Как выбрать шрифт для проекта: гротеск | GeekBrains
Разбираемся в том, что пришло на смену антикве
5 минут16269Автор статьи
Полина Овчинникова
Автор статьи
Полина Овчинникова
https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/2466/og_image/d24ee6d719c9255088aaf70ac2c8b559.png
Гротеск — класс шрифтов, который появился в 1816 году в Англии. Изначально он использовался в заголовках рекламных плакатов для привлечения внимания, потому что хорошо контрастировал с привычной на тот момент антиквой. Появление гротеска было связано с промышленной революцией и стилем, который сформировался благодаря ей. А непохожесть гротеска была естественным этапом развития шрифта в целом.
Разберёмся с этим семейством. Чтобы проще ориентироваться в гротесках, можно выделить 4 больших класса:
- старый гротеск;
- геометричный гротеск;
- неогротеск;
- гуманистический гротеск.
Герберт Любалин: U&LC. Первый журнал для любителей шрифтов
Промышленная революция и викторианский стиль
Англия в XIX веке становится локомотивом промышленной революции. Балансируя между традициями и реформами, сдержанностью и эклектикой, XIX век в Англии стал реформаторским временем. Развитие промышленности, постройка крупных заводов — всё это относилось к первому этапу промышленной революции. Как известно, переменам обычно предшествуют долгие десятилетия накопления и незначительного движения, а потом происходит резкий скачок. Многие люди оказались к нему не готовы — так же, как и распространённая в то время антиква.
Гротеск гораздо точнее отражал дух времени, ведь его идея была в унифицировании шрифта. Антиква с её контрастным и выхолощенным начертанием казалась неуместной и устаревшей. Можно сказать, что с появлением гротеска антиква как класс шрифтов прекратила развитие.
Старый гротеск
Так называют первый гротеск, который зародился в викторианскую эпоху. Он хоть и лишён засечек, но всё же выглядит очень живым и рукописным, особенно если сравнивать его с более поздними гротесками. Один из самых значимых, хоть и не первый — Akzidenz Grotesk. У него на месте засечек появляются небольшие расширения (как отсылка к антикве), выносные элементы довольно короткие, а прописные буквы кажутся слишком широкими (в сравнении со строчными).
Уильям Тороугуд, 1832 год, фрагмент каталога
В этот период, помимо гротеска, возникла так называемая мутация шрифтов — появилось сверхжирное начертание Fate Face, также известное как брусковое или египетское. Все эти мутации произошли отчасти из-за эклектичности того времени, отчасти из-за обилия печатной рекламы — рукописный леттеринг появился благодаря всевозможным уличным вывескам.
Ещё один известный гротеск старого типа — News Gothic. Он более индустриальный, современный и облегчённый по начертанию, чем его предшественник Franklin Gothic. Из отличительных черт — у знака прописной Q хвост не в апертуре, а у t вершина не скошенная, а тупая. У News Gothic достаточно открытая форма знаков, что делает его удобочитаемым и светлым. Создатель шрифта — Моррис Фуллер Бентон.
Типографы: Моррис Фуллер Бентон, Фердинанд Тайнхардт, Ник Шинн
Геометрический гротеск — от раннего модернизма до ар-деко
В конце XIX века начинается эпоха модернизма. Одни утверждают, что модернизм отрицает всё, что было до него, другие — что он лишь перерабатывает старые традиции и создаёт на их основе что-то новое. Модернизму предшествовала промышленная революция, и именно она задала вектор развития общества и культуры. Сам он появился позднее как реакция на эту революцию. Возникли свободные формы искусства, новые направления: импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм. В архитектуре — конструктивизм, ар-деко, интернациональный стиль и, конечно, Баухаус.
«Форма определяется функцией» — именно так можно охарактеризовать геометричные гротески. Один из ярких представителей этого класса — шрифт Futura, который совершенствовался на протяжении почти всего столетия. Начальные формы, основанные на точном и рациональном подходе (без оптических компенсаций, которые очень важны при создании набора) были далеки от идеала по-настоящему функционального шрифта.
Первые решения шрифта Futura (Пауль Реннер, 1925)
В 1927 Пауль Реннер, делавший первые эскизы к шрифту, выпустил обновлённую версию Futura, в которой около 6 различных начертаний и альтернативные варианты спорных букв. С 1928 по 1939 год набор постоянно совершенствовался, а последние изменения были внесены в 1980-х.
Отличительная особенность Futura в том, что по своему строению это открытый гротеск, который адаптирован и для набора, и для акциденции. Выносные элементы строчных знаков спроектированы чуть выше прописных. Это сделано, чтобы улучшить внешний вид текста на любом языке. Сами знаки выглядят как составные из простых геометрических форм. Оптически круглая O. Прописная А сильно отличается от других гротесков. Отчётливая разница между широкими и узкими знаками.
К известным геометрическим гротескам относятся также Erbar, Geometria, Avenir, Avant Garde Gothic. Известные типографы здесь — Якоб Эрбар, Рудольф Кох, Уильям Двиггинс, Пауль Реннер, Владимир Ефимов, Герберт Любалин.
Неогротеск
Появился в 1950-х годах. Развивал принципы построения старых гротесков. Неогротески значительно изящнее и функциональнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. В то же время активно развивался швейцарский плакат и для него как раз требовался новый набор, такой же чистый и функциональный, как и логика построения плакатов.
Шрифты неогротеска малоконтрастные, закрытые и моноширинные. Верхние выносные элементы по высоте равны размеру прописных знаков. В целом набор выглядит очень компактно, но в мелких кеглях (8–9) строчные буквы разных шрифтов практически неразличимы.
Самый известный неогротеск — Helvetica, спроектированный в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Основа этого шрифта — Akzidenz-Grotesk и Schelter-Grotesk. Типограф — Макс Мидингер.
Helvetica, самый знаменитый шрифт XX века
Другие неогротески — Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video. Типографы — Макс Мидингер, Эдуарда Хоффман, Макс Билл, Йозеф Мюллер-Брокманн.
Гуманистический гротеск
Свободный и живой гротеск, который появился и активно развивался в 80-х, 90-х и даже в начале 2000-х. В обществе на смену модерна приходит эпоха постмодернизма, которая отрицает массовое потребление и товарное индустриальное производство. Человек — больше не составной элемент в экономической системе. Постмодерн привнёс не только внутреннюю свободу, но и освобождение от власти политических и экономических структур.
Гротеск в эпоху постмодерна уходит от индустриальной холодности в сторону гуманистического начала. Вновь появляются отсылки к засечкам, начертание не такое унифицированное и математически выстроенное. Открытый рисунок сочетается с контрастными штрихами. Гуманистические гротески в основном разноширинные и с отдельным курсивным начертанием (в старых и в геометричных гротесках тоже был курсив, однако работа над ним была минимальна и сама форма знака не сильно менялась).
Некоторые шрифты разрабатывались специально для экранов с низким разрешением — например, Verdana, который был нарисован для Microsoft. Примеры гуманистических гротесков — Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax, Meta.
Шрифт Frutiger. Был разработан Адрианом Фрутигером для навигации в берлинском метрополитене
Известные типографы периода: Эрик Шпикерман, Адриан Фрутигер
дизайн, graphic-designНашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Антиква и гротеск: отличия шрифтов
Зайдите на сайты трёх любимых брендов и попробуйте проанализировать, какие эмоции они вызывают. Будь то одежда или обувь, автомобили или электроника, косметика или аксессуары, у каждой компании есть свой секрет: они хотят стать частью вашей жизни.
Эмоции, которые вызывают эти вещи, образ жизни, с которым ассоциируются — неотъемлемая часть брендинга.
Впервые открывая сайт компании, вы ещё не знаете её историю, качество продукции и стоимость. Вы видите информацию, но не успели её прочесть. Однако ассоциации уже возникли, и причина этому — шрифт, использующийся брендом.
Почему выбрать подходящий шрифт — важно
Шрифт — это голос бренда. Как и с голосом, информацию передают слова, но эмоции вызывает то, как именно и с какой интонацией их произносит собеседник, или, в случае со шрифтом, какой гарнитурой набраны эти слова.
Люди учатся профессионально управлять голосом, чтобы производить необходимое впечатление у других и влиять на их восприятие сказанного, бренды используют для этого шрифтовые гарнитуры. Бюджетный или дорогой, современный или классический, экологичный или технологичный — шрифт расскажет об этом.
Выбор подходящей гарнитуры помогает расположить заинтересованную аудиторию к себе ещё до того, как они познакомятся с продукцией компании. Однако, если вы ошибетесь с выбором подходящего шрифта, можете вызвать противоречивые эмоции, из-за которых контакт с брендом не произойдет.
Это похоже на то, когда человек пытается уверенно рассказывать о себе или своих достижениях, но вы ощущаете замешательство, будто вас обманывают. Возможно, собеседника выдаёт дрожащий голос или неуместные интонации.
Чтобы шрифт передавал необходимые ассоциации и гармонично сочетался с позицией бренда, важно уделить должное внимание выбору подходящей гарнитуры.
Главное об антикве
Современная типографика предоставляет очень много шрифтов на выбор дизайнеров, однако все они делятся на основные категории. Самыми популярными можно назвать антиквы и гротески — они используются в большинстве современных брендов, в том числе крупнейших.
Отличить антикву достаточно просто — это шрифты с засечками.
Антиквы — это обширная категория шрифтов, которая в свою очередь делится на подкатегории. В основном, выделяют четыре вида шрифтов с засечками: старостильная, переходная, новостильная и брусковая антиквы. Они отличаются между собой формой засечек, контрастом и наклоном овалов.
Подробнее о видах шрифтов вы можете прочитать в работе Роберта Брингхерста (Robert Bringhurst) «Основы стиля в типографике» или ознакомиться с более современной и краткой классификацией шрифтов в книге Letter Fountain от Taschen.
Когда стоит выбрать антикву
Можно смело сказать, что печатная индустрия — самая широкая сфера применения шрифтов с засечками. Большинство книг и журналов, брошюр и афиш напечатаны антиквами. Такие шрифты привлекают внимание и могут выглядеть изящно и грациозно, поэтому часто используются теми, кто связан с искусством, например, организаторами выставок и кинофестивалей.
Шрифты с засечками могут быть достаточно универсальным инструментом, учитывая разнообразие шрифтовых гарнитур. Однако выбирать антикву стоит аккуратно, тщательно анализируя, какие эмоции вызывает шрифт.
Стоит отметить, что такие шрифты часто выпускаются широкими семействами, то есть в один шрифт включается несколько начертаний и даже категорий. Чаще в одной гарнитуре встречается дисплейная антиква с более выразительным характером и текстовая с более нейтральными характеристиками.
Дисплейная антиква подходит для использования в заголовках или крупных надписях, поэтому её характер более читаем, а декоративные элементы более заметные. Текстовая антиква идёт в паре с дисплейным, ей можно печатать крупные массивы текста, ведь такой шрифт обладает хорошей читаемостью и более нейтральным характером. Подсемейств может быть и больше, в зависимости от сферы использования шрифта. Например, в TT Livret от студии TypeType целых три подсемейства: дисплейное, текстовое и подзаголовочное. Расширяя количество шрифтов, студии дают возможность применять одну гарнитуру для разных задач.
Что антиква может рассказать о бренде
Антикву чаще выбирают бренды, чьи принципы основаны на бережном отношении к традициям и истории. Шрифты с засечками чаще вызывают ощущение классического и спокойного бренда, но также могут заявлять о статусности и элегантности.
Традиционные медиа, журналы о высокой моде и люксовые бренды часто обращаются к антикве. Шрифты с засечками идеально подходят компаниям, которые гордятся тем, что на протяжении долгих лет взращивали и развивали свой бренд, улучшая качество, но сохраняя основные принципы. Антиква вызывает ощущение надёжности и безопасности, поэтому может применяться в банковской или медицинской сферах.
Примеры антиквы в дизайне
Чтобы лучше понимать ассоциации, которые вызывает антиква, обратимся к известным брендам, выбравшим шрифты с засечками.
Tiffany&Co, Vogue, The New York TimesГлавное о гротесках
Гротески во многом прямая противоположность антикв. Если антикву легко определить по засечкам, то гротески — по отсутствию засечек. Это лаконичные шрифты с широкой сферой применения. Будьте уверены, что большинство сайтов, которые вы просматриваете, использует гротеск. Более того, в ходе ребрендинга мировые бренды чаще заменяют свой прежний шрифт на гарнитуру без засечек.
Гротески выглядят просто и аккуратно, поэтому считаются универсальными шрифтами в типографике. Как и антиквы, гротески делятся на подкатегории. Выделяют старые, неогротески, гуманистические и геометрические гротески.
Как и антиквы, гротески могут выпускаться широкими семействами, включающими дисплейные и текстовые шрифты. Часто семейства расширяются уже после выпуска шрифта, дополняясь новыми подсемействами. Например, для TT Norms® и TT Commons™, двух бестселлеров студии TypeType, выпускалось уже несколько дополнений. Помимо текстового и дисплейного, семейства пополнялись версиями Condensed, Expanded и даже моноширинными шрифтами.
Когда стоит выбрать гротеск
Гротески могут использоваться практически везде за счёт нейтральности и лаконичности. Веб-сайты, электронные каталоги, презентации и мобильные приложения чаще оформлены гротесками. Можно встретить гротески на вывесках магазинов и ресторанов, в печатной продукции и в оформлении упаковок.
Безусловно, гротески — фаворит большинства современных дизайнеров.
Что гротеск может рассказать о бренде
Современность, лёгкость, понимание тенденций и расположенность к контакту — это то, что считывает большинство людей, видящих гротеск на сайте любимого бренда.
Шрифтовые дизайнеры при разработке гротесков отказываются от засечек, а бренды при выборе гротесков отказываются от лишних стен в общении с аудиторией. Бренды, выбирающие шрифты без засечек, хотят быть ближе к своим потребителям, гармонично становясь частью их жизни.
Технологичность и эспериментальность, отказ от ненужных условностей, наслаждение моментом — те посылы, которые также вкладывают гротески в позиционирование брендов.
Примеры гротесков в дизайне
Познакомьтесь с гротесками ближе, просмотрев примеры использования шрифтов без засечек в современном дизайне.
Chanel, Apple, GoogleГлавные отличия антикв и гротесков
Самое очевидное отличие между гротесками и антиквами — это засечки. В антиквенных шрифтах обязательно их наличие, а в гротесках — отсутствие. Однако этой разницы недостаточно, чтобы понять, в каком разделе искать шрифт для своего проекта.
Визуальные отличия между этими шрифтовыми гарнитурами можно заметить даже без фокусировки на засечках. Визуально гротески выглядят более лаконичными и аккуратными в том числе за счёт небольшого контраста между толщиной штрихов. В антиквах самые тонкие участки буквы могут значительно отличаться от толстых, что особенно заметно в дисплейных антиквах.
Контраст между заглавными и строчными знаками также отличается. В гротесках он минимальный, из-за чего напечатанный текст выглядит нейтрально, в то время как в антиквах этот контраст может быть значительно выше. Однако современные текстовые антиквы могут обладать небольшим контрастом.
Ассоциации, которые остаются от гротесков и антикв, тоже разные. Шрифты с засечками чаще описывают как классические, изящные или строгие, в то время как гротески чаще называют минималистичными, простыми и аккуратными.
Как определиться с выбором шрифта
Чтобы найти шрифт, отражающий ценности бренда, нужно осознавать, что именно вы хотите донести до аудитории. При всём многообразии шрифтов, которые предоставляет современная типографика, выбор может быть неожиданным. Всё чаще шрифтовые студии выпускают более нейтральные антиквы или гротески с выраженным характером.
Чтобы лучше представить, какой шрифт может подойти проекту, попробуйте изучить примеры других компаний и обратить внимание на ассоциации, которые вызывает шрифт. Например, современным и молодым брендам с упором на экологичность и технологии больше подойдёт гротеск с его лаконичными чертами. Антиква будет гармонично смотреться в компаниях, акцентирующих внимание на своей многолетней истории и традициях или ориентированных на ощущение надежности и постоянства.
Совместное использование антиквы и гротесков
Иногда при выборе шрифта дизайнерам приходит идея использовать сразу несколько шрифтов, один из которых может быть гротеском, а другой — антиквой. В действительности такой выбор подходит редко, особенно если шрифты обладают разным характером.
Безопаснее совместно использовать антикву и гротеск из одного семейства, потому что такие гарнитуры создаются как шрифтовая пара. Например, в каталоге TypeType можно выбрать TT Norms® Serif, антикву, разработанную в рамках большого семейства TT Norms®, геометрического гротеска с нейтральным характером.
Стереотипы об антиквах и гротесках
«Гротеск — скучный шрифт, ассоциируйщийся с унылыми офисными презентациями, а антиква не может быть современной и сделает бренд устаревшим» — стереотипы, с которыми сталкиваются даже сегодня.
Однако шрифтовые дизайнеры неустанно трудятся, чтобы развеивать эти мифы и выпускать современные эстетичные антиквы и стильные гротески с управляемым характером. Главное — среди всего многообразия шрифтов найти тот единственный, безупречно подходящий бренду.
Финальный выбор
Типографика развивается и радует дизайнеров огромным количеством выпускаемых шрифтов. Иногда самое сложное — не потеряться в этом многообразии и понять, какой выбор будет верным.
Пусть эта статья станет ориентиром и сделает поиск гарнитуры более понятным и увлекательным.
21Гротеск | орнамент | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Осмысление классификации типов (Часть 2) — Smashing Magazine
- 15 минут чтения
- Вдохновение,
Типография,
Шрифты,
Веб-дизайн,
Графический дизайн. Он работал с такими компаниями, как Patagonia, Reach Records, Monotype и The Art…
Больше о
Джозеф ↬ Хотя классификация типов является важным подспорьем в изучении типов, это не жесткая и быстрая система, которую нельзя подвергнуть сомнению. Многие шрифты сочетают в себе характеристики и могут легко вписываться в несколько категорий, и ни одна система классификации не может охватить все возможности. В первой части этой серии из двух частей о классификации шрифтов мы рассмотрели основы классификации шрифтов — различные методы, которые люди использовали, почему они полезны, а также краткий обзор истории шрифтов, классификацию и идентификацию шрифтов на этом пути. . К сожалению, мы добрались только до римских (традиционных засечек) шрифтов и начала 19 века.век. Теперь мы вернулись ко второй части!
Часть 2 в основном будет посвящена шрифтам без шрифтов , с намеком на отображение шрифтов и других менее распространенных категорий, а также ответит на несколько вопросов, которые возникают у людей о полезности и необходимости классификации шрифтов.
Если вы еще не читали часть 1, у вас есть шанс пройти ее. Он закладывает важную основу для этой статьи, охватывает категории шрифтов с засечками и содержит много полезной информации о развитии шрифта с засечками. Если вы уже читали его, вот краткое резюме, которое поможет нам начать, прежде чем мы перейдем к новому материалу.
Больше после прыжка! Продолжить чтение можно ниже ↓Review
Системы классификации типов
На протяжении многих лет типы классифицировались разными способами, как формальными, так и неформальными — Тибо, Vox, британские стандарты и т. д. Ни один из них не является полным или всеобъемлющим, но они полезны как помощь в обучении, а также для обучения правильному и эффективному использованию шрифта. Материал в этой серии, состоящей из двух частей, во многом основан на системе Vox-ATypI , которая на сегодняшний день является наиболее «официальной» системой, принятой Международной типографской ассоциацией в 1919 г. 62 и до сих пор является наиболее часто упоминаемой системой.
Это идеально? Нет, но он дает хороший обзор того, что там есть; и когда вы описываете шрифты, используя термины, которые вы узнаете в этой серии, любой, кто достаточно знаком с типографикой, поймет, о чем вы говорите.
Вот краткий обзор категорий шрифтов, которые мы рассмотрели в первой части.
- Сильно наклоненная ось или напряжение.
- На основе шрифтов, разработанных в культурных центрах эпохи Возрождения, таких как Венеция.
Garalde
- Меньшее влияние каллиграфии, потому что шрифт стал рассматриваться отдельно от письма.
- Назван в честь влиятельных шрифтовиков Клода Гарамона и Альдуса Манутиуса.
- По-прежнему имеет наклонную ось, но менее заметную, чем в гуманистическом типе.
Переходный/неоклассический
- Без каллиграфического влияния. Проектируется самостоятельно, иногда по сетке.
- Впервые появился в конце 17 века.
- Практически вертикальная ось и высокий контраст между толстыми и тонкими мазками.
Didone
- Чрезвычайный контраст между толстым и тонким. Жестко вертикальная ось.
- Резкие засечки или засечки без скобок. Очень точно разработан.
- Назван в честь Фирмена Дидо и Джамбаттисты Бодони.
Slab Serif
- Очень тяжелый и низкий контраст между толстым и тонким шрифтом.
- Выдающиеся засечки без скобок.
- Первые шрифты, созданные специально для демонстрации.
Sans Serifs
Когда мы остановились в части 1, это было примерно в 1815 году, когда впервые появились плоские засечки, также называемые Mechanistics или Egyptiennes. К тому времени, когда начали популяризировать плоские засечки, ранние шрифты без засечек уже некоторое время существовали в различных формах. Чтобы проследить развитие шрифтов без засечек, мы должны сделать шаг назад во времени на несколько лет.
История шрифтов без засечек
Самые ранние формы букв без засечек были, конечно, не шрифтом, а надписями , датируемыми уже V веком до нашей эры, и возродились в гравюрах и надписях в 18 веке. .
Этрусский шрифт Каслона, как видно из книги образцов 1766 года. Увеличенный вид. (Источник изображения: Typefoundry)
Как ни странно, первый шрифт «без засечек» был создан не для латиницы , но для использования в академических работах 18-го века по этрусской культуре, которая предшествовала Римской империи в географическом районе современной Италии. Приблизительно в 1748 году литейный цех Уильяма Каслона (с которым вы должны быть знакомы) вырезал первый известный этрусский шрифт без засечек для издательства Oxford University Press, хотя в аналогичных приложениях шрифты без засечек использовались и раньше.
Шрифт Гаюи, созданный для тиснения страниц, чтобы их можно было читать наощупь, был необычайно богато украшен по своему назначению. Увеличенный вид. (Источник изображения: Камиль Сурже)
Другим интересным типографским нововведением была работа Валентина Гаюи, который в 1785 году основал школу для слепых детей. В 1784 году, в течение года подготовки, в течение которого он посвятил себя обучению одного ученика, Гаюи разработал рельефный шрифт, с помощью которого можно сделать тактильные книги. Шрифт, который вместе с его методом называется Haüy System , является ранней формой шрифта без засечек , но читается больше как вертикальный курсив или несвязанный шрифт.
Сначала на нем было нанесено тиснение, а затем его часто тщательно красили сверху, чтобы его также можно было прочитать визуально, как на фотографии выше. Он выглядит прекрасно, но по практичности и удобочитаемости его уступила система, разработанная Луи Брайлем, который сам учился в школе, основанной Гаюи.
Шрифт без засечек Уильяма Каслона IV был отнесен к категории «двухстрочный английский египетский». (Источник изображения: typophile)
Уильяму Каслону IV, унаследовавшему литейный завод, а также свое имя от четырех поколений назад, приписывают первый печатный шрифт без засечек для латинского алфавита, впервые появившийся в 1816 году. Каслонская книга образцов. На нем были только заглавные буквы, и он продавался как «Две строки, английский, египетский», где «Две строки» были отсылкой к размеру шрифта набора. Было много путаницы по поводу этого нового стиля, который по-разному назывался египетским (несмотря на то, что ранние плиточные засечки также продавались как египетские), готическим, гротескным и античным, среди прочего.
A sans из раннего образца типа Винсента Фиггинса. Увеличенный вид. (Источник изображения: Typefoundry)
В конце концов Винсент Фиггинс (которого вы, возможно, помните как автора первого шрифта с засечками) назвал новый стиль «без засечек», что стало общепринятым термином, хотя вы увидите много старых терминов, используемых в некоторых шрифтах.
Классификация шрифтов без засечек
На первый взгляд может показаться, что шрифты без засечек нельзя классифицировать так, как классифицируют шрифты с засечками, поскольку в тех, которые мы видим чаще всего, присутствует меньше переменных. Тем не менее, большое количество деталей может способствовать конкретизации при обсуждении, использовании и сочетании шрифтов, даже в рамках более широкой категории шрифтов без засечек или, как назвал их Максмилиен Вокс, «lineales». Подкатегории были реализованы в соответствии с классификацией британских стандартов, разновидностью системы Vox, и они обеспечивают превосходные средства распознавания характеристик. Я представляю здесь небольшую вариацию этих четырех с парой незначительных отличий ради практичности.
Гротеск
Категория «Гротеск» охватывает ранние шрифты без засечек, особенно разработанные в 19 веке и в первые или два десятилетия 20 века. Многие из этих шрифтов имели только заглавные буквы или существуют только в многовековых сборниках образцов, но некоторые из них до сих пор широко используются. Эти шрифты, как правило, очень своеобразны, с неудобным распределением веса вокруг чаш символов и неправильными изгибами.
(Источник изображения: MyFonts)
Монотипный гротеск (вверху, 1926 г.), основанный на гораздо более раннем «Идеальном гротеске» Бертольда (1832 г.), является прекрасным примером причуд, обычно проявляющихся в гротесках. Обратите внимание на неуклюжие «а» и «г», квадратные чаши, странные изгибы и углы на кончиках штрихов в «J» и «S» и общую неравномерность.
Заглавная буква G в гротеске обычно имеет шпору , а в британских стандартах указывается изогнутая ножка заглавной буквы R, хотя это не заметно во многих шрифтах того периода. Они имеют тенденцию отображать некоторые различия в толщине штрихов, но контраст не показывает влияния каллиграфии или логической закономерности. Стиль стал более изощренным в течение 19 века.век. Возможно, лучший образец этой категории появился в выпуске Akzidenz-Grotesk от Berthold Type Foundry в 1896 году, который, наряду с Schelter Grotesk (1886), послужил архетипом для многих неогротесков, в первую очередь для Neue Haas Grotesk и Univers.
Интересно, что было постулировано, что Акзиденц-Гротеск был основан на Вальбауме или Дидо. Несмотря на то, что на первый взгляд они выглядят совершенно по-разному, простое сравнение основных форм показывает, что показатели очень похожи.
Примеры категории Гротеск включают Franklin Gothic, Monotype Grotesque и Schelter Grotesk.
Нео-гротески
Нео-гротески, также называемые переходниками или реалистами, включают многие из наиболее часто используемых гротесков. Они основаны на более поздних гротесках и выводят дизайн без засечек на новый уровень благодаря тщательному построению и эстетике. Они гораздо более изысканны, чем гротески, в течение которых дизайнеры шрифтов все еще нащупывали новый стиль; таким образом, неогротески теряют многие из неуклюжих кривых и идиосинкразий , которые характерны для более ранних шрифтов без засечек. Вы увидите гораздо меньше различий в толщине линии, и чаще всего это одноэтажная буква «g».
Созданные с упором на нейтральность и простоту, они были необычайно популярны среди модернистов и остаются популярными и сегодня. Несмотря на многие заявления об обратном, простота не означает непосредственного удобочитаемости: плотный вертикальный ритм и сжатые апертуры не позволяют многим неогротескам (включая Helvetica) быть хорошим выбором для основного текста. Фактически, в редакции 2013 года DIN 1450 (немецкие стандарты разборчивости шрифтов, опубликованные Deutsches Institut für Normung) Helvetica используется в качестве отрицательного стандарта. Впрочем, это совсем другая тема.
В 1957 году — знаменательном году для Neo-Grotesque sans serifs, когда были выпущены Frutiger’s Univers, а также Folio (первоначально считавшийся более сильным конкурентом, хотя история доказала обратное) — Haas Foundry выпустила Neue Haas Grotesk Макса Мидингера, который в значительной степени опирался на Schelter и Akzidenz Grotesks. В 1960 году Haas, стремясь более эффективно продавать его, переименовал Neue Haas Grotesk в то, что мы знаем как один из самых распространенных шрифтов всех времен — как вы уже догадались — Helvetica.
Многие люди настолько любят Helvetica, что вешают отпечатки винтажных экземпляров Helvetica в качестве украшения. (Источник изображения: etsy)
Квинтэссенцией этой группы являются, конечно же, Univers и бессмертный Helvetica, который за эти годы претерпел немало изменений (как и все эти шрифты) и недавно был возрожден. Кристианом Шварцем как переиздание Neue Haas Grotesk. Для релиза Индрой Купфершмид и Ником Шерманом был создан приятный информационный мини-сайт. Другие шрифты в этой категории включают DIN 1451 и его производные, а также Bell Gothic и его преемник Bell Centennial.
Гуманистический
Если вы помните самое важное качество гуманистического шрифта с засечками, вы с облегчением узнаете, что то же качество сохраняется и в шрифтах без засечек! Основной характеристикой гуманистического шрифта, как с засечками, так и без засечек, является сильное каллиграфическое влияние, основанное на формах и плавности форм, которые могли быть созданы пером или кистью. Это означает гораздо более высокий контраст штрихов, а некоторые гуманистические шрифты даже имеют некоторое ударение, тогда как почти все другие шрифты без засечек имеют полностью вертикальную ось.
Еще одна интересная характеристика гуманистических шрифтов без засечек заключается в том, что их пропорции часто происходят в основном от римских надписей и ранних шрифтов с засечками, а не от шрифтов без засечек 19-го века, как это делали неогротески. Из-за этого процесса проектирования, включающего старые формы букв, строчные буквы «a» и «g» чаще всего являются двухэтажными в гуманистическом шрифте без засечек. Все эти характеристики в совокупности делают большинство гуманистов более разборчивыми, чем другие типы гротесков .
Optima Германа Цапфа — один из примеров, ясно демонстрирующих каллиграфическое наследие, с необычайно очевидной разницей между толстыми и тонкими штрихами, в то время как многие другие в этой категории имеют более тонкие черты. В группу Humanist sans входят классические шрифты, такие как Gill Sans и Frutiger, а также более поздние релизы, такие как Myriad (1991), Trebuchet (1996) и Calibri (2005).
Геометрический
Геометрический шрифт без засечек — это именно то, что следует из их названия. Вместо того, чтобы быть производными от ранних гротесков, таких как неогротеск, или от каллиграфических и гравированных форм, таких как гуманистический гротеск, они построены на геометрических формах. У персонажей часто оптически круглые чаши, а в остальном они обычно очень прямоугольные, с общими компонентами различных глифов.
Небольшой x-height Erbar, среди прочих факторов, затрудняет чтение. Увеличенный вид.
Якоб Эрбар, чей одноименный шрифт считается первым геометрическим гротеском, как сообщается, основывал свою конструкцию на круге. Выпущенный в 1920-х годах, Erbar-Grotesk должен был быть разборчивым. По иронии судьбы, из-за неуклюжего визуального ритма, возникающего в результате строгого соблюдения геометрических форм, геометрические линеалы являются одними из наименее разборчивых шрифтов без засечек и обычно подходят только для акцидентного шрифта. Геометрические шрифты без засечек обычно имеют небольшой контраст штрихов или вообще не имеют контраста и обычно содержат одноэтажную строчную букву «а».
Futura Пола Реннера, Kabel Коха и Avant Garde Любалина являются типичными примерами этого стиля. Gotham от H&FJ также является геометрическим гротескным шрифтом, хотя он менее строго геометрический, чем некоторые другие, и допускает больше вариаций в более тяжелых весах.
Остаток истории
Это основная классификация шрифтов без засечек! Хотя две части этой серии в основном касаются шрифтов с засечками и без, есть много других стилей, которые следует учитывать. Система Vox-ATypI также предоставляет пять подкатегорий «каллиграфии» 9.0152 (то есть шрифт, полученный из букв ручной работы), но, поскольку они в значительной степени говорят сами за себя, я не буду посвящать им много места в этой и без того длинной статье. Вот краткое описание каждой категории.
Скрипты
Футляр из металлического шрифта. (Источник изображения: Etsy)
Шрифты — это, конечно же, шрифты, основанные на почерке, особенно формальные шрифты. Буквы часто соединяются, но не обязательно. Они варьируются от очень формальных — Snell Roundhand Мэтью Картера, названный в честь автора 1694 буклета по каллиграфии, первоначально выпущенного в 1966 году — до очень случайного — Эшли Хавинден, одноименного шрифта Эшли, из 1955 года.
Глифические шрифты получаются из выгравированных или точеных букв. Многие из этих шрифтов выглядят так, как будто их можно классифицировать как шрифты с засечками, но они основаны на работе долота, а не на традиционном процессе проектирования и отсылке к штриху пера. Таким образом, глифы, также называемые «вырезанными» шрифтами, иногда содержат только заглавные буквы, а засечки имеют тенденцию быть маленькими, что является естественной деталью процесса долбления, а не особенностью дизайна. Траян и Фриз Квадрата — прекрасные примеры этого стиля.
Graphic
Графический шрифт из обширной коллекции Hamilton Wood Type.
Графика — это, по сути, универсальный ярлык для дисплея типа , который не подходит ни к какой другой категории. Он включает в себя все, что можно нарисовать или нарисовать кистью, пером или любым другим инструментом. Если это не совсем гротеск, не совсем засечки, и вы не совсем уверены, что это такое, скорее всего, это графический шрифт!
Черное письмо
Гутенберг отпечатан шрифтом, имитирующим позднесредневековый почерк Fraktur. (Изображение предоставлено JMWK)
Шрифт Blackletter начался с Гутенберга и использовался в печати, даже для печати основного текста, до начала-середины 20-го века в Германии. Он основан на средневековом почерке писца, написанном ширококонечным пером, и отличается от графических шрифтов и сценариев тем, что он широко использовался в основном тексте. Он имеет очень плотный стиль 9.0152 . Когда традиционный стиль, который использовал Гутенберг, начал уступать место более читаемым ранним шрифтам с засечками (гуманистический/венецианский дизайн Альдуса Мануция и его коллег), печатники назвали новый стиль «белым письмом» в связи с отрицательным пространством для текста. соотношение чернил на странице; таким образом, старый шрифт назывался Blackletter, и мы до сих пор используем этот термин.
Гэльский
Гэльский шрифт включает латинский алфавит, а также некоторые дополнительные глифы. Увеличенный вид. (Источник изображения: Мэтьюстонтон)
Гэльский шрифт основан на островном письме, которое встречается в рукописях по всей Великобритании. Как и в случае с Blackletter, он использовался для печати основного текста в Ирландии с самого раннего появления в 16 веке до середины 20 века, но больше не популярен как текстовый шрифт. В систему Vox-ATypI были внесены поправки, чтобы включить гэльскую категорию в 2010 году на ежегодной конференции ATypI, состоявшейся в Дублине.
Нелатинский шрифт
Помимо этого, есть еще один мир шрифтов, который можно открыть для себя. Во всех этих двух статьях о тонкостях шрифта (и, поверьте мне, это может стать намного сложнее!) обсуждался только латинский алфавит, который, хотя и довольно широко используется, является лишь одной из многих систем письма, используемых сегодня. Я призываю вас узнать больше и принять участие в типографике других систем письма! Некоторые из них очень широко распространены и ежедневно используются сотнями миллионов людей; другие используются всего лишь тысячами.
Независимо от того, сколько людей ее использует, каждой системе письма нужны качественные шрифты. От широко используемых (ознакомьтесь с интервью Надин Шахин об арабском шрифте) до редко встречающихся (Жан-Батист Леве выступил с захватывающим докладом на прошлогоднем TypeCon о создании Air Inuit Sans, поддерживающем глифы инуктитут), типографике нелатинских систем письма. обещает интересное будущее.
В этой серии из двух частей «Осмысление классификации шрифтов» мы едва коснулись поверхности увлекательной темы типографики и истории шрифтов. Надеюсь, это пробудило ваш интерес к этой интригующей области. Знание типографских ресурсов, доступных сегодняшним дизайнерам, очень важно, и полезно немного разобраться в характеристиках, истории, визуальном характере и особенностях, которые делают каждый шрифт уникальным и определяют, как он общается.
В какой-то момент истории веб-дизайна обширные знания истории шрифтов были не нужны, потому что веб-дизайнер или интерактивный дизайнер был ограничен полудюжиной шрифтов, а также ограниченным весом и вариантами.
Сегодня, однако, ландшафт веб-дизайна совершенно другой, и типографские возможности безграничны! Кроме того, хотя этот материал изучается во многих школах дизайна, значительная часть дизайнеров сегодня не имеет формального дизайнерского образования, так что сейчас самое подходящее время, чтобы наверстать упущенное!
При этом мы также должны помнить, что, хотя классификация типов является важным подспорьем в изучении шрифтов, это не жесткая и быстрая система, которую нельзя подвергнуть сомнению. Многие шрифты сочетают в себе характеристики и могут легко вписываться в несколько категорий, и ни одна система классификации не может охватить все возможности. В конце концов, классификация шрифтов — отличный способ научиться распознавать общие шаблоны и отличительные характеристики шрифтов, и по пути мы узнаем некоторую историю шрифтов.