Ем друзей, ем подруг Почему люди продолжают пожирать человечину: Общество: Мир: Lenta.ru
Люди ели людей на протяжении тысячелетий. Ученые находят человеческие кости с отметинами зубов и следами примитивных орудий возрастом в несколько сотен тысяч лет. Сегодня в цивилизованном мире каннибализм считается одним из самых отвратительных и противных человеческой натуре преступлений. Тем не менее и в наше время случаи людоедства не так редки, как принято считать. Причины самые разные — от древних колдовских практик до личной или религиозной неприязни. География мест, где зафиксированы случаи поедания человека человеком, — самая обширная. «Лента.ру» подготовила краткую ретроспективу самых нашумевших случаев каннибализма за последние годы.
«В Нигерии закрылся РЕСТОРАН, в котором ничего не подозревающим клиентам подавали ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЯСО!» — примерно такие заголовки украшали передовицы европейских и африканских изданий в 2014 году. Но история оказалась выдумкой от начала и до конца.
Летом уже этого года французские журналисты обнаружили в африканских соцсетях леденящую душу историю о трех китайских рабочих, которые обезглавили несколько местных жителей и обглодали их трупы. Французам быстро удалось установить, что китайцы действительно виновны в убийстве, но своего соотечественника они умертвили всего лишь для того, чтобы ограбить, а история про съеденных негров родилась в воспаленном сознании пользователей.
Истории о людоедах настолько ужасны, что нередко используются в качестве страшилок, которые имеют мало общего с действительностью. Реальность же, как известно, нередко превосходит самые чудовищные выдумки.
Как стать неуязвимым
«Я уже устал есть человечину», — так приветствовал стражей порядка гражданин ЮАР, явившись с повинной в один из полицейских участков города Эскорт (провинция Квазулу-Наталь на востоке страны) в конце августа 2017 года. Он попросил немедленно его арестовать. Ошарашенные инспекторы не поверили заявителю, и тогда он достал из сумки части женской ноги и руки. Он даже рассказал про дом в близлежащей деревне, где находятся его сообщники. Оперативники немедленно выехали на место и задержали троих обитателей неприметного жилища. Среди них были местный деревенский колдун и два его помощника. В хижине обнаружили фрагменты человеческих тел.
Жилище современных людоедов / Twitter: @DasenThathiah
Обсудить случившееся собрался деревенский совет, пришли почти все местные жители. Почти половина присутствовавших признались: да, ели человечину, ее предлагал колдун-целитель. При опросе обитателей деревни выяснилось, что колдун также требовал от послушников раскапывать могилы на местном кладбище и приносить ему кости. Это, по словам целителя, должно было защитить общину от различных напастей, а в будущем принести богатство.
«Просто возмутительно, насколько наши люди легковерны. Большинство его послушников — обычные воришки, промышляющие угоном скота у соседей. Колдун обещал им, что может сделать их неуязвимыми для пуль, и полицейские не смогут их убить», — рассказал один из местных жителей. Теперь фальшивый волшебник и два его сообщника ждут суда.
Материалы по теме:
Случаи каннибализма в ЮАР фиксируются нередко. В апреле этого года, например, в провинции Квантсила (Kwantsila) был убит четырехлетний мальчик. Он стал жертвой своего дяди: тот закусил племянником, приняв изрядную дозу наркотика.
Было бы ошибкой утверждать, что людоедство — удел темных деревенских обитателей. Многие подобные преступления происходят не в сельской местности, а в крупных и вполне цивилизованных городах. Так, четыре таких факта были зафиксированы в Йоханнесбурге, восемь — в Кейптауне, два — в Дурбане и один — в Претории. Что интересно, по местным законам людоедство как таковое не является уголовным преступлением. Виновных судят за убийство и надругательство над трупом.
Сэндвич с человечиной
Впрочем, поесть собратьев любят не только на юге Черного континента. В конце 2013-го — начале 2014-го в столице Центральноафриканской республики Банги шли столкновения на межрелигиозной почве: местные христиане в буквальном смысле слова охотились на мусульман.
Однажды несколько человек стали свидетелями жуткой сцены. «Из маршрутки вышел мусульманин, чтобы выпустить другого пассажира. Зайти обратно в салон ему уже было не суждено: его схватила толпа, кто-то начал залихватски орудовать мачете. Один из нападавших оторвал от несчастного кусок плоти, сбегал за хлебом и на глазах у всех стал уплетать свой «бутерброд». Многих, кто это видел, тут же стошнило, у других началась настоящая истерика», — рассказывал Жан-Сильвестр Чиа. Другой очевидец этой сцены, Ален Гбабобу, припомнил: пожилой мужчина схватил отрубленную голову убитого, бережно положил ее в пакет и пообещал угостить лакомством соседей.
Материалы по теме:
В декабре 2012 года в городе Гома — столице провинции Северное Киву (Демократическая Республика Конго, ДРК) — участники одной из орудующих в регионе группировок казнили пять местных жителей, а их трупы сожгли. Как рассказал корреспондент одной из радиостанций, присутствовавший при расправе, ночью соплеменники казненных совершали вылазки за поджаренной человеческой плотью. «Такое происходит не в первый раз», — с ужасом поделился он.
Немецкая страсть
Европейские людоеды тоже иногда попадают в местные криминальные сводки. В августе 2014 года в Германии начался процесс над 56-летним бывшим полицейским Детлефом Гюнцелем (Detlef Günzel), убийцей и каннибалом. По данным следователей, Гюнцель зарегистрировался на сайте, посвященном «экстремальным сексуальным практикам» и людоедству. Там он свел дружбу с жителем Ганновера польского происхождения Войцехом Стемпниевичем (Wojciech Stempniewicz). По материалам дела, поляк в многочисленных письмах, СМС-сообщениях и телефонных разговорах рассказывал немецкому товарищу, как с младых ногтей мечтал быть убитым и съеденным.
Гюнцель вызвался воплотить фантазии Стемпниевича и пригласил его в свой дом в пригороде Дрездена. В подвале бывший полицейский убил гостя и расчленил его, тщательно фиксируя все на камеру. Участники процесса, посмотревшие запись, потом вспоминали, что увиденное было «чистым ужасом».
Детлеф Гюнцель
Фото: imago stock&people / Globallookpress.com
После страшной казни — немец сначала повесил поляка, а затем с еще живой жертвы медленно срезал полоски мяса — бывший страж порядка предположительно съел часть останков жертвы, а другие части тела закопал во дворе дома. Несмотря на тщательное следствие, прокурорам тем не менее так и не удалось доказать факт каннибализма. Кроме того, адвокаты сумели убедить немецких судей, что их подзащитный всего лишь помог уйти из жизни человеку, который сам этого хотел. В итоге Гюнцель получил 8,5 лет тюрьмы, но и этот приговор сейчас обжалуется.
Эта страшная история напомнила наблюдателям события 15-летней давности. В 2001 году гражданин ФРГ Армин Майвес (Armin Meiwes) убил и съел берлинского программиста Юргена Брандеса — с его согласия.
Майвес подал объявление в интернете: искал человека, который хотел бы быть съеденным. На объявление откликнулся Брандес. Как следует из видеозаписи, которую вели сексуальные партнеры, Майвес после очередного занятия сексом отрезал Брандесу гениталии. Оскопленный мужчина принял большую дозу алкоголя и обезболивающих средств, и тогда Майвес убил его. Мясо жертвы он хранил в морозильной камере и питался им в течение нескольких месяцев.
Людоед был арестован в декабре 2002 года: один из пользователей сети обнаружил новое объявление для потенциальных жертв и описание предыдущего убийства. Сначала ему тоже дали 8,5 лет тюрьмы за непредумышленное убийство, однако три года спустя присудили пожизненный срок.
Каннибал из Руана
Летом 2010 года к 30 годам тюрьмы за убийство и каннибализм приговорили француза Николя Кокейна. В момент совершения преступления мужчина сидел в тюрьме за попытку изнасилования. 2 января 2007-го он повздорил с одним из двух сокамерников: Кокейну показалось, что тот плохо убрался в помещении. За это он избил своего соседа до потери сознания, затем вскрыл ему грудную клетку, чтобы съесть сердце, но потом передумал, вырезал кусок легкого и съел его, приправив большим количеством специй. На гарнир у него был рис.
Николя Кокейн
Кадр: France 3 Normandie
Позже один из экспертов по делу рассказал на суде, что жертва была жива, когда убийца вскрывал грудную клетку: «Исследования показали, что сердце жертвы все еще билось, и он все еще дышал, когда это произошло». Во время следствия Кокейн пояснил, что хотел «забрать душу» своей жертвы. Это заявление вызвало сомнение в психическом здоровье обвиняемого, однако врачи признали его вменяемым.
Второй сокамерник, который стал свидетелем этого жуткого преступления, позже покончил с собой: он так и не смог оправиться от шока, который ему довелось пережить.
Наука о людоедстве – Наука
Людей ели и в Европе, но давно, в первобытные времена, в Новое время людоедство казалось здесь дикостью. С другой стороны, кто еще мог населять край света, кроме дикарей-людоедов или, хуже того, человекоподобных монстров песьеглавцев, пожирающих друг друга и всех остальных, кто им попадется. Находка моряками Колумба в 1494 году недоеденных кусков жареного мяса среди человеческих костей и черепов на месте пикника местных жителей острова Гваделупа не обманула ожиданий первооткрывателей Америки.
Фото: Corbis via Getty Images
Фото: Corbis via Getty Images
С тех пор в течение пяти веков между учеными-историками и этнографами не утихают споры о том, ели людей в Америке или не ели, и спорят они до сих пор. Причины сомнений ученых в людоедстве как норме жизни аборигенов Нового Света понятны. Ведь те индейцы, с которыми в Латинской Америке столкнулись первые европейцы в конце XV и первой половине XVI века, были далеко не дикарями, по материальному и духовному развитию их цивилизации находились на уровне античных времен в Старом Свете. К тому же облыжно объявить их каннибалами и тем самым поставить вне закона и морали было выгодно со всех точек зрения для оправдания жестоких методов конкисты — завоевания и освоения испанцами островов Карибского бассейна и Южной Америки.
Забегая вперед, надо сказать, что ритуальное людоедство, связанное с военно-ритуальным комплексом верований южноамериканских индейцев, сейчас считается доказанным научным фактом. Споры ученых продолжаются о деталях — например, практиковался ли каннибализм на территории Южного Конуса (той части Южной Америки, которая на карте находится южнее тропика Козерога, то есть 23 градуса южной широты) и т. д. Подробно обо всем этом можно почитать в работах историка Николая Викторовича Ракуца из Института Латинской Америки РАН (они есть в свободном доступе в интернете). Если же коротко, то наука о людоедстве в Новом Свете родилась и развивалась так.
Первые слухи о людоедах Нового Света
Во время первого плавания Колумба в 1492 году он побывал только на Кубе, Багамах и Гаити, то есть на трех Больших Антильских островах. Чистого времени на берегу моряки Колумба провели всего шесть недель и сравнительно мало чего и кого там видели. Золота, серебра, самоцветов и пряностей там они точно не увидели, как и людоедов: аборигены производили впечатление смирных и добродушных людей и затевали драку только в случаях уж совсем наглого их грабежа.
Но по возвращении в Испанию прямо так и сказать людям, которые поверили Колумбу и снарядили его экспедицию, было бы с его стороны неосмотрительно, и Колумб много чего, мягко говоря, домыслил и про аборигенов Карибских островов, и про их сокровища в своем «Первом письме об открытии Западных Индий». Он его написал в январе-феврале 1493 года на борту корабля «Пинта» на обратном пути в Испанию. Адресовано оно было королевской чете — Фердинанду II Арагонскому и его супруге Изабелле I Кастильской, главным выгодоприобретателям открытия им Америки. Это письмо в разных вариантах и с разными дополнениями из дневников Колумба было напечатано в том же 1493 году в Барселоне, Амстердаме, Париже, Базеле, а в списках разошлось по всей Европе.
В нем Колумб среди прочего писал о том, что ему рассказывали про «людей с одним глазом и других с собачьими мордами, которые едят людей, и что, поймав человека, ему отрубают голову, пьют кровь и разрубают тело на части», и про «других, которых зовут каннибалами», которые тоже едят людей. Историки считают, что сегодня с большой долей уверенности можно восстановить источник этих слухов.
За внешние коммуникации, как говорят сейчас, у Колумба отвечал штатный переводчик экспедиции Антонио Торрес, владевший арабским и еврейским языками. Вряд ли они ему помогли на Больших Антильских островах, но суть рассказов аборигенов он уловил правильно. Враждебные племена с других островов, чужаки (на местном языке «каниба»), убивали своих врагов и съедали их.
Первые доказательства каннибализма
С каннибалами моряки Колумба столкнулись во время второго его плавания, когда в 1494 году добрались до Малых Антильских островов. Здесь они встретили яростное сопротивление местных племен, а на острове Гваделупа нашли материальное свидетельство каннибализма в виде недоеденных человеческих останков. Здесь же в хижинах аборигенов испанцы находили обглоданные кости и черепа, развешанные вокруг очага словно посуда, а из очагов доставали руки и ноги, еще не прошедшие кулинарную обработку.
После столь явных доказательств королевский историограф Педро Мартир де Англерия, известный гуманист того времени, в своем трактате De Orbe Novo Decades («Декады о Новом Свете») оповестил научное сообщество Европы о том, что «в тех широтах обитает огромное количество народностей, которые значительно отличаются друг от друга по своим обычаям. Есть среди них карибы, или каннибалы, которые питаются человеческим мясом, стреляют отравленными стрелами. Другие же народности любезны и гостеприимны. Живут они счастливо на холмах и берегах рек».
Так с легкой руки де Англерии в науке были зафиксированы два образа туземцев: «хороших», которые живут мирно и не сильно сопротивляются, когда их грабят европейцы, и «плохих» каннибалов-карибов с их варварскими пиршествами. Опубликовано это было в 1511 году, но научной сенсацией не стало.
Первые научные труды о людоедстве
За несколько лет до этого в Аугсбурге вышло первое издание «Нового Света» Америго Веспуччи, который в 1499–1504 годах совершил четыре плавания к берегам Америки. Книга была богато иллюстрирована, и на гравюрах в ней бразильские индейцы были заняты каннибализмом как совершенно обыденным делом. Далекие от науки простые люди в Европе научных трактатов не читали, они вообще ничего не читали в силу своей неграмотности, но картинки рассматривали с большим интересом. Гравюры из этой книги и других книг о Новом Свете печатались отдельно и бойко продавались народу за хорошие деньги.
Справедливости ради надо сказать, что сам Веспуччи трактата «Новый Свет и новые страны, открытые Америго Веспуччи, флорентийцем» не писал, у него другой автор, но писал этот автор на основе писем Веспуччи, которые тот по возвращении из плаваний посылал влиятельным лицам в Испании и Португалии в качестве своих отчетов. По Веспуччи выходило, что в Бразилии «хороших» индейцев нет, там они все «плохие», людей едят.
По мере написания очередных томов своих «Декад…», которые целиком, в восьми частях, вышли в 1530 году, гуманист де Англерия тоже немного сменил свой тон насчет «хороших» индейцев. Нет, конечно, и такие там есть, но вот что он писал в первой научной истории Америки: «Детей, которых ловят, они кастрируют, как мы цыплят или поросят, если хотим, чтобы они выросли толстыми и с нежным мясом; когда они вырастают большими и тучными, их съедают. Но если в их руки попадают мужчины средних лет, то их убивают и разделывают; кишки и ступни ног едят свежими, а сами ноги засаливают, как мы свиные окорока».
Так территория людоедства, которая ранее при Колумбе ограничивалась Малыми Антилами и побережьем современной Колумбии, была расширена на большую часть Южной Америки — от Бразилии до Мексики.
Первые свидетели людоедства
В 1555 году в плен к бразильским индейцам племени тупинамба попал немецкий ландскнехт на португальской службе Ганс Штаден. В плену он пробыл почти десять месяцев, пока его не освободили французские моряки, и все это время наблюдал за ритуалами людоедства индейцев, дожидаясь своей очереди на съедение.
В 1557 году в Марбурге была опубликована его книга, ставшая европейским бестселлером: WarhaftigeHistoriaundbeschreibungeynerLandtschafftderWildenNacketen, GrimmigenMenschfresser-LeutheninderNewenweltAmericagelegen («Правдивые история и описание страны диких, голых и жутких людоедов в Новом Свете, Америке»).
Число очевидцев каннибальских ритуалов южноамериканских индейцев росло в геометрической прогрессии, в основном это были миссионеры-иезуиты, и к началу XVIII века в науке о людоедстве окончательно прояснилась картина южноамериканского каннибализма.
Ритуалы людоедства
Индейцы ели врагов, чтобы к ним перешла их сила. Пленника могли съесть сразу после окончания битвы, но такое бывало редко. Чаще попавшего в плен приводили в селение, где женщины встречали его танцами. Там ему давали жену, иногда не одну, из семьи воина, взявшего его в плен. В назначенный поселковым советом день пленного съедали с соблюдением ритуалов: сначала всеобщая попойка в деревне с песнями и танцами, потом инсценировка побега жертвы, ее поимка и финальный аккорд театрализованного представления — удар дубинкой жертве по голове. Потом жертву варили и съедали всей деревней.
Каждому должна была достаться его доля, как бы она ни была мала. Мясо доставалось мужчинам, женщины и дети могли обглодать кости, но, как правило, им оставался один суп. Воин, угостивший деревню, получал в награду очередной ритуальный шрам, своего рода очередную звездочку на погоны, повышавшую его статус в племени. Кстати, воину у тупинамба разрешалось жениться только после того, как он приведет в деревню пленника на съедение.
Пленник не пытался сбежать, потому что это было признаком трусости, которую ему не простили бы его соплеменники. Когда миссионеры-иезуиты пытались выкупать таких пленных, те отказывались. Если у пленного, долго ждавшего своей очереди быть съеденным, уже родился ребенок от жен из племени его врагов, ребенка, если он был мальчиком, ждала та же участь, девочку тоже могли съесть, но чаще оставляли как наложницу.
Таков был стандартный ритуал людоедства у тупинамба, в других племенах он мог отличаться в деталях. Например, в «Робинзоне Крузо» в сцене спасения Робинзоном Пятницы Даниэль Дефо в 1719 году с научной точностью описал, как это происходило у карибов из устья реки Ориноко.
Классификация людоедства
К концу XIX — началу XX века ученые разработали классификацию разновидностей каннибализма. Эндоканнибализм — поедание членов своей группы, обычно в ходе погребального ритуала (как раз черепа и кости съеденных дедушек и бабушек видели моряки Колумба развешанными возле очага в хижинах карибов). Экзоканнибализм — поедание чужаков в ритуальных целях. Гастрономический каннибализм как составная часть ежедневного рациона. Медицинский каннибализм — поедание фрагментов тела или использование их для приготовления медицинских препаратов. Вынужденный каннибализм с целью выживания в кризисных условиях — например, при голоде.
Сейчас в научных трудах чаще используется упрощенная, редуцированная классификация: а) каннибализм и б) антропофагия. Каннибализм — это когда едят человечину как продукт питания, то есть часто. Антропофагия — когда едят людей в ритуальных целях и не часто. Таким образом, с научной точки зрения, более правильно назвать южноамериканских индейцев антропофагами.
Сомнения в реальности людоедства
Надо сказать, что даже в качестве антропофагов в прошлом (то есть каннибалов-light) коренное население Южной Америки устраивает далеко не всех современных ученых. В последний раз широкая научная дискуссия о том, был ли каннибализм у южноамериканских индейцев или это грандиозное научное заблуждение, развернулась в начале 1980-х годов после выхода в свет книги американского антрополога Уильяма Аренса «Миф людоедства». Ее, кстати, можно почитать в интернете на английском языке (Arens W. Theman-eatingmyth: anthropologyandanthropophagy).
Аргументы Аренса были довольно убедительными с научной точки зрения, и хотя он проиграл научный диспут, длившийся несколько лет на страницах научных журналов, и наука о людоедстве осталась при своем мнении, далеко не все из его доводов были столь же убедительно опровергнуты его оппонентами.
В гостях у потомков каннибалов
В конце XIX века чистокровных потомков карибов-каннибалов, которых в конце XV века встретили моряки Колумба, оставалось всего около 2 тыс. человек на побережье Гвианы и на острове Тринидад. На остальных карибских островах они еще в XVIII-XIX веках перемешались с завезенными сюда африканцами и называются сейчас «черными гарифуна» (от «гарибы» — «гарифу» — «гарифуна»). «Желтых» или «красных» гарифуна, то есть чистых карибов, тут уже не встретишь.
В 2015 году местных черных гарифуна на острове Сент-Винсент изучал доктор исторических наук Виктор Павлович Кривоногов из Сибирского федерального университета. Практически все население этого острова состоит из потомков завезенных сюда из Африки чернокожих рабов, которых официальная статистика именует African (иногда в официальных документах пишут Negro и Black), и мулатов (в официальной статистике — mixed).
Самоназвание у первых negro (негр), но чаще они называют себя nigger («нигер», в произношении — «нига»), ничуть не смущаясь вопиющей неполиткорректности этого слова. Вторые называют себя либо тоже нигерами, либо миксд (mixed), то есть «смешанными». Мулатом называет себя мало кто из числа миксд. Индейцев (черных гарифуна) на острове 3%. Все они давно добрые католики, как, впрочем, и все остальные на Сент-Винсенте.
Некоторые характерные индейские черты у них прослеживаются, но редко. Когда красноярский доктор наук Кривоногов спросил у своего коллеги-историка, негра из столицы Кингстауна, может ли он отличить гарифуна на улице по внешнему виду и если может, то как, тот ответил: «Очень просто. У них волосы прямые».
Сергей Петухов
Когда люди ели людей, возникла странная болезнь: соль: NPR
В 1962 году местный лидер Восточного нагорья Папуа-Новой Гвинеи просит мужчин Форе остановить колдовство, которое, по его мнению, убивает женщин и детей. Предоставлено Ширли Линденбаум скрыть заголовок
переключить заголовок Предоставлено Ширли ЛинденбаумВ 1962 году местный лидер Восточного нагорья Папуа-Новой Гвинеи просит мужчин Форе остановить колдовство, которое, по его мнению, убивает женщин и детей.
Большая часть мира не знала, что кто-то живет в горной местности Папуа-Новой Гвинеи до 1930-х годов, когда австралийские золотоискатели, обследовавшие этот район, обнаружили, что там проживает около миллиона человек.
Когда исследователи отправились в эти деревни в 1950-х годах, они обнаружили кое-что тревожное. Среди племени форе численностью около 11 000 человек до 200 человек в год умирали от необъяснимой болезни. Они назвали болезнь куру , что означает «дрожь» или «дрожь».
Как только появились симптомы, наступила быстрая смерть. Во-первых, у них будут проблемы с ходьбой, признак того, что они вот-вот потеряют контроль над своими конечностями. Они также теряли контроль над своими эмоциями, поэтому люди называли это «смеющейся смертью». В течение года они не могли вставать с пола, есть или контролировать свои телесные функции.
Многие местные жители были убеждены, что это результат колдовства. Заболевание в первую очередь поражало взрослых женщин и детей в возрасте до 8 лет. В некоторых деревнях почти не осталось молодых женщин.
«Они были одержимы попытками спасти себя, потому что демографически знали, что находятся на грани вымирания», — говорит Ширли Линденбаум, медицинский антрополог из Городского университета Нью-Йорка.
Но что было причиной этого? Этот ответ ускользал от исследователей в течение многих лет. Исключив исчерпывающий список загрязняющих веществ, они решили, что это должно быть генетическое. Так в 19В 61 году Линденбаум путешествовал из деревни в деревню, составляя генеалогические деревья, чтобы исследователи могли решить эту проблему.
Но Линденбаум, продолжающий писать об эпидемии, знал, что она не может быть генетической, поскольку поражает женщин и детей из одних и тех же социальных групп, но не из одних и тех же генетических групп. Она также знала, что это началось в деревнях на севере на рубеже веков, а затем в течение десятилетий переместилось на юг.
Линденбаум догадывалась, что происходит, и оказалась права. Это было связано с похоронами. В частности, это было связано с поеданием трупов на похоронах.
Во многих деревнях после смерти человека его готовили и употребляли в пищу. Это был акт любви и печали.
Как описал один медицинский исследователь: «Если тело было закопано, оно было съедено червями; если оно было помещено на платформу, его съели личинки; форе считали, что гораздо лучше, если тело съели люди, которые любили умерших, чем от червей и насекомых».
Женщины удаляли мозг, смешивали его с папоротником и готовили в бамбуковых трубках. Они поджарили и съели все, кроме желчного пузыря. По словам Линденбаума, в основном это делали взрослые женщины, поскольку считалось, что их тела способны вместить и приручить опасного духа, сопровождающего мертвое тело.
«Итак, женщины взяли на себя роль поедания мертвого тела и предоставления ему безопасного места внутри своего тела — на время укрощали его во время этого опасного периода погребальных церемоний», — говорит Линденбаум.
Но женщины время от времени передавали кусочки пира детям. «Закуски», — говорит Линденбаум. «Они ели то, что давали им матери», — говорит она, пока мальчики не достигли определенного возраста и не ушли жить к мужчинам. «Потом им сказали не трогать этот материал».
Наконец, по настоянию таких исследователей, как Линденбаум, биологи пришли к выводу, что странная болезнь возникает в результате поедания мертвых людей. Дело было закрыто после того, как группа сотрудников Национального института здравоохранения США ввела инфицированный человеческий мозг шимпанзе и несколько месяцев спустя наблюдала за развитием у животных симптомов куру.
Но это был не вирус — или бактерия, грибок или паразит. Это был совершенно новый инфекционный агент, который не имел генетического материала, мог выжить при кипячении и даже не был живым.
Как выяснила другая группа годы спустя, это был всего лишь скрученный белок, способный выполнять микроскопический эквивалент трюка разума джедаев, заставляя нормальные белки на поверхности нервных клеток в мозгу искривляться точно так же, как они. Так называемые «прионы», или «белковые инфекционные частицы», в конечном итоге неправильно свернут белки, достаточные для уничтожения очагов нервных клеток в мозге, оставив мозжечок с дырками, как губка.
Процесс был настолько странным, что некоторые сравнивали его с превращением доктора Джекила в мистера Хайда: «та же сущность, но в двух проявлениях — «добром», безобидном, и «злобном», смертоносном».
Эпидемия, вероятно, началась, когда у одного человека в деревне Форе развилась спорадическая болезнь Крейтцфельдта-Якоба, дегенеративное неврологическое расстройство, похожее на куру. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, примерно у одного из миллиона человек в США развивается CJD —, разница в том, что другие редко вступают в контакт с инфицированными тканями человека.
Хотя Форе прекратили практику поминальных пиров более 50 лет назад, случаи куру продолжали появляться на протяжении многих лет, потому что прионы могут проявляться через десятилетия.
По словам Майкла Альперса, медицинского исследователя из Университета Кертина в Австралии, который десятилетиями отслеживал случаи куру, последний человек с куру умер в 2009 году. Его команда продолжала наблюдение до 2012 года, когда эпидемия была официально объявлена оконченной. «С тех пор я расследовал несколько слухов о случаях, но они не были куру», — написал он в электронном письме.
Когда Ширли Линденбаум посетила деревню Саут-Фор в 2008 году, один мужчина взволнованно сказал: «Видишь, сколько у нас сейчас детей?» Предоставлено Ширли Линденбаум скрыть заголовок
переключить заголовок Предоставлено Ширли ЛинденбаумКогда Ширли Линденбаум посетила деревню Саут-Фор в 2008 году, один мужчина взволнованно сказал: «Видишь, сколько у нас сейчас детей?»
Предоставлено Ширли ЛинденбаумНо хотя трансмиссивные прионные болезни остаются редкими, они не исчезли с последним случаем куру, как неоднократно обнаруживали люди в последние десятилетия. У людей развился вариант CJD после употребления в пищу мяса крупного рогатого скота, зараженного коровьим бешенством. Доктор Эрмиас Белай, исследователь прионных болезней из Центров по контролю и профилактике заболеваний, говорит, что это единственный сценарий, в котором есть «окончательные доказательства» того, что у людей может развиться прионная болезнь после употребления в пищу зараженного мяса другого вида.
Но, по его словам, остается много открытых вопросов о том, как и почему люди заражаются прионными заболеваниями.
Во-первых, до сих пор остается загадкой, почему у животных, в том числе и у людей, вообще есть эти белки — Джекиллы, которых так легко превратить в Хайдов. Одна из ведущих гипотез, описанная недавно в журнале Nature , состоит в том, что они играют важную роль в защитном покрытии нервов.
Но вот более важный вопрос, говорит Белай: «Сколько из этих болезней на самом деле переходят виды и поражают людей?»
Куру показал, что люди могут заразиться прионами, поедая инфицированных людей. Коровье бешенство показало, что люди могут заразиться прионами, поедая зараженную корову. А как насчет других прионных болезней у других животных? Могли ли, скажем, охотники заболеть, поедая зараженных оленей? Это то, что исследователи в Северной Америке, включая Белая, пытаются выяснить прямо сейчас.
«Хроническое истощение в Северной Америке быстро распространяется, — говорит Белай. Болезнь заставляет зараженных диких оленей и лосей умирать от голода. «В начале 2000 года у нас было около трех штатов, которые сообщили о CWD в дикой природе у оленей и лосей. Сегодня это число составляет 21».
Белай говорит, что это заболевание «несколько тревожно», потому что, в отличие от коровьего бешенства и куру, при которых инфекционные прионы концентрируются в тканях мозга и нервной системы, у животного с хроническим истощением неправильно свернутые прионы обнаруживаются по всему телу. тело. Их даже можно найти в слюне, фекалиях и моче, что может объяснить, почему болезнь так быстро распространяется среди диких оленей и лосей.
CDC сотрудничает с органами здравоохранения в Вайоминге и Колорадо, чтобы контролировать охотников на наличие признаков прионной болезни.
«К сожалению, поскольку эти заболевания имеют длительный инкубационный период, отследить их передачу непросто», — говорит Белай. Он говорит, что ему и его коллегам еще предстоит найти какие-либо доказательства того, что охотники подцепили хроническую болезнь истощения от мяса зараженных диких животных.
«И это само по себе хорошая новость для нас», — говорит он.
Но, как и в случае с куру, потребуются годы, а может, и десятилетия, прежде чем он сможет узнать наверняка.
Каннибализм: предупреждение о вреде для здоровья
Тим Ньюман, 22 января 2022 г. — Факт проверен Джессикой Бик, доктором философии.
Немногие темы вызывают более сильное чувство отвращения, чем каннибализм. С западной точки зрения потребление чужой плоти кажется отвратительным, мерзким и морально неправильным. Однако вреден ли каннибализм для здоровья?
Поделиться на PinterestКаннибализм: не самый здоровый вариант. Spauln/Getty ImagesХотя рефлекторная реакция на поедание человеческой плоти может быть сильной, реальная мораль и этика, стоящие за этими чувствами, не так просты, как кажется на первый взгляд.
Каннибализм встречается у многих видов и был частью человеческой культуры на протяжении тысячелетий.
В некоторых культурах каннибализм включал в себя поедание частей врагов, чтобы обрести их силу. В других местах потребление человеческого мяса имело более ритуальное значение.
В отчаянные времена люди также прибегали к каннибализму, чтобы выжить. Например, есть сообщения о каннибализме во время голода в Северной Корее в 2013 г., блокады Ленинграда в начале XIX в.40-х годов и «Большой скачок вперед» Китая в конце 1950-х и 1960-х годах.
В Европе с 12 века до начала 18 века люди сознательно продавали и покупали части человеческого тела в качестве лекарств, особенно кости, кровь и жир. Даже священники и члены королевской семьи регулярно потребляли продукты человеческого тела, чтобы предотвратить что угодно, от головных болей до эпилепсии и от кровотечений из носа до подагры.
В некоторых культурах после смерти человека его близкие съедают части его тела, так что они буквально становятся его частью. Для западных умов это может показаться тревожным, но для тех, кто развлекается этими ритуалами, закапывание матери в грязь или оставление ее на съедение личинкам не менее тревожно.
Как только мы начинаем избавляться от способности каннибализма заставлять нас мгновенно отшатываться, мы видим, что наши чувства не так однозначны, как кажутся. Например, многие из нас съедают свои ногти, а некоторые люди едят свою плаценту после родов. Линии, возможно, немного более размыты, чем можно было предположить по нашей первоначальной реакции.
Для целей этой статьи нам не нужно углубляться во взаимодействие между инстинктивными чувствами и холодной, жесткой логикой. Здесь мы сосредоточимся на последствиях каннибализма для здоровья человека.
В большинстве обществ каннибализм является последним прибежищем, используемым только в том случае, если альтернативой является верная смерть. Но каковы потенциальные последствия для здоровья от поедания ближнего, если таковые имеются?
Хотя это может показаться «неправильным», хорошая новость заключается в том, что употребление приготовленной человеческой плоти не более опасно, чем употребление приготовленной плоти других животных. Это верно для большей части человеческого тела — последствия для здоровья аналогичны последствиям употребления в пищу любого крупного всеядного животного.
Однако есть один орган, который люди должны избегать есть любой ценой: мозг.
До относительно недавнего времени народ Форе Папуа-Новой Гвинеи практиковал трансумпцию — ритуал поедания умерших родственников. Эта изолированная группа продемонстрировала серьезные последствия поедания мозга другого человека.
Куру — трансмиссивная губчатая энцефалопатия (ТГЭ) с летальным исходом. TSE — это редкие дегенеративные заболевания головного мозга или прионные заболевания. Губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота (ГЭКРС), также известная как коровье бешенство, является еще одним из этих состояний.
Прионные заболевания связаны с накоплением в головном мозге аномального гликопротеина, называемого прионовым белком (PrP). PrP происходит естественным образом, особенно в нервной системе. Его функции в организме еще не до конца изучены. Однако ученые считают, что PrP играет роль в ряде заболеваний, включая болезнь Альцгеймера.
Форе — единственная группа населения, пережившая задокументированную эпидемию куру. На пике своего развития в 1950-х годах он был основной причиной смерти женщин среди форе и их ближайших соседей.
Слово «куру» происходит из языка форе и означает «трясти». Куру также известен как «смеющаяся болезнь» из-за патологических взрывов смеха, которые проявляют люди с болезнью.
Первое сообщение о куру, дошедшее до западных ушей, поступило от австралийских колониальных администраторов, которые исследовали этот район:
«Первым признаком приближающейся смерти является общая слабость, за которой следует общая слабость и неспособность стоять. Потерпевшая уходит в свой дом. Она может немного поесть, но страдает от сильной дрожи. На следующем этапе жертва ложится в доме и не может принимать пищу, и в конце концов наступает смерть».
– WT Brown
На пике своего развития около 2% всех смертей в деревнях форе были вызваны куру. Болезнь поражала преимущественно женщин и детей. Фактически, некоторые деревни почти полностью лишились женщин.
Половое различие в воздействии куру, по-видимому, произошло по нескольким причинам. Во-первых, мужчины форе считали, что употребление в пищу человеческой плоти ослабляет их во время конфликтов, поэтому женщины и дети чаще ели умерших.
Кроме того, женщины и дети в основном несли ответственность за мытье тел умерших, подвергая их повышенному риску заражения через любые открытые раны.
Куру имеет длительный инкубационный период, когда симптомы отсутствуют. Этот бессимптомный период обычно длится 5–20 лет, но в некоторых случаях может продолжаться более 50 лет.
Как только симптомы появляются, они являются как физиологическими, так и неврологическими и делятся на три фазы:
Амбулаторная стадия
Симптомы на амбулаторной стадии включают: 0176 потеря равновесия
Малоподвижный образ жизни
Симптомы малоподвижного образа жизни включают:
- неспособность ходить без поддержки
- потеря мышечной координации
- сильный тремор
- эмоциональная нестабильность, включая депрессию с приступами неконтролируемого смеха
терминальная стадия
симптомы терминальной стадии включают:
- неспособность сидеть без поддержки
- фактически отсутствие мышечной координации
- неспособность говорить
- недержание мочи
- затрудненное глотание
- отсутствие реакции на окружающее
- изъязвления с гноем и некрозом или отмирание тканей
Как правило, больной умирает в период от 3 месяцев до 2 лет после появления симптомов первой терминальной стадии. Смерть обычно наступает из-за пневмонии или инфицированных пролежней.
Куру почти полностью исчез. В течение 1950-х годов австралийские колониальные правоохранительные органы и христианские миссионеры уменьшили погребальный каннибализм индейцев.
Как только практика значительно сократилась, болезнь больше не могла распространяться. Исследователи полагают, что последняя жертва болезни умерла в 2005 году.
Хотя куру вряд ли станет серьезной проблемой для здоровья большей части человечества, вспышка оказалась полезной для медицинских исследователей. Относительно недавние опасения по поводу коровьей энцефалопатии и болезни Крейтцфельдта-Якоба вызвали возрождение интереса к куру.
Куру остается единственной известной эпидемией прионной болезни человека. Понимая это состояние и то, как оно работает, ученые могут разработать методы лечения, чтобы предотвратить или, по крайней мере, уменьшить вероятность будущих неврологических эпидемий, вызванных прионами.