Что такое интуиция и можно ли ей доверять
Философы говорят об ограниченности разума более двух тысяч лет. Дополняющим его инструментом является интуиция. Предположительно, с помощью нее возможно мгновенно принимать решения, имея при этом минимум информации. Несмотря на то что существование интуиции не подтверждено научно, сам феномен не раз рассматривался нейробиологами, философами, физиками, математиками. Рассказываем, что такое интуиция с научной точки зрения.
Существует ли интуиция
Слово «интуиция» (от латинского intuitio — «созерцание») означает способность к прямому рассмотрению истины и принятию решений на основе информации, недостаточной для логического анализа. Иными словами, это некоторое предчувствие правильного ответа, процесс его поиска сложно объяснить с рациональной точки зрения. Человек мгновенно делает выбор, но не может доказать, почему он верен.
Еще в Античности стали говорить о таких видах мышления, как логическое и интуитивное. В первом случае человек опирается на разум, во втором — на чувства. В процессе поиска ответа на вопрос он не размышляет, а прислушивается к внутренним ощущениям.
Несмотря на то что интуиция не признана наукой, этот феномен не раз был в центре внимания ученых. Нобелевский лауреат физик Ричард Фейнман в автобиографической книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» привел несколько примеров того, как работает интуиция. В 1930-е годы он, будучи школьником, участвовал в математических соревнованиях между школами. На них быстро решали алгебраические задачи, которые вполне можно было решить логически, если бы было время. Но его сократили до минимума, и участники выработали умение предвидеть ответ, не решая задачу.
Невролог Роберт Бертон в своем эссе для Aeon также приводил пример с решением математических задач. Автор отмечал: «Даже когда мы умеем пользоваться новыми методами, часто на уровне интуиции мы не понимаем, что делаем». Бертон считает, что многие могут решить уравнение F = ma (второй закон Ньютона), даже не осознавая, что оно значит. Некоторые способны починить сломанный компьютер, при этом не разбираясь в технике.
Жерар Ходжкинсон из Университета Манчестера изучал процесс принятия решений и рассматривал случай, в котором командир пожарной бригады вывел из горящего дома жильцов за несколько секунд до того, как он рухнул. Предположительно, подтолкнуло его то самое «шестое чувство». Однако исследователь не дает однозначный ответ и предупреждает, что идеи не возникают из «ничего». Они так или иначе основываются на полученной информации (хотя и не полной), которую мозг не успел рационализировать.
Подобную идею высказал и психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно… Решай быстро». Он отмечал, что «психология точной интуиции не содержит никакой магии». Так называемые интуитивные решения принимаются на основе неосознаваемого опыта. При этом задействуется «быстрое мышление», которое приводит к ошибкам чаще, чем медленное. Тем не менее оно необходимо: благодаря быстрому мышлению можно предвидеть угрозу и увеличить шансы на выживание в опасных ситуациях.
Что философия говорит об интуиции
Бенедикт Спиноза, философ Нового времени, рационалист, выделял три типа познания. Первое — беспорядочный опыт (cognitio ab experientia vaga), второе — рассудок (ratio et secundi generis cognitio), третье — интуитивное знание (scientia intuitiva). «Этот род познания ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей», — писал Спиноза.
Французский математик, физик, философ Блез Паскаль утверждал, что человек познает двумя способами: «Начальные понятия познаются чувством, теоремы доказываются умозаключением; и в том, и в другом знании мы можем быть уверены, хотя достигаются они разными путями». По мнению философа, эти методы дополняют друг друга.
В XIX веке в философии появилось такое течение, как интуитивизм. Основоположником его выступил Анри Бергсон. Он противопоставил интуицию и интеллект: «Интуиция и интеллект представляют собой два противоположных направления сознательного труда: интуиция движется по ходу самой жизни, интеллект идет в обратном направлении, а потому вполне естественно следует движению материи».
Другую концепцию интуитивизма предложил русский философ Николай Лосский. Он, наоборот, объединил интуицию и интеллект как основные способы познания мира, а также разделил интуицию на виды. Так, философ выделил интуицию чувственную и интеллектуальную: «Хотя бы в минимальной степени всякая чувственная интуиция должна сопутствовать нечувственным созерцаниям, умозрениям».
Однозначного ответа на вопрос «Существует ли интуиция и можно ли ей доверять?» в науке не существует. Есть идея о том, что интуиция и разум противоположны и не могут взаимодействовать; согласно другой точке зрения, эти типы мышления дополняют друг друга и позволяют прийти к наиболее верным решениям, задействуя и чувства, и разум.
Любовь Карась
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
Интуиция с точки зрения философии
Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.
Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Рене Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция.
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя.
Для этого необходимо доказательство.Философская интуиция: что такое «априорное» обоснование?
Завтра поднимется? Photo by Takahiro Fujita/Flickr
Скажем, например, что вы думаете, что у вас болит спина или что перед вами экран компьютера. Чем обоснованы эти убеждения? Для боли в спине оправдание через самоанализ: вы обращаете свое внимание внутрь себя и понимаете, что у вас есть эта боль. Для компьютера перед вами это из-за восприятия: ваши визуальные ощущения обеспечивают обоснование. Есть и другие виды оправдания, например свидетельство. Мы считаем, что Земле около 4,5 миллиардов лет и что она вращается вокруг Солнца из-за того, что говорит нам наука. И в конечном итоге это научное свидетельство дает нам основания верить в то, что утверждает наука, только если оно основано на восприятии, то есть на эмпирических данных. Память — четвертый источник оправдания, но, как и свидетельство, кажется производным. Я помню, что видел что-то, кто-то говорил мне что-то или доказывал теорему Пифагора, когда я был молод. Но это означает, что во время события, которое я помню, должен был быть какой-то другой источник оправдания, если моя память собирается обеспечить оправдание сейчас.
Существует другой вид обоснования, который в конечном счете основывает все наших обоснованных убеждений. Он называется априори. На каком основании вы считаете, что 2 + 2 = 4? Вы оправданы, потому что понимаете вовлеченные концепции. Вы понимаете, что означают все члены этой простой суммы и что в результате сумма двух и двух равна четырем. Философы называют такое обоснование априорным обоснованием и описывают его как обоснование, независимое от опыта.
Но какое может быть такое оправдание? Разве всякое обоснование не зависит от опыта? Никто не рождается с врожденным знанием чего бы то ни было. Философы имеют в виду, что априорное обоснование не зависит от какого-либо опыта, кроме того, что требуется для владения понятиями, включенными в высказывание, которому верят. Конечно, нам нужен опыт, чтобы усвоить понятия «два», «плюс», «равно» и «четыре», но, как только они у нас появятся, нам не потребуется никакого дополнительного опыта, чтобы иметь основания полагать, что 2 + 2 = 4. Или возьмем утверждение «красный — это цвет». То же самое относится к потребности в опыте, чтобы усвоить понятия «красный» и «цвет», но, как только у нас есть эти понятия, нам не нужен дальнейший опыт, чтобы иметь основания полагать, что красный действительно является цветом.
Философы используют термин «интуиция» в несколько ином смысле, чем в повседневном дискурсе. Вообще говоря, разница в том, что философские интуиции основаны исключительно на понимании предложения, а нефилософские интуиции — нет. Если предложение кажется вам истинным просто на основании вашего понимания его, а не на основе эмпирических данных, свидетельств, памяти или рассуждений, то у вас есть интуиция в философском смысле, что оно истинно. «Красный — это цвет» кажется вам истинным исключительно на основании вашего понимания этого утверждения. То, что кажется правдой, является философской интуицией, и это то, что оправдывает вашу веру в то, что красный цвет — это цвет. Многие, но не все философы считают, что априорное обоснование основано на философских интуициях.
В своей книге Thinking, Fast and Slow (2011) , Даниэль Канеман обсуждает предубеждения, то есть систематические ошибки интуиции. Но под «интуицией» он подразумевает что-то вроде быстрого и автоматического суждения, которое кто-то делает о чем-то, иногда на основе «интуитивного чувства». Это не то, что философы подразумевают под «интуитивными интуициями», которые не основаны на выводах, но могут возникнуть после долгих размышлений над темой и основаны на понимании предложения, которое является их объектом. Таким образом, критика интуиции Канеманом, как и многие другие критические анализы интуиции, не имеет отношения к тому, что философы подразумевают под «интуицией».
Вы можете подумать, что априорное обоснование ограничивается тривиальными утверждениями, такими как «красный — это цвет» или «все холостяки — неженатые мужчины», или математикой, но это было бы ошибкой. Я предполагаю, что все верят, что завтра взойдет Солнце, или, точнее, что Земля снова будет вращаться вокруг своей оси. Но это убеждение основано на более фундаментальном предположении, которое часто не выражается в явном виде. Одна из версий принципа индукции гласит: если все наблюдаемые А были В, то разумно полагать, что все А являются В, и что следующее А, которое мы наблюдаем, будет В. В течение многих лет люди наблюдали Солнце. спуститься, а затем подняться утром. Итак, принцип индукции позволяет сделать вывод о том, что разумно полагать, что Солнце взойдет завтра. Но что дает нам право верить в принцип индукции? Поскольку мы понимаем обоснование концепции, у нас есть философская интуиция, что она истинна, и что интуиция обеспечивает обоснование. Так что принцип индукции оправдан априори . Если бы мы не были оправданы в ее принятии, мы не были бы оправданы в наших убеждениях, которые имплицитно полагаются на нее.
Вот еще пример из науки. Мы имеем полное право полагать, что Вселенная началась с Большого Взрыва около 14 миллиардов лет назад. Почему мы имеем право верить в это? Ну, потому что он основан на более фундаментальном предположении, что если какая-то гипотеза является лучшим объяснением того, что мы наблюдаем, то мы имеем право принять эту гипотезу. Назовем это предположение принципом вывода к наилучшему объяснению (IBE). Что оправдывает нашу веру в МБП? То же самое, что оправдывает нас в принятии принципа индукции. Поскольку мы понимаем обоснование концепции, у нас есть философская интуиция, согласно которой ИБП истинна, и эта интуиция обеспечивает обоснование. Как и в случае с индукцией, если бы мы не были оправданы в принятии IBE, мы не были бы оправданы в наших убеждениях, которые имплицитно опираются на него.
Все наши обоснованные повседневные эмпирические и научные убеждения обоснованы либо потому, что они основаны на принципе индукции, либо на принципе IBE. Мы вправе полагать, что кто-то недавно ходил у кромки воды на основании наблюдаемых нами человеческих следов, либо по принципу индукции, либо по принципу ИБП. Мы вправе полагать, что какой-то подсудимый виновен в каком-то преступлении, поскольку гипотеза о том, что он совершил преступление, лучше всего объясняет все доказательства, представленные в суде.
Априорное оправдание также является основой наших фундаментальных моральных убеждений. Мы имеем полное право полагать, что мучить детей ради забавы неправильно, потому что у нас есть априорная интуиция: это кажется неправильным, исходя из нашего понимания понятия «неправильно». Некоторые люди утилитаристы и думают, что мы должны делать то, что приведет к лучшим последствиям. Но предположим, что мы сможем спасти пять человек, отчаянно нуждающихся в жизненно важном органе, только если мы убьем, а затем разрежем невинного человека и извлечем его органы, чтобы спасти пятерых? Представьте себе, что трансплантационная хирургия была усовершенствована, так что можно не беспокоиться о том, что органы откажутся или будут отторгнуты. Представьте также, что никто не будет пойман, если план будет выполнен. Предположим далее, что все шесть человек — хорошие люди, у них есть любимые, друзья, похожая работа и т. д. У большинства людей есть философская интуиция, согласно которой было бы неправильно убить одного и извлечь его органы, чтобы спасти пятерых. Таким образом, фундаментальные моральные принципы и теории могут получить оправдание и быть опровергнуты через априори значит. Поскольку наши моральные рассуждения в повседневных ситуациях всегда включают, по крайней мере, имплицитную апелляцию к фундаментальным моральным принципам, а обоснование этих фундаментальных моральных принципов априорно , оправдание всех наших моральных убеждений частично основывается на априорном обосновании.
Некоторые из наших убеждений оправданы, некоторые нет. Некоторые из них о нас самих, некоторые о мире, а некоторые о том, что мы должны или не должны делать. Но в итоге все наших обоснованных убеждений в конечном счете основаны на априорном обосновании.
Интуиция — Энциклопедия Нового Света
Интуиция (от латинского «вглядываться») относится к способности познавать или понимать посредством прямого понимания, без рационального анализа или дедуктивного мышления. Это также может относиться к таинственной психологической способности получать такие знания. Сама непосредственность интуиции часто считается лучшим доказательством ее точности, но рационалистический подход склонен отвергать ее как расплывчатую и ненадежную. Тем не менее трудно представить себе интеллектуальную систему, не использующую какое-либо интуитивное постижение реальности. Рациональный дискурс в конечном итоге приводит к интуитивному пониманию, которое, в свою очередь, можно использовать в качестве строительных блоков для дальнейших рассуждений. Таким образом, из-за самой своей природы интуицию очень трудно определить с помощью логического дискурса, и ее значение лучше всего может быть передано с помощью наводящих на размышления намеков.
Содержание
- 1 Природа интуиции
- 1. 1 Интуиция в повседневной жизни
- 1.2 Шестое чувство
- 2 Интуиция в философии
- 2.1 Интуиция и основа познания
- 2.2 Интуиция в истории философии
- 2.3 Рационализм и иррационализм
- 2.4 Кант и интуиция
- 2.5 Посткантианские мыслители
- 2.6 Этика и интуитивизм
- 3 Интуиция и религия
- 3.1 Богословие
- 3.2 Духовная интуиция
- 4 Интуиция в психологии
- 4.1 Интуиция в принятии решений
- 4.2 Женская интуиция
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Библиография
- 8 Внешние ссылки
- 8.1 Общие источники по философии
- 9 кредитов
Природа интуиции
Интуиция в повседневной жизни
Из-за своей непосредственности интуиция может рассматриваться как бессознательная форма знания. Интуиция отличается от мнения, поскольку мнение основано на опыте, в то время как на интуицию, как полагают, влияет предыдущий опыт только бессознательно. Интуиция также отличается от инстинкта, который вообще не имеет элемента опыта. Интуиция надинтеллектуальна, а инстинкт доинтеллектуален. Человек, обладающий интуитивным мнением, не может сразу же полностью объяснить, почему он придерживается этого взгляда. Однако позже человек может рационализировать интуицию, разработав логическую цепочку, чтобы более структурно продемонстрировать, почему интуицию следует считать достоверной. Интуиция не означает немедленного нахождения решения, хотя и означает, что решение приходит необъяснимо. Иногда помогает поспать одну ночь. Есть старая русская поговорка: «Утро вечера мудренее» («Утро вечера мудреннее»).
Интуиция — один из источников здравого смысла. Это также важный компонент индукции для получения эмпирических знаний. Источниками интуиции являются чувства, переживания и знания. Ситуация, которая является или кажется истинной, но нарушает нашу интуицию, называется парадоксом. Некоторые системы также действуют нелогичным образом. Попытки изменить такие системы часто приводят к непредвиденным последствиям.
Шестое чувство
Интуиция считается шестым чувством (есть пять основных чувств). Недавние научные исследования нашли некоторые доказательства существования этого шестого чувства. Главный вопрос заключается в том, как интерпретировать эти результаты. По-видимому, внутри человека происходит множество бессознательных процессов, и когда эти бессознательные сигналы становятся достаточно сильными, возникает сознательная мысль. Например, человек может идти по темному переулку и вдруг почувствовать, что что-то не так. Ее интуиция стала достаточно сильной, чтобы предупредить ее о возможной опасности. Информация, влияющая на интуицию, исходит из различных малозаметных наблюдений за окружающим миром, которые человек сознательно не регистрирует.
В данном случае под интуицией понимается способность бессознательно объединять различные подсознательные наблюдения, полученные совершенно рациональным путем. Этот процесс достигает точки, когда он запускает реакцию в нашей системе еще до того, как он становится сознательным, что может сэкономить драгоценное время. Мы «ощущаем» опасность, прежде чем находим время, чтобы сознательно собрать воедино признаки, указывающие на нее. Такие выводы вполне совместимы с научной мыслью. Но есть дополнительное измерение, более открытое для обсуждения, ощущение присутствия, например, опасности без какого-либо чувственного восприятия, которое предоставило бы нам элементы для подсознательных мыслительных процессов. В этом случае мы не просто собирали бы кусочки информации, не осознавая этого — наш разум непосредственно чувствовал бы что-то через нематериальную коммуникацию.
В большинстве случаев, когда кто-то заявляет, что он или она «интуитивно» что-то чувствует, не происходит особого размышления о природе этой интуиции, а также нет особых притязаний на сверхчувственное восприятие. Однако с теоретической точки зрения этот вопрос поднимает вопросы о природе реальности и масштабах деятельности человеческого разума.
Интуиция в философии
Интуиция и основа знания
Если кто-то хочет избежать бесконечного регресса — использования одного аргумента для оправдания другого и так далее без конца — у любого мыслительного процесса должна быть конечная отправная точка. В истории философии этот взгляд известен как фундаментализм, вера в возможность создания системы знаний, основанной на неопровержимых истинах. Легко утверждать, что такое окончательное, надежное знание должно включать в себя своего рода интуицию или знание, которое является непосредственным и неоспоримым, а все дальнейшее знание является его экстраполяцией.
Большинство философов прошлого предполагали существование такой отправной точки. В противном случае они не смогли бы даже спроектировать свою систему, поскольку с самого начала знали бы, что их затея неоправданна. Исключение составляли скептики, которые точно считали, что такой отправной точки не существует. Только в последнее время, в ХХ веке, мыслители вообще стали сомневаться в возможности какого-либо «безопасного» знания. Это привело к появлению таких взглядов, как деконструктивизм, для которого всякая система, как бы хорошо она ни была построена, в конечном счете представляет собой не что иное, как личное мнение и предубеждение или, в лучшем случае, интерпретацию, которая не более оправдана, чем любая другая. другой.
Вечная философия, с другой стороны, является современным движением мысли, которое рассматривает различные философские школы как простые варианты лежащего в основе векового видения или «Weltanschauung» , общего для всех культур и интуитивно схватывающего то, что имеет важное значение для жизни. Сложные системы, как они предлагались на протяжении веков, были бы тогда (часто вводящей в заблуждение) «верхушкой айсберга». Опять же, потребуется проницательность или интуиция, чтобы понять лежащую в основе истину, которая выходит за рамки конкретных формулировок.
Интуиция в истории философии
Интуиция редко выступает в качестве крупного отдельного вопроса в истории философии. Это скорее основная тема, которая присутствовала, по крайней мере, со времен Платона. Платон был вполне рациональным мыслителем. Однако для него знание завершилось интуитивным знанием (греч. νόησις [nóêsis]) Добра, которое, по его мнению, вечно пребывает в душе. В его диалогах Менон и Федон, эта форма знания связана с понятием анамнеза, процесса, посредством которого человек вновь осознает ранее существовавшее знание, скрытое в глубине его души. Платон использует пример математических истин, чтобы показать, что они не достигаются путем рассуждений, а присутствуют в нашем уме в дремлющей форме и доступны для нашей интуитивной способности. Интуитивные взгляды Платона были продолжены мистическим неоплатонизмом его более поздних последователей.
Рационализм и иррационализм
Хотя практически все философии содержат некоторые элементы того и другого, рационалистические философии подчеркивают важность рассуждений в поисках уверенности, в то время как иррационализм и формы интуиционизма подчеркивают нерациональный или иррациональный элемент, который подразумевает интуицию.
Для большинства мыслителей интуиция и разум дополняют друг друга и предназначены для гармоничной работы в человеческом поиске истины и смысла, вопрос заключается в том, какой элемент должен быть подчеркнут над другим. Другие видят в этих отношениях парадоксальные, даже конфликтные отношения, что подтверждается утверждением французского философа Блеза Паскаля о том, что «сердце имеет свои причины, неизвестные разуму».
Основные направления философской мысли, по крайней мере на Западе, всегда отдавали предпочтение ясности рационального мышления, а не интуиции, независимо от того, было ли это мышление основано на дедукции из врожденных идей (великие метафизические системы) или на чувственном опыте (британский эмпиризм). Однако всегда существовала мощная, хотя и менее заметная ветвь более интуитивного мышления — школы мысли, которые подчеркивают иррациональное или нерациональное, а не рациональное. В средние века существовало мощное мистическое направление, представленное, среди прочего, Мейстером Экхартом, Хилегардом фон Бингеном и Якобом Бёме. Эта точка зрения делала упор на интуитивное знание Бога, а не на рациональное знание или традицию.
Кант и интуиция
В философии Иммануила Канта интуиция является одной из основных познавательных способностей, эквивалентной тому, что можно условно назвать восприятием. Кант считал, что наш разум отливает все наши внешние интуиции в форму пространства, а все наши внутренние интуиции (память, мышление) — в форму времени. Таким образом, для Канта интуиция относится к ментальным формам, в которых мы воспринимаем внешние явления (время и пространство). Это не имеет ничего общего с интуитивным пониманием, как его обычно понимают. Кант также отрицал, что мы обладаем тем, что он называл интеллектуальная интуиция, т. е. способность интуитивно постигать сущности, находящиеся за пределами измерений времени и пространства, следовательно, за пределами нашего опыта. К таким сущностям относятся Бог, свобода и вечная жизнь. Для Канта все, что говорится об этих сущностях, является пустой спекуляцией и никогда не может быть предметом теоретического познания. Это нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Кант, однако, далее заявил, что по моральным соображениям наш разум вправе допустить реальность этих сущностей и что вселенная, по-видимому, подразумевает творца. Так как это нельзя обосновать на основе теоретических рассуждений, то можно сказать, что Кант все же предполагал какое-то интуитивное знание о конечном, хотя никогда не называл его таковым. Его знаменитое заявление о том, что «звездное небо вверху и нравственный закон внутри» наполняли его «все возрастающим удивлением», можно рассматривать как выражение такого интуитивного понимания.
Интуиционизм — это позиция в философии математики, вытекающая из утверждения Канта о том, что всякое математическое знание есть знание чистых форм интуиции, то есть интуиции, которая не является эмпирической (Prolegomen, 7).
Посткантианские мыслители
Начиная с преемника Канта Фихте, который верил в интеллектуальную интуицию, Немецкий идеализм (Гегель и особенно Шеллинг) подчеркивал способность разума иметь прямой доступ к основе реальности. Вместе с эмоционально нагруженным течением романтизма их философия объясняла десятилетия упора на интуицию в начале девятнадцатого века. Последующие философы, отдающие предпочтение интуиции в той или иной форме, включают Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и других мыслителей первой величины. Для Анри Бергсона, мысль которого была направлена на преодоление кантовского агностицизма, интуиция была ключом к познанию.
Феноменология, представленная Эдмундом Гуссерлем около 1900 года, предлагает очень интеллектуальный подход к философским поискам, и ее дискурс в высшей степени рационалистический. Однако в его основе лежит предположение, что объекты всех видов сначала воспринимаются разумом, прежде чем их можно будет проанализировать. Таким образом, явления «даны» уму или интуитивны им.
Этика и интуитивизм
В моральной философии интуитивизм сводится к вере в то, что наш разум способен сразу же интуитивно провести различие между правильным и неправильным. Этот вопрос важен в метаэтике, т. е. в дискуссии об окончательном обосновании этических теорий.
Интуиция и религия
Теология
В различных формах теологии особое внимание уделяется священным писаниям, традициям и духовному или мистическому опыту в различной степени. Между этими элементами всегда было напряжение. В то время как некоторые настаивают на том, что Бога можно познать только непосредственно (т. для догмы, основанной на откровении и традиции.
В эпоху романтизма немецкий богослов Фридрих Шлейермахер стал подчеркивать роль чувств, тесно связанных с интуицией, в религиозном опыте. Его новаторский вклад повлиял на многих более поздних мыслителей, среди которых Эрнст Трельч, Рудлоф Отто и Пауль Тиллих, все из которых подчеркивали роль интуиции, а не исключительное доверие разуму или традиции.
Духовная интуиция
Понятие интуиции в конце концов приводит к вопросу о сверхчувственном, нематериальном или духовном знании. На такое знание претендовали мистики и спиритуалисты всех традиций и всех времен. В западной истории Хильдегард фон Бинген и Эммануэль Сведенборг были одними из самых известных мыслителей-спиритуалистов. Предпосылка спиритуализма состоит в том, что человеческий разум обладает способностью связываться с нематериальной сферой, где не действуют ограничения времени и пространства, поэтому возможно непосредственное интуитивное знание.
Интуиция в психологии
Хорошо известное утверждение о том, как работает наш мозг, принадлежит известному нейропсихологу и нейробиологу Роджеру Уолкотту Сперри. По его словам, интуиция — это деятельность правого полушария, а фактический и математический анализ — деятельность левого полушария. В этой ранней модели личной психики интуиции противостояло ощущение по одной оси, а чувству — мышление по другой оси. Юнг утверждал, что у данного человека одна из этих четырех функций была первичной — наиболее заметной или развитой — в сознании. Противоположная функция, как правило, будет недоразвита у этого человека. Оставшаяся пара (на другой оси) будет сознательно активной, но в меньшей степени, чем основная функция. [2] Эта схема, пожалуй, наиболее известна сегодня как «Индикатор типа Майерс-Бриггс».
Интуиция в принятии решений
Интуиция не ограничивается мнениями, но может включать в себя способность знать правильные решения проблем и принимать решения. Например, модель Recognition Primed Decision (RPD) была описана Гэри Кляйном, чтобы объяснить, как люди могут принимать относительно быстрые решения, не сравнивая варианты. Кляйн обнаружил, что в условиях нехватки времени, высоких ставок и изменяющихся параметров эксперты использовали свой опыт для выявления похожих ситуаций и интуитивного выбора возможных решений. Таким образом, модель RPD представляет собой смесь интуиции и анализа. Интуиция — это процесс сопоставления с образцом, который быстро предлагает возможные варианты действий. Анализ — это ментальная симуляция, сознательный и преднамеренный обзор способов действий.
Важным интуитивным методом определения вариантов является мозговой штурм.
Женская интуиция
Эта фраза часто используется мужчинами и женщинами, когда женщина высказывает интуитивное утверждение или предложение. Некоторые могут счесть эту фразу сексистской, поскольку ее можно прочитать как подразумевающую, что женщины используют интуицию, потому что они неспособны к рациональному мышлению, или прочитать как подразумевающую, что женщины лучше мужчин из-за указанной интуиции. Гендерные различия в интуитивном восприятии являются предметом различных психологических экспериментов.
См. также
- Экстрасенсорное восприятие
- Интуитивизм
- Чувство
- Инстинкт
- Иррационализм
- Предсознательное
- Подсознание
Примечания
- ↑ Аллен Чак Росс. «ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА И КОРЕННЫХ АМЕРИКАНЦЕВ». Journal of American Indian Education Special Edition (август 1989 г.) [1]. Проверено 1 ноября 2007 г.
- ↑ К. Г. Юнг. Психологические типы. Bollingen Series XX, Volume 6 (Princeton University Press, 1971).
Библиография
- Бергсон, Анри. Материя и память. Нью-Йорк: Zone Books, 1988. ISBN 9780942299045 [Matière et Mémoire, 1896].
- Дэвис-Флойд, Робби и П. Свен. Арвидсон. Интуиция: внутренняя история. Междисциплинарные перспективы. Принстонская лаборатория исследования инженерных аномалий. Академия исследований сознания. Нью-Йорк: Рутледж, 1997. ISBN 9.780415915939
- Деполь, Майкл Р. и Уильям Рэмси. Переосмысление интуиции. . Rowman & Littlefield Publishers, Inc., январь 1999 г. ISBN 9780847687961
- Даммет, Майкл. Элементы интуитивизма. Издательство Оксфордского университета, США; 2-е издание, 24 июля 2000 г. ISBN 9780198505242
- Каль Виктор. Об интуиции и дискурсивном мышлении у Аристотеля . Brill Academic Publishers, 1988. ISBN 978
83080
. - Нисида, Китаро. Интуиция и рефлексия в самосознании. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 1987. ISBN 9780887063688
- Ноддингс, Нел и Пол Дж. Шор. Пробуждение внутреннего зрения: интуиция в образовании. Educator’s International Press, 15 ноября 1998 г. ISBN 9781891928000
- Стерлинг, Грант С. Этический интуитивизм и его критика. Издательство Питера Ланга, май 1994 г. ISBN 9780820419770
- Вайсман, Дэвид. Интуиция и идеальность. State University of New York Press, июль 1987 г. ISBN 9780887064289
Внешние ссылки
Все ссылки получены 5 марта 2018 г.
- Книга Дэвида Г. Майерса «Интуиция», эссе и ссылки на исследователей
- Доктор Сэм Вакнин Эссе о философских и психологических измерениях четырех типов интуиции
- Задайте вопрос философам: вопрос об интуиции и рациональности
- Стивен Д. Хейлз Проблема интуиции
- Дж. Р. Лукас Этический интуитивизм Журнал Королевского института философии XLVI (175) (январь 1971 г.)
- Стэнфордская философская энциклопедия: интуиция
Общие источники по философии
- Стэнфордская философская энциклопедия.
- Интернет-энциклопедия философии.
- Проект Пайдейя Онлайн.
- Проект Гутенберг.
Кредиты
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства.