Ганс айзенк тест на темперамент: Тест Айзенка на темперамент онлайн

Содержание

тест на темперамент, методика, диагностика, самооценка состояний, теория личности, круг Айзенка

Опубликовано:

28.12.2019

Содержание

  • Основные понятия теории Айзенка
  • Тест на определение темперамента Айзенка. История создания
  • Основные понятия в теории личности Г. Айзенка
  • Круг Айзенка

Ганс Юрген Айзенк родился 4 марта 1916г. в Берлине в творческой семье. Жизнь его родителей была тесно связана со сценой и немым кино. Гансу, в восемь лет сыгравшему свою первую роль, пророчили карьеру в киноиндустрии. Но, по окончании школы, он увлекся астрологией. Будучи достаточно амбициозным юношей, он решился сотрудничать с нацистами. Для них он писал гороскопы. Когда в Германии начала процветать диктатура нацизма, он почувствовал себя уязвимым. Это стало решающим моментом. Ганс Айзенк принял решение покорять науку за пределами Германии.

Первое время он жил во Франции, но потом перебрался в Англию, где стал увлекаться психологией.

В 1940 году Айзенк получил звание доктора наук. Свои навыки он применил в психиатрии во время Второй мировой войны. Его назначили на должность психолога в полевом госпитале. Туда привозили солдат, которые не могли справиться со стрессом, полученным от увиденного на полях сражений.

После войны Айзенк преподавал психологию в университете в Лондоне. Откуда он ушел в отставку через тридцать семь лет.

За время работы в университете Ганс Айзенк основал научные журналы “Индивидуальность и индивидуальные различия” и “Поведенческие исследования и терапия” и занимал в них должность главного редактора.

Основные понятия теории Айзенка

Айзенк-психолог работал над изучением личности. В его представлении она выступает, как сложная иерархическая структура.

Иерархия личности прослеживается от простых реакций человека на повторяющиеся ситуации до типа его темперамента. Примером тому может быть общение между людьми. Человек может без воодушевления реагировать на предложения других людей активно проводить время. При этом, он всегда выдерживает дистанцию и предпочитает уединение. Это говорит о его необщительности. А в целом оба эти параметра могут свидетельствовать об интроверсии.

Тест на определение темперамента Айзенка. История создания

Айзенк известен, как создатель теста для определения интеллекта, но не меньший вклад в развитие психологии он внес изучением темперамента человека и направленности личности.

Первый тест, разработанный им в 1947 году, назывался Maudsley Medical Questionnaire (MMQ). При помощи его можно было определить предрасположенность личности к стабильности и нестабильности в эмоциональной сфере. Тест состоял из 40 вопросов, предполагающих отрицательный или положительный ответ испытуемого. В ходе испытаний, тест показал не только степень нейротизма человека, но и позволил определить его направленность к внешнему миру. Эти показатели были выражены по шкале экстраверсия и интроверсия.

В 1957 году ученый создал усовершенствованную версию MMQ и назвал ее Maudsley Personality Inventory (MPI). Тест не смог зарекомендовать себя, как точный инструмент для изучения личности. В ходе испытаний стали выявляться очевидные неточности между теоретическим материалом и тем, что получалось на практике.

В 1963 году была создана методика Айзенка по определению темперамента – Eysenck Personality Inventory (EPI). Тест состоит из 57 вопросов, 9 из которых определяют правдивость ответов испытуемых.

В 1969 году тест EPI был усовершенствован. В него были добавлены новые вопросы, определяющие наличие реакций психотического характера. Этот вариант теста получил много негативных отзывов в научном мире. Многие психологи оценили его как методику, не имеющую научных основ для определения психоза. Поэтому первый вариант теста по сей день имеет большую популярность.

Основные понятия в теории личности Г. Айзенка

Теория Айзенка предполагает наличие у каждого человека врожденного и неизменного темперамента, сочетания нейротизма с экстраверсией и интроверсией.

  • Экстраверсия предполагает открытость человека внешнему миру. Экстравертированная личность нуждается в общении, самовыражении и активной деятельности. В обыденной жизни эти черты характерны для неформальных лидеров, способных вести за собой людей.
  • Интроверсия делает человека обособленным от общества. Для него высшей ценностью обладают уединение и комфорт. При этом, такие люди нуждаются в общении, но в небольших дозах. Если это условие не соблюдается, они начинают испытывать дискомфорт. В профессиональной сфере интровертам можно доверить любое однообразное дело, требующее концентрации.
  • Высокие показатели по шкале нейротизма не являются признаками невротических проблем. Они дают понимание, что в ситуации хронического стресса или при сильном стрессогенном воздействии, проблемы могут появиться. При этом, высокий уровень нейротизма свидетельствует о неправильных оценках ситуации. Для такого человека незначительный стимул может стать поводом для бурной эмоциональной реакции.

Круг Айзенка

Шкалы, открытые в рамках теории личности Айзенка, заключены в условный круг.

Внутри круга шкалы пересекаются. Вертикальная шкала определяет уровень нейротизма, а горизонтальная – наличие экстраверсии или интроверсии. При этом, в секторах между шкал, располагаются типы темперамента:

  • нейротизм и интроверсия проявляются у меланхоликов. Такие люди наделены рассудительностью, осмотрительностью и спокойствием. По отношению к людям они миролюбивы и доброжелательны. При этом, для них свойственна пассивность.
  • нейротизм и экстраверсия определяют холериков. Этот тип темперамента наделяет людей активностью. Холерики чувствительны, легко возбудимы. В то же время они могут быть непостоянными и изменчивыми. Такие люди оптимистично смотрят на жизнь.
  • стабильность и интроверсия свойственны флегматикам. Они почти всегда сдержанны, спокойны и рассудительны. При этом, их можно легко огорчить.
  • стабильность в сочетании с экстраверсией характерны для сангвиников. Они жизнерадостны и беззаботны. С ними легко наладить отношения, так как им свойственны разговорчивость, общительность и отзывчивость.

Определение типа темперамента по Айзенку стало важным этапом в развитии взглядов на личность. При помощи данной методики стало возможным понимать и предсказывать реакции человека на влияние стимулов.

Ганс Юрген Айзенк книги писал в рамках своих исследований. Это работы о тестах интеллекта и об измерении структуры личности. Самые знаменитые его книги “Зигмунд Фрейд. Упадок и конец психоанализа”, “Как измерить личность”, “Исследование человеческой психики”, “Структура личности”, “Парадоксы психологии”, “Природа интеллекта – битва за разум: как формировать умственные способности”.

Тест Айзенка: о чем говорит ваш IQ?

Тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, пожалуй, единственный, про который слышали абсолютно все. Даже те, кто никогда не интересовался ни тестами, ни психологией. Интересоваться психологией все же стоит, чтобы как минимум понимать самого себя и собственные устремления. Для этого можно пройти нашу программу «Самопознание».

Всем остальным, чей интерес к тестам и психологии намного шире, предлагаем познакомиться с нашим сегодняшним материалом. Итак, наша тема – IQ тест Айзенка. Сразу скажем, что аббревиатура IQ расшифровывается, как intelligence quotient (т.е. коэффициент интеллекта), а начнем мы с небольшого исторического экскурса.

Исторический экскурс

Автором теста является немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк (1916-1997). Психологией Ганс Айзенк увлекся отчасти вынужденно. Он успел поучиться в Берлинском университете на факультете философии, затем в Дижонском университете во Франции, куда эмигрировали из Германии родители. Там он изучал историю и литературу.

После, вскоре последовавшего переезда с родителями в Англию, он решил поучиться на физическом факультете, в чем ему отказали, посоветовав, раз уж ему так хочется, пробовать что-то новое, к примеру, психологию. В итоге Айзенк закончил факультет психологии и, как показало время, не прогадал.

Невзирая на эмиграцию, Айзенка всегда интересовало то, что происходило у него на родине. После окончания вуза с отличием он отправился на стажировку в Германию, где увлекся широко обсуждаемой на тот момент в обществе идеей создания сверхнации.

Его собственные физические данные, высокий рост и внешность «истинного арийца» сыграли ему на руку, и молодой ученый только успевал перемещаться между колледжами, где читал лекции, и дискуссионными клубами, где делился своими мыслями насчет будущего Германии.

Более всего молодого Айзенка интересовала роль мозга в селекции «сверхчеловека». Он наблюдал за научными экспериментами, посещал лаборатории и пытался сам для себя найти ответ на вопрос: чем отличается мозг «сверхчеловека» от мозга обычных людей? Влияет ли объем мозга на интеллектуальные способности? И как измерить эти интеллектуальные способности? Эти размышления стали предтечей его будущих научных изысканий.

Айзенк искал ответы на свои вопросы не только в науке, но и в астрологии. И даже составил и отправил Геббельсу и Гиммлеру их персональные гороскопы, в которых расписал, что звезды не слишком благоприятствуют выбранной ими стратегии действий. Айзенка сочли не вполне адекватным, и по окончании стажировки наилучшим вариантом для него оказалось вернуться в Англию.

На протяжении всей Второй мировой войны он работал психологом-экспериментатором в госпитале Mill Hill Emergency. Здесь проводилось множество инновационных исследований в области психологии и психиатрии [C. Hilton, 2018]. Фактически, госпиталь стал экспериментальной базой для многих ученых тех лет, в числе которых был и Ганс Айзенк.

Параллельно он читал лекции и писал статьи о перенаселении планеты, будущей борьбе за выживание, в которой победят сильнейшие, и эти сильнейшие, конечно же, будут представителями сверхнации. На лекции он регулярно приносил весы и термометры, утверждая, что когда-нибудь появится прибор, позволяющий измерить интеллект точно так, как сейчас можно измерить температуру воздуха или вес камня.

Переломным в исследованиях Айзенка стал момент, когда ему в руки попали работы французского психолога и психиатра Альфреда Бине (1857-1911). Айзенк не без удивления обнаружил, что в конце 19 – начале 20 века научную общественность волновали те же самые темы, что и его сейчас.

В 1899 году Альфред Бине получил от «Общества по изучению психологии ребенка» заказ на разработку простых доступных методов тестового характера для оценки интеллектуального потенциала детей. Основной целью этого задания являлся поиск вариантов обучения умственно отсталых детей, для чего их сначала нужно выявить согласно неким объективным параметрам и распределить по классам.

Проблема обрела актуальность в связи с тем, что во Франции с конца 19 века шла подготовка к введению всеобщего обязательного школьного образования, и встал вопрос, как обучать тех, кто не может учиться вместе со всеми. В начале 20 века во Франции было введено обязательное школьное образование, а для умственно отсталых детей созданы специальные школы.

Альфред Бине привлек к своим исследованиям психолога и руководителя «Педагогической лаборатории» Теодора Симона (1973-1961). Итогом совместной работы стало создание «Шкалы Бине-Симона» для оценки умственного развития детей. Вопросы теста были распределены по возрастным группам от 3 до 13 лет.

В каждую группу были включены вопросы, ответы на которые должен был знать ребенок соответствующего возраста. По количеству правильных ответов определялся уровень развития ребенка. Подробнее об исследовании можно почитать в книге «Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет» [А. Бине, Т. Симон, 1905]. Всего же Альфред Бине лично и в соавторстве написал порядка двухсот книг.

На самом деле, речь шла о сравнении хронологического возраста ребенка с так называемым «умственным возрастом», под которым подразумевалась способность ответить правильно на все вопросы, подготовленные для того или иного возраста. Если ребенок не справлялся с вопросами для «своего» возраста, он считался отсталым, а его «умственный возраст» исчислялся в соответствии с теми возрастными тестами, на которые он мог ответить без ошибок.

Ганс Айзенк задумался, как эту систему можно адаптировать для взрослых. Итогом стал разработанный Айзенком тест коэффициента интеллекта. Свое видение ситуации он изложил в ряде работ. В частности, в издании Manual of the Eysenck Personality Inventory («Руководство по инвентаризации личности Айзенка» [Н. Eysenck, 1964]. А также в книге «Природа интеллекта. Битва за разум. Как формируются умственные способности» [Г. Айзенк, 2002].

Подробнее о сути IQ теста Айзенка мы сейчас поговорим подробнее. А те, кого заинтересовала научная биография ученого, могут прочитать весьма познавательную статью «Как умный Ганс дураков сосчитал» [М. Голованивская, Е. Вансович, 1999].

Тест Айзенка: что это такое?

Итак, вы уже поняли, что тест Айзенка предназначен для измерения уровня интеллекта в неких количественных показателях. Ввиду того, что само понятие «интеллект» является достаточно сложным и многогранным, в тест включены вопросы с использованием текстового, цифрового и визуального материала.

В классической вариации существует 8 вариантов теста: 5 сборных и 3 специальных (вербальный, вычислительный и пространственно-визуальный). К слову, желающие могут пройти тест Айзенка онлайн, причем любой из этих вариантов. Вопросы теста Айзенка расположены с нарастающим уровнем сложности и сформулированы так, чтобы на них могли ответить люди от 18 лет и старше с образованием не ниже среднего. На решение заданий теста отводится 30-40 минут.

Чтобы было понятно, о чем речь, приведем для примера несколько заданий из сборного теста Айзенка №1 из Интернета. Для наглядности мы подобрали разные типы заданий, так что последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:

После того, как человек пройдет тест Айзенка, ответы анализируются, и в зависимости от количества правильных вариантов присуждается количество баллов. Получить свой результат можно, либо указав электронную почту в предложенной по окончании теста форме обратной связи, либо (как по ссылке выше) сразу на странице.

Классический вариант предполагает максимум 160 баллов за ответы теста Айзенка. Изначально считалось, что средний уровень IQ составляет от 90 до 110 баллов, а показатель в 70 баллов можно интерпретировать, как умственную отсталость.

Это если говорить о «классике жанра». Понятно, что за прошедшие с момента изобретения теста десятилетия многое в этом мире изменилось, появились новые слова и понятия, коих не было в середине 20 века. Кроме того, мы помним, что Айзенк позиционируется, как немецко-британский психолог и, соответственно, его разработки нуждаются в адаптации при переводе на тот или другой язык.

И такие адаптированные варианты для разных языков мира существуют. Так называемый «Международный тест IQ» включает 40 вопросов и считается универсальным для определения способности человека к логическому и пространственному мышлению, умению обобщать и систематизировать информацию [iq-test-international, 2021].

Уточним, что «Международный тест IQ» предполагает работу с фигурами, линиями и анализ их расположения в пространстве либо же поиск закономерностей последовательности различных чисел, так что влияние нюансов перевода на любой язык тут минимально.

Обратите внимание, что на рисунках к тестовым заданиям варианты ответов обозначены латиницей, хотя само задание переведено на русский язык. Тут мы тоже выбрали для наглядности разные типы заданий, и последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:

Еще обратите внимание, что там, где нужно вставить недостающую цифру, задание предлагает «выбрать недостающую фигуру». Таким образом, цифры называют фигурами, т.е. перевод изрядно «хромает» даже в таких, казалось бы, мелочах.

Говоря о современном положении дел в области тестирования интеллектуальных данных, следует затронуть еще один важный момент. Сейчас есть подтвержденные исследованиями данные, что за прошедшие десятилетия средний уровень IQ вырос и продолжает расти дальше [L. Winerman, 2013].

Поэтому сегодня более корректной считается интерпретация показателей в 100-120 баллов, как среднего уровня, а показателя ниже 80 баллов, как недостаточного. По-настоящему умными в этом контексте считаются люди, способные набрать больше 130 баллов. Результаты выше 150 баллов можно считать признаком гениальности.

Помимо классических и адаптированных тестов, сегодня можно встретить «осовремененные» варианты, предлагающие набрать до 200 баллов [treningmozga, 2021]. Причем предлагается не 8, а гораздо большее количество вариантов теста. Включены в этот «осовремененный» тест Айзенка вопросы наподобие «найдите лишнее слово», «вставьте недостающую цифру», «дополните картинку фигурой из числа предложенных».

Кстати, на сайте можно найти ответы к этому изрядно переформатированному тесту Айзенка и пройти его еще раз, изучив пояснения, если первоначальные результаты вас не удовлетворили [treningmozga, 2021]. Строго говоря, эти тесты на IQ уже и не являются тестами Айзенка, потому что сам Ганс Айзенк не разрабатывал именно эти версии. Однако все они построены на основе классического варианта, предложенного Айзенком, и направлены на измерение интеллектуального потенциала в количественны показателях.

Если вас заинтересовала идея тестирования, можем предложить «15 лучших онлайн-тестов на IQ на русском языке» [Quasa, 2021]. В их числе как переведенные на русский язык варианты теста Айзенка, так и усовершенствованные и переработанные его последователями версии.

Заметим, что итог тестирования ни в коем случае не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат заметно ниже ожидаемого. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов нюансы адаптации перевода и доработки теста. Во-вторых, даже к классическому варианту теста Айзенка у психологов в разное время возникало немало вопросов.

Критика теста Айзенка

Первая и главная претензия к тестам Айзенка – это изрядная субъективность предложенной методики оценки. Так называемые «правильные» ответы формируются, исходя из усредненного типа мышления большинства, в то время как люди творческие могут найти различные ответы на тест Айзенка во многих заданиях, и все они будут правильными.

Дискуссии относительно выводов Айзенка начались еще при его жизни и продолжаются по сей день. Так, некоторые исследователи считают выводы Айзенка спорными и призывают пересмотреть и перепроверить их дополнительно. Иначе следование сомнительным постулатам будет подрывать авторитет психологии как науки [D. Marks, 2019].

Более того, ученые ищут и находят ошибки в тестовых заданиях и наглядно показывают, что во многих вопросах и так называемых «правильных ответах» наличествуют серьезные проблемы с логикой и математикой [В. Васильев, 2007]. Другими словами, человек с действительно хорошо развитой логикой ответит на часть заданий заведомо неправильно с точки зрения составителей теста и получит более низкие баллы, чем тот, кто не вникает глубоко в существо вопроса.

Кроме того, тесты не в полной мере учитывают разные типы мышления, и, по сути, в большей степени «заточены» под математический склад ума, нежели под творческое мышление. Даже при том, что, как мы только что выяснили, в тестах наблюдаются явные логические ошибки, математики справляются с тестом Айзенка, в целом, лучше, чем гуманитарии [Планета, 2015].

Чисто гипотетически можно возразить, что математики, в принципе, со многими задачами справляются лучше гуманитариев. Однако значит ли это, что писатель или композитор глупее физика или математика по умолчанию? Поставим вопрос чуть иначе: готовы ли вы вместо музыки слушать математические формулы, а вместо художественной литературы читать «на сон грядущий» учебник по квантовой механике? Или пусть физики и математики пишут музыку, стихи и картины, раз они такие умные?!

В среднестатистическом варианте, если математика попросить написать песню, а физика – сложить поэму, результат вряд ли обрадует массового слушателя и читателя. Конечно, есть универсалы, способные заниматься и точными науками, и писательством. Однако таких людей единицы.

Более того, в 2005 году мировые средства массовой информации обошла новость о том, как словенское телевидение вынуждено было закрыть свое новое шоу сразу после пилотного выпуска. Идея шоу состояла в том, чтобы показать зрителям, насколько глупы модели и участницы всевозможных конкурсов красоты.

Сложно сейчас сказать, зачем телевизионным продюсерам понадобилось такое шоу, но в ходе первых же съемок приглашенная финалистка конкурса «Мисс Словения-2002» и участница конкурса «Мисс Вселеная» Айрис Мулей продемонстрировала IQ на уровне 156 баллов из 160 возможных [NEWSru, 2005].

Это оказалось заметно больше, чем у физика-ядерщика, консультировавшего шоу-программу.

И, наконец, весьма сомнительным показателем интеллекта видится жесткая привязка теста ко времени на решение заданий. Общеизвестный факт, что Альберт Эйнштейн (1879-1955) думал много и достаточно медленно, а его мозг, извлеченный через 7 часов после смерти, весил всего 1230 граммов, хотя в среднем мозг мужчины его возраста весит 1400 граммов [kulturologia, 2018]. Однако в гениальности создателя теории относительности вряд ли кто-то сомневается.

Таким образом, критику теста Айзенка можно свести к ряду пунктов:

  • Вариативность определений интеллекта и невозможность, в связи с этим, выделить некий единый стандарт оценки интеллектуальных способностей в принципе.
  • Проверка не столько интеллекта, сколько способности мыслить стандартно, когда любые отклонения в ответах интерпретируются, как ошибочные.
  • Сведение понятия «интеллект» к способности решать ограниченный набор типов задач.
  • Логические ошибки в тестовых заданиях и ответах к ним.
  • Предложение одного правильного ответа в условиях наличия множества верных ответов на вопрос.
  • Неравномерность и нерепрезентативность оценки различных сторон интеллекта.
  • Искажение результатов при повторном прохождении теста.

Так, даже с учетом наличия множества вариантов теста Айзенка и созданных на его базе прочих тестов IQ, на прохождение данного испытания можно натренироваться. Как мы заметили ранее, принцип построения всех этих тестов един. Следовательно, решая различные варианты классических и осовремененных тестов, можно уловить основные закономерности и раз за разом отвечать на вопросы все точнее и точнее.

Коль скоро к IQ тесту Айзенка столько претензий, чем же объясняется его неугасающая популярность и достаточно широкая сфера применения, начиная от самооценки уровня развития и заканчивая собеседованиями и прочими испытаниями для приема на работу? На самом деле, тому есть причины.

Преимущества IQ-теста Айзенка

Итак, каковы же преимущества интеллектуального теста Айзенка и всех его вариаций? В первую очередь, это простота тестирования. Можно пройти тест Айзенка онлайн, выбрав один или несколько его вариантов, и это займет в среднем 30-40 минут.

Если говорить о тестировании с целью проверки пригодности к той или иной работе, тест Айзенка имеет преимущество в том, что не требует специальной подготовки от организаторов тестирования. Так, если практически любой другой психологический тест включает в себя важный блок работ по интерпретации результатов, с чем может справиться только профессиональный психолог, здесь все операции выполнит компьютер и выдаст уже готовый результат.

И, наконец, при всех недостатках теста его результаты имеют пусть не прямую, но достаточно высокую корреляцию с эффективностью последующей трудовой деятельности. Другими словами, человек, набравший 120-130 баллов, точно не окажется тупым, а отказав в приеме на работу человеку, набравшему всего 60 баллов, компания точно ничего не потеряет.

В то же самое время, прямой линейной зависимости между количеством баллов и эффективностью по принципу «чем больше, тем лучше» пока что не обнаружено. Собственно, мы уже неоднократно останавливались на том, что интеллект – это понятие сложное и многогранное. И для многих профессий имеет значение не только академический интеллект в плане способности мыслить логически и анализироваться ситуацию.

Ничуть не менее важен интеллект эмоциональный в контексте способности строить отношения и договариваться. Именно эмоциональный интеллект лежит в основе большинства надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, необходимых для успешной карьеры.

Таким образом, тест Айзенка вряд ли может быть самодостаточным и безошибочным инструментом для оценки интеллектуального потенциала человека, однако его вполне можно использовать в комплексе с другими методами оценки личности, чтобы составить представление о способностях человека.

И повторим еще раз: никакой итог тестирования не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат не слишком высок. Нюансы адаптации перевода и современных доработок теста плюс аутентичные недостатки теста могут дать самый неожиданный результат, который может свидетельствовать скорее о вашей вдумчивости и творческом подходе, нежели о каких-то там недостатках мышления.

В целом, значимость исследований Ганса Юргена Айзенка при всей их неоднозначности сложно переоценить. Об этом свидетельствует, как минимум, неугасающий интерес к его работам и несмолкающие дискуссии в научном мире. Согласитесь, не так много в этом мире научных работ, о которых слышали все или почти все. Собственно, мы с этого и начали – что тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, является, пожалуй, единственным, про который слышали даже очень далекие от психологии люди.

Отметим, что тест на IQ – это далеко не единственная разработка ученого. Так, достаточно широкую популярность в свое время получил тест Айзенка на темперамент. Для желающих доступно прохождение теста Айзенка на темперамент онлайн. В психологии широко используется личностный опросник Айзенка (Еуsenck Personality Questionnaire, сокращенно EPQ), позволяющий выявить эмоциональную устойчивость человека и тип личности по шкале «интроверт-экстраверт». Кроме того, Айзенк является автором так называемой «трехфакторной теории личности» а также «трехфазной теории возникновения невроза». Но это уже темы для отдельных статей.

Мы же на этом пока остановимся и скажем, что если вы желаете получить объективное представление о своем потенциале, лучше подойти к этой теме комплексно и пройти нашу программу «Самопознание». Так вы действительно поймете свои сильные и слабые стороны узнаете, как усилить свои позиции в жизни, добиться своих целей, реализовать собственные планы и устремления.

Мы желаем вам не «зацикливаться» на тестах, потому что ни один тест не отображает реального многообразия человеческой личности, но научиться их проходить, потому что результат для «галочки» (отчета, собеседования, ЕГЭ) бывает достаточно важен на том или ином участке жизненного пути. Думается, на сегодня тестов и разговоров про них уже достаточно, поэтому в заключение предлагаем просто ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Темперамент: типы темперамента и свободный тест личности

Что такое темперамент? Какие существуют четыре типа темперамента и почему важно определять их у себя и других? Как темперамент связан с характером?

Различные типы темперамента определяют склонность человека к определенному поведению и его восприятию жизни. Они не единственная часть психики. Существуют также такие категории, как характер, личность и т. д. Однако все эти части тесно взаимосвязаны. Но как? Как определить свой или чужой тип темперамента и так ли это необходимо?

Что такое темперамент

Темперамент — это набор генетически обусловленных психических качеств, которыми обладает человек, которые определяются многими факторами, включая химический состав мозга и центральную нервную систему. Это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако человеку часто удается успешно скрывать одни качества своего темперамента, оттачивая при этом другие. Тем не менее в стрессовых ситуациях с большей вероятностью проявятся врожденные качества, а не приобретенные.

Кстати, темпераментом обладают не только люди, но и некоторые животные, в том числе собак, кошек, обезьян, лошадей, дельфинов и т.д. Типы темперамента человека и животных во многом схожи, но человеческие глубже и больше сложный.

Основные типы темперамента: Холерик, Сангвиник, Флегматик, Меланхолик. Сейчас основное внимание уделяется соотношению этих типов темперамента в психике личности. В природе не бывает людей с одинаковым темпераментом. Но человек может обладать всеми четырьмя типами темперамента одновременно. Однако один или два из них являются доминирующими. Что это значит?

Например, есть личность, которая на 50% сангвиник, на 30% меланхолик, на 15% флегматик и на 5% холерик. ( Это условный расчет так как точное процентное соотношение измерить невозможно.) Очевидно, доминирующий тип — сангвиник, и в большинстве жизненных ситуаций человек будет вести себя согласно сангвиническому темпераменту. Однако в некоторых случаях может появиться меланхолик и временно, частично затенить доминирующий (сангвинический) тип. Флегматики и холерики также появляются периодически, но реже и кратковременно. Наш тест поможет определить вашу склонность к тому или иному темпераменту.

Но нельзя точно сказать, когда проявится тот или иной тип темперамента. Существует несколько гипотез:

  • Один тип темперамента уступает место другому , когда не справляется с ситуацией. Например, если что-то угрожает жизни флегматика, у него могут проявиться холерические черты
  • Изменение активности происходит вследствие сильного или продолжительного стресса . После измены мужа холерик становится замкнутым и вновь переживает свой внутренний меланхолик
  • В разных сферах жизни возникают разные типы темперамента . Например, в рабочих вопросах человек холерик, а в отношениях сангвиник

Однако нельзя сказать, что все эти свойства возникают из ниоткуда. Если тот или иной тип темперамента не присутствовал у человека при рождении, то он никогда не появится. Человек может притворяться флегматиком, но никогда им не станет. То есть меланхолику будет ужасно пробовать новое, как бы он ни старался быть смелым. А флегматик продолжит работать медленно, но вдумчиво, даже если срок уже подошел.

Темперамент и характер

Это разные понятия. Темперамент биологически обусловлен и неизменен. Характер может меняться в течение жизни, хотя отчасти это зависит от строения нервной системы человека. Человек может иметь возможность влиять на него, но в то же время развитие или устранение определенного признака требует много времени и усилий.

Характер человека формируется и изменяется в результате:

  • Родительского воспитания
  • Самообразование
  • Культурное и этическое признание
  • Саморазвитие
  • Жизненный опыт

Трудно сказать, что один фактор существенно меняет характер человека. Для изменения любого признака требуется сочетание нескольких факторов. То есть человек может всю жизнь прожить с тем типом характера, который сформировался у него в подростковом возрасте.

Темперамент (Т) не «программирует» характер (С) но существует взаимная связь между этими психосвойствами:

  • Т определяет динамику, степень и способ выраженности С . Трудолюбивыми могут быть и холерики, и меланхолики, но каждый из них будет выражать это свойство по-разному
  • T влияет на то, какие особенности C с большей вероятностью проявятся, а какие, скорее всего, не возникнут или не достигнут высокого уровня развития
  • Разные виды T требуют индивидуальных подходов и поощрений для формирования какого-либо признака С ;
  • Определенные свойства C помогают контролировать или даже постоянно подавлять характеристики врожденного T .

Пример.

Темперамент . Психические процессы флегматичной личности замедлены. У холериков же они очень быстрые.

Символ . Оба эти типа приобрели такие качества, как ответственность, трудолюбие и настойчивость.

Ситуация . Два специалиста назначены на важный проект. Репутация компании под угрозой.

Поведение . Флегматик часами сидит за работой и медленно, но качественно выполняет все задания подряд. Они систематически придерживаются схемы работы, которую считают наиболее эффективной и полезной для компании. Холерик ныряет с головой, принимает сотни решений в час, непрерывно решает проблемы по мере их поступления и импровизирует на лету.

Оказывается, одни и те же черты характера проявляются по-разному из-за разного темперамента.

Важно ли определять тип темперамента?

Безусловно важно и полезно научиться вычислять не только свой тип (или типы), но и типы других. Знание своего психокомплекса и его характеристик дает следующие преимущества :

  • Более легкий поиск подходящей профессии или хобби
  • Настройка внутреннего баланса с собственным эго
  • Понимание своих сильных и слабых сторон
  • Осознание причин, по которым некоторые функции очень трудно изменить
  • Способность прогнозировать собственное поведение в незнакомых ситуациях

В конце концов, просто интересно и познавательно. Что касается определения чужих типов, то здесь такие плюсы:

  • Взаимопонимание других людей и умение найти подход к личностям с любым темпераментом
  • Улучшение отношений с родственниками, друзьями, супругами и увеличение шансов встретить подходящего романтического знакомства
  • Возможность полностью реализовать свой карьерный потенциал, найдя точки соприкосновения с коллегами, начальством и клиентами
  • Более заметное и успешное воздействие на окружающих (общение в целом)
  • Способность предсказывать базовое поведение новых знакомых
  • Шанс избавиться от менталитета жертвы или зависимости в отношениях
  • Лучшее понимание того, как растить и обучать собственных детей

Ситуация похожа на игру в покер. Человек, не знающий своего темперамента, даже не понимает ценности собственных карт. Но тот, кто макроскопически изучает игру, ясно видит всю колоду карт и легко просчитывает комбинации своих противников.

Чтобы узнать свой тип, достаточно пройти тест на темперамент. Если вам нужно понять другого человека, просто наблюдайте за ним. Некоторые функции видны сразу (например, язык тела), другие требуют больше времени.

Принципы определения темперамента

В современной психологии не существует единой принятой системы классификации всех этих принципов. Однако есть несколько популярных. К ним относятся теории древнегреческого врача Гиппократа; и римский врач Гален; русский физиолог Иван Павлов и английский психолог Ганс Айзенк.

Гиппократ и Гален

В Древней Греции и Риме знания о психологии и ее связи с биологией не были так развиты, как сегодня. Однако теории этих ученых заслуживают внимания. Они первыми назвали четыре типа темперамента и попытались дать им биологическое объяснение.

Некоторые врачи и философы того времени пытались разработать подобные теории, но не добились значительных успехов. Гиппократ и Гален систематизировали свои знания и догадки, а затем представили их в виде целостной теории. В его основе лежало представление о преобладании в организме каждого человека определенной жидкости (гумора, или соков):

  • Холерик – желтая желчь ( холе )
  • Кровь – кровь ( кровь )
  • Флегматик – флегма ( флегма )
  • Меланхолик – черная желчь ( мелаина холе )

Каждая жидкость, как считали врачи, заставляла человека проявлять определенные качества. Для холерика это истеричность, для сангвиника — живость, для флегматика — спокойствие, для меланхолика — печаль.

Иван Павлов

Этот ученый считал, что основными принципами, определяющими тип темперамента, являются сила, подвижность и уравновешенность.

Сила – это способность человека быть бодрым, сохранять работоспособность даже при интенсивных и/или длительных нагрузках и быстро восстанавливаться. Виды: крепкий (бодрый) и слабый (быстро устает).

Подвижность — особенность высшей нервной деятельности, выражающаяся в способности индивидуума быстро переключаться между задачами, усваивать новую информацию и реагировать на внешние раздражители. Виды: мобильный (реагирует быстро и легко) и инертны (реагируют медленно).

Равновесие — характеристика человека, которая позволяет ему контролировать эмоции, сдерживать внезапные импульсы и желания и оставаться уравновешенным. Виды: уравновешенный (спокойный) и неуравновешенный (эмоционально-выразительный).

То, как эти категории появляются в темпераменте, показано в таблице ниже.

Типы темперамента
Слабый Меланхолик
Сильный Холерик Мобильный, неуравновешенный
Сангин Мобильный, уравновешенный
Флегматик Инертный, уравновешенный

Ганс Айзенк

Английский психолог считал, что наиболее важным фактором для определения темперамента является шкала из интроверсия-экстраверсия , невротизм и психотизм .

Интроверсия-экстраверсия — субъект-объектная ориентация личности; направление основного потока их внимания. Виды: интроверсия (ориентация на внутренние психические процессы) и экстраверсия (ориентация на внешний мир).

Нейротизм — степень эмоциональной уравновешенности личности. Виды: эмоциональная устойчивость (спокойствие, фиксация) и лабильность (истерия, невроз).

Психозизм — степень предрасположенности человека к психозу. Современные ученые отрицают важность этой категории в определении психотипа. Это часть психики, но не центральная. Кроме того, психотическая шкала является очень разветвленной и неоднозначной характеристикой. Поэтому в настоящее время он игнорируется во многих тестах.

В таблице ниже показано соотношение этих категорий согласно взглядам Айзенка.

Категории Интроверсия Экстраверсия
Лабильность Меланхолик Холерик
Устойчивость Флегматик Сангвиник

Типы темперамента и их различия

Общие

Холерик : Гиперактивный, вспыльчивый, вспыльчивый, общительный, лидер

Сангвиник : Активный, жизнерадостный, поверхностный, общительный, шутник

Флегматик : Спокойный, медлительный, задумчивый, замкнутый, зацикленный

Холерик . Высокий рост, худощавое телосложение, длинная, узкая, плоская грудь. Лоб шире нижней части лица, подбородок заострен. Нос также заостренный кончиком вниз; это может быть орлиный. Длинная шея, хорошо очерченные скулы.

Сангвиник . Округлые плавные формы, среднего или невысокого роста, короткие широкие кости. Широкая короткая грудная клетка, круглая голова и лоб, плохо очерченные скулы, короткие толстые ноги и шея.

Флегматик . Широкий костяк, массивное телосложение, короткая толстая шея, широкая короткая грудная клетка, имеющая округлую форму. Большой прямой нос с опущенным кончиком. Подбородок такой же ширины, как лоб или шире.

Меланхолик . Заостренные черты лица, хилое телосложение, тонкие кости, слабые мышцы, плоская грудь, длинная тонкая шея, высокий квадратный лоб. Верхняя часть лица значительно шире нижней.

Здоровье

Холерик : Слабость пищеварительной системы (печень, желчный пузырь). Пульс 75-85 ударов в минуту.

Сангвиник : Слабость сердечно-сосудистой системы. Пульс 65-75 ударов в минуту.

Флегматик : Слабость пищеварительной системы (желудок, кишечник). Пульс менее 65 ударов в минуту.

Меланхолик : Слабость нервной системы. Пульс более 85 ударов в минуту.

Отношения

Холерик : Быстро сближается и эмоционально привязывается к людям. Им тяжело расстаться.

Сангин . Редко быстро привязывается к людям; легко заменяет одного человека другим

Флегматик . Им требуется много времени, чтобы сблизиться с людьми. Однако, как только они привязываются, людей трудно вычеркнуть из их жизни.

Меланхолики: Им требуется много времени, чтобы сблизиться с людьми; но они постепенно привязываются. Им тяжело расстаться.

Карьера и работоспособность

Холерик : Активный, амбициозный, настойчивый, творческий; начальник, лидер — любит руководить. Приоритет — карьерный рост .

Сангвиник : Активный, амбициозный, поверхностный; отличный организатор — лидер, любящий признание. приоритет — деньги.

Флегматик : Инертный, медлительный, серьезный, надежный, подчиненный; любят анализировать, систематизировать. приоритет стабильность.

Меланхолик : Инертный, быстро устает, подчиненный; мечтатель, мыслитель, творческий человек. Приоритет — это дружеская теплая атмосфера.

Реакция на стресс

Холерик : Быстро злится и раздражается; открыто выражает свои эмоции. Так же быстро успокаивается. Стремится решить проблему.

Сангвиник : Игнорирует проблему или находит в ней преимущества. Находит того, кто может решить задачу или переключается на другую задачу.

Флегматик: Размышляет о причинах проблемы. Долго обдумывает решение, затем планомерно выполняет его.

Меланхолик : теряется и паникует; ищет поддержки и помощи. Если их не находят, они часто опускают руки и долго переживают по этому поводу.

Самореализация

Холерик : Нуждается в популярности, когда люди зависят от них. Идет вперед, рискует, жертвует и жертвует.

Сангвиник : Требует признания, потому что любит, когда им восхищаются. Обычно они обходят препятствия.

Флегматик : Стремится сохранить текущее положение дел. Избавляется от препятствий только в том случае, если они мешают их размеренной жизни; однако они делают это эффективно.

Меланхолик : Нуждается в признании и эмоциональной поддержке ради повышения самооценки. Часто перестают прилагать усилия, потому что боятся, что не справятся.

Увлечения и хобби

Холерик : Спорт, экстрим, путешествия, соревнования, общение, квесты, азарт и риск

Сангвиник : Актерское мастерство (театр и кино), юмор, социальная работа, общение, путешествия

Флегматик: Головоломки, чтение, рукоделие, кино, наука, природа, механика и архитектура

Меланхолик : Искусство, загадки, мистика и эзотерика, философия, медитация и рукоделие

Знание того, как разные типы темперамента реагируют на мир и жизненные ситуации, может быть очень полезным. Познание себя и других облегчает и ускоряет достижение внутренней (личность) и внешней (отношения) гармонии.

Глава 18, часть 2: Измерения личности Айзенка – PSY321 Текст курса: Теории личности

Структура личности

Согласно Айзенку, шестнадцать основных личностных факторов, определенных Кеттеллом в тесте 16-PF, были ненадежными и не могли быть воспроизведены. Вместо этого Айзенк решил сосредоточиться на факторном анализе более высокого порядка, и благодаря своей работе он выделил три «9».0010 суперфакторы :» экстраверсия , невротизм и психотизм (Айзенк, 1982). Согласно Айзенку, факторы более высокого порядка подобны типам и представляют собой комбинации первичных черт личности. Таким образом, он считал шестнадцать факторов, которые Кеттелл включил в 16-PF, первичными факторами, тогда как экстраверсия, невротизм и психотизм были факторами (или типами) второго порядка. На самом деле даже первичные факторы состоят из реакций низшего уровня, образующих иерархическую модель личности: специфические реакции, привычные реакции, черты (или факторы) и, наконец, типы (или суперфакторы). Точно так же g, или общий интеллект, является фактором более высокого порядка, чем составляющие его интеллекты (например, вербальный, числовой, память, зрительно-пространственный и логический). Таким образом, теория Айзенка не противоречит теории Кеттелла, а скорее рассматривает более высокий уровень структуры личности (Айзенк, 19).52, 1967, 1970).

Теория Айзенка сосредоточилась на темпераменте — врожденных, генетически обусловленных различиях личности. Он считал, что личность в значительной степени определяется биологией, и рассматривал людей как обладающих двумя конкретными личностными измерениями: экстраверсия против интроверсии и невротизм против стабильности. После сотрудничества со своей женой и коллегой-теоретиком личности Сибил Айзенк он добавил к этой модели третье измерение: психотизм против социализации. (Безграничный, без даты)

Экстраверт обычно описывают как общительного, экспрессивного человека, но техническое определение, данное Айзенком, более сложное. Экстраверсия – это сочетание общительности, импульсивности, легкомыслия, общей активности и откровенной сексуальности. Сложный характер каждого фактора более высокого порядка может привести к некоторым различиям в теории личности. Согласно Айзенку, импульсивность, связанная с экстраверсией, скорее всего, является наследственной (черта темперамента), тогда как аспект общительности экстраверсии, скорее всего, зависит от окружения. Таким образом, возможно, неудивительно, что Айзенк находит поддержку наследственных влияний на личность, тогда как другие, как Кеттел, находят поддержку влияний окружающей среды. В зависимости от того, как человек разрабатывает свои вопросы и эксперименты, составляющие черты фактора более высокого порядка могут поддерживать разные точки зрения (Айзенк, 19).82). Согласно его теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свое взаимодействие с другими. (Безграничный, без даты)

Нейротизм относится к эмоциональной стабильности или ее отсутствию. Он включает в себя перепады настроения, плохую эмоциональную адаптацию, чувство неполноценности, отсутствие социальной ответственности, отсутствие настойчивости, проблемы доверия и подозрительности, социальную застенчивость, ипохондрию и отсутствие расслабленного самообладания. Нейротизм повышает интенсивность эмоциональных реакций. Поскольку это функция реактивности вегетативной нервной системы, это наследственная характеристика. Люди с высоким уровнем невротизма чаще страдают неврозами, но высокий уровень невротизма не обязательно менее желателен, чем низкий уровень невротизма. Например, высокая эмоциональность человека может принести пользу эстетическому восприятию и творчеству. С явно отрицательной стороны, высокий уровень невротизма обычно обнаруживается у преступников, возможно, потому, что всякий раз, когда у человека проявляются антисоциальные наклонности, высокий уровень невротизма усиливает его реакции страха/тревоги и действует как мощное, хотя и дисфункциональное, влечение (Eysenck, 1977, 1982; Кендрик, 1981). В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система с низким уровнем стресса, их тела и эмоциональное состояние склонны к реакции «беги или дерись». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и поэтому считаются более эмоционально стабильными. (Boundless, n.d.) Кеттелл также изучал невротизм, и его выводы были очень похожи на выводы Айзенка (Cattell & Scheier, 1961).

Источник изображения: Ивановгуд. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/paint-makeup-girl-cosmetics-color-2985569/. Лицензия CCO.

Психотик был добавлен в теорию Айзенка значительно позже выявления экстраверсии и невротизма, и это наименее четко определенный или наследуемый из трех суперфакторов. Он включает в себя черты доминирования-лидерства, доминирования-подчинения, поиска ощущений и отсутствия супер-эго. Дети с высокими показателями психотизма, как правило, имеют проблемы с поведением и трудности в обучении, они становятся одиночками, прогуливают школу, совершают преступления и, как правило, не нравятся учителям и сверстникам. Будь то дети или взрослые, они, как правило, не получают пользы от традиционной психотерапии или консультирования, поскольку обычно существует параноидальный, подозрительный барьер. Однако есть некоторые свидетельства успешного лечения с помощью интенсивных поведенческих техник. Интересно, что станут ли эти дети преступниками во взрослом возрасте, по-видимому, зависит от того, как они оценивают два других суперфактора. Высокий невротизм, по-видимому, является фактором, превращающим подростковую преступность в привычку, которая сохраняется в преступной жизни (S. Eysenck, 19).97). В измерении психотизм/социализация люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны. Люди с высоким уровнем социализации (часто называемым контролем суперэго), как правило, обладают высоким уровнем контроля над импульсами — они более альтруистичны, чутки, склонны к сотрудничеству и конвенциональны. (Безграничный, без даты)

Основная сила модели Айзенка в том, что он был одним из первых, кто сделал свой подход более поддающимся количественной оценке; поэтому она воспринималась как более «законная», поскольку распространенная критика психологических теорий заключается в том, что они не поддаются эмпирической проверке. Айзенк предположил, что экстраверсия была вызвана изменчивостью коркового возбуждения, при этом интроверты обычно имеют более высокий уровень активности в этой области, чем экстраверты. Он также предположил, что невротизм определяется индивидуальными различиями в лимбической системе, части человеческого мозга, отвечающей за эмоции, мотивацию и эмоциональную связь с памятью. Однако, в отличие от моделей Олпорта и Кеттелла, теория Айзенка подвергалась критике за то, что она слишком узкая. (Безграничный, без даты)

В отличие от шестнадцати первичных факторов Кеттелла, Айзенк предложил всего три суперфактора. Можно ли разумно оценить личность только по трем параметрам? Если нет, то считаете ли вы, что это все еще три наиболее важных измерения?

Роль наследственности в личности

Айзенк твердо верил в наследование личности и интеллекта. Если правда, что генетика играет главную роль в личности, то эволюция должна предоставить нам интересный тест: проявляют ли другие виды приматов те же самые суперфакторы, которые мы наблюдаем у людей? Айзенк исследовал этот вопрос вместе с Гарри Харлоу. Проведя факторный анализ социального поведения макак-резусов, они обнаружили три четких поведенческих фактора: ласковое, боязливое и враждебное социальное поведение. Эти факторы хорошо сочетаются с человеческими факторами экстраверсии, невротизма и психотизма соответственно. Конечно, между животными были заметные различия, но эти различия были характерны и достоверны для каждой обезьяны. Таким образом, представляется, что биологическая основа суперфакторов личности может быть подтверждена сравнительными психологическими исследованиями (Chamove, Eysenck, & Harlow, 19).72).

Источник изображения: РоббиРосс. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/images/search/rhesus%20monkey/. Лицензия CCO.

Обзоры общего вклада Айзенка в область генетики поведения, однако, были предметом споров. В то время как некоторые хвалят Айзенка за определение важной роли, которую генетические детерминанты играют в факторах личности (см. Martin & Jardine, 1986), другие утверждают, что собственные данные Айзенка свидетельствуют о том, что он преувеличивал значение генетики (см. Loehlin, 19).86). Действительно, Лелин предполагает, что данные собственных публикаций Айзенка можно интерпретировать так, чтобы предположить, что генетика объясняет около половины изменчивости личностных факторов, а другая половина зависит от окружающей среды. Тем не менее, Лелин признает основную роль Айзенка в привлечении этих вопросов к сфере науки и хвалит Айзенка за открытое предоставление своих данных, чтобы другие, такие как Лелин, могли оценить и обсудить эти результаты (Лелин, 1986). Айзенк, со своей стороны, признал точку зрения Лелина и выразил надежду, что продолжение исследований в будущем поможет лучше прояснить роль генетики в определении поведения, интеллекта и личности (Айзенк, 19).86).

Проблемы личности и реальной жизни

Хотя подход Айзенка к личности был сосредоточен на групповых различиях и генетике, он не остался без внимания к индивидууму и ее или его повседневной жизни. Он также бросил вызов тому, как психологи занимаются своей дисциплиной, и тому влиянию, которое это оказывает на общественное мнение о психологии. В 1972 году он опубликовал книгу «Психология — это о людях» , в которую вошли шутки о психологии и психиатрии, а также на такие разные темы, как секс, социализм, образование, порнография и бихевиоризм (Айзенк, 19 лет).72). В Uses and Abuses of Psychology он бросил вызов стереотипам, связанным с представлениями о национальном характере, и призвал к изучению фактов о других культурах (также рассматриваются многие другие темы; Eysenck, 1953). В Разум и вздор в психологии он исследовал такие вещи, как гипноз, детекторы лжи, телепатию, толкование снов и политику.

Айзенк много писал о сексе и личности, а также о роли, которую насилие и средства массовой информации могут играть в искажении сексуальности (например, Айзенк, 1976; Айзенк и Ниас, 1978). Он также писал о взаимосвязи между личностью и преступным поведением (например, Eysenck, 1964; Eysenck & Gudjonsson, 1989) и о той роли, которую личность и стресс играют в жизни людей, курящих сигареты (Eysenck, 1991). Подобно Кеттеллу, Дженсену и другим, Айзенк был очень увлечен полемикой по поводу расовых различий в тестировании интеллекта (см., например, Айзенк, 1973а, б, 1995; Айзенк и Камин, 1981; Пирсон, 1991). Однако Айзенк предложил кое-что для среднего человека: две книги о том, как измерить собственный IQ. (Айзенк, 1962, 1966). В конце своей карьеры Айзенк интересно размышлял о своем решении сосредоточить большую часть своей карьеры на различиях между людьми, а не на уникальности каждого человека:

Гордон Олпорт и я не всегда сходились во взглядах на теоретические вопросы. Я очень хорошо помню, как он сказал мне, что, по его мнению, каждый психолог должен написать свою автобиографию в конце своей жизни, чтобы увидеть единство, которое проявилось в его поведении на протяжении длительного периода времени. Эта идиографическая точка зрения сильно контрастировала с моей собственной номотетической, и в то время я мало обращал на нее внимания. Теперь, полжизни спустя, я вижу, к чему он вел, а также вижу возможное значение такой последовательности поведения в собственной жизни. (стр. 375; Айзенк, 19 лет)86)

Айзенк написал две книги, бросившие вызов психологии: «Использование и злоупотребление психологией» и «Разум и вздор в психологии» . Какие преимущества, по вашему мнению, имеет для области, когда кто-то уровня Айзенка подвергает сомнению научную обоснованность определенных областей исследования или определенных процедур?

Дополнительные материалы

Теория черт Ганса Айзенка

В этом видео [5:35] рассматривается айзенковское измерение личности с примерами каждого из них.

Источник: https://youtu.be/k0rJ7R0SHgQ?t=114

 

Теория признаков Трехфакторная модель Айзенка

Это видео [9:43] начинается с описания взглядов Айзенка на темперамент и его роль в личности. Затем обсуждаются его результаты исследования факторного анализа, исследуя три измерения, на которых он основывал свою теорию.

Источник: https://youtu. be/jt1IUHneuW0

 

Ганс Дж. Айзенк, доктор философии. Lifetalk с Робертой Рассел о психоанализе

В этом видео [9:00] показан отрывок из Lifetalk 1995 года, в котором Роберта Рассел берет интервью у Ганса Айзенка о его мыслях о психоанализе.

Источник: https://youtu.be/ZN4Hod8Clv8

Каталожные номера

Текст: Безграничный. (nd) Теории черт личности Олпорта, Кеттелла и Айзенка. Получено с http://oer2go.org/mods/en-boundless/www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/personality-16/trait-perspectives-on-personality-79./allport-s-cattell-s-and-eysenck-s-trait-theories-of-personality-310-12845/index.html. Лицензия CC-BY-SA-4.0.

Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Клэр Кодрингтон. (2018, 22 июня). Теория черт — Ганс Айзенк. [Видео файл]. Получено с https://youtu.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *