« Назад 10.10.2017 17:13 Виктор Франкл родился в Вене в 1905 г. В университете Франкл изучал медицину со специализацией в области неврологии и психиатрии. Занимался он и у Фрейда, и у Адлера. Однако, впоследствии стал выступать с возражениями против их идей, и в итоге был исключен из «Общества индивидуальной психологии» А.Адлера. В 1930 г. Франкл получает степень доктора медицины. Он не успел эмигрировать из Германии и в 1942 г. всё-таки попал в концентрационный лагерь, где находился до 1945 г. Несмотря на невыносимые условия, в которых он страдал сам, Франкл мужественно продолжил своё дело. Результаты его психотерапевтической работы обобщены в статье «Психолог в концентрационном лагере». Труд, который невозможно читать без слез. После войны Франкл работал директором Венской неврологической поликлинической больницы, много писал и путешествовал. В 1985 г. Франкл приезжал в Советский Союз. Несмотря на то, что в доперестроечное время его работы были у нас почти неизвестны, всего лишь две его лекции собрали в зале Московского университета множество людей со всей страны. Первой большой публикацией Франкла, увидевшей свет в нашей стране, стал его труд «Человек в поисках смысла». Книга была выпущена в 1990 г. и несмотря на достаточно большой тираж, быстро стала библиографической редкостью. Идеи Франкла невероятно актуальны и для нашего времени, поэтому я подробно расскажу о теории экзистенциального анализа и логотерапии, тем более, что в своей практической работе я широко использовал эти идеи. Прежде всего Франкл поднимает вопрос о смысле жизни. Он считал, что сомнения в смысле жизни нельзя приписывать к проявлениям психической патологии, поскольку они отражают истинные человеческие переживания. Эти переживания являются признаком человека в самом человеке, потому как только человек задумывается о смысле своего существования и сомневается в нем. Проблема смысла жизни временами может буквально завладеть всем человеком. Деятельность его невозможно представить в отрыве от исторического контекста. Особенно это справедливо в случае неврозов, когда человек искажает действительность, и его поведение определяется не прошлым или будущим, а только «вне-историческим» настоящим. Многие невротики говорят, что они предпочли бы жить вдали от борьбы за существование. Конечно, можно временно взять «отпуск» от своих повседневных обязанностей и забыться, например в алкоголе. Но потом все равно жизнь предъявит свои права. Если человек забывает цель и увлекается средствами, у него возникает «невроз выходного дня» — ощущение пустоты собственной жизни. Жертвы данного невроза напиваются для того, чтобы спастись от ужаса этой пустоты. Логотерапия и экзистенциальный анализ помогают человеку бороться с такими страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными самой жизнью. По мнению Франкла, традиционная психотерапия только проявляет в сознании глубинные явления душевной жизни, а логотерапия обращает внимание сознания к подлинным духовным сущностям и приводит человека к осознанию собственной ответственности. Франкл считал, что духовные проблемы нельзя описывать как симптомы, потому что они являются не симптомами, а достоинствами, выражающими уровень осмысленности, который достиг или желает достичь пациент. Особенно это относится к людям, потерявшим своих любимых. Такие люди утрачивают духовный стержень и оказываются не способны противостоять ударам судьбы в трудные периоды жизни. Но философская позиция должна проявиться рано или поздно. И если человек не сможет придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают мысли о самоубийстве. Задайте себе вопрос о том, почему вы не думаете о самоубийстве, и вы найдете смысл своего существования. Франкл считал, что есть какой-то сверхсмысл, который людям никогда не удастся понять, как и ветвям никогда не понять смысла дерева. Однако вера в сверхсмысл имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным. Для такой веры нет ничего бессмысленного. Когда она имеется, человек понимает, что ни одно внутреннее потрясение в его жизни не проходит впустую, даже если оно тщательно скрыто от окружающих. «Роман, прожитый каждым индивидом, остается более грандиозным произведением, чем любое из произведений, когда-либо написанных на бумаге». Дорогие читатели, прочтите еще раз эту фразу и проникнитесь той любовью к отдельно взятому человеку, которую испытывал Франкл! Тот человек, который верит в сверхсмысл, осознает, что содержание его жизни сохраняется и оберегается. Прошедшее — тоже вид бытия и, может быть, самый надежный. Это своего рода склад, из которого уже ничего не пропадет. К явлениям и состояниям, которые не могут быть смыслом жизни, Франкл относил удовольствие, радость и счастье. Потому что удовольствие — это следствие результата наших стремлений, радость всегда направлена на какой-то объект, а стремление к счастью само по себе не может быть смыслом человеческого существования. Человек, который отчаянно рвется к счастью, самим своим рвением отрезает себе дорогу к нему. Любой предмет привлекателен, пока ты не стал им обладать. Так, например, привлекательность сексуального партнера существует до тех пор, пока человек находится в состоянии сексуального возбуждения. После ослабления этого чувства начинает казаться, что партнер потерял привлекательность или даже никогда ее не имел. Франкл утверждал, что пациентам необходимо разъяснять богатство мира ценностей и помогать им вырабатывать гибкость и способность переключаться на другую ценностную группу, если к настоящей утратился интерес. По его мнению, пациенту нужно было показывать, что его положение и профессия абсолютно ничего не значат. Решающим является лишь то, как он работает и справляется со своим кругом обязанностей. Обыкновенный человек, действительно справляющийся со своим кругом обязанностей и задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, несмотря на свою «маленькую» жизнь, более велик, чем «великий» государственный деятель, безнравственные решения которого могут нести большое зло.Франкл выделил несколько категорий ценностей: ― Созидательные ценности (ценности творчества) Реализуются в процессе продуктивных творческих действий. Чертами творчества в любом, даже самом небольшом деле, являются: полная самоотдача, вдохновение, серьезность и ответственность. ― Ценности переживания Переживание высоких чувств, ощущение духовного экстаза от текущего момента. Такие жизненные пики определяют осмысленность всей жизни, поэтому даже единичное событие может задним числом наполнить смыслом все предшествующее. Например, если я на закате своей педагогической карьеры воспитаю одного гения, весь мой прошлый преподавательский труд приобретет глубокий смысл, даже если тогда, в прошлом, он казался нелепым. Ценности переживания также реализуются в процессе отношений с другими людьми. Переживание чувств, которые мы испытываем к другим людям, общаясь с ними, способно глубоко взволновать нашу душу и наполнить жизнь смыслом. Также Франкл предупреждал, что нельзя ничего требовать и ожидать от другого человека другому человеку необходимо относиться, нуужно лишь познавать его как личность. ― Ценности отношения Данные ценности реализуются в периоды серьёзных потрясений, потому что в пору серьёзных страданий и лишений, у человека всегда остается внутренняя свобода. Лишь твердая позиция по отношению к этим обстоятельствам дает человеку возможность преображения страдания в победу. И поэтому то, как он несет свой крест, мужество, которое он проявляет в страданиях и достоинство, которое он выказывает, когда он приговорен и обречен, — является мерой того, насколько он состоялся как человек. Преодолевая тяжелые испытания, живя вопреки жестокой судьбе, человек больше становится человеком. Франкл пришел к выводу, что жизнь человека по сути своей никогда не может быть бессмысленной. И пока сознание его не покинуло, до последнего момента своего существования, человек постоянно обязан реализовывать ценности. И даже если у него не будет для этого возможностей, ценности отношения всегда остаются для него доступными. Франкл приводил такой пример В одной больнице парализованный больной находился при смерти. Единственную радость в его жизни составляли книги и музыка, но потеря зрения и слуха лишила его и этого. В день своей смерти, о которой он случайно узнал от врачей, он попросил медсестру сделать укол вечером, чтобы не беспокоить ее ночью. На одном из моих групповых занятий этот пример произвел столь сильное впечатление на одного ипохондрика (назовем его П.), что вскоре у него наметилось существенное улучшение. Вот его рассказ: «После окончания института меня планировали оставить в аспирантуре. Но судьба сложилась так, что я был призван в армию на кадровую службу. Для меня это было источником тяжелейших переживаний, и я вскоре заболел. Кстати, мой первый сосед по комнате в общежитии попал в такой же переплет. Но он быстро сориентировался. Позднее он стал космонавтом. Я же через шесть лет службы после одной из «неприятностей» — перевод в нежелательный для меня гарнизон — заработал нарушение мозгового кровообращения. Мне не разрешалось подниматься с постели, и когда одеяло падало на пол, меня укрывал сосед по палате, больной лейкозом. Не думаю, что он не знал о своем смертельном заболевании. Но он укрывал меня. Я жив, а он давно в могиле! Мне стыдно за себя!»Франкл энергично выступал против эвтаназии и самоубийств. Он считал, что если бы судьба действительно готовила человеку смерть, она всегда нашла бы способ довести дело до конца. Поэтому врач никогда не должен брать на себя роль судьбы. Кроме того, вывод о безвыходности ситуации обычно является субъективным. Так, например, самоубийца похож на шахматиста, который зайдя в тупик просто смахивает фигуры с доски. Но ведь это не способ решения проблемы. В связи с этим Франкл считал, что необходимо учить пациентов с благоговением относиться к своей жизни, а также помогать им наполнять свою жизнь смыслом. По его мнению, человек может преодолеть многие объективные трудности и субъективные неприятности, если перед ним стоит высокая задача — своего рода миссия. Франкл считает, что есть ценности ситуативные и вечные. Осуществить ситуативную ценность человек может единственный раз в жизни. Если эта возможность упущена, она теряется безвозвратно. Следует помнить, что существование человека является конкретным и субъективным. Вот почему логотерапия призывает людей в своей собственной жизни реализовывать эти неповторимые и уникальные возможности. Вот поэтому я всегда советую не мучиться с проблемой выбора. Если Вы читали книгу, а Вас пригласил на свидание любимый человек, то бросьте чтение и идите. Иначе эта ситуативная ценность будет упущена навсегда. Не беспокойтесь, если встреча не оправдает Ваших ожиданий и Вас постигнет разочарование. Считайте, что вы уже одну задачу решили и больше с этим человеком встречаться не будете. Потом Вы сможете вернуться к книге и читать ее более внимательно. Цель логотерапии Франкла состоит в том, чтобы помочь человеку достичь максимальной состредоточенности на его жизненной задаче. Затем ему надо показать, что жизнь каждого человека имеет свою неповторимую цель, к достижению которой ведет один путь. Больному необходимо помочь понять неповторимость и своебразность его собственной жизни. Ведь его все время учили быть «как все» и, следовательно, осознанно или неосознанно уничтожали. Как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, каков он есть? На этот вопрос отвечает Гете: «Как нам познать себя? Размышляя — никогда, но только действуя! Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы. А что тогда является вашим долгом? Требования каждого дня!» Невротичная личность как правило стремится выполнять какую-то одну задачу в ущерб остальным. Это в корне неверный подход, потому как можно пройти мимо огромного количества ситуативных ценностей, упустив их навсегда. Вот и сейчас мне захотелось отвлечься от изложения идей Франкла, чтобы рассказать о конкретных примерах их использования. Хочу вернуться к П. и рассказать о некоторых деталях работы с ним. Я посоветовал ему не ставить себе жестких задач вроде получения статуса заведующего кафедрой, и вместо этого постараться посмотреть на вопрос шире и поставить себе цель получить Нобелевскую премию. Такой подход сразу снимает многие ограничения. Для того, чтобы стать заведующим кафедрой, есть один путь. Для получения Нобелевской премии много путей. Перед больными я всегда ставил задачи большие, но реальные. Нельзя их путать с невозможными. К таким я отношу задачу перевоспитания другого человека, изменение обстоятельств или изобретение вечного двигателя. Когда задача реальная, то даже если ее не удастся выполнить, в процессе ее решения можно достаточно высоко вырасти и получить уникальный опыт. Когда перед П. появилась большая цель, то прежние проблемы быстро измельчали. Он перестал думать о карьере и сосредоточился на конкретных задачах. В более запущенных случаях я предлагал пациентам делать то, что им хочется. Пусть это дело они потом и бросят, но хоть какой-нибудь навык приобретут. Затем появится новое дело, и опять приобретется какой-нибудь навык, и жизнь все время будет осмысленной. Я консультировал одного клиента, поставившего передо мной проблему перевоспитания младшего сына, который, обладая неплохими способностями, никак не мог определиться в жизни. Вот его рассказ: «Ознакомясь с современными идеями, я проникся ими и решил не ограничивать желаний своего сына. К десяти годам он неплохо учился, но был весьма мнительным и непоседливым. У него не было стойких интересов. Я решил не вмешиваться в его жизнь и способствовать выполнению его желаний. В течение года его успеваемость резко упала. Свободное время он проводил в основном на улице. Вскоре он превратился в двоечника. Все ругали. Кроме меня. Из-за двоек по математике его оставили на осень. Это было для него тяжёлым ударом. Он очень переживал и в итоге обратился ко мне. Я приободрил его и сказал, что он очень способный, поэтому сможет быстро усвоить математику. Надо только начать ей заниматься. К моему удивлению, за две недели он освоил программу четвертого класса. Еще через неделю он знал уже программу пятого класса. Когда ему захотелось завести собаку, я не стал препятствовать этому, но предложил ему вначале вырастить цыплят, чтобы понять, сможет ли он ухаживать за собакой. Неделю он с увлечением выращивал цыплят, но вскоре это ему надоело. Когда цыплята начали дохнуть, мы отдали их соседям. Вопрос приобретения собаки был закрыт. Навык ухода за цыплятами остался. Когда ему захотелось приобрести велосипед, я попросил его вскопать сад. Он справился с работой за один день, попросив о помощи своих друзей. Так он приобрел организаторские навыки. Когда он решил стать телохранителем, я тоже не стал препятствовать. В итоге он два года интенсивно и с увлечением занимался ушу. Когда он поступил в медицинский институт, то на первых курсах метался и пытался заниматься бизнесом. Я по-прежнему не препятствовал, и вскоре он сам понял, что бизнес не для него. На пятом курсе он увлекся хирургией. И оказалось, что ему пригодились и навыки, приобретенные при выращивании цыплят, и хорошая физическая подготовка, и общительность, развившиеся в контактах с малознакомыми людьми, когда он пытался заниматься бизнесом. В настоящее время он стал неплохим хирургом».
С точки зрения логотерапии, жизненной задачи вообще не существует, как не существует лучшего хода в шахматах. Необходимо сделать не «самое лучшее», а «самое лучшее, на что ты способен в данной ситуации». Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений. Возможно, моя совесть ошибается. При этом я допускаю, что, возможно, совесть другого человека права. Это влечет за собой смирение, скромность и терпимость к другому мнению. Быть терпимым — не значит присоединяться к верованиям другого, но это значит позволить другому верить в свою собственную совесть и подчиняться ей.
Читайте также: Психотерапия Карла Роджерса Обзор книги Виктора Франкла «Сказать жизни – да» 5 признаков невроза Книги и аудиозаписи по теме: Из Ада в Рай Виктор Франкл «Человек в поисках смысла» Аудиозапись семинара «Философия здорового человека» | Категории статей
|
Экзистенциальная психология 📚 – топ лучшей литературы по теме
Экзистенциальная психология 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBookЧто выбрать
Библиотека
Подписка📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
- Главная
- Библиотека
- Темы org/ListItem»>экзистенциальная психология
Сортировать
Фильтры
Фильтры
Воля к смыслу
Виктор Франкл
Премиум
«Воля к смыслу» – одна из самых авторитетных, блестящих, богатых на афоризмы и точные формулировки работ основоположника логотерапии, психиатра и невролога Виктора Франкла. Этот классический труд не утратил своей актуальности и написан столь доступно, что круг его читателей практически не огранич…
Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции
Виктор Франкл
Премиум
В основу книги психиатра, психолога, невролога, философа и основателя Третьей Венской школы психотерапии Виктора Франкла вошли 13 написанных им за 60 лет работы статей и лекций о логотерапии – психотерапевтическом методе, в котором делается акцент на поисках человеком смысла бытия. В книге просле…
Все оттенки порока
Эрих Фромм
Премиум
Эрих Фромм – немецкий социолог и философ, один из основателей неофрейдизма. Симона де Бовуар – французская писательница, философ экзистенциалистского направления. В книге, представленной вашему вниманию, Эрих Фромм и Симона де Бовуар с позиции неофрейдитсткой философии и экзистенциализма анализир…
Воля к смыслу
Виктор Франкл
Премиум
«Воля к смыслу» – одна из самых авторитетных, блестящих, богатых на афоризмы и точные формулировки работ основоположника логотерапии, психиатра и невролога Виктора Франкла. Этот классический труд не утратил своей актуальности и написан столь доступно, что круг его читателей практически не огранич…
С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии
Сборник статей
Премиум
Новая, четвертая книга в серии «Теория и практика экзистенциального анализа» представляет собой сборник статей австрийских и российских психотерапевтов, в которых описана практика – конкретная работа с клиентами, основанная на принципах экзистенциального анализа. Знакомство с этой книгой позволит…
Введение в экзистенциальную психологию. Учебное пособие
Наталия Гришина
Стандарт
Учебное пособие предназначено для бакалавров, специалистов и магистров факультета психологии СПбГУ как дополнение к лекционным курсам «Основы экзистенциальной психологии» и «Экзистенциальная психология». Также оно может быть использовано преподавателями и студентами факультетов психологии других …
Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни
Альфрид Антон Лэнгле
Премиум
Тема этой необычной книги – смысл. Не абстрактный смысл жизни, а смысл, который я могу найти, а могу и не найти в реальных жизненных ситуациях. Какие типичные ошибки совершает человек, определяя свое отношение к жизни? Действительно ли «победителя не судят»? Что такое успех и какое место он заним…
Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Владимир Дружинин
Стандарт
Книга выдающегося российского ученого В. Н.Дружинина посвящена психологическим проблемам человеческой жизни и типологии личности. В ней содержится обзор достижений зарубежной и отечественной экзистенциальной психологии, а также собственная концепция автора – типология психологических вариантов жиз…
Смысл семьи. Практики семейной логотерапии по Виктору Франклу
Берта Ландау
Премиум
Современный брак – структура, находящаяся, с одной стороны, в процессе становления; с другой – в процессе распада. Мы вступили в период личностного выбора. Каждый свободен выбрать самостоятельно, не опираясь на общественное мнение, традиции, а зачастую и на мнение папы и мамы. При этом и ответств…
Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности
Альфрид Антон Лэнгле
Премиум
Сборник статей выдающегося психотерапевта и теоретика экзистенциально-аналитической психотерапии профессора Альфрида Лэнгле (Вена) посвящен вопросам психологии личности. Природа человеческой индивидуальности, нарушения личности, возможность для человека оставаться самим собой – эти вечные вопросы. ..
Фильтры
Фильтры
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Экзистенциальная психология». Полный список из 61 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Психиатр-экзистенциалист, выживший в Освенциме Виктор Франкл объясняет, как найти смысл жизни, независимо от того, с какими проблемами вы сталкиваетесь
Свобода воли часто кажется не более чем жестокой иллюзией. Мы не можем выбирать время, место и обстоятельства нашего рождения, и при этом у нас нет большого контроля над состоянием наших штатов, регионов или наций. Даже те немногие, кто может создать условия, обеспечивающие им постоянную безопасность и комфорт, неизбежно оказываются во власти того, что буддисты называют «божественными вестниками» болезней, старения и смерти. Биология может и не быть судьбой, но это сила более мощная, чем многие из наших лучших намерений. И хотя большинство из нас на Западе имеют привилегию жить вдали от зон боевых действий, миллионы людей во всем мире сталкиваются с крайностями, которые мы можем только представить, и от которых мы никоим образом не застрахованы.
Среди всех психиатров, философов и религиозных деятелей, которые боролись с этими универсальными истинами о человеческом состоянии, возможно, никто не подвергался такому испытанию, как невролог и психотерапевт Виктор Франкл, который пережил Освенцим, но потерял свою мать, отца, брата и первую жену в лагеря.
Находясь в заключении, он столкнулся с тем, что он описал как «неумолимую борьбу за хлеб насущный и за саму жизнь». После освобождения его лагеря в 1945 году Франкл опубликовал необычную книгу о своем опыте: «Человек в поисках смысла» , «странно обнадеживающая книга», — пишет Мэтью Скалли в First Things , «до сих пор занимает важное место на полках самопомощи», хотя это «неизбежно книга о смерти». Книга выдержала десятки изданий на десятках языков и занимает 9-е место в списке самых влиятельных книг.
Тезис Франкла перекликается с тезисами многих мудрецов, от буддистов до стоиков и его современников-экзистенциалистов 20-го века: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свою позицию в любом данном наборе обстоятельств, выбирать свой путь». Он не только обрел надежду и смысл посреди ужасных страданий, но и после своей невообразимой утраты «женился повторно, написал еще двадцать пять книг, основал школу психотерапии, построил в Вене институт, носящий его имя», и вообще прожил долгую, счастливую жизнь. Как? Интервью выше даст вам некоторое представление. Франкл утверждает, что у нас всегда есть некоторая свобода выбора, «несмотря на худшие условия», и поэтому всегда есть способность искать смысл. «Люди свободны, — говорит Франкл, — независимо от уровня их угнетения, и несут ответственность за то, чтобы «сделать из себя кого-то или что-то».
Основным достижением Франкла как психотерапевта было создание школы «логотерапии», преемницы фрейдовского психоанализа и индивидуальной психологии Адлера. Опираясь на экзистенциалистскую философию (книга Франкла была опубликована в Германии под альтернативным названием «От концлагеря к экзистенциализму ») — но отказываясь от одержимости абсурдом — его подход, как пишет его институт, «основан на трех философских и психологических концепциях. … Свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни».
Вы можете услышать, как Франкл воплощает эти принципы в свою философию, в увлекательном интервью, а также в коротком отрывке из более ранней лекции, в котором он ругает грубую и в конечном счете неудовлетворительную форму создания смысла: стремление к богатство. Франкл с юмором отмечает, что даже мы, американцы-материалисты, известные своей жадностью, в подавляющем большинстве отвечаем на опросы, говоря, что наше самое большое желание — найти смысл и цель в жизни. Как никакой другой светский голос, Франкл был уверен, что мы можем сделать это, несмотря на кажущийся хаос жизни, благодаря — как он объясняет выше — своего рода идеализму, который приближает нас к реальности.
Примечание. Вы можете скачать основную книгу Франкла «Человек в поисках смысла» в виде бесплатной аудиокниги, если присоединитесь к 30-дневной бесплатной пробной программе Audible. Узнайте подробности здесь.
Похожие материалы:
Творчество, а не деньги — ключ к счастью: откройте для себя теорию «потока» психолога Михая Чиксентмихайя или «В поисках потока»)
Философия Кьеркегора, первого философа-экзистенциалиста, пересмотренная в 1984 г. Подписывайтесь на него на @jdmagness
Экзистенциальная психотерапия — Теоретические ориентации
Экзистенциальная терапия
Виктор Франкл | Ролло Май | Ирвин Ялом | Джеймс Бугентал | Клеммон Вонтресс |
Экзистенциальная терапия стала популярной в 1950-х годах и может быть приписана Виктору Франклу, Ролло Мэю и Ирвину Ялому. Джеймс Бюгенталь и Клеммонт Вонтресс — два американских терапевта, которые внесли важный вклад в экзистенциальную терапию. Экзистенциальная терапия исходит из концепции экзистенциального мышления, восходящей к Аристотелю. Экзистенциальная терапия во многом фокусируется на состоянии человека и тревоге, возникающей в связи с кризисом жизни против смерти (Seligman & Reichenberg, 2014). Эта форма психотерапии исследует человеческий разум и трудности с философской точки зрения. Он рассматривает человеческое самосознание, приветствует человеческие способности и побуждает людей брать на себя ответственность за свои успехи. «Эмоциональные и психологические трудности рассматриваются как внутренний конфликт, вызванный конфронтацией человека с данностями существования. Вместо того, чтобы копаться в прошлом, экзистенциальный подход смотрит на здесь и сейчас, исследуя состояние человека в целом и то, что оно означает для человека. человека» (Справочник по консультированию). Цели
|
Концепции | Основные проблемы состояния человека и меры реагирования
|
— Беспокойство по поводу четырех главных забот полезно для здоровья, и это положительный признак того, что люди заботятся о своем существовании. Когда людям не хватает этого осознания и они не берут на себя ответственность, возникает экзистенциальная и невротическая тревога, и именно тогда человек впадает в депрессию и должен искать терапию.
Развитие человека
— Экзистенциалисты сосредотачиваются на развитии на протяжении всей жизни, а не детства. «Существование никогда не статично; люди всегда становятся чем-то новым, стремятся двигаться к своим возможностям и делают свою жизнь стоящей» (Seligman & Reichenberg, 2014, стр. 182).
Dasein — В переводе это означает присутствие, «оно признает, что люди существуют, имеют сознание и несут ответственность за свое существование» (Seligman & Reichenberg, 2014, стр. 182). Ниже приводится список из четырех способов существования в мире. Мы всегда в мире и в то же время создаем свой собственный. Мы должны понять наше восприятие мира, чтобы понять самих себя.
— «Нахождение в равновесии и гармонии со своим внутренним я, с друзьями, семьей и коллегами, со своим физическим окружением и со своей духовностью» (Селигман и Райхенберг, 2014, стр. 183). Когда все четыре аспекта Dasein находятся в гармонии, человек обладает психическим здоровьем. |
Состояние человека
— Экзистенциальная терапия считает, что люди обладают многими сильными сторонами, а человеческий дух имеет здоровое ядро. Ниже приведены примеры человеческой силы:
Осознание |
Лечение
|
Техники/Важные аспекты
Экзистенциальная терапия не использует техники, но фокусируется на важных аспектах, связанных с пребыванием в мире. Опыт символического роста «Опыт символического роста (SGE) относится к тем значимым моментам в жизни, когда мы создаем личный смысл, символизируя наш непосредственный опыт в интересах повышенного осознания и личностного роста» (Frick, 1987).
- Связь между опытом и открытием смысла
- Четыре шага
- Люди узнают о SGE
- Выберите прошлый опыт и изучите его важность
- Понять значение, заложенное в этом переживании
- Получить более ясное представление об этом значении и методе и быть способным повторить его для других переживаний
Парадоксальное намерение — Франкл разработал это, чтобы сломать шаблон страха перед страхом, усиливающим этот страх. Он побуждает клиентов делать или желать того, чего они боятся больше всего.
Дерефлексия
Отвлекает внимание от человека и помогает ему больше сосредоточиться на других людях или целях, которые он считает значимыми. Это направлено на уменьшение компульсивного самонаблюдения и критики. Это помогает им найти смысл в нынешних ситуациях, а не попасть в ловушку навязчивого беспокойства.
Пример
Источник |
Консультационный справочник. (2014). Экзистенциальная терапия. Получено с сайта http://www.counselling-directory.org.uk/existential-therapy.html.
Фрик, Уильям. (1987). Опыт символического роста: парадигма гуманистически-экзистенциальной теории обучения. Журнал гуманистической психологии, 27, 406–423.