5.Характеристика впф
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элъкониным, П. Я. Гальпериным и др.
Л. С. Выготский выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй — формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.
В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [Выготскии Л. С., 1956, с. 488]. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корковокорковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т.о. каждая В. п. ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие «В. п. ф.» является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.
ВПФ и их мозговая организация.
ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. По Выготскому, ВПФ – «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики ВПФ, по Лурия:
1. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов.
2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы).
3. Они произвольны по способу осуществления.
Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в реализации ПФ, другие – гибкими, которые включаются в работу лишь при определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций. Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию. Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов.
Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).
Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический.
Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями.
В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс развития высших форм поведения ребенка».
— процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления.
— процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.)
Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.
Основываясь на гипотезе интериоризации, внешняя деятельность служит первоначальным источником психической деятельности благодаря интериоризации (вращиванию во внутрь) и является местом хранения важнейших ее черт, таких как орудийность и социальность.
Также Выготский сформулировал свой закон об образовании высших психических функций (ВПФ).
ВПФ по Выготскому – произвольные, целенаправленные, осознанные, опосредованные, исторические, искусственные, системные. Однако, что способствует тому, что ребенок способен регулировать свою психическую деятельность? Ученый провел аналогию между внутренней и внешней деятельностью. Поскольку внешней деятельности присуща орудийность, то должно существовать и внутреннее орудие, характерное только для внутренней деятельности. Для Выготского таковым являлся знак, закрепленный в форме слова и в значении слова. Знак замещает реальный предмет, с которым внешне не похож. Речь по Выготскому выступает универсальной знаковой системой, которая позволяет ребенку овладеть всеми необходимыми познавательными функциями. Когда ребенок овладевает речью, одновременно открывается возможность овладения высшими психическими функциями.
Однако ребенок не изобретает речь, поскольку она является культурно-историческим наследием человека. Первоначально ребенок усваивает речь благодаря помощи взрослого.
Л.С. Выготский дает формулировку общего генетического закона культурного развития: каждая высшая психическая функция проявляется дважды, изначально в качестве интепсихической функции (функция разделена между взрослым и ребенком, она представляет их совместную деятельность), а потом в качестве самостоятельной интрапсихической функции человека. Если следовать этому закону, то психическая природа человека представляется комплексом общественных отношений, которые были перенесены внутрь и впоследствии стали личностными функциями человека и формами ее структуры.
Присвоение ребенком общественно-исторических методов внутренней и внешней деятельности служит отображением психического онтогенеза. Благодаря культурно-исторической концепции Выготский сформулировал законы психического развития ребенка. Ниже приведены основные из них:
• Закон формирования ВПФ гласит, что первоначальное возникновение ВПФ выступает в форме коллективного поведения, выражается через сотрудничество с окружающими, и лишь потом идет становление ВПФ как внутренних индивидуальных функций самого ребенка. Формирование ВПФ происходит при жизни как результат освоения орудий и средств, выработанных в течение исторического развития общества;
• Закон неравномерности детского развития говорит о том, чтокаждая составляющая психики ребенка имеет свой период развития, он носит название сензитивного периода.
Суть возрастной сензитивности объясняется через системное и смысловое строение сознания в гипотезе Выготского. Системность строения сознания подразумевает структуру конкретных психических процессов, т.е. психическая функция в характерный для нее сензитивный период составляет центр данной системы, а остальные процессы психической деятельности будут развиваться в характерных именно для них период под влиянием уже этой функции, которая сформировалась в сознании. Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».
Развитие высших психических функций | Кен Хог | Achieve Mindset
Еженедельная серия — Развитие молодых мыслителей
Срабатывает будильник. Пятилетний Джонни переворачивается на бок, несколько раз моргает глазами. Он считает до трех, откидывает одеяло и вскакивает с кровати. Когда его ноги касаются пола, он уже знает шесть вещей, которые ему нужно сделать, прежде чем он доберется до кухни. Начинается гонка, как быстро он сможет одеться, сходить в ванную, убраться в комнате, прежде чем сядет есть. Каждое утро он записывает свои лучшие результаты на настенной диаграмме.
Даже в пятилетнем возрасте Джонни находится на пути к независимости. Его будильник, расписание и таймер — это инструменты, которые помогают ему развивать высшие психические функции.
Высшие психические функции преднамеренны, что означает, что ими можно управлять с помощью мысли и выбора.
В последней статье Дженни с трудом поднимала руку, чтобы отвечать на вопросы в группе. Ей постоянно приходилось напоминать ей ждать своей очереди от учителя. Затем ее учительница поняла, что она может дать Дженни изображение поднятой руки (визуальная поддержка) в качестве напоминания. Картинка была новым ментальным инструментом, который Дженни могла использовать, чтобы выработать эту новую привычку.
Вместо того, чтобы учителю «Скажи Дженни» поднять руку, она просто указала на карточку. Через несколько раз Дженни смогла остановиться и подумать, прежде чем говорить вне очереди. В конце концов Дженни перестанет нуждаться в карте, и новый навык станет для нее автоматическим. Она усвоила бы это так же, как Джонни автоматически вылетает из постели, чтобы мчаться за завтраком.
Создание высших умственных способностей для детей дает три основных преимущества.
Расширение возможностей разума.
Расширение возможностей разума позволяет мозгу систематизировать больше информации, чем он мог бы самостоятельно. Дети будут использовать карандаш и бумагу, чтобы организовать этапы решения математической задачи. С практикой они начинают делать шаги в своем собственном мозгу. В конце концов, они могут удерживать шаги в своей рабочей памяти, не записывая шаги.
Овладение поведением.
Дети могут управлять своими эмоциями и саморегуляцией с помощью умственных инструментов. Разговор с самим собой — один из самых важных инструментов высшего ума для изучения. Если дети испытывают тревогу, они могут использовать вербальные стратегии, такие как счет до 10, чтобы взять под контроль свои эмоции.
Обретение независимости.
Дети учатся пользоваться инструментами, работая с другими. С практикой они могут делать их самостоятельно. В конце концов, внешние инструменты станут усвоенными, и выработаются новые привычки. Когда это происходит, у них появляется больше мозговой энергии, чтобы сосредоточиться и на других вещах.
В случае с Дженни, как только она усвоит навык ожидания своей очереди, она сможет помочь другим вспомнить, как это делать. После этого она встанет на собственный путь к независимости.
В следующей статье мы поговорим об особенностях высших психических инструментов и о том, как их построить.
Надеюсь, это было полезно. Все ваши комментарии и вклад очень ценятся. Не забудьте подписаться на нас на Medium и подписаться на нашу рассылку в daVinci Publishing
Теория когнитивного развития Выготского в социальных отношениях – Ростки – Обучающие видео – Социальные науки
Теория социального развития Выготского утверждает, что общность и язык играть центральную роль в обучении. Выготский считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.
«Отлично. Я изучал эти теории когнитивного развития, читая учебные материалы, и действительно засыпал. Но как только я начала смотреть ваши мультфильмы, я действительно проснулась. Я считаю, что это отличный способ представить знания. Уважать!»
– Сат санга онлайн
Полная история
Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. В то время как Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие детей происходит поэтапно, Выготский отверг его идеи и считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.
четыре элементарные психические функции
Выготский утверждал, что мы рождаемся с четырьмя «элементарными психическими функциями»: Внимание, Ощущение, Восприятие и Память. Именно наша социальная и культурная среда позволяет нам использовать эти элементарные навыки для развития и, наконец, обретения «высших психических функций». . Во-первых, есть то, что мы можем сделать сами. Далее идет Зона ближайшего развития, которая представляет собой то, что мы можем сделать с помощью взрослого, друга, технологии или того, что Выготский назвал Более Знающим Другим. Наконец, есть то, что находится за пределами нашей досягаемости.
пример близнецов
Чтобы проиллюстрировать это, давайте подумаем о близнецах, выросших в сообществе, в котором мальчики должны учиться и добиваться успеха, а девочки должны быть только красивыми. В возрасте 10 месяцев оба обладают способностью ползать и находятся в зоне ближайшего развития для обучения стоянию на ногах.
Более знающий Другой, в данном случае отец, предоставляет мальчику возможность потренироваться в игровой комнате, которую он оборудовал лесами и другими предметами. Мальчику предлагается изучить оборудование, и в конце концов он использует его, чтобы подтянуться. Через несколько часов он курсирует вдоль построек. И через несколько дней он уже стоит на ногах. Девушка также может стоять, но не получает никакой поддержки в обучении навыку.
Когда мы сравним их, мы увидим, что пока девочка все еще пытается встать, мальчик переместился в новую зону. Он умеет балансировать стоя и теперь может научиться ходить. Оба со временем научатся ходить, но, по словам Выготского, мальчик будет более умелым.
Одни и те же принципы применимы ко всему обучению и развитию высших когнитивных функций. И только те, кто учится с помощью способного наставника, могут полностью раскрыть потенциал своих способностей.