Хорошо писать: 25 советов, чтобы научиться писать лучше. Читайте на Cossa.ru

Содержание

25 советов, чтобы научиться писать лучше. Читайте на Cossa.ru

1. Пишите каждый день. Только практика научит вас лучше писать.

2. Читайте все время. The process of reading is the reverse of writing.

3. Читайте самые разные стили письма и создавайте таксономию стилей, которые предпочитаете вы. Читайте как автор: обращайте внимание на структуру, тон, форму, грамматические конструкции и так далее. Попробуйте написать один и тот же выдуманный абзац в стиле своих любимых авторов.

4. Проделывайте такое упражнение — возьмите одно предложение и разрушьте его конструкцию. Поставьте глагол в пассивный залог, прилагательное после существительного, уберите предлог, подумайте, как еще его можно изменить. Вы можете игнорировать правила построения и играть с формой, если уверены в том, что отлично их знаете.

5. Прочитайте стайл-гиды различных изданий. Они есть у AP, The New York Times и других. В России Lenta.ru обещает вскоре выпустить свой.

6. Детали имеют значение. Если вы попросите 5 человек написать историю о яблочном дереве, которое растет в деревне, это будут абсолютно разные истории. Если попросить подготовить важную новость, она будет находиться в контексте последних событий. Контекст, в котором мы живем, имеет большое значение.

7. Напишите то, что хотите. Затем оставьте первый и последний абзацы. Это универсальное правило — когда вы пишете историю, она будет лучше, если оставить только первый и последний абзацы.

8. Ешьте больше фруктов, заботьтесь о своем теле. Если ваше тело говорит «нет», мозг будет идти по тому же пути.

9. Не просите разрешения. Другими словами, не надо говорить «как мне кажется», «по-моему». Мы знаем, что это ваше мнение, потому что вы это пишете.

10. Пейте кофе. No coffee — no creativity.

11. Будьте честными. Расскажите людям о том, что они знают, но почему-то никогда не говорят. Кто-то может быть зол на вас, но другие — будут благодарны. Если вы не готовы быть честным, не пытайтесь писать.

12. Старайтесь не обижать никого. Это противоречит предыдущему правилу, но важно соблюдать баланс. Просто помните о том, что причиняя кому-то боль, вы портите свою карму.

13. Не бойтесь того, что говорят люди. Возможно, есть 10 человек, мнение которых должно вас волновать. В остальном же — пусть говорят, что угодно. Некоторые люди занимаются только тем, что пишут день и ночь негативные комментарии. У кого-то просто выдался плохой день.

14. В то же время умейте признавать свои ошибки. Критикуйте себя, каждый раз ищите то, что можно улучшить.

15. Уделяйте много внимания заголовку и анонсу. Если стиль издания позволяет, шокируйте читателей заголовком.

16. Крадите. Не в буквальном смысле. Но всегда смотрите на опыт своих коллег и конкурентов, находите лучшее и используйте это.

17. Заставляйте людей рыдать. Если вы были влюблены, вы знаете, что это такое. Заставляйте людей чувствовать эмоции. Рассказывайте о своем детстве, в котором они жили вместе с вами, ностальгируйте, пишите о важном.

18. Обращайтесь к людям. Последнее десятилетие было абсолютно ужасным. Для каждого. Америка вошла в стадию пост-травматического стресса после 11 сентября, и кризис 2008 года только усугубил это. Кто-то из нас развелся, кто-то потерял друзей, но мы продолжаем бороться, c правительством, одиночеством, и вот этим всем. Никто не совершенен. Но все мы стараемся. Покажите людям, что вы один из них. Никто не рассчитывает увидеть в вас супергероя.

19. Время лечит. Даже если вы написали глупость и вас ненавидят, со временем об этом забудут. Вы можете измениться, начать писать на другие темы. Главное — никогда не опускайте руки.

20. Рискуйте. Доставайте информацию, которую никто не знает, отправляйтесь в города, где не был никто. Пишите, даже когда знаете, что критика будет огромна. Ничего не бойтесь и верьте в себя.

21. Шутите. Большинство людей любит расслабляться. Их замучили проблемы дома, на работе, они просто хотят передохнуть. Поэтому, когда вы пишете о чем-то серьезном, попробуйте объяснить это просто. First rule of funny: ugly people are funny. Make yourself as ugly as possible.

22. Последняя строка приравнивается к взрыву. Ваш текст ничего не стоит, если последняя строка не оставляет в человеке понимание, зачем он все это прочитал. Возьмите книгу коротких историй «Иисус» Дениса Джонсона. Там последние строки как раз об этом.

23. Используйте короткие предложения. Ставьте запятые тогда, когда они необходимы. Не используйте точку с запятой вообще.

24. Пишите так же, как и говорите. У вас есть собственный стиль, вы чувствуете мир под конкретным углом. Не надо изменять себе, когда переходите на бумагу.

25. Собирайте идеи. Джеймс Алтучер в книге «How to be the Luckiest Man Alive» развивал эту тему. Каждый день вам нужно упражняться в создании новых идей (например, тем для статей).

Cписок книг, которые советуют прочитать на Quora:

The Art of the Novel, Milan Kundera
Becoming a Writer, Dorothea Brande
The Careful Writer, Theodore M. Bernstein
Elements of Style, Strunk and White
The Golden Book on Writing, David Lambuth
Living by Fiction, Annie Dillard
The Writing Life, Annie Dillard
On Writing, Stephen King
On Writing Well, William Zinsser

Politics and the English Language, George Orwell
The Sense of an Ending, Frank Kermode
Stein on Writing, Sol Stein
The War Against Cliche, Martin Amis
Writing in Restaurants, David Mamet
The Writing Life CD British Library (various authors)
Bird by Bird, Anne Lamott (audio version)
Story, Charles McKee
Telling True Stories, ed. Mark Kramer and Wendy Kall
The Careful Writer by Theodore M. Bernstein
Strunk and White — Elements of Style
On Writing’ by George V Higgins
Writing down the bones, Stein

Источник: Quora

Источник картинки на тизере: Flickr

Зачем учиться (хорошо) писать | PSYCHOLOGIES

Карьера и самореализацияАнтистресс

За время работы в Psychologies я написала множество статей, но ни одна из них не давалась мне так трудно, как эта. Парадокс — писать о писателях оказалось сложной задачей!

Это объяснимо — обычно я только автор, который собирает высказывания героев и мнения экспертов. А на этот раз я совмещаю несколько ролей, потому что и сама веду однодневный тренинг «Пишу как дышу» для тех, кто уже пишет, мечтает об этом или стремится преодолеть творческий кризис.

Начинала я четыре года назад и помню, что тогда мой проект был если не единственным, то одним из немногих. Но сейчас ситуация изменилась. Я вижу все больше объявлений о литературных студиях, курсах, мастерских, тренингах. Причем среди тех, кто туда приходит, не только литераторы. Иногда начинает казаться, что буквально каждый хочет «овладеть пером» или научиться писать лучше. В чем разгадка?

Исцеляющий эффект

Cлово — один из основных инструментов психолога: чувства, переживания осознаются через выражение их в словах. В литературе у слова другая, эстетическая ценность. Но хотя цели у психотерапии и литературы разные, слово может исцелять как в первом, так и во втором случае.

«Письменное самораскрытие и выражение значимых переживаний полезно для психического и телесного здоровья», — замечает нарративный психолог Дарья Кутузова.

Она рассказывает об исследовании, которое провел социальный психолог Джеймс Пенбейкер: «Если участникам экспериментов удавалось создать хорошую, подробно, насыщенно написанную и связную историю и описать сильное, глубокое переживание, особенно такое, о котором они прежде никому не рассказывали, то у них улучшалась работа иммунной системы, стабилизировалось кровяное давление, налаживался сон, физическая боль становилась более переносимой и даже раны начинали заживать быстрее».

Интересно, что для здоровья, согласно исследованиям, полезны как автобиографические сюжеты, так и выдуманные; как повествование о тяжелых ситуациях, так и рассказ о радостных, счастливых, пиковых переживаниях. Эксперименты Пенбейкера — научное подтверждение догадки, которую высказал почти двести лет назад поэт Евгений Баратынский: «Болящий дух врачует песнопенье». Вероятно, многие чувствуют, что и проза в этом деле небесполезна.

«За четыре года после курсов я написала четыре романа»

Анна Ветлугина, композитор

«По основной профессии я композитор и органист. В детстве, будучи одиноким ребенком, я развлекалась, сочиняя разные приключения. И поэтому уже в юности могла время от времени печатать в журналах рассказы и статьи. Но журналы эти были не самые заметные, к тому же мне хотелось выпустить собственную книгу. И вдруг мне попалось на глаза объявление: при Союзе писателей открылись курсы коммерческой прозы. Я пришла туда и оробела — все казались мне очень продвинутыми. Я бы, наверное, сбежала, если бы не чуткость нашего преподавателя Дмитрия Володихина. Известный фантаст, доктор исторических наук, профессор… Он разбирался во всем. Даже поправил меня, органиста (!), в вопросе о размере клавиш средневекового органа. Курсы не только открыли мне новую дверь в литературу, но и дали неожиданные выходы для основной профессии. У меня появилась монография о Бахе, которую высоко оценили коллеги-музыканты. За четыре года после курсов я написала четыре романа и две монографии — больше, чем за всю жизнь. И стала лауреатом двух литературных премий».

Расширять возможности

«Многие приходят на писательские курсы с надеждой, что этот опыт расширит их возможности, — продолжает Дарья Кутузова. — Поможет найти форму для выражения сильных чувств, воспоминаний или фантазий. Публикация произведений, известность и успех возможны, но не обязательны. Хотя фантазировать об этом, конечно же, приятно, и посещение занятий — важный шаг в сторону мечты, осуществление которой обещает ощущение могущества».

Однако пережить его удастся не каждому. Если к психологу может обратиться любой, то литературные школы и мастерские предполагают отбор, иногда довольно суровый.

«Мы задали максимально высокую планку, — рассказывает писатель и переводчик Мария Голованивская, соучредитель школы «Хороший текст». — Решили позвать тех, кто уже хорошо пишет». Но это не останавливает соискателей, а возможно, даже подстегивает. «Пройти испытание и быть принятым в некий круг — один из способов повысить самооценку», — поясняет системный семейный терапевт Инна Хамитова.

Среди участников таких проектов не только литераторы. «У нас учатся сотрудники крупных и мелких компаний, рекламных агентств, журналисты, преподаватели, айтишники, — перечисляет писатель и литературный критик Майя Кучерская, в мастерской у которой уже завершились два полных курса, — операторы, историки, политологи, математики, обязательно парочка соскучившихся от долгого сидения дома мам и один-два психолога на группу». Чего же они хотят?

Пища для души

В первую очередь «писать лучше, выразительней, глубже, профессиональней, — отвечает Майя Кучерская. — Много тех, кто иссох душой на работе и жаждет другой пищи, хочет говорить не о показателях эффективности, не о неживом, а о героях, образах, узнавать новые имена, читать новые книги. Словом, хочет нырка и полного погружения в литературную среду».

Такова основная цель, однако на пути к ней участники получают и другие бонусы. «Однажды в группе наступает такой момент, когда участники перестают бояться друг друга и себя, вот тогда можно начинать, — объясняет Майя Кучерская. — Тогда и происходит чудо, и все — все! — начинают писать лучше. Тут действует многое — и полученные знания о том, как надо и не надо складывать слова, и пребывание в атмосфере творчества, обсуждений, эмоциональной открытости. И просто острое желание найти точный образ, деталь».

«Когда мы творим, наше «Я» делается полнее, а мы сами становимся в большей степени собой»

На литературных курсах большое внимание уделяется мастерству писателя и качеству текста. «Мы очень серьезно относимся к задаче преподавания, — отмечает Мария Голованивская. — Вот эта серьезность и привлекла к нам людей, которые устали от коммерческого образовательного сервиса. У нас не студенты выбирают преподавателей, а преподаватели студентов».

Тренинг «Пишу как дышу» сфокусирован на процессе создания текста. Это однодневная психологическая практика для творческих людей, которые учатся высвобождать энергию вдохновения, пишут эссе-импровизации по методике философа Михаила Эпштейна и анализируют критику, извлекая из нее максимальную пользу для себя.

«Две недели, чтобы пообщаться с выдающимися людьми»

Дмитрий Макаров, поэт

«Вообще-то я не люблю долго и системно учиться. Поэтому давно уже добираю знания по мере необходимости. Как иностранный язык, например, или спорт. Или сольфеджио, если вдруг понадобится. Поэтому, увидев объявление о наборе в школу Татьяны Толстой, я решил попробовать. Сперва узнать, пройду или нет, — прошел. Не скрою, это был приятный момент, ведь конкурс был четыре человека на место. А потом я подумал: ну, это же всего две недели, чтобы пообщаться с выдающимися людьми, — почему бы нет? У каждого пишущего человека есть болевые точки: поиск темы, своей формы, направления развития… Может, опытные писатели смогут помочь разобраться с этим? Еще один аргумент — желание побыть среди своих. Сегодня мало мест, где молодым писателям можно, как пишут в кулинарных книгах, повариться вместе. Занятия начинались в конце января, но гораздо раньше мы завалены заданиями: написать тексты на определенные темы, прочитать статьи и книги. Были и конкурсы рассказов среди учеников школы. Здесь, конечно, не обошлось без некоторой ревности и волнения — не только потому, что это конкурс, но и потому, что авторам тщеславие очень и очень свойственно».

Укрепить образ «Я»

В течение жизни каждый из нас создает представление о себе. И чем больше мы себе нравимся, тем лучше себя чувствуем. «Творческие способности — одна из безусловно положительных характеристик личности, — замечает Инна Хамитова. — Открывая их в себе, мы получаем ресурс для повышения самооценки, предъявляя их другим, растем в собственных глазах».

Когда мы творим, мы чувствуем, что наше «Я» становится полнее, можно сказать, что мы становимся самими собой в большей степени, чем прежде. А знакомясь с текстами других, помимо вкуса, развиваем свою внимательность и способность к сопереживанию.

«Творчество невозможно без глубокого проникновения в собственный опыт, — подчеркивает Дарья Кутузова, — поэтому при обсуждении произведений затрагиваются личные переживания их создателей. Здесь требуется особая бережность, но если соблюдены правила психологической безопасности, автор получает опыт принятия, важный для каждого человека».

Отзывы и комментарии, которыми обмениваются участники и преподаватели, помогают пишущим лучше понять свои сильные и слабые стороны, определить направление личного и творческого развития. «Автору важно не только мнение читателя, которое не совсем понятно, как узнать, но и мнение коллег-профессионалов», — соглашается Мария Голованивская.

Круг единомышленников

Участники литературных студий удовлетворяют также одну из важнейших потребностей — в общении. «Эта потребность часто не осознается и не формулируется, — считает Инна Хамитова, — но для каждого человека важно получать от других знаки внимания, начиная от простого «Как поживаешь?» и до глубокого личного контакта».

Общение, в повседневности обычно поверхностное и формальное, в ходе творческой работы приобретает другие характеристики: доверительность, открытость, искренность. «Возможность расширить круг друзей, найти единомышленников и быть среди своих подкрепляет нашу уверенность в себе и дает нам чувство, что мы не одиноки», — замечает Инна Хамитова.

Если в литературном кругу и возникают разногласия, они носят не личный, а эстетический характер, и нам гарантировано согласие в главном — в стремлении к прекрасному. «Каждый ищет себе подобных, — подчеркивает Мария Голованивская, — а возможность найти себе подобных в ситуации совместного совершенствования куда ценнее случайного обретения близких людей. Вокруг слова всегда формировалась мыслящая часть общества, так что это еще и тоска по такому сообществу, обмен энергиями».

«Преодолеть страх оказаться непонятой»

Лера Симонян, не работает, растит двоих дочерей

До тренинга «Пишу как дышу» я успела написать несколько сказок и три-четыре главы моего основного грандиозного рассказа. Потом запал начал постепенно угасать. Но довести дело до конца все-таки хочется… И я подумала, что мне надо туда, где я захочу писать больше, смогу преодолеть страх оказаться непонятой, страх критики и самокритики и где, может быть, даже смогу найти своего читателя. В «Пишу как дышу» меня просто засосало! Скучать было некогда, только раздражающие перерывы опускали на землю. Без них был бы непрерывный вдохновенный полет! Когда летишь, все ожидания оправдываются, страхи не такие страшные, а лень уже не приносит наслаждения. Порой удивляло восхищение, с которым участники откликались на те эссе, которые для меня были откровенно провальными, и критика того, что, наоборот, мне показалось у других очень удачным. Неожиданно трудной была коллективная работа. Но, может быть, даже не важно, что из заданий труднее дается, что легче, — здесь я радуюсь тому, что и трудности, и легкости одинаково полезны для творческого роста. Вот оно, чувство открытости!»

Создавать миры

Автор текста создает мир, который ему подвластен. Чувствовать свою созидательную энергию и использовать ее — одно из самых больших удовольствий творчества.

Пережить чувство человека, стоящего у начала нового мира, предлагает Майя Кучерская: для этого нужно «показать, что такое клише, в плен которых захвачено наше сознание, разрушить этот жесткий панцирь заштампованных выражений, вернуться в детское состояние, когда мы глядели на мир, не зная, что как в нем называется. Помочь каждому снова превратиться в Адама и начать давать зверям, предметам, явлениям имена».

Жизнь часто подталкивает нас к выбору между пассивностью и агрессией, к ответу на внешние события по биологическому принципу «замереть, бежать или сражаться». Творческое пространство предоставляет другую возможность — мы можем переосмыслять события, менять их направление по собственному желанию.

Так мы получаем не только власть даже над теми ситуациями, которые от нас в реальности не зависели, но и свободу создавать новые истории. Поэтому художник не может быть жертвой, во всяком случае, в процессе творчества.

А преподаватели литературных курсов выходят на новый уровень — они творят не только в книгах, но и в жизни. «Я испытывала невероятное вдохновение оттого, что мы создаем некоторый мир со своими законами, содержанием, — признается Мария Голованивская. — Каждый писатель, к числу которых я отношусь, в своих книгах создает мир. Мы создаем некоторый мир в реальности. Нас вдохновляет надежда, что мы создадим мир, и он будет дышать. Мы посадили сад и смотрим, какие там вырастут цветы».

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Постоянно срываюсь на детей, часто тревожусь и раздражаюсь. Как обрести спокойствие?»

Провокация в ссоре. Что такое реактивный абьюз и как ему противостоять?

Ком в горле: как эмоции связаны с телом

Изгнание бесов, электрошок и лоботомия: темное прошлое психиатрии

«Выгорела на фрилансе: как вернуться к продуктивному образу жизни?»

«Что нужно сделать, чтобы мужчины начали знакомиться со мной на улице?»

Психологи выяснили, почему жены не хотят секса

Как полюбить зиму: 4 совета для волшебного настроения

Сообщество WriteWell — Сообщество WriteWell

Перейти к содержимому

Добро пожаловать

Научитесь писать в творческом сообществе онлайн-обучения, чтобы улучшить психическое здоровье, устойчивость и счастье

Найдите поддержку

Присоединяйтесь к первому в мире онлайн-сообществу, предлагающему всем преимущества письма для благополучия.

  • Наша дверь всегда открыта.
Вдохновитесь

Попробуйте наши письменные разминки, дружеские уроки и живые мероприятия, чтобы дать толчок вашему творчеству.

  • Писательский опыт не требуется.
Почувствуйте себя ярче

С нашими простыми письменными принадлежностями вы избавитесь от стресса, зарядитесь позитивом и обретете внутреннее спокойствие.

  • Повысьте свою устойчивость.
Письмо о важном личном опыте в эмоциональной форме всего 15 минут в течение трех дней приводит к улучшению психического и физического здоровья.

Исследование Университета Техаса в Остине

Почувствуйте себя более позитивно

Изучение письма в поддерживающем сообществе показало:

  • Повышение устойчивости и создание положительного настроения
  • Управление стрессом и облегчение боли и беспокойства
  • Помощь во времена неопределенности и перемен

Как это работает

Обучение

Творческие и терапевтические занятия по письму для всех уровней и отправных точек.

  • Разработано экспертами для улучшения психического здоровья
  • Выберите индивидуальные или групповые занятия в соответствии с вашим настроением
  • Исследуйте в своем собственном темпе или присоединяйтесь к занятиям и семинарам по времени

Кто мы

Присоединяйтесь

Станьте участником и получите доступ ко всему этому за 11 фунтов стерлингов в месяц.

  • Небольшие классы, живые выступления и семинары
  • Книжные группы и библиотека
  • Инструменты для разминки и творчества
  • Ваш личный электронный журнал

Попробуйте и убедитесь — присоединяйтесь к сообществу сейчас и наслаждайтесь 14-дневной бесплатной пробной версией.
Зарегистрируйтесь сейчас

Начните свое путешествие

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о предстоящих мероприятиях, присоединяйтесь сейчас и сразу же приступайте к мероприятиям или свяжитесь с нами, чтобы задать нам любые вопросы.

Присоединяйтесь к бесплатному пробному периоду

WriteWell приветствует всех, кто хочет:

Максимизировать душевное благополучие

Откройте для себя преимущества творческого, рефлексивного и выразительного письма

Справиться с тревогой, легкой депрессией или одиночеством

Справиться с последствиями COVID-19

Найти больше позитива и радости в жизни

Носитель с хорошей записью

Носитель с хорошей записью Перейти к основному содержанию

Ваша проблема в том, что вас никто не понимает. По крайней мере, никто из тех, кто может создать убедительное сообщение, этого не сделает. Конечно, некоторые специалисты по данным понимают вас. Некоторые экономисты. Какие-то высокопоставленные гики с Уолл-Стрит. Ребята из Министерства сельского хозяйства США. Но это довольно ограниченный набор.

Здесь на помощь приходит WWM.

Вам не нужно рассказывать нам о разнице между камнем и шлаком, объяснять нам, что такое предельные нормы, или показывать нам, как рои роботов могут сажать пропашные культуры. Мы были по колено в таких отраслях, как ваша, на протяжении десятилетий. Мы не только поймаем вас, мы сделаем так, чтобы вас заметили…

 

Вовремя. Первый раз. Мы не боимся испачкать руки. Мы надели наши сапоги для больших девочек и готовы поделиться вашей историей со всем миром. У тебя есть молоко? У нас есть знания. И кишки. И творческий драйв. И у нас есть это для вашей ниши рынка.

Мы вас поняли. Серьезно.

  • Дизайн и строительство

  • Финансы и регулирование

  • Продовольствие и сельское хозяйство

  • Здоровье и красота

  • Информационные технологии

  • Лидерство и личностное развитие

  • Недвижимость

WWM предлагает комплексные услуги, включая полный набор услуг по брендингу, маркетингу и рекламе для предприятий, которые понимают лишь немногие избранные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *