Учим малыша различать право и лево
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
19200 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Ориентирование в пространстве – вещь не просто нужная, а необходимая. У детей пространственное мышление малыша можно начинать развивать с самого раннего возраста. И если с понятиями вверх-вниз, сзади-спереди ребенок, как правило, справляется очень быстро, то вот лево и право многие малыши могут путать даже в начальной школе.
Как этого избежать? Играючи.
Вы же помните, что с малышами нужно говорить даже когда сами они еще только агукают и лепечут? Так вот, говорите с крохой обо всем и называйте вещи своими именами.
- Одевая малыша, комментируйте, что надеваете ботинок на левую ножку, а теперь на правую. То же самое проделывайте с носочками, варежками, брюками и кофтами. Левый рукав, правый рукав. Это лишь кажется, что так ничему не научишь. Это самое настоящее обучение, да еще какое, ведь оно систематическое, ежедневное, и волей неволей малыш сначала просто запомнит, а потом и соотнесет, где же у него левая рука, а где правая нога.
- Поглаживая малыша и разучивая с ним части тела, сразу называйте, где левое ушко, где правое ушко, где левый глазик, где правый глазик. Вы удивитесь, но у маленьких детей очень сильная ассоциативная память, он будет легко вспоминать, за какую ножку его трогала мама, говоря «левая», и показывать её будет правильно!
Когда первый этап с постоянным упоминанием и демонстрацией пройден, можно переходить к этапу закрепления знания в играх.
«Слушай мою команду!»
Эта забавная игра очень радует детей, особенно если проводить ее под веселую музыку. Мама или папа становится ведущим и раздает команды: «Поднять правую руку, попрыгать на левой ноге, поднять левую руку, потопать правой ногой» и так далее.
Дальше можно присоединять команды «Потрогай левое ушко, закрой правый глазик» и т. п. Самое главное: меняться с малышом местами! Так ему будет гораздо интереснее.
«Рисование ладошками»
Берем две краски, для каждой руки свой цвет. И предлагаем малышу сделать отпечаток левой ладошки красной краской, а правой ладошки зеленой краской. Затем можно порисовать сначала левой рукой, потом правой рукой. Вдвойне интереснее и веселее, если мама тоже будет рисовать с переменой рук. А потом — двумя сразу!
«В какой руке»
Эту игру обожают все дети. Вот только задача не просто указать в какой руке спрятан предмет, а назвать ее. Поначалу у ребенка могут возникнуть проблемы с зеркальным отображением, но ваша задача сразу называть свою руку правильно, только в этом случае малыш сможет осознать, где на самом деле лево и право для него, а где для вас и соответственно правильно выстроить схему своего тела.
«Бросаем мяч»
После того, как в рамках собственного тела малыш начал хорошо ориентироваться в понятиях право-лево, пора переходить к ориентации в пространстве. Лучше играть на улице, не боясь угодить мячом в телевизор или в любимую вазу. Нужно бросать мяч то левой, то правой рукой и менять направление. Сейчас бросаем вверх, потом вниз и бьем о землю, после бросаем влево, бросаем вправо.
«Клеточный диктант»
Этот вариант подходит для старших дошкольников, но первые попытки можно сделать уже в возрасте 3 лет. Берем тетрадь в клеточку и яркую цветную ручку. И даем малышу команды. «1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки влево» и т. д. Существуют целые пособия и рабочие тетради с такими диктантами, если правильно выполнить, то можно увидеть настоящую картинку (к когда соединяешь точки по цифрам, например)
«Где живет игрушка?»
Для этой игры потребуется два стула. И игрушки. Рассаживаем зверей по местам и спрашиваем малыша, на каком стуле сидит медведь, а на каком лев. После можно усложнить задачу и попросить малыша пересадить игрушку с левого стула на правый и наоборот.
Ну и напоследок прекрасное упражнение из серии «Музыка с мамой» Железновых. Занимайтесь, обучайтесь и играйте, и скоро ваш малыш перестанет путать ножки и ручки, и, услышав на улице инструкцию: «Поворачиваем направо» будет уверенно идти в нужную сторону.
Левая и правая
(песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)
Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит ( то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им
Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Автор: И. Токмакова
Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
Автор: Валентин Берестов
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
12 упражнений, чтобы запомнить и не путать право и лево
Понять, где право, а где лево, запомнить их и не путать, легко ориентироваться в пространстве, запоминать путь и строить маршруты — большинству это кажется абсолютно простой задачей. Но есть и дети, и подростки, и взрослые, которые испытывают в этом большие трудности. Наш блогер Катя Хасанова делится своими авторскими упражнениями, которые помогут эту проблему решить.
По статистике 1 из 20 человек путает и не может запомнить стороны, а также не может автоматически сориентироваться, где правая и где левая рука. Я хочу поделиться своей небольшой авторской программой, с помощью которой можно запомнить и не путать право-лево. Изначально эти упражнения разработаны для детей, но могут подойти и взрослым.
1. «Опознавательный знак»
Пусть ребёнок сам придумает специальные обозначения (в виде предметов или знаков) для каждого из направлений (именно для всех сразу, а не для какого-то одного). Они должны быть различными по цветам, понятными и постоянными (то есть не должны меняться). Например, на правой руке всегда красный браслет, а на левой — синий; на правом кроссовке белые шнурки, а на левом — оранжевые; вверху — белая кепка, внизу — чёрные кеды.
Для старших детей знаки могут быть более сложными. Например, на правой руке весёлый смайлик, а на левой — грустный; на правой руке круг, а на левой — квадрат. Главное, чтобы самому ребёнку было понятно, удобно и комфортно с этими обозначениями, чтобы они ему нравились и запоминались. Именно поэтому лучше, если он сам их придумает, ведь свои идеи запоминаются гораздо легче. С помощью обозначений будет проще ориентироваться, так как абстрактные названия заменены на конкретные и знакомые.
Постоянно задавайте ребёнку наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и его знаком, помогайте увидеть применение этому в жизни
Например: «Сейчас надо повернуть в сторону руки с синим браслетом. Значит, куда надо повернуть? Правильно, налево». Также можно обратно формулировать вопрос, например: «Сейчас мы поворачиваем налево. Значит, в сторону какого браслета мы поворачиваем? Правильно, синего». Аналогично и со всеми остальными направлениями.
Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью знака. Если ребёнок не может связать название направления со знаком, то в начале просите его ориентироваться именно на знак, а затем сами постепенно называйте направления, пусть он просто повторяет за вами. Так проще создать эту связь.
2. «Ассоциации»
Для каждого из направлений надо придумать конкретную и запоминающуюся ассоциацию, которая удобна и нравится ребёнку. Например, «правая рука — та рука, которой я рисую и держу ложку», «левая нога — эта нога, которой я отбиваю мяч», «внизу — это там, где земля или пол», «вверху — это там, где небо и потолок» и так далее. Ассоциация должна быть единственной для каждого направления, простой и понятной.
Но при этом (в отличие от предыдущего упражнения) ребёнок постепенно отходит от материальных предметов и немного приближается к абстракции. Для старших детей ассоциации могут быть более сложными, но главное — чтобы сам ребёнок мог легко их запоминать.
Для этого надо дать почувствовать явную разницу. Попросите ребенка порисовать или поесть и левой, и правой рукой. Он точно поймёт, как рукой ему удобнее это делать, и благодаря этому ощущению лучше запомнит ассоциацию. Постоянно задавайте наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и ассоциацией, помогайте увидеть применение этому в жизни. Например: «Сейчас мы пойдём в сторону той руки, которой ты рисуешь. Значит, куда мы пойдём? Правильно, направо». Можно формулировать вопрос и от обратного, например, «Сейчас мы идём направо. Значит, в сторону какой руки мы идём? Правильно, в сторону той руки, которой ты рисуешь». Аналогично и со всеми остальными направлениями.
Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью ассоциации.
3. «Что и где вокруг меня»
Вместе с ребёнком отметьте самые яркие и видные предметы в доме (можно даже их нарисовать). Например, диван, шкаф, телевизор, холодильник и т. д. Важно, чтобы эти предметы находились в одной комнате и не передвигались. И постоянно повторяйте их взаимное расположение в различных комбинациях. Например, «телевизор перед диваном», «шкаф слева от холодильника». Таким образом, вы с ребёнком связываете все эти предметы между собой с помощью направлений.
После постоянного повторения спрашиваете ребёнка «С какой стороны от холодильника находится шкаф?» и запоминаете направления
Затем придумываете новый набор предметов в другой комнате и делаете то же самое, только вначале повторяете связи гораздо меньше, а затем не повторяете совсем (то есть ребёнок сходу говорит, что где находится). После попросите ребёнка встать рядом с холодильником и задайте вопрос: «С какой стороны от шкафа ты находишься?» Так ребёнок научится определять своё местоположение относительно различных предметов, и наоборот, положение предметов относительно его самого.
4. «Стрелки»
Пусть ребёнок сам (если надо, с вашими подсказками) нарисует много интересных и ярких стрелок, напишет на них направления («лево», «право», «вверх», «вниз») и приклеит по всему дому (или квартире). И каждый раз, проходя по стрелкам, называет направления. Например, «я поворачиваю налево», «я поднимаюсь вверх» и так далее.
Потом вы задаёте ему маршрут: «Дойди от спальни до кухни назови все направления и на листе бумаги фломастером нарисуй все стрелки». Постепенно маршруты можно усложнять и удлинять. Когда у него будет хорошо получаться, снимите абсолютно все стрелки. И дайте ребёнку то же самое задание с маршрутом (назвать направления и нарисовать стрелки), но уже без стрелок. Так он постепенно начнёт переходить к абстракции и начнёт запоминать направления.
5. «Где находится»
Возьмите коробку (или что-то похожее) и какую-нибудь игрушку. Ставьте игрушку с разных сторон от коробки и задавайте ребёнку вопросы сначала с выбором ответа. Например: «Где сейчас находится мишка над коробкой или под коробкой? Правильно, над коробкой, то есть наверху». А потом без выбора ответов. Например: «Где сейчас находится мишка? Правильно, слева от коробки». Потом возьмите 2 или 3 игрушки и так же задавайте вопросы. Например: «Где находится мишка, а где — зайчик? Правильно, мишка слева от коробки, а зайчик справа». Когда это начнёт получаться, можно перестать задавать вопросы и добавить больше игрушек. Пусть ребёнок описывает их местоположение относительно коробки.
6. «Опиши всё вокруг»
В начале с помощью ваших наводящих вопросов ребёнок описывает местоположение и соотношение различных предметов дома и на улице. Предметы должны быть понятны ребёнку и не должны двигаться. Например: «С какой стороны от дома стоит фонарь? Правильно, справа» или «Что находится справа от дома? Правильно, фонарь». Дальше можно всё чаще менять и добавлять различные предметы.
Когда начнёт полноценно получаться, перестаньте задавать вопросы и просите дать описание предметов около конкретного объекта. Например: «Расскажи, что и где находится рядом с этим деревом». Или просто назовите два предмета, а ребёнок назовёт их взаимное расположение. Например: «Забор и куст — куст слева от забора, забор справа от куста». Закрепляйте этот навык так, чтобы ребёнок мог сходу описать расположение любых предметов в любом месте.
7. «Лабиринт»
Найдите подходящий по сложности для вашего ребёнка лабиринт, лучше начинать с самых простых. Попросите его сначала внимательно посмотреть, проложить дорожку глазами, а затем, не отрывая карандаш от бумаги, не спеша, сосредоточенно вести дорожку от начала до конца и по ходу вслух называть (как можно подробнее) все направления («вперёд», «назад», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»). В начале лабиринта надо сказать «Старт!», а в конце — «Финиш!» (чтобы ребёнок чувствовал и конкретно понимал конец и начало своих действий). Дальше можно давать ребёнку более сложные лабиринты и работать с ними по тому же алгоритму.
8. «Найди отличия»
Найдите подходящее по сложности для вашего ребёнка задание, лучше начинать с самых простых, не стоит начинать с тех, где очень много отличий и мелких деталей. Объясните ребёнку задание и попросите его не просто находить отличия, но и полноценно чётко, называя все направления, описывать каждое отличие вслух. Например: «На верхней картинке справа от дерева цветок, а на нижней — справа от дерева грибок». Постепенно можно давать ребёнку более сложные задания (с большим количеством отличий и различных деталей).
9. «Пазл»
Ребёнок рисует картинку и запоминает её. Потом вы режете вместе с ним рисунок на части (начинаем с больших одинаковых квадратов) и собираете по памяти исходный рисунок. Во время сборки ребёнок должен чётко проговаривать, какую деталь куда он кладёт (надо называть все направления) и почему. Например: «Эту деталь я положу с правой стороны второй сверху, так как это хобот у слона». Дальше можно усложнить задачу — разрезать рисунок на большее количество частей различных форм (треугольники, многоугольники) и размеров, а затем перейти к пазлам.
10. «Не запутайся»
Если напротив вас будет стоять человек и делать движения, вы должны будете повторять «наоборот», то есть его «лево» будет вашим «право» и наоборот. Объясните ребёнку этот момент и покажите примеры. Затем включите музыку и, постепенно ускоряясь, показывайте ребёнку движения, а он пусть повторяет, но в правильную сторону. После «меняемся местами»: ребёнок показывает, а вы повторяете.
11. «Пройди маршрут»
Купите простую лазерную указку. Пусть ребёнок дома сначала придумает и опишет маршрут (нарисует схему стрелками или опишет словами), который будет проходить лазерная точка. Например: «От окна идёт вправо и вверх к шкафу, затем перемещаемся по левой стене к нижнему ящику комода». После с помощью подсказки ребёнок лазерной указкой должен пройти придуманный маршрут. И так несколько раз, придумывая разные маршруты.
Далее усложняйте задание: ребёнок должен придумать маршруты, устно описать их, но проходить уже без подсказки. Затем то же самое задание нужно пройти уже на другой, менее знакомой местности (на детской площадке, в парке и так далее). Когда это начнёт хорошо получаться, переходите к другому заданию: ребёнок проводит лазерной точкой маршрут (вначале простой, а потом постепенно усложняйте) и старается максимально его запомнить, затем устно подробно описывает его и составляет схему.
12. «Навигатор»
Нарисуйте вместе с ребёнком на ватмане формата А1 большую цветную и понятную карту своего микрорайона (мест, где ребёнок часто бывает). Проговорите различные маршруты («от дома до школы», «от детского сада до аптеки», «от автобусной остановки до магазина» и так далее), а затем постройте их на карте. Посмотрите, между какими пунктами маршруты ещё не построены. По возможности реально пройдите эти маршруты с ребёнком.
Дальше пройдите с ребёнком простой маршрут по менее знакомой ему местности (например, по парку). Обращайте его внимание и на направления (куда откуда идём, куда поворачиваем), и на детали по дороге, которые помогут в ориентации (кусты, здания, скамейки и т. п). Затем вместе нарисуйте карту этой местности и маршрут на ней. После доберитесь до центральной или какой-либо интересной части вашего города вместе с ребёнком. Заранее распечатайте, а лучше нарисуйте карту этого места (она должна быть конкретной и понятной). Идите вместе с ребёнком, ищите интересные детали и достопримечательности, параллельно отмечайте и подписывайте их и ваш маршрут на карте.
Дома через какое-то время попросите ребёнка по карте подробно описать ваше путешествие. Когда это будет хорошо получаться, пройдите с ребёнком по другому маршруту. Попросите его запомнить не только ваш путь, но запомнить как можно больше подробных деталей. Дома ребёнок должен самостоятельно построить на карте и полноценно описать маршрут, отмечая детали.
Желаю успехов!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Различия между леворукостью и праворукостью
Медицинский обзор Мелинды Ратини, MS, DO от 2 ноября 2021 г.
Праворукие люди доминируют в мире, и так было с каменного века. Откуда нам знать? Исследователи выяснили это, измерив кости рук у древних скелетов и изучив характер износа доисторических инструментов. В западных странах левши составляют лишь около 10% населения. Люди, предпочитающие разные руки для разных задач (смешанные руки) или использующие обе руки с одинаковым мастерством (амбидекстры), встречаются редко.
Ученым давно известно, что леворукость частично определяется генами. Но только в 2019 году они выявили различия в участках ДНК левшей и правшей. Исследование, в ходе которого также были проанализированы снимки мозга 9000 британских испытуемых, показало, что у левшей части правого и левого полушарий мозга, отвечающие за языковую обработку, работают лучше в тандеме. Делает ли это левшей более свободно говорящими, еще предстоит выяснить.
Плоды начинают шевелить руками 9-10 недель. К началу второго триместра дети явно предпочитают сосать один большой палец, а не другой. Так что рукость, вероятно, заложена еще до рождения. Тем не менее, большинство экспертов по развитию говорят, что родители, скорее всего, не поймут, какая рука доминирует у их ребенка, пока ему не исполнится 2 или 3 года. Многие дети продолжают менять руки для выполнения разных задач в раннем детстве.
Исследования показывают, что учащиеся, не являющиеся правшами, гораздо чаще испытывают трудности в школе и имеют симптомы СДВГ. Это может быть особенно верно для тех, у кого смешанные руки или обе руки. Одно исследование показало, что у детей, которые меняют руки туда-сюда, вероятность дислексии примерно в два раза выше. Исследователи не знают точно, почему. Но они подозревают, что непостоянная доминирующая рука может быть более серьезной проблемой, чем постоянная леворукость.
Правое полушарие мозга контролирует мышцы левой стороны тела и в значительной степени управляет музыкальными и пространственными способностями. Возможно, именно поэтому левши часто занимают больше места в творческих профессиях, чем их доля. Зеркальное письмо, при котором буквы переворачиваются и пишутся наоборот, почти всегда выполняется левой рукой. Некоторые исследования показывают, что дети-левши показывают более высокие баллы по вербальному мышлению или с большей вероятностью участвуют в программах для одаренных. Но другие исследования отличаются.
В интересном эксперименте с пожилыми правшами исследователи обнаружили, что испытуемые все меньше и меньше полагались на свою доминирующую руку, чем старше они становились. По мере того как их правая рука становилась все медленнее и неустойчивее, пожилые люди справлялись с некоторыми задачами так же хорошо и левой рукой. Но все они по-прежнему считали себя сильными правшами.
Левши, похоже, имеют преимущество в таких видах спорта, как бокс или фехтование, где они могут удивить противников, привыкших сражаться против в основном правшей. В некоторые годы почти половина участников Матча звезд Высшей лиги бейсбола были левшами или нападающими. Но это может быть связано не столько со спортивным талантом, сколько с практическими преимуществами, такими как тот факт, что нападающие-левши стоят ближе к первой базе.
Существует хорошо установленная связь между леворукостью и психическими расстройствами, такими как шизофрения, которые могут вызывать галлюцинации и нарушения мышления. Большое недавнее исследование, проведенное в Великобритании, обнаружило тесную связь между областями мозга, участвующими в управлении руками, и вероятностью перепадов настроения, беспокойства и невротизма — типа личности, отмеченного тревогой и страхом, который иногда может привести к психическому расстройству.
Мы не единственные животные с чертой руки. Исследователи, наблюдавшие за дикими шимпанзе, обнаружили, что они в два раза чаще используют левую руку при ловле термитов. И то же самое в значительной степени верно для шимпанзе, выращенных в неволе. Но результаты были другими для раскалывания орехов. Для этой задачи, которая требует чистой силы, а не мелкой моторики, необходимой для извлечения насекомых, дикие шимпанзе гораздо чаще предпочитали правую руку.
Культурные предубеждения против левшей существовали на протяжении всей истории. В Средние века дьявол считался левшой. В Японии, Китае и других азиатских странах процент левшей намного меньше, чем на Западе. Американские учителя и врачи в начале 1900-е считали, что левши более склонны к психическим расстройствам, и заставляли студентов менять руки.
Четверо из шести последних президентов США были левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший. Буш, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаменитые левши включают Опра Уинфри, Билла Гейтса, Тома Круза, Пола Маккартни, принца Чарльза и его сына принца Уильяма.
Если вы правша и когда-нибудь резали ножницами левой рукой, вы знаете, что это неудобно. Левши могут найти все больше товаров для кухни, офиса и других мест, разработанных специально для них. Вы можете купить ножи с заостренной кромкой с правой стороны лезвия для более чистой нарезки. Или мерный стаканчик с этикетками, обращенными к вам, когда вы держите его в левой руке.
ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ:
1) CORDELIA MOLLOY / Science Source
2) Design Cells / Getty Images
3) сельванегра / Getty Images
4) BSIP / Medical Images
50 Getty Images ) 9000 Image6) Ольга Пашковская / Getty Images
7) Кристиан Пети / Science Source
8) NIMH / Wikimedia Commons
9) slpu9945 / Getty Images
10) Photos.com / Getty Images
91)002 по часовой стрелке слева: dodmedia / Википедия, Белый дом Обамы, Гейдж Скидмор/Википедия, Вера Андерсон/Getty Images12) Антон / Wikimedia Commons
ИСТОЧНИКИ:
Philosophical Transactions B : «Почему некоторые люди левши? Эволюционная перспектива».
Американская психологическая ассоциация: «Левое полушарие знает, что делает правая рука».
NIH Genetics Home Справочник: «Определяется ли хиральность генетикой?»
Мозг : «Руки, язык, области нервно-психических заболеваний: данные визуализации мозга и генетики».
Журнал Королевского общества Интерфейс (Великобритания): «Модель, уравновешивающая сотрудничество и конкуренцию, может объяснить наш мир правшей и доминирование спортсменов-левшей».
Journal of the Royal Society Biology Letters (Великобритания): «Левша и нехватка времени в элитных интерактивных играх с мячом».
PNAS : «Дикие шимпанзе демонстрируют умение пользоваться инструментами на уровне популяции».
Педиатрия : «Смешанные руки связаны с проблемами психического здоровья у детей и подростков».
Демография : «Эксперимент природы? Руки и развитие в раннем детстве».
Навыки восприятия и моторики : «Есть ли у спортсменов-левшей врожденное превосходство в спорте?
Глобальный журнал археологии и антропологии : «Леврукость и стигматизация в Африке: последствия для родителей и учителей».
Североамериканское обозрение : «Леворукость и левосторонность».
Онлайн-словарь этимологии: «Зловещий».
Newsweek : «Международный день левшей: известные люди-левши, факты о левшах и продукты для левшей».
Время : «10 лучших левшей».
Anythinglefthanded.co.uk.
Семейный мастер на все руки : «15 инструментов, созданных специально для левшей».
PLOS One : «Возрастное ослабление превосходства доминирующей руки».
Летопись Нью-Йоркской академии наук : «Эволюция человеческой руки».
Издательство Университета Джона Хопкинса: «Заикание и «переобучение» детей-левшей в середине века в США».
Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии : «Зеркальное письмо: неврологические размышления о необычном явлении».
Frontiers in Psychology : «Распространенность леворукости выше среди людей с нарушением координации развития, чем среди населения в целом».
Вашингтонский университет: «Неврология для детей: один мозг… или два?»
Newsweek : «Наука: почему левши становятся лучшими бейсболистами».
Латеральность : «Есть ли географические различия в рукояти человека?»
IMDb: «50 лучших знаменитостей-левшей».
© 2021 WebMD, LLC. Все права защищены. Посмотреть политику конфиденциальности и информацию о доверии
handness — Better Health Channel
Резюме
Читать полный информационный бюллетень- Исследователи до сих пор не понимают, почему около 10 процентов населения оказываются левшами.
- Большинство детей предпочитают пользоваться одной рукой или другой в возрасте около 18 месяцев, а к трем годам они определенно становятся правшами или левшами.
- Если ваш ребенок от природы левша, не пытайтесь заставить его пользоваться правой рукой.
Вопрос о том, предпочитает ли человек свою правую руку или левую, и что это говорит о работе мозга, изучается уже не менее 150 лет. Однако исследователи до сих пор не понимают, почему около 10 процентов населения оказываются левшами.
В прошлом детей, которые были левшами от природы, поощряли или заставляли использовать правую руку, в основном из-за предубеждений против неловкости письма левой рукой и преобладания «правшей» посуды. В наши дни леворукость более приемлема.
Если ваш ребенок от природы левша, не пытайтесь заставить его пользоваться правой рукой. Хотя мы очень мало знаем о том, что влияет на предпочтение рук, мы знаем, что леворукость отражает структуру индивидуального мозга.
Причины леворукости
Почему каждый десятый предпочитает свою левую руку, остается загадкой. Прямая генетическая связь не доказана, и у двух родителей-правшей может родиться левша. Теории включают:
- Гены – возможно, генетические факторы предрасполагают ребенка к выбору правой руки. Один ген может передаваться от родителей к детям, чтобы влиять на то, какую руку предпочитает ребенок. Если конкретная версия этого гена передается по наследству, ребенок с большей вероятностью будет левшой, в зависимости от подкрепления и других воздействий окружающей среды. Тем не менее, более поздние исследования показывают, что более вероятно, что множество различных генов «складывается», чтобы произвести левшу.
- Пол – мальчиков-левшей немного больше, чем девочек. Это наводит некоторых исследователей на мысль, что мужской гормон тестостерон оказывает влияние на праворукость и леворукость.
- Развитие плода – некоторые исследователи считают, что на рукоять больше влияет окружающая среда, чем генетика. Они предполагают, что факторы окружающей среды в утробе матери (включая воздействие гормонов) могут влиять на то, отдаем ли мы предпочтение правой или левой руке в более позднем возрасте.
- Моделирование – дети учатся выбирать правую или левую руку, копируя родителей и других значимых опекунов. Однако это не объясняет, почему у родителей-правшей иногда рождаются дети-левши, и наоборот.
- Повреждение головного мозга — небольшой процент исследователей предполагает, что все люди должны быть правшами, но некоторые виды повреждений мозга в раннем возрасте вызывают леворукость. Для левшей и родителей левшей важно отметить, что нет убедительных доказательств в поддержку этой довольно спорной теории.
- Адаптация — некоторые люди, которые от природы правши, становятся левшами из-за необходимости приспосабливаться к травме.
Развитие преимущественной рукости
Очень маленькие дети часто используют обе руки одинаково. Предпочтение руки в ранние годы, по-видимому, зависит от того, какая рука находится ближе к желаемому объекту; например, малыш может тянуться левой рукой к игрушке с левой стороны из-за удобства, независимо от того, какие руки он предпочитает в будущем.
Большинство детей предпочитают пользоваться одной или другой рукой в возрасте примерно 18 месяцев и определенно становятся правшами или левшами примерно к трем годам. Однако недавнее британское исследование нерожденных детей показало, что леворукость может развиться в утробе матери. Около девяти из 10 нерожденных младенцев предпочитали сосать правый (а не левый) большой палец, и это предпочтение руки подтвердилось в более позднем возрасте.
Исследователи все еще ищут ответы
Мозг состоит из двух полушарий, левого и правого. Исследователи мозга когда-то считали, что наличие рук показывает, какое полушарие мозга является доминирующим. Однако, если бы это было правдой, это означало бы, что это «доминирование» должно влиять на другие функции, контролируемые мозгом. Похоже, это не так; например, речевые центры, как правило, располагаются в левой части мозга, независимо от предпочтения рук.
Еще одна трудность для исследователей заключается в том, что ручность не всегда четко определена. В то время как некоторые люди используют одну руку исключительно для всех задач, другие склонны менять местами в зависимости от деятельности; например, некоторые люди пишут левой рукой, а открывают банки правой.
Когда-то считалось, что у правшей преобладает правая сторона тела, а это означает, что их любимая ступня, глаз и ухо также находятся на правой стороне. Теперь мы знаем, что это не так. Многие люди могут быть правшами, но, например, всегда делают первый шаг левой ногой. Чем больше мы узнаем о правшах и левшах и их связи с работой мозга, тем больше мы понимаем, что не знаем.
Объяснение перекрестной латеральности
Перекрестная латеральность — это амбидекстральная смесь (например, леворукость, но доминирование правого глаза и стопы). Это может вызвать трудности с координацией. Однако некоторые виды спорта (например, гимнастика) выигрывают от распределения доминантного мозга. Исследования перекрестной латеральности продолжаются.
Проблемы для левшей
Поскольку 90 процентов населения составляют правши, у левшей возникают некоторые практические проблемы, в том числе:
- Западное письмо идет слева направо. Левша должен «сжимать» руку, чтобы писать, не пачкая чернил.
- Дети-левши, которые учатся писать, часто пишут задом наперёд («зеркальное» письмо). Это естественная склонность, а не признак дислексии, и она исчезнет со временем, практикой и поддержкой.
- Приспособления, такие как ножницы, предназначены для использования правой рукой.
- Такие инструменты, как циркулярные пилы, могут быть опасны, если ими пользоваться левой, а не правой рукой.
- Некоторые исследования показали, что трудности в обучении, эпилепсия и аутизм чаще встречаются у левшей. Тем не менее, другие исследователи не смогли подтвердить эти выводы, и современные данные свидетельствуют о том, что рукость не связана с трудностями в обучении.
Преимущества для левшей
Левши также имеют свои преимущества, в том числе:
- Левши имеют преимущество в самых разных видах спорта, от фехтования до бокса.
- Спортивное преимущество также заключается в том, чтобы застать соперника-правшу врасплох, потому что спортсмены-правши не привыкли играть против соперников-левшей.