3. Высшие психологические функции. Общая психология
3. Высшие психологические функции. Общая психологияВикиЧтение
Общая психология
Дмитриева Н Ю
Содержание
3. Высшие психологические функции
Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. Эти функции не являются врожденными, в отличие от более простых. При рождении человек получает лишь задатки к их формированию, которое происходит только под влиянием социума. К высшим психическим функциям относятся мышление, речь, память, воля и т. д. Все эти функции обладают свойствами пластичности. Это дает возможность к переструктурированию сознания в случае нарушения какой-либо из функций.
Деятельностный подход в психологии является теорией, объясняющей многие закономерности в развитии и функционировании психических функций. Основными представителями разработки деятельного подхода в отечественной психологии являются М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Данный подход в качестве исходного метода изучения психики использует анализ преобразования психического отражения в процессе деятельности.
Согласно представлениям современной психологии понятие деятельности применимо только к человеку. По определению, данное понятие означает такое взаимодействие человека с окружающим миром, в процессе которого достигаются сознательно поставленные им цели.
В данной системе понятий простейшим элементом деятельности является действие. В любом действии принято выделять ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Ориентировочная часть связана с целеполаганием, исполнительная, соответственно – с выполнением данного действия, а контрольная – с оценкой того, насколько точно и правильно было осуществлено данное действие. Здесь можно провести аналогию с описанными выше рефлексами и многоступенчатой системой их распознавания и контроля. В психологии также существует понятие операции. Это более сложный по отношению к действию процесс. Операция может включать в себя несколько действий, связанных одной целью. Например, вы желаете попить чаю. Это является целью вашей деятельности. Для достижения цели вам необходимо совершить операцию – приготовление чашки чаю. Эта операция распадается на множество отдельных действий, каждое из которых имеет цель. Вам надо подняться с кресла, пройти на кухню, набрать в чайник воды и т. д. Иными словами, ваша психика совершает ряд преобразований отражения действительности параллельно с тем, как вы осуществляете простейшие действия, складывающиеся в определенную операцию, являющуюся компонентом вашей общей деятельности.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
«Высшие» ИСС
«Высшие» ИСС Первый – «высшие» – культурно–исторически обусловленные формы ИСС (ВИСС), они явно или имплицитно существуют в рамках конкретной культуры и выполняют фиксированные функции (во многих, особенно в так называемых традиционных обществах эти функции задаются
Высшие игры
Высшие игры Высшие игры редко играются в своей чистой форме. Чистая игра – это искренний интерес, который может быть только интересом сущности, но такие случаи – редкость. Остальные люди играют в эти игры из ложной личности, что неизбежно примешивает к главной цели
Глава 10 Высшие уровни абстрактного и рефлексивного мышления
Глава 10 Высшие уровни абстрактного и рефлексивного мышления Девятилетний Дэнни, у которого диагностирован высокофункциональный аутизм, ходил в третий класс обычной государственной школы, где ему помогал тьютор[20]. У него была хорошая память и обширный словарный запас,
19. ВЫСШИЕ УРОВНИ СОЗНАНИЯ
XI. ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ. ПРИВЫЧНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
XI. ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ. ПРИВЫЧНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ИХ ОТСУТСТВИЕ ГРОЗИТ ГИБЕЛЬЮ! Если общественное условие сигнализирует возможность удовлетворения только одной какой-то потребности, то его отсутствие сигнализирует торможение только одной мотивационной
Простые и высшие запросы.
Простые и высшие запросы. Уже говорилось, что в XX веке постепенно рождается новый, более сложный вид брака — «супружество-содружество». Рождается он с болью, выстрадывается в муках, — часто потому, что для многих из нас ценность своего «я» важнее, чем равновесие двух «я».А
Часть III. Высшие функции и обработка информации
Часть III. Высшие функции и обработка информации ВведениеВ предыдущей части мы рассмотрели способы активации организма — как под действием сигналов из окружающего мира, так и благодаря определенному состоянию сознания и мотивации, в котором индивидуум находится в
ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ КАК СПОСОБ ТЕРАПИИ
ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ КАК СПОСОБ ТЕРАПИИ Святослав в четыре года плакал, когда в кино или сказке Зло побеждало Добро.В науке вообще модно говорить об объективности, то есть невключенности исследователя в происходящий процесс.
Высшие баллы
Высшие баллы Я закончу эту главу рассказом о преступнике, который, по мнению двух независимых экспертов, заслуживает максимально возможных баллов по Контрольному перечню признаков психопатии. Такие высокие баллы приходятся в среднем на одного из более чем двухсот
Основные психологические функции
Основные психологические функции К. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как наиболее универсальное, типическое деление психологических личностей. Но в составе одной и той же группы различия между отдельными ее представителями остаются достаточно очевидными.
ГЛАВА 10 Как телепсихика высвобождает Высшие силы разума
ГЛАВА 10 Как телепсихика высвобождает Высшие силы разума Когда я работал над этой главой, у меня состоялся в высшей степени интересный разговор с бывшим полковником ВВС.
Он рассказал мне, что несколько лет назад прочел статью доктора Роусона, в которой говорилось, как однаВысшие психические функции
Высшие психические функции Начиная с 7 лет, у человека практически полностью сформирована кора мозга. Начинают функционировать высшие психические функции: память, речь, мышление. Только мышление пока неуправляемое. Мышление станет управляемым только к 18 годам с
Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими
Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и
Высшие психические функции
Человек не может существовать отдельно от общества, это еще раз доказали исследования Л. С. Выготского, в результате которых были выделены высшие психические функции человека, обладающие особыми признаками и формирующиеся в условиях социализации. В отличие от естественных функций, реализующихся в спонтанном реагировании, развитие высших психических функций человека возможно только при социальном взаимодействии.
Основные высшие психические функции человека
Как говорилось выше, понятие высших психических функций было введено Выготским, позднее теория была доработана Лурия А.Р., Леонтьевым А.Н.,. Гальпериным П.Я и другими представителями школы Выготского. Высшие функции – это процессы социальные по происхождению, произвольные по характеру регуляции, опосредованные по своему строению и системно связанные друг с другом. Социальность этих функций выражается в том, что они не врожденные, а формируются под влиянием культуры (школы, семьи и т.д.). Опосредованность по строению говорит о том, что инструментом осуществления являются культурные знаки. Больше всего это относится к речи, а в общем – это представления о том, что принято в культуре. Произвольность регуляций означает то, что человек в состоянии ими управлять сознательно.
К высшим психическим функциям относятся: память, речь, мышление и восприятие. Также некоторые авторы склонны относить сюда волю, внимание, социальные эмоции и внутренние чувства. Но это вопрос спорный, так как высшие функции по определению произвольны, а это качество отнести ко второму перечню сложно. Если говорить о развитом человеке, то он в состоянии управлять эмоциями, чувствами, вниманием и волей, а вот для массовой личности эти функции произвольными являться не будут.
Психические функции могут нарушаться, виной тому поражение различных участков мозга. Интересно, что одна и та же функция нарушается из-за поражения разных мозговых зон, но ее нарушения носят различный характер. Именно поэтому при нарушениях высших психических функций проводится диагностика мозга, так как поставить диагноз только по нарушению той или иной функции нельзя.
Статьи по теме:
Навыки и умения Если человек не умеет что-то делать, то он всегда может этому научиться. Казалось бы довольно простая формула. Но на практике мало кто может объяснить различие между понятиями навык и умение. Да и есть ли между ними разница? Давайте попробуем разобраться. |
Ассоциативное мышление Запах, музыка, пейзаж или просто картинка. Все это вызывает в нашей голове различные образы и воспоминания. Происходит это благодаря ассоциациям. Существуют даже игры, которые связаны с ассоциативным мышлением. Что оно собой представляет и какую роль выполняет мы расскажем далее. |
Ретроградная амнезия Забыть некоторые неприятные моменты прошлого хотелось бы каждому из нас. Но некоторым удается это сделать и против собственной воли. Так случается если наступает амнезия. Почему возникает этот недуг и какие потери памяти существуют сегодня? Все это вы узнаете далее. | Самокритичность Говорят что окружающие относятся к нам также, как и мы сами относимся к себе. Это явление психологи называют самокритичностью. Она во многом способна повлиять не только на наш характер, но и на качество жизни. В чем же заключается это отношение к себе и как проверить, насколько вы самокритичны? Обо всем этом мы расскажем далее. |
Глава 2. Высшие психические функции выращенного в домашних условиях шимпанзе1
Приобретение и использование математических навыков шимпанзе-лингвистом
- Гвендолин Б. Дули, Т. В. Гилл
Лингвистика 9 0009
- 1977
Признаки интеллекта в шимпанзе, выращенные перекрестным путем.
- Б. Т. Гарднер, Р. Гарднер
Психология, биология
Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки
- 1985
Большое количество данных, полученных от пяти шимпанзе, продемонстрировало поэтапное воспроизведение основных аспектов овладения речью и жестами слышащими и глухими детьми.
Глава 4 Сравнительный взгляд на этиологию осмысления и анализ поведения на осмысленность 3
Языковые способности нечеловеческих животных
- С. Сноудон
Психология, биология
- 1990
В этом документе рассматриваются исследования языковых аналогов с человекообразными обезьянами и китообразными, изучается полезность различных методов и анализируются достижения животных, и делается вывод о том, что шимпанзе и бонобо не угрожают уникальности человека в отношении речи и языка.
«Консервация» с шимпанзе.
Двум шимпанзе (Pantryglodytes), Фанни и Джейн, были поставлены задачи на сохранение жидкости и числа. Одна шимпанзе, Джейн, успешно справилась с обоими наборами задач, потому что она была…
Категоризация у обезьян и шимпанзе
Зона Брока и происхождение человеческого вокала.
- Р. Пассингем
Биология, психология
Философские труды Лондонского королевского общества. Серия B, Биологические науки
- 1981
Первые признаки зоны Брока у эндокастов гоминидов рассматриваются как представляющие большое значение эволюционного развития, и утверждается, что одно полушарие наиболее эффективно доминирует там, где сложная последовательность движения должны быть запрограммированы.
Языковая врожденность и ее доказательства
- М. Атертон, Р. Шварц
Лингвистика
- 1974
исследовать способности животных учиться использовать язык. Не только такие явления, как танец пчел, песни китов и…
Задумчивость о первых знамениях Сары
- Дж. Хорнер
Лингвистика
- 1977
В последние годы становится все более популярным исследовать способность нечеловеческих приматов изучать человеческие языки; наиболее настойчивые и успешные попытки были связаны с обучением…
Доязыковое развитие детей и шимпанзе
- Б. Т. Гарднер, Р. Гарднер
Психология, биология
- 1989
Всеобъемлющая хронологическая запись этапа за этапом регистрируется развитие двустороннего общения на языке жестов и его связь с основными аспектами поведенческого развития, такими как: передвижение, манипулятивные навыки, наблюдательное обучение и социальная игра.
Что такое когнитивные функции
Что такое когнитивные функции?
Когнитивные функции — это психические процессы, которые позволяют нам выполнять любую задачу. Они позволяют субъекту играть активную роль в процессах получения, выбора, преобразования, хранения, обработки и поиска информации, позволяя субъекту ориентироваться в окружающем мире.
Каковы наиболее важные когнитивные функции?
Наиболее важными когнитивными функциями являются внимание, ориентация, память, гнозис, исполнительные функции, практика, язык, социальное познание и зрительно-пространственные навыки.
Ориентация
Что такое ориентация?
Ориентация — это способность, позволяющая постоянно осознавать себя и свое окружение.
• Личная ориентация: способность интегрировать информацию, касающуюся личной истории и личности.
• Ориентация во времени: возможность управлять информацией о дне, времени, месяце, году, праздниках, временах года, времени определенного поведения и т. д.
• Ориентация в пространстве: способность обрабатывать информацию о том, откуда человек пришел, где находится в любой конкретный момент, куда направляется и т. д.
Подробнее об Ориентации
Гнозис
Что такое гнозис?
Гнозис — это способность мозга распознавать ранее полученную информацию, такую как объекты, лица или места, полученную от наших органов чувств. Таким образом, существуют разные типы гнозиса, по одному для каждой сенсорной модальности, и гнозис, объединяющий разные сенсорные модальности.
• Зрительный гнозис: способность визуально распознавать различные элементы и придавать им значение (предметы, лица, места, цвета и т. д.).
• Слуховой гнозис: способность распознавать и различать различные звуки.
• Тактильный гнозис: способность распознавать различные объекты на ощупь (текстуры, температуры и т.д.).
• Обонятельный гнозис: способность распознавать по запаху различные запахи.
• Вкусовой гнозис: способность распознавать по вкусу различные ароматы.
• Схема тела: способность распознавать и мысленно воспринимать тело в целом и его различные части, отработка движений, которые можно совершать каждой, и ориентация тела в пространстве.
Подробнее о Gnosis
Внимание
Что такое внимание?
Внимание — это процесс направления когнитивных ресурсов на определенные аспекты окружающей среды или на выполнение определенных действий, которые кажутся наиболее подходящими. Это относится к состоянию наблюдения и бдительности, которое позволяет осознавать, что происходит в окружающей среде (Ballesteros, 2000).
Другими словами, внимание — это способность генерировать, направлять и поддерживать соответствующее состояние бдительности для правильной обработки информации.
Существует пять различных процессов внимания:
• Устойчивое внимание: способность плавно удерживать фокус на задаче или событии в течение длительного периода времени.
• Избирательное внимание: способность направлять внимание и фокусироваться на чем-либо, не позволяя другим раздражителям, внутренним или внешним, прерывать выполнение задачи.
• Переменное внимание: способность плавно переключать внимание с одной задачи или внутренней нормы на другую.
• Скорость обработки: скорость, с которой мозг выполняет задачу (очевидно, она будет варьироваться в зависимости от задачи и других задействованных в ней когнитивных функций).
• Полупренебрежение: большая трудность или неспособность направить внимание в любую сторону (обычно влево) по отношению к телу, а также к пространству.
Подробнее о Внимание
Исполнительные функции
Что такое исполнительные функции?
Исполнительные функции — это сложные когнитивные процессы, необходимые для планирования, организации, руководства, пересмотра, регулирования и оценки поведения, необходимого для эффективной адаптации к окружающей среде и достижения целей (Bauermeister, 2008).
Исполнительная деятельность включает способности и процессы, жизненно важные для повседневной жизни, такие как:
• Рабочая память: система, которая позволяет поддерживать, обрабатывать и обрабатывать информацию в уме.
• Планирование: умение ставить цели, разрабатывать планы действий для их достижения (последовательность шагов) и выбирать подходящий на основе предвидения последствий.
• Рассуждение: способность сравнивать результаты, делать выводы и устанавливать абстрактные отношения.
• Гибкость: способность создавать новые стратегии для адаптации поведения в соответствии с изменяющимися требованиями окружающей среды.
• Запрещение: способность игнорировать импульсы или нерелевантную информацию внутри или снаружи при выполнении задачи.
• Принятие решений: способность выбирать курс действий после взвешивания различных возможных вариантов, а также их возможных результатов и последствий.
• Оценка времени: способность приблизительно оценивать течение времени и продолжительность действия или события.
• Двойное исполнение: умение выполнять две задачи одновременно (они должны быть двух разных типов), уделяя внимание обоим одновременно.
• Ветвление (многозадачность): способность организовывать и оптимально выполнять задачи одновременно, смешивая их, но всегда зная статус каждой.
Подробнее об исполнительных функциях
Praxis
Что такое praxis?
Праксис относится к выученной двигательной активности. Иными словами, праксис — это порождение волевого движения для совершения того или иного действия или достижения цели.
Различные виды праксиса включают:
• Идеомоторный праксис: способность намеренно совершать движения или простые жесты.
• Идеационная практика: способность манипулировать объектами посредством последовательности действий, что подразумевает знание функции объекта, знание действия и знание последовательности действий, ведущих к этому действию.
• Лицевая практика: способность произвольно совершать движения или жесты различными частями лица (губами, языком, глазами, бровями, щеками и т. д.).
• Зрительно-конструктивная практика: умение планировать и совершать движения, необходимые для организации ряда элементов в пространстве для формирования рисунка или завершенных трехмерных фигур.
Подробнее о Praxis
Память
Что такое память?
Память — это способность кодировать, хранить и эффективно извлекать ранее изученную информацию или прошлый опыт. Память делится на два основных типа:
• Эпизодическая память: относится к информации о событиях и переживаниях (где и когда).
• Семантическая память: относится к общим знаниям.
• Процедурная память: относится к конкретным действиям или последовательности выученных действий, большинство из которых автоматически извлекаются, не думая о действии или движении (часто трудно вербализовать).
Подробнее о памяти
Язык
Что такое язык?
Язык — это когнитивная функция высокого уровня, которая развивает процессы символизации, связанные с кодированием и декодированием.
Согласно Lecours et al. (1979), язык относится к производству устных или письменных знаков, которые символизируют объекты, идеи и т. д. в соответствии с собственной конвенцией языкового сообщества.
В языке существуют различные функции, которые могут быть нарушены:
• Выражение: способность формулировать мысли осмысленно и грамматически правильно.
• Понимание: способность понимать значение слов и идей.
• Словарный запас: лексические знания.
• Именование: способность давать имена предметам, людям или событиям.
• Именование: способность давать имена предметам, людям или событиям.
• Беглость: способность создавать быстрый и эффективный языковой контент.
• Дискриминация: способность распознавать, различать и интерпретировать языковой контент.
• Повторение: способность воспроизводить те же самые звуки, которые вы слышите.
• Письмо: способность преобразовывать идеи в символы, символы и изображения.
• Чтение: способность интерпретировать символы, символы и изображения и преобразовывать их в речь.
Подробнее о языке
Социальное познание
Совместные когнитивные и эмоциональные процессы, посредством которых мы интерпретируем, анализируем, запоминаем и используем информацию о социальном мире. Это относится к тому, как мы думаем о себе, других и их поведении, социальных отношениях, а также о том, как мы понимаем всю эту информацию и соответствующим образом обосновываем свое поведение.
Подробнее о социальном познании
Зрительно-пространственные навыки
Что такое зрительно-пространственные навыки?
Зрительно-пространственные навыки — это способность представлять, анализировать и мысленно манипулировать объектами. Есть две важные концепции, относящиеся к зрительно-пространственным навыкам:
• Пространственное отношение: способность мысленно воспринимать и манипулировать объектами в двух измерениях.
• Пространственная визуализация: способность мысленно воспринимать трехмерные объекты и манипулировать ими.
Подробнее о зрительно-пространственных навыках
Когда начинают ухудшаться когнитивные функции?
Потеря когнитивных способностей происходит из-за нормального процесса старения. То, как мы стареем и как переживаем этот процесс, а также наше здоровье и функциональные возможности зависят как от генетической структуры, так и от окружающей среды, которая окружала нас на протяжении всей жизни.
Кроме того, существуют другие факторы, которые могут изменить когнитивные способности, такие как нейродегенеративные заболевания, нарушения развития нервной системы, умственная отсталость или психические заболевания. Также употребление наркотических веществ, алкоголизм, тяжелые физические или психические травмы могут влиять на мозговую деятельность острым или хроническим образом.
Как сохранить когнитивные функции?
Было показано, что ухудшение состояния замедляется, а дефицит выражен мягче, если мы ведем активный и здоровый образ жизни в стимулирующей среде и продолжаем работать над своими способностями с помощью практик и упражнений когнитивной стимуляции.
Для чего мы используем когнитивные функции?
Высшие функции мозга , такие как рассуждение, память и внимание необходимы для полноценной и независимой жизни. В течение дня мы непрерывно используем когнитивные функции. Наш мозг использует различных когнитивных способностей для приготовления пищи, вождения автомобиля или проведения собраний, активирующих различные части наших полушарий в большей или меньшей степени.