Гиперактивные дети их психологическая характеристика: Кто такие гиперактивные дети? | Профилактика депрессий у детей | Профилактика депрессий | Тематические страницы

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, что такое диагноз СДВГ невролога у детей, симптомы и лечение

 

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.  СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

 


Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

 

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

04.Апр.2022

Прежде всего, как отличить гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики.
Наталья Сабанова медицинский психолог Нижневартовской окружной клинической детской больницы: «Первое – это нарушение внимания. То есть ребенок невнимательный, не может сосредоточиться на какой-то деятельности, легко отвлекается, даже на ничтожные стимулы, у него нарушается планирование деятельности. Иногда ребенок производит впечатление, как будто он не слышит обращенную речь, хотя при этом слух у него сохранный. Вторая группа симптомов – это гиперактивность. Ребенок будет двигательно активным, не может усидеть на месте, даже тогда, когда это необходимо. Он будет проявлять двигательную активность и в школе и дома и в детском саду. Третья группа симптомов – это импульсивность, когда ребенок влезает в разговоры, не умеет ждать обещанного, у него превалируют импульсивные движения в общении».

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с сдвг составляет только 10%. Почему ребенок гиперактивный? Причин такого расстройства много. «Например, американские психологи считают, что это генетическое заболевание, передается по наследству. Наши специалисты уже тоже начали склоняться к этому, но все же многие авторы считают, что сдвг является следствием минимальной мозговой дисфункции, может возникнуть из-за проблем со здоровьем мамы во время беременности. После рождения, если были какие-то травмы головного мозга или перенесенные инфекционные заболевания».

Диагностировать сдвг может только врач. Диагноз ставится на основании результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалография, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Низкие способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему ребенку поставили такой диагноз, не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

 Что делать родителям гиперактивного ребенка? «В первую очередь акцент в лечении делается на психолого-педагогической коррекции. То есть это помощь психолога-педагога и создание определенного климата в семье. Родители должны быть последовательны в воспитании и проявлять некую твердость, то есть это «твердая любовь» так скажем. Ребенку нельзя чрезмерно разрешать все и в тоже время нельзя постоянно наказывать и одергивать, что часто случается, так как ребенок с гиперактивностью вызывает осуждение у окружающих людей и это накладывает определённый отпечаток на взаимоотношения родителей с ребенком. Мама с папой должны поддерживать положительное отношение к ребенку, потому что ребенок с синдромом дефицита внимания более чувствителен к похвале, чем к наказанию, то есть он со временем может вообще просто не реагировать на наказания».

Также необходимо использовать такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, то есть, когда работают правая рука и левая нога, это стимулирует межполушарные взаимодействия, улучшает процессы внимания и ребенок становится более последовательным в своем поведении. Соблюдать режим, ребенок с гиперактивностью кажется очень деятельным, а на самом деле он может находиться в процессе перевозбуждения работы головного мозга. Поэтому обязательно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте спал в тихий час или, хотя бы лежал, если он не может спать.

«Внимательно следите за поведением ребенка. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии. Если случилась истерика нужно постараться его успокоить, просто взять и крепко обнять. Внутреннее состояние родителя передается ребенку, поэтому, если мама понимает причины заболевания и не раздражается внутренне, то это тоже будет успокаивать».

Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи. Не формулируйте приказы – озвучивайте предложения и подключайте выдумку. Лучше сказать – выйди на дорожку, чем не бегай по траве. Обосновывайте свои запреты. Например: если ребенок не хочет уходить с площадки, скажите: Я хотела почитать тебе перед сном интересную сказку, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать. Контролируйте время, ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактиваности плохо контролирует временные рамки, если он чем, то увлечен, может заниматься этим долго, и забудет про остальные дела.

«Постепенно с возрастом вводить обязанности по дому это тоже будет организовывать его волевые процессы, играть с ребенком в игры, которые будут снимать эмоциональное напряжение. Особенно, если это дошкольник, то у него ведущая деятельность игровая, через игру можно через негативных персонажей выразить свои отрицательные чувства. Важна атмосфера в семье, если родители вместе проводят досуг, смотрят мультфильмы, читают книги, это тоже будет воспитывать эмоционально-волевую сферу ребёнка. Хорошо использовать систему поощрений, например, если ты себя хорошо вел в садике, получаешь солнышко, накопление 5 солнышек, получаешь какой-то приз, дети с сдвг это очень любят».

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 6 уроков подряд по 40 минут для них – непосильная задача. 15, максимум 20 минут – и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

Процесс академического обучения очень сильно затрудняется, то есть это может быть нарушение чтения, письма, счета, в сочетании с сдвг. Ребёнок с сдвг хочет заниматься только тем, что ему нравится, играть, собирать конструктор и в этих видах деятельности он может быть очень усидчив. Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это – в ваших руках!

БУ «Нижневартовская окружная клиническая детская больница»

Что вам нужно знать

Вы замечали, что вашему ребенку или подростку трудно концентрировать внимание? Часто ли они передвигаются в то время, когда не должны, действуют импульсивно или перебивают других? Если такие проблемы продолжаются и, кажется, влияют на повседневную жизнь вашего ребенка, у него может быть синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).

СДВГ может повлиять на социальные отношения и успеваемость детей и подростков в школе, но существуют эффективные методы лечения симптомов СДВГ. Узнайте о СДВГ, о том, как его диагностировать и как найти поддержку.

Что такое СДВГ?

СДВГ — это нарушение развития, связанное с постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью.

Симптомы СДВГ могут мешать повседневной деятельности и отношениям. СДВГ начинается в детстве и может продолжаться в подростковом возрасте и в зрелом возрасте.

Каковы симптомы СДВГ?

Люди с СДВГ постоянно испытывают следующие типы симптомов:

  • Невнимательность — трудности с концентрацией внимания
  • Гиперактивность — слишком много энергии или слишком много движения и разговоров
  • Импульсивность — действия без размышлений или трудности с самоконтролем

У некоторых людей с СДВГ в основном наблюдаются симптомы невнимательности. Другие в основном имеют симптомы гиперактивности-импульсивности. У некоторых людей наблюдаются оба типа симптомов.

Признаки невнимательности могут включать:

  • Невнимательность к деталям или допущение кажущихся небрежными ошибок в школьных заданиях или во время других занятий
  • Трудно удерживать внимание во время игры и заданий, включая разговоры, тесты или длительные задания
  • Проблемы со слухом при непосредственном разговоре
  • Трудно следовать инструкциям или закончить школьную работу или работу по дому, или приступить к выполнению задач, но теряет фокус и легко отвлекается
  • Трудности с организацией задач и действий, таких как последовательное выполнение задач, хранение материалов и вещей в порядке, управление временем и соблюдение сроков
  • Избегание задач, требующих постоянного умственного напряжения, таких как домашнее задание
  • Потеря вещей, необходимых для работы или деятельности, таких как школьные принадлежности, книги, очки и мобильные телефоны
  • Легко отвлекаться на посторонние мысли или стимулы
  • Забывчивость во время повседневной деятельности, такой как работа по дому, поручения и соблюдение встреч

Признаки гиперактивности и импульсивности могут включать:

  • Нервничать и извиваться в сидячем положении
  • Вставать и двигаться, когда ожидается, что вы будете сидеть, например, в классе
  • Бегать, метаться или карабкаться в неподходящее время или, в подростковом возрасте, часто чувствовать беспокойство
  • Неспособность спокойно играть или заниматься хобби
  • Нахождение в постоянном движении или на ходу и/или действие, как если бы его приводил в движение двигатель
  • Чрезмерно болтать
  • Отвечать на вопросы до того, как они будут заданы полностью, или заканчивать предложения других людей
  • Трудно дождаться своей очереди, например, стоя в очереди
  • Прерывание или вторжение в других, например, в разговорах, играх или действиях

Как диагностируется СДВГ у детей и подростков?

Для постановки диагноза СДВГ симптомы должны присутствовать в возрасте до 12 лет. Детям до 16 лет диагностируют СДВГ, если они имеют по крайней мере шесть стойких симптомов невнимательности и/или шесть стойких симптомов гиперактивности-импульсивности в течение не менее 6 месяцев. Симптомы должны присутствовать в двух или более местах (например, дома или в школе, у друзей или родственников) и мешать качеству социального или школьного функционирования.

Родители, которые подозревают, что у их ребенка может быть СДВГ, должны поговорить со своим лечащим врачом. Поставщики первичной медико-санитарной помощи иногда диагностируют и лечат СДВГ. Они также могут направить людей к специалисту в области психического здоровья, например к психиатру или клиническому психологу, который может провести тщательную оценку и поставить диагноз СДВГ. Стресс, нарушения сна, тревога, депрессия и другие физические состояния или болезни могут вызывать симптомы, сходные с симптомами СДВГ. Поэтому необходимо тщательное обследование для определения причины симптомов.

Во время обследования поставщик медицинских услуг или специалист в области психического здоровья может:

  • Проверить психическое здоровье ребенка и историю болезни.
  • Попросите разрешения поговорить с членами семьи, учителями и другими взрослыми, которые хорошо знают ребенка и видят его в разных условиях, чтобы узнать о поведении ребенка и его опыте дома и в школе.
  • Используйте стандартные шкалы оценки поведения или контрольные списки симптомов СДВГ, чтобы определить, соответствует ли ребенок или подросток критериям диагноза СДВГ.
  • Проведите психологические тесты, проверяющие рабочую память, исполнительные функции (такие способности, как планирование и принятие решений), визуальные и пространственные навыки или навыки рассуждения. Такие тесты могут помочь выявить психологические или когнитивные сильные стороны и проблемы, а также выявить или исключить возможные трудности в обучении.

Одинаково ли выглядит СДВГ у всех детей и подростков?

Симптомы СДВГ могут меняться со временем по мере того, как ребенок растет и переходит в предподростковый и подростковый возраст. У маленьких детей с СДВГ гиперактивность и импульсивность являются наиболее распространенными симптомами. По мере роста академических и социальных требований симптомы невнимательности становятся более заметными и начинают мешать успеваемости и отношениям со сверстниками. В подростковом возрасте гиперактивность часто становится менее выраженной и может проявляться в виде беспокойства или беспокойства. Симптомы невнимательности и импульсивности обычно сохраняются и могут вызвать ухудшение академических, организационных и личных проблем. Подростки с СДВГ также более склонны к импульсивному, рискованному поведению, включая употребление психоактивных веществ и небезопасную сексуальную активность.

Невнимательность, беспокойство и импульсивность сохраняются во взрослом возрасте у многих людей с СДВГ, но в некоторых случаях они могут стать менее серьезными и менее разрушительными с течением времени.

Что вызывает СДВГ?

Исследователи не уверены, что вызывает СДВГ, хотя многие исследования предполагают, что большую роль играют гены. Как и многие другие расстройства, СДВГ, вероятно, является результатом комбинации факторов. Помимо генетики, исследователи изучают возможные факторы окружающей среды, которые могут повысить риск развития СДВГ, и изучают, как травмы головного мозга, питание и социальная среда могут играть роль в развитии СДВГ.

Каковы методы лечения СДВГ у детей и подростков?

Хотя лекарства от СДВГ не существует, доступные в настоящее время методы лечения могут помочь уменьшить симптомы и улучшить функционирование. СДВГ обычно лечат лекарствами, образованием или обучением, терапией или комбинацией методов лечения.

Лекарства

Стимуляторы являются наиболее распространенным типом лекарств, используемых для лечения СДВГ. Исследования показывают, что эти лекарства могут быть очень эффективными. Как и все лекарства, они могут иметь побочные эффекты и требуют, чтобы лечащий врач следил за тем, как они реагируют на лекарство. Также доступны нестимулирующие препараты. Поставщики медицинских услуг могут иногда назначать антидепрессанты для лечения детей с СДВГ, хотя Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) не одобрило эти лекарства специально для лечения СДВГ. Иногда человек должен попробовать несколько разных лекарств или дозировок, прежде чем найти то, что ему подходит.

Для получения общей информации о стимуляторах и других лекарствах, используемых для лечения психических расстройств, см. веб-страницу NIMH «Лекарства для душевного здоровья». На веб-сайте FDA есть последние одобрения лекарств, предупреждения и информационные руководства для пациентов.

Психотерапия и психосоциальные вмешательства

Было показано, что несколько психосоциальных вмешательств помогают детям и их семьям справиться с симптомами и улучшить повседневное функционирование.

  • Поведенческая терапия стремится помочь человеку изменить свое поведение. Это может включать в себя практическую помощь, такую ​​как помощь в организации заданий или выполнении школьных заданий, обучение социальным навыкам или контроль за собственным поведением и получение похвалы или вознаграждения за желаемое действие.
  • Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку лучше осознавать проблемы с вниманием и концентрацией и работать над навыками для улучшения концентрации.
  • Семейная и супружеская терапия может помочь членам семьи научиться справляться с деструктивным поведением, поощрять изменения в поведении и улучшать взаимодействие с детьми.

Все виды терапии для детей и подростков с СДВГ требуют активной роли родителей. Психотерапия, включающая только индивидуальные сеансы лечения с ребенком (без участия родителей), неэффективна для управления симптомами и поведением СДВГ. Этот тип лечения, скорее всего, будет эффективен для лечения симптомов тревоги или депрессии, которые могут возникать вместе с СДВГ.

Для получения общей информации о психотерапии, используемой для лечения психических расстройств, см. веб-страницу NIMH Psychotherapies.

Обучение и поддержка родителей

Специалисты по психическому здоровью могут рассказать родителям ребенка с СДВГ о расстройстве и о том, как оно влияет на семью. Они также могут помочь родителям и детям развить новые навыки, взгляды и способы общения друг с другом. Примеры включают обучение навыкам воспитания детей, методы управления стрессом для родителей и группы поддержки, которые помогают родителям и семьям общаться с другими людьми, у которых есть схожие проблемы.

Школьные программы

Детям и подросткам с СДВГ обычно помогают поведенческие вмешательства в классе и/или академические приспособления. Вмешательства могут включать планы управления поведением или обучение организационным или учебным навыкам. Приспособления могут включать преимущественное размещение в классе, снижение учебной нагрузки или увеличение времени на тестах и ​​экзаменах. Школа может предоставить приспособления в соответствии с так называемым планом 504 или, для детей, которые имеют право на услуги специального образования, через индивидуальный план обучения (IEP).

Чтобы узнать больше об услугах специального образования и Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), посетите веб-сайт IDEA Министерства образования США.

Дополнительные подходы к охране здоровья

В отличие от специфической психотерапии и медикаментозного лечения, которые, как научно доказано, улучшают симптомы СДВГ, дополнительные подходы к лечению СДВГ, такие как натуральные продукты, не квалифицируются как научно обоснованные вмешательства. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Национального центра комплементарного и интегративного здоровья.

Как мне найти помощь для моего ребенка?

Администрация по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) предоставляет «Локатор услуг по лечению поведенческих заболеваний» — онлайн-инструмент для поиска служб психического здоровья и программ лечения в вашем штате. Для получения дополнительных ресурсов посетите веб-страницу NIMH «Помощь при психических заболеваниях» или см. информационный бюллетень NIMH «Дети и психическое здоровье».

Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о причинении себе вреда, позвоните по номеру 9.0025 Национальная линия помощи при предотвращении самоубийств , бесплатный номер 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение по номеру Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом Lifeline на веб-сайте National Suicide Prevention Lifeline.

Как я могу помочь своему ребенку дома?

Терапия и лекарства являются наиболее эффективными методами лечения СДВГ. В дополнение к этим методам лечения другие стратегии могут помочь справиться с симптомами. Поощряйте ребенка:

  • Регулярно делайте физические упражнения, особенно когда они кажутся гиперактивными или беспокойными.
  • Регулярно питайтесь здоровой пищей.
  • Выспитесь.
  • Придерживайтесь режима.
  • Используйте органайзеры для домашних заданий и блокнотов, чтобы записывать задания и напоминания.
  • Принимайте лекарства в соответствии с указаниями.

Кроме того, вы можете помочь своему ребенку или подростку, будучи ясными и последовательными, предоставляя правила, которые они могут понять и которым они будут следовать. Кроме того, имейте в виду, что дети с СДВГ часто получают и ожидают критики. Вы можете следить за хорошим поведением, хвалить его и вознаграждать за соблюдение правил.

Что я должен знать об участии моего ребенка в клинических исследованиях?

Клинические испытания — это научные исследования, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основной целью клинического испытания является получение новых научных знаний, чтобы другие могли получить более качественную помощь в будущем.

Исследователи из NIMH и по всей стране проводят множество исследований с пациентами и здоровыми добровольцами. Клинические испытания для детей разрабатываются с учетом того, что дети и взрослые по-разному физически и психически реагируют на лекарства и методы лечения. Поговорите со своим лечащим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они для вашего ребенка. Для получения дополнительной информации посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.

Где я могу найти дополнительную информацию о СДВГ?

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) — ведущее национальное агентство по укреплению здоровья, профилактике и обеспечению готовности. На веб-сайте CDC вы можете найти информацию о симптомах СДВГ, диагностике и вариантах лечения, а также дополнительные ресурсы для семей и поставщиков медицинских услуг.

Репринты

Эта публикация является общественным достоянием и может быть воспроизведена или скопирована без разрешения NIMH. Цитирование NIMH в качестве источника приветствуется. Чтобы узнать больше об использовании публикаций NIMH, обратитесь к рекомендациям NIMH по переизданию.

Для получения дополнительной информации

MedlinePlus (Национальная медицинская библиотека) (на испанском языке)
ClinicalTrials.gov (на испанском языке)

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ США
Национальные институты здравоохранения
Публикация NIH № 21-MH-8159
Пересмотрено в 2021 г.

Роль темперамента и личности в проблемном поведении детей с СДВГ

. 2011 фев; 39 (2): 277-91.

дои: 10.1007/s10802-010-9459-1.

Сара С.В. Де Пау 1 , Иван Мервильде

принадлежность

  • 1 Кафедра психологии развития, личности и социальной психологии, Гентский университет, Гент, Бельгия. [email protected]
  • PMID: 20862537
  • DOI: 10.1007/s10802-010-9459-1

Сара С.В. Де Пау и др. J Abnorm Child Psychol. 2011 Февраль

. 2011 фев; 39 (2): 277-91.

doi: 10.1007/s10802-010-9459-1.

Авторы

Сара С. В. Де Пау 1 , Иван Мервильде

принадлежность

  • 1 Кафедра психологии развития, личности и социальной психологии, Гентский университет, Гент, Бельгия. [email protected]
  • PMID: 20862537
  • DOI: 10.1007/с10802-010-9459-1

Абстрактный

В этом исследовании описываются темперамент, личность и проблемное поведение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в возрасте от 6 до 14 лет. Он нацелен на различия между выборкой с СДВГ (N = 54; 43 мальчика) и выборкой из большого сообщества (N = 465; 393 мальчика) в средних значениях и отклонениях, психометрических свойствах и ковариации между чертами и проблемами интернализации и экстернализации. Родители оценивали своих детей по моделям темперамента Басса и Пломина и Ротбарта, пятифакторной модели личности, ориентированной на ребенка, а также по проблемному поведению. По сравнению с контрольной группой, дети с СДВГ имели отчетливый профиль черт, демонстрирующий более низкие средние значения по Упорному контролю, Добросовестности, Доброжелательности и Эмоциональной стабильности, более высокие средние значения по Эмоциональности, Активности и Негативному аффекту, но одинаковые уровни Настойчивости, Застенчивости и Экстраверсии. . Поразительное сходство дисперсии, достоверности и, в частности, ковариации между признаками и переменными дезадаптации подтверждает гипотезу о спектре и предполагает, что сопоставимые процессы регулируют проблемное поведение у детей с СДВГ и без него.

Похожие статьи

  • [Исследование темперамента и личности у детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)].

    Бувар М., Сигель Л., Лоран А. Бувар М. и др. Энцефал. 2012 окт; 38 (5): 418-25. doi: 10.1016/j.encep.2012.01.004. Epub 2012 26 мая. Энцефал. 2012. PMID: 23062456 Французский.

  • Детский СДВГ и черты личности/темперамента реактивного и требующего усилий контроля, устойчивости и эмоциональности.

    Мартель М.М., Нигг Дж.Т. Мартель М.М. и др. J Детская психологическая психиатрия. 2006 ноябрь;47(11):1175-83. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01629.x. J Детская психологическая психиатрия. 2006. PMID: 17076757

  • Развитие СДВГ в дошкольном возрасте: тестирование модели темперамента двойного пути.

    Кернер Аух Кернер Дж., Густ Н., Петерманн Ф. Кернер Аух Кернер Дж. и др. Приложение «Нейропсихология ребенка». 2018 г., октябрь-декабрь; 7(4):366-373. дои: 10.1080/21622965.2017.1347509. Epub 2017 14 июля. Приложение «Нейропсихология ребенка». 2018. PMID: 28707986

  • Синдром дефицита темперамента и гиперактивности: развитие модели множественных путей.

    Нигг Дж.Т., Голдсмит Х.Х., Сачек Дж. Нигг Дж.Т. и др. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004 март; 33(1):42-53. doi: 10.1207/S15374424JCCP3301_5. J Clin Child Adolesc Psychol. 2004. PMID: 15028540 Обзор.

  • Эмоциональность и темперамент при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и без нее.

    Альберди-Парамо I, Пелаз-Антолин А. Альберди-Парамо I и др. Преподобный Нейрол. 2019 16 октября; 69 (8): 337-341. doi: 10.33588/rn.6908.2019032. Преподобный Нейрол. 2019. PMID: 31588988 Обзор. Испанский язык.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Индивидуальные различия в чувствительности к позитивной домашней обстановке среди детей «в группе риска» синдрома дефицита внимания/гиперактивности: обзор.

    Айнцигер Т., Бергер А. Эйнцигер Т. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2022 22 июля; 13:927411. doi: 10.3389/fpsyt.2022.927411. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35935437 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Дошкольный темперамент как фактор риска и защиты психопатологии позднего детства.

    Паулюс Ф.В., Мёлер Э., Фестаг Л., Йоас Дж. Паулюс Ф.В. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 1 июня; 13:803959. doi: 10.3389/fpsyt.2022.803959. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35722569 Бесплатная статья ЧВК.

  • Параметры темперамента и уровень пробуждающегося кортизола при синдроме дефицита внимания/гиперактивности.

    Карта А., Вайньери И., Роммель А.С., Зуддас А., Кунци Дж., Сотгиу С., Адамо Н. Карта А и др. Фронтовая психиатрия. 2022 25 апр; 13:803001. doi: 10.3389/fpsyt.2022.803001. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35546956 Бесплатная статья ЧВК.

  • Является ли темпераментная черта высокой настойчивости защитной для братьев и сестер? — Сравнительное исследовательское исследование здоровых братьев и сестер и пробандов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

    Чаухан Н., Шах Р., Падхи С., Малхотра С., Кохли А. Чаухан Н. и соавт. Индийская психиатрия. 2022 март-апрель;64(2):164-170. doi: 10.4103/indianjpsychiatry.indianjpsychiatry_399_21. Epub 2022 24 марта. Индийская психиатрия. 2022. PMID: 35494331 Бесплатная статья ЧВК.

  • Паттерны связи миндалевидного тела младенцев опосредуют влияние сильного опекуна на уменьшение улыбки младенцев: открытие и воспроизведение.

    Phillips ML, Schmithorst VJ, Banihashemi L, Taylor M, Samolyk A, Northrup JB, English GE, Versace A, Stiffler RS, Aslam HA, Bonar L, Panigrahy A, Hipwell AE. Филлипс М.Л. и соавт. Биол психиатрия. 2021 1 сентября; 90 (5): 342-352. doi: 10.1016/j.biopsych.2021.03.026. Epub 2021 26 марта. Биол психиатрия. 2021. PMID: 34130856 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. J Res Перс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *