графология — это… Что такое графология?
ГРАФОЛОГИЯ (с. 165) — наука о проявлении индивидуально-психологических качеств человека в особенностях его почерка.
Каждому понятно выражение «знакомый почерк». Если мы имели возможность ознакомиться с почерком какого-то человека, то, получив от него записку, можем с первого взгляда установить ее авторство. Или наоборот, даже несмотря на подпись, усомнимся в авторстве, если форма букв или строк отличается от той, что мы видели прежде. То есть почерк — это своеобразная индивидуальная характеристика, отличающая одного человека от другого.
Но если это так, то не существует ли связи этой индивидуальной характеристики с иными особенностями человека, его психологическими качествами? Попытки ответить на этот вопрос предпринимались еще в XVH в. Ранее эта проблема просто не ставилась вследствие почти поголовной неграмотности. Однако с распространением грамотности особенности индивидуального почерка стали привлекать все больше внимания. Так, Гете в своем письме Лафатеру от 3 апреля 1820 г. писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем приходится соприкасаться».
В середине XX в. французским аббатом Мишоном была разработана специальная наука — графология, призванная выявить связь между почерком и личностью. На эту тему было написано немало книг, выходили специальные графологические журналы, было основано графологическое общество. Благодаря стараниям последователя аббата Мишона графологические идеи распространились далеко за пределами Франции. Проблема почерка занимала таких видных психологов, какЧезареЛомброзо (Италия), Вильгельм Прейер (Германия) и др. В нашей стране наиболее известна работа Д. М.Зуева-Инсарова «Почерк и личность», увидевшая свет в 1929 г. свидетельствует Она была неоднократно переиздана уже в наши дни, что о неослабевающем интересе к этой давней проблеме.
На чем основываются взгляды графологов? Известный специалист в этой области профессор Г.Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, концентрирующихся через движения.
«Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения. Если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, также и упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма».
Приведем несколько примеров выявленных графологами закономерностей. Обращает на себя внимание, что все они построены посредством прямой ассоциации. Например, считается, что мелкий убористый почерк с небольшим расстоянием между буквами выдает человека экономного, даже скупого, не склонного в самом широком смысле к размаху и расточительности. Подобная особенность привлекла внимание еще Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он, характеризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».
Крупный и размашистый почерк, наоборот, свидетельствуете широте натуры, склонности к размаху (в самом широком смысле), некоторой демонстративности поведения. Стремление занять на бумаге как можно больше места прямо трактуется как аналогичная тенденция во всем поведении человека. Особое внимание обращается на крупные заглавные буквы как наиболее явный показатель стремления к самоутверждению.
Подобным образом оцениваются разнообразные особенности почерка — наклон, нажим, высота и ширина букв, конфигурация слов, форма соединений и т.д.
Насколько обоснованны графологические заключения? Известный эксперт в области криминологии и судебной медицины С.Оттоленги писал: «Никто больше нас не убежден в научном обосновании графологии, что было бесспорно подтверждено известными опытами Рише и Геринкура и последующими Бине».
Остановимся лишь на последнем примере. Альфред Бине, известный французский психолог, не был графологом, а прославился преимущественно своими работами в области создания психологических тестов. Разработанный им в 1905 г. совместно с Т.Симоном метод количественной оценки умственных способностей (известная шкала Бине-Симона) в его усовершенствованном варианте (шкала Стэнфорд-Бине — модификация профессора Стэнфордского университета Л.Термена) по сей день является одним из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Но Бине действительно предпринял в свое время попытку сопоставить результаты собственного теста с данными графологов. Поскольку надежность теста Бине не вызывала сомнений, совпадение результатов должно было послужить весомым аргументом в пользу графологической теории. И такое совпадение было установлено.
Сначала группе испытуемых были предъявлены задачи теста Бине, и по результатам решения было сделано заключение об уровне их умственных способностей. Затем было дано еще одно задание. Испытуемым предлагалось сочинить и написать от руки любой текст, который затем анализировали графологи. Заключение по результатам графологической экспертизы практически совпало сданными психологического теста.
По прошествии многих лет, уже в наши дни, возникла идея объективно проверить этот впечатляющий результат. В качестве оценивающих на этот раз выступили вовсе не эксперты, а обычные люди, которых просили сделать заключение об уровне способностей автора того или иного текста. Однако на сей раз тексты, полученные в давнем опыте Бине, были предъявлены не в рукописном, а в отпечатанном варианте. К удивлению исследователей, оценки оказались довольно точными, почти совпадающими с баллами психологических тестов. А ведь «судьи» выносили свое заключение, исходя из единственно возможного критерия — содержания текста. По всей вероятности, и графологи, даже не отдавая себе в том отчета, учитывали этот критерий и опирались не столько на особенности написания букв, сколько на интеллектуальную значимость написанного. Таким образом, была поколеблена вера в возможности чисто графологической экспертизы.
Так неужели за индивидуальными особенностями почерка не скрывается никакое психологическое содержание?
Совершенно справедливым является наблюдение, согласно которому почерк заметно изменяется под влиянием перемен в душевном состоянии. Поэтому специалисты довольно точно могут определить, в каком состоянии выполнена та или иная рукопись. Однако делать вывод о том, что такое состояние является доминирующим в душевной жизни данного человека, было бы неоправданно.
Несомненно, что для каждого человека характерно индивидуальное своеобразие начертания букв и слов. По ряду признаков специалисты (в частности, в области криминологической экспертизы) могут установить, написан ли некоторый неавторизованный текст именно тем человеком, чей образец почерка им известен.
Задача графологии — определение того, как отражаются на почерке определенные психические особенности. В предисловии к уже упоминавшейся книге Зуева-Инсарова профессор Н.Иванцов указывал: «Сделать это возможно только путем критической обработки весьма большого конкретного материала, и в этом отношении сделано еще пока очень мало. Между тем только на этой основе могут строиться обратные заключения, на какие особенности характера указывают данные особенности почерка; задача тем более трудная, что одна и та же особенность почерка может быть следствием различных особенностей характера, подобно тому как высокая температура куска проволоки может быть результатом нагревания ее на огне или на солнце, пропускания электрических токов, повторных ударов и пр.».
Независимые исследования позволяют заключить, что графологические оценки личности не могут быть признаны безусловно достоверными и объективно научными. Хотя сегодня графология находит широкое практическое распространение в некоторых странах (например, во Франции и в Израиле), наука все еще не располагает убедительными доказательствами четкого соотношения почерка и личности.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru
Графология — это… Что такое Графология?
Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии
В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.
Оценка графологии научным сообществом
Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[9][5][6]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961) [11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]), подавляющее большинство исследователей[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.
Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс[18]; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования[19].
Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»
При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера»[21].
Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).
Примечания
- ↑ Попов Ю. Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит.
- ↑ Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — 3-е изд. —СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290-1
- ↑ ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой.— СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
«Еще ближе в интересующей нас вненаучной познавательной деятельности такие протонаучные способы мышления, как парафизика (лозоискательство, левитация), парапсихология (ясновидение, телепатия, телекинез), алхимия, астрология, а также хиромантия, графология, френология, уфология, философский герметизм». - ↑ The use of graphology as a tool for employee hiring and evaluation, British Columbia Civil Liberties Association. Проверено 22 февраля 2008.
«On the other hand, in properly controlled, blind studies, where the handwriting samples contain no content that could provide non-graphological information upon which to base a prediction (e.g., a piece copied from a magazine), graphologists do no better than chance at predicting the personality traits» - ↑ 1 2 Scott O. Lilienfeld, Kristin Landfield Science and Pseudoscience in Law Enforcement: A User-Friendly Primer // Current Perspectives in Forensic Psychology and Criminal Behavior / Curt R. Bartol, Anne M. Bartol. — SAGE, 2012. — С. 24-35. — ISBN 9781412992442
- ↑ 1 2 Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories / J Roeckelein. — Elsvier Science, 2006. — С. 253. — ISBN 9780444517500
- ↑ Suzanne Bell Dictionary of Forensic Science. — Infobase Publishing, 2004. — С. 107-108. — P. 107.
- ↑ Grafology // MSN Encarta.
- ↑ Pseudoscience // Britannica Student Encyclopædia.
- ↑ Duffy J.; Wilson G. Writing wrongs. BBC News Magazine. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 24 июня 2008.
- ↑ Fluckwinger A., Tripp C. A., Weinberg G. H. (1961). «Обзор экспериментальных исследований в графологии (A Review of Experimental Research in Graphology): 1933 — 1960». Восприятельные и моторные навыки (Perceptual And Motor Skills) (12): 67–90.
- ↑ Lockowandte O. (1976). «Present status of the investigation of handwriting psychology as a diagnostic method». Catalog of Selected Documents in Psychology (6): 4–5.
- ↑ 1 2 Nevo B. Scientific Aspects Of Graphology: A Handbook.— Springfield, IL: Thomas, 1986
- ↑ Crumbaugh J. C., Stockholm E. (April 1977). «Validation of Graphoanalysis by «Global» or «Holistic» Method». Perceptual And Motor Skills 44 (2): 403–410.
- ↑ Ben-Shakar G., Bar-Hillel M., Blum Y., Ben-Abba E., Flug A. (1986). «Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations». Журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology) 71: 645–653.
- ↑ 1 2 King R. N., Koehler D. J. (2000). «Illusory Correlations in Graphological Inference». Journal of Experimental Psychology: Applied 6 (4): 336–348. DOI:10.1037/1076-898X.6.4.336.
- ↑ Furnham A.; Gunter B. (1987). «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.». Personality And Individual Differences 8: 433–435. DOI:10.1016/0191-8869(87)90045-6.
- ↑ Bayne R., O’Neill F. (1988). «Handwriting and personality: A test of some expert graphologists’ judgments». Guidance and Assessment Review (4): 1–3.
- ↑ Jennings D. L., Amabile T. M., Ross L. Informal covariation assessment: Data-based versus theory-based judgments / In: D. Kahneman, P. Slovic, & A. Tversky (Eds.), Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. — Cambridge, England: Cambridge University Press. — P. 211-238.
- ↑ Neter E., Ben-Shakhar G. (1989). «The predictive validity of graphological influences: A meta-analytic approach». Personality and Individual Differences (10): 737–745.
- ↑ Нудельман Р. Обесславленные науки возвращаются в новом обличье // «Знание — сила». 2002, № 9.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Что такое графология? Графология: определение, значение
А вы знали, что по почерку можно прочитать человека как открытую книгу? Ваш характер, темперамент, состояние в момент написания и много другое можно узнать, лишь взглянув на ваши рукописи. Впечатляет, не правда ли? Эти знания открыты для каждого, и изучает их графология.
Что такое графология?
Графология — область знания, которая изучает почерк и его устойчивую связь с характером человека. Все дело в том, что характеристики вашего почерка и подписи содержат очень ценную информацию о вас, и прогресс дошел даже до того, что по почерку можно определить телосложение человека. Так что не удивляйтесь, если графолог расскажет вам то, чего вы о себе не знали, и поверьте, что он прав.
Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:
- Рекрутинг. Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может рассказать о многом лучше, чем сам кандидат.
- Профориентация. По вашему почерку также можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
- Переговоры. С помощью графологии можно определить, как человек поведет себя на переговорах.
- Генеалогия. С помощью анализа почерка некоторых исторических личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
- Судебно-медицинская экспертиза. Благодаря графологии можно определить, подлинная подпись, или нет.
- Безопасность. По почерку можно понять, насколько человек честен.
- Совместимость. Проанализировав почерки нескольких человек, можно предположить, насколько люди совместимы друг с другом.
Значение почерка в психологии
В который раз человечество убеждается, что психология – великая сила. Наверное, только благодаря психологам этот мир еще не сошел с ума и держится на плаву. На секундочку представьте, что бы было, если бы каждый человек остался наедине со своими проблемами?
Результаты некоторых исследований показывают, что почерк напрямую зависит от психических способностей человека. По мнению большинства психологов, именно в почерке человека его психическая сущность проявляется больше, чем в какой-либо другой его активности. Именно поэтому графология является незаменимой частью психологии.
Графология, значение которой достаточно велико в психологии, может даже помочь человеку измениться. И этот процесс изменения называется графотерапией.
Графотерапия
Графотерапия основывается на вычислении всех недостатков, вредных привычек и некоторых черт характера, от которых человек хочет избавиться. Предупрежден — значит вооружен, не так ли? Гораздо легче избавиться от недостатков, когда знаешь, от чего именно нужно избавляться. Графологи следят за изменениями человека до последнего, ведь часто бывает так, что после избавления от одной черты характера проявляется другая, еще худшая, чем предыдущая.
Каждое изменение нашего характера тут же отражается на нашем почерке, поэтому не удивляйтесь тому, что за всю жизнь он поменяется не один раз, и даже не два.
Графологическая экспертиза
Итак, что такое графология и графотерапия, мы уже узнали, давайте теперь рассмотрим главное оружие этого учения – графологическую экспертизу.
Графологическая экспертиза – процедура, во время которой графологи разбирают ваш почерк по определенным признакам. Перечислим их ниже.
Основные признаки нашего почерка
Каждый почерк уникален, но графологам все же удалось увидеть в множестве рукописей некоторые общие признаки, по которым они и определяют характер человека.
Начнем с того, что графология почерк мужской и почерк женский рассматривает отдельно, и у каждого есть своя характеристика:
- Женский почерк. Женщина обладает чистым, единообразным почерком, чаще всего тщательным, точным, с близко стоящими буквами. В женском почерке преобладают маленькие линии со слабым нажимом. Почти всегда это округленный почерк с наклоном назад.
- Мужской почерк. Мужчины отличаются беззаботным, неробким и неравномерным почерком, с широкими буквами и широкими линиями, твердым и сильным нажимом. Чаще встречается наклон вперед.
Однако это не главные критерии, по которым определяют пол человека и его характер. Вот основные признаки почерка, которые рассматривает графологическая экспертиза:
- Размеры букв (очень маленькая, маленькая, средняя или крупная).
- Наклон буквы (наклон назад, легкий наклон назад, наклон вперед, резкий наклон вперед).
- Направление почерка (направленные вверх строчки, прямые, направленные вниз).
- Характер написания (буквы очень близко соединены или, наоборот, отдалены друг от друга, или смешанный стиль)
- Общая оценка почерка (старательный, аккуратно выведена каждая буква; небрежный почерк, неразборчивый).
В США даже существуют специальные бюро, где можно заказать графологический анализ любого почерка.
Графология подписи незначительно отличается от графологии почерка. При анализе подписи обращают внимание не только на буквы, но и на количество завитков, палочек, размеры подписи и на прочие факторы.
Связь почерка с телосложением
Как показывают исследования зарубежных и отечественных графологов, почерк сильно взаимосвязан с типом телосложения человека. Сделав выводы из исследований, можно сказать следующее:
— Почерк пикника (тип телосложения, который характеризуется широкой и коренастой фигурой, склонен к ожирению) можно охарактеризовать отсутствием выведенных букв, каждое слово он пишет слитно, практически не отрывая руки. Его буквы все одной величины, чаще всего закруглены. В общем, почерк плавный, легкий и непринужденный.
— Почерк астеника отличается разделенными на несколько частей словами, буквы иногда могут вообще не соединяться между собой. Неравномерный почерк, буквы разные по величине и форме, заострены. В целом, почерк неуверенный.
— Почерк атлетика не похож ни на астенический, ни на пикнический. Может изменяться в зависимости от роли, которую атлетик для себя выбирает.
Как оценивает графологию научное сообщество?
Научное сообщество достаточно долго не могло прийти к общему заключению о том, что такое графология. И несмотря на то что в начале своего развития графология получила поддержку некоторых ученых, сейчас она считается псевдонаукой. Психологическое общество Британии считает, что графология (наравне с астрологией) имеет «нулевую достоверность» и никаких возможностей определения характера человека не имеет.
Литература о графологии
Если вы увлеклись такой областью знания, как графология, книги о ней найти не составит труда. Большинство действительно толковых книг о графологии было написано Алесковским Сергеем Юрьевичем, кандидатом юридических наук и президентом ОО «Евразийская ассоциация полиграфологов». Среди его работ стоит выделить книгу «Основы графологии. Москва: Юрлитинформ, 2008», написанную совместно с Комиссаровой Ярославой Владимировной, экспертом-полиграфологом и кандидатом юридических наук. В ней доступным языком описываются все методы исследования почерка так, что любой читающий поймет, о чем идет речь. После ее прочтения обратите также внимание на другие работы Алесковского С. Ю., в них описано много интересных вещей.
Теперь вы знаете, что такое графология. Поверьте, это очень интересная область знаний, которая может помочь людям понять себя и изменить в лучшую сторону.
fb.ru
Графология: почерк и характер — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal
Античный автор Светоний, описывая жизнь «божественного Августа», не обошел вниманием и его почерк: «…он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертой».
Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора — Николая 11: «Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, чётким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».
Несмотря на такой давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии — учения о почерке — считается живший в прошлом веке аббат Мишон. Он написал несколько сочинений на эту тему, по его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы.
Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсароз, автор популярной книги «Почерк и личность». Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки. Среди его клиентов встречались и люди известные. А. М. Горький, например, писал ему в 1927 году из Сорренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения, ибо я не знаю ни законов, ни методов этой науки. Да есть ли у нее законы и метод?.. Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных».
Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку и что вы — прекрасный графолог».
Однако в 1940 году профессор С. В. Познышев провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк — это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.
По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. «Я знал одного почтового служащего, — пишет он, — достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений, С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.».
Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей запиской книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим — дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов — невнимательность), другие — не очень (округлый почерк — слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, скажите, увеличение размеров букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот — то о хитрости и осмотрительности… Ответа на этот вопрос нет, и нам остается утешиться тем, что знаменитая формула Е=mс2 тоже не имеет никакого отношения к бытовым наблюдениям и относится к области чистой науки. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях.
Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:
1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.
Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей:
Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельст
[/center]вует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя.
Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное письмо — по величине букв, наклону, направлению строк — свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
Если же почерк разборчивый и ясный — аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, — то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо — все это, по мнению графологов, означает деловитость.
Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга — слабая воля; слитно — хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим — критичность, склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами — интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова — осторожность, доходящая до трусости.
Строчки направлены вверх — инициатива энергия, надежда на свои силы; вниз — угнетенное состояние; в разные стороны — впечатлительность…
Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.
Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии — или, как ее теперь называют, графометрии, — приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.
Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись — ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент — скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, «как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за «иностранный» язык. В нем не будет главного — естественности и внутренней логики.
Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком — рафинированным и безликим, Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет.
Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный — который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.
[center]
В заключение — небольшой тест.
Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения.
А теперь охарактеризуйте свой почерк.
1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2—3 мм) — 3 балла, маленькие — 7, средние—17, крупные (свыше 7 мм) — 20.
2. Наклон бука: влево — 2 балла, легкий наклон влево— 5, прямое написание—10, легкий наклон вправо — 6, вправо — 14.
3. Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая—19.
4. Направление строк: ползут вверх — 16 баллов, прямые — 1 2, ползут вниз — 1.
5. Сила нажима: легкая — 8 баллов, средняя — 15, сильная — 21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию—11 баллов, к раздельному — 18.
7. Общая оценка: почерк старательный—13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие — с трудом — 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом — 4.
Сложите полученные баллы.
35—51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52—63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума — романтик и философ.
64—75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
76—87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88—98: самая распространенная группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются ‘неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99—109: индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одаренные личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110—121: это скорее всего личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.
p-i-f.livejournal.com
Возникновение графологии | ГРАФОЛОГ.RU
Предпосылки к возникновению графологии возникли очень давно.
На почерк обращали внимание философы, писатели и императоры древности. «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром», — писал Конфуций. Древнеримский историк, автор жизнеописаний императоров Гай Светоний Транквилл очень подробно описывал почерк императора Августа — «он писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками», отмечая при этом бережливость императора.
О почерке высказывались Аристотель, Теофраст, древнегреческий писатель Дионисий Галикарнасский, император Нерон, в письмах которого есть такие слова: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура».
Первая книга, посвященная почерку появилась в 1622 году и была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо. Книга называлась «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», эпиграфом послужила пословица «по когтям узнают и льва». И хотя книга была переведена на латынь, она не имела большого успеха.
Однако с развитием естественных наук, ростом интереса к изучению человеческой природы и ее проявлений, возникает и интерес к исследованию письма.
Определять характер по почерку пытались многие деятели XIX века — английский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, писатель Эдгар Аллан По, немецкий мыслитель Иоган Вольфганг фон Гете. Гете писал: «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях».
В середине XIX века этой темой заинтересовался французский аббат Фландрэн. Он организовал группу, которая начала исследовать почерки людей различных профессий и интересов. Исследования продолжил ученик Фландрэна – аббат Жан Ипполит Мишон. Именно его принято считать отцом современной графологии.
В 1871 году Жан Ипполит Мишон систематизировал данные своих исследований и написал труд — «Система графологии». В нем он выделял и сравнивал такие элементы почерка как штрихи, буквы, слова и строчки, находя общие признаки в них. Каждый признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. В настоящее время это считается верным лишь отчасти, однако именно «Система графологии» легла в основу современной науки.
grapholog.ru
ГРАФОЛОГИЯ — это… Что такое ГРАФОЛОГИЯ?
графология — графология … Орфографический словарь-справочник
ГРАФОЛОГИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
графология — (от греч. grapho пишу, lуgos учение) учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности ( … Большая психологическая энциклопедия
ГРАФОЛОГИЯ — (от греч. graphe – почерк и logos – учение) – почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в… … Философская энциклопедия
ГРАФОЛОГИЯ — (от греч. grapho пишу и logos учение), научное изучение почерка у здоровых и б ных. Г., или «хирограммато мантия» (что в переводе с греч. означает «предсказание по рукописи») возникла как искусство определять характер и… … Большая медицинская энциклопедия
ГРАФОЛОГИЯ — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем психических состояний, характера и других индивидуальных особенностей пишущего. Данные Г. применяются в криминалистике … Юридический словарь
ГРАФОЛОГИЯ — (от графо… и…логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике … Современная энциклопедия
ГРАФОЛОГИЯ — (от графо… и …логия) учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике … Большой Энциклопедический словарь
ГРАФОЛОГИЯ — ГРАФОЛОГИЯ, графологии, мн. нет, жен. (от греч. grapho пишу и logos учение) (спец.). Способ определять характер человека по его почерку. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГРАФОЛОГИЯ — ГРАФОЛОГИЯ, и, жен. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека. | прил. графологический, ая, ое. Г. анализ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
графология — сущ., кол во синонимов: 3 • лженаука (34) • почерковедение (1) • психографология … Словарь синонимов
dic.academic.ru
Графология — Традиция
Графология, почерковедение — направление в прикладной психологии, согласно которому, существует устойчивая связь между почерком и индивидуальнымы особенностями личности.
В странах бывшего СССР графология, как правило, не изучается как отдельный курс, а Графологическая Школа практически отсутствует. Соответственно, отношение к ней скорее скептическое, а большинство публикаций на русском языке о графологии непрофессиональны.
Наиболее развитой можно считать графологию в Израиле, Европе, Британии, Германии, Франции, Италии и др. Преподаётся в ряде вузов как отдельная дисциплина, включающая основательную подготовку по ряду смежных дисциплин — общей психологии, психопатологии, психотерапии, психологии личности, возрастной психологии.
В данных странах применяется с целью психодиагностики, профориентации, оценки персонала, проверки документов, благонадежности, психоэмоционального состояния, интеллекта и т.д. Научным изучением почерка в странах бывшего СССР, занимаются преимущественно лишь в целях судебной и судебно-психологической экспертизы
Почерки Знаменитостей[править]
Первая страница приказа о повешении ЛенинаДо сих пор в Интернете была доступна лишь критическая литература, ссылающаяся только на традиционный «компромат и обличение». Справедливости ради, готовится материал, способный наглядно продемонстрировать абсурдность и мотивы написания статей без осведомленности о предмете. Специальная литература будет доступна любому по запросу через графологический Портал.
В настоящий момент ведется работа по переводу учебников, научных работ и исследований в области графоанализа на русский язык, а также обучение методу и русскоязычных психологов, психотерапевтов, консультантов кадровых агентств, адвокатов, историков, журналистов.
Как работает графология[править]
Графология – наука или искусство? Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого. Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.
Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.
С точки зрения исльзуемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.
При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой. Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.
Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина — тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений.
Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать имеемой информацией.
Всвязи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компъютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.
Есть особые приемы, без знания и навыка применения которых использование каких-либо таблиц или схем практически теряет смысл. Сейчас – познакомимся с этими приемами.
В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.
Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.
Таблицы имеют разные задачи.
Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности.
Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»).
Третьи – позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений.
Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.
При работе с графологическими таблицами (примеры которых приведены в конце статьи) учитываются следующие принципы:
Первый принцип: Дуализм графических элементов
Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, часто даже противоположную, интерпретацию. Все решают графологические «обстоятельства». Более того, каждый признак как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений.
Интерпретация признаков зависит:
а) От их количества
б) От их выраженности
в) От сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка
Второй принцип: Закон взаимоподтверждения
Один отдельный признак, как и единственный вид признаков – не могут претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или исключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Если складывается «синдром», т.е. специфический набор соответствующих друг другу признаков, — тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И – наоборот: нет доказательств, «не сходится» — вывод неверный.
Третий принцип: Не все значения таблиц – всегда верны
Никогда не бывает ситуации, при которой одновременно верны все значения по какому-либо признаку, поскольку в одной и той же колонке присутствуют порой несовместимые значения.
Четвертый принцип: Зависимость количества значений от выраженности явления
Чем более ярко, заметно, и с большей частотой выражено определенное явление, тем больше значений берется из таблицы.
Пятый принцип: Крайность явления – смотрим с конца таблицы
Если явление не просто присутствует, а явно преувеличено, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено – выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, — этого достаточно, чтобы сразу направиться к концу таблиц, туда, где находятся обычно наиболее отрицательные характеристики. Крайности свидетельствуют о крайностях.
Шестой принцип: Умеренность явления = «золотая середина»
В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно – настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным» — берутся значения не только из начала таблицы, но и одновременно – из начала таблиц других характеристик данного элемента.
В процессе графологического анализа учитывается:
Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)
На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и…. не так.
Дело в том, что у почерка есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.
Чтобы дать представление о том, как работает графология, приведем некоторые использующиеся в ней подходы и параметры.
Макроструктура и микроструктура
Доминанты в почерке
Психомоторный подход «напряжение-расслабление» — Contraction (CNT) – Release (RLS)
Скорость почерка
Степень постоянства
3 зоны букв
4 основных элемента формы в почерке
3 пласта в почерке: движение, организация и форма
Упрощение-усложнение формы
Формула определения уровня личности
По Фрейду и Юнгу: три измерения в почерке, их основные графические элементы и признаки — Горизонталь, Вертикаль, Глубина.
Индивидуальный, социо-коммуникативный и психофизиологический аспекты.
Психомоторный подход по Пофалю — 5 степеней контроля — напряжения
Психотипы личности в почерке — типология К.Юнга, типология Ла-Сиенна, типология Одема и другие
Графический тест Вартегга и др. проективные графические тесты
Источник и более подробная информация: графологический Портал
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Критика[править]
traditio.wiki