Консультация для воспитателей. Тема: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? | Консультация по теме:
Гиперактивный ребенок
Многим мамам приходится с завистью смотреть на спокойных, сосредоточенных, серьезных малышей и их родителей: ведь они не знают, что такое ребенок, который не умеет ходить потому, что все время бегает и прыгает. Как правило, о том, что слишком подвижный, суетливый, возбудимый ребенок называется гиперактивным, родители знают. Но это диагноз или просто название?
Педиатрия как наука, изучающая здоровье детей – особой возрастной категории – сформировалась сравнительно недавно. Для взрослых исследователей стало откровением то, что детское поведение, особенности психики, речь обладают собственными законами. Тем не менее, даже в детской среде врачи выделили небольшую группу тех, кто отличается от большинства сверстников особенным поведением. Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное – и называли его ММД, минимальной мозговой дисфункцией, что говорило о минимальном расстройстве функций мозга. Гиперактивность, как самостоятельное заболевание выделили в 80-е годы, с тех пор оно появилось в Международной классификации болезни под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ. Вместо слова «дефицит» иногда употребляют «нарушение». Характеризуется это состояние, помимо чрезвычайной активности и импульсивности, невозможностью гиперактивного ребенка концентрировать и удержать внимание на каком-либо занятии, с проблемами запоминания и обучения. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации и стимулов из-за нарушения своих функций. СДВГ в настоящее время встречается у большого количества детей, от 2,2% до 18% по разным источникам, и заболевание это относят к серьезным социальным проблемам, так как оно мешает социальной адаптации таких детей. У мальчиков СДВГ встречается чаще, чем у девочек, в 4-5 раз, и дети с этим синдромом входят в группу риска по алкоголизму и наркомании.
Причины возникновения СДВГ различны. В его основе лежит функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга и лобных областей коры головного мозга. В результате этих нарушений разнообразные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы могут стать для ребенка избыточными, вызывают переутомление, беспокойство и раздражение. Передача предрасположенности к СДВГ может происходить и генетически. Неблагоприятное течение беременности и родов является ведущим фактором возникновения этого синдрома у детей примерно в 65% случаев. В развитие заболевания вносят свой немалый вклад напряженность отношений между родителями, частые конфликты, нетерпимость, излишняя строгость к детям в семье.
Как проявляется синдром дефицита внимания
Первые проявления этого заболевания иногда наблюдаются уже в первый год жизни. Малыши слишком чувствительны к обычным раздражителям — искусственному свету, домашним звукам, действиям мамы, связанным с уходом, — громко и часто плачут, страдают нарушениями сна: засыпают с трудом и мало спят, много бодрствуют, иногда отстают в двигательном и речевом развитии, отличаются инертностью, пассивностью. Кажется, что ребенок совершает слишком много лишних движений, они хаотичны и суетливы.
Но не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. В конце концов, упрямство и непослушание, так же как и несвоевременное «разгуливание» в кроватке, капризы и баловство – это варианты нормы, если только все это не переходит в систему.
Наслышанные о «кризисе двух лет», «кризисе трех лет» родители не обращают внимание на упрямство, строптивость, отрицание всего и вся – забывая или не зная, что с началом четвертого года жизни у ребенка активно должны развиваться внимание и память. А вот когда гиперактивный ребенок идет в детский сад и воспитатели жалуются на расторможенность, неуправляемость, неспособность ребенка усидеть на занятии и выполнить предъявляемые требования, — следует бить тревогу, поскольку центральная нервная система гиперактивного ребенка не способна справляться с новыми требованиями, и правилами, которые предъявляются ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. С началом систематических занятий подготовки к школе, то есть в возрасте 5-6 лет, критическом для созревания мозговых структур, происходит ухудшение течения заболевания. Избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.
Эмоциональное развитие малышей с синдромом дефицита внимания, как правило, запаздывает. Это можно увидеть в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке, нередко появляются нервные тики, навязчивые страхи и регулярные головные боли. Все эти проявления сопровождают и обуславливают низкую успеваемость таких детей в школе, хотя интеллект их может быть достаточно высокоразвитым. Адаптация в коллективе гиперактивным детям дается с трудом, поскольку из-за нетерпеливости и легкой возбудимости они часто конфликтуют как со сверстниками, так и со взрослыми. Гиперактивный ребенок с синдромом дефицита внимания в силу функций центральной нервной системы не способен предвидеть последствия своего поведения и не признает авторитетов. Не удивительно, что у таких детей часто проявляется асоциальное поведение, усугубляющееся в подростковом возрасте, характеризующимся импульсивностью в сочетании с агрессивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью не связан с каким-либо психическим расстройством и должен обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности: труд и игра, в гостях и дома и т.д. Поведение ребенка с СДВГ в течение длительного времени вызывает психологический дискомфорт и нарушает адаптацию в коллективе или новой среде. Проявляющиеся в течение минимум полугода ошибки в любом задании, невозможность сосредоточиться на деталях и выполнять любую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность, вслушиваться в обращенную речь; забывчивость, отказ от работы, требующей усидчивости, регулярная потеря предметов для учебы, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы – говорят о нарушении внимания. О гиперактивности и импульсивности ребенка говорят проявляющиеся в течение полугода суета и неспособность посидеть спокойно; невозможность играть в тихие игры; постоянные срывания с места, когда ребенок вскакивает со стула и начинает бегать по группе или классу; бесцельная беготня, ерзание, лазание в неподходящих для этого местах; неспособность дождаться своей очереди; выкрикивание ответа, не дождавшись вопроса. Большинство этих признаков должны проявляться в совокупности – тогда можно говорить о СДВГ, присутствующем у ребенка.
Диагностика и лечение СДВГ
В каком бы возрасте родители ни обнаружили у своих детей признаки нарушения внимания и гиперактивности, им нужно обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, потому что нередко под СДВГ скрываются более тяжелые заболевания. Диагноз ставится ребенку по результатам трех этапов обследования – объективного, то есть расспросов врача родителей о ребенке, наследственных и перенесенных заболеваниях, течении беременности и родов; психологического – то есть тестирования ребенка на выполнение определенных письменных и игровых заданий, и магнитно-резонансной томографии – нерентгенологического обследования мозга. Целесообразнее всего проходить такое обследование не ранее 5-6-летнего возраста, поскольку более младшим детям, во-первых, не проводят тестирование, а во-вторых, трудно объяснить, что во время компьютерного обследования мозга нужно лежать неподвижно.
Наиболее эффективным лечением СДВГ является комплексное, то есть включающее в себя как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В силу психологических особенностей гиперактивные дети невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Инструкции и указания этим детям нужно давать четко, ясно, кратко и наглядно. Прием пищи, сон, прогулки, физические нагрузки гиперактивного ребенка должны соответствовать строгому режиму, а избыточную энергию таким детям нужно расходовать в упражнениях, длительных прогулках, беге. Нужно помнить, что переутомление при выполнении задания приведет к усилению гиперактивности. Участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей, следует значительно ограничить. Желательно, чтобы друзья гиперактивного ребенка были уравновешенными и спокойными. Ругать гиперактивного ребенка очень вредно – в особых случаях его можно только критиковать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. «
СДВГ, к счастью, — не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима часть гиперактивных детей «перерастают» проявления заболевания уже к подростковому возрасту.
Гиперактивный ребенок. Что делать? – Детский сад и ребенок
Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими детьми: у них нет ни желания, ни времени это сделать, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается, и если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать могут подсказать опытные психологи.
Вот пример одной из распространенных ситуаций: ребенок дома ведет себя отлично, а в саду носится сломя голову и никого не слушается, срывает занятия.
Вопрос: Здравствуйте, у меня беда. Другого слова я уже подобрать не могу. Нашему сыну почти пять лет, мы ходим в детский сад с двух лет. За это время поменяли два сада. Воспитатели не могут с ним справиться. Он постоянно в возбуждённом состоянии, когда находится в коллективе: бегает, улыбается на занятиях, сидеть не хочет. Дневной сон — это вообще проблема. На замечания не реагирует или же психует.
Дома проблемы бывают, но не в таком количестве, нас он слушается. Где мы с ним только не были: и детский психолог, невропатолог (посетили четырех разных), психиатр. Все говорят: ребёнок с нормальным развитием, гиперактивный, достаточно контактный, проблемы страшной или угрозы не видят.
Мы посещаем бассейн два раза в неделю уже два года, ходим на танцы (на тренера реагирует, наказания выполняет). К нам приходит домой логопед два раза в неделю (говорит, что мальчик способный). С ней сидит по часу, даже не встает.
Как мы с ним ни беседуем (по-хорошему, по-плохому) — результата нет. Он мне каждое утро говорит: » Мама я знаю, баловаться нельзя, психовать тоже. Обещаю. Я тебя люблю, не переживай, всё в порядке».
На прошлой неделе нам сказали принести справку от психиатра, «может ли ребёнок посещать детское учреждение». Мол, у нас гиперактивный ребенок. Что делать?
Задыхаюсь от боли! У нас очень хорошая семья, с мужем почти десять лет вместе. Даже голос друг на друга не повышали , а тут… не можем помочь нашему ребёнку, жаль его. Все смотрят на него как на ненормального. Помогите, умоляю! Мария.
Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:
Мария, здравствуйте! Читая Ваше письмо, чувствуется боль, крик о помощи и огромное желание помочь сыну!
Мне очень хочется Вам помочь, хотя, признаюсь, очень сложно что-то порекомендовать не видя ребенка. В такой ситуации я могу дать только общие рекомендации.
Давайте смотреть, если в семье гиперактивный ребенок, что делать родителям.
Насколько я поняла, ваш сын активный, возбудимый. Скорее всего, это изменить Вы не сможете, так как это физиология, его особенность. Вам остается только ПРИНЯТЬ это и ПОМОЧЬ вашему ребенку адаптироваться к жизни. Это, пожалуй, самое основное: он себя так ведет не потому, что плохо воспитан, хочет кому-то навредить, а потому что ОН ТАКОЙ и ему самому очень сложно! Ведь вокруг все пытаются его усадить, заставить что-то делать, ругают, злятся на него, обижаются! И только Вы стараетесь понять его и помочь. А ему очень сложно! Ведь он заложник своей непоседливости. И ему очень нужна ваша помощь.
Поэтому:
1. Узнайте, есть ли рядом с вами государственные психологические центры, занимающиеся реабилитацией и коррекцией детей с особенностями развития.
При такой активности очень полезны специально организованные групповые коррекционные занятия, на которых ребенок учиться саморегуляции, правилам общения, умению самоконтроля и познанию себя и своих особенностей. А также оказывается помощь родителям. Если сами не найдете, напишите где вы находитесь, и мы постараемся узнать, есть ли рядом с вами подобные центры.
2. Что можете сделать Вы сами. Есть несколько правил организации жизни активных деток:
Так как вашему ребенку не хватает внутренней регуляции себя, Вам необходимо обеспечить ему внешнюю регуляцию, то есть Вы за него его регулируете. Как это выглядит:
- Простройте четкий режим дня и ежедневно соблюдайте его, причем вплоть до минут!
Каждый день, утром вывешивайте план дня и напоминайте ему: «Сейчас мы делаем…, потом…, а потом», и четко этому следуйте. Будьте для него внешними границами.
- Продумайте четкую систему поощрений за успехи, за четкое соблюдение плана.
Например, вовремя вышли в школу, обязательно отметьте это, скажите, как Вам приятно, что Вы вышли вовремя, какой у вас собранный сын. Можно делать какие-то маленькие подарки за каждый такой успех. Или придумать систему звездочек: за каждый успех – звездочка, 5 звездочек – вы покупаете вместе какую-нибудь игру, которая нравится вашему сыну и вечером 10 минут в нее играете. Или что-то другое. Не пожалейте времени, продумайте систему поощрений вашего сына. Это очень важно! Гиперактивные детки очень чувствительны к ласке, похвале и поощрениям. И НИКАКИХ НАКАЗАНИЙ! Они просто противопоказаны.
- Не допускайте никаких эмоциональных чрезмерностей.
Иногда кажется, что чем больше ребенок побегает, покричит на улице или в гостях, тем быстрее он успокоится. Но к гиперактивным детям это не относится. Их необходимо оберегать от эмоциональных встрясок и перегрузок. Это тоже четко надо регламентировать. Если чувствуете, что сын начинает перевозбуждаться – останавливайте: «Посиди со мной, подыши, давай поиграем во что-то спокойное». Иногда лучше просто уйти, если это не вызовет эмоциональную бурю.
Умеренность – вот, что надо помнить и соблюдать. Здесь можно провести параллель с больным горлом: если Вы знаете, что у вашего ребенка бывают частые ангины, то вы не разрешите ему есть мороженое, пить холодную воду. Ведь это ему противопоказано! Для вашего сына — то же самое с эмоциональными перегрузками.
- Для засыпания также продумайте четкий ритуал, который будет повторяться каждый день. Но он не должен быть очень долгим.
И еще очень полезно:
- Уменьшить рабочую нагрузку.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие инструкции.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Исключите мультфильмы и телевизор вообще, так как это является крайне сильным визуальным стимулятором, и головной мозг перевозбуждается, а тормозится ему сложно.
- Если есть возможность, заведите какого-нибудь домашнего питомца, лучше всего кошу или собаку. Когда ребенок гладит мягкую кошку, а она урчит – он также успокаивается.
Да, я понимаю, что выполнение всех этих рекомендаций требует от Вас титанических усилий, Вашей собранности, времени, терпения. Но вашему сыну сейчас это просто необходимо. Тем более, если сможете четко все простроить и соблюдать, то через несколько лет (к 9 годам), Вашему сыну и Вам будет гораздо проще. Проявления гиперактивности сойдут на нет.
И, конечно, подойдите к воспитателям, объясните, что у Вашего ребенка такие особенности и он требует индивидуального подхода, поделитесь с ними моими рекомендациями и выработайте вместе стратегию поведения. Думаю, они пойдут Вам на встречу.
Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, любовь и вера в своего ребенка! Постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Удачи!
полезных стратегий, как сделать СДВГ и детский сад более управляемыми — FastBraiin
СДВГ и детский сад могут показаться важной вехой во многих семьях. С маленькими детьми с СДВГ лечение симптомов в домашних условиях может быть довольно эффективным. Однако перспектива отправить ребенка в школу может вызвать новые опасения и тревоги.
В конце концов, детский сад знакомит вашего ребенка с совершенно новой средой. Для многих детей детский сад – это первое существенное время вдали от дома и родителей. Кроме того, детский сад обычно помещает ребенка в его первую отдельную социальную группу. Они оказываются в сообществе своих сверстников вдали от родителей. Мало того, они должны управлять этой новой социальной средой под руководством новой взрослой власти.
Со всей этой новой неизведанной территорией можно с уверенностью сказать, что СДВГ и детский сад могут представлять некоторые проблемы. К счастью, вам не нужно сталкиваться с этими проблемами в одиночку. Мы считаем, что, как и в большинстве случаев в жизни, вы можете помочь своему ребенку добиться успеха с первого дня в школе, просто спланировав и подготовившись.
В этом посте мы хотим поговорить о подготовке. Обретение успеха с СДВГ и детским садом включает в себя несколько уровней стратегий. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих уровней и то, как вам лучше всего добиться успеха в каждом из них.
Стратегии перед тем, как пойти в классПервый день в детском саду — это огромный шаг для большинства семей. Если у вашего ребенка, возможно, есть СДВГ, эта веха может значить значительно больше. Хотя подготовка в первый день важна, мы на самом деле верим, что успех начинается задолго до этого. Чтобы добиться успеха с СДВГ и детским садом, вам нужно сначала рассмотреть стратегии, прежде чем вы попадете в класс. Тщательное планирование и подготовка могут превратить захватывающий день в катастрофу. Давайте рассмотрим некоторые из ваших лучших стратегий до начала учебного года.
Начать разговор с учителем и администрациейМы уже говорили об этом ранее, общение с учителем вашего ребенка по поводу СДВГ абсолютно необходимо. Многие учителя, особенно в условиях растущей распространенности СДВГ, имеют определенную подготовку или опыт работы с СДВГ. Даже если они этого не сделают, скорее всего, у администрации школы есть ресурсы для управления СДВГ. Однако ничто из этого не принесет большой пользы, если ваш учитель не знает о СДВГ вашего ребенка.
Чтобы облегчить начало детского сада, заранее поговорите с воспитателем вашего ребенка. Поговорите с ними по телефону, но также назначьте личную встречу. В идеале в этой встрече должен участвовать и ваш ребенок, чтобы он мог встретиться со своим учителем.
Заранее поговорив с учителем и школой, вы можете вместе с ними выработать стратегию лечения симптомов. Обязательно расскажите учителю о некоторых проблемах, с которыми вы обычно сталкиваетесь дома, и о том, как вы с ними справляетесь.
Дополнительно спросите учителя о структуре учебного дня. Работайте вместе, чтобы заранее определить потенциальные проблемные области и пути их решения. Эти предварительные встречи могут не помочь решить все проблемы, но они, по крайней мере, предоставят некоторые ценные стратегии для начала.
Подумайте о сокращенной летней программе или лагереОдним из самых больших препятствий, когда речь идет о СДВГ и детском саду, является новая социальная среда. Многие дети с СДВГ с трудом приспосабливаются к социальным ситуациям. Это может вызвать стресс в классе детского сада и усугубить симптомы СДВГ.
Один из способов приспособиться к новой социальной среде — подготовить ребенка к краткому обзору того, каким может быть детский сад. Прекрасная возможность для этого – записать вашего ребенка на краткосрочную летнюю переходную программу. Во многих общинах и церквях есть короткие недельные лагеря, которые могут длиться всего несколько часов в день. Эти занятия могут дать вашему ребенку представление о том, каким может быть детский сад. В то же время ограниченные временные рамки могут уберечь их от перегрузки.
Вы должны изучить такие возможности летом, перед началом детского сада. Чтобы найти возможности, вы можете обратиться в местную библиотеку или общественный центр. Другими местами, где можно проверить, может быть местный веб-сайт или блог сообщества.
Стратегии в классеВ то время как вам необходимо предварительное планирование, чтобы добиться успеха, хорошее управление СДВГ и детским садом сводится к тому, как все работает в классе. Это означает, что теперь мы хотим обсудить некоторые стратегии в классе. Многие родители считают, что они не имеют права голоса в отношении стратегий в классе. В конце концов, учитель контролирует класс, а родители только забирают и отвозят своих детей. Хотя родитель не может присутствовать физически, вы, тем не менее, можете влиять и работать с учителем вашего ребенка, чтобы реализовать некоторые стратегии. Давайте поговорим о некоторых из них сейчас.
Работайте с учителем вашего ребенка, чтобы общаться с другими детьмиСтратегия первого класса для управления СДВГ и детского сада включает в себя общение вашего ребенка с другими детьми. Опять же, поскольку многие дети с СДВГ могут бороться с социальной средой, самое сложное здесь может быть в отношениях с другими детьми. В результате вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь в установлении связей.
Один из способов сделать это — просто поговорить с учителем вашего ребенка. Сообщите им, какие вещи могут быть интересны вашему ребенку. Спросите, может ли ваш ребенок сидеть с другими людьми со схожими интересами. Как только учитель вашего ребенка поймет некоторые трудности вашего ребенка с социальной средой, он может помочь установить связи с другими детьми.
Другим способом помочь с этими связями может быть общение с другими семьями за пределами класса. Попробуйте связаться с другими родителями. Узнайте, какие семьи могут жить поблизости и иметь общие интересы. Затем вы можете попросить продолжить общение и позволить детям лучше узнать друг друга. Внешние связи могут затем перейти в класс и помочь вашему ребенку лучше адаптироваться к другим детям.
Поговорите о возможностях непоседы или упражнений, чтобы помочь вашему ребенку высвободить энергиюДругим способом управления СДВГ и детского сада в классе может быть использование игрушек-непоседах. Многим детям трудно сосредоточиться, потому что они чувствуют потребность выплескивать энергию. Сидеть неподвижно в классе весь день просто заставляет их беспокоиться. В результате они много раз разыгрывают других учеников или мешают им.
Многие программы детского сада включают определенный уровень групповых упражнений. Тем не менее, вам следует поговорить с учителем вашего ребенка о предоставлении дополнительного времени для вашего ребенка. Кроме того, возможно, вы могли бы обсудить, разрешая вашему ребенку играть с маленькой ручкой. Если ваш ребенок начинает капризничать, поговорите со своим учителем о подходящих способах решения проблемы. Например, может быть, весь класс может встать и заняться чем-нибудь активным, что поможет решить проблему.
Стратегии для домаНаконец, для целостного решения проблемы СДВГ и детского сада вам также необходимы стратегии для дома. День вашего ребенка не заканчивается, когда он приходит домой из школы. Кроме того, все, что происходит в школе, может перекинуться на дом или наоборот. Имея это в виду, вы, как родитель, должны использовать свое время дома, чтобы школьный день прошел более гладко. Давайте обсудим несколько быстрых стратегий для дома, чтобы помочь с СДВГ и в детском саду.
Обсуждение нового опыта с вашим ребенкомПервая домашняя стратегия лечения СДВГ и детского сада включает в себя простой разговор с вашим ребенком. Вы должны спросить своего ребенка, как прошел его день. Что им понравилось? Что им не понравилось? Узнайте, встретили ли они кого-нибудь нового и завели ли они друзей. Спросите их о том, чего они не поняли или что было для них трудным.
Школьный опыт в детском саду совершенно новый для вашего ребенка, и сначала он может не понять многого. Как родитель, вы должны обсудить с ними некоторые из этих вещей. Рассказывая о том, что они пережили и как они к этому относились, вы поможете ребенку справиться со своими эмоциями. Это также помогает им понять свою новую социальную среду. Все это может помочь им лучше подготовиться к работе с различными аспектами среды детского сада.
Вовлекайте своего ребенка в распорядок дня и помогайте ему быть организованнымЧасто дети с СДВГ перегружаются и испытывают стресс, потому что не могут оставаться организованными. Кроме того, они забывают о том, что им нужно делать и когда. До того, как ваш ребенок пойдет в детский сад, это редко становится проблемой, особенно если вы всегда рядом, чтобы вернуть его в нужное русло. Однако, когда ваш ребенок идет в детский сад, ему нужно что-то еще, чтобы поддерживать его организованность.
Чтобы помочь справиться с СДВГ и посещением детского сада из дома, вам необходимо установить распорядок дня . Вы можете составить распорядок дня и разместить его там, где его сможет увидеть ваш ребенок. В этом расписании вы должны выделить части дня и указать, что ваш ребенок должен делать в каждом блоке. Утром и вечером поговорите с ребенком о расписании и о том, насколько хорошо он справился с днем.
Этот тип расписания обеспечивает необходимую структуру для детей с СДВГ. Границы распорядка дня служат дополнительным подспорьем в управлении симптомами. Усиление распорядка дома помогает облегчить переход вашего ребенка в детский сад в целом.
Сделать СДВГ и детский сад более управляемымиВ конце концов, что бы вы ни делали, для большинства людей СДВГ и детский сад все равно пугают. Для родителей переход в детский сад может быть ужасным. Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос, но в то же время вы хотите, чтобы ваш ребенок оставался ребенком. Поскольку у нас не может быть и того, и другого, мы все должны двигаться дальше и находить способы лучше справляться с новыми этапами жизни.
СДВГ и детский сад становятся управляемыми, если вы заранее подготовитесь и спланируете. Поскольку этот этап в жизни является важной вехой для детей, вам нужно подходить к нему со стратегиями во всех сферах жизни. Адаптация к детскому саду не начинается и не заканчивается в школе. В результате вам нужно подумать, как вы можете помочь в переходе дома до и после учебного года и дня.
Мы надеемся, что вы сможете использовать эти стратегии в качестве отправной точки для перехода вашей семьи. Переход в детский сад, вероятно, будет тяжелым. Однако внедрение стратегий все же может сделать его управляемым. Используйте эти советы и инструменты, чтобы помочь себе начать работу.
Дошкольники и СДВГ — CHADD
Загрузить информационный бюллетень
Иногда дошкольники могут испытывать трудности с концентрацией внимания, выполнением указаний и ожиданием своей очереди. Такое поведение может быть обычным и соответствовать возрасту или указывать на необходимость оценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Как родитель, вы можете задаться вопросом, есть ли у вашего дошкольника СДВГ или он просто буйный и ведет себя типично для своего возраста. Этот информационный бюллетень расскажет вам больше о СДВГ у дошкольников и о том, что делать, если вы беспокоитесь о своем ребенке.
Могут ли дошкольники иметь или иметь диагноз СДВГ
Да. Детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2010–2011 годов, приблизительно 194 000 дошкольников (в возрасте 2–5 лет) имели текущий диагноз СДВГ. Некоторые дети перерастают симптомы, а другие нет. Исследования показывают, что 3-летние дети с симптомами СДВГ гораздо чаще соответствуют диагностическим критериям СДВГ к 13 годам.
Как узнать, есть ли у моего дошкольника СДВГ
Дошкольники с СДВГ с большей вероятностью будут исключены из школы или детского сада из-за их деструктивного поведения.
Как родитель, вы захотите узнать, в какой степени поведение вашего ребенка соответствует ряду моделей поведения, типичных для детей того же возраста. Спросите себя: «По сравнению с другими дошкольниками того же возраста, куда падает поведение моего ребенка». Разговор с учителями вашего дошкольника и/или воспитателями может помочь вам узнать, какое поведение является обычным для маленьких детей и не связано с расстройством, а что вызывает более серьезную озабоченность.
Что включает в себя обследование моего дошкольника на СДВГ
Чтобы поставить диагноз СДВГ, у ребенка должно быть определенное количество симптомов в течение как минимум 6 месяцев, которые проявляются более чем в одной сфере жизни. Например, если поведение вашего ребенка дома может выглядеть как СДВГ, но у него нет такого поведения вне дома, может быть другое объяснение.
Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника СДВГ, вам следует поговорить со специалистом, обученным диагностике и лечению СДВГ, например, педиатром вашего ребенка, детским психиатром, психологом, клиническим социальным работником или другим квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Также важно проверить вашего ребенка на наличие других заболеваний, таких как проблемы со зрением, слухом или сном, потому что иногда симптомы похожи на СДВГ.Оценка дошкольников должна быть тщательной и соответствовать рекомендациям, изложенным Американской академией педиатрии (AAP) и Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP). В этих рекомендациях рекомендуется провести с вами подробный опрос, чтобы определить, как долго продолжаются симптомы, насколько они серьезны, как часто они возникают и в каких условиях. Вам и учителям вашего ребенка или воспитателям будет предложено заполнить анкеты с оценочными шкалами для оценки поведения вашего ребенка. Специалист по СДВГ проведет подробный обзор школьных и медицинских карт вашего дошкольника, поговорит с вашим ребенком и понаблюдает за ним напрямую, а также проверит наличие других заболеваний, которые могут быть у вашего ребенка наряду с СДВГ.
Каковы симптомы СДВГ у детей
Диагноз СДВГ ставится на основании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5). В руководстве перечислены три проявления СДВГ — невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный, а также симптомы для каждого из них.
Невнимательный
- Не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
- С трудом удерживает внимание
- Не слушает
- Пытается выполнить инструкции
- Проблемы с организацией
- Избегает или не любит задачи, требующие много размышлений
- Теряет вещи
- Легко отвлекается
- Забывчив в повседневной деятельности
Гиперактивный Импульсивный
- Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
- С трудом удерживает сидячее положение
- Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
- Трудно заниматься тихой деятельностью
- Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто их приводит в движение двигатель
- Чрезмерно болтает
- Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
- Трудности в ожидании или очереди
- Прерывает или вторгается в других
Комбинированный, невнимательный и гиперактивно-импульсивный
- Имеет симптомы из обоих вышеперечисленных списков
Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому с возрастом дети могут иметь разные проявления.
Каковы причины СДВГ
Исследования еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:
- курение матерью сигарет или употребление алкоголя во время беременности
- воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
- преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
- черепно-мозговая травма
Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.
Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:
- слишком много смотреть телевизор
- есть сахар
- семейный стресс (бедность, семейная травма)
Почему важно лечить СДВГ у моего дошкольника в раннем возрасте
Дошкольники с СДВГ чаще испытывают трудности в детском саду или школе, включая проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и повышенный риск травм. Ранняя диагностика важна, чтобы ваш ребенок мог получить необходимую помощь, чтобы свести к минимуму эти проблемы.
Даже для дошкольника, у которого могут быть некоторые симптомы, но нет СДВГ, в эти ранние годы происходит значительное развитие мозга. Это оптимальное время для того, чтобы дети научились позитивному поведению, а вы — для того, чтобы узнать, как эффективно помочь вашему ребенку учиться. Лучше решать проблемное поведение раньше, чем позже.
Как следует лечить СДВГ у дошкольников
Когда речь идет о лечении детей дошкольного и детсадовского возраста, AAP требует в первую очередь поведенческих методов лечения и только при необходимости медикаментозного лечения. Поведенческая терапия от детских и подростковых терапевтов, специализирующихся на СДВГ, предоставит как родителям, так и детям методы обучения и закрепления позитивного поведения и навыков. Это поможет дошкольнику с СДВГ успешно функционировать дома и в школе.
Когда лекарства прописаны, AAP рекомендует детям в возрасте 4-5 лет начинать пробное лечение метилфенидатом, начиная с низкой дозы. Поскольку дети по-разному реагируют на лекарства, то, что может помочь одному ребенку, может не помочь другому. Медицинский работник может отрегулировать дозу, чтобы определить, помогает ли она, требуется ли другое лекарство или присутствуют ли какие-либо побочные эффекты. Лечение СДВГ является сложным, и важно постоянно наблюдать за детьми, чтобы убедиться, что лечение работает. Это включает в себя периодическое повторение оценок по оценочной шкале, чтобы убедиться, что лекарства и поведенческая терапия дают желаемый эффект. Кроме того, Рабочая группа дошкольной фармакологии AACAP рекомендует, чтобы дошкольники, принимающие лекарства от СДВГ, прекратили прием лекарств (под руководством лечащего врача) через 6 месяцев, чтобы переоценить симптомы и решить, следует ли продолжать прием лекарств.
Что такое поведенческое обучение родителей и чем оно может помочь мне и моему ребенку
Дети с СДВГ могут не обладать навыками и поведением, благодаря которым они получают положительное внимание. Часто они склонны плохо себя вести и попадают в ситуации, когда их наказывают чаще, чем других детей. Это может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к усилению проблемного поведения. Родители и опекуны (воспитатели детских садов, воспитатели дошкольных учреждений и другие лица, осуществляющие уход) могут научиться управлять поведением дошкольников с СДВГ, узнав о расстройстве и пройдя обучение родителей использованию поведенческих методов.
Программы обучения родителей, проводимые обученными терапевтами, могут дать воспитателям инструменты и стратегии помощи детям с СДВГ. Обзор, проведенный Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2010 году, показал, что эффективные программы:
- помогают родителям развивать позитивные отношения со своим ребенком
- рассказать им о том, как развиваются дети
- помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины
Программы поведенческого обучения родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:
- Triple P (Программа позитивного воспитания)
- Программа «Невероятные годы для родителей»
- Терапия взаимодействия родителей и детей
Другие программы, ориентированные на те же элементы, также могут быть полезны.