Теория множественного интеллекта Гарднера (ВВП)
Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.
Статья из главы 12. Индивидуальные различия
Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.
Гарднер был поражен разнообразием ролей взрослых представителей различных культур — ролей, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой» (1993, р. 15). Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора (Gardner, 1993а).
Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:
а) лингвистический;
б) логико-математический;
в) пространственный;
г) музыкальный;
д) телесно-кинестетический и
е) личностный модули.
Первые три модуля — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект.
Последние три, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. Эти виды интеллекта описаны более подробно в таблице:Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
(адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)
- Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
- Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
- Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
- Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
- Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
- Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
- Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический. Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей. Внутриличностный интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.
Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.
Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.
Как мы отмечали, обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение (Kornhaber, Krechevsky & Gardner, 1990). Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения.Другие теории интеллекта
- Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона См.→
- Триархическая теория Стернберга См.→
- Биоэкологическая теория Цеси См.→
Теории интеллекта: итоги
Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. См.→
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОВАРДА ГАРДНЕРА «ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»
Известную методику разработал опытный американский психолог, невролог Говард Гарднер. Он первым ввел в медико-психологическую терминологию понятие множественного интеллекта. Такая теория, основанная на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития (одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д.), позволила опровергнуть существовавшее понятие о моноинтеллекте.
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:
В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов «располагается» в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого.
У каждого ребенка свое уникальное сочетание «интеллектов». Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других — к природе, у третьих — к искусству и творчеству.
Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ:
Индивидуализация процесса обучения издавна была одной из распространенных проблем в педагогике. С появлением теории Говарда Гарднера многие воспитатели, учителя и родители задумались над тем, что подходы к обучению и развитию разных детей должны существенно отличаться. Учитывая их интеллектуальные профили, которые образуются в результате большего развития мини-интеллектов определенных участков головного мозга, родители, а позднее и преподаватели должны обязательно это учитывать, создавая определенные условия для развития этих способностей. Таким образом и будет обеспечиваться такой сложный, но вполне реальный индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого отдельного уникального ребенка.
С появлением теории множественных интеллектов Говарда Гарднера полностью пошатнулась психолого-педагогическая теория, когда единственный интеллект можно было однозначно измерить с помощью простого теста IQ. Воспитание и развитие всех детей по одной строгой утвержденной программе уже принято считать нерациональным и неправильным. Это нарушает естественные процессы работы головного мозга каждой отдельно взятой уникальной личности ребенка.
Отличия между детьми во многом объясняются тем, в каком процентом соотношении у них развиты типы интеллектов. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности. Задача педагогов и родителей — способствовать максимальному раскрытию таланта малыша и развивать его в дальнейшем именно теми способами, которые наиболее подходят отдельному ребенку, учитывая особенности его интеллектов по Гарднеру. Индивидуальная программа обучения и подобранные способы обучения с учетом наиболее развитых способов восприятия информации ребенком — основа теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.
СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОВАРДА ГАРДНЕРА:
Говард Гарднер доказал, что у каждого человека с рождения имеется девять типов интеллекта.
При изучении типов интеллекта, которыми наделен каждый отдельный ребенок, важно понимать, что у каждого человека имеются все девять разновидностей. Они имеют огромное количество проявлений. Никогда не стоит вешать на ребенка ярлык по принципу того, что он обладает только ограниченными способностями. Важно, обеспечивая индивидуальный подход к развитию и обучению ребенка, создавать такие условия, в которых он смог бы проявить множество своих сторон и интересов.
НЕМНОГО О КАЖДОМ ТИПЕ ИНТЕЛЛЕКТА:
Вербально-лингвистический
К проявлениям этого типа интеллекта можно отнести умелое использование слов в различных формах (устной, письменной). Такие дети с удовольствием рассказывают стихотворения на публике, поют, много общаются, любят чтение (как правило, такие малыши быстро и рано учатся читать и писать), письмо. Они с восторгом рассказывают обо всем, любят словесные игры, участвуют в театральных постановках. Дети с проявлениями вербально-лингвистического интеллекта легко обучаются различным языкам, как иностранным, так и родным. Если достаточно внимания уделять развитию этого типа интеллекта, то в будущем ребенок может стать успешным политиком, журналистом, оратором, учителем, писателем, лингвистом.
Визуально-пространственный
Такие дети обладают способностями к образному мышлению. Они могут представлять и изображать образы. У детей с развитым визуально-пространственным интеллектом активно задействовано сенсомоторное восприятие окружающего мира. То, что они представляют в своем воображении, переносится на реально создаваемые объекты и изделия. Для людей с выраженным пространственным типом интеллекта характерно великолепное ощущение форм. Зрительное восприятие в комплексе с определенными знаниями, навыками, эмоциями способствует созданию нового видения привычных образов. Дети с развитым визуальным интеллектом тонко чувствуют цвета, линии и взаимосвязи, существующие между объектами. При создании правильных условий для развития таких малышей, они в будущем обязательно проявят себя в роли талантливых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, художников, скульпторов и даже шахматистов.
Музыкальный интеллект (в некоторых источниках его называют музыкально-ритмическим)
Дети с развитым музыкальным интеллектом прекрасно воспринимают звук и эмоционально реагируют на него. Создавая условия для занятий музыкой и игры на музыкальных инструментах, родители будут способствовать эффективному развитию музыкального интеллекта у ребенка. Малыши с более выраженным этим типом интеллекта способны достаточно точно повторять и воспроизводить звуки и музыкальные произведения, им с легкостью дается осваивание игры на инструментах. Из таких детей получатся талантливые композиторы, музыканты, преподаватели музыки, вокальные исполнители.
Кинестатический интеллект
Дети с развитым кинестатическим интеллектом отличаются прекрасным ощущением своего тела и способностью контролировать движения, а также танцевать, бегать, прыгать, жестикулировать, управлять предметами. У детей с выраженным кинестатическим интеллектом хорошо развиты такие физические качества, как координация движений, баланс, ловкость, сила, гибкость. Эффективное развитие этих способностей и талантов позволит вашему ребенку в будущем стать профессиональным спортсменом, практикующим хирургом, иллюзионистом-фокусником, танцором.
Логико-математический интеллект
О развитом логико-математическом интеллекте свидетельствует способность ребенка делать умозаключения, варьировать абстрактными понятиями, решать головоломки, понимать взаимосвязи между предметами и явлениями (причинно-следственные связи), любовь к экспериментам, подсчетам. Этот интеллект включает способность классифицировать, прогнозировать, размышлять критически и рассуждать на разные темы. Такие дети могут размышлять, как маленькие профессора или ученые. Они очень любознательны и всегда хотят докопаться до истины. Такие дети успешно реализуют себя в таких профессиях, как математик, физик, врач, программист, ученый.
Межличностный интеллект
К проявлениям этого интеллекта относятся способности чувствовать настроение, интересы и ощущения людей. Такие дети тонко воспринимают выражения лица, тембр и тон голоса, жесты. Также они чутко реагируют на эти «сигналы» и стремятся помочь собеседнику. Межличностный интеллект включает в себя навыки невербальной (без слов) и вербальной (словами) коммуникации. Дети с выраженным межличностным интеллектом прекрасно чувствуют себя в совместных играх, часто являются инициаторами. Они могут сглаживать назревающие конфликты или разрешать уже сложившиеся. Малыши умеют договариваться, управлять другими, мотивировать их для достижения поставленных целей. Из таких детей вырастают талантливые психологи, общественные деятели, бизнесмены, работники сферы обслуживания и продаж. У любого лидера и руководителя должны быть ярко выражены проявления межличностного интеллекта.
Внутриличностный интеллект
Дети с выраженным внутриличностным интеллектом обладают прекрасной способностью видеть себя, свои преимущества и недостатки. Они четко оценивают свое настроение, эмоции, желания и намерения. Малыши, у которых развит этот тип интеллекта, отличаются способностью к самодисциплине и самооценке. Такие дети даже в самом раннем возрасте легко отличают чувство удовольствия от боли. Основываясь на этом, принимают дальнейшее самостоятельное решение об участии в сложившейся ситуации. Чтобы стать в будущем хорошим учителем, философом, успешным бизнесменом, психологом или человеком интеллектуального труда, необходимо с детства развивать внутриличностый интеллект.
Натуралистический интеллект
У таких детей ощущается сильная тяга к природе. Они учатся с ее помощью, получают огромное удовольствие от любых действий, в которых задействована природа (наблюдение за птицами, коллекционирование насекомых, изучение растений, уход за животными). Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом любят ходить в походы, ездить в горы, работать на приусадебном участке. Они с детства интересуются экологией, животными и растениями. Для этих детей очень важно, чтобы процесс обучения как можно чаще проходил на открытом пространстве, а не в помещении. Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом могут стать метеорологами, химиками, физиками, археологами, путешественниками, биологами.
Экзистенциальный интеллект
К проявлениям этого интеллекта относят способности философствовать и медитировать (в более старшем возрасте). Такие малыши интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных «жизненных» вопросах. Дети с этими особенностями в будущем станут успешными журналистами, а также аналитиками, экспертами, философами, общественными деятелями.
КАК ПРИМЕНИТЬ ТЕОРИЮ К ОТДЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ:
На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Все дело в том, что разработанные и утвержденные соответствующими органами общеразвивающие программы не могут быть личностно-ориентированными. В них обучение всех без исключения детей происходит по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей и более развитых способов восприятия новой информации.
По мнению автора теории, основной принцип — образовательный процесс должен строиться так, чтобы дать возможность детям приобрести опыт и навыки с привлечением различных типов интеллекта. Сложность заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников.
В групповых занятиях чаще всего используется вербально-лингвистический тип интеллекта. Такие обучающие приемы, как лекции, написание на доске, письменные работы, конспектирование очень важны. Тем более, что они широко применяются в системе образования, особенно по мере взросления учеников. Задача образовательных заведений — это сочетание и интеграция вербально-лингвистического интеллекта с другими типами. Так вы будете открывать для учеников новые и эффективные способы обучения и получения опыта. Важно с раннего возраста объяснить малышам, что они могут выявить свои способности различными методами, в различных видах деятельности. А в дальнейшем создаются все необходимые условия для обучения с акцентом на сильные стороны и выявленные интересы детей.
Очень широко теория Гарднера внедряется в различных учебно-воспитательных центрах развития детей, которые в настоящее время открываются все чаще. Там это сделать достаточно просто, поскольку имеется более серьезная материальная база, а также количество учащихся в группе небольшое. Это и дает широкие возможности для реализации индивидуально-ориентированного подхода к развитию.
Способов воплощения теории множественного интеллекта Говарда Гарднера существует несколько:
— Групповые проекты. Формируются небольшие группы, в которых дети выполняют специальные занятия или совместно работают над определенным проектом;
— Индивидуальные проекты. Предлагаемое задание должно позволить исследовать и развивать способности отдельного ребенка так, как ему удобно;
— Создание групп по типам интеллекта (центр творчества, математики, письма и т.д.). Основное назначение таких групп — это выявление и развитие обнаруженных способностей. Также обучение в таких центрах очень полезно, когда происходит знакомство малышей с разными видами способностей;
— Нестандартное планирование изучения определенной темы.
Основная цель обучения по теории Гарднера — дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания малыш должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Все центры, проводя обучение детей, базируются на общепринятых программах. Но они позволяют малышам выучить тему, опираясь на доминирующие типы интеллекта. Так, изучая историю египетских пирамид, одна группа может строить макеты пирамид, другая — ставить театральное представление на тему египетских фараонов и пирамид, третья — читать всем классом или группой книгу по истории древнеегипетских пирамид и т.д.
Важно, чтобы центры были оснащены соответствующим образом. В них должны быть все необходимые материалы для осуществления различных видов деятельности, приборы, мебель.
Говард Гарднер акцентирует внимание на то, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы.
У среднестатистических детей прекрасно развито несколько типов интеллекта: есть несколько способностей, которые проявляются и развиваются с легкостью, другие проявляются, если приложить усилия, а одна или несколько — только при больших усилиях.
Чтобы определить процентное соотношение уровней развития определенных типов интеллекта, достаточно пройти несложный тест, который легко найти на просторах интернета. В результате вы увидите, какие способности и интересы выражены больше, а какие меньше.
Родители, заметив у ребенка склонность к какому-либо типу интеллекта, должны стараться развивать эти способности, а также выбрать подходящую методику для осуществления этого. Важно подобрать тот стиль обучения, который идеально подойдет именно вашему малышу. Тогда развитие ребенка будет максимально эффективным и радостным.
Источник: http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/igri_i_metodiki/metodika_razvitiya_govarda_gardnera/
Множественный интеллект — Говард Гарднер
Что такое теория множественного интеллекта Говарда Гарднера?Согласно теории Множественного интеллекта Говарда Гарднера, у каждого человека есть свой тип «интеллекта». В 1983 году психолог развития Говард Гарднер предложил концепцию множественного интеллекта в своей знаменитой книге «Структура разума: теория множественного интеллекта».
Согласно теории множественного интеллекта , старым психометрическим данным интеллекта слишком ограничены. Говард Гарднер предположил, что существует восемь видов интеллекта с возможностью добавления дополнительных категорий интеллекта, например, «экзистенциалистский интеллект».
Говард Эрл Гарднер был американским психологом развития и профессором познания и образования в Гарвардской высшей школе образования Гарвардского университета.
Он представил свою теорию множественного интеллекта в начале 80-х, предположив, что традиционные психометрические данные об интеллекте слишком ограничены. Вместо этого он предположил, что существует восемь видов интеллекта; лингвистический, логико-математический, музыкальный, телесно-кинестетический, пространственно-визуальный, межличностный, внутриличностный и натуралистический — и утверждал, что экзистенциалистский интеллект является возможной девятой формой.
Другие виды интеллекта можно определить путем измерения когнитивных задач, таких как стратегическое планирование или принятие решений.
Например, межличностный интеллект предполагает использование когнитивных навыков для понимания мыслей и чувств других людей, а внутриличностный интеллект означает способность внешне понимать собственные мысли и чувства. Следовательно, многие когнитивные способности могут составлять часть множественного интеллекта человека и могут помочь понять, чем люди отличаются друг от друга.
Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера предполагает, что процесс обучения должен быть адаптирован к сильным сторонам личности в его множественном интеллекте. Распознавая и развивая эти интеллекты, люди могут повысить свою способность учиться и понимать информацию. Например, человеку с сильным лингвистическим интеллектом могут быть полезны упражнения по чтению и письму, в то время как человеку с сильным зрительно-пространственным интеллектом могут быть полезны наглядные пособия и практические занятия. Теория множественного интеллекта подчеркивает важность признания и оценки различных типов интеллекта и адаптации методов обучения для удовлетворения потребностей разных учащихся.
Чтобы эффективно применять теорию множественного интеллекта в образовании, важно предоставить разнообразные учебные материалы, предназначенные для разных типов интеллекта. Например, для учащихся с сильным музыкальным интеллектом может быть эффективным включение музыки в уроки. Людям с развитым межличностным интеллектом могут быть полезны групповые занятия и обсуждения. Предоставляя ряд учебных материалов, рассчитанных на разный уровень интеллекта, преподаватели могут создать более инклюзивную и эффективную учебную среду для всех учащихся.
Какие типы интеллекта предлагает Говард Гарднер?
Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которая делит интеллект на семь различных типов. Каждый тип интеллекта имеет дело с различными способами обработки и понимания информации. Логико-математический влечет за собой способность распознавать закономерности и отношения, а затем применять эти знания для решения проблем.
Лингвистика включает в себя навыки чтения, письма и эффективного использования языка. Пространственный включает в себя решение проблем посредством визуального восприятия и манипулирования.
Телесно-кинестетическая направленность на координацию движений тела, а также на ловкость и контроль над объектами.
Мюзикл включает в себя прослушивание музыки, а также ее точное сочинение или пение. Межличностный влечет за собой эффективные навыки общения с другими, в то время как внутриличностный относится к самосознанию и внутреннему поведению, такому как мотивация.
Чтобы охватить весь спектр интеллекта и способностей, он предположил, что люди не просто обладают одной интеллектуальной способностью, но обладают большим спектром интеллекта , включая пространственно-визуальный, межличностный, лингвистический интеллект и многие другие.
Человек может быть особенно силен в одной области, например, в музыке , но он, скорее всего, будет обладать широким спектром других навыков, таких как естественный интеллект и словесные навыки .
Зрительно-пространственный интеллект
Если человек особенно силен в зрительном и пространственном суждении, он обладает зрительно-пространственным интеллектом. Люди с зрительно-пространственным интеллектом наслаждаются чтением, письмом и сбором головоломок. Они хорошо распознают паттерны и интерпретируют графики, и графики.
Эти люди могут уметь читать карты и указания, картинки и схемы. Их потенциальный выбор карьеры включает инженера, искусство и архитектуру.
Зрительно-пространственный интеллект играет важную роль в том, как люди думают и взаимодействуют с окружающей средой. Людей с этим типом интеллекта часто привлекают действия, связанные с визуальными или пространственными представлениями, такие как пиктографическое представление данных, мысленное картирование и решение головоломок.
Кроме того, они могут мыслить абстрактно и быстро находить закономерности. Этот тип интеллекта позволяет нам мыслить за пределами физического мира и лучше понимать человеческий разум.
Говард садовники различные множественные интеллектыЛингво-вербальный интеллект
Лингвистический интеллект — это способность использовать язык для эффективного общения и понимания абстрактной и сложной информации. Он включает в себя аудирование, письмо, говорение, понимание прочитанного, развитие словарного запаса и организацию мыслей.
Люди с высоким лингвистическим интеллектом хорошо понимают силу слов и их значение. Они красноречиво говорят и часто умеют обращаться со словами, выражая себя поэтическими или подобными поэтике способами.
Они могут быть успешными писателями, ораторами, политиками или комиками. Лингвистический интеллект может быть использован для получения бесценного понимания других аспектов жизни, таких как философия, юриспруденция или наука.
Согласно теории Говарда Гарднера, люди с лингвистически-вербальным интеллектом хорошо изучают языки, говорят и пишут. Им легко читать, писать и запоминать детали.
Их потенциальный выбор карьеры включает преподавание, юриспруденцию, писательство и журналистику. Те, у кого лингвистически-вербальный интеллект склонны очень хорошо запоминать устную и письменную информацию.
Обладатели вербально-лингвистического интеллекта могут получать удовольствие от письма и чтения. Они хорошо произносят убедительные речи, обсуждают, объясняют вещи и рассказывают юмористические истории.
Логико-математический интеллект
В теории множественного интеллекта Говарда Гарднера упоминается, что люди с сильным логико-математическим интеллектом умеют анализировать проблемы, определять числовые закономерности и рассуждать. Они также склонны думать концептуально о закономерностях и отношениях.
По словам Говарда Гарднера, люди с сильным логико-математическим интеллектом способны работать абстрактно, решая задачи. Люди с логико-математическим интеллектом преуспевают в поиске сложных решений и понимании сложных принципов.
Это может быть особенно полезно для профессий, требующих аналитического мышления, таких как финансы или бухгалтерский учет. Говард Гарднер не считал, что какой-то один интеллект лучше другого, но подчеркивал важность всех типов интеллекта.
Потенциальные варианты карьеры для людей с логико-математическим интеллектом включают бухгалтерский учет, инженерию, компьютерное программирование, математика и ученого. Те, у кого логико-математический интеллект, хорошо проводят научные эксперименты и анализируют математические операции и задачи. Поскольку они обладают исключительными навыками решения проблем, они могут думать об абстрактных идеях и выполнять сложные вычисления.
Характеристики множественного интеллектаТелесно-кинестетический интеллект
Согласно теории Говарда Гарднера, люди с превосходным телесно-кинестетическим интеллектом более перспективны в выполнении действий, телодвижений и управлении физическим телом. Они, скорее всего, обладают выдающейся ловкостью и зрительно-моторной координацией.
Телесно-кинестетический интеллект может быть большим преимуществом для любого человека и является ключевым элементом человеческого потенциала. Развитие этого интеллектуального потенциала позволяет людям творчески выражать себя, а также преуспевать в деятельности, требующей интенсивных физических усилий, например, в легкой атлетике или хирургии. Благодаря надлежащей тренировке и практике этого интеллекта можно полностью раскрыть свой творческий и физический потенциал.
Возможные варианты карьеры: актер, танцор, скульптор, хирург и строитель. Люди с телесно-кинестетическим интеллектом обладают надежным моторным контролем и физическими движениями. Они обладают исключительной физической координацией и любят заниматься спортом, танцевать и строить что-то своими руками.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта хорошо осознают части своего физического тела и движения в пространстве. Они способны визуализировать изображения, сохранять позы в течение длительного периода времени и понимать, как движется их тело.
Они предпочитают практические занятия, такие как гончарное дело и изготовление механических предметов, а не более абстрактные задачи. Люди с телесно-кинестетическим интеллектом также, как правило, отлично решают проблемы и быстро встают на ноги.
Музыкальный интеллект
Теория Говарда Гарднера предполагает, что люди с более высоким уровнем музыкального интеллекта способны мыслить звуками, музыкальными паттернами и ритмами.
Люди с высоким уровнем музыкального интеллекта обладают сильными умственными способностями. Они способны прекрасно распознавать высоту тона и тон, что делает их невероятно чувствительными к тонкостям мелодий и гармоний.
Кроме того, они обладают исключительной музыкальной памятью и часто способны играть на инструментах на слух без особой практики. Наконец, те, кто демонстрирует более высокий уровень музыкального интеллекта, могут использовать свою способность создавать ритмические паттерны, которые диктуют движения или манипулируют настроением.
Они очень ценят музыку и в основном хороши в пении или сочинении музыки. Возможные варианты карьеры для тех, у кого музыкальный интеллект , включают учителя музыки , композитора и певца .
Обладатели музыкальных способностей любят играть и петь. Они лучше понимают ноты и ритм, запоминают песни и определяют музыкальные тона и паттерны.
Межличностный интеллектМежличностный интеллект — это способность понимать людей и сопереживать им, устанавливать связи, строить отношения и эффективно сообщать концепции или решения.
Он включает в себя понимание вербальных форм общения, таких как язык тела и тон голоса, а также невербальных форм общения, таких как физические жесты.
Чтобы установить значимые связи, нужно быть восприимчивым к мыслям и чувствам других. Межличностный интеллект является ключом к созданию здоровых отношений с другими, и его можно развить, научившись лучше понимать, как мы сталкиваемся с другими, и практикуя навыки активного слушания.
Люди с межличностным интеллектом умеют строить отношения и понимать других. Они хорошо оценивают чувства, цели и задачи других людей. Их потенциальный выбор работы включает политика, продавца, философа или консультанта.
Их основные сильные стороны включают умение общаться с другими людьми и понимать их. Они более опытны в вербальном и невербальном общении. Они строят позитивные отношения, разрешают конфликты и могут рассматривать ситуации с уникальной точки зрения.
Естественный интеллект
Естественный интеллект — восьмой тип интеллекта в теории Говарда Гарднера, который подвергся большей критике по сравнению с другими семью предложенными им типами интеллекта.
Гарднер считал, что люди с высоким естественным интеллектом больше связаны с природой и часто интересуются открытиями и изучением окружающей среды. Они очень чувствительны даже к незначительным изменениям в окружающей среде.
Возможные варианты карьеры: сельское хозяйство, садоводство и биолог. Те, у кого натуралистический интеллект, любят изучать такие предметы, как зоология и ботаника, и не получают удовольствия от изучения предметов, не связанных с природой. Им нравятся мероприятия на свежем воздухе, такие как походы и кемпинг, и им легче каталогизировать и классифицировать объекты.
Интеллект натуралиста выходит за рамки обычных человеческих способностей систематики, сравнения и наблюдения. Он также включает в себя более продвинутые способности, такие как анализ ситуаций, использование своего окружения для решения проблем и проведение более тонких различий между объектами.
Обладатели этого интеллекта также обладают более глубоким пониманием природы и ее сложностей, которые другим, не обладающим натуралистическим интеллектом, может быть трудно понять.
Множественный интеллект, обучающий идеям
Экзистенциальный интеллектЭто девятая категория интеллекта, являющаяся дополнением к фактической теории Хорада Гарднера. Те, кто обладает экзистенциальным человеческим интеллектом, глубоко мыслят о вещах в жизни, о смысле жизни и о том, как действия могут служить более крупным целям.
Люди с экзистенциальным интеллектом — это глубокие мыслители, которые сосредотачиваются на более важных жизненных вопросах, таких как смысл жизни и то, как личные действия могут служить более высоким целям.
Этот тип интеллекта дает людям уникальную перспективу, которая формирует их понимание того, что важно и значимо в жизни. Признавая эти теории и работая с ними, люди с экзистенциальным интеллектом могут разрабатывать новые идеи и подходы к решению сложных вопросов или проблем.
Возможный выбор карьеры: пастырский советник или философ. К основным сильным сторонам людей с экзистенциальным интеллектом относится способность видеть общую картину. Они больше думают о будущих результатах текущих действий и реальном смысле жизни и смерти. Они склонны смотреть на вещи с точки зрения других и проявлять сильную заботу и интерес к другим.
Каковы основные критические замечания по поводу теории множественного интеллекта?
Дом Говарда Гарднера 9Теория 0003 множественного интеллекта возникла в результате когнитивных исследований, в которых говорится, что у каждого ученика свой тип ума, и следует учитывать индивидуальные различия.
Таким образом, каждый ученик понимает, учится, исполняет и запоминает уникально. Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера важна, потому что она позволяет людям думать о различных способностях и умственных силах.
Хотя нет никаких эмпирических данных, подтверждающих эффективность этой теории, знание того, к какому типу интеллекта склонен человек, позволяет ему определить его предпочтения.
Его нельзя использовать для обозначения учащегося, обладающего одним интеллектом из разных видов интеллекта или смешанного со стилями обучения. Вместо того, чтобы соответствовать той или иной категории, люди должны сосредоточиться на получении новых знаний разными способами.
Многие преподаватели работают над тем, чтобы использовать эту теорию в классе и внедрять ее в свою философию преподавания. Теория Говарда Гарднера подчеркивает, что педагоги не должны обучать всех детей одному и тому же содержанию. Необходимо проинструктировать каждого учащегося после выявления слабых и сильных сторон каждого учащегося.
Учителя могут использовать несколько оценок интеллекта или тестов интеллекта, чтобы выявить сильные и слабые стороны каждого ученика. Некоторые люди пытаются оценить интеллект детей с помощью результатов тестов или оценок. Тем не менее, рассказывая им о теории множественного интеллекта , можно показать учащимся, что каждый учащийся в той или иной степени умен. Эта точка зрения придаст им уверенности и повысит их мотивацию к обучению.
Многие учителя и психологи открыто критикуют 9 Гарднера.0003 Теория множественного интеллекта. По мнению этих критиков, этой теории не хватает эмпирических доказательств, а определение интеллекта, данное Гарднером, излишне широкое и просто отражает способности и личностные качества людей.
Можно обнаружить, что развитие осознания различных форм интеллекта может дать им лучшее знание своих предпочтений и сильных сторон. Но многие преподаватели жалуются, что воспринятые Гарднером стили обучения 21-го века не имеют преимуществ в отношении образовательных достижений и результатов обучения. Гарднер упомянул, что разные формы интеллекта не следует путать со стилями обучения учащихся. Несмотря на эту критику, Теория множественного интеллекта особенно популярна среди некоторых сообществ учителей.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Содержание
- 1 Что такое интеллект?
- 1.1 Определения интеллекта
- 2 Говард Гарднер
- 3 Теория множественного интеллекта Гарднера
- 3.1 1) Лингвистический интеллект:
- 3.2 2) Музыкальный интеллект:
- 3.3 3) Логико-математический интеллект:
- 3.4 4) Пространственный интеллект:
- 3.5 5) Телесно-кинестетический интеллект:
- 3. 6 6) Внутриличностный интеллект:
- 3.7 7) Межличностный интеллект:
- 3.8 Естественный интеллект: 9 0270
- 3.9 Экзистенциальный разум:
- 4 Тест MCQ
- 5 Ссылки
Слово интеллект происходит от латинского слова intelligere , что означает понимать или воспринимать. Это самое основное значение. В этой статье мы уделим особое внимание теории множественного интеллекта Гарднера. Давайте посмотрим на некоторые основные определения интеллекта, данные психологами.
Определения интеллектаЛьюис Терман , — «способность думать на абстрактном уровне называется интеллектом».
Дэвид Веклер , — Интеллект — это совокупное или глобальное мощность индивидуального человека, чтобы действовать. целеустремленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением»9. 0011
Короче говоря, они определяют интеллект как способность учиться на собственном опыте, приобретать знания и эффективно использовать ресурсы для адаптации к новым ситуациям или решения проблем (Sternberg & Kaufman, 1998; Wechsler, 1975). Это характеристики, которые необходимы людям, чтобы выжить в своей культуре.
Говард ГарднерГовард Гарднер опроверг классический взгляд на интеллект как на способность к логическому мышлению. Поэтому он предложил не существует какой-то одной формы интеллекта, но несколько видов интеллекта работают вместе.
Определение интеллекта Говарда Гарднера –
Интеллект – это «способность решать проблемы или модные продукты, имеющие значение в определенной культурной среде или сообществе» (1993)
Теория множественного интеллекта Гарднера другой взгляд, чем большинство других. В результате, говорится в нем, интеллект — это гораздо больше, чем IQ, потому что высокий IQ при отсутствии продуктивности не приравнивается к интеллекту. Таким образом, он утверждал, что большинство предыдущих концептуализаций интеллекта были слишком узкими. Следовательно, он утверждал вместе с доказательствами из нескольких разных источников. Например, кросс-культурные отчеты о познании, исследования исключительных групп, психометрические данные и исследования психологической подготовки указывали на существование нескольких видов интеллекта.
Далее он отметил, что не верит, что существует «одна форма познания, пронизывающая все человеческое мышление. Есть несколько интеллектов с автономными интеллектуальными способностями». Это заявление ознаменовало написание его книги Структуры разума , которая была опубликована в 1983 году. Кроме того, он пересмотрел теорию, добавив натуралистический интеллект в качестве восьмого. Более того, он также рассматривал включение экзистенциального интеллекта в качестве девятого интеллекта в свою теорию (Славин, 2009).). Первые два обычно ценились в школах; следующие три обычно связаны с искусством. Следующие два — это то, что Гарднер назвал «личным интеллектом». В то время как недавно добавленные последние два связаны с эстетикой и философскими взглядами на жизнь (Gardner 1999)
Теория множественного интеллекта Гарднера – Careershodh
1) Лингвистический интеллект:языковые способности. Следовательно, они могут легко артикулировать и выразить свои мысли по выбрав наиболее подходящие слова . Они могут легко играть со словами. Таким образом, поэта, писателя, юриста и оратора обладают более высоким уровнем языковых способностей. Эта область связана со словами, устными или письменными. Люди с высоким вербально-лингвистическим интеллектом демонстрируют легкость в обращении со словами и языками.
Как правило, они хорошо читают, пишут, рассказывают истории и запоминают слова вместе с датами. В результате они, как правило, лучше всего учатся, читая, делая заметки, слушая лекции, а также участвуя в обсуждениях и дебатах. Люди с вербально-лингвистическим интеллектом очень легко изучают иностранные языки, поскольку у них высокая вербальная память и память. Кроме того, эти люди обладают способностью понимать синтаксис и структуру и манипулировать ими.
Профессии , которые подходят людям с таким интеллектом, включают писателей, юристов, полицейских, философов, журналистов, политиков, поэтов и учителей.
2) Музыка Интеллект :Люди, получившие высокие баллы по этому параметру, хорошо осведомлены и чувствительны к музыке . Они могут манипулировать музыкальным рисунком для создания различной музыки. Люди, несущие этот интеллект, являются хорошими певцами, играющими на музыкальных инструментах и хорошими композиторами .
Этот интеллект включает в себя умение исполнять, сочинять и понимать музыкальные образы. По словам Говарда Гарднера, музыкальный интеллект проходит почти структурно параллельно лингвистическому интеллекту. Эта область связана с чувствительностью к звукам, ритмам, тонам и музыке.
Люди с высоким музыкальным интеллектом обычно имеют хороший слух и даже могут иметь абсолютный слух, умеют петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку . Поскольку в этом интеллекте есть сильный слуховой компонент, те, у кого он самый сильный, могут лучше всего учиться на лекциях. Языковые навыки, как правило, хорошо развиты у тех, чей базовый интеллект музыкален. Кроме того, они иногда используют песни или ритмы для обучения. У них есть чувствительность к ритму, высоте, размеру, тону, мелодии или тембру.
Профессии , подходящие для людей с таким интеллектом, включают инструменталистов, певцов, дирижеров, диск-жокеев, ораторов, писателей и композиторов.
Это предполагает способность критически мыслить . Такие люди обладают научными способностями и хороши с числами и абстрактными задачами .
Ученые обладают более высоким уровнем этого интеллекта. Этот интеллект состоит из способности логически анализировать проблемы, выполнять математические операции и исследовать проблемы с научной точки зрения. По словам Говарда Гарднера, это влечет за собой способность обнаруживать закономерности, рассуждать дедуктивно и мыслить логически.
Логический интеллект чаще всего связан с научным и математическим мышлением. В результате эта область связана с логикой, абстракциями, рассуждениями и числами. Часто предполагается, что люди с таким интеллектом от природы преуспевают в математике, шахматах, компьютерном программировании и других логических или математических действиях. Напротив, более точное определение уделяет меньше внимания традиционным математическим способностям и больше — способностям к рассуждениям, абстрактным моделям распознавания, научному мышлению и исследованиям, а также способности выполнять сложные вычисления. В результате он сильно коррелирует с традиционными понятиями «интеллект» или IQ.
Профессии , которые подходят людям с таким интеллектом, включают ученых, физиков, математиков, логиков, инженеров, врачей, экономистов и философов.
4) Пространственный Интеллект :Пространственный интеллект связан с способностью манипулировать и использовать визуальные или мысленные образы .
Этот интеллект включает в себя способность распознавать и манипулировать моделями обоих широких пространств, таких как те, которые преодолевают пилоты или навигаторы. С другой стороны, ограниченные пространства, с которыми сталкиваются скульпторы, архитекторы или шахматисты. Эта область связана с пространственным суждением и способностью визуализировать мысленным взором.
Профессии , подходящие для людей с таким типом интеллекта, включают художников, дизайнеров и архитекторов . Пространственный человек хорош и в головоломках.
5) Телесно-кинестетический Интеллект :Способность контролировать и тренировать свое тело или его часть для конструирования продуктов и решения задач. Следовательно, люди, служащие в вооруженных силах , спецслужбах, спортсмены, актеры и танцоры , имеют более высокий уровень телесно-кинестетического интеллекта.
Предполагает возможность использования всего тела или частей тела для решения проблем. Более того, это возможность использовать умственные способности для координации движений тела. Теоретически, люди с телесно-кинестетическим интеллектом должны лучше учиться, задействуя мышечные движения, и, как правило, хорошо справляются с физическими упражнениями, такими как спорт или танцы. Таким образом, им может нравиться играть или выступать, и в целом они хороши в строительстве и изготовлении вещей. Следовательно, они часто лучше учатся, делая что-то физически, а не читая или слушая об этом.
Профессии , подходящие для людей с таким интеллектом, включают: спортсмены, танцоры, музыканты, актеры, хирурги, врачи, строители, полицейские и солдаты .
Осознание собственных чувств, эмоций, потребностей и мотивов называется наличием внутриличностного 9000 4 интеллект. Итак, философы и духовные лидеры высоко ценят внутриличностный интеллект.
Это требует способности понимать себя. В Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, это предполагает наличие эффективной рабочей модели самих себя. Более того, иметь возможность использовать такую информацию для регулирования своей жизни. Следовательно, эта область имеет отношение к интроспективным и саморефлексивным способностям.
Люди с внутриличностным интеллектом интуитивны и обычно интровертны. Они умеют расшифровывать собственные чувства и мотивы. Таким образом, это относится к глубокому пониманию себя. Например – какие у вас сильные/слабые стороны, что делает вас уникальным, вы можете предсказать свои реакции/эмоции. Более того, они предпочитают работать в одиночку.
Профессии , которые подходят людям с таким интеллектом, включают философов, психологов, теологов, юристов и писателей.
7) Межличностный Интеллект :Ваша способность понимать поведение, мотивы и чувства другого человека называется межличностным интеллектом. Люди с высокими показателями этого интеллекта используют свое понимание других людей для создания комфортной связи с другими людьми.
Этот интеллект связан со способностью понимать намерения, мотивы и желания других людей. Таким образом, позволяет людям эффективно работать с другими. Педагоги, продавцы, религиозные и политические лидеры и консультанты нуждаются в хорошо развитом межличностном интеллекте. Эта область связана с взаимодействием с другими людьми.
Теоретически люди с высоким межличностным интеллектом, как правило, экстраверты. Следовательно, они характеризуются своей чувствительностью к настроениям, чувствам, темпераменту и мотивации других, а также их способностью сотрудничать, чтобы работать в группе. В результате они эффективно общаются и легко сопереживают другим. Могут быть либо лидерами, либо последователями. Обычно они лучше всего учатся, работая с другими, и часто получают удовольствие от дискуссий и дискуссий.
Естественный интеллект:Этот интеллект связан с природой, взращиванием и соотнесением информации с естественным окружением . Такой человек демонстрирует умение распознавать и классифицировать многочисленные виды — флору и фауну — своего окружения.
Следовательно, , профессии , подходящие для людей с таким интеллектом, включают натуралистов, фермеров и садоводов.