Инстинкт в психологии: Инстинкт. Что такое «Инстинкт»? Понятие и определение термина «Инстинкт» – Глоссарий

Что такое инстинкты человека

В человеке борются две силы: биологическая и социальная. Игра разума, общественных норм и инстинктов не закончится никогда. Инстинкт самосохранения, защиты, размножения, материнский инстинкт и много каких еще против воспитания и культуры. Что же такое инстинкты, можно ли управлять ими? Узнайте из статьи.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое инстинкт
  • 2 Рефлексы
  • 3 Биологическое и социальное в человеке
  • 4 Три главных инстинкта человека

Что такое инстинкт

Инстинкт – врожденные стереотипы поведения, способ реагирования на конкретные условия среды. У животных врожденных паттернов поведения много: ходьба, охота, вскармливание потомства, характерное для вида речевое взаимодействие. А есть ли инстинкты у человека? Ребенка всему нужно учить: ходить, говорить, ложку держать. И это лишь базовые навыки.

Вот птицы, например, на подсознательном уровне умеют строить гнезда. Кто-то из новорожденных детей знает, что такое квартплата, или как строить дом? Нет, хотя полезный был бы инстинкт.

Инстинкт – генетическая программа биологического вида, заложенная при рождении в психике индивида. Подумайте, дано ли людям при рождении что-то, характерное только для вида Человек разумный. Нет. Без заботы, внимания и помощи взрослых новорожденный погибнет в течение суток.

Инстинкты – паттерны поведения, которым не нужно учить. Человека нужно обучать всему, что свойственно его виду.

Однако у человека сохранены некоторые животные инстинкты. Малыши могут ползать, руками есть пищу. Правда, вряд ли без мамы доживут до этого момента. Если родители не занимаются ребенком, то он так и остается животным. В психолого-педагогической науке их называют детьми-маугли.

Рефлексы

Рефлекс – механизм реализации инстинкта. По сути, инстинкт – комплекс безусловных рефлексов. Человеку при рождении дается 15 рефлексов. Они подразделяются на три группы: оральные, двигательные, хватательные. Большая их часть отмирает в течение первого года жизни ребенка.

Жизненно важными становятся другие рефлексы – условные, приобретенные в результате научения. Мы осматриваемся по сторонам, переходя дорогу, не из-за инстинкта самосохранения, а потому что нас научили. Одергиваем руку от горячего чайника, потому что когда-то обожглись.

А еще подключается разум. Люди понимают, что рожать каждый год нецелесообразно. Да и вообще, многие отдают предпочтение карьере и личностному росту. Социальная часть подавляет инстинкты.

Из безусловных самым влиятельным инстинктом остается разве что «стадный». Человеческая толпа поддается ряду механизмов, в числе которых заражение, подражание. Чувство общности или стадности способно превратить группу в хаотичную толпу, лишить человека индивидуальности.

Биологическое и социальное в человеке

В отношении человека принято говорить не об инстинктах, а о видовой памяти. Она бывает генетической, передаваемой от поколения к поколению и культурной – наследие общества.

Если какие-то инстинкты и присутствуют, например, агрессии, сексуальности, то социум купирует их. Так, моногамия – результат социализации, окультуривания личности.

Животные инстинкты в человеке включаются тогда, когда неудовлетворены первичные биологические потребности: еда, безопасность, сон, жилье, секс. Конечно, с инстинктами начинает бороться сознание, усвоенные нормы, ценности, культура.

Согласно теории Уильяма Мак-Дугалла, у человека сохраняется несколько инстинктов:

  • бегство при страхе;
  • отвращение, непринятие;
  • гнев, часто при страхе;
  • смущение;
  • воодушевление;
  • родительский;
  • пищевой;
  • стадный.

Почему же тогда, например, материнский инстинкт возникает не у всех женщин? Психотерапевты утверждают, что кормление ребенка, общение с ним в первые сутки после родов запускает материнский инстинкт. Если контакт случился позднее, то инстинкт не проявится. Вероятно, и другие инстинкты проявляются при определенных условиях.

В других теориях классификация человеческих инстинктов дополняется такими типами:

  • продолжение рода;
  • альтруизм;
  • доминирование;
  • исследование;
  • свобода.

На мой взгляд, главных инстинктов у человека остается три.

Три главных инстинкта человека

В процессе развития у человека сохраняются 3 главных инстинкта:

  • сексуальный,
  • власть,
  • самосохранение.

Эти точки используют СМИ для манипуляции сознанием. Вспомните, на что чаще делается акцент в рекламе: успех, безопасность, богатство, привлекательность.

В процессе социализации инстинкт сексуальности и власти подавляется. Культивируется инстинкт самосохранения. Но разве эти три вида не связаны между собой? Самосохранение – это и продолжение рода, и половая самореализация, и профессиональное становление. Так что опорных направлений все-таки три.

Инстинкт самосохранения базируется на страхе. Этим тоже успешно пользуются СМИ. Вы замечали, как много негативных репортажей в новостях? Неужели все так плохо в мире? Нет. Это управление человеческими инстинктами, запугивание. Страх тормозит, сковывает руки и ноги.

А вот инстинкт власти и секса мотивирует, заставляет двигаться вперед, развиваться. Именно поэтому при знакомстве люди готовы горы свернуть ради потенциального партнера. Или в работе, видя перспективы руководства, рвутся вперед.

Нередко инстинкты власти и секса одерживают верх, притупляя третий главный инстинкт. Однако не все так просто. Каждый инстинкт таит страх. Человек, движимый только инстинктами, иррационально мыслящий, в итоге погибает.

Инстинкт управляет человеком. Создает почву для манипуляций со стороны. Еще Фрейд говорил, что миром правят жажда власти, секс и чувство голода. По-моему, и сейчас активность людей всегда сводится к трем этим пунктам.

Есть ли у человека инстинкты. Что у человека вместо инстинктов

  1. Почему у человека нет инстинктов
  2. А что же есть у человека?
  3. Практическая сторона вопроса

Пожалуй, каждый из нас сталкивался с такими понятиями, как «материнский инстинкт», «инстинкт самосохранения», «инстинкт размножения» и пр. по отношению к человеку. Инстинкт – это «специфическая энергия действия» — нервное возбуждение, служащее источником двигательной активности. Но задумывались ли вы, есть ли у человека инстинкты на самом деле? Спойлер: у людей нет инстинктов (в том смысле, в котором это слово, как правило, употребляется в быту). Почему так и что этого следует на практике, читайте в нашей статье.

Почему у человека нет инстинктов

Вопрос инстинктов лежит в области зоологии, этологии (науки, изучающей генетически обусловленное поведение животных) и иных дисциплин. Как это часто бывает, сами ученые не во всем друг с другом согласны. Мы предлагаем в общем, на практическом уровне, разобраться, что такое инстинкты, почему у человека их нет и что есть вместо них.

Для начала посмотрим, что такое инстинкт. Единого, всеобъемлющего определения, с которым были бы согласны все специалисты, у явления также нет. Нам ближе всего определение инстинктов по Лоренцу и аналогичные теории. Отталкиваясь от них, получаем, что это, образно говоря, «вшитая» программа, которая характерна для данного вида и которой особь следует «автоматически» – не обучаясь такой «программе», не анализируя ее и значительно не изменяя.

Разберем несколько важных особенностей инстинкта:

  • Инстинкту особь никто не учит – это врожденные программы поведения. Например, есть рыбы, которые живут в пресной воде, но нерестятся в соленой или слабосоленой. Им никто не объясняет, что нужно плыть из места их обитания к морю или к месту впадения реки в море, а потом – обратно. В определенный момент у животных срабатывает «программа», и они делают то, что данной программой заложено. Даже если такая рыба с самого рождения оторвана от своих сородичей и не может учиться на их примере, она все равно действует так же, как они.
  • Данные программы выполняются всеми особями данного вида (или всеми самками/самцами данного вида).
  • Программы исполняются «автоматически» , с несущественными отклонениями или вовсе без них. Это и преимущество инстинкта (животному не надо учиться «заложенным» в него действиям), и их недостаток. Недостаток потому, что «вшитую» программу нельзя значительно видоизменить сообразно текущей ситуации, кардинально усовершенствовать и пр.

Если мы возьмем человека, то у него

нет программ действий, которые бы он «по умолчанию» знал с рождения. Человек учится ходить, говорить, учится всем навыкам, он не знает, что можно и нельзя есть. Размножаться без обучения человек не сможет, а уж тем более ухаживать за потомством. Также у нас нет действий, которые бы мы все делали одинаково и автоматически. Даже процент самоубийств говорит о том, что инстинкт самосохранения на самом деле не инстинкт.

А что же есть у человека?

Вместо инстинктов у человека есть рефлексы, витальные (жизненные) потребности и многочисленные социальные установки, осознаваемые или, что чаще, неосозноваемые (иными словами, решения, навязанные социумом, которые мы порой принимаем за якобы свой собственный выбор). Среди витальных потребностей отметим, например, потребность в безопасности, еде, избегании боли и пр. Рефлексы, как многие помнят, бывают условными и безусловными. В контексте инстинктов интерес больше представляют безусловные рефлексы.

Самый частый пример безусловного рефлекса – отдергивание руки от горячего чайника. Также можно вспомнить сосательный рефлекс младенца. Это действительно «врожденные» действия, совершаемые автоматически и часто без контроля сознания. Таких рефлексов у нас довольно много, включая чихание, кашель и пр.

У рефлекса и инстинкта есть важное отличие. Рефлекс – сравнительно простое действие, ответ на конкретный раздражитель. Инстинкт – программа действий, часто преследующая определенную цель (размножение, поиск или создание укрытия и пр.).

Практическая сторона вопроса

Казалось бы, какая на практике разница, есть ли у человека инстинкты или нет? С нашей точки зрения, вера в миф о существовании инстинктов заставляет людей неправильно оценивать свое и чужое поведение, а также плодит другие мифы.

Например, вера в инстинкты заставляет верить, что в нужный момент сами по себе проснутся нужные чувства и так же сами по себе появятся нужные знания. Особенно ярко это проявляется с материнским инстинктом. Считается, что любовь к ребенку и знание, как с ним обращаться, у матери безусловны и проявляются сразу после родов. У кого-то под воздействием гормонов любовь к младенцу действительно приходит. Однако у многих женщин она появляется значительно позже – в том числе через года – или не появляется вовсе. И это – совершенно нормальные ситуации. Человек не может любить по заказу, тем более если ребенок нежеланный, его зачатие/рождение связано с физическими и моральными травмами и т.д. И конечно, не могут ни откуда появиться знания, как ухаживать за новорожденным.

В свою очередь, вера в существование материнского инстинкта становится дополнительным источником морального давления на женщин. Особенно это актуально для беременных (которые верят или которых убедили, что они полюбят своих детей, как только их увидят) и для молодых матерей, которые думают, что с ними что-то не так, раз они не любят своего ребенка и не понимают потребностей новорожденного. Если вам близок этот вопрос, помните, что никакого материнского инстинкта не существует.

В этой статье мы более подробно мы говорим, почему у людей нет материнского инстинкта и что есть вместо него.

Еще один миф – что самоубийцы просто привлекают к себе внимание (попытками суицида выражают, что у них есть проблемы). Якобы инстинкт самосохранения не победить, и те, кто все же совершили суицид, просто что-то не рассчитали. Да, кто-то действительно только пытается привлечь внимание к себе или своей проблеме, имитируя суицидальные действия, и да, суицид – действительно крайний шаг. Однако инстинкта самосохранения также нет, сильна только витальная потребность в безопасности, отсутствии боли и пр., а также очень сильны рефлексы (например, нельзя задохнуться, просто задержав дыхание).

Вспомним и преступления, которые оправдывают инстинктами (характерно для абьюзеров, насильников и пр.). Якобы человек бы и хотел бы сдержаться, да инстинкт сработал. На самом деле сработать может только рефлекс (в том числе условный). Например, очень плохая идея – подкрадываться со спины к профессиональному военному, недавно вернувшемуся из боевых действий. В таком случае рефлексы действительно могут сработать прежде, чем «включится» мозг. Однако, например, полового инстинкта не существует – только потребность в удовольствии, сексуальное желание и пр. Но все это не инстинкты, и у психически здоровых людей они контролируются разумом. Также не существует и инстинктов – ответов на «провокацию», будь то короткая юбка жертва или ее якобы «неправильное поведение» («Я делаю это, потому что ты будишь мои инстинкты, вынуждаешь меня»).

С другой стороны, витальная потребность в безопасности и избегании боли может заставить жертву насилия защищаться, если текущая ситуация будет напоминать о пережитой в прошлом травме. И хотя в таких случаях говорят, что человек защищается инстинктивно, к настоящим инстинктам это отношения также не имеет.

Чуть больше по теме

Для тех, кто хотел бы подробнее разобраться в вопросе и ознакомиться с различными (!) точками зрения, представляем несколько источников на тему поведения человека:

  • Лекции и статьи Екатерины Виноградовой;
  • Дмитрий Жуков. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей;
  • Андрей Сериков. Дискуссия об инстинктах человека в этологии и психологии.

Список будет пополняться!

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Интересное о нас Психология на практике Теория


инстинктов: цель и теории | Дети

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим:- 1. Определение инстинктов 2. Природа инстинктов 3. Цели 4. Теории 5. Классификация 6. Модификация.

Определение инстинктов :

Слово «инстинкт» происходит от латинского слова «Instinctus», что означает побуждать к мотивации. Впоследствии оно использовалось в смысле любого природного дарования, которое позволяло живому организму реагировать определенным образом без опыта и обучения. В целом было замечено, что за некоторыми моделями поведения, проявляющимися с самого рождения и не усвоенными, стоят некоторые врожденные предрасположенности (или инграммные комплексы, если использовать психологическую терминологию). Птица готовит гнездо; оса собирает мед, младенец плачет о молоке, ребенок в страхе убегает от быка, подростки тянутся к противоположному полу и т. д.

Различные психологи предложили ряд определений:

РЕКЛАМА:

1. Ллойд Морган определяет:

Инстинктивное поведение включает:

(i) Выполнение сложных последовательностей действий с участием весь организм, а как.

(ii) Эта деятельность представляет биологическую ценность для вида.

РЕКЛАМА:

(iii) Выполняются одинаковым образом всеми представителями вида, и

(iv) Не нужно учиться.

2. Р.С. Вудворт:

Р.С. Вудворт определяет инстинкты как «необученные мотивы».

3. Это Макдугалл:

Именно Макдугал дал подробное объяснение инстинктов и их функций.

Он определяет:

Инстинкт — это врожденная или унаследованная психическая структура, которая побуждает его обладателя совершать определенные действия в определенных ситуациях: Это естественный импульс, которым животные руководствуются, по-видимому, независимо от разума или опыта.

1. Макдугал дает более точное описание инстинкта в следующем определении:

РЕКЛАМА:

(i) Инстинкт – это унаследованная или врожденная психологическая предрасположенность,

(ii) Которая заставляет его обладателя воспринимать и обращать внимание на объекты или идеи определенного класса,

(iii) испытывать эмоциональное возбуждение определенного качества при восприятии такого объекта и

(iv) действовать в отношении него определенным образом или, по крайней мере, опыт и побуждение к такому действию.

Проанализируем это определение:

(1) Во-первых, инстинкт есть врожденная предрасположенность.

(2) Во-вторых, при наличии этого инстинкта человек воспринимает некоторые специфические объекты.

(3) В-третьих, инстинкт вызывает чувство, возбуждение.

(4) В-четвертых, инстинкт побуждает человека действовать определенным образом.

Короче говоря, инстинкт — это врожденная склонность, которая порождает триединство поведения (когнитивное, т. е. восприятие объекта, аффективное, т. е. чувство определенным образом, и волевое, т. е. действие определенным образом). Когда ребенок видит приближающегося к нему быка, мгновенно срабатывает врожденный животный инстинкт бегства. Во-первых, он воспринимает объект, во-вторых, испытывает эмоцию страха, в-третьих, пытается убежать.

Видеть быка — это познавательный опыт, бояться — аффективно, а убегать — воля. Инстинкт, проявляющийся в этой ситуации, настолько спонтанен и естественен, что мы не можем поверить, что кто-то и проинструктировал ребенка действовать таким образом.

Природа инстинктов :

1. Инстинкт – это психофизическая предрасположенность:

Инстинкт включает в себя как разум, так и тело. Инстинктивное поведение бывает как физическим, так и психическим.

2. Инстинкт – это естественная врожденная склонность:

Это унаследованный или врожденный инграммный комплекс или предрасположенность, который определяет поведение своего обладателя определенным образом. Это не приобретенное или усвоенное поведение.

3. Инстинкт целеустремлен:

Как инстинкт выполняет биологическую цель жизни и играет важную роль в эволюции жизни. Каждое предыдущее поколение в процессе продолжения своего вида передает следующему поколению некоторые тенденции с целью выживания и сохранения. Инстинкты выполняют цель жизни.

4. Инстинктивное поведение является постоянным:

Оно закреплено в каждом живом организме и не может быть отменено.

5. Инстинкты универсальны:

Инстинкты в той или иной степени присутствуют даже в низших живых организмах. Они есть даже у высших животных и у всех людей. Следовательно, они универсальны. Единственные различия касаются их значимости на определенном уровне развития или у конкретных людей.

У одних людей более выражены одни инстинкты, а у других выражены другие инстинкты. Все инстинкты не вступают в силу одновременно в момент рождения. Половой инстинкт остается бездействующим до полового созревания. Стадный инстинкт проявляется не ранее трехлетнего возраста.

Цели инстинктов :

Инстинкты целенаправленны.

Целей в целом три:

(i) самосохранение,

(ii) сохранение расы и

(iii) Общественная жизнь.

Живой организм в первую очередь замечает и реагирует на те объекты окружающей среды, которые могут повлиять на самочувствие человека. Итак, первая цель инстинкта — охранять интересы жизни, спасать жизнь от любой опасности и преодолевать препятствия в приспособлении к окружающей среде.

Животное ищет пищу, живет стадом, чтобы получить защиту от агрессии врага, убегает при малейшем намеке на опасность, строит гнездо (в случае птиц), чтобы защитить жизнь от ненастной погоды, проявляет драчливость по отношению к своему врагу и ему любопытно узнать особые ситуации в окружающей среде, чтобы удобно адаптироваться.

Во-вторых, целью инстинктивного поведения является сохранение своего вида. Половой инстинкт не имеет другого оправдания, кроме продолжения расы. Он снова подкрепляется родительским инстинктом, чтобы рожденные младенцы были защищены и питались.

В-третьих, помимо упомянутых двух биологических целей, инстинкты имеют и социальное назначение. Даже низшие животные живут стадами и проявляют стадный инстинкт. Муравьи и пчелы всегда живут группами. Овцы и козы никогда не живут изолированно. Этот инстинкт также проявляется у детей, когда они объединяются в группы. Человек вообще существо общественное. Он жаждет компании, в которой проявляет ряд инстинктов, таких как самоутверждение.

Теории инстинктов :

1. Гормическая теория Макдугалла :

живой организм есть деятельность. Эта деятельность является фундаментальным свойством жизни, и ей даются различные названия, например, «Elan Vital» (воля к жизни), жизненное стремление, жизненный принцип и «либидо». Сэр Перси Нанн назвал его «Horme». Макдугал открывает Гормический принцип в поведении растений, животных и человека. Этот Горм работает ниже уровня отчетливого осознания. Наша кровь циркулирует, мы дышим, мы сопротивляемся болезням, мы перевариваем пищу. Все это гормональная активность.

Горм — источник жизнедеятельности, действующий на всех уровнях жизни, как в индивидуальном, так и в расовом смысле. На восходящем марше эволюции происходит бифуркация исходного гормона, и мы имеем два основных инстинкта самосохранения и сохранения расы. Даже низший из живых организмов, скажем, амеба, обнаруживает замечательную двойную тенденцию.

На более высоком уровне эволюции жизни вступает в действие третий инстинкт – стадный инстинкт. Образно говоря, у нас есть три ветви дерева-ствола горме, две из них важные, а третья несколько меньше. В ходе эволюции Гормическое дерево развивается и растет, выпуская все новые и новые ветви в виде разнообразных инстинктов.

В первую очередь Макдугал обнаружил три основных инстинкта (самосохранение, сохранение расы и стадный инстинкт). Позже он нашел семь, а недавно обнаружил целых четырнадцать, проистекающих из первоначальных трех инстинктов. Таким образом, все инстинкты возникают из одного великого начала — Horme. Эта теория называется гормической теорией. Американские психологи уже давно отказались от этой теории. Они заменили инстинкты влечениями, побуждениями, потребностями или мотивами.

2. Теория Фрейда :

Фрейд провел независимое исследование человеческих мотивов посредством своих исследований и лечения невротиков. Он обнаружил, что преобладающим инстинктом у человека является половой инстинкт. «Секс» Фрейда имеет очень широкое значение.

Затем он находит инстинкт эго, который включает кормление, предательство, самоутверждение и страх. Третьим основным инстинктом, упомянутым Фрейдом, но не принятым современными психологами, является инстинкт смерти. Инстинкт смерти, по его словам, порождает враждебность между мужчинами и группами и бунт против власти внутри и вне семьи.

Ученик Фрейда Адлер уделял больше внимания инстинкту эго, чем сексуальному инстинкту. Секс является основой всей человеческой деятельности, но если Фрейд отводит ему первое место, то Адлер отводит ему лишь второе место.

Классификация инстинктов:

Инстинкты классифицируются по-разному:

1. Некоторые психологи упоминают два основных инстинкта – самосохранение и сохранение расы.

2. Фрейд упоминает эго, секс и инстинкт смерти.

3. Килпатрик упоминает пять:

(1) Самосохранение,

(2) Размножение,

(3) Стайность,

(4) Приспособляемость,

9 0002 (5) Следуя идеалу.

4. Древер упоминает два инстинкта:

(1) Аппетитивный и

(2) Реактивный.

5. Торндайк упоминает два типа – индивидуальный и социальный.

6. Вудворт называет инстинкты невыученными мотивами.

Он упоминает следующие необученные мотивы:

(1) Органические потребности, такие как голод, жажда, отдых и сон,

(2) Половой мотив,

(3) Материнская любовь или материнский мотив,

(4) Мотив побега,

(5) Боевое поведение,

(6) Исследование,

(7) Манипулирование,

(8) Социальный мотив и

(9) Преодоление сопротивления или мотив господства.

7. Макдугал упоминает 13 инстинктов, общих для всех животных (включая человека) и еще один инстинкт смеха, свойственный только человеку. По его словам, каждому инстинкту соответствует эмоция. Четырнадцать инстинктов имеют четырнадцать соответствующих эмоций.

Список инстинктов и эмоций приведен ниже:

8. Индийские психологи называют десять Бхав источниками человеческой деятельности. Бхавы напрямую соответствуют некоторым эмоциям, упомянутым выше.

Список Бхав приведен ниже:

Четыре эмоции, которые не были представлены в индийском списке:

(i) Аппетит,

(ii) Чувство собственности ,

(iii) Творчество и

(iv) Одиночество.

Вышеупомянутые десять являются более или менее постоянными эмоциями (называемыми стхайи-бхавами), но есть гораздо больше вспомогательных эмоций, и общее число достигает тридцати трех. Все это показывает, что в списке Макдугала и индийских специалистов прошлого есть много общего. Даже список, данный Макдугалом, ни в коем случае не является окончательным. Этот тип классификации также не является совершенным или последним словом, которое следует сказать по этому вопросу.

Модификация инстинктов :

Хотя инстинкты являются постоянной чертой поведения и личности человека, они могут быть изменены.

Модификация возможна следующими методами:

(1) Репрессия,

(2) Ингибирование,

(3) Замена,

(4) Перенаправление

(5) Сублимация и

(6) Катарсис.

Возможна ли модификация?

Когда мы сравниваем инстинкты животных с инстинктами людей или первобытных племен с инстинктами современных цивилизованных сообществ, мы приходим к выводу, что инстинкты поддаются изменению. Собака кусает в гневе, ребенок тоже может укусить, но взрослый человек редко выказывает свой гнев таким образом. Бык агрессивен физически, нецивилизованный человек тоже будет проявлять свою злость через физическую агрессию, а цивилизованный человек будет агрессивен отшлифованными методами.

Он может подать протест, он может направить уведомление или подать исковое заявление в суд. Лев удовлетворяет свой аппетит, поедая сырое мясо, первобытный человек тоже ел сырое мясо, но современный человек имеет изысканные блюда и придерживается особых манер за столом. С ростом цивилизации происходят изменения в инстинктивном поведении. Животное проявляет инстинкты на более низком уровне; человек на более высоком уровне. Среди мужчин также, чем цивилизованнее человек, тем утонченнее и изысканнее будет его инстинктивное поведение.

Практические наблюдения подтверждают, что некоторые ситуации вызывают изменение инстинктов. Кондиционирование может иметь место в некоторых ситуациях. Птица может не испугаться охотника с первого взгляда. Но когда охотник использует свое ружье, птица в страхе улетает. В следующий раз она боится охотника даже при отсутствии ружья.

Птица теперь кондиционируется при виде охотника. Ребенок боится лягушки. Но когда его заставляют самому ловить лягушку, его первоначальный страх уходит. Ребенок имеет привычку ссориться. Когда его снова и снова наказывают, он не пускается в ссоры. Подросток впервые видит вульгарные картинки.

Его привлекают непристойные позы кинозвезд. Он получает от этого удовольствие. Такие картинки он будет часто использовать для большего возбуждения полового инстинкта. Таким образом, инстинкты могут видоизменяться в том смысле, что один конкретный инстинкт будет доминировать над другими, или станет более сильным, или будет действовать на более низком или высшем уровне, или будет иметь различные способы реализации одного и того же.

Различие между инстинктивным поведением животных и человека заключается главным образом в использовании интеллекта. Животные не руководствуются разумом, в отличие от человека. В какой-то степени некоторые насекомые также руководствуются интеллектом, но степень интеллекта очень низкая. Низшие животные могут инстинктивно реагировать только на один объект без каких-либо вариаций, но инстинкты человека пластичны и гибки.

Именно благодаря пластичности и приспособляемости инстинктов человек получает образование. Человек не раб своих инстинктов. Он видоизменяет их, очищает от их грубой формы и применяет для более высоких целей, формируя собственный индивидуальный характер, совершенно отличный и возвышенный по сравнению с животными. «Эти инстинкты, тем не менее, являются кирпичиками, из которых строится индивидуальный характер». По словам Росса, «инстинкты являются исходным материалом характера, и на протяжении всей своей работы воспитатель должен иметь с ними дело».

Каким образом можно изменить инстинкты для формирования характера, будет рассмотрено ниже:

1. Подавление инстинктов:

Инстинкты нельзя уничтожить, но их можно подавить. Некоторые учителя, придерживавшиеся строгой дисциплины, запрещали смех в классах. Учителя в гурукулах обуздали половой инстинкт подростков. Сказывался строгий контроль. Современные психологи приходят к выводу, что вытеснение губительно.

Течение инстинктивного потока можно остановить, построив против него плотину, но в какой-то момент течение переполнит плотину. Сдерживаемые энергии детей не могут долго оставаться подавленными. Их инстинкты должны найти прямой или косвенный выход. Поэтому репрессии невозможны и опасны.

2. Ингибирование :

Другим способом модификации является ингибирование или наложение ограничений или противодействие. Ограничение может быть наложено путем создания среды, в которой невозможен стимул для возбуждения. Разговор или смех в классе можно запретить, запретив то же самое. Если не дать возможности инстинкту драчливости или гнева и не возникнет ссоры дома или в школе, то оба инстинкта ослабнут из-за недостатка практики и отсутствия проявления. Половой инстинкт можно охладить страхом или гневом, т. е. обеспечив противоположный инстинкт. Индийские специалисты по поэтике дали список противоположных эмоций.

Самоутверждение противоположно подчинению, отвращение противоположно сексу, гнев противоположно страданию и т. д. Если в игру вступает противоположный инстинкт, первоначальный ослабевает. Но все же инстинкт не может умереть ни одним из двух способов торможения (ограничением и противодействием).

3. Замена :

Одно инстинктивное поведение может быть заменено другим. Мальчик удовлетворяет свой инстинкт приобретения, собирая карандаши, украденные из сумок других учеников. Если его побудят собирать марки, спичечные коробки, окаменелости или фотографии, эти действия станут хорошей заменой воровству. Он сможет удовлетворить свой накопительный инстинкт. Игра в помещении может заменить игру на свежем воздухе. Разведка удовлетворяет стадный инстинкт и может заменить создание банды.

Любовь к собаке может заменить бездетную мать. Прослушивание крикетного комментария может стать хорошей заменой игре спортсмена, ставшего инвалидом. Страх экзамена — хорошая замена боязни гоблинов. Во всех этих случаях инстинкт удовлетворяется, но через новую ситуацию, которая может заменить исходную ситуацию. Новая ситуация может оказаться очень выгодной. Замещение может работать ограниченным образом. Не может быть никакой замены для какого-либо инстинкта, например полового инстинкта.

4. Перенаправление:

В этом случае инстинкт перенаправляется или направляется на новый путь. Инстинкт приобретения можно использовать для сбора книг и других материалов. Таким образом, модификация может быть осуществлена ​​только в проявлении. Инстинкт драчливости обычно проявляется в ссорах с другими. Его можно перенаправить на борьбу с врагами и спасение более слабых людей от несправедливости. Наблюдатель в классе показывает свой гнев на тех, кто шумит. Перенаправление также имеет ограниченную область применения. Опять же, это может решить проблему на мгновение, но это не постоянное решение.

5. Сублимация:

1. Значение:

Слово сублимация происходит от латинского слова «Sublimatio», что означает возвышать или «поднимать». Это слово было впервые использовано Фрейдом в связи с возвышением полового инстинкта до уровня эстетического творчества. Таким образом, сублимация была своего рода замещением или перенаправлением полового влечения его проявлением на возвышенном уровне.

Неженатый человек может удовлетворить свой сексуальный инстинкт, занимаясь искусством, рисованием, музыкой, танцами и всем подобным эстетическим творчеством. Вместо того, чтобы работать на чувственном уровне, он будет работать на более высоком уровне интеллектуального восприятия красоты. Фрейд использовал этот термин в связи с половым инстинктом, но теперь он используется в более широком значении, охватывая под собой все инстинкты и эмоции.

Итак, сублимация — это перенаправление инстинктивной энергии на заменитель, который лучше одобряется обществом. По словам Росса, «сублимация — это слово, используемое для описания процесса перенаправления инстинкта с его примитивной биологической цели на цель, возвышающую в социальном и индивидуальном плане». У. М. Райберн определил это как «действие по линии инстинкта с использованием определенного типа энергии, идущей по определенному каналу инстинкта, но с действием, направленным к более высокой цели».

2. Типы:

Макдугал предложил два типа сублимации:

(i) Интеллектуальная сублимация и

(ii) Моральная сублимация.

Первый включает только изменение средств, цель остается прежней. Теперь мы едим рафинированную пищу вместо сырого мяса.

В случае моральной сублимации меняется даже цель. Это свойственно только человеку. В этом случае инстинкт перенаправляется в лучшее русло поведения, а стоящая за ним энергия используется в общественно полезной деятельности. Бездетная вдова может проявить свой материнский инстинкт, работая в яслях, школе или приюте. Мальчик может сублимировать свой инстинкт любопытства в научных увлечениях.

3. Сублимация и воспитание:

Вся задача воспитания состоит в том, чтобы сублимировать грубые и грубые инстинкты ребенка. Учитель поставит телегу впереди лошади, если будет подавлять инстинкты ребенка. Он должен дать ребенку возможность двигаться по течению, а не против течения. В противном случае, если инстинкт будет подавлен, он найдет косвенное выражение в нежелательных формах. Отсюда необходимость сублимации.

4. Способ сублимации:

Сублимация может быть достигнута путем проведения большого количества внеклассных мероприятий, таких как игры, спектакли, чтение в библиотеке, дебаты, декламации, хобби и т. д. Это даст учащимся здоровый выход для их растущего интереса.

5. Сублимация специфических инстинктов:

(i) Любопытство может сублимироваться от стремления заглянуть в бесполезные и нежелательные объекты до энтузиазма по поводу чудес науки. По словам Росса, «вся наука начинается с удивления, и вся ткань современной науки представляет собой памятник сублимированного любопытства». Ребенок с самого начала должен быть мотивирован узнавать все больше и больше об окружающем его мире и других полезных интересующих его вещах. Его наблюдательность и рассудительность следует развивать, чтобы добиться сублимации этого инстинкта.

(ii) Драчливость может быть направлена ​​на игры. Боевой инстинкт можно сублимировать, сыграв матч с противоположной командой и победив ее. Аналогичную кампанию или крестовый поход можно провести против неграмотности, болезней и невежества.

(iii) Бегство может сублимироваться от страха перед личным «я» до страха сделать что-либо, что может нанести вред группе, сообществу и нации, к которой он принадлежит.

(iv) Инстинкт слуха можно сублимировать в тренировку командной работы и совместных проектов. Скаутинг, наставничество и общественная деятельность — лучшие средства сублимации стадного инстинкта.

(v) Приобретение можно сублимировать, направляя ребенка на сбор воспитательно ценных вещей, таких как картины, марки, монеты и различные образцы. В позднем детстве ребенок может собирать цветы, насекомых, перья, листья, природоведческие книги и альбомы. Такое хобби не только удовлетворит инстинкт приобретения, но и убережет от воровства, а также воспитает ребенка путем приобретения ценных сведений об окружающей его среде, географических фактов и научных фактов о растениях, насекомых и животных.

(vi) Самоутверждение можно сублимировать, предоставляя ребенку возможность доказать свою ценность в любом из видов деятельности, например, в играх, спорте, дебатах, театральных постановках, учебе и т. д. Должная оценка может быть дана за хорошую одежду, хорошие манеры , хорошая инсценировка, хорошее пение и хорошая организация мероприятий. Наблюдатели, организаторы и капитаны, капитаны домов могут быть назначены для удовлетворения их самовыражения. Каждый ребенок пытается самоутвердиться или показать себя. Студентки могут демонстрировать свою одежду. Цель состоит в том, чтобы привлечь внимание окружающих.

(vii) Подчинение, противоположное самоутверждению, может быть сублимировано в воспитании дисциплины, послушания и порядка у ребенка. Единственная трудность заключается в том, что учитель может вызвать реакцию в умах учеников, если он не симпатизирует им, кроме того, что является приверженцем дисциплины. Опять же, если этот инстинкт не обрабатывается и не направляется должным образом, он может привести к комплексу неполноценности.

(viii) Сексуальный инстинкт может быть сублимирован в творческую деятельность любого рода, особенно в поиске эстетики и изящных искусств, таких как искусство, живопись, вышивка, музыка, драматургия, танцы, сочинение стихов. В связи с этим следует иметь в виду, что сублимация полового влечения имеет ограниченные масштабы.

Мы не можем сделать каждого ребенка гением, способным создавать превосходные произведения искусства. На той или иной стадии половой инстинкт должен найти удовлетворение. Но на подростковом этапе надлежащее образование и сеть художественных занятий будут иметь большое значение для использования либидо подростка в плодотворных социально полезных задачах.

6. Роль учителя:

Учитель должен понимать грубость детских инстинктов и пытаться их сублимировать. Он не может подавлять свои инстинкты, потому что это вызовет комплексы и душевные конфликты. Подавленные инстинкты могут проявляться в нежелательных формах и препятствовать развитию ребенка. Педагог должен организовать сеть мероприятий, чтобы обеспечить широкие возможности для сублимации инстинктов. Он должен знать точный способ изменения каждого инстинкта и планировать соответственно.

Главная ›› Психология ›› Дети ›› Инстинкты ›› Цели ›› Цели инстинктов

Теория инстинктов мотивации

Существуют различные теории мотивации, которые рассматриваются в различных подходах. Различия между этими теориями обычно заключаются в том, как они подчеркивают биологические силы и/или силы окружающей среды в своих попытках объяснить процесс мотивации. Хотя существуют теории, объединяющие несколько аспектов науки, инстинктивная теория мотивации является одной (и, возможно, единственной), которая делает полный акцент на биологическом подходе к мотивации.

Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Мотивация и эмоции
  2. Теория эмоций Шахтера-Зингера
  3. Теория эмоций Кэннона-Барда
  4. 9042 9 Теория эмоций Джеймса-Ланге
  5. Когнитивные теории мотивации

Что такое инстинкт?

Термин «инстинкт», введенный Вильгельмом Вундтом в 1870-х годах, использовался для обозначения любого повторяющегося поведения. Это определение привело к тому, что в ходе исследования было перечислено около 4000 человеческих инстинктов. Шли годы, понятие инстинкта уточнялось. Психоаналитики-фрейдисты используют слово «инстинкт» как человеческую мотивационную силу или то, что мы сейчас называем человеческими «драйвами». Психоаналитики выделяют два основных вида инстинкта: «эрос», или инстинкт жизни, и «танатос», или инстинкт смерти.

В отличие от фрейдистской концепции инстинкта, известный бихевиорист Абрахам Маслоу утверждал, что инстинкт — это нечто, что человек не может преодолеть. Он утверждал, что инстинкта больше не существует, потому что мы уже взяли верх над своими инстинктами.

В книге «Инстинкт: непреходящая проблема психологии», опубликованной в 1961 году, изложен набор критериев, которые проводят черту между инстинктивным и неинстинктивным поведением. Авторы книги Роберт С. Бирни и Ричард С. Тиван утверждали, что поведение, мотивированное инстинктом, характеризуется следующими характеристиками:

  1. автоматический
  2. непреодолимый
  3. случается в какой-то момент развития
  4. вызывается событием окружающей среды
  5. случается у каждого представителя вида
  6. немодифицируемый
  7. не требует обучение

С другой стороны, Уильям Макдугал предложил свое понимание того, что такое инстинкт. Он заявил, что инстинкт должен быть:

  1. необученным
  2. однородным по выражению
  3. универсальный вид

Что такое теория инстинктов?

Теория инстинктов мотивации рассматривает биологическое или генетическое программирование как причину мотивации. Это утверждение означает, что все люди имеют одинаковые мотивы из-за нашего сходного биологического программирования. Эта теория утверждает, что корень всех мотиваций — это мотивация к выживанию. Из нашей мотивации к выживанию возникают все другие мотивы. И поскольку мы действуем или ведем себя с такой мотивацией, все наши действия считаются инстинктами.

Типичным примером, используемым для объяснения теории инстинктов, является то, что человеческая мать попытается успокоить ребенка, который плачет всю ночь, и не заснет, пока не увидит, что ребенок спокоен и спит. Согласно теории инстинктов, человеческие матери ведут себя таким образом, потому что они биологически запрограммированы на это; это материнский инстинкт утешать своего ребенка. Сторонники этой теории утверждают, что это не из-за обусловливания или обучения, слабого или сильного женского образца для подражания у матери, воспитания в богатой или бедной семье — все из-за их инстинкта, то есть они не могут отвергнуть мотивация заботиться о своих детях.

Проблемы с теорией инстинктов

Одна из проблем с этой теорией мотивации заключается в том, что многие установленные инстинкты не являются универсальными. Например, есть матери, которые не проявляют предполагаемого инстинктивного поведения, чтобы хорошо заботиться о своих детях. Другая проблема заключается в том, что люди могут проявлять разные уровни мотивации из-за инстинктов, таких как ревность и агрессия.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *