Гуманистическая психология основные идеи и представители: Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Содержание

Основные направления гуманистической психологии.

БИЛЕТ № 7

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология. Гуманистическая психология выделяется как самостоятельное течение в начале 60-х г. ХХ века. Наиболее выдающиеся представители Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Формулировка основных принципов связана с именем психолога Абрахама Маслоу. В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. Гуманистическая психология подчеркивает уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Основные положения гуманистической психологии:

    1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности;

    2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

    3. человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

    4. человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

    5. человек обладает потенцией к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

    6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

    7. человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

    В центре концепции А. Маслоу – его представление о человеческих потребностях. В 1954 г. он разработал иерархическую модель мотивации, полагая, что потребности человека иерархически организованы по уровням:

    1. Потребности физиологические или базовые – голод, жажда, половое влечение и др.;

    2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавится от страха, от агрессивности;

    3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть принятым ими, любить и быть любимым;

    4. Потребности уважения – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов;

    5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать;

    6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота;

    7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

    О бщий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть, в какой-то мере, удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Достигают уровня самоактуализации — менее 1 %. Большинство по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию.

    Этому способствует окружение. Дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. Если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает блокировку потребности более низкого уровня. Человек же, вышедший на уровень самоактуализации, оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса; он не будет склонен к депрессии, эгоизму и т.д.

    Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции Карла Роджерса (1902-1987). Для него понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение которыми навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает на то, что на его пути встают многие препятствия – есть немало примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но и продолжают прогрессировать и развиваться.

    По Роджерсу, человек человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность и т.п. – результат страха и психологической защиты. Потребность в самоактуализации, в динамике её проявления – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным. Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая, до тех пор, пока не сформируется структура «Я», т.е. – самосознание. Проблема же заключается в том, что вместе с формированием «Я» у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении.
    Однако, при этом, единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительные отношения других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что соответствует актуализирующейся тенденции, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют «пришедшим извне» идеалам. «Я-концепция» (представления о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле. Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представление о себе, их несоответствие друг другу, что К. Роджерс обозначает термином
    «неконгруэнтность».
    Это означает – на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Единственный путь невмешательства в Самоактуализацию ребенка – безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие». Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим». Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение в индивидуальной и групповой психотерапии. Роджерс обозначил свою психотерапию как
    «терапию, центрированную на клиенте»
    , в ней важными являются и чувства клиента, и чувства терапевта.

    Во всех случаях главным для Карла Роджерса является обращение самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью».

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

    Авторы: Д. А. Леонтьев

    ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п., в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

    В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

    Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г.  п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

    Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос. -ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

    Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т.  п.

    Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

    Гуманистический подход в психологии (гуманизм): определение и примеры

    • ПОДЕЛИТЬСЯ
    • ПЕЧАТЬ

    Гуманистический, гуманистический и гуманистический термины в психологии, относящиеся к подходу, который изучает человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии.

    Гуманистическая психология — это точка зрения, которая делает упор на взгляд на человека в целом и на уникальность каждого человека. Гуманистическая психология начинается с экзистенциальных предположений о том, что люди обладают свободой воли и мотивированы на реализацию своего потенциала и самореализацию.

    Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии.

    Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

    Гуманизм отверг предположения бихевиористской точки зрения, которая характеризуется как детерминистская, сосредоточенная на подкреплении поведения «стимул-реакция» и сильно зависящая от исследований на животных.

    Гуманистическая психология отвергла психодинамический подход, потому что он также является детерминированным, с бессознательными иррациональными и инстинктивными силами, определяющими человеческое мышление и поведение.

    И бихевиоризм, и психоанализ расцениваются психологами-гуманистами как бесчеловечные.

    Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять по трем основным направлениям :

    1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.

    2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.

    3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

    Содержание

    Сводная таблица

    Ключевые функции
    • Качественные исследования
    • Адеографический подход
    • Личное агентство
    • Selfative Experiencation
    • Iidograph Arte
    • Personal Agency
    • Selfaulalistive
    • ОПРЕДНАЯ. 0055 • Холизм
    Предположения
    • Люди обладают свободой воли; это называется личным агентством.
    • Все люди уникальны и обладают врожденным (врожденным) стремлением максимально реализовать свой потенциал.
    • Правильное понимание человеческого поведения может быть достигнуто только путем изучения людей, а не животных.
    • Субъективная реальность является основным ориентиром человеческого поведения
    • Психология должна изучать индивидуальный случай (идиографический), а не средний результат группы (номотетический).
    • Следует изучать человека в целом в контексте его окружения.
    • Цель психологии — сформулировать полное описание того, что значит быть человеком (например, важность языка, эмоций и того, как люди стремятся найти смысл в своей жизни).

    Методология
    • Качественные исследования
    • ТЕБЕРЫ
    • Информационные интервью0055 • Контент-анализ
    • Феноменологические рамки
    Сильные стороны
    -долгое обучение, самостоятельное обучение и обучение, ориентированное на студента)
    • Иерархия потребностей Маслоу широко используется в здравоохранении и социальной работе в качестве основы для оценки потребностей клиентов.
    Ограничения
    • Несукные — субъективные концепции
    • Этноцентрические (смещенные в сторону западной культуры)
    • Вера в свободную волю. искажены защитными механизмами Фрейда

     

    Основные предположения

    Гуманистическая психология начинается с экзистенциального предположения, что люди обладают свободой воли:

    Личная свобода действий — это гуманистический термин, обозначающий осуществление свободы воли. Свобода воли — это идея о том, что люди могут выбирать, как им действовать, и что они самоопределены.

    Поведение не сдерживается ни прошлым опытом индивидуума, ни текущими обстоятельствами (детерминизм).

    Личная свобода воли относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям. Люди свободны выбирать, когда они конгруэнтны (Роджерс) или самоактуализируются (Маслоу).

    Хотя Роджерс гораздо больше верит в свободу воли, он признает, что детерминизм присутствует в случае обусловленной любви, потому что это может повлиять на самооценку человека. Таким образом, свобода воли и детерминизм до некоторой степени являются неотъемлемой частью гуманистической точки зрения.

    Люди в своей основе хорошие, и у них есть врожденная потребность сделать себя и мир лучше:

    Гуманистическая психология: более поздняя разработка в истории психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивном взгляде на людей, чем это предлагалось психоанализом или бихевиоризмом.

    Люди от природы добрые, а это значит, что в них (людях) нет ничего негативного или злого.

    Таким образом, гуманистическая точка зрения принимает оптимистический взгляд на человеческую природу, согласно которой люди рождаются хорошими, но в процессе своего роста они могут стать злыми.

    Гуманистический подход подчеркивает личную ценность человека, центральное место человеческих ценностей и творческую, активную природу человека.

    Подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, боль и отчаяние.

    Люди мотивированы на самореализацию:

    Крупнейшие психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить и обладают способностью управлять своей жизнью.

    Самореализация связана с психологическим ростом, самореализацией и удовлетворением в жизни.

    И Роджерс, и Маслоу считали личностный рост и удовлетворение в жизни основными человеческими мотивами. Это означает, что каждый человек по-разному стремится к психологическому росту и постоянному самосовершенствованию.

    Однако и Роджерс, и Маслоу описывают разные способы достижения самоактуализации.

    Согласно Маслоу, у людей также есть потребности, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы самоактуализация стала возможной. Основные потребности, например. пища и вода должны быть удовлетворены прежде, чем высшие психологические и эмоциональные потребности. Это показано в иерархии потребностей Маслоу.

    Согласно Роджерсу, люди могут самореализоваться только в том случае, если они имеют позитивное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочно положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

    Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

    Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.

    Поведение следует понимать с точки зрения субъективного сознательного опыта индивидуума (феноменология):

    Психологи-гуманисты также считают, что наиболее фундаментальным аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Это не может быть точным отражением реального мира, но человек может действовать только с точки зрения собственного частного опыта субъективного восприятия действительности.

    Психологи-гуманисты утверждают, что физическая объективная реальность менее важна, чем субъективное (феноменологическое) восприятие и понимание человеком мира. Таким образом, то, как люди интерпретируют вещи внутренне, является (для них) единственной реальностью.

    Иногда гуманистический подход называют феноменологическим. Это означает, что личность изучается с точки зрения субъективного опыта индивида. Смысл – это цель или ценность, которую человек придает своим действиям или переживаниям

    По словам Роджерса, каждый из нас живет в мире, созданном нами самим, сформированном нашими процессами восприятия. Он называл уникальное восприятие реальности человеком его или ее феноменальным полем.

    Как однажды сказал Роджерс: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, который я воспринимаю и ощущаю в данный конкретный момент. Единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и переживаете в данный момент. И единственная уверенность в том, что эти воспринимаемые реальности различны. «Настоящих миров» столько же, сколько людей! (Роджерс, 1980, с. 102).

    Для Роджерса в центре внимания психологии находится не поведение (Скиннер), бессознательное (Фрейд), мышление (Пиаже) или человеческий мозг, а то, как люди воспринимают и интерпретируют события. Поэтому Роджерс важен, потому что он перенаправил психологию на изучение себя.

    Гуманистические теоретики говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать в трех одновременных условиях.

    Во-первых, их нужно рассматривать как единое целое и осмысленно, а не разбивать на мелкие компоненты информации, разрозненные или фрагментарные, как у теоретиков психодинамики. Роджерс сказал, что если эти индивидуальные восприятия реальности не сохранить в целости и разделить на элементы мысли, то они потеряют свой смысл.

    Во-вторых, это должны быть сознательные переживания здесь и сейчас. Не следует предпринимать никаких усилий для извлечения бессознательных переживаний из прошлого.

    Феноменологический означает «то, что проявляется», и в данном случае это означает то, что естественным образом появляется в сознании. Не пытаясь свести его к составным частям – без дальнейшего анализа.

    Наконец, весь этот опыт следует рассматривать через самоанализ. Интроспекция — это тщательный поиск своих внутренних субъективных переживаний.

    Гуманизм отвергает научную методологию:

    Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию лаборатории психологии для исследования поведения людей и животных.

    Роджерс сказал, что объективное научное исследование, основанное на детерминистских предположениях о людях, имеет место в изучении людей (наука), но ограничено в том смысле, что не учитывает внутренние человеческие переживания (феноменология).

    Изучение субъективного опыта человека является самой большой проблемой для научной психологии, которая подчеркивает необходимость того, чтобы ее предмет был публично наблюдаемым и поддающимся проверке. Субъективный опыт по определению сопротивляется таким процессам.

    Гуманизм отвергает научную методологию, такую ​​как эксперименты, и обычно использует качественные методы исследования. Например, дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.

    Качественные исследования полезны для исследований на индивидуальном уровне и для более глубокого изучения того, как люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).

    Чтобы по-настоящему понять других людей, нужно сесть и поговорить с ними, поделиться своим опытом и быть открытым к их чувствам.

    Гуманизм отверг сравнительную психологию (учение о животных), потому что она ничего не говорит нам об уникальных свойствах человека:

    Гуманизм рассматривает людей как принципиально отличных от других животных, главным образом потому, что люди являются сознательными существами, способными мыслить, рассуждать и говорить.

    Для психологов-гуманистов исследования животных, таких как крысы, голуби или обезьяны, не имели большого значения.

    Исследования таких животных могут рассказать нам очень мало о человеческом мышлении, поведении и опыте.

    Историческая хронология

    • Маслоу (1943) разработал иерархическую теорию мотивации человека.
    • Карл Роджерс (1946) публикует Значимые аспекты клиент-центрированной терапии (также называемой личностно-центрированной терапией).
    • В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте состоялись две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению.
    • В 1962 году при спонсорской поддержке Университета Брандейса это движение было официально основано как Ассоциация гуманистической психологии.
    • Первый номер Журнала гуманистической психологии вышел весной 1961 года.
    • Кларк Халл (1943) Принципы поведения был опубликован.
    • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , в котором описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.

    Проблемы и дебаты

    Свобода воли против детерминизма

    Это единственный подход, в котором прямо говорится, что у людей есть свобода воли, но его позиция по этой теме несколько непоследовательна, поскольку, с одной стороны, утверждается, что у людей есть свобода воли.

    Однако, с другой стороны, он утверждает, что наше поведение определяется тем, как к нам относятся другие люди (чувствуем ли мы, что нас безоговорочно ценят и уважают окружающие).

    Природа против воспитания

    Подход признает как влияние природы, так и воспитание, воспитание – влияние переживаний на способы восприятия и понимания мира человеком, природа – влияние биологических влечений и потребностей (иерархия потребностей Маслоу).

    Холизм против редукционизма

    Этот подход является целостным, поскольку он не пытается разбить поведение на более простые компоненты.

    Идиографический против номотетического

    Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не пытается установить универсальные законы о причинах поведения; это идиографический подход.

    Используемые методы исследования являются научными?

    Поскольку подход рассматривает человека как уникального, он не считает целесообразным научное измерение его поведения.

    Критическая оценка

    Сильные стороны

    Гуманистический подход применялся к относительно небольшому количеству областей психологии по сравнению с другими подходами. Поэтому его вклад ограничен такими областями, как терапия, аномалии, мотивация, образование и личность.

    Клиент-центрированная терапия широко используется в здравоохранении, социальной работе и промышленности. Эта терапия помогла многим людям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, что является значительным вкладом в улучшение качества жизни людей.

    Гуманистическая терапия основана на идее о том, что психологические расстройства являются продуктом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам рассматривать себя и свои ситуации с большей проницательностью, точностью и принятием.

    Фундаментальное убеждение этого типа терапии состоит в том, что клиенты могут полностью реализовать свой человеческий потенциал, если они смогут достичь этих целей. Примеры гуманистической терапии включают клиентоцентрированную терапию и гештальт-терапию.

    Терапия, ориентированная на клиента, направлена ​​на повышение самооценки клиентов и уменьшение несоответствия между Я-концепцией и идеальным Я.

    Это недирективная терапия, в ходе которой клиенту предлагается найти собственные решения своих проблем в атмосфере поддержки, непредвзятости и безоговорочного положительного отношения.

    Он фокусируется на настоящем, а не на прошлом, в отличие от психоанализа. Эта терапия широко используется, например. здравоохранение, образование и промышленность.

    Взгляд Роджерса на образование рассматривал школы как в целом жесткие бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Применительно к образованию его подход становится «ориентированным на ученика обучением», в котором детям доверяют участвовать в развитии и брать на себя ответственность за свои собственные программы обучения. Его отношение к экзаменам, в частности, несомненно, найдет самую восприимчивую аудиторию среди многих студентов:

    «Я полагаю, что проверка достижений студента, чтобы увидеть, соответствует ли он какому-либо критерию, установленному учителем, прямо противоположна к последствиям терапии для значимого обучения».

    Гуманистические идеи были применены в образовании с открытыми классами. В открытых классах ученики сами решают, как должно проходить обучение (ориентация на ученика), они должны быть самостоятельными, они свободны выбирать, что изучать, а учитель просто действует как фасилитатор, который создает атмосферу. свободы и поддержки индивидуальных занятий.

    Школа Саммерхилл в Великобритании, основанная А.С. Нил — одна из школ, которые с некоторым успехом полностью применили гуманистические идеи для повышения мотивации учащихся.

    Школа имеет четкую структуру и правила, а учащиеся из Саммерхилла очень креативны, самостоятельны (свободны в выборе предметов, учебных материалов и т. д.), ответственны и толерантны.

    Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

    Как и следовало ожидать от «антинаучного» подхода, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных. Подход включает в себя непроверяемые концепции, такие как «самоактуализация» и «конгруэнтность».

    Однако Роджерс попытался внести больше строгости в свою работу, разработав Q-сортировку — объективную меру прогресса в терапии. Q-сортировка — это метод, используемый для сбора данных о результатах терапии на основе изменений в представлениях клиентов о себе до, во время и после терапии, поскольку он используется для измерения фактических изменений на основе различий между собой и идеальным я.

    Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии. Например, их вера в свободную волю прямо противоречит детерминистским законам науки.

    Однако обратной стороной этого является то, что гуманизм может лучше понять поведение человека с помощью качественных методов, таких как неструктурированные интервью.

    Этот подход также помог обеспечить более целостное представление о человеческом поведении, в отличие от редукционистской позиции науки.

    Ограничения

    Психоаналитическая критика утверждает, что люди не могут объяснить свое собственное поведение, потому что причины в значительной степени бессознательны. Следовательно, сознательные объяснения будут искажены рационализацией или другими средствами защиты.

    Бихевиористы были самыми строгими критиками гуманистической психологии из-за феноменологического подхода, который они считают чисто субъективным и дуалистическим.

    Таким образом, по мнению бихевиористов, теории лишены какой-либо эмпирической достоверности, а научный метод отказывается в пользу самоанализа.

    Возможная причина ограниченного влияния на академическую психологию, возможно, кроется в том факте, что гуманизм преднамеренно использует ненаучный подход к изучению человека.

    Области, изучаемые гуманизмом, такие как сознание и эмоции, очень трудно поддаются научному изучению. Результат таких научных ограничений означает отсутствие эмпирических данных в поддержку ключевых теорий подхода.

    Еще одним ограничением гуманистического подхода является то, что он этноцентричен. Многие идеи, занимающие центральное место в гуманистической психологии, такие как индивидуальная свобода, автономия и личностный рост, скорее ассоциируются с индивидуалистическими культурами западного мира, например, Соединенных Штатов.

    Коллективистские культуры, такие как Индия, которые подчеркивают потребности группы и взаимозависимость, могут не так легко отождествляться с идеалами и ценностями гуманистической психологии.

    Таким образом, возможно, что этот подход не будет хорошо распространяться и является продуктом культурного контекста, в котором он был разработан, и эмический подход является более подходящим.

    Гуманизм предлагает позитивный взгляд на человеческую природу, однако можно утверждать, что это может быть не очень реалистично при рассмотрении повседневной реальности, такой как насилие в семье и геноцид.

    Кроме того, подход, направленный на удовлетворение наших потребностей и реализацию нашего потенциала роста, отражает индивидуалистический, эгоцентричный взгляд, который является частью проблемы, с которой сталкивается наше общество, а не решением.

    Ссылки

    Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-96.

    Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог , 1, 415-422.

    Маслоу, А. Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.) . Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд.

    Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог 1, 415-422.

    Роджерс, Ч. Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки человека и социальный контекст . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

    • ПОДЕЛИТЬСЯ
    • ПЕЧАТЬ

    Гуманистическая психология | Определение, характеристики, примеры и факты

    Carl Rogers

    См. все СМИ

    Связанные темы:
    психология

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    гуманистическая психология , направление в психологии, поддерживающее веру в то, что люди как личности являются уникальными существами, и психологи и психиатры должны их признавать и относиться к ним как к таковым. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», которое стало популярным в США в 1960-е гг.

    Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (пренебрегая основными аспектами людей как чувствующих, мыслящих личностей) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практика который количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранний опыт и побуждения человека определяют его поведение. Гуманист озабочен наиболее полным ростом личности в сферах любви, самореализации, самоуважения и автономии.

    Американский психолог Абрахам Маслоу, считающийся одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или влечений в порядке убывания приоритета или силы, но возрастающей сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самоуважение. актуализация. Только когда более примитивные потребности удовлетворены, человек может перейти на более высокие уровни в иерархии. Люди, достигшие самореализации, полностью реализуют свой потенциал.

    Понятие «я» является центральной темой для большинства психологов-гуманистов. В теории «личностного конструкта» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и заставляет их направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я». Роджерс подчеркивал, что в развитии личности человека человек стремится к «самоактуализации (стать собой), самоподдержанию (продолжать быть собой) и самоутверждению (превзойти статус-кво)».

    Следуя трудам Жана-Поля Сартра и других экзистенциальных философов, многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни. Различные «способы» бытия-в-мире были описаны швейцарским психиатром и одним из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвигом Бинсвангером. Согласно Бинсвангеру, одиночный модус — это индивидуум, который предпочитает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Режим множественного числа возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, модус анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других. Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй подчеркивал, что люди являются существами, которые испытывают и с которыми случаются переживания. Мэй осознание собственной смертности делает возможными жизненную силу и страсть.

    Гештальт-терапия, мало похожая на экспериментальную школу гештальт-психологии начала 20 века, представляет собой еще один гуманистический подход. Он подчеркивал позитивный взгляд на людей и их потенциал для достижения настоящей радости. Другой влиятельной терапией движения человеческого потенциала является метод, известный как транзакционный анализ, разработанный Эриком Берном.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *