Кацер о в игровая методика обучения детей пению: Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению

Методическая рекомендация «Игровая методика обучения детей дошкольного возраста пению как условие развития музыкальных способностей»

Главная → Публикации → Музыка и пение → Разное → Дошкольники → Методическая рекомендация «Игровая методика обучения детей дошкольного возраста пению как условие развития музыкальных способностей»

Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие: -способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти, -активизирует работу полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания, -развивает укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте, -естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки, -улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения, -расширяет диапазон голоса , а значит, речевые и певческие возможности, -создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

С чего же начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Данная методическая рекомендация отвечает на некоторые актуальные вопросы.

Содержимое публикации

Методическая рекомендация

«Игровая методика обучения детей дошкольного возраста пению

как условие развития музыкальных способностей»

Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос. И уникальность заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

Во-первых, голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья ребенка. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, полон сил, устал и т.д.

Следующая функция: голос- это инструмент общения человека с окружающим миром. Голос- это «озвученная душа». В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций, отражается личность человека, его психика. Голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение. Приводит человека к состоянию покоя и радости.

Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

-способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти,

-активизирует работу полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания,

-развивает укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте,

-естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки,

-улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения,

-расширяет диапазон голоса , а значит, речевые и певческие возможности,

-создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

С чего же начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Методика вхождения ребенка в мир искусства должна проходить через волшебный мост игры. Игра-это волшебная палочка, при помощи которой можно научить детей петь. Основной девиз педагогической работы — «Учить, играя!». Введение ребенка в мир пения должно быть неожиданным, загадочным, через обращение к звукам, интонации, к слову. Игровые приемы и методы замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. И необходимо начинать с речевого этапа. Такой подход Карла Орфа созвучен теоретическим положениям Б.В. Асафьева о внутреннем родстве музыки и речи. У музыки и речи одна первооснова- интонация. С помощью речи ребенку легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д. На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, легкость и полетность голоса.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

-артикуляционная гимнастика,

-игры и упражнения на речевое и певческое дыхание,

-развивающие игры с голосом,

-речевые зарядки, игры и упражнения,

-ритмодекламация и логоритмика.

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игровых приемов – сказки, путешествия, волшебные истории.

Игры и упражнения на речевое и певческое дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев; ставим образные задачи, игры на дыхание без звука.

Развивающие игры с голосом- подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, «голосам» неживой природы. Это помогает детям представить звучание окружающей жизни, сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения направлены на развитие интонационного слуха, способности слышать и понимать содержательный смысл музыки; проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и силой звука. Народные тексты очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, поговорки и т.д. Можно сопровождать речь движениями в нужном ритме и темпе. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, развивают координацию голоса и слуха, снимают усталость и повышают работоспособность детей.

Ритмодекламация и логоритмика- это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме в целях развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки шлепки щелчки притопы и т.д.), движений.

Таким образом, цель данного комплекса упражнений- легко и незаметно подготовить голоса детей к пению.

На речевом этапе развития голоса дети свободно и легко начинают пользоваться выразительными средствами, общими для музыки, пения и речи. Переход от речи к пению проходит с использованием театрализации и движения, упражнений на координацию слуха и голоса, упражнений на «рисование» голосом природных образов- «клястер», скольжение, глиссандирование и т.

д. Необходимо соблюдать определенные условия: начинать формировать певческий голос с простых и протяжных попевок и песенок на примарных звуках, на 2-3-х нотах; постепенно расширяем диапазон и включаем бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дыхание. Развитие певческих навыков происходит и в простейших песнях. Дети стоят или сидят в круге. Для возникновения интереса необходимо сделать первый показ песни также игровым, исходя из содержания текста песни. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику

характерные жесты, действия, проявляя творческую фантазию.

Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности в разучивании репертуара. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. Неточное пение на занятиях звучать недолжно. Традиционный прием- разделить детей на «птичек» (чисто интонирующих) и «рыбок» (неустойчивая интонация).

Первые поют, вторые- поют беззвучно, артикулируют точно, ритмично, активно развивают слух и координацию.

И самое главное. Для развития певческих навыков дошкольников необходимы удовольствие и радость, связанные с игрой.

Литература:

1. Боровик Т., Звуки, ритмы и слова/ Минск, Книжный дом, 1999,

2. Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению/С-Петербург, Музыкальная палитра, 2005.

3. Тютюнникова Т., Видеть музыку и танцевать стихи/ С-Петербург, 2003.

  Вам также может понравиться:

-192

Международный конкурс детско-юношеского творчества к Международному женскому дню «ДАРИТЕ ЖЕНЩИНАМ ЦВЕТЫ! »

30 Ноября – 30 Ноября

14 работ

Международный конкурс учебных и творческих этюдов и зарисовок с натуры «ПЕРВЫЕ ШТРИХИ »

10 Января – 25 Мая

Олимпиады 14 работ

Всероссийская образовательная олимпиада по физической культуре для дошкольников «ФИЗКУЛЬТУРА.

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА »

20 Января – 15 Марта

Свидетельство участника экспертной комиссии Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО! Подробнее

  • Предыдущая работа
  • Следующая работа
Также вас может заинтересовать
  • Разное по музыки и пению для дошкольников «»Космический новый год»» Музыка и пение
  • Презентации по музыки и пению для «Презентация музыкально-литературного мероприятия, посвященного Дню Победы» Музыка и пение
  • Разное по музыки и пению для «Статья на тему «Этапы работы над музыкальным произведением»» Музыка и пение
  • Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «НОД для детей раннего возраста «Курочка ряба»»
    Музыка и пение
  • Разное по музыки и пению для «Методическое пособие на тему: «Современные подходы и развитие исполнительского мастерства в вокальном ансамбле «Фантазия»» Музыка и пение

Основные сведения.

МБДОУ г. Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №10 «Маленький принц»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №10 «Маленький принц» (МБДОУ №10 «Маленький принц»)

Год создания учреждения: 1981 год.

Юридический и фактический адрес: 423823 город Набережные Челны, бульвар Домостроителей, 4 (49/19)

Телефон, факс: 56 – 32 – 04/56 – 32 – 04

Электронная почта: [email protected]

ДОУ подключено к сети Интернет, что позволяет иметь доступ к любой информации.

В целях информирования населения о деятельности детского сада работает сайт ДОУ: htt//edu.tatar.ru. На сайте представлены нормативные документы, основные направления деятельности ДОУ, фотоматериалы отдельных мероприятий.

Местонахождение, удобство транспортного расположения

РТ, 423823, город  Набережные Челны, бульвар Домостроителей, 4 (49/19)

Рядом расположены: жилые девятиэтажные дома и пятиэтажные дома.  Детский сад имеет следующее транспортное расположение: около домов 49/18, 49/21, 49/22, удобное подъездные пути.

Проезд автобусами № 12, 35,22,42 или трамваями №  6,8,9,10 по проспекту Сююмбике до остановки «Домостроителей».  Рядом с дошкольным учреждением располагается СОШ №34.

Проектная мощность: 12 групп на 215 детей, которые посещают 220 детей

В 2022/ 2023 учебном году:

Функционирует 12 групп: 7 — дошкольных групп, ориентированные на различный возраст детей; 3 — группы раннего возраста , 2 — логопедические группы (старшая 5-6 лет,подготовительная 6-7 лет).

  • 1-2 года- 1 группа;
  • 2-3 года-2 группы;
  • 3-4 лет-1 группа;
  • 4-5 лет-2 группы,
  • 5-6 лет -3 группы,из них 1группа для детей с ОНР;
  • 6-7 лет-3 группы,из них 1группа для детей с ОНР;

Режим работы:    ДОУ работает по пятидневной рабочей неделе – с 6. 00 до 18.00 часов.

Выходные суббота, воскресенье и праздничные дни.

Уровень образования: дошкольное. 

Форма обучения:  образовательная деятельность.

Срок действия государственной аккредитации: бессрочная

Обучение осуществляется: на русском и татарском языках.

Приоритетное направление: осуществление познавательно — речевого развития воспитанников.

Детский сад работает по ООП ДОУ №10 разработанная на основе «ОТ РОЖДЕНИЯ  ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и утвержденная на педагогическом совете. Рабочая программа воспитания. Для разностороннего развития наших воспитанников мы используем в работе порциальные программы: «Наш дом — природа». Н.А. Рыжовой «Безопасность» под ред. Н.Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет» Т.С. Комаровой. Игровая методика обучения детей пению О. В.Кацер. Обучение детей татарскому языку — «Учимся говорить по татарски» З.М. Зарипова. ЭРС — «Региональная программа дошкольного образования», Р.К. Шаехова. Программа Программа «Здравствуй» М.Л. Лазарева.  

— логопедические группы – реализация Адаптированной основной образовательной программы ДОУ для детей с речевыми нарушениями.

Педагогический коллектив:  25 педагогов

Образовательный уровень:

                                                 высшее  образование имеют — 21 чел.,

                                                 средне-специальное образование имеют — 4 чел.,

  Общая категорийность: 81,48%

 

Квалификационный уровень:     высшую  квалификационную категорию имеет 5 чел.,

                                                           первую квалификационную  категорию имеют  16 чел.,

                                                           без   квалификационной категории имеют  5 чел. ,

Медицинское обслуживание  осуществляет медицинский персонал городской детской  поликлиники № 6.

Как развить у ребенка музыкальный слух и чувство ритма?

Может ли ваш ребенок быть двуязычным? Музыку часто называют универсальным языком. Как родители, мы пытаемся предоставить детям возможность заниматься самыми разными видами деятельности, которые стимулируют когнитивную работу мозга, например заниматься музыкой. Занятия музыкой дают вашему ребенку следующие преимущества:

  • Они развивают моторное планирование, координацию и сенсорное развитие.
  • Улучшает развитие математических и пространственных способностей, включая распознавание образов, счет, организацию и синхронизацию.
  • Это может помочь улучшить способности памяти, развитие речи, грамотность с помощью алфавита, числа и рифмующихся песен.
  • Это создает возможности для изучения важных навыков, таких как «причина и следствие», и способствует социально-эмоциональному развитию.

Подробнее о влиянии музыки на развитие детей можно узнать здесь.

Если вы заметили, что ваш ребенок с энтузиазмом относится к музыке — слушает, поет, танцует — и в то же время испытывает трудности с усвоением музыкальных понятий, таких как ритм или мелодия, попробуйте некоторые из приведенных ниже стратегий, чтобы помочь вашему ребенку воспользоваться преимуществами музыкальная практика и участие.

Найди ритм

Упражнения, в которых вы и ваш ребенок слушаете музыку, несложно выполнить, и вас просят обнаружить и двигаться в соответствии с ритмом любой музыки, маршируя или хлопая в ладоши. Поощряйте их двигаться в определенные такты (как и в любой другой бит) или ставить разные позы в каждом такте.

Adsense-контейнер

Занятия, которые требуют от детей синхронного движения, улучшают координацию движений и укрепляют межличностные отношения между членами их группы сверстников. Некоторые примеры Песня о бинго и «Игра в имена», где дети хлопают в ладоши и произносят имя каждого человека по кругу в такт.

Почувствуй ритм

Упражнения на музыкальный ритм могут способствовать развитию языковой обработки, моторики и социальной сплоченности. Один из способов сделать это — попросить ребенка хлопать вместе с некоторыми сказанными глупыми фразами, такими как «гамбургеры и хот-доги» или «Мне нравится огуречный сок!» Легко отрабатывайте ритм с увлекательной версией Hickory Dickory Dock для Хэллоуина. Если это было слишком сложно, пусть ваш ребенок повеселится, напевая больше детских песенок с обучающим приложением Kids Academy.

Ритмичные задания по очереди могут помочь в развитии внимания и временной памяти. Для начала вы можете сыграть ритм (хлопая в ладоши, топая ногами, используя простые ударные инструменты и т. д.), пока ваш ребенок слушает, а затем он имитирует ритм. Вы можете начать с простого рисунка и постепенно увеличивать сложность, требования к движениям и длину. Научившись копировать вас, они могут создавать свои собственные схемы, в которых ваш ребенок создает ритм, а вы или их братья и сестры можете подыгрывать.

Детей также можно попросить танцевать под музыку, темп которой ускоряется (или замедляется). Включайте изменения темпа в танцевальные и певческие занятия. Дети могут хлопать в ладоши под барабанную дорожку или музыкальное произведение. Достигнув ровного ритма, взрослый снижает громкость и приглушает музыку, оставляя ребенка поддерживать ее без нее. В течение нескольких секунд взрослый может снова включить музыку, а ваш ребенок может проверить свою способность сохранять ритм без нее. Адаптивный и самостоятельный тайминг может быть более сложным, чем другие музыкальные задания, когда дети должны сохранять ритм с изменением темпа и поощряются к сохранению внутреннего (воображаемого) ритма. Использование подобных действий улучшает разговорные навыки и моторное планирование за счет развития навыков временного прогнозирования.

 

Чувство мелодии и высоты тона

Предоставление вашему маленькому ребенку твердого концептуального понимания высоты тона с раннего возраста поможет укрепить музыкальные навыки. Сначала дети должны понять, что высота тона — это степень того, насколько высока или низка нота или звук.

Отличное занятие для начинающих по обучению подачи называется «Прорастание семени». Эта кинестетическая активность позволяет детям двигаться или «расти» с их восприятием того, когда высота звука поднимается все выше и выше. Дети могут начать эту игру, свернувшись калачиком на полу, как семечко. Пойте или играйте (на простом инструменте) восходящую гамму, они должны двигать своим телом, чтобы расти как дерево с каждой более высокой нотой. Если вашему ребенку это нравится, попробуйте эти обучающие игры.

 Визуальное обучение может помочь человеку лучше понять высоту звука. Сортировка изображений — это фантастический способ развития зрительного интеллекта. Распечатайте различных животных и предметы быта и рассортируйте звуки по категориям высоты тона (например, высокий, низкий и средний или попробуйте упорядочить их от самого низкого до самого высокого). Вы также можете попрактиковаться в создании собственных звуков!

Пение песен

Пение развивает не только музыкальные способности. Это также отличный способ улучшить навыки чтения, счета и словарного запаса. Играть If You’re Happy для поощрения социально-эмоционального развития. Посмотрите на Ants Go Marching и  10 на кровати , чтобы попрактиковаться в счете и чувстве числа. Глупые стихи могут способствовать развитию воображения и творчества, как в песне Down by the Bay.

Рифмование и предсказание часто идут рука об руку. Стихи могут помочь детям научиться предсказывать, что произойдет дальше: «если эта строка заканчивается словом «игра», следующая строка должна заканчиваться звуком вроде «-ай». Повторное пение одной и той же песни вашему маленькому ребенку поможет ему научиться предвидеть, что произойдет дальше («Мама собирается развернуть меня, когда она скажет: «И мы все упадем»!»).

Пение песен — отличный способ привить рутину и переходы. Маленькому ребенку знакомые мелодии дают ощущение безопасности. Использование песен в подкрепляющих распорядок дня (например, перед сном) и указание на то, когда пора сменить деятельность («Песня о уборке»), побуждает вашего ребенка участвовать в привычном и веселом образе жизни. Посетите нашу коллекцию YouTube, чтобы спеть все любимые мелодии вашего ребенка здесь: Сборник лучших детских песен | Детская академия .

Музыка всегда должна быть приятной и веселой, поэтому, если вы чувствуете, что вашего ребенка раздражает какое-либо занятие, отложите его в сторону, чтобы получить положительные эмоции от этих занятий. Следуйте их примеру, не стремитесь к перфекционизму и используйте музыку как особую возможность сблизиться с ребенком. Посетите наш Parenting Blog , если вы ищете дополнительную информацию о различных аспектах развития вашего ребенка и академических потребностях.

Об авторе

Джули Шеард — преподаватель и специализированный ассистент.
США, Калифорния, Фелтон

Ссылки и ссылки

  1.  https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *