Реферат — История появления профессии
Мир профессий
Что такое профессия?
-История появления профессии;
-Профессия и специальность;
-Кто такой профессионал;
-Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта;
-Где можно познакомиться с различными профессиями;
-Что следует знать о профессии;
-Технологические характеристики профессии;
-Новые и устаревшие профессии.
Содержание труда;
Профессионально важные качества;
Квалификационные требования;
Медицинские противопоказания
Что такое профессия?
Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность — это наиболее важные социальные характеристики любого человека.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию — значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия — это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
^ Как появились профессии?
Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.
Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было — между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины — собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие — рыбаками, третьи — земледельцами, четвертые — строителями, пятые — ткачами, шестые — гончарами, седьмые — кузнецами, восьмые — знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
^ Сколько существует профессий?
В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.
В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя в Санкт-Петербурге (как и в любом другом городе) пользуются спросом несколько сотен (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.
Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
^ Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
Профессионал — это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.
В отличие от профессионала, дилетант — это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.
Напротив, любитель — это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.
Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь — то он профессиональный спортсмен.
^ Как можно познакомиться с разными профессиями?
Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.
Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.
^ Что следует узнать о профессиях?
Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.
Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Технологические характеристики профессии включают в себя ответы на вопросы:
Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?
С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?
Экономические характеристики описывают:
В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?
Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?
Требования к уровню и качеству образования:
Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики профессии определяют:
Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.
^ Какие новые профессии появляются в наши дни?
Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.
Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.
Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.
Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.
^ Как связаны между собой профессия и увлечение?
Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.
Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.
Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:
к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,
к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,
к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,
к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.
ronl.org
Презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: История возникновения профессий.
Слайд 1
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Подготовила воспитатель Соловьёва Ю.А.Слайд 2
Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Слайд 3
Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Одевались эти древние люди в пальмовые листья или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.
Слайд 4
Но люди не сидели без дела: им приходилось очень много трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым (едой, теплом, жильем)
Слайд 5
Именно в то время происходит разделение труда в первую очередь на женский и мужской. Как вы думаете, чем занимались женщины, а чем мужчины? И почему?
Слайд 7
Постепенно жизнь менялась, и происходило распределение обязанностей: кто-то работал в поле, кто-то пас скот, кто-то готовил еду, кто-то охотился. И постепенно люди стали замечать, что то или иное дело у кого-то получается лучше, чем у других. Появляются МАСТЕРА, умеющие делать оружие, лепить горшки, изготавливать украшения, готовить и пр. лучше, чем другие. Начинается первый обмен товарами и услугами. Сначала люди обмениваются, а затем и начинают продавать свои товары и свой труд. Так появляются первые профессии.
Слайд 8
Сейчас в мире великое множество профессий. И сегодня настоящими мужскими профессиями считаются те, в которых требуется проявление физической силы, выносливости, а так же те, которые связаны с охраной правопорядка и защитой страны от врагов.
Слайд 9
Женскими профессиями и по сей день остаются те, которые связаны с уходом и опекой, воспитанием и обучением. Это профессии в которых необходимо проявление внимания, доброты, общения, творчества, милосердия, сострадания и т.д. Но сначала предлагаю вам немножко поиграть и размяться
Слайд 10
Мы в профессии играем Друг за другом повторяем! (маршируют на месте) Я – шофёр, помыл машину Сел за руль, расправил спину. Загудел мотор и шины Зашуршали у машины. ( имитация вождения автомобиля ) Подметает дворник двор Убирает дворник сор. ( подметание ) Наш охранник на посту Смело смотрит в темноту. ( повороты, приставив ладони к глазам ) А сапожник сапоги Для любой сошьёт ноги. К сапогам прибьёт подковки И пляши без остановки. ( шитьё, прибивание молотком, пляска ) Наши лётчики – пилоты Приготовились к полёту. ( руки в стороны, наклоны корпуса ) А портной сошьёт для нас Брюки – просто высший класс. ( имитация шитья ) Я — маляр, шагаю к вам С кистью и ведром Свежей краской буду сам Красить новый дом. ( плавные взмахи руками вверх-вниз ) Все профессии нужны! Все профессии важны!
Слайд 11
Время не стоит на месте. Жизнь и мир вокруг нас меняется. Происходят изменения и в мире профессий. Конечно по сей день существуют и те профессии, которые возникли много веков назад (врач, учитель, строитель, фермер, ветеринар и т.д.), но есть и те, что устарели и исчезли по тем или иным причинам Многие ваши мамы сегодня владеют современными профессиями. О них они вам сейчас расскажут сами.
nsportal.ru
История возникновения профессии — Мегаобучалка
Фельдшер — это профессия, появившаяся ещё в средних веках. Тогда так называли человека, оказывающего медицинскую помощь непосредственно на поле брани во время войн. Сегодня фельдшер является ассистентом или помощником врача в городских и районных медицинских учреждениях, а в сельских медпунктах он выполняет функции и врача, и заведующего. Фельдшер — это работник скорой помощи, медчасти военного формирования, здравпункта аэропорта, железнодорожной станции или морского порта. Профессия фельдшера очень ответственна и важна, поскольку именно ему часто приходится оказывать первую неотложную помощь, которая может спасти человеческую жизнь.
История профессии:Эта профессия впервые появилась в Германии; сам термин «feldscher» с немецкого языка переводится как «полевой цирюльник». Основная сущность обязанностей с тех пор особо не изменилась — установление диагноза плюс квалифицированная первая медицинская помощь до профессионального врачебного вмешательства: перевязки, инъекции и так далее.…
Грамматическая тема: Словари русского языка.
Лексическая тема: Обязанности фельдшера.
План лекции
1.Словари русского языка. Составители словарей, виды словарей.
2.Фельдшер и его обязанности.
Словарь русского языка С. И. Ожегова — самый первый из вышедших в России (СССР) после Октябрьской революциии на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь — нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного руского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлго века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора. С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза — 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов) а также по содержанию. С. И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет, переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов.
Обязанности фельдшера.
Фельдшер — лицо со средним медицинским образованием, которое имеет право проводить диагностику, ставить предварительный диагноз и оказывать первую неотложную помощь по жизненным показаниям. Выписывать рецепты и больничные листы не имеет права.
Слово «фельдшер» немецкого происхождения (Feldscher), так в средние века в Германии называли военного врача, который лечил раненых во время военных походов.
Фельдшер работает в службе скорой медицинской помощи, на фельдшерско-акушерских пунктах, здравпунктах крупных предприятий, может работать на морских кораблях и речных судах, здравпунктах на железной дороге, при аэропортах, в воинских частях.
При выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, а в составе врачебной бригады он действует под руководством врача.
Фельдшер – профессия в области медицины. Профессия имеет несколько специализаций: фельдшер скорой помощи, санитарный фельдшер, фельдшер-акушер, фельдшер-лаборант и другие.
Обязанности
Круг обязанностей фельдшера зависит от места работы. Фельдшер может входить в состав бригады скорой помощи, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. В сельской местности он часто выполняет функции врача. Фельдшер также может заниматься проведением анализов, исследований, различных мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости населения, выполнять назначения врача, являться помощником при родах, руководить младшим медперсоналом.
Личные качества
Умение ладить с людьми. Общительность. Доброжелательность. Эмоциональная устойчивость. Самообладание. Ответственность. Организованность. Хорошая оперативная и долговременная памяти. Способность концентрировать и распределять внимание. Хорошая зрительно-моторная координация, развитие органов чувств (цветоощущение, обоняние, вкус, осязание, тактильная чувствительность). Способность эффективно действовать в кризисной ситуации. Собранность. Выносливость.
Образование
Фельдшеру достаточно среднего медицинского образования.
Профессию фельдшера можно освоить в специальных медицинских училищах или медицинских колледжах после полного или незаконченного среднего образования, срок обучения 3–4 года. Сдав все полагающиеся экзамены и получив соответствующий документ, новый дипломированный специалист может работать помощником врача, лаборантом, акушером в лечебно-профилактическом учреждении или санитарным фельдшером в санитарно-эпидемической станции. Пройдя курс повышения квалификации, фельдшер также может повышать свою категорию.
Фельдшер должен знать основные методы оказания первой медицинской помощи, правила дезинфекции, применения различных лекарственных препаратов, обладать такими качествами как стрессоустойчивость, аккуратность, ответственность, оперативность, доброжелательность, организованность.
Места работы
Фельдшер может работать в поликлиниках, больницах. Основное рабочее место фельдшера — служба «скорой помощи», а поскольку ни один человек не застрахован от болезни или несчастного случая, то значение этой профессии трудно переоценить: в любое время и в любой местности она будет актуальной.
Фельдшер имеет высокий уровень востребованности на рынке труда. Уровень заработной платы – средний. Фармацевт имеет перспективы стать заведующим здравпунктом, старшим фельдшером. Наличие высшего медицинского образования дает возможность карьерного роста до позиции врача, фармацевта.
Домашнее задание. Подготовить сообщение о слове (на выбор: богатый, ленивый, праздник, финиш), используя словарные статьи различных словарей. Составьте свой небольшой словарь
«снежных слов» или «лесных слов».
Грамматическая тема: Заимствованные слова.
megaobuchalka.ru
Профессия — Циклопедия
Профессия (лат. professio, от profiteor — объявляю своим делом) — род общественной трудовой деятельности человека, требующий длительной подготовки, образования, приобретения теоретических знаний и практических навыков и являющийся основным источником доходов и средств существования для человека[1].
Профессия также — это совокупность теоретических знаний и практических навыков, помогающих выполнять определённую работу.
[править] История возникновения профессий
По мере развития общества от первобытно-общинного строя к современному состоянию появилось разделение труда и специализация людей по видам труда, которая сопровождалась накоплением знаний и навыков, связанных с конкретной областью деятельности, и передачей этих знаний из поколения в поколение. Это привело к возникновению ремёсел, а позднее — профессий [2].
[править] Приобретение профессии
В отличие от любителя, профессионал проходит длительную подготовку. Для приобретения профессии человек получает соответствующее образование: учится в учебных заведениях. По окончании обучения человек может получить соответствующие документы об образовании (дипломы, свидетельства, аттестаты, сертификаты). У одного и того же человека может быть несколько профессий[3].
[править] Классификация профессий
Профессии делятся на специальности. В рамках какой либо профессии для освоения дополнительных знаний, умений и навыков человек, имеющий базовое профессиональное образование, может получить дополнительную специальность, пройдя относительно короткую профессиональную переподготовку. Для получения дополнительной профессии человек должен получить полноценное второе профессиональное образование[4].
[править] Востребованность профессии
Если спрос на определённую профессию на рынке труда отсутствует, человек, получивший соответствующее образование, не сможет найти работу по своей специальности. Существуют современные, исчезающие и устаревшие профессии.
Для каждой профессии превышение максимального количества занимающихся ею людей снижает статус и востребованность профессии и может привести к её исчезновению[5].
[править] Качества, необходимые в профессиональной деятельности
[править] Науки о профессиях
- Историческое профессиоведение[6]
- Психологическое профессиоведение (психология профессий)[7]
cyclowiki.org
I. История возникновения профессии — учитель — КиберПедия
Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения [3]. Согласно словарю Ожегова, «учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает»[4]. Раньше учителями называли только тех, кто преподавал в школах. Сейчас учителя передают свои знания в вузах, на различных курсах (иностранных языков, компьютерных), учат танцам, йоге, кулинарии, шитью, бизнесу.
Когда-то давно-давно, когда люди жили в первобытном обществе, единственным занятием людей было добывание пищи. Родители учили своих детей охоте и собирательству. Позднее, с развитием и разделением труда, старые и опытные соплеменники, свободные от охоты, стали первыми учителями для детей племени. Первые учителя свои знания передавали из уст в уста, с помощью рисунков. Так начинали накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение знания.
Как нам известно, из уроков истории, первые школы появились в Древнем Египте. Школы в древнем Египте были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство. Школа тогда была совсем не такой, как сейчас. Тетрадей и учебников тогда не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, на котором они писали. При поступлении в школу и при её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Учителями в Древнем Египте, как правило, были мужчины. Учителя в этих школах должны были быть строгими и знавшими своё «ремесло».
После Древнего Египта переняли традицию преподавания и цивилизации Древнего Востока. В Междуречье школы существовали почти в каждом городе при храмах. По мнению историков, школы были маленькими, обучалось в них около 20–30 учеников, и у них был только один учитель. Видимо потому, что главное предназначение школы в Шумерской цивилизации — это подготовка будущих писцов. Учитель в таких школах делал таблички с текстом, ученики их переписывали и учили наизусть. Так и происходило обучение письму. У шумеров учителями тоже были мужчины. Это были люди, блестяще владеющие своим предметом. Однако в крупных школах могло быть несколько учителей. В таких школах дети обучались кроме письма, еще и рисованию и счёту. К I тысячелетию до н.э. в Шумере сложился настоящий идеал образования, он включал в себя владение письмом на хорошем уровне, умение составления документов, знание обрядов магии, математические вычисления. Поэтому требовалось уже больше учителей, владевших всеми этими знаниями. Наверное, тогда и появилась потребность в учителях, которые бы учили детей разным предметам.
Далее школы начали появляться в Греции. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в V в. до н.э. среди свободных греков не было неграмотных людей. Причем в Древней Греции обучение полностью происходит в школах, а не, как ранее, дома. Случайного учителя в школу Древней Греции взять не могли. Человек, который хотел стать учителем, должен был сдать два экзамена: один экзамен на знание предмета, который он хотел преподавать, второй экзамен — на умение работать с детьми.
Рисунок 1. В древнегреческой школе
Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Сам Пифагор был старательным учеником, и всё время хотел узнать что-либо новое. Пифагор, отлично отучившись в Египетской школе, приехал в Грецию и принялся за создание своей школы— Пифагорейской. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей.
Обычно в Древнегреческих школах после выпуска мальчики продолжали своё обучение, но на более высоком и сложном уровне. Часто отцы заставляли своих сыновей продолжать обучение в гимназии либо на ритора, либо на философа. Будущим риторам предстояло дополнительное обучение после выпуска ещё пять лет, а вот будущие философы обучались ещё семь, а иногда и восемь лет. Если же велось обучение философии, только учитель решал, когда мальчик готов закончить обучение. Как мы видим, учитель в Древней Греции был очень важным и уважаемым человеком.
Девочки учились читать и писать, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались, прежде всего, поэзией и обязательно музыкой и хореографией. В такие специальные школы для девушек отбирали только наилучших философов, хореографов, музыкантов, театральных певцов.
Учитель, в определённый период, играл, в школах Древней Греции, очень важную роль. Ведь, как выше сказано, греки считали, что обязаны воспитать грамотных, умелых, творческих детей. Поэтому учитель был, как ещё один представитель ребёнка, словно ещё один родитель, который обязан сделать из малознающего грека, великого философа, ритора, певца, спортсмена.
Одни из самых, наверное, жестоких школ были спартанские школы. Общее обучение длилось 13 лет. У спартанцев была цель немного другая, чем в остальных городах Древней Греции. Их цель состояла в том, чтобы вырастить выносливого воина, либо умелую мать воина. Много в чём мальчики и девочки спартанских школ были равны между собой. Ежедневно упражнялись физически, а состязания проходили каждый месяц.
Суровость спартанских методов воспитания в школах сделали их нарицательными. Отсюда крылатая фраза «спартанские условия», то есть очень жесткие. Отсюда же и выражение «лаконично» (краткое и грамотное выражение мыслей), так как Спарта находилась в области Лакония.
Воспитывали спартанцы действительно хорошо. Хотя в некоторых Древнегреческих городах отзывались негативно о спартанских школах, считая, что цель обучения – это приобщить к культуре и вырастить образованных людей, но спартанские учителя были уверены, что поступают правильно и говорили, что самое главное дать воспитание своим ученикам. Но многие города Греции были не против таких «спартанских» условий в школах и полностью поддерживали цель спартанских учителей.
Рисунок 2.
Следующим государством, перенявшим строительство школ, был Рим. Римская школа была, в отличие от Египетской, свободна для всех. Римские учителя, также, как и греки, имели цель сделать из ребёнка умного, многознающего, разностороннего и культурного человека. Кроме того, учителя римских школ строго относились к форме одежды своих учеников. Конечно, официальной какой – либо школьной формы не было, но если ученик выглядел неопрятно, то на него писали что-то вроде докладной, а если такой случай повторялся несколько раз, то ребёнка с позором выгоняли из школы. Римский учитель имел признание и уважение своих учеников, так как все учащиеся понимали, что учителя были людьми ответственными и на очень высоком уровне знали свой предмет.
В римской школе были некоторые обязательные предметы: музыка и пение, хореография, литература, математика и арифметика, грамматика и письмо.
Рисунок 3. В римской школе
Римские ученики большую часть времени играли в различные игры. В Древнем Риме любимые развлечения детей не очень отличались от сегодняшних игр: мальчики играли в прятки, догонялки, в мяч, а девочки – в куклы (чаще всего куклы были тряпичные).
На необязательном уроке труда мальчишки часто вырезали из дерева игрушечные оружия: луки, мечи, сабли, ножи. А умелые девочки делали тряпичных кукол, деревянные домики, мягкие игрушки из ваты и ткани, маленькие подушечки, а из дерева и ткани девочки мастерили маленькие постельки для игрушек. В римских школах тоже существовали перемены, на которых ученики могли выходить гулять в сады. В римских школах каждый учитель должен был знать о пользе свежего воздуха, поэтому на больших переменах учителя и ученики гуляли в пришкольных садах и скверах.
Обучение в начальной римской школе длилось 6 лет (с 7-ми – 12-ти лет), дальше наступала средняя ступень образования (на неё учеников отбирали), такая ступень длилась 3 года (с 13-ти – 15-ти лет).
Дальше следовала самая высшая ступень образования, она была обязательна только для знатных персон и будущих риторов.
Были школы и в Древней Индии. Они отличались от школ других цивилизации тем, чтообразование носило семейно-школьный характер, т.е. основное воспитание ребенок должен был получать в семье, а учитель должен был помогать маленькому человеку развивать свои нравственные, физические и умственные качества. Причем ученики жили в доме у учителя, почитали его и во всем ему повиновались, как своему отцу. Так было до V в. до н. э. в
Рисунок 4. В индийской школе
В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возник буддизм, который поспособствовал распространению образования. В это время увеличилось количество школ, открывшихся при монастырях. Учителя-буддисты наблюдали за учениками, только помогая им в самостоятельном обучении. Обучение и воспитание имело рекомендательный характер, где большое внимание уделялось нравственному воспитанию учеников.
Конечно, одними из самых древних, являются школы Китая, которые возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Самым сложным в китайской школе было написание иероглифов. Учителям приходилось долго учить этому искусству своих учеников. Уже тогда китайские ученики учились писать сочинения, стихи.
Учителями в Древнем Китае были жрецы, которые владели ремеслом писать кисточкой иероглифы. Основой китайских школ было почитание старших, и, как и в Индии, учителя почитали как отца.
Конечно же, расцвет китайской школы связан с Конфуцием, который считал, что от правильного воспитания зависит процветание общества. В основе педагогических идей Конфуция лежало умелое руководство учеником, заключающееся в согласии между учеником и учителем, легкости обучения, побуждения к самостоятельным размышлениям. Основной задачей древнекитайского учителя было умение научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.
Рисунок 5. В китайской школе
В период конфуцианства в Китае сложился культ образованности и школы стали частью государственной политики.
После Рима прошло много — много лет, и славяне начали строить школы и на Руси. После Крещения Руси появились первые грамотные люди и первые книги, и конечно, одну из главных ролей играли первые школы.
Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону божьему.
В XVII веке обучение в русских школах началось по-новому. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу. Учителя были строгими. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльников было не счесть. Также в XVII веке в школах стали учить латыни. Шло время, школа развивалась вместе с обществом.
В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. Учителя передают нам свои знания, помогают разобраться в сложных предметах. Сейчас, в XXI веке, профессия учитель очень важна, нужна и распространена. Сегодня учителем может быть и женщина, и мужчина. В данные времена учителей уважают и почитают. Не зря М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека»[3].
cyberpedia.su
История профориентации от Вавилона до наших дней | Мел
При всех многочисленных тестах и исследованиях, существующих в наши дни, найти подходящую для себя работу — задача не из лёгких. Кажется, что в старые времена с этим было легче. Реальная возможность выбора была уделом меньшинства. Остальным работа доставалась по наследству или как-то ещё — в любом случае профессия выбирала нас, а не мы профессию. На самом же деле профориентация существовала ещё в Древнем Китае и Вавилоне. Об основных вехах её истории — в обзоре Smart Course.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Первые собеседования
Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры. Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах была целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники — все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы выявить темперамент.
Первая книга
Во Франции в 1849 году вышла книга «Руководство по выбору профессии», которая сопоставляет личные качества человека и работу, которую он выполняет. Считается, что это первая книга, в которой делаются попытки научной обоснованности проблемы выбора профессии.
Первые консультации
В дальнейшем развивающийся капитализм увидел для себя прямую выгоду в том, чтобы поместить рабочего на место, более всего соответствующее его способностям и наклонностям. Поэтому научные изыскания в этой области продолжились. Например, в Америке в 1898 году начались консультации школьников по вопросам выбора профессий. В школах Бостона выбор профессии сравнивали с выбором супруга.
Как не ошибиться с выбором профессии
Звучала идея, что молодёжь должна иметь чёткое представление о как можно большем количестве профессий, а не браться за самую доступную на данный момент. Большинство принципов профориентации, «открытых» в то время, сохранили актуальность и сегодня.
Первое госучреждение по профориентированию
Считается, что самое первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году. Но ещё раньше в дореволюционной России выпускались специализированные календари и справочники, альманахи, призванные помочь молодёжи разобраться во всём богатстве учебных заведений. В 1905 году даже увидел свет справочник для женщин, которые хотели бы получить высшее образование. На тот момент выглядело это если и не революционно, то по крайней мере очень свежо.
XX век
Выпускались и книги, призванные разъяснить подросткам особенности выбираемых ими профессий. Так, «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера издавались на протяжении сорока лет. Даже в смутный 1917 год вышла статья Николая Рыбникова «Психология и выбор профессии», из которой молодые люди могли получить представление о 22 профессиях, для которых требовалось высшее образование.
Тестирования, консультации, исследования
В начале XX века проводились социологические опросы о профессиональной ориентации гимназистов. Их задачей было выяснить, куда собираются идти школьники для дальнейшего обучения и получения профессии. И чем они при этом руководствуются.
После революции советское государство, несмотря на все трудности, не забросило проблему профориентации. Уже в 20-е годы этим активно занимался Народный комиссариат труда, органы народного образования и здравоохранения. Молодому государству срочно требовались квалифицированные специалисты. Появился специальный Институт труда, где изучали профессии с точки зрения психологии. А в 1924 году в Ленинграде появилась Лаборатория профконсультации.
Кем хотят работать российские школьники
Институты проводили психологические мониторинги выпускников и консультации в области трудоустройства. В течение десяти лет сотрудники обследовали почти восемь миллионов выпускников и составили подробные профессиограммы.
Всевозможные бюро для профконсультаций открывались в крупных городах России и Украины. Они занимались изучением профессиональных наклонностей выпускников, подбором работы для них с учетом индивидуальных особенностей с целью предотвращения «текучки» кадров и улучшения качества труда работников.
В 20-е годы профессор Александр Болтунов совместно с коллегами разработал целую систему профориентирования подростков. Каждый ребёнок получал подробное заключение о способностях и наклонностях, а также конкретные рекомендации по трудоустройству. Разработанная Болтуновым система также предусматривала активное взаимодействие с биржами труда.
В начале 30-х годов эта система продолжила активно развиваться, появились профессиональные консультанты для оказания помощи в трудоустройстве и профотбору. В школах проблемами профессиональной ориентации подростков стали заниматься и педагоги.
Первый кризис профориентации
Но в середине 30-х картина изменилась: многие приёмы по профориентированию подвергли яростной критике и объявили «буржуазными». Некоторое оживление в этой сфере наступило ближе к концу 50-х годов. В крупных городах появились кабинеты профориентации молодёжи, вновь открылись центры трудоустройства.
Формально до 80-х годов работу в сфере профессиональной ориентации не запрещали. Но более чем двадцатилетний перерыв в этой сфере привел к тому, что прежние наработки были утрачены, а новых практически не было. В немалой степени это было связано и с тем, что государству требовались рабочие на фермах, заводах, шахтах, целине, свобода выбора не поощрялась.
Возрождение профориентации в СССР
Только в 70-е годы благодаря трудам психолога Евгения Климова профессиональная ориентация в СССР начала возрождаться. В 80-е годы открылись многочисленные центры по профессиональному ориентированию молодёжи, получавшие поддержку со стороны Министерства труда и Министерства образования.
Таким образом, государство признало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. В итоге в СССР возродилась полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.
Второй кризис профориентации
В 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.
7 предметов, которые дополнили бы школьную программу
Основной упор перенесли на трудоустройство граждан в связи со стремительно растущими темпами безработицы. Центры по трудоустройству не справлялись с наплывом желающих и не могли обеспечить всех работой. В срочном порядке появились курсы по профпереподготовке населения. Многие сотрудники центров занятости ушли в коммерческие структуры по подбору персонала.
После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли положение, в котором утверждалась важность профориентирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в этой сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как работает профориентация за границей
4 метода борьбы с детьми-манипуляторами
Что делать, если ваш ребёнок влюбился
mel.fm
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИИ | АРТконсервация
Литейная технология является одним из древнейших методов получения изделий из металлов. Сколько лет оно насчитывает, до сих пор не знает никто. Так, в 1991 г. на 58 Международном конгрессе литейщиков в г. Кракове X. Джеминг сделал доклад на тему: «6000 лет искусству литья», а в 1994 г. в Дюссельдорфе вышла книга Д. Энгельса «5 000 лет литья металлов». Но древность этой технологии обработки металлов относительна.
История становления человека на Земле исчисляется миллионами лет (археологические находки каменных орудий труда в бассейнах африканских рек Конго, Омо, Аваш — колыбели человечества имеют возраст 2,4-2,6 млн. лет). Однако процесс развития примитивного человека до современного «разумного» (Homo sapiens) закончился всего 30-40 тыс. лет назад. А первые изделия из металла появились за 7—9 тыс. лет до н.э. в переходную эпоху медно-каменного века (энеолит). Кстати, наиболее полные сведения по истории человечества относятся ко времени окончания последнего мощного оледенения Земли, охватившего значительные территории Европы, Азии, Северной Америки (~10—15 тыс. лет до н.э.).
Основным условием технического, а за ним и социально-экономического прогресса явилось стремление первобытных людей в борьбе за существование повысить эффективность своего труда. Ученые лаборатории первобытной техники С.-Петербургского института археологии РАН провели эксперимент на берегах Ангары. Сосну диаметром 25 см срубили каменным топором за 75 мин беспрерывной работы, а медным — за 25 мин. Медным или бронзовым ножом можно обстрогать толстый сук в 10 раз скорее, чем каменным, сверлом просверлить березовое полено в 22 раза быстрее и т.д. [1|. Этим подтверждается объективная целесообразность использовать металлические орудия, даже из мягкой меди, вместо каменных.
Граница между каменным веком и веком металла достаточно размыта. В различных районах Земли переход осуществлялся в разное время, что определялось географическими условиями, наличием, видом природных ресурсов и др. Из-за последнего оледенения и миграции населения в южных районах переход к использованию металла происходил раньше, чем в северных.
Считается, что зарождение металлургии на Востоке (современный Ближний Восток) происходило в VII тысячелетии до н.э., а в Западной Европе — во II тысячелетии до н. э. В таких южных регионах, как Кавказ, Туркестан, Индия, находят более древние изделия из металла, чем в северных частях Европы и Азии [2, 3]. Аналогичное различие отмечается между континентальными странами и островными, даже крупными, такими как Индонезия, Япония. Общеизвестно отставание в техническом развитии коренных народов таких континентов, как Австралия, Америка к моменту их открытия и колонизации в текущем тысячелетии. Заселены эти материки лишь 20—40 тыс. лет назад. Таким образом, отдельные технические новшества могли появляться в разных местах независимо, одновременно или разновременно, иногда со своими особенностями, отвечающими местным условиям. Во многих случаях прогрессивные приемы распространялись или заимствовались. Однако скорость их распространения, учитывая уровень средств коммуникации и информации в древнем мире, была невелика и необходимое время иногда исчислялось столетиями. Как отмечал Ф. Энгельс, даже такое революционное открытие для человека, как получение огня трением, распространялось по земле или стало всеобъемлющим в течение тысячелетий.
К началу периода освоения металла человек обладал уже обширным набором технологических приемов обработки камня, кости, глины, дерева и кожи. Это было время, когда люди не только промышляли охотой и собирали дары природы. Они имели каменные ножи, топоры, мотыги, молотки, костяные, из рогов животных, наконечники для стрел, дротиков, иголки для шитья одежды из шкур животных и тканей (было известно ткачество), глиняную посуду для приготовления пищи и сохранения продуктов. Они находили и добывали камень для своих орудий, расщепляли его на кремневые заготовки, затачивали и шлифовали их, по необходимости сверлили в них отверстия и т.д. Другими словами, кроме «техники удара» уже была освоена «техника резания»: шлифование, сверление, пиление. Люди умели строить жилища, в том числе, иногда, сложные дома над водой [1], разводить домашний скот, заниматься земледелием.
Вместе с тем, с незапамятных времен у человека параллельно развивалось эстетическое восприятие окружающего мира, стремление отобразить его в различных формах. Более 30 тыс. лет назад появилось первобытное искусство. К этому времени относятся самые древние образцы наскальной живописи, рисунки в пещерах, например, найденные во Франции (Ориньянская культура) [4].
Первые дошедшие до нас настенные изображения, скульптурки людей и животных достаточно схематичны и во многом напоминают работы современных детей дошкольного или младшего школьного возраста. Со временем мастерство людей повышалось, однако произведения их достаточно медленно приближались к тому, что мы понимаем сейчас под реализмом. Нужно иметь в виду, что древний человек в этих произведениях не только воспроизводил бытовую сторону повседневной жизни — он отражал в них свое представление о природе явлений в окружающем мире, культовые обычаи и обряды. Качество изображений связано также с несовершенством использовавшихся материалов и инструмента.
Рис. 67. Женские фигурки из камня. Граветская культура (последняя треть верхнего палеолита): а — Венера Виллендорфская (Виллендорф, Австрия) [4]; б — Венера Савиньянская (Савиньяно, Модена, Италия) [16]
На рис. 67, а показана женская статуэтка из камня, найденная в Австрии и известная как «Венера Виллендорфская» — датируется последней третью верхнего палеолита (~25 тыс. лет назад). Она имеет высоту 11 см, выточена из известняка, на ее поверхности сохранились остатки красной краски. К такому же типу относится «Венера Савиньянская» (рис. 67, б) — одна из самых крупных найденных древних фигурок женщин (высота ее 22 см).
Все женские статуэтки этого периода (граветская культура), будь они из Франции, Италии, Австрии или России, имеют общие характеристики: черты лица у них совсем не обозначены, зато очень рельефно выполнены грудь, живот, бедра, ягодицы; предплечья и ступни ног атрофированы или отсутствуют [4]. Видимо, все они имеют культовое назначение, связанное с богиней плодородия. Проблема урожая была чрезвычайна важна для человека, осваивающего профессии оседлого образа жизни с так называемым воспроизводящим хозяйством (земледелием, скотоводством).
Освоение металла открывало новые возможности для внедрения искусства в быт людей. В каменном веке сферой применения художественных способностей человека были в основном различные предметы, не имеющие хозяйственного значения: украшения (бусы, браслеты), атрибуты культа (фигурки божеств, амулеты) из кости и камня, а с появлением гончарного дела — многочисленные сосуды из глины. Металл как материал был пригоден для всех перечисленных изделий, часто обеспечивая им большую прочность и долговечность, позволял повысить их эстетические свойства, превращать в подлинные произведения искусства такие предметы повседневной жизни, как орудия труда, оружие и др. Однако это произошло не сразу — требовалось время для освоения методов получения металла необходимого качества и обработки его.
К первым технологическим приемам получения изделий из металла человек приходил случайно или в результате наблюдения за природными процессами. Если при изготовлении каменного орудия, обтесывая один камень о другой, человек случайно1 брал в руки самородок меди, привлекший его своим красноватым цветом, то он не мог не заметить, что последний не расслаивается, не крошится, а деформируется под действием ударов каменных инструментов. В итоге, изменяя конфигурацию самородка, можно получить желаемую форму изделия. Так, видимо, произошло зарождение самой древней технологии обработки металлов — кузнечной. Причем задача была облегчена тем, что чистую медь благодаря хорошей пластичности можно «ковать» в холодном состоянии. Вероятно, много позже обнаружилось, что при нагревании, например, на костре, металл легче поддается деформированию.
Почему речь идет о меди как о первом использованном самородном металле, хотя существуют и другие, не менее пластичные, например, свинец, серебро? Дело в том, что она наиболее часто встречается в природе, в том числе и в свободном состоянии, и выгодно отличается от других металлов твердостью и прочностью. Твердость меди почти на порядок выше, чем у свинца, и на 30% выше твердости серебра; прочность ее больше, чем у серебра и свинца, соответственно в 2,2 и в 17 раз. Самородная медь является продуктом воздействия на коренные медно-сульфидные руды воды, кислорода, углекислоты в естественных условиях. При этом попутно образуются такие не содержащие серы минералы, как малахит, азурит, куприт, из которых при нагревании также можно восстановить медь. И медь, и перечисленные минералы обычно находятся в верхних горизонтах месторождений и имеют характерный цвет, что облегчает их поиск.
Рис. 68. Древнее литое оружие из бронзы [3]: а — боевой топор-молот, длина 21,2 см. Бронзовый век. Скандинавия; б — кельт-алебарда, длина 13 см. Минусинск (Россия), 700-1000 гг. до н.э. Санкт-Петербург, Русский музей; в — кинжал, длина 24 см. Минусинск (Россия), ок. 100 г. до н.э. Санкт-Петербург, Русский музей
Например, самородная медь и куприт имеют красный цвет, малахит — зеленый, азурит — синий.
Самородки меди в древности встречались на Земле значительно чаще, чем теперь, что объясняется их интенсивным сбором и использованием в течение многих столетий. Куски самородной меди могли быть и крупных размеров, а скопления самородной меди иногда достигали 400 т [5]. Из самородной меди древние люди изготавливали путем ковки орудия труда и предметы домашнего обихода: кинжалы, топоры, наконечники копий, рыболовные крючки, украшения и др. Полагают, что своим латинским названием «купрум» медь обязана острову Кипр, где в древности было много медных рудников. Залежи ее существуют во многих частях земного шара, в том числе и на территории СНГ: в Казахстане, на Урале, Кавказе, Алтае, в Забайкалье, Якутии.
Несмотря на высокие пластические свойства (мягкость) чистой меди, несовершенство инструментов и простые технологические приемы обработки (в основном свободная ковка) не позволяли воплотить в первых изделиях вместе с эксплуатационными свойствами и художественные элементы. Все это стало возможно лишь после освоения литейной технологии (рис. 68). Однако с ней дело обстояло несколько сложнее, чем с кузнечной. Для получения отливки необходимо, как минимум, расплавить металл и залить его в специальную форму, которая определяет конфигурацию изделия в процессе затвердевания металла. На такой процесс человека могло натолкнуть наблюдение за природой. Римский философ-поэт Тит Лукреций Кар 2000 лет назад в своей поэме «О природе вещей» в кн. 5 излагает такую версию этого события (в переводе И. Рачинского) [6]:
«Пламени жар, от каких бы причин не возник он, Дебри лесов пожирал с ужасающим треском и шумом Вплоть до глубоких корней, и огнем выжигалась там почва. Золото и серебро заструились потоком обильным Всюду из жил раскаленных земли, и стекались в углубления Так же, как медь и свинец. А когда отвердели металлы И на земле засверкали впоследствии цветом блестящим, Люди, плененные блеском и прелестью, их поднимали И замечали при этом, что слитки всегда сохраняли Форму, похожую на замыкающие их углубленья. Было открыто тогда, что металлам, расплавленным жаром, Может дана быть фигура и форма какая угодно…».
Существует также вполне правдоподобная гипотеза о том, что первым искусственным металлургическим процессом было плавление свинца [15|. Окисление (обжиг) наиболее распространенной свинцовой руды — галенита (PbS) до РbО и восстановление затем из этого соединения свинца происходит в углесодержащей среде уже при 500°С (температура плавления свинца — 327,4°С). Эти условия достижимы в хорошем костре.
Считают, что свинец был известен в Месопотамии, Египте за VI—VII тыс. лет до н.э. Однако из-за низких механических свойств он не был пригоден для изготовления оружия, орудий труда, других важных изделий. Тем не менее, свинцовые фигурки, хранящиеся в Британском музее, исполнены 3800 лет до н.э.; украшения из свинца, находящиеся в Лувре, — 2500 лет до н.э. [15|.
Данных о получении первых расплавов самородной меди нет, хотя медные изделия изготавливали и холодной деформацией, и ковкой с нагревом, что не исключало случаи возможного расплавления меди при нагреве. Ранние изделия из меди имеют структуру кованого металла, содержащего незначительное количество примесей [2].
Известно, что чистые металлы, в том числе и медь, по сравнению со своими сплавами, содержащими более легкоплавкие компоненты, имеют более высокую температуру плавления, что затрудняет плавку чистых металлов, а также пониженную текучесть (или жидкотекучесть, как говорят литейщики). В результате чистые металлы менее четко, чем сплавы, воспроизводят отпечаток формы, особенно сложной конфигурации; поэтому неудивительно, что «кузнечная» технология определенное время была господствующей при получении металлических изделий.
Положение начало меняться, когда были обнаружены более технологические (для литья) свойства сплавов. Первыми были сплавы меди с сурьмой, мышьяком (встречается в природе вместе с медью), свинцом и другими металлами, сопутствующими медным месторождениям. Добавки мышьяка, фосфора, олова значительно (почти на 300-350°С) снижают температуру плавления меди (1083°С). Минерал реальгар, содержащий 70% мышьяка, имеет оранжево-красноватый цвет, почти как медь, что, вероятно, и послужило причиной его случайного использования наряду с самородной медью. При расплавлении меди и этого минерала получалась мышьяковистая бронза с хорошей жидкотекучестью и достаточно пластичная в твердом состоянии. В дальнейшем, видимо, мышьяк стали специально добавлять в медь; предметы из мышьяковистой бронзы встречаются в Египте, во многих странах Европы и Азии.
Однако из-за ядовитых паров, образующихся при плавке мышьяковистой бронзы, мышьяк заменили другими добавками, например фосфором. И, конечно, быстрое вытеснение изделий из чистой меди и других бронз стало происходить после появления оловянистой бронзы, которую вначале получали восстановлением древесным углем из смеси медной и оловянистой руд. Затем был освоен процесс сплавления полученных ранее меди и олова. В Ассирии, Египте, Вавилонии это произошло уже к 3000 г. до н.э. Древнейшее шумерское заклинание к огню содержало слова: «Меди и олова плавитель есть ты…» [13].
Этот сплав, более твердый, чем чистая медь, что повышало качество оружия и некоторых орудий труда. Однако он менее пластичен, что затрудняло получение изделий только ковкой. Оставалась лишь возможность чеканки — отделочных операций предварительно полученных литьем заготовок. Все это привело к повышению роли литейной технологии в изготовлении жизненно важных изделий из металлов. Например, найденный на Кавказе бронзовый резец имел твердость, в 3 раза превышающую твердость серебра и золота [2].
Хорошие литейные свойства бронз, а также возможность варьировать их пластичность путем добавок в медь других металлов позволяли для получения изделия успешно использовать как литейную технологию, так и совместно приемы литья и ковки. В частности, малооловянистые бронзы более пластичны, чем высокооловянистые; значительно снижает пластичность сурьма и т.д.
У многих древних сложных изделий из бронзы различные части имеют одновременно структуру либо литого, либо кованого металла. Конечно, эта особенность сохранялась и при изготовлении украшенных хозяйственных изделий, и чисто художественных отливок.
_____________
1 Случайность в этом относительна. Человек специально искал подходящий тип камня для орудий (например, кремень). И когда поверхностные запасы истощались, в поисках замены начинал разрабатывать карьеры, шахты.
Первоисточник:
МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. УРСС. М., 1997art-con.ru