Гельштат психология что такое: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

психология | это… Что такое гештальт-психология?

(англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.

-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений

«фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля — закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.
п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления —

метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология

).

После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Новейший философский словарь

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Новейший философский словарь

ВикиЧтение

Новейший философский словарь
Грицанов Александр Алексеевич

Содержание

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

— одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. в Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее составляющих.

Это ключевое положение было зафиксировано в активном использовании понятия «гештальт» (немец. Gestalt — образ, структура, целостная форма, которое также близко к понятиям «паттерн» и «конфигурация»). Впервые феномен «гештальта» был выявлен при исследовании стробоскопического движения в 1912 М.Вертхаймером совместно с В. Келером и К. Коффкой, ставшими позже также центральными фигурами в Г. Иллюзия движения двух последовательно вспыхивающих точек ими впервые была объяснена наличием целостного перцептивного поля. Воспринимаемое движение являлось функцией неизолированных стимулов и зависело от их взаимоотношения в рамках определенного гештальта. Первоначально наиболее активно исследования велись в области восприятия с целью выявления его целостного характера. Для объяснения ряда феноменов, выявленных в ходе этих работ, были введены в психологию такие понятия, как фигура и фон, прегнантность фигуры, законы прегнантности и др. В 20-40-х 20 в. Г. стала применяться для изучения интеллектуальной сферы животных (Келер) и творческого мышления человека (Вертхаймер).
Экспериментальные исследования гештальт-психологов (Келер, Вертхаймер, Дункер) выявили один из главных механизмов мышления — обнаружение новых сторон предметов путем мысленного их включения в новые связи и отношения путем их переструктурирования и придания им прегнантности. В 30-40-х при описании групповых процессов и объяснении закономерностей групповой динамики К. Левин исходил из законов «организм — среда» таким образом, чтобы его актуальные потребности удовлетворились. Ф. Перле создал модель психологического роста, в основу которой положено определение психологического здоровья как наличия у индивида способности и энергии для перехода от опоры на среду к опоре на себя и к саморегулированию. Психологический рост может проходить по-разному. Это прежде всего завершение (проживание «здесь и теперь») незавершенных ситуаций или гештальтов с помощью терапевта. Он совершается и при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровней; клише, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва.
В ходе взаимодействия с клиентом терапевт должен помочь ему восстановить границы контакта путем работы с невротическими механизмами, препятствующими росту: проекцией, интроекцией, ретрофлексией и конфлюенцией. Психологический рост непосредственно связан с расширением зон самосознавания, со способностью человека жить в этом потоке сознавания, находиться на континууме сознавания, т.е. осознавать собственный опыт, свои ощущения чувства, мысли, желания, каждое мгновение своей жизни, переходя от одного фрагмента «здесь и теперь» к следующему и т.д. В Г. считается, что сознавание уже само по себе обладает позитивной, оздоравливающей силой. Поэтому Перле и целый ряд его последователей (П. Гудмэн, Р. Хефферлин, К. Наранхо, Дж. Энрайт и др.) постоянно пы тались и пытаются расширить арсенал процедур и упражнений, направленных на активизацию сознавания, формируя на базе Г. методы гештальт-терапии (см. Гештальт-терапия).

С.С. Харин

Психология

Психология Бытует мнение, что психология — это современная наука, появившаяся на свет совсем недавно. Это, конечно, не так. Директор исследовательского центра семьи и детства Российской академии образования доктор психологических наук профессор А.С. Спиваковская в

Психология

Психология Бытует мнение, что психология — это современная наука, появившаяся на свет совсем недавно. Это, конечно, не так. Директор исследовательского центра семьи и детства Российской академии образования доктор психологических наук профессор А.С. Спиваковская в

50. НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА

50. НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА Карен Хорни (1885–1952) – представительница неофрейдизма – пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, окружения (социального) на развитие человека. Она, как многие другие, доказывала,

52.

 ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

52. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Основателем генетической психологии является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980). В 1949–1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». Свою теорию развития детского мышления он построил

Психология

Психология Бытует мнение, что психология — это современная наука, появившаяся на свет совсем недавно. Это, конечно, не так. Директор исследовательского центра семьи и детства Российской академии образования доктор психологических наук профессор А.С. Спиваковская в

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ — одно из современных и постоянно развивающихся и совершенствующихся психотерапевтических направлений. Основатель Г. Фредерик (Фриц) Соломон Перле (1893-1970). Благодаря таким его личностным качествам, как неукротимый темперамент, страсть к постоянному

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа, logos — учение, наука, слово) — наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека и животных. На протяжении более двух тысяч лет комплекс психологических идей и концепций создавался и развивался

9 2. Психология

9 2. Психология Провозить контрабанду — нелегкое эмоциональное испытание. Возможно, вы почувствуете, как у вас затруднится дыхание и забьется сердце, особенно когда наступит момент истины и вы должны будете посмотреть таможеннику в глаза и заявить, что вам «нечего

Психология

Психология Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить. Джон Голсуорси У психологии длинное прошлое, но короткая история. Герман Эббингхаус Хороший психолог легко введет тебя в свое положение. Карл Краус О мотивах нашего поведения нам ничего не

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ Психология – это выражение словами того, чего нельзя ими выразить. Джон Голсуорси У психологии длинное прошлое, но короткая история. Герман Эббингхаус Хороший психолог легко введет тебя в свое положение. Карл Краус Психолог – это человек, который наблюдает

Психология

Психология Психология – это выражение словами того, чего нельзя ими выразить. Джон Голсуорси* У психологии длинное прошлое, но короткая история. Герман Эббингхаус* Хороший психолог легко введет тебя в свое положение. Карл Краус* О мотивах нашего поведения нам ничего

Что такое гештальт-психология? Определение и принципы

by Sujan

Содержание страницы

Toggle

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это школа мысли, которая занимается систематическим изучением человеческого поведения по отношению к восприятию. Согласно этой школе, когда мы воспринимаем объект, мы воспринимаем объект в целом, а не по частям.

Группа психологов из Германии под названием «Гештальтисты» объяснила эти явления. Основатели гештальт-психологии Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка были первыми психологами, систематически изучавшими восприятие формы в начале двадцатого века. На основании экспериментов, проведенных в 19В 20-х и 30-х годах гештальт-психологи предложили некоторые основные правила восприятия, которым мозг автоматически и бессознательно следует, организуя сенсорные входные данные в значимые целостности.

Гештальт — это немецкое слово, которое на английском языке близко переводится как «целое» или «форма». Гештальт-психологи предположили, что люди рождаются со способностью организовывать элементы нашего воспринимаемого мира, производя наилучшее или наиболее полное восприятие окружающей среды.

Гештальт-психологи утверждали, что в восприятии целое больше, чем сумма его сенсорных частей.

Гештальт-психологи разработали несколько принципов для описания способов восприятия. Эти принципы также известны как «гештальт-законы организации восприятия» и «гештальт-принципы организации восприятия».

Гештальт-законы/принципы организации восприятия

Основные законы или принципы гештальт-психологии:

Закон фигуры и фона

Закон фигуры и фона является одним из примеров гештальт-законов организации восприятия. В соответствии с этим, когда мы видим зрительный раздражитель, центр нашего внимания, привлекающий наше видение, называется фигурой, а остальное — нечетким фоном, называемым фоном. Например, картина, висящая на стене, слова на странице, горы на фоне неба воспринимаются как фигуры, а стена, страница и небо — как земля. См. рисунок,

Неоднозначная фигура: старуха и девушка

Фигура обладает следующими характеристиками:

  • Фигура является первой перцептивной задачей для восприятия любого объекта, отличного от окружающего, называемого землей.
  • Фигура находится в центре нашего внимания, фон является напоминанием о нашем восприятии.
  • Фигура имеет тенденцию быть меньше, красочнее, значимее и ярче, чем фон.
  • Фигура воспринимается близкой к человеку, а фон далекой от него.
  • Фигура отчетливая и ощущается на поверхности земли.
  • Фигура имеет определенную форму и положение, в то время как земля, кажется, простирается в бесконечность.

Если фигура перевернута, это дает более одного восприятия. Если мы не знаем, что фигура обратима, она не будет обращена. Такие обратимые фигуры и фон демонстрируют, что один и тот же стимул может вызвать более одного восприятия. Когда фигура и фон не определены четко или могут возникнуть неоднозначные сдвиги в восприятии, из-за отсутствия ориентира и задач гораздо сложнее. Столкнувшись с подобными фигурами в виде лица или вазы, мы можем организовать материал по крайней мере двумя способами. Что воспринимается первым? Тот, из которого вы делаете предметы или фигуру, идет впереди остальных частей. См.,

Принцип сходства

Один из важных принципов гештальт-психологии — сходство. По этому принципу мозг склонен группировать сходные элементы, группируются похожие предметы. Например, XXXOOO воспринимается как три X и три O. Объекты, похожие по цвету, размеру или форме, обычно воспринимаются как часть узора.

Следуя приведенному выше рисунку, люди воспринимают треугольник и круг как вертикальные столбцы одинаковой формы (рис. а), а не как горизонтальные ряды разнородных форм. Точно так же люди воспринимают один и тот же круг или треугольник в горизонтальных рядах одинаковой формы (рис. б).

В организации все сотрудники, которые носят желтые платья, воспринимаются как единая группа, в то время как на самом деле каждый работник — уникальная личность.

Принцип близости

В соответствии с принципом близости гештальт-психологии наш мозг склонен группировать объекты, расположенные близко друг к другу. Предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как группа.

На приведенном выше рисунке мы видим не отдельные шесть линий, а три набора из двух линий. Сотрудники завода воспринимаются как группа из-за физической близости. Рабочие, работающие на конкретной машине, рассматриваются как единое целое или группа. Понятие команды более мощное и популярное в настоящее время, означающее близость.

Принцип непрерывности

Также известен как хорошее продолжение или общая судьба. Если возможно, мозг организует стимулы в непрерывные линии или узоры, а не в прерывистые элементы. Принцип непрерывности гештальт-психологии гласит, что мы легче воспринимаем непрерывные плавные линии, чем прерывистые. Элементы, которые продолжают шаблон или направление, как правило, группируются как часть шаблона.

Из рисунка мы воспринимаем (а. ) его как один набор точек, образующих дугу, и другой набор точек, образующих прямую линию. Точки, которые воспринимаются как дуга, имеют общее направление или общую судьбу (б.), мы воспринимаем две непрерывные линии, одну волнистую и одну прямую.

Принцип замыкания

В соответствии с принципом замыкания гештальт-психологии люди склонны воспринимать неполные фигуры как законченные. Если часть знакомого паттерна или формы отсутствует, процессы восприятия завершают паттерн, чтобы создать законченный цельный объект.

Мы легко заполняем пробелы в контуре фигуры (рис. а, б и в) и видим полный треугольник и весы. Точно так же пунктирные линии из-за близости создают букву Т. Люди видят эти фигуры как завершенные, но на самом деле ее не существует, мозг просто заполняет пробел, чтобы воспринимать знакомые узоры.

В организации руководитель отдела выдвинул идею отдела по заданному проекту, когда на самом деле было сопротивление со стороны нескольких членов. Голова закрывает существующий разрыв между членами и воспринимается как полное согласие, когда на самом деле его нет. Точно так же политические партии выдвигают свою повестку дня или стратегии, несмотря на различные внутренние разногласия.

Принципы организации восприятия хорошо видны в мире природы. Они эффективно помогают нам организовать воспринимаемый мир.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теория гештальта (Вертхаймер) — InstructionalDesign.org

Наряду с Колером и Коффкой Макс Вертхаймер был одним из основных сторонников теории гештальта, которая подчеркивала когнитивные процессы высшего порядка в разгар бихевиоризма. В центре внимания гештальт-теории была идея «группировки», то есть характеристики стимулов заставляют нас определенным образом структурировать или интерпретировать поле зрения или проблему (Wertheimer, 1922). Основными факторами, определяющими группировку, были: (1) близость — элементы имеют тенденцию группироваться вместе в соответствии с их близостью, (2) сходство — элементы, сходные в некотором отношении, имеют тенденцию группироваться вместе, (3) замыкание — элементы группируются вместе, если они имеют тенденцию завершать некоторую сущность и (4) простота — предметы будут организованы в простые фигуры в соответствии с симметрией, регулярностью и гладкостью. Эти факторы были названы законами организации и объяснялись в контексте восприятия и решения проблем.

Вертхаймер особенно интересовался решением проблем. Вертимер (1959) дает гештальт-интерпретацию эпизодов решения задач известных ученых (например, Галилея, Эйнштейна), а также детей, сталкивающихся с математическими задачами. Суть успешного поведения при решении проблем, по Вертгеймеру, заключается в способности видеть общую структуру проблемы: «Определенная область в поле становится решающей, сфокусированной; но он не становится изолированным. Развивается новый, более глубокий структурный взгляд на ситуацию, связанный с изменением функционального значения, группировки и т. д. элементов. Руководствуясь тем, что требуется структурой ситуации для критической области, человек ведет к разумному предсказанию, которое, как и другие части структуры, требует прямой или косвенной проверки. Задействованы два направления: получить целостную непротиворечивую картину и увидеть, что структура целого требует от частей». (стр. 212).

Приложение

Теория гештальта применима ко всем аспектам человеческого обучения, хотя наиболее непосредственно она применима к восприятию и решению проблем. На работу Гибсона сильное влияние оказала гештальт-теория.

Пример

Классический пример гештальт-принципов, предложенный Вертгеймером, — это определение детьми площади параллелограмма. Пока параллелограммы являются правильными фигурами, можно применить стандартную процедуру (проводя линии перпендикулярно углам основания). Однако, если предоставляется параллелограмм новой формы или ориентации, стандартная процедура не будет работать, и дети вынуждены решать задачу, понимая истинную структуру параллелограмма (т. е. фигуру можно разделить пополам в любом месте, если соединить концы). ).

Принципы
  1. Учащегося следует поощрять к раскрытию основного характера темы или проблемы (т. е. отношений между элементами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *