Художественное воспитание: Художественное воспитание | это… Что такое Художественное воспитание?

Художественно-эстетическое воспитание и образование в школе.

Автор: Стёпина Т.А.

Методическая копилка — Внеклассная работа

Художественно-эстетическое воспитание и образование в школе.

Детство — это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе. 

 Художественно — эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно — эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением «художественно-эстетическое воспитание» подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Задача художественно-эстетического воспитания в школе — сохранять, обогащать и развивать  духовный  потенциал каждого ребенка. 

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

«Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее»
А.Барбюс

Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей  обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.

Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в  школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
  • обогащение эмоционального мира ребёнка;
  • развитие творческого восприятия произведений искусства.

В  школе обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства.  Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • изобразительная
  • художественно-речевая
  • музыкальная
  •  хореографическая
  • культурно-массовая

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Учебно-воспитательный план школы скорректирован для основательного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности

.

Поэтому в план внеурочной деятельности    художественно-эстетического цикла включены следующие  кружки и секции.

№ п/п

Название

Ф.И.О.

руководителя

Работодатель

1

Академический хор младших и средних классов

Ваструхина О.

С.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

2

Кружок вокального мастерства

3

«Художественное сценическое слово»

Зорина Н.С.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

4

Вокально-эстрадная студия

Федоровская Е. В.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

5

ИЗО – студия

«Юный художник»

Бартеньева Е. А.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

6

«Художественное вязание»

Сороколетова              С. А.

Дом детского творчества

7

«Занимательная Риторика»

Горячкина Д. В.

Дом детского творчества

8

«Роспись на ткани»

Игина И. Ю.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

9

Вокально-эстрадная студия

Овчинников Н. С.

Дом детского творчества

10

«Уроки словесности»

Каргалова М.А.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

11

«Техническое творчество»

Вулих В.Х.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

12

«Живая душа»

Панова Н. М.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

13

Танцы

Щулёва И.Е.

Дом детского творчества

Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

 Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе (комплектование кабинета музыки, кабинетов технического мастерства, мастерская). Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудио  и  видео информация, интернет-ссылки)

Введение в школьное образование    интегративных   уроков приводит к снижению психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления. Поэтому педагогами по художественно-эстетическому образованию и воспитанию разработаны интегрированные уроки и образовательные блоки, которые успешно внедряются в учебный процесс. Такие тематические уроки, как  «Музыка на мольберте», М.П. Мусорский «Картинки с выставки», Природа и музыка в теме «Печаль моя светла», Литература и искусство,  творческие встречи и совместные мероприятия с коллективами Детская Школа Искусств №2, ДДТ, проектные работы, участие в городских и областных мероприятиях.

В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения обучающихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий, внеклассных мероприятиях о земляках — композиторах и земляках – художниках, посещение выставочных залов, музеев, картинных галерей с последующим обсуждением увиденного и услышанного.  

 МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутреннее состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью и живописью. Например, в рамках мероприятий года Культура проведены общешкольные мероприятия:   Литературно-музыкальная композиция «Есть память, которой не будет забвенья, есть память, которой не будет конца»,  встреча в музыкальной гостиной «Великие наши современники»,  «Гордимся Вами, наши земляки», «Путь к свету Александра Дейнека».

Навыки певческой деятельности обучающихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа.  В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков   является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы, благотворительные ярмарки. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Высокое качество подготовки наших детей в музыкальном, изобразительном и художественно-прикладном творчестве неоднократно отмечалось на    уровне округа, города, области.

     Учителя технологии постоянно принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества :

1. Посвященный Дню победы в Великой Отечественной войне;

2. «Пасхальный перезвон»;

3. «Рождественская звезда»;

4. «Свое сердце отдаю детям»;

5.  «Золотые руки».                                                        

Учителя ИЗО принимают участия в следующих мероприятиях:

— окружной и городской конкурс «Волшебная палитра»;

—   «Пасхальная радость» ;

—   «Любимый город»;

— «Война глазами детей».

Учителя технологии,  ИЗО, музыки и их воспитанники принимали активное участие в мероприятиях, проводимых в школе в течении всего учебного года:

-День Знаний

-День учителя

-День матери

-Новогодние огоньки

— Встреча выпускников

— 8 марта

— Последний звонок

— благотворительные ярмарки

   Обучающиеся нашей школы с музыкальным руководителем Ваструхиной О.С.  ежегодно участвует в окружном и городском конкурсе солистов эстрадного направления, хоровых коллективов, смотров художественной самодеятельности детей и работников общеобразовательных учреждений, выездных концертах. 

Обучающиеся, участвующие во всех перечисленных  конкурсах, являются победителями и призерами.

 Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.

Художественное воспитание детей в семье. | Консультация (старшая группа) на тему:

Художественное воспитание детей в семье.

Цель художественного воспитания дошкольников – это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству.

  Художественное воспитание детей в семье — это и знакомство малыша с литературой, живописью, изобразительной деятельностью, музыкой, драматургией, это  воспитание  в ребенке способности видеть прекрасное в самых обыденных вещах, помочь глубже познать окружающий мир, научить любить красоту, расширить кругозор малыша. Необходимо чаще уделять  этому внимание, обсуждать с ребенком увиденное, услышанное, прививать любовь к прекрасному.

Художественное воспитание дошкольников развивает эстетическое восприятие мира и чувство прекрасного. Многие дети любят петь или танцевать, а также читать стихи и многое другое. В таких случаях они выступают не только «исполнителями», но собственно и «творцами» — ведь они сами сочиняют песенки, рисуют или лепят то, что родилось в их замыслах. Это можно считать первыми проявлениями творчества у детей, с этого можно начинать художественное воспитание дошкольников. Также дети очень любят слушать стихи и сказки, рассматривать картинки или слушать музыку, то есть, они проявляют интерес к искусству в различных его видах. Также дети очень любят задавать вопросы, таким способом выяснять то, что им непонятно в процессе рассматривания или слушания, это моменты, которые обязательно содержит художественное воспитание дошкольников. Это позволяет их приобщать к первичным знаниям об  искусстве.

Художественная деятельность проявляется в раннем дошкольном возрасте – это и восприятие детьми произведений искусства, а также выразительное их исполнение и первые попытки творческой самореализации. В данном случае основная задача взрослых, осуществляющих художественное воспитание дошкольников – создать максимально благоприятные условия для того, чтобы приобщить ребенка к художественной практике в различных его проявлениях.

   Художественное воспитание дошкольников включает в себя занятия графикой, лепкой, живописью, оригами и многим другим видами искусства. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Творчество открывает перед ним широкий простор для выбора средств передачи своих чувств и эмоций внешнему миру, помогает поделиться переживаниями. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости. Особенно это актуально для детей с ТНР.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию.

Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами, как:

  • ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала;
  • занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

  • самостоятельности мышления;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • художественного вкуса;
  • творческих умений;
  • чувства прекрасного.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст психологи называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия. Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.

То, что развитую форму искусства полноценно не может освоить ребенок, понятно и так. Но все же, нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства с самых ранних периодов, проводя художественное воспитание дошкольников. Различные формы и проявления искусства могут помочь в формировании и развитии художественных способностей у ребенка. Поэтому ребенку нужно соприкасаться со всеми видами искусства, с самого детства в его жизни должны быть различные виды искусства. Сказка или художественная игрушка, пословица или песня, картина или декоративное изделие – именно с этого и начинается первое знакомство ребенка с искусством, с этого начинается художественное воспитание дошкольников. Даже самые простые изделия искусства способны ввести ребенка в новый для него мир особых переживаний.

Если задуматься, почему даже столь простые художественные произведения играют столь важную роль в формировании и воспитании ребенка, то стоит сказать, что взрослые таким способом помогают ребенку приобщаться к искусству в той мере, в какой ему это сейчас доступно, в той мере, которую позволяет художественное воспитание дошкольников. Ребенок осваивает мир не только посредством приобщения его к мышлению, но и посредством художественного освоения. Эта способность остается с человеком на протяжении всей жизни, хотя особую эффективность художественное воспитание дошкольников имеет именно в детском возрасте.

Художественные образы – это специфическая форма познания и отражения жизни в конкретных проявлениях. Для того, чтобы отразить конкретное жизненное явление творческие люди (писатели, композиторы или художники) используют конкретные средства – поэтическое слово, музыкальный звук, форму и цветопередачу.

Искусство для детей – это  то же самое, что и для взрослых, но в более специфичной форме, которую предполагает Художественное воспитание дошкольников. Детское искусство подчиняется тем же законам, что и все искусство в целом. Детское творчество и художественное воспитание дошкольников также разделяется на различные жанры и виды. При выборе произведений искусства для детей, можно делать упор на классику, народное или современное творчество. Ведь каждое направление искусства несет в себе свое, отдельное и неповторимое значение.

Народное творчество – это основа, с которой должно начинаться приобщение детей к искусству вообще. У каждого народа есть своя, собранная на протяжении веков цветовая гамма и рисунки, песни и мелодии, танцевальные движения и фольклор. Ребенок способен впитать все это с самого раннего детства.

Классика – эталон, на который стараются равняться мастера различных жанров искусства в современном мире. Ведь поистине чудо, что произведения искусства, созданные десятки лет назад и в совершенно других условиях и обществе, не только сохранили свою актуальность, но и продолжают привлекать внимание и волновать душу даже маленьких «ценителей».

Современное искусство создается мастерами на основе сохранения, изучения и продолжения достижений прошлого. Современные мастера пишут свои произведения на темы, имеющие наибольшую актуальность в данной ситуации. Ведь детям намного ближе образы из современности. А творческие люди и мастера не перестают поиски новых способов для воплощения художественных замыслов. Так, появились новые обороты в поэзии, которые ранее не использовались и поэтому несколько непривычны для слуха, новые ритмы стихов, «сценарии» для детских сказок, с помощью которых можно осуществлять художественное воспитание дошкольников. Композиторы также продолжают находить новые способы звучания привычных мелодий и нот. В живописи —  новые    способы создания образа.

Приобретение детьми знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей помогает им глубже познать окружающий мир.      Знакомство с лучшими произведениями литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяет кругозор дошкольников и помогает им ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и обществе.

Очень важно выработать у детей любовь к искусству, музыке. Надо приучать их слушать музыку и пение. Музыка — это могучее средство воспитания.

Музыка помогает бороться с грубостью, некультурностью, она окрашивает чувства детей в более светлый и жизнерадостный тон. Поэтому надо приучать детей к сознательному восприятию музыкальных произведений.

Важно также приучать детей к пению. Пение народных песен способствует воспитанию у детей любви к своему пароду, к его творческому наследию.

Важным средством художественного воспитания детей является общение с природой. Известный русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что прекрасные окрестности города, села, колыхающиеся поля являются замечательными воспитателями детей.

Красивый пейзаж родного края не только развивает эстетические чувства у детей, но и пробуждает у них любовь к Родине. Чтобы полюбить свой край, надо знать его, надо познакомиться с его природой, с его людьми.

Для развития художественного вкуса нужно поощрять участие детей в кружках художественной самодеятельности, их литературно-художественное творчество.

Театральное творчество является сильным воспитательным средством и способствует разностороннему развитию дошкольников.

Родителям нужно знакомить своих детей с живописью. Дети обычно любят рассматривать картины. Благодаря своей наглядности и красочности они доступны детям. Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины. Знакомство детей с живописью расширяет их кругозор, развивает эстетические чувства.

Коллекционирование произведений искусства в виде открыток, календариков и т. п. с репродукциями  картин  также способствует развитию у детей художественного вкуса, эстетического  восприятия окружающего мира.

Необходимо поощрять занятия детей лепкой, рисованием, аппликацией, конструктивно-модельной деятельностью,  художественным выпиливанием, выжиганием.  При этом особенно важно, чтобы дети делали это не только для удовлетворения собственных  интересов и потребностей, но и подчиняли свои занятия общественным целям: в подарок близким и друзьям, для участия в выставках и конкурсах ДОУ. При этом большую роль играет личный пример взрослого,  взаимодействие в процессе творчества, совместная деятельность родителей с детьми.

Важность художественного образования в классе