке, в соответствующий паттерн электрохимических импульсов вдоль слухового прохода. нерва, к соответствующим сигналам в нейронах в слуховой коре и ассоциативной коре. Он также активирует схему страха, передаваемую через миндалевидное тело, и, возможно, также зрительную схему, которая записывает то, что вы видели в данный момент. Сигналы между нейронами передаются с помощью химических нейротрансмиттеров. Вся широко распространенная сеть, активируемая по всей коре головного мозга этим стимулом — это опыт на тот момент.

    Поскольку это был такой сильный стимул — момент «вспышки памяти», то схема соединений в этой конкретной сети становится постоянно восстанавливаемой. Это происходит за счет изменений в мембранных белках в местах соединений между всеми участвующими нейронами, которые активируются вместе в ответ на этот стимул — «нейроны, которые активируются вместе, соединяются вместе» (закон Хебба).

    Это составляет память: та же самая приблизительная сеть может быть повторно активирована в будущем напоминанием, неким ассоциативным сигналом. Паттерн связей — это представление («карта»), соответствующее воспринятому вами паттерну информации. Скорее всего, оно также переплетается с представлениями о других чувствах или воспоминаниях, которые вы связываете с этим опытом, добавляя к этому опыту слои смысла.

    Информация является физической

    Современная теория информации учит нас, что информация является физической сущностью. Рольф Ландауэр, физик IBM, сформулировал случай:

    «Информация не является абстрактной сущностью, а существует только через физическое представление, что связывает ее со всеми ограничениями и возможностями нашей реальной физической вселенной». «Информация неизбежно вписана в физический носитель». 2

    В другом месте Ландауэр объяснил далее:

    «Информация не является бестелесной абстрактной сущностью, она всегда привязана к физическому представлению. Она представлена ​​гравировкой на каменной табличке, спином, зарядом [т.е. элементарных частиц типа электронов], дыркой в перфокарта, отметка на бумаге или что-то подобное». 3

    Точно так же никакая мысль не может возникнуть без своего нейронного субстрата.

    Информация является реляционной

    Информация является моделью организации материи или энергии — способ расположения вещей по отношению друг к другу.

    Рассмотрим компьютерный код. Различия в напряжении в схемах компьютера, обычно представленные единицами и нулями, представляют собой разные буквы алфавита, когда они связаны друг с другом в определенных шаблонах: буква «А» представлена ​​как 01000001, а буква «В» представлена ​​как 01000010. ничего само по себе значимого не содержится в конкретном напряжении в изолированной части электрической цепи. Именно из ассоциации или паттерна возникает информация.

    Точно так же нет ничего изначально значимого в произвольных символах, составляющих буквы алфавита, или в звуках отдельных слов языка. Они приобретают значение только по отношению друг к другу и в их соединении или ассоциации с реальными вещами в мире.

    Сложная информация, такая как память, распределяется

    Точно так же, как буква «А», закодированная в компьютерной схеме, ваша память о вашей бабушке не «содержится» в одном нейроне — «нейроне бабушки», в отличие от, скажем, нейрон «президента Соединенных Штатов». Существует обширная сеть (часто удаленных) нейронов, которые в своих связях друг с другом в совокупности представляют память о вашей бабушке.

    Возможно, один конкретный нейрон может кодировать крошечный фрагмент воспоминаний о вашей бабушке, скажем, только один визуальный аспект одного определенного контура лица. Другими словами, этот конкретный нейрон будет активироваться электрохимически в сочетании с визуальным вводом, соответствующим этому контуру. И этот нейрон предназначен не только для того, чтобы хранить часть воспоминаний о вашей бабушке; один и тот же нейрон, вероятно, участвует в огромном количестве других воспоминаний в силу своего участия во множестве различных соединений с другими массивами нейронов.

    Кроме того, различные аспекты каждого воспоминания связаны с множеством других воспоминаний — аспекты воспоминаний о вашей бабушке могут быть связаны с вашими воспоминаниями об определенном виде яблочного пирога. Как отмечалось ранее, конкретная сеть нейронов, которая формирует конкретное воспоминание, вероятно, является той же самой сетью, которая была активирована во время первоначального восприятия воспоминаний о событии. Большинство мгновенных восприятий не запоминаются навсегда. Только некоторые из них врезаются в долговременную память в силу их значимости в то время.

    Абстрактные мысли тоже в своей основе физичны

    А как насчет более абстрактных мыслей – как они могут быть физическими?

    Мысли более абстрактного характера являются просто представлениями более высокого уровня. Они строятся из иерархий или лестниц представлений (т.е. представлений представлений). Одна вещь напоминает нам другую из-за какой-то сходной черты. В основе лежат все еще физические чувственные восприятия и движения, на которых строятся все остальные мысли. Абстрактные мысли по своей сути являются еще принципиально всего лишь «картами», соответствующими внешней среде и положению в ней личности.

    Карта является аналогом окружающей среды, которую она изображает, и соответствует ей. Аналог — это то, что похоже или сравнимо с чем-то другим в целом или в какой-то конкретной детали. Карты можно рассматривать как форму проведения аналогий («А» относится к «В», как «X» относится к «Y»).

    Когнитивист Дуглас Хофштадтер и психолог Эммануэль Сандер предполагают, что все мысли строятся на аналогиях. Они предполагают, что категоризация посредством проведения аналогий является «движущей силой всех мыслей». 4 Наш мозг обнаруживает сходство или соответствие между новыми и ранее сталкивавшимися ситуациями, что позволяет применить ранее полученную информацию к новой ситуации. «Суть аналогии в том, что она отображает одну ментальную структуру на другую ментальную структуру». 5

    Язык изобилует примерами того, как мысль строится из аналогий. Наши слова для вещей, которые не существуют «там» в природе, построены из слов, обозначающих конкретные вещи, которые мы можем воспринимать нашими органами чувств.

    Вот несколько простых аналогий/метафор из тщательно продуманной коллекции Хофштадтера и Сандера: « ножек стола; корешок книги; . . . язык 90 279, на котором говорят 90 280 островитяне; . . . окно возможности что-то сделать; поле одно изучает; маргинальная идея ; зарплаты, которые попадают в определенную скобку . . ». 6

    Точно так же наши пять основных чувств используются нашим языком для описания абстрактных явлений в знакомых физических терминах. Например: «может быть коснулся добрым жестом , поразил красивой сценой, или ранил колющим замечанием. Или: «можно вкусить радость победы, найти фильм безвкусным , быть в кислом настроении или сделать горькое замечание». 8 Счастье и несчастье представлены в вертикальном пространстве (к поднять боевой дух; к повергнуть в отчаяние; быть очень вниз ). Абстрактные понятия часто передаются через сравнения с привычной человеческой деятельностью (ее эксперимент породил новую теорию; факты говорят сами за себя ; … религия диктует определенное поведение; его усталость догнала его .)» 7

    Сознательное ощущение себя возникает из петель самореферентных символических репрезентаций

    «бессмысленные» элементы. 9 И как психологическая самость возникает из абстрактных петель обратной связи самореферентных символических представлений, рекурсивно отражая себя в реверберирующей цепи — кибернетической петле. 10 Довольно головокружительная концепция.

    Самоощущение начинается с карты нервной системы собственного тела

    Нейробиолог Антонио Дамасио предложил модель постепенного появления самости в организмах с возрастающей эволюционной сложностью. Согласно этой модели, простой организм развивает рудиментарную форму «самосознания», формируя карту своего тела и своего положения в занимаемом им физическом пространстве. Дамасио называет самое базовое представление о себе прото-я — бессознательное состояние, которое может быть у многих видов. Это очень базовый уровень осознания, состоящий из нейронных паттернов, представляющих или отображающих физическую структуру тела. 11

    Чтение мыслей на основе мыслеформ

    Поскольку мысли являются физическими и имеют пространственные измерения (каждая мысль представлена ​​сложными связями между большими массивами нейронов), вы можете задаться вопросом, возможно ли «прочитать» мысли человека. мысли из паттернов нейронной активности их мозга. Фактически, ученые уже несколько лет занимаются этим проектом: см. этот пост Psychology Today и эту статью Мэтью Хатсона.

    Весомые мысли

    Мозг требует чрезмерного количества энергии для выполнения своей работы, используя 20% энергии, потребляемой телом в состоянии покоя, несмотря на то, что на его долю приходится всего 2% веса тела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *