Голос совести 8 класс урок самопознания по новой структуре – Урок по самопознанию на тему Голос совести 8 класс

Урок по самопознанию на тему Голос совести 8 класс

План урока самопознания

Школа Покатиловская сош Теректинский район ЗКОДата____________№4

Тема Голос совести

Ценность Истина Качества Ответственность, честность, искренность

Педагог Мурзагалиева Гульнара Есенжоловна

Класс 8 б Кол-во уч-ся 4

Цель: раскрыть представление учащихся об истине через ответственность, честность и искренность перед собой

задачи

  1. раскрытие роли совести в регулировании мыслей и действий в повседневной жизни человека и в создании внутренней гармонии;

  2. развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;

  3. воспитание ответственности за свои мысли и поступки.

Ресурсы

: (материалы, источники)

спокойная музыка для души ; мяч

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на стол или на колени. Расслабьтесь. Пожалуйста закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову. И опускается в середину груди. В середине груди находиться бутон цветка. И под лучами света будон медлеено раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что солнечный свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освящаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освящаются. Ноги будут вести вас только в хорошие места для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространяется на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете….Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находиться в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания.

Тридцать шестое слово (отрывок) Абая Кунанбаева

Вопросы:

  1. Что Абай называет невежеством?

  2. Можно ли сказать , что стыд- это угрызение совести?

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (цитата).

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.

Сухомлинский В. А.

1.Что происходит с человеком, когда он остается наедине с самим с собой?

2. Как вы понимаете понятие «истинная человеческая сущность»?

3. Как совесть может управлять поступками? Были ли у вас такие примеры?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.

В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.

Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит!

Валерка говорил, что он серебряный.

Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.

Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.

Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?

Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.

Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.

И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.

Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.

Вопросы;

  1. Что чувствовал мальчик после кражи компаса?

  2. Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?

  3. Имеют ли наши действия последствия, будь они хорошие или плохие?

  4. Сознать свою вину и попросить прощение легко ли ?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Ученики записывают слово «Совесть».

Как вы понимаете, что такое совесть? (составление паутинки из вариантов ответов).

— Чтобы лучше разобраться, что же такое совесть, давайте , найдем слова, которые живут в этом слове. Работа в малых группах: составление слов, используя только буквы слова «совесть». Ученики составляют слова, записывают их и определяют ассоциативные связи.

Например: совет — совесть — это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

весть — совесть — это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;

сеть — то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть — совесть — это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри человека; вес — совесть — это то, что имеет значимость: сос (sos) — то, что подает сигнал ; вето — то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

Игра «Вопрос- ответ» ( 5 мин)

Поиграем в вопросы и ответы: (МЯЧ). Учащиеся встают со своих мест и отвечают на вопросы.

— «Если меня толкают, то я чувствую…».

— «Если меня обзывают, то я чувствую…».

— «Если я смотрю фильм ужасов, то я чувствую…».

— «Если я обманываю, то я чувствую…».

— «Если я улыбаюсь, то я чувствую…».

— «Если я встречаю друзей, то я чувствую…».

— «Если я вижу маму, то я чувствую…».

— «Если я получаю пятерку, то я чувствую…».

В каких из предложенных ситуациях человек нарушает голос совести?

— Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко , и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя . Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

  1. Групповое пение.

Прекрасное далеко

Музыка: Крылатов Е.

Слова: Энтин Ю.

Слышу голос из прекрасного далёка,

Голос утренний в серебряной росе,

Слышу голос, и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.

От чистого истока в прекрасное далёко,

В прекрасное далёко я начинаю путь.

Слышу голос из прекрасного далёка,

Он зовёт меня в чудесные края,

Слышу голос, голос спрашивает строго —

А сегодня что для завтра сделал я.

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.

От чистого истока в прекрасное далёко,

В прекрасное далёко я начинаю путь.

Я клянусь, что стану чище и добрее,

И в беде не брошу друга никогда,

Слышу голос, и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.

От чистого истока в прекрасное далёко,

В прекрасное далёко я начинаю путь.

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.

От чистого истока в прекрасное далёко,

В прекрасное далёко я начинаю путь.

  1. Домашнее задание.

Прочитаейте отрывок из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»

«Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?»

  1. Заключительная минута тишины.

Мысленно пошлем друг другу и всему человечеству жить по совести.

infourok.ru

Урок по самопознанию №3 8 класс Голос совести

Гимназия № 111 г.Алматы Дата: 18.09.17 Учитель: Ильина И.В.

Ценность: Истина Качества: ответственность, честность, искренность

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через более глубокое понимание понятия «голос совести»

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «искренность»;

  • развивать стремления быть честным;

  • воспитывать у учащихся такое качество как ответственность

Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой – Концентрация на свете.

Опережающее Д/З текст Д. Лихачева «По велению совести»

Вопросы:

  • Трудно ли жить по совести? Почему?

  • Как развивать душевную потребность жить по совести?

  • Всем ли доступно умение поступать по совести? Почему?

Примечания

аудиозапись спокойной инструментальной мелодии.

Позитивное высказывание (цитата) написана на доске.

Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает

Народная мудрость

Как вы понимаете смысл изречения?

Учитель предлагает записать цитату в тетрадь.

Рассказывание истории (беседа).

Стихотворение про совесть (Яна Кузовлева)

Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах —
Сразу же теряет свой покой.

А другой — уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она — бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Жизнью
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно — жить по совести, а можно —
Навсегда дать совести уснуть.

Вопросы:

  • С чем сравнивает автор Совесть?

  • Как вы думаете где находится совесть?

  • Какие качества присуще совести?

  • Расскажите о случае из жизни, когда вам не давала уснуть совесть?

Материал взят с Интернет-ресурса – современные притчи и рассказы о нравственности человека для детей.

Творческая деятельность в группах. Работа со словом «СОВЕСТЬ»

Ученики записывают слово «Совесть».

Как вы понимаете, что такое совесть? (составление паутинки из вариантов ответов).

— Чтобы лучше разобраться, что же такое совесть, давайте , найдем слова, которые живут в этом слове. Работа в малых группах: составление слов, используя только буквы слова «совесть». Ученики составляют слова, записывают их и определяют ассоциативные связи.

Например: совет — совесть — это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

весть — совесть — это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть — то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть — совесть — это то, что есть у всех; свет — совесть -это свет внутри человека; вес — совесть — это то, что имеет значимость: сос (sos) — то, что подает сигнал ; вето — то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

(все ответы набраны на карточках и предъявляются по ходу ответов).

Подведение итогов творческой работы. Прием ПОПС –формула (5 мин)

Позиция: «Я считаю, что совесть…»

Обоснование: «Потому что…»

Подтверждение: « Я могу это подтвердить…»

Следствие : «Следовательно совесть…»

Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чем- то повторить.

Высказывания учащихся.

— Таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов и поступков, внутренне сознание добра и зла.

Тихо звучит инструментальная композиция.

Групповое пение.

Песня «Быть человеком» слова и музыка М. И. Ножкин.

Медиапроигрыватель.

Текст песни вывести на экран

Домашнее задание.

Читать отрывок И. Ильина «О совести» стр.21

Заключительная минута урока.

Минутка тишины. Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.

infourok.ru

Урок по самопознанию №4 8 класс Голос совести

План урока самопознания

Гимназия № 111 Дата: 25.09.17 учитель: Ильина И.В.

Тема: № 4 «Голос совести»

Ценность: Праведное поведение

Качества: честность, открытость, искренность

Класс: 8 Количество учеников:

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Праведное поведение через более глубокое понимание понятия «Голос совести»

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «открытость»;

  • развивать стремления быть искренним;

  • воспитывать у учащихся такое качество как честность с самим собой и с другими людьми в различных ситуациях

Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя

  1. Организационный момент

  1. Позитивный настрой Концентрация на свет

  2. Проверка домашнего задания

Вам было дано задание на опережение: прочитать современную притчу «Совесть»

Вопросы ученикам:

  1. Зачем торговцы, которые обманули его 40 лет назад, пришли просить прощение?

  2. Почему человек, которого обманули, не стал выяснять отношения с обманщиками?

  3. О какой общечеловеческой ценности идёт речь в данном тексте?

  4. Как вы считаете, трудно ли жить по совести? Почему?

  5. Расскажите о случае, когда человек поступил по совести (из жизни или из произведения)

Аудиозапись

спокойной инструментальной мелодии.

  1. Цитата урока

Вопросы ученикам:

Самое главное украшение – чистая совесть.

Марк Туллий Цицерон

Вопрос: Как вы понимаете смысл цитаты?

  1. Подарок от учителя – видео-притча «Случай в самолете»

Вопросы учащимся:

  • Как вел себя чернокожий мужчина, по отношению к рядом сидящей женщине?

  • Почему пассажиры аплодировали решению пилота?

  • Как данный сюжет перекликается с темой нашего урока?

  • Какой бы совет вы дали таким людям, как женщина из самолета? Почему?

Материал взят с Интернет-ресурса – Мир позитива.

6. Творческая деятельность

Ребята, ваше задание на сегодняшний урок- разработать свод правил праведного поведения человека. Каждая группа должна будет выполнить задание по-своему.

1 группа: объясните, как вы понимаете значение пословиц:

У него совесть — дырявое решето.

Волосом сед, а совести нет.

В ком стыда нет, в том и совести мало.

2 группа: дать определение совести, используя слова из перечня — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добродушия и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда в различной степени развития.

3 группа: дать определение праведного поведения.

4 группа: выбрать качества, которые помогают человеку воспитывать совесть: честность, обида, ссора, драка, доверие друг к другу, взаимопонимание, забота о других, грубость, преданность, верность, радость, улыбка, теплота, сочувствие, справедливость, жадность, щедрость, доброта, чуткое отношение друг к другу, умение прощать, умение видеть хорошее, враньё, обман, выгода – ОБЪЯСНИТЬ.

5 группа: сочинить четверостишье (можно больше) –

что такое совесть.

Учитель предлагает повторить цитату урока хором.

Тихо звучит инструментальная композиция.

  1. Групповое пение.

Песня «Совесть» слова и музыка А. Морозов.

Медиапроигрыватель.

Текст песни выведен на экран.

8.Домашнее задание

рассказ А. Якушева «О доброте и лицемерии»

Учебник самопознания 8 класс

Минутка тишины. Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.

1 группа:

У него совесть — дырявое решето.

Волосом сед, а совести нет.

В ком стыда нет, в том и совести мало.

4 группа

честность, обида, ссора, драка, доверие друг к другу, взаимопонимание, забота о других, грубость, преданность, верность, радость, улыбка, теплота, сочувствие, справедливость, жадность, щедрость, доброта, чуткое отношение друг к другу, умение прощать, умение видеть хорошее, враньё, обман, выгода

2 группа:

нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добродушия и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда в различной степени развития.

infourok.ru

План урока Самопознание «Голос совести»

Школа: Средняя школа имени В.И.Пацаева

Дата: 17.11.2016 урок: №3

Тема: Голос Совести

Учитель: Тайманова Бибигуль Махамбетовна

Класс:

Количество учащихся: 12

Ценность: Внутренний покой

Качество: справедливость, терпеливость, честность

Цель: расширение представления у учащихся понятия что есть Совесть через общечеловеческую ценность Внутренний покой

Задачи:

  1. Углубить у учащихся понятие «справедливость»

  2. Развивать у учащихся потребность быть терпеливым

  3. Воспитывать у учащихся честность

Ресурсы:

учебник, музыка, текст песни

Ход урока:

  1. Организационный момент. 5Д (доброта, доверие, долг, дружба, дисциплина)

Минутка тишины

Пожалуйста, сядьте удобно, руки и ноги не скрещивайте.

Руки можно положить на колено или на стол.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Свет становится все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое повсюду. Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя.

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо

На фоне композиции «Хрустальная грусть»

  1. Проверка домашнего задания Урока №3.

Прочитать современную притчу «Совесть».

Вопросы для анализа:

  1. Что хотел приобрести на базаре человек и что приобрёл на самом деле?

  2. Зачем торговцы пришли просить прощение?

  3. Почему человек, которого обманули, не стал выяснять отношения с обманщиками?

  4. С какой общечеловеческой ценностью связана сегодняшняя тема?

  5. Как вы думаете совестливый человек – это счастливый человек? Почему вы так думаете?

  6. Как влияет Совесть на наши решения?

  1. Позитивное высказывание (цитата)

«Совесть – это Свет внутри нас»

( Слова учителя)

Как вы понимаете это высказывание?

Повторить

мальчики – 2 раза, девочки – 2 раза, все вместе. Записать в тетрадь.

  1. Рассказывание( Беседа).Подарок учителя.

Притча монаха Варнавы (Евгений Санин) «Совесть»

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда.

Думал, думал как это сделать да и надумал.

— Давай, — говорит, совесть, в прятки играть!

— нет, говорит та. Ты меня все равно обманешь, подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— занедужил, я что-то… принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб, а мужик взял и закрыл ее. Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться и вовсе выгнал всех вон. И никаких угрызений – хорошо на душе.

Да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. Потерял он покой. И через месяц он понял, чего не хватало человеку – совести!

И такая тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— ладно, говорит, выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ молчание.

Спустился в погреб, а там нет нигде совести!

Видно и впрямь избавился от нее навсегда. Зарыдал тогда человек:

— как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба, а от сердца.

— Здесь я…

Позвал тогда человек на радостях друзей, извинился и такой им пир устроил!

Все думали, что это день его рождения, и поздравляли его. А он и не отказывался и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять в погребе оказаться.

Ведь если разобраться, так все оно и было!

Вопросы для анализа:

  1. Почему человек спрятал свою совесть?

  2. Как изменилось отношение человека к друзьям?

  3. Где спряталась совесть?

  4. Какие эмоции вы переживаете, когда поступаете по совести?

  5. На какие поступки наталкивает человека голос Совести?

  6. На сколько ты считаешь себя терпеливым?

  1. Творческая деятельность.

Предлагаю нарисовать Совесть.

Подумайте в роли кого или чего она, может быть.

Бумага А4, краски

  1. Групповое пение. Песня Раис Ахметшин «Пять ценностей».

Каждый человек и человечек

Очень важен, нужен на Земле –

Каждый человек и человечек

Ценности хранит в самом себе.

Ценности взаймы ты не попросишь,

Потому что Ценности – внутри,

В нашем сердце Ценности как пламя,

Оттого тепло у нас в груди…

Припев:

Пять Ценностей, пять Ценностей

Что пальцев на руке,

Пять Ценностей, пять Ценностей

Нужны всегда, везде!

«Пятерку» ставит жизнь тому,

Кто Ценности хранит,

Всех любит, помогает всем,

Нисколько не вредит!

Минус песни

  1. Домашнее задание

Урок №4. Прочитать отрывок в учебнике самопознания на стр. 16-17 из произведения Д.Лихачева «По велению совести».

Учебник

  1. Заключительная минута тишины

Закройте глаза. Представьте, что в вашем сердце зажегся маленький огонек Любви…И этот огонек Любви разгорается все ярче и ярче…Постарайтесь сохранить то тепло, которое излучает огонек Любви в ваших сердцах и дарите тепло всем, кто вас окружает.

СОВЕСТЬ
(Современная притча)

Однажды один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить, как прежде. И вот спустя 40 долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики. «Здравствуй, — сказали они, — это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения». Но человек лишь поднял брови и ответил: «Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы 40 лет носили их в вашем сердце».

infourok.ru

Методическая разработка урока по самопознанию «Голос совести» (8 класс)

Общие цели: развивать представления учащихся о содержательных основах понятия «совесть».

Задачи:

1.раскрытие роли совести в регулировании мыслей и действий в повседневной жизни человека и в создании внутренней гармонии;

2.развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;

3.воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.

Оборудоввание и наглядность: учебник, рабочая тетрадь

Общие положения

Тип урока: комбинированный

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная

Методы: организации и самоорганизации учебной деятельности., частично- поисковый, эвристический, творческой деятельности, словесный, практический, наглядный

Технология: развития критического мышления

Стратегии: беседа, чтение, цитата,

Ожидаемые результаты

уметь работать в группах, развить навыки исследовательской работ..Должны актуализировать свои знания по теме, самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.

-анализировать их условия и ресурсы, внутренние различия;

— должны прийти к выводу по проблемному вопросу.

Вводная часть

Приветствие

Разминка «Бегемотик»

Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность

Встают в круг и танцуют

Видеоразминка

Основная часть

Вызов:

 

Осмысление:

Беседа

Чтение

Работа в тетради

Цитата урока

Размышление на ситуацией

 Чтение притчи

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, представленные в рубрике «Беседуем»:

1.Как проявляется совесть в человеке?

2.Может ли «молчать» совесть у человека?

3.Почему совесть может «мучить»?

4.В чем заключается опасность для людей, живущих с нечистой совестью?

5.Может ли быть выгодно человеку поступать не по совести? 11очему?

6.Какие качества помогают человеку жить и поступать по совести?

7.Почему совесть считается «путеводной нитью» праведной жизни?

Учитель читает представленный текст.

«ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЕ СЛОВО»

1. Что Абай называет невежеством?

2. Можно ли сказать, что стыд — это угрызения совести?

Упражнение 6

Чистая совесть — постоянный праздник.

Роберт Бертон

Следует объяснить, что выражение «постоянный праздник» касается в данном контексте спокойствия души.

Учитель озвучивает ситуацию

Учащиеся слушают притчу и говорят тему урока

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся слушают и отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся выполняют упражнение

На основе этой цитаты учащиеся должны расширить представление о значимости душевного спокойствия как залога физического и духовного здоровья.

Отвечают на вопросы

1.. У кого и почему «спит» совесть?

2. Что бы вы посоветовали ребятам, о которых идет речь?

Учебник «самопознания»

8 класс

Рабочая тетрадь

Заключитель-ная часть

Рефлексия

Дом.раб.

Составить синквейн

упражнения 2, 4 в тетради.

Составляют синквейн на тему «Совесть»

Записывают дом зад в дневник

infourok.ru

Открытый урок по самопознанию на тему «Голос совести «

Общая средняя школа №17 имени Лермонтова

города Шымкента

Республика Казахстан

Открытый урок по самопознанию

Тема: Голос совести

й

Провела: Сыромятникова Татьяна Борисовна – учитель самопознания осш №17 имени Лермонтова

Урок самопознания

Тема: Голос совести.

Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными категориями «совесть», «честность»; формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для хорошего поведения и человеческих взаимоотношений.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, ролевая игра.

Ресурсы: учебник, тетради.

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю всем встать в круг .

— Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце. Как это можно сделать?

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

в Италии – горячо обниматься.

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д

2. Обратимся к учебнику.

Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.

В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.

Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит!

Валерка говорил, что он серебряный.

Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.

Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.

Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?

Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.

Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.

И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.

Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.

История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.

Что чувствовал мальчик после кражи компаса?

Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?

Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)

Дети! Запомните:

«… От того, как ты отнесешься к своему проступку, найдёшь ли силы, чтобы раскаяться, или промолчишь, — и будет зависеть, как твои дела пойдут дальше, что из тебя получится.

… Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова – чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе.

Мой дорогой друг! Нашёл ли ты в себе силы, чтобы хоть раз произнести, сказать эти волшебные слова: «Простите меня. Я виноват!»

Какое чудесное лекарство предлагает автор?

3. Поговорим

Дети! Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на слове «совесть».

Вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).

Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.

Для чего человеку нужна совесть?

Согласны ли вы с утверждением , что совесть не может ошибаться? Порассуждайте. (Ответы детей).

Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать

Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).

Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!» Покаяние приносит человеку, его душе умиротворение, покой.

— Человек , который живёт по совести , он какой ?

4. Беседа.

1. А что, по-твоему, честность?

2.Как вы думаете, понятие совесть и честность связаны? Почему?

3.Как ты думаешь, для чего человеку нужна совесть?

4.Всегда ли нужно поступать честно? А когда?

5.На твой взгляд, легко ли быть честным человеком?

6.Какого человека считают честным?

Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей) *Сложение пословицы из слов: “В ком стыд, в том и совесть” Как вы понимаете пословицу?*Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?

(Карточки с вопросом и ответами)

1- физических недостатков;

2- неблагополучных поступков;

3- поношенной, но аккуратной одежды;

4- невежества;

5- своей внешности;

6-бездушного отношения к окружающим.

Итог: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо

решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?

Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.

5.Разыгрывание ситуаций

Класс делится на малые группы. Учитель раздает задания на карточках. Затем предлагает их обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.

1. «Раушан взяла у Анели «Тетрис», чтобы поиграть, и не возвращает его».

Как нужно поступить героям?

Какие чувства они вызывают у вас?

А что бы вы предприняли? (Ответы детей).

2. «Алмазбек и Танирхан пошли в кино. Они задержались до вечера, играя в парке в футбол. Идут поздно вечером домой и договариваются, кто и что скажет своим родителям».

Порассуждайте, что скажут и как поступят герои?

Как бы поступили вы?

На ваш взгляд, как отнесутся родители к оправданиям своих детей?

Что вы чувствуете по отношению к героям? (Ответы детей).

3. «Аймурат не захотел идти в школу. Он пошел в компьютерный клуб. На следующий день его в школе спросили: «Почему тебя не было на уроках?». Аймурат ответил: «Я болел», – и покраснел, но учитель и ученики почувствовали, что это неправда».

Какие чувства у вас вызывает герой?

А почему он покраснел?

Как вы думаете, он был честен?

А были ли вы в такой ситуации? (Ответы детей).

6. Обращение

“Друзья! Давайте жить по – совести”

Ученик 1

Жить по совести легко!

Просто нужно уметь творить добро!

Можно песни петь и танцевать.

А можно, каждый вечер перед сном,

Бабушке своей сказку почитать.

Ученик 2

Совесть нельзя в магазине купить.

В лесу невозможно найти.

С совестью просто нужно дружить,

Верить в добро и любить!

Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова

Дорога добра

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом, 2 раза

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра!

7. Работа в тетрадях.

Круг «От сердца к сердцу». «Свободный микрофон»

Ребята! Представьте себе, что кому-то из вас, единственному на Земле, стало известно о том, что через пять минут на Планете произойдет страшная катастрофа… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством! Что бы вы сказали миру? В чём бы вы хотели повиниться ? (Ответы детей.)

Для учителя: не важно, если не всем детям удалось высказаться. Важно, что все они проговорили свой вариант обращения к людям – молча. Не рекомендуется оценивать слова и действия детей. Главное, интерес, мысли и слова, индивидуальное проявление личности младшего школьника. (Желательно, чтобы звучала спокойная, приятная музыка)

infourok.ru

Урок по самопознанию 8 класс голос совести ценность истина


Урок самопознания
Школа КГУ «Герасимовская средняя школа», Дата 20.09.16 Урок № 4
Педагог Никифорова И.В., Класс 8б, Кол-во уч-ся 7
Тема: Голос совести
Ценность: Истина
Качества:  единство мысли слова и дела, быть честным с самим собой.
Цель: расширить представление учащихся об общечеловеческой ценности истина через готовность действовать в соответствии с голосом совести.
Задачи:
— Углублять представления учащихся о необходимости жить в единстве мысли слова и дела.
— Развивать качества быть честным с самим собой.
— Воспитывать осознанную жизненную позицию быть честным с самим собой, жить в единстве мысли слова и дела. Ресурсы:(материалы,
 источники)
Учебник самопознания 8 класс Калачева И.В, Джадрина М.Ж Байжасарова Г.З, ННПООЦ «Бобек», 2010г.
Рабочая тетрадь Лосева Е.М, Калачева И.В ННПООЦ «Бөбек», 2010г.
Притча «Совесть без муки скачено с сайта «Притчи».
Аудиозапись песни караоке «К истине подводящая песня»
муз. Ю. Визбора
(на мотив песни «Остров Путятин»)
(скачено с ютуба, getvideo.org).
5. Оборудование: листы А3, фломастеры, цветные жетоны для деления на группы.
6. Презентация для урока.
Ход урока:
1.Организационный момент Приветствие. Объявление темы урока «Голос совести».
Позитивный настрой. «Концентрация на свет» 
— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем.
Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел.
Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распро

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *