Гештальт фигура фон: Несколько слов о «фигуре и фоне», Гештальт Терапия – Гештальт Клуб

Гештальт-терапия. Статьи по психологии

Оказание психологической помощи

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10   E-mail: [email protected]      г. Москва

Статьи по психологии 
Логинова О.И.   

Гештальт-терапия

Среди влияний, укорачивающих жизнь,
Преимущественное место занимают страх, печаль,
Уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть.
                                                                    Х.Гуфеланд


Исследования в области гештальт-психологии были связаны с именами Г.

К. фон Эренфейса, М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Келера. Эренфейсу принадлежит термин «Гештальт» и его определение.

Гештальт – это психическая целостность. Это завершенная ситуация, дело.

К. Коффк делал акцент на отношениях организма с окружающей средой, что в последствии стало основой терапевтических взглядов Ф. Перлза. Фриц Перлз (Perls) (1893 -1970 г.г.) был первым, кто применил принципы гештальт-психологиии (фигура-фон процесс) для терапии.

Любое поле восприятия разделяется на фон и фигуру: ветка на фоне неба, фигура знакомого человека на фоне многих незнакомых и т.п. Фигуре свойственно структура и завершенность.

Гештальт-терапевты интересуются фоном и фигурой, а также их взаимоотношениями, например, поведением человека (фигура) и его контекстом (фон). Исследователями в области гештальттерапии было доказано, что воспринимаемый образ  объекта не является объективным, а зависит от потребностей субъекта.

По мнению Р. Воллена потребности снабжают энергией поведение человека. Индивид только тогда выполняет необходимое действие, когда ему нужно удовлетворить соответствующие потребности.

«Фигура и фон» используются в гештальттерапии как метафора, проясняющая отношения организма с потребностями, возможность удовлетворения которых находится в окружающей среде. Здоровый организм может иметь много потребностей в одно и тоже время. Эти потребности распределены по важности.

Гештальт устроен таким образом, что только одна фигура, один предмет может выйти на передний план – поэтому, в основном, мы думаем о чем-то одном, потому что если разрядки требуют противоположные желания или разные фигуры, то нас охватывает смятение.

 

Ваза Рубина

На развитие теории гештальтерапии большое значение оказала работа Эдгара Рубина  «Визуально воспринимаемые фигуры» (1915) о соотношении фигуры и фона.

Он дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, она лучше запоминается, а фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры. С точки зрения Рубина, фигура — воспринимается как предмет, а фон — как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон.

Эдгар Рубин создал классическое изображение обращающихся фигур (Ваза Рубина, которая воспринимается либо как ваза, либо как два лица, изображенных в профиль. Она названа по имени Е. Рубина, который исследовал такие реверсивные фигуры.

 

Человек способен видеть только одну сторону предъявленного (и действительно сложного) изображения. Примером этому может быть изображение «Парадоксальная теща», в которой люди обычно видят либо молодую женщину, либо старуху, либо крайне редко и то и другое.

Доминантная потребность «здесь и теперь» становится «фигурой», направляет восприятие (сенсорную активность) по определенному пути в поисках возможностей удовлетворения, которые находятся в среде (фоне), выводя организм из равновесия.

Если потребность удовлетворяется, она уходит в фон. Гештальт завершается и достигается состояние равновесия.

Любое нарушение равновесия воспринимается как потребность восстановить равновесие.

Далее приходит новая неотложная потребность, следующая по важности, которая берет верх и управляет всеми действиями.

Организм таким, образом, саморегулируется, а неразрывный поток последовательных циклов возникновения и удовлетворения потребностей определяет в гештальттерапии состояние здоровья индивидуума. Смена «фигуры» и «фона» – это основа изменений в жизни.

Между фигурой и фоном находится контур или граница. Контур (граница) принадлежит и «фигуре» и «фону», именно в этом месте происходит соприкосновение индивидуума и среды. Именно на этой контактной границе, по словам Перлза, имеют место психологические события. Невроз рассматривается как нарушение контактной границы, когда индивидуум не способен находить и поддерживать баланс между собой и остальным миром.

У здорового человека граница подвижна: возможен контакт со средой и его аннулирование или отход от среды. Ритм контакта и отхода является ритмом жизнедеятельности организма. Ключом к нему выступает иерархия потребностей. В здоровом организме процесс формирования и удаление гештальта течет плавно.

Если гештальт остается незавершенным, другими словами «незавершенные дела»  (ситуация), то блокированная энергия переходит в тревогу. Тревога чаще всего проявляется тогда, когда индивидуум остановил настоящее для воображаемого путешествия в фантазии или будущее.

Она блокирует осознавание того, что реально происходит внутри индивидуума. У невротика ритм контакта и отхода искажен. Такой человек не в состоянии осознать доминирующую потребность или установить адекватные отношения со средой для удовлетворения этой потребности. Невротик не способен жить в настоящем, т.к. несет незавершенные ситуации из прошлого, которые привлекают его внимание. В таких случаях клиента просят сфокусироваться на осознании непосредственно получаемого опыта в «здесь и теперь». Фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как его часть. В таком случае клиенту предлагается проиграть их, прожить их вновь, чтобы завершить ситуацию. Для этого часто используют технику «горячего стула».

Обида

Примером одной из незавершенных ситуаций по мнению Перлза является

обида. Если Вы обижены, значит вы застряли, вы не можете шагнуть вперед и выразить свой гнев, чтобы изменить мир и получить удовлетворение, и вы не можете забыть о том, что Вас беспокоит. Обида – это психологический эквивалент до боли сжатой челюсти. Сжатый рот не может ни выплюнуть, ни откусить, ни прожевать – он ничего не может сделать. Если вы обижены, вы не можете отпустить и забыть, не можете позволить этому инциденту или человеку отойти на задний план, и вы не можете активно за это взяться. За каждой обидой стоит требование. Нужно только это требование вынести наружу. Перлз рекомендовал в случае обиды на определенного человека, заменить слово «обида» на слово «ценю».

«Видите ли, — пишет Перлз,  если бы вы не ценили этого человека, вы бы не застряли из-за него, вы могли бы просто забыть о нем.»  Если вы чувствуете обиду, вы должны ее выразить. Невыраженная обида часто воспринимается как чувство вины или превращается в него. Всякий раз, когда вы чувствуете вину, выясните, на что вы обижены, и выразите это, ясно выразите свои требования до конца.»

Джеймс Холлис в своей книге «Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых потрясений» пишет, что «значительная часть чувства, которое мы называем виной, является защитой против возрастания страха; это побочная реакция на переживания тревоги, с которой чувство вины в тот момент сливается настолько, что перестает от нее отличаться. » «Мнимая вина может появиться из опасений вызвать у других людей обиду, ревность, ярость и целую совокупность других эмоций… Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе. Вина как защита от глубокого страха не позволяет человеку быть самим собой. Она отражает не поддающиеся измерению ранних ограничений. И она дает человеку шанс вновь обрести инициативу. В моменты, когда человек ощущает вину, его следует побудить задать себе вопрос: «От чего я защищаюсь?» Как правило, объяснение человека сводится к страху, что реализация принятого им решения кого-то сделает несчастным. Оказаться во власти мнимого чувства вины — значит все еще быть привязанным к своему детству. В таком случае человеку вполне достаточно проработать сопутствующий страх, чтобы достичь взрослости.

У всех индивидуумов есть потребность испытывать чувство завершенности, и склонность к незаконченным действиям.

Если взрослый человек не смог нормально усвоить детский опыт, незавершенные переживания могут стать причиной его проблем во взрослом возрасте. В случае завершения ситуации, человек может испытать чувство удовлетворения и жить дальше.

В гештальттерапии проводится анализ ситуации в настоящем или принципу «здесь и сейчас». Способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в настоящий момент является условием формирования и завершения гештальта.

Перлз писал, что «Нет другой реальности кроме настоящего. Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило». Прошлое и будущее неразрывно связаны с настоящим. Сейчас – это настоящее, что вы осознаете, тот момент, когда вы содержите в себе так называемые воспоминания и так называемые ожидания. Не важно, вспоминаете вы или ожидаете, в любом случае вы делаете это сейчас. Сейчас – это не шкала, а точка неизвестности, это нулевая точка, это ничто, вот что такое сейчас.

Прошлое есть прошлое. И, однако, — сейчас в нашей жизни, мы несем многое из прошлого с собой. Но это мы несем с собой из прошлого лишь до тех пор, пока у нас есть незаконченные ситуации.

 

Библиография

1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 768 с.

2. Ковалев С.В. НЛП-консалтинг: введение в человеческое благополучие. Учебное пособие. — М.: Профит Стайл, 2010.-2010. — 272 с.

3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика – СПб.: Речь, 2005. – 560 с.

4. Перлз Ф. Гештальт–семинары – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. — 352 с.

5. Холлис Джеймс. Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых потрясений. — М.: Когито-Центр,  2008. — 192 с.

6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.  www.en.wikipedia.org/wiki/Rubin_vase

  

    © ЛОГИНОВА О.И. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ», 2005-2022.
     ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
      допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
      Гиперссылка на сайт www.olga2901L.narod.ru обязательна.                     

     

   

 

 

 

 

Понятие фигуры и фона в гештальт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Понятие фигуры и фона в гештальт – терапии

 

 

 

 

 

 

 

М. В. Канунникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения гештальт – терапии…………………….5

1.1. Основные теоретические положения гештальта………………………………..5

1.2.Понятие фигуры и фона в гештальт– терапии…………………………………..8

Глава 2. Описание и анализ собственной практической пробы……………………11

2.1. Анализ проведенной практической работы…………………………………….11

Библиографический список……………………………………………………………13

Приложение ……………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гештальт-терапия представляет собой феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Фридериком (Фрицем) Перлзом и Лорой Перлз в сороковых годах нашего столетия. Гештальт-терапия в большей степени сосредотачивается на самом процессе (на том, что происходит),  а не на его содержании (на том, что обсуждается). Внимание, прежде всего, уделяется тому, что делает, мыслит и переживает человек в данный момент, а не тому, что было, может, могло или должно произойти[3].

Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследованиях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изучением того, как мы создаем многозначное, выразительное целое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемоедеревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то большим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, можно понять, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта» [6].

Другой пример, человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета, и даже не лица и тела по отдельности; он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон. Выбор определенного элемента среди других определяется многими факторами, совокупность которых может быть объединена общим термином интерес. Пока длится определенный интерес, все целое представляется осмысленно организованным. Лишь если интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным и комната распадается на множество несвязанных объектов.Предположим, что комната, о которой идет речь, — гостиная во время вечеринки. Большая часть гостей уже пришла, остальные постепенно собираются. Входит хронический алкоголик, жаждущий выпивки. Для него другие гости, а также стулья, диван, картины на стенах — все это несущественно, это фон. Он направляется к бару; из всех объектов в комнате именно бар является для него фигурой[5].

Входит другая гостья; она — художница, и хозяйка квартиры недавно купила ее картину. Ее прежде всего интересует, где и как висит эта картина; ее она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать люди в комнате, она направляется к своей картине как стремящийся домой голубь.

А вот молодой человек, который пришел на вечеринку, чтобы встретиться со своей нынешней подружкой. Он оглядывает собравшихся, разыскивая ее, и, когда находит, она становится для него фигурой, а все остальное — фоном.

Для гостя, который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты. Когда он участвует в разговоре в определенном кружке гостей, этот кружок и этот разговор являются для него фигурой. Когда он, постояв, чувствует себя уставшим и хочет сесть, фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интереса меняется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя. Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.

Но вот приходит новый гость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у него здесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остается неорганизованной и бессмысленной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечет его внимание и интерес.

На этом примере можно рассмотреть и определить понятия фигуры и фона.

Цель работы: осуществить анализ научной литературы по основным положениям гештальт – терапии, рассмотреть понятие фигуры и фона в гештальт – терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения гештальт – терапии

1.1. Основные теоретические положения гештальта

Гештальт — терапия возникла в начале 1950-х годов в результате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальтпсихолога Лауры Перлз и их сотрудников в Нью-Йорке и Калифорнии. В 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З. Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований [1].

Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Акцент ставится на осознавании актуального жизненного опыта «здесь и теперь» (что, конечно же, не исключает обращения к прошлому жизненному опыту) и полностью восстанавливает в своих правах эмоции и телесные ощущения, которые все еще часто запрещаются нашей культурой, столь жестко регламентирующей выражение не только гнева, грусти и тревоги… но и нежности, любви и радости [1].

То, что происходит в настоящий момент — это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.

Гештальт — терапия — это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

Гештальт — целостный подход к человеческому существу, одновременно охватывающий егосенсорную, аффективную, интеллектуальную, духовную составляющие и способствующий осуществлению «глобального переживания, при котором тело смоглобы заговорить, а слово — воплотиться» (Анн Розье) [1]. Речь идет не о понимании, анализе или интерпретации событий, поступков или чувств, а, скорее,  о поощрении глобальногоосознавания того, каким образом мы функционируем: как протекают процессы нашего приспособления к окружающей среде; как мы интегрируем актуальный опыт; как проявляются наши избегания, наши механизмы защиты или сопротивления.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях [2, 3].

·         Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо.

Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

·         Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт,

структурное целое, которое называют полем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду.

·         Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется

принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

·         Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в

безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Контакт — это явление, которое мы осознаем не больше, чем земное притяжение, когда ходим или стоим. Когда мы чем-то занимаемся, то осознаем, что говорим, видим и слышим. Но едва ли в этот момент мы будем задумываться о том, что упражняемся в общении. Его обеспечивают наши сенсорные и моторные функции, но при этом важно помнить, что так же, как целое больше, чем просто сумма частей, контакт больше, чем сумма всевозможных входящих в него функций. Наличие зрения и слуха еще не гарантируют хорошего контакта, важнее, как видеть или слышать. Более того, контакт определяет взаимодействие как с одушевленными, так и с неодушевленными предметами. Видеть дерево и рассвет, слышать шум водопада или горное эхо — это тоже контакт. Контакт может быть и с воспоминаниями или образами будущего, которые чувствуешь сильно и ярко.

·         Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии

называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

·         Осознание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и

окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

·         Здесь и теперь — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда

происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

·         Ответственность — способность отвечать на происходящее и выбирать свои

реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

·         Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что

терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение [3].

Главная цель гештальт-терапии — достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых[1].

В результате гештальт-терапии человек приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

В наши дни Гештальт практикуется в самых широких контекстах и с самыми разными целями: индивидуальной терапии, терапии пар, семейной терапии, групповой терапии и в группах личностного роста, а кроме того — в учреждениях (школах, учреждениях для детей с задержками развития, в психиатрических больницах и т.д.), а также в торговле и на промышленных предприятиях [1].

Гештальт — терапия обращена не только к лицам, страдающим от физических, психосоматических или психических расстройств, подходящих под категорию патологических, но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, траур, депрессия, безработица, чувство неэффективности или бессилия). Иначе говоря, гештальт открыт всем людям (или организациям),стремящимся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти от просто существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия.

Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении. Он выявляет наши процессы блокировки или обрывы в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей, снимает маски с наших избеганий, страхов, запретов и иллюзий.

Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения, навязчивому стремлению «узнать почему» он предпочитает мобилизующее на изменение «почувствовать как» [1].

Гештальт-терапия оригинальным образом сочетает и интегрирует в себе множество различных, как вербальных, так и невербальных, техник: пробуждение сенсорики, работа с энергией, дыханием, телом или голосом, выражение эмоций, работа со сновидениями и воображением (wakingdreams), психодрама, креативность (рисунок, лепка, музыка, танец и т.д.)/

 

1.2. Понятие фигуры и фона в гештальт — терапии

 Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это ФИГУРА. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это ФОН. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [4]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенныхгештальтов может привести к неврозу [5].

Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать (завершить) ее.

В целом Гештальт психологи выделяли следующие отличия фигуры от фона:

1.       Фигура целостна, а фон аморфен, не дифференцирован, лишён структуры. Фон всегда менее оформлен и структурирован, чем фигура.

2.       Фигура является центром субъективного опыта.

3.       Фигура перцептивно ярче, чем фон, более интенсивна по сенсорным качествам.

4.       Контур у фигуры и у фона один и тот же, феноменально же контур всегда принадлежит фигуре и поэтому она представляется несколько ближе, чем фон. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют.

5.       Фигура более константна, чем фон, она сохраняет свои свойства, а фон нет. Структура реакций на данный стимульный комплекс сохраняется в памяти, то есть если мы однажды восприняли что-либо как фигур, то мы имеем тенденцию воспринимать это как фигуру и при последующих предъявленьях. При изменении освещенности фигура оказывает большее сопротивление изменению цвета, чем фона.

Отношение фигуры и фона можно продемонстрировать на следующих примерах. Все из нас сталкивались с так называемыми двусторонними или реверсивными  фигурами, которые могут рассматриваться двумя способами с одинаковой вероятностью. Когда один  из рисунков рассматривается, как фигура другой превращается в фон. Например, следующую фигуру можно видеть либо как свечу, либо как два лица в профиле, которые смотрят друг на друга. Но какой бы способ рассмотрения такой фигуры вы не выбрали, контур — всегда часть фигуры, но не фона [4].

Рис. 1 Реверсивная фигура «Профиль-свеча»

Другой пример такой фигуры показывают кролика смотрящего в право или утку смотрящую влево.

Рис. 2 Реверсивная фигура «Утка-кролик»

Очень интересна следующая реверсивная фигура, которая показывает либо старуху в профиле, либо девушку, которая почти что отвернулась.

Рис. 3 Реверсивная фигура «Девушка-старуха»

 

Глава 2. Описание и анализ собственной практической пробы

2. 1. Анализ проведенной практической работы

Цель практической работы: анализ  процесса осознания и переживания в процессе создания творческой работы и её обсуждения.

Практическую работу выполнял мужчина 38 лет (Приложение А).

На подготовительном этапе работы было разъяснено содержание работы и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении. Очень важно, что работы проводилась на добровольной основе, что и привело к созданию «безопасного» пространства.

Мужчине предлагалось нарисовать, что он чувствует в данный момент времени, какие эмоции он переживает.

Так как в гештальте свойственно внимательное отношение к телу, во время рисования я наблюдала за позой, дыханием, взглядом молодого человека. Мужчина был спокоен на протяжение все работы.

Следующий этап работы заключался в активизации «диалога» с мужчиной посредством использования разных видов вербальной обратной связи, в обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями.

 

— Как вы себя чувствовали, когда рисовали картину?

Мужчина (М): Мне было спокойно, комфортно.

— Какую эмоцию Вы нарисовали?

М: Я нарисовал лес, осенний лес.

— С чем ассоциируется у вас елочка и деревья?

М: С осенним настроением.

— Почему елочка нарисована посередине?

М: Она главная.

— Расскажите о деревьях.

М: Два дерева, которые тянутся вверх.

Во время разговора с мужчиной, я невольно заметила, что анализирую свои собственные переживания. Для меня данный рисунок показывает упорядоченность в жизни. Рисунок симметричен и предметы практически одинаковы по форме, я понимаю, что в жизни все системно, четко. Елочка, нарисованная в виде треугольников направленных острием вверх, ассоциируется с человеком, у которого четкие цели, он всегда двигается вперед. Два дерева разные на мой взгляд.  Дерево, ветви которого устремленные вверх – вспыльчивость, авантюризм, четкость. Дерево с опущенными ветвями –нежелание что-то изменить в жизни.

— Какое чувство вы переживали, когда рисовали линию внизу?

М: Это почва, которая дает жизнь. И еще ростки травы, как зарождение чего-то нового.

Невольно и я понимаю, что ассоциирую эту линию с некой устойчивостью и определенностью в жизни.

— Что вы чувствовали, когда рисовали облака?

М: Небольшую тревогу, как будто сейчас пойдет дождь.

— Дождь все-таки пошел?

М: Нет, выглянуло солнце.

Для меня облака, тем более такие, вызывают чувство тревожности, как будто сейчас что-то должно произойти.

— Что вы хотели сказать, когда рисовали красные круги?

М: Мне захотелось их нарисовать, хотя он совершенно не подходят. Хотелось разбавить картину чем – то необычным.

— Что вы чувствуете, кода завершили свою картину?

М: Мне хорошо, даже весело. Получилось здорово.

Когда я смотрю на этот рисунок, я улыбаюсь. Рисунок можно назвать «детским», озорным, непосредственным,эмоциональным.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.                   Гингер С., Гингер А. Гештальт—терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной —СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.

2.                  Жан-Мари Робин Ж.-М. Гештальт – терапия. Пер. И.Я.Розенталь — М.: МГИ, 1998 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2009

3.                  Йонтеф Г. Гештальт-терапия: Введение / Перевод: Александра Моховикова. – М.: Московский Гештальт Институт, 2002, 63с.

4.                  Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html

5.                  Фриц Перлз. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии.

6.                  Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ  Техники гештальт – терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с англ.ред. Г.П.Бутенко.—М.: Психотерапия, 2009. -176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Рисунок участника практической работы

Отношения фигуры и фона (различение элементов по восприятию предмета и фона)

5 ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ в цифровом маркетинге…

Пожалуйста, включите JavaScript наше внимание к определенной части информации усиливалось другой информацией, окружающей ее.

Точно так же мы сталкивались с ситуациями, когда нас отвлекала и смущала шумная и раздражающая подача информации.

В этом разделе мы рассмотрим, как привлечь внимание зрителя, представляя необходимую информацию таким образом, чтобы его окружение усиливало ее с помощью психологии фигуры и фона.

Отношение фигура-фон Определение

Отношение фигура-фон — один из гештальт-принципов восприятия. Это предполагает, что любые узоры или элементы всегда отличаются нашим восприятием фигуры и фона . Фигура является основным элементом дизайна . Земля — это что угодно, кроме основного фокуса, например фона .

Когда веб-сайты размещают рекламу на странице и она отображается, они делают ее элементом рисунка. Он может охватывать весь веб-сайт или располагаться так, чтобы его не упускали из виду наши глаза. Здесь большинство веб-сайтов станут основными.

Точно так же, когда ютуберы включают фоновую музыку во время разговора или комментирования, их разговор является элементом фигуры. Музыка является основным элементом, придающим ощущение спокойствия их видео.

Как видно из вышеприведенных примеров, соотношение фигура-фон может быть представлено как визуальным, так и слуховым методом.

Характеристики элементов фигуры и фона

Важно различать элементы фигуры и фона. Знание того, что делает их фигурой или фоном, помогает нам устранить путаницу между ними.

Элементы фигуры и земли

Элементы фигуры имеют правильные размеры и четко определенную форму. Наземные элементы обычно не имеют определенной формы.

На изображении выше мы можем проследить сложенные друг на друга камни, тогда как фон размыт и не имеет определенной формы.

Расположение элементов ниже в дизайне заставляет пользователей воспринимать элемент как элемент фигуры. Позиционирование элементов выше в дизайне заставляет пользователей воспринимать элемент как наземный элемент.

Возьмем, к примеру, фотографию городского пейзажа. Основное внимание мы уделяем городу. Поместив точку интереса в нижнюю часть, здания станут нашей фигурой, а небо — нашей землей.

Фото Алека Кукса на Unsplash

Допустим, мы хотим, чтобы улицы были в центре нашего внимания. Затем мы втягивали нижние улицы в кадр, а здания перемещали в верхнюю часть. Это приведет к тому, что небо выйдет из кадра.

Теперь наше внимание сосредоточено на улицах со статуей в центре, а здания воспринимаются как земля. Мы можем видеть это на обрезанном изображении ниже:

Когда элементы расположены ближе к пользователям, они обычно воспринимаются как элемент фигуры. Когда элементы расположены так, чтобы смотреть далеко для пользователей, это обычно воспринимается как элемент земли.

На изображении ниже у нас есть много вещей на раме. Но мы можем различать, какой объект является фокусом композиции.

Фото Майкла Хирша на Unsplash

Здесь камень, расположенный ближе к нам, является фигурой. Остальные объекты в композиции считаются наземными.

Важность отношений :

Когда отношения четкие и стабильные, нашим основным чертам уделяется больше внимания.

Поскольку наш элемент фигуры будет нашей главной особенностью, стабильная взаимосвязь сделает наш элемент фигуры более заметным.

Элементы рисунка запоминаются с большей вероятностью.

Больше внимания к нашим основным функциям означает, что людям будет легче запомнить, что они использовали или читали позже.
Например, на фотографиях фокус запоминается гораздо чаще, чем фон.

Если отношения нестабильны, наша точка фокусировки становится сомнительной.

Если мы не будем четко различать элементы фигуры и фона, люди не будут знать, на что они должны смотреть. Это означало бы, что наша основная цель не будет признана пользователями.

Если отношения нестабильны, наш продукт может быть неправильно интерпретирован.

Когда люди не знают точно, что такое наш элемент фигуры, они интерпретируют наши продукты так, как считают нужным. Это может быть истолковано так, как мы предполагали, а может и нет. Но велика вероятность неверного толкования. Это может привести к тому, что наземный элемент получит больше внимания.

Подводя итоги

  • Элементы рисунка являются основным элементом дизайна, а элементы фона являются вспомогательным фоном дизайна.
  • Нам нужно четко различать элементы фигуры и фона, чтобы люди могли уделять больше внимания нашим основным чертам.
  • Если это не будет четко представлено пользователям, возникнет путаница, и люди будут ошибаться в отношении основного назначения наших продуктов.

Дополнительная литература

  • Гештальт-принцип: общая судьба (использование скоординированного движения в дизайне для связывания отношений)
  • Гештальт-принцип: Близость (ассоциирование родства через размещение)
  • Правило третей: что это такое и как его использовать?

Фигура/фон

 

Объяснения > Восприятие > Теория гештальта > Фигура/фон

Описание | Пример | Обсуждение | Ну и что?

 

Описание

Когда мы смотрим на что-то, мы выделяем передний план, или фигуру , и фон, или заземление . Передний план обычно является основным объектом, на котором мы будем затем сфокусироваться, в то время как фон обычно игнорируется.

Области, которые выделяются, с большей вероятностью будут рассматриваться как фигура на переднем плане. Этот включает те, где:

  • Глаз более чувствителен к цвету (красный, оранжевый)
  • Есть насыщенные, яркие цвета
  • Высокий контраст между передним планом и фоном (например, Черное на белом).
  • Низкий контраст между участками переднего плана.
  • Вокруг него контрастный контур, отделяющий его от фон
  • Передний план меньше фона, который его окружает.

Области, которые отступают, скорее всего, будут фоном,

  • Цвета, менее чувствительные для глаза (синий, фиолетовый)
  • Ненасыщенные, бледные или пастельные цвета
  • Большая область вокруг вероятного переднего плана

Пример

На картинке ниже красный прямоугольник, вероятно, находится на переднем плане, потому что:

  • Красный является преобладающим цветом
  • Красный сильно контрастирует с бледно-голубым, окружающим
  • .
  • Черный контур дополнительно помогает отделить красный прямоугольник от фона
  • Он находится «внутри» большей области синего фона.

 

 

Обратите внимание, что если снаружи была дополнительная красная область синего цвета, можно утверждать, что фигура представляет собой синюю карту с дыркой в это.

Обсуждение

Разбираясь в том, что мы видим, мы ищем объекты которые мы можем различать и называть, и таким образом взаимодействовать с ними. Для этого мы начните искать полную границу, которая окружает фигуру. Тем не менее, имея сделано это только делит изображение на две части — окруженный элемент и остальные изображения. Затем мы должны решить, что является объектом (или рисунок ) на что мы должны обратить наибольшее внимание.

Часто выбрать фигурку несложно, но не всегда. Изменение выбор «фигуры» переднего плана и «земли» фона изменяет то, что вы видите. На картинке ниже, если фигурки белые, то вы видите вазу. Но если фигура черная, то вы видите две головы, обращенные друг к другу. Ряд оптических иллюзии основаны на этой иллюзии. где фигура и фон «переворачиваются» назад и вперед.

 

 

Сложность заключается в том, что любая сцена может содержать множество фигур и несколько оснований. Внимание сначала будет обращено на основную фигуру, которая выделяется наиболее (крупнее, ярче и т. д.).

Размер элемента влияет на то, будет ли он отображаться как рисунок или земля. Во многих случаях меньший предмет становится фигурой. На изображениях ниже A выглядит как черный крест на белом фоне, в то время как B вполне может показаться быть белый крест на черном фоне.

 

 

Фигуры могут стать основанием, если в них есть предметы. цифры. Например, если в поле есть здание, оно вполне может быть фигура для привлечения внимания. Тем не менее, если на здании есть уведомление, уведомление затем может стать фигурой, понижающей здание до уровня земли.

При идентификации фигуры, если рядом есть похожие фигуры, они также будут рассматриваться как цифры. Это свойство известно как «окружение». Это происходит потому, что идентификация фигуры обязательно включает в себя идентификацию земля. Затем земля выбрасывает любые другие формы в виде фигур на передний план. На приведенной ниже диаграмме, когда буква А обозначена как фигура, буква Е становится фоном. Б, Следовательно, C и D отображаются как цифры (в чем-то похожие на A помогают этот).

 

 

Этот принцип можно применить и к другим чувствам. Например, когда звук выделяется на фоне «шума», то это фактически ‘фигура’.

При создании визуальных изображений для показа убедитесь, что зрители легко различать фигуры, где вы хотите, чтобы они обратили внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *