Гениальность в психологии это – Гениальность и талант — что это такое, определение, признаки

Что такое гениальность и кто такой гениальный человек

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим про гениальных людей. Вам станет известно, какие виды гениев бывают. Вы узнаете, какие признаки характеризуют гениальных личностей. Выясните, как ими становятся, как можно воспитать гениального человека.

Определение понятия

Гениальностью называется высшая степень проявления интеллектуального и творческого потенциала. В отличие от таланта, как правило, развивается в одном направлении. Нередко срабатывает компенсаторный эффект: если человек в чем-то одарен, то в чем-то он обделен.

Талантливый и гениальный человек — это люди с разным развитием потенциала. Гениальные качества зарождаются на генетическом уровне, талант представляет собой задатки или способности. Для развития таланта необходимы конкретные условия, что касается гениальности, то она развивается, где угодно, вопреки всему.

Гении нередко не приспособлены к нормальной жизнедеятельности, они мыслят отличительно от принятого в обществе, могут быть сильно увлечены своей сферой, из-за чего не будут замечать ничего вокруг. Создавая гениальные вещи, они даже не задумываются о том, почему сложно находить общий язык с людьми.

Гении бывают злыми и добрыми. Так, например, представители первого варианта — это Наполеон и Гитлер, которые своими деяниями несли смерть, разрушения и гибель. Представители добрых — это знаменитые художники, скульпторы, которые своими творениями приносили пользу обществу, развивали культурное наследие, несли людям свет и добро.

У гениальности общественная направленность, ориентация на изменение технических, исторических и человеческих характеристик.

Классификация

Существует несколько форм гениальности.

  1. Практическая. Про представителя такого вида можно сказать, что он имеет «золотые руки», способен конструировать, мастерить, чинить или создавать что-то новое.
  2. Бытовая (самая редкая форма) — наличие навыков для жизненной ориентации.
  3. Творческая. Обладатель такой гениальности имеет очень развитое воображение, умеет воплощать свои фантазии в реальность, реализовываться в творческом процессе.
  4. Предпринимательская — умение притягивать к себе деньги.
  5. Научно-академическая — приобретение больших достижений в учебе, в научной деятельности. Про такого человека могут сказать, что он имеет «светлый ум».
  6. Эмоциональная — наличие развитой эмпатии, способности чувствовать и понимать других людей.
  7. Спортивно-физическая — высокая развитость физической силы, ловкости, выносливости и гибкости.

Также стоит рассматривать два типа гениальности, основанных на масштабе ее воплощения:

  • первая категория — это люди, которые постоянно открыты к новому;
  • вторые — зациклены на одной и той же деятельности, которую продолжают совершенствовать и оттачивать до конца своей жизни.

Основные признаки

Наличие креативного мышление, понимание своего призвания — признаки гениального человека

  1. Наличие креативного мышления. Такой индивид нестандартно подходит к решению задач и вопросов, он стремится найти новые подходы и способы, открывая новые знания, изобретая что-то новое в технике, науке, искусстве.
  2. Понимание своего призвания. Такой индивид на подсознательном уровне ощущает свою сферу, он стремиться к лучшим результатам. Несмотря на возникающие ошибки, не сдается, продолжает стремиться к лучшему. Таким человеком руководит высшая идея, он хочет чего-то добиться. Зачастую эта цель оправдана не личной выгодой, а желанием принести пользу людям.
  3. Наличие уверенности в своих силах. Гении ощущают, что должны что-то создавать, оставлять свой вклад в жизни общества. Творения таких людей могут не приниматься, их могут не признавать при жизни ввиду того, что они нередко опережают свое время. Поэтому гении умеет рисковать, им присуща смелость, нестандартное мышление, вера в свой потенциал и силы. Такие люди не думают о возможном поражении, они занимаются поисками способов для достижения своих результатов.
  4. Наличие врожденных способностей и особого состояния души. Нас окружает множество талантливых личностей, но не всем удается стать всемирно признанными гениями.
  5. Наличие продуктивности в конкретной сфере. Зачастую гении открываются в одной сфере, например, это может быть наука или искусство. При этом в детские годы они, как правило, не преуспевают в учебе, ввиду того, что фокусируется только на любимых предметах. Последствия поражают окружающих, так как человек может не окончить даже школу, но при этом значительно преуспеть в жизни. Так, например, Эйнштейн плохо учился в школе, его считали отсталым ребенком, Максим Горький окончил только два класса, при этом стал известным писателем. Вот почему родители не должны наседать на своих детей, если те противятся каким-то предметам, а в чем-то преуспевают больше. Лучше способствовать развитию врожденных способностей, позволять самореализовываться.
  6. Наличие настойчивости. Гениальный человек не будет слабым и бесхарактерным, ведь достижению успеха всегда предшествует великий труд.
  7. Развитая интуиция, глубина мысли. Гении ощущают то, что должны что-то создать, оставить свой вклад в жизни общества. Не стоит забывать о том, что Шопену снилась музыка, которую он потом писал, Менделеев во сне увидел таблицу химических элементов. То есть мозг гениального человека даже в состоянии покоя продолжает работать, решая возникшие задачи. Гении умеет прислушиваться к внутреннему Я, у них отсутствует внутриличностный конфликт.
  8. Наличие развитого воображения, особая внимательность к деталям.
  9. Целеустремленность и перфекционизм. Высокая работоспособность, упорство для достижения поставленных целей.
  10. Наличие высокого уровня энергии и самооценки.
  11. Любознательность, стремление к получению новых знаний.
  12. Визуализация мышления, сочетание несочетаемого.
  13. Специфическое чувство юмора.
  14. Потребность в постоянных экспериментах.

Как из ребенка воспитать гения

Бесспорно, важно наличие задатков гениальности. Но родителям все же под силу способствовать развитию маленького гения.

  1. В первую очередь, необходимо определить тип мышления малыша, его способности. Если вы поймете особенности своего ребенка, сможете разобраться с его предрасположенностями, найдете правильный подход к воспитанию, определитесь с тем, какие наклонности стоит развивать.
  2. Важно способствовать общему развитию, не препятствовать самостоятельности. Родители не должны навязывать свое мнение, способы решения задач. Недопустимо заставлять ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.
  3. Развивайте харизму и лидерские качества малыша, пусть он ощущает свои сильные стороны и преимущества. Так интеллектуально развитому ребенку можно поручить подтягивать отстающих детей в классе, творчески талантливому — участвовать в школьных концертах, спортивно развитому — в соревнованиях.
  4. Развитие нормальной самооценки. Важно, чтоб ребенок ощущал свою ценность и родительскую поддержку. Родители должны правильно оценивать его поступки, не хвалить понапрасну.
  5. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, указывая на то, что кто-то лучше, чем он. Так вы только потеряете его веру в себя.
  6. Не нужно заставлять малыша зубрить предметы. Пусть ребенок развивается в том, в чем он преуспевает, что ему интересно.
  7. Важно развивать настойчивость. Помните о том, что данная черта характера позволит добиться успеха.
  8. Развивайте нестандартный тип мышления. Больше времени проводите за занятиями, развивающими творческие способности, воображение ребенка.
  9. Позвольте малышу самостоятельно принимать решение. Важно, чтоб у него имелась свобода выбора.
  10. Приучайте ребенка не останавливаться на достигнутых результатах.
  11. Недопустимо навеивать чаду свои несбывшиеся мечты, надеяться на то, что сможете в нем реализовать то, что упустили в свое время.

Теперь вы знаете, что собой представляет гениальность. Как видите, данное качество является врожденным. Помните о том, что родители должны способствовать развитию маленького гения. Даже если у ребенка отсутствуют зачатки гениальности, он все равно сможет вырасти талантливым и высокоразвитым человеком.

psycho4you.ru

гениальность — это… Что такое гениальность?

  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ — ГЕНИАЛЬНОСТЬ, высшая степень одаренности, проявляющаяся в максимальной творческой продуктивности, имеющей для соц. жизни исключительное историческое значение. Г.можетпроявиться в самых различных областях человеческого творчества в науке,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ — ГЕНИАЛЬНОСТЬ, гениальности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к гениальный. Гениальность Мертвых душ Гоголя. || Высшая одаренность; то же, что гений в 1 знач. Гениальность Пушкина. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Гениальность — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ — ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального… …   Современная энциклопедия

  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ — (этим. см. гений). Высшие природная способности, дающие возможность творить что либо, выходящее из ряда обыкновенного. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕНИАЛЬНОСТЬ от слова гений. Высшие природные… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гениальность — гений Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гениальность сущ., кол во синонимов: 5 • величие (11) …   Словарь синонимов

  • Гениальность — ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гениальность — (от лат. genius дух) высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение… …   Психологический словарь

  • гениальность — ГЕНИАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Обладающий гением (в 1 знач.), свойственный гению. Г. поэт. Гениальное произведение. Просто, как всё гениальное (о том, чему нашлось лёгкое и простое объяснение; шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • psychology.academic.ru

    Психология гениальности

    Природа гения

    Гений есть явление исключительное, выбивающееся из общих правил, непонятное и настолько загадочное, что его природу трудно определить.

    Ведь определять — значит, ограничивать, а гений — существо, с одной стороны, демонстрирующее безграничную мощь сил и способностей, а с другой — полное самых невероятных противоречий.

    Одна из загадок, всегда сопровождающих гения, — внезапность его появления на арене жизни в почти совершенном законченном виде. В попытках понять истоки и природу гениальности люди сломали множество копий. Одна из довольно распространенных точек зрения видит в гениальности своеобразное проявление безумия. Это отчасти связано с тем, что интеллектуальный и творческий заряд, излучаемый гением, намного превосходит уровень среднего человека. И у среднего человека на почве ревности и зависти появляется непреодолимое желание объявить гения сумасшедшим. Некоторые ученые прошлого столетия, поддавшись этому соблазну, попытались подвести под настроение агрессивных обывателей научную базу. Особенно прогремел труд Чезаре Ломброзо с красноречивым названием «Гениальность и помешательство». Автор книги не относится к противникам данного свойства и потому пытается найти его истоки в священных болезнях, насылаемых богами на людей определенного типа:

    «Еще Аристотель… заметил, что под влиянием приливов крови к голове «многие индивидуумы делаются поэтами, пророками, прорицателями». Платон утверждал, что «бред совсем не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемых нам богами». Под влиянием бреда дельфийские и додонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции… Много раз случалось, что когда боги посылали народам эпидемии, то кто-нибудь из смертных впадал в священный бред и, делаясь под влиянием его пророком, указывал лекарство против этих болезней. Особый род бреда, возбуждаемого Музами, вызывает в простой и непорочной душе человека способность выражать в прекрасной поэтической форме подвиги героев, что содействует просвещению будущих поколений».

    Подобную точку зрения разделяли такие разные люди, как Демокрит, Паскаль, Руссо, Гоген, Гейне. Она подкреплялась также анализом жизненных итогов многих великих людей, действительно не выдержавших испытания бременем гениальности и тронувшихся рассудком. Такая участь постигла Тассо, Свифта, Шумана, Генделя, Гофмана, Ницше, Чюрлениса. Но были среди гениев и те, кто обладал устойчивым умственным и душевным здоровьем: Платон, Моцарт, Гете, Кеплер, Лейбниц, Дарвин, Пушкин, Толстой (несмотря на все его кризисы и поиски), Рерих.

    Другая точка зрения выводит гениальность на уровень проблемы богообщения. Древние римляне видели в гении Верховное существо, от даров которого зависит все течение жизни человека — ведь он и способствует появлению людей на свет, и определяет индивидуальность, и помогает правильно выбрать направление жизни. Свой взгляд на природу гения римляне во многом взяли у греков, которые обозначали этим именем дар богов, полноту душевных и умственных сил, а также пророческое начало. Свой Гений был и у Пифии, благодаря его влиянию прозревшей будущее, и у Сократа, которому Он (Гений) помогал проникать сознанием в тайны человеческих проблем и заранее предвидеть последствия своих дурных поступков.

    Феномен гениальности тесно связан с состоянием вдохновения. Это вдохновение рождается изнутри гениального сознания, точнее говоря, даруется свыше и приводит гения к состоянию всезнания. Как сказал Отто Вейнингер: «Гений есть тот человек, который знает все, не изучив ничего». Знаменитый физиономист Иоанн Каспар Лафатер ставил знак равенства между состоянием божественного вдохновения и гением. Внутренняя наполненность вдохновением приводит гения к глубокой внутренней вере в истинность всего, что он делает, отличающей его от обычного человека, который всегда ищет внешнего подтверждения. Гениальность — феномен, вложенный в нас природой. Гениальность невозможно сформировать , гениальность возможно пробудить.

    Задумаемся — а все-таки, каковы причины появления гения в данную эпоху, в данной стране?

    Четыре объяснения причины появления гениальных людей: биологическая и историческая наука, психология и эзотерические учения.

    1. Биологическая (генетическая) теория: биология, точнее, генетика связывает появление гениев с факторами наследственности. Последние годы в мировой науке ведутся интенсивные исследования по обнаружению генов, ответственных за те или иные биологические и поведенческие программы в человеке. За один 1999 год были открыты гены материнского инстинкта, жестокости, сперматозоидов, мышц, чувствительности к боли, эпилепсии, артрита, сифилиса, авантюризма, наследственной глухоты, страха, самоубийства, курения, памяти. Множество ученых в разных странах ведут кропотливую и настойчивую работу по выявлению гена гениальности. Сегодня наука склоняется к тому, что какого-то одного-единственного гена, ответственного за рождение моцартов и рафаэлей, нет, а есть комбинация целого ряда генов и генетических программ. Много вопросов возникает в связи с весьма сложным механизмом непосредственной передачи гениальности — ведь все хорошо знают остроумное высказывание: «на детях гениев природа отдыхает». Большинство ученых полагает, что появление гения есть результат генетической и биологической работы многих поколений.

    2. Теория гениальности глазами истории: эта наука, утверждает, что своим творчеством гений отвечает на общественный запрос. Успешная реализация творческой программы гения и осуществление его миссии зависит от того резонанса, который встречают его идеи и открытия в обществе. Если резонанс есть, гений получает всемирное признание, нередко уже при жизни. Но если резонанс отсутствует, а гений не только по своему общему развитию (что и так очевидно), но и по своим идеям далеко опередил среду, тогда общество отвергает его, подвергает остракизму, осмеянию и, в лучшем случае, забвению. Причина, по которой один из гениев успевает получить признание при жизни, а другой обречен на лишения и забвение, остается в исторической науке до конца не раскрытой.

    3. Психологическая теория гениальности исходит из его уникальной неповторимой природы. В. Шмаков считал, что главным признаком гениальности можно смело считать неповторимую оригинальность, самобытность, не выводимую ни из каких прежних открытий и достижений. Способности, качества и свойства гения, сочетания его интеллектуальных и нравственно-психологических черт образуют тот сплав качеств, который наилучшим образом подходит для выполнения высокой миссии гения. Это же касается и психофизиологии гения. Исследовательница природы гениальности Е.Е. Лапценок пишет на эту тему следующее:

    «Если мы обратимся теперь к решению вопроса — в чем именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании биографий и наблюдений, сделаем вывод, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной чувствительности первого. Дикарь или идиот малочувствителен к физическим страданиям, страсти их немногочисленны, из ощущений же воспринимаются ими лишь те, которые непосредственно касаются их в смысле удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальном человеке, являясь источником страданий и славы. Эти избранные натуры намного более чувствительны, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, хотя это только бинарные и кватернарные комбинации ощущений».

    Гениальных поэтов сравнивали с эолотой арфой. Блок, говоря о поэте подобного типа и уровня, видел его задачу в том, чтобы слушать голос мира, а потом преобразовывать творческий хаос вселенной в поэтический космос.

    4. Природа гениальности согласно эзотерическим учениям. Феномен гениальности имеет Божественное Начало, которое в гении нашло идеальный проводник для своего выражения. Вот что писал об этом Лафатер:

    «Кто замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода, тот обладает гением, если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений. Отличительный признак гения и всех дел его есть появление; как небесное видение не приходит, а является, не уходит, а исчезает, так и творения и деяния гения. Не выученное, не заимствованное, неподражаемое, Божественное — есть гений, вдохновение есть гений, называется гением у всех народов, во все времена и будет называться, пока люди мыслят, чувствуют и говорят».

    Эзотеризм утверждает, что гениальный человек — существо не от мира сего, независимо от того, рукоплещет ли ему мир в данный момент или, наоборот, освистывает его. Поэтому самое страшное преступление — это предать собственную миссию.

    Отсюда очевиден вывод: искусственно создать гениев невозможно, ибо его родина — небо, Высший Мир, с велением которого он соотносится прежде всего. Попытки вырастить гения с помощью специальных усилий или даже прекрасного воспитания обречены на провал — вместо гениев они порождают злодеев. Это касается даже тех парадоксальных случаев, когда в качестве воспитателей выступают сами гении или выдающиеся таланты. Вспомним, что Нерона воспитал Сенека, а Александра Македонского — Аристотель.

    Однако создать благоприятные условия для прихода гения вполне по силам человеческим. Для этого народ должен проникнуться волной творчества, как это, например, было в Италии в эпоху Возрождения. Будем надеяться, что и России все-таки суждено свое возрождение, а значит, и новые гении, ибо и прежде гениев у нее было немало.

    5. Гениальность с точки зрения психологии. Психологи, так же, как и биологи говорят, что гениальность- это понятие врожденное. Однако они утверждают, что большую роль в пробуждении гениальности играет среда, оказывающая влияние на человека и помогающая пробуждению выдающихся способностей человека. Неблагоприятная среда либо гасит способности человека еще в детстве, либо если это не удалось, создает крайне неблагоприятный фон, который способен преждевременно свести гения в могилу. Потому решающую роль в появлении гения в нашей жизни и его творческой реализации играют волевые качества самого человека. Не зря сказал кто-то очень мудрый: «Гений это на 99% терпение, и только 1% вдохновение».

    источник

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    s30866075385.mirtesen.ru

    Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии

    Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.

    Способности и их виды

    Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

    Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

    Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

    • музыкальный слух;
    • высокая чувствительность к цветоразличению;
    • большой объем легких;
    • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

    Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

    Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

    Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

    Одаренность и ее роль в жизни человека

    В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

    В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

    • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
    • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
    • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
    • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
    • высокий уровень логического мышления;
    • развитое образное мышление и воображение;
    • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

    Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

    Талант как природный дар и уровень способностей

    Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

    Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

    • музыкальный слух;
    • чувствительность зрительного анализатора;
    • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
    • скорость психических реакций и т. д.

    Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

    То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

    Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

    А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

    Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

    Что такое гениальность

    Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

    Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

    Высший уровень способностей человека

    Для гения характерно:

    • необычное восприятие окружающего;
    • нестандартное мышление;
    • высочайший уровень креативности.

    Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

    Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

    Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

    Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

    • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
    • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
    • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
    • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
    • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

    Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

    Может, все же патология?

    Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.

    Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?

    Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

    • Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
    • Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» — резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
    • В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
    • Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.

    Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

    Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

    Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?

    psychologist.tips

    Гений и гениальность — Психологос

    Гениальность (от лат. genius — дух) — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения. Гений — человек, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

    Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости талантов. Результат получился однозначный — по количеству гениев всех времён и народов февраль является безусловным лидером.
    Средний возраст родителей гениальных детей — мать 27, отец 38 лет.

    Фильм «Сергей Савельев. О воспитании детей»

    По мнению Бориса Акунина​, есть три разных вида таланта, три вида гениальности: гений «гормональный», гений мастерства и гений возрастного угасания. Он пишет: «Очень часто яркий расцвет креативности совпадает с физиологическим расцветом. Такой талант можно назвать «гормональным». Это цветок пышный и красивый. То, на что не хватает ума или вкуса, художник запросто добирает чутьем, энергетикой, «химией», обаянием (бывает, что и отрицательным). Но в пожилом возрасте гормоны буйствовать перестают, верхнее чутье ослабевает, и остаются только технические навыки, которые, конечно, не пропьешь, однако от них и не захмелеешь. И выясняется, что вчерашний кумир неумен, нравственно несимпатичен, скучно тиражирует былые находки или же пускается в эксперименты, за которыми тягостно наблюдать. «Гормональный» гений очень похож на ослепительную красавицу, вся прелесть которой заключается во внешности и секс-магии. Старушки этого сорта часто являют собой депрессивную картину и, когда используют средства, которые когда-то безошибочно срабатывали, выходит только хуже. Для того, чтобы талантливый художник сохранил свою силу, необходимо, чтобы она опиралась не только на тестостерон, но еще на разум и сердце. Такой режиссер снимет свой лучший фильм и на седьмом десятке, как Ингмар Бергман, и даже на восьмом, как Акира Куросава. А если почувствует, что устал, то вовремя остановится, поскольку хватит ума и такта».

    А также: «Кроме гениальности «гормональной», каким-то не вполне понятным образом связанной с физиологическим расцветом, есть и гениальность противоположного вектора, связанная с возрастным угасанием. И этот вид талантливости, пожалуй, интереснее и оптимистичнее остальных. Бывает, что человек по-настоящему раскрывается в ту пору жизни, когда принято ставить на себе крест или, во всяком случае, подводить итоги. О будущем задумываться поздно, разве что, как говорится, приглядеть участок посуше.

    Вот вам в качестве примера две судьбы. Первая — хрестоматийная, история «полковника Сандерса». Он беспримесный, злокачественный лузер. Рано осиротел, школу не закончил, с тринадцати лет зарабатывал на жизнь, еле перебивался. С огромным трудом заочно выучился на адвоката, но с треском вылетел из профессии после того, как прямо в зале суда поколотил собственного клиента. Ни на одной работе долго не удерживался. Несколько раз пытался создать бизнес и всё время прогорал. Единственное, что у него хорошо получалось — жарить цыплят. Сандерс изобрел новый способ их приготовления, открыл придорожный ресторанчик и даже начал сводить концы с концами, но судьба, казалось, решила доклевать бедолагу. Неподалеку проложили новую трассу, весь трафик перетек туда, и заведение разорилось.

    Сандерсу к этому времени стукнуло уже шестьдесят пять. По-хорошему, ему полагалось бы признать свою жизнь окончательно незадавшейся и начать готовиться к переходу в мир более справедливый, нежели этот. Вместо этого старый неудачник придумал превратить свой метод «цыплятожарения» во франшизу и начал продавать ее по всей Америке. Так зародилась сеть «Кентаки фрайд чикен» — один из самых популярных фастфудов в мире. Дедушка стал очень богатым, пожил в свое удовольствие еще немало лет и ушел победителем, а напоследок учредил благотворительный фонд — это лучшая память, какую может оставить по себе богатый человек.

    Вторая история — про американскую художницу, которую обычно называют «Бабуся Мозес» (Grandma Moses). Она родилась в 1860 году и прожила тяжелую, малорадостную жизнь. Была женой батрака, родила десять детей, половина которых умерли в младенчестве. В 67 лет овдовела. Интересное началось еще десять лет спустя, когда старая старушка из-за артрита лишилась возможности вышивать и решила писать картины. Собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки. Рисовать ее никто никогда не учил. Она вообще никакого образования кроме начального не имела. Поэтому малевала, как Бог на душу положит. А Он положил — не поскупился. Бабуся Мозес создала более тысячи полотен. Прославилась и разбогатела. Прожила сто один год. Сейчас считается классиком «наивного искусства». Ее работы висят в почтенных музеях, даже в Белом Доме.

    Недавно мне подарили книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья» — так она вся состоит из подобных реальных историй: про наших с вами современников, настоящая жизнь которых началась только в старости. Там я прочитал про русскую бабушку, вдруг обнаружившую в себе способности к айкидо, про американского дедушку, в 78 лет ставшего фокусником, и еще много всякого позитива.

    Давайте же никогда, ни в каком возрасте и физическом состоянии, не хоронить себя раньше смерти, не говорить, что всё позади и что остается лишь кое-как дожить, доскрипеть. Давайте внимательно смотреть вокруг и внутрь себя. Очень возможно, что самые интересные открытия, как внешние, так и внутренние, жизнь приберегает на десерт.


    Личностные качества великих людей, однако, не всегда образец для подражания. А.П. Чехов, по отзывам современников, был бабником и обожал публичные дома. В общем, «сора» было достаточно: «неважный врач, не слишком верный друг, почти ницшеанец и декадент, бросал все свое окружение в качестве прототипов в печку своих рассказов. Многие узнавали себя и обижались».

    Гениальность, к сожалению, никак не связана с качествами порядочности человека. Когда А.С. Пушкин писал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», это красивое педагогическое внушение, но не научный факт. С другой стороны, если человек, выдающийся по способностям, будет вызывать у большинства окружающих негативные чувства, люди его способности принизят и к гениям его причислять не будут. Замечено: чаще причисляют к гениям тех выдающихся людей, которые имели создавать сокруг себя круг друзей и почитателей, которые, собственно, и начинали транслировать мнение о гениальности имярек.

    Любопытно, Иммануил Кант в принципе был домоседом и не самым общительным человеком, но его известности как философа очень способствовали еженедельные приемы, которые он устраивал для образованной знати своего города. Аналогично, Борис Пастернак регулярно собирал в Переделкино веселые и вкусные застолья для большого круга писательской братии. Не у одного Пастернака было много отличных стихов, но общественное мнение подняло именно его. Дружить — полезно!

    www.psychologos.ru

    Гениальность — это… Что такое Гениальность?

    Гениа́льность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта.

    Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

    Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

    Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал.

    Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазного индивидуализма, достигшей кульминации в период романтизма.

    В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. Так, например, в большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности[источник не указан 315 дней].

    Примечания

    Исследования

    Ссылки

    dic.academic.ru

    ГЕНИАЛЬНОСТЬ — это… Что такое ГЕНИАЛЬНОСТЬ?

            наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определ. историч. контексте жизни человеч. общества.         В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (её психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологич. т. :)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить к.-л. общие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказались неудовлетворительными; сам творч. процесс гения также принципиально не отличается с психологич. т. зр. от творч. процесса других одарённых людей.         историч. воззрения на природу Г. и её оценка связаны с общим пониманием творч. процесса (см. Творчество). Так, от античности идёт взгляд на Г. как род иррационального вдохновения (Платон, неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). В 18 в. складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, которое у Щефтсбери становится одним из осн. :>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). По Канту, гений — это «…прирожденные задатки души…, через которые природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер раскрывает природу Г. через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как способности к непредвзятому постижению мира.         В 19—20 вв. получают развитие психологич. (в том числе психиатрия.), социальнопсихологич., а также социо-логич. исследования различных аспектов Г. и творчества.

            Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Zilsel E., Die Entstehung des Geniebegriffes, Tub., 1926; Lange-Eichbaum W., Kurt h W., Genie, Irrsinn und Ruhm, Munch.— Basel, 1967· (лит.).

    Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *