Факторы, влияющие на формирование личности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.
Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.
Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1) наследственность, т. е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;
2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;
3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;
4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;
5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- интеллектуальность;
- эмоции и чувства.
Разница между понятиями «темперамент» и «характер»:
Темперамент — это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Характер — это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.
Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.
Связь между деятельностью и качествами человека: значение врождённых и приобретённых характеристик
Человек — общественный субъект, и ежедневно ему приходится выполнять те или иные социальные функции. В процессе работы и общения люди проявляют определённые личностные характеристики. Какова связь между деятельностью человека и его качествами? Ответить на этот вопрос можно, лишь подробно рассмотрев данные категории обществознания.
Оглавление:
- Качества личности
- Виды деятельности
- Зависимость трудовой деятельности от качеств личности
- Общение как важный элемент развития
Содержание
Качества личности
Говоря о том, какие качества характеризуют личность, надо отметить, что данная категория представляет собой совокупность внутренних устойчивых отличительных черт индивида. Классификация таких индивидуальных особенностей предполагает следующие их виды:
- Волевые качества.
- Общественно-психологические особенности.
- Черты, связанные с профессиональной деятельностью.
- Моральные качества.
Волевые качества определяются умением преодолевать те или иные трудности вне зависимости от обстоятельств и собственных предпочтений.
Это интересно: что такое принцип Гюйгенса Френеля, его описание и применение?
К ним можно отнести:
- целеустремлённость,
- решительность,
- самостоятельность,
- настойчивость,
- инициативность,
- энергичность,
- самоконтроль.
Все эти черты характера, являясь врождёнными или выработанными в процессе жизни, формируют силу воли — важнейшую характеристику успешной личности.
Общественно-психологические способности показывают вовлечённость индивида в социум. Они демонстрируют, насколько эффективно происходит взаимодействие одних людей с другими. Это очень обширная категория, требующая особого внимания.
Это интересно: что вы понимаете под информационными ресурсами?
Связь между деятельностью и качествами человека обществознание определяется по большей части, исходя из этой группы особенностей индивида. Именно изучив качества личности от а до я, можно проследить их взаимосвязь с теми или иными практическими занятиями.
Социально-психологические черты во многом определяются не только врождёнными особенностями психики, но и внешними обстоятельствами, а также внутренней мотивацией. Они формируются вместе с мировоззрением, а потому с течением времени могут меняться.
Это интересно: високосные года 21 века, список.
Профессиональные характеристики демонстрируют, насколько успешными могут быть люди в работе. К ним можно отнести:
- антропометрические и физиологические свойства,
- психомоторику,
- особенности анализаторов чувств,
- интеллектуальный уровень.
Во многом свойства данной группы являются врождёнными, однако в результате получения жизненного опыта личность может формировать в своём характере надстройки, способствующие успешной предметной деятельности.
Моральные качества определяют отношение людей к себе и окружающим. Они формируются под влиянием общества в целом, ближайшего окружения, воспитания, культурных и интеллектуальных ценностей, прививаемых индивиду в детстве. Нравственные характеристики могут быть представлены такими понятиями, как:
- гуманность,
- самоотверженность,
- сопереживание и сочувствие,
- честность.
Внутренняя мораль может быть основана на религиозных представлениях человека. Приобрести такие качества можно в процессе жизни, однако по большей части они закладываются ещё в раннем детстве.
Интересно: Что такое деградация человека.
Виды деятельности
Существуют различные классификации функционирования личности в обществе. Одна из них — разделение видов в зависимости от предмета деятельности — представлена в таблице, описывающей примеры материальной и нематериальной работы. Такая типология способна объяснить, какое значение придаёт личность тому или иному действию.
Материальная деятельность | Духовная деятельность |
Производство товаров | Искусство |
Оказание услуг | Религия |
Социально-преобразовательная деятельность | Научное творчество |
Непосредственно общение |
Итак, слово «материальная» означает направленность действия на изменение вещественного мира. Подразумевается совершенствование как природы, так и общества.
Духовная деятельность включает в себя:
- познавательную,
- интеллектуальную,
- ценностную,
- коммуникативную,
- прогностическую,
- нравственную.
Приведённые выше 6 форм функционирования личности, как и классификация в таблице — это условность, поскольку в реальной жизни они переплетаются и не могут существовать в отрыве друг от друга. Деление на классы, виды и формы лишь упрощает изучение понятия.
Не пропустите: понятие онтологии, ее проблемы и функции в философии.
Зависимость трудовой деятельности от качеств личности
Одна из причин, почему человек эволюционировал до высокоразвитого существа — труд. Учёные считают, что именно работа не даёт мозгу и организму в целом деградировать. Профессиональные действия основаны на таких качествах индивида, как:
- целеустремлённость,
- сила воли,
- упорство,
- организованность,
- интеллектуальное развитие,
- энергичность.
Существует прямая взаимосвязь между этими чертами и успехом в работе. Чем лучше развиты эти характеристики, тем легче человеку достигать положительных результатов в труде. Все эти особенности характера необходимо тренировать и развивать, с целью добиться максимального эффекта в любой работе.
Нужно знать! Что такое деградация личности.
Общение как важный элемент развития
Поскольку люди — общественные существа, коммуникация и взаимодействие между собой — основной вид их деятельности. Человек как носитель социальных характеристик просто не может существовать обособленно.
Интеллектуальная, духовная, производственная и иные виды работы включают в себя человеческий фактор. В зависимости от форм, целей, обстоятельств общения, люди могут проявлять различные личностные характеристики. Эффективность общения зависит от внутренних склонностей индивида и внешних обстоятельств. В любом случае развитость коммуникативных особенностей имеет первостепенное значение в любой из форм выражения человеческого естества.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что деятельность индивида напрямую связана с его личностными качествами. Развивая в себе те или иные особенности, человек может добиться успеха в любом из видов занятий.
Исследование: доброжелательность — полезная черта для гена
изображение: Майкл Уилмот, Арканзасский университет посмотреть больше
Кредит: Университет Арканзаса
После крупного исследования влияния личности на производительность труда исследователи сосредоточили внимание на одной черте личности — покладистости — и обнаружили, что она оказывает желаемое влияние на сотни физических, психологических и профессиональных показателей, которые влияют не только на производительность труда, но и на жизнь в целом. успех.
Майкл Уилмот, доцент кафедры менеджмента в Университете Арканзаса, и Дениз Онс, профессор психологии в Университете Миннесоты, исследовали широкий спектр переменных, от психологического и физического здоровья до межличностных отношений и от эффективности лидерства до производительности.
Чтобы лучше понять влияние покладистости, исследователи обобщили результаты 142 метаанализов, сообщающих об эффектах для 275 переменных. В целом результаты составили более 1,9миллионов участников из примерно 3900 исследований. Метаанализ — это процесс, используемый для систематического объединения нескольких независимых результатов с использованием статистических методов для расчета общего эффекта.
Wilmot and Ones обнаружили, что уступчивость оказывала желаемое влияние на 93% переменных и результатов.
«Мы хотели сделать количественный обзор и синтез того, что мы узнали о взаимосвязи между приятностью, одной из так называемых черт личности «Большой пятерки», и ее последствиями», — сказал Уилмот. «Мы знаем, что это важно — возможно, сейчас больше, чем когда-либо, — потому что покладистость — это черта личности, в первую очередь связанная с помощью людям и построением позитивных отношений, которая не ускользает от внимания руководителей организаций».
В своем предыдущем исследовании Уилмот и Уанз объединили несколько метаанализов пяти основных личностных черт — добросовестности, экстраверсии, открытости и невротизма в дополнение к покладистости — и изучили их влияние на производительность труда. Они обнаружили, что взаимосвязь между личностными чертами и производительностью сильно различается в девяти основных профессиональных группах.
Чтобы прояснить и подчеркнуть важность приятности, исследователи организовали 275 переменных в более широкие концептуальные категории. К ним относятся физическое и психологическое здоровье, производительность, мотивация и успех.
Wilmot and Ones также синтезировали восемь тем, которые охватывают характерное функционирование приятности во всех переменных и категориях. Темы продемонстрировали суть того, как доброжелательность полезна как для отдельных лиц, так и для организаций. Темы были следующими:
— Самопревосхождение – Стремление к самостоятельному росту и мотивация проявлять заботу и заботу о других.
— Удовлетворенность – Принятие жизни такой, какая она есть, и способность успешно приспосабливаться к новым контекстам и институтам.
— Инвестиции в отношения – Мотивация развивать и поддерживать позитивные отношения с другими.
— Командная работа. Способность к сопереживанию согласовывать цели с другими и способность эффективно сотрудничать, независимо от роли, для достижения коллективных целей.
— Инвестиции в работу — Готовность прикладывать усилия к задачам, выполнять работу качественно и проявлять отзывчивость к рабочей среде.
— Меньший акцент на результатах. Как правило, меньше внимания уделяется постановке целей и получению индивидуальных результатов, а также склонность оценивать работу других с большей снисходительностью. 9.
«В целом взаимодействие между темами стало очевидным, — сказал Уилмот. «Приятность отличалась трудолюбием, но лучше всего эту энергию можно было направить на помощь или сотрудничество с другими. Другими словами, работа в команде».
Выводы исследователей были опубликованы в весеннем выпуске журнала Personality and Social Psychology Review .
Journal
Обзор личности и социальной психологии
Метод исследований
Мета-анализ
Предмет исследований
человек
Название статьи
.
Дата публикации статьи
28 февраля 2022 г.
Отказ от ответственности: AAAS и EurekAlert! не несут ответственности за достоверность новостных сообщений, размещенных на EurekAlert! содействующими учреждениями или для использования любой информации через систему EurekAlert.
Социальное и индивидуальное | Психологические науки
Социальное и личностное
Социальное поведение человека отражает взаимодействие между людьми (то есть черты и характеристики людей) и ситуациями, в частности, социальными контекстами, в которых живут эти люди.
Выдающиеся исследователи; впечатляющее исследование . Каждый из основных преподавателей программы Social/Personality известен на национальном и международном уровнях благодаря своим исследованиям и научному вкладу. Как группа, факультет Социальной/Личностной психологии был признан одним из самых плодовитых и влиятельных ученых страны в области социальной психологии и психологии личности (см. Nosek et al., 2010, Бюллетень по психологии личности и социальной психологии).
Наш подход к подготовке выпускников . Высшее образование в области социальной психологии / психологии личности сосредоточено на исследованиях, и наша цель — подготовить независимых и строгих ученых в области психологии. Наше обучение основано на модели наставничества, в которой студенты обычно работают с основным консультантом, изучая теоретические и исследовательские подходы своего консультанта. Тем не менее, студентам настоятельно рекомендуется искать возможности для работы с несколькими преподавателями в области социального/личного образования, а также с преподавателями в других областях обучения факультета. Как преподаватели, мы высоко ценим коллегиальную, неконкурентную среду для генерации идей и обмена ими и считаем, что наша лучшая работа обычно является результатом сотрудничества.
Преподаватели области Социальное/Личностное полностью поддерживают амбициозное заявление Департамента о наставничестве выпускников и всем сердцем поддерживают S.T. R.I.V.E. подход к борьбе с расизмом и инклюзивности, разнообразию и справедливости (IDE). Мы остро осознаем необходимость постоянного совершенствования IDE и разработали план, который поможет направить наши усилия на более эффективное вовлечение выпускников.
Конечно, аспиранты нашей программы работают над получением степени доктора философии. в психологии, а не в социальной / личности. Таким образом, они извлекают выгоду из курсовой работы, теоретических подходов и исследований в других областях отдела, включая клиническую психологию, познание и неврологию, психологию развития и количественную психологию. Благодаря знакомству с этими другими традициями в этой области выпускники-стажеры нашей программы развивают широкую основу для понимания ума и поведения во многих различных контекстах.
Наши выпускники: Где они сейчас? Выпускники нашей докторской программы делают успешную карьеру в научных кругах, промышленности, правительстве и бизнесе. Ниже приведен список выпускников 2000 года и их нынешние занятия.
- Ниту Абад, ведущий специалист по поведению, Центры по контролю и профилактике заболеваний
- Остин Альбино, директор по науке о данных, Nielsen
- Брюс Д. Бартолоу, профессор Университета Миссури
- Чад М. Бертон, директор по бизнес-аналитике Питтсбургского университета
- Майк Коркоран, доцент, Университет Кабрини
- Кэти Р. Кокс, доцент Техасского христианского университета
- Крис Энгельхардт, научный сотрудник, CarFax, Inc.
- Юна Фергюсон, доцент Государственного университета Трумэна
- Марк Халусик, преподаватель Калифорнийского политехнического института, Сан-Обиспо,
- Линда Хаузер-Марко (умерла), Исследовательский фонд Джонсона О’Коннора
- Джо Хилгард, доцент, Университет штата Иллинойс
- Джошуа А. Хикс, профессор, Техасский университет A&M
- Саманта Дж. Хайнцельман, доцент, Университет Рутгерса, Ньюарк,
- Эрика А. Генри, ведущий научный сотрудник Alexa Customer Sentiment Research в Amazon Corp.
- Сара А. Ласт, приглашенный доцент Обернского университета
- Хорхе С. Мартинс, научный сотрудник Медицинской школы Йельского университета
- Лиза Моликс, доцент Тулейнского университета
- Саймон Маккейб, лектор и помощник директора Центра поведенческих наук Стерлингского университета
- Чак Николс, адъюнкт-профессор Университета Лойолы в Новом Орлеане
- Ричард Осбалдистон, профессор Университета Восточного Кентукки
- Майк Прентис, научный сотрудник Института Макса Планка
- Клэй Рутледж, профессор, Государственный университет Северной Дакоты,
- Ребекка Шлегель, доцент, Техасский университет A&M
- Амелия Э. Тэлли, доцент Техасского технологического университета
- Людмила Титова, доцент, Университет Элон
- Джейсон Трент, доцент, Marist College
- Кеннет Вейл, доцент Кливлендского государственного университета
- Мэтью Весс, доцент Техасского университета A&M
- Ханна И. Вольперт-Эсмонд, доцент Техасского университета в Эль-Пасо
- Курт фон Гунтен, научный сотрудник Американского совета педиатрии
- Сара Дж. Уорд, доцент, Иллинойский университет, Бизнес-колледж Гиса
Лаборатория | Директор | Местоположение |
---|---|---|
Лаборатория экзистенциальной мотивации | Джейми Арндт | |
Внимательность к межличностным и межгрупповым отношениям Лабораторный флаер | Энн Беттанкур | |
Лаборатория динамики личности Доктор Кинг принимает нового аспиранта на осень 2023 года. | Лаура А. Кинг | Макрейнольдс Холл |
Лаборатория социальной когнитивной и наркологической неврологии *******Доктор. Бартолоу БУДЕТ рассматривать абитуриентов (по социальным/личностным или клиническим программам) для зачисления осенью 2023 года. ***********
Лаборатория социальной когнитивной и наркологической неврологии сосредоточена на понимании того, как значимость (т. е. мотивационная значимость) и когнитивный контроль (т. е. контроль внимания для поощрения целенаправленных действий) взаимодействуют, чтобы определить ряд социальных и клинических форм поведения, включая употребление алкоголя и другие употребление наркотиков, расовые предубеждения и агрессия. |