Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении… Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений — деятельность метрологических служб, направленная на достижение… Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства… Интересное: Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом… Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными. Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 56Следующая ⇒ Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический. Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажорное или минорное), а верхний — вид лада. Для гармонического вида мажорного лада характерно введение ладовой альтерации, понижающей VI ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее нисходящее тяготение к V ступени. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VI пониженной ступени (которой в данном случае придается дополнительное обозначение — буква «г», что значит «гармоническая») возникает хроматический интервал увеличенной секунды, характерный именно для этого вида* Итак, мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором. C-dur (гармонический) Гармонический мажор довольно широко распространен в музыке ряда восточных народностей (например, в Армении, Иране и других странах). Он также нередко используется и в профессиональной музыке, в частности в целях своеобразной стилизации, а именно — для создания ориентального, «восточного» колорита: Н. Р. -Корсаков. Оп. «Золотой петушок» М. Ипполитов-Иванов. Тюркские фрагменты А. Хачатурян. Детский альбом, № 9 Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада. Нижний тетрахорд остается неизменным (как в натуральном и гармоническом видах мажора), а структура верхнего меняется, являясь при этом как бы зеркальным отражением нижнего тетрахорда: 1 + 1+ 1/2 + 1 + 1/2 + 1 + 1 à ß В целом же строение гаммы мелодического мажора, к обозначению VII ступени которого добавляется справа сверху буква «м» (что значит «мелодическая»), таково: C-dur (мелодический) Б. 2 б.2 м.2 б.2 м.2 VI б.2 VII б.2 Характерной особенностью мелодического мажора является отсутствие в нем на VII ступени напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к тонике заметно ослабляется. Звукоряды гамм гармонического и мелодического мажора строятся одинаково как в восходящем, так и в нисходящем движении (последнее для мелодического мажора является гораздо более типичным). Поскольку гармонический и мелодический виды мажора, являясь средствами ладового колорита, возникают в произведениях, как правило, эпизодически, то необходимые для понижения VI и VII ступеней дополнительные знаки альтерации пишутся прямо в тексте при соответствующих нотах, а при ключе не выставляются (они относятся к так называемым неключевым знакам альтерации): ⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒ Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции… Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). .. Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим… Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… |
Гамма. Ступени лада | Студент-Сервис
Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.
Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).
Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.
Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов*
[В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда.] то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (большой секундой).
Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда:
разделяющий тон
Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2 тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).
гамма натурального мажора
Примечание: Здесь и далее в нотных примерах устойчивые звуки лада будут обозначаться белыми нотами, а неустойчивые — черными.
Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.
Ступени лада всегда обозначаются римскими цифрами, а ладовые функции — латинскими буквами, выставляемыми под нотами, к которым они относятся, причем все эти обозначения сохраняются за каждой ступенью лада в данной тональности при любом порядке их расположения и чередования*
[Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.] Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:
I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;
II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;
III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;
IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;
V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;
VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;
VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.
Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие.
Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам.
Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (та есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).
С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками):
При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение*
[Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает. ], поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения.
Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).
В натуральном мажоре есть два полутоновых тяготения: одно — восходящее (от VII ступени к I ступени), другое — нисходящее (от IV ступени к III ступени). Таким образом, тоническая терция, образованная I и III ступенями лада, окружена встречными полутоновыми тяготениями VII и IV ступеней, образующих между собой остродиссонирующий интервал — тритон (в данном случае — уменьшенную квинту).
Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.
Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:
Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада.
Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.
Теория— В чем разница между натуральным мажором, гармоническим мажором и мелодическим мажором?
спросил
Изменено 1 год, 9 месяцев назад
Просмотрено 4к раз
В натуральной мажорной гамме на до есть ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В чем разница между натуральный мажор , гармонический мажор и мелодический мажор гаммы. Какие ноты натурального мажора изменены в гармоническом/мелодическом мажоре?
- теория
- гаммы
- мелодия
7
Гамма гармонического мажора имеет пониженную шестую ступень:
1 2 3 4 5 b6 7
подняв третью.
Повышение терции мелодического минора приводит к стандартной мажорной гамме, поэтому мелодический мажор не может быть получен таким способом.
Термин «мелодический мажор» на самом деле почти не используется, но обычно он относится к 5-му ладу мелодического минора со ступенями звукоряда
1 2 3 4 5 b6 b7
понятно) именуемый mixolydian b6 .
Насколько я понимаю, гармонический мажор сглаживает 6-ю ступень натурального мажора: [C D E F G A♭ B]. Мелодический мажор сглаживает 6-ю и 7-ю ступень натурального мажора: [C D E F G A ♭ B ♭].
Почему: Верхний тетрахорд гармонического мажора идентичен таковому гармонического минора. Для мелодического мажора модифицированные 6-я и 7-я ступени придают гамме ее «мелодическое» прозвище. Насколько мне известно, эти гаммы играются одинаково как по возрастанию, так и по убыванию.
Другая возможная причина названия мелодического мажора связана с его идентичностью как лада мелодического минора (точнее, 5-го лада).
0
По возрастанию то, что я называю «мелодическим мажором», может быть таким же, как обычный мажор (ионийский). Гармонический мажор — это просто гармонический минор с повышенным 3-м, а эолийский n6 n7 с повышенным 3-м — снова ионийский. Но все же можно рассматривать мелодический мажор как отдельную гамму, потому что мелодический минор можно рассматривать по-разному при восхождении и нисхождении. На пути вниз вы можете снова использовать натуральный минор. Повышение терции натурального минора дает вам эолийскую доминанту, которая соответствует тому, что я называю «мелодическим» мажором. У вас может быть C-D-E-F-G-A-B-C (по возрастанию) и C-Bb-Ab-G-F-E-D-C (по убыванию). Для меня мелодический мажор имеет какое-то созерцательное, меланхолическое, горько-сладкое ощущение, в основном потому, что в нем есть I IV.
1
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью GoogleЗарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.спросил
Изменено 1 год, 9 месяцев назад
Просмотрено 8к раз
Я пытаюсь разобраться в режимах и тональном центре.
В моем понимании натуральный минорный лад совпадает с эоловым ладом.
Однако при рассмотрении путаницы, происходящей в гармоническом и мелодическом миноре, я задумался. Имеют ли лады какое-либо отношение к этим двум минорным гаммам?
Например, если я играю гармоническую минорную гамму до с тональным центром ре. Может ли это считаться гармонической дорийской ре?
Если я ошибаюсь с вопросом, объясните, пожалуйста, почему я ошибаюсь, это поможет мне прикоснуться к базе
- теория
- весы
- режимы
Думайте о режимах как о шкале, начинающейся с разных нот. Итак, да, есть лады как для гармонического, так и для мелодического минора.
В джазе мелодический минор отличается от классического. То же самое при подъеме и спуске. Таким образом, мелодическая минорная гамма C будет C D E ♭ F G A B C
.
вот мелодические минорные лады:
Гармонические минорные лады мало используются что много. Вы можете увидеть их здесь.
Я просто назову имена:
Гармонический минор
Локриан ♯6
Ионический ♯5
Дориан ♯4
Фригийская доминанта
Лидиан ♯2
Суперлокриан ♭♭7
1
У каждой шкалы есть режимы. Когда вы меняете ноту в паттерне, с которого вы начинаете, вы получаете другой паттерн, связанный с исходным паттерном гаммы.
Однако имена ладов не называются так же, как диатонические лады. Названия ладов основаны не на ступенях шкалы, а на том, как ноты выглядят по сравнению с гаммами/ладами диатонической гаммы.
Например, второй лад гармонического минора C начинается с D и содержит ноту D, Eb, F, G, Ab, B, C
. Похоже на D Locrian, не так ли? Единственная разница в том, что число 6 поднято, отсюда и название D Locrian #6.
2
Все ответы здесь превосходны. Я бы только добавил, что гармонический минор и два его лада, один, основанный на 5-й ступени гаммы (фригийская доминанта), и другой, основанный на 2-й ступени гаммы (локрийский № 6), используются довольно часто. Фригийский доминант довольно распространен среди гитаристов хэви-метала. Вот отличный пример; Паруса Харона, ранние Scorpions с Ульрихом Ротом на соло-гитаре:
(обратите внимание на тональность гармонизации си с использованием си мажор и до мажор) Общие аккорды для фригийского лада. В тональности B; I и bII, которые соответствуют V и VI в тональности Em, соответствующей минорной тональности. (ми гармонический минор и фригийская доминанта си используют одни и те же ноты)
The Locrian #6 используется реже, но очень важно для тех, кто любит ближневосточный эффект, использованный здесь Яном Андерсоном (вступление на флейте) в песне «Valley» из альбома «Roots to Branches». Здесь играет Ян Андерсон. гармоническая минорная гамма d с использованием секунды, анэ, в качестве тоники, т.е. е локриан #6.:
Интересное замечание о ладах; Ян Андерсон обычно использует режим пентатоники, я считаю, что это кельтская вещь, пентатоника Am (или пентатоника C мажор) поверх Dmaj (он также использует миксолидиан D), проверьте акустическую гитару во вступлении к этой же песне; ‘Долина’
0
Натуральный минор — это лад, однако я бы назвал гармонический и мелодический минор функциональными вариациями натурального минора, а не строго их ладами.