№ | № урока | Тема урока | Результаты УУД | Виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | Дата проведения | Корректировка | ||||||
Предметные | Метапредметные: Регулятивные — Коммуникативные — Познавательные – Личностные- | ||||||||||||
план | факт | ||||||||||||
Вводный урок: Что изучает общество? 1 ч. | |||||||||||||
1. | 1 | Введение | Научится объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Получит возможность научиться Фиксировать информацию в различных знаковых системах. | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий | Устный опрос | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||
Человек 5часов. | |||||||||||||
2. | 1 | Загадка человека. | Формулировать характеристики природы человека с т.з. современных общественных наук. Определять проблему урока и понятия, выделять главное Определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Характеризовать основные этапы и факторы социализации личности. Получит возможность научиться Аргументации своей т.з. | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план текста | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||
3. | 2 | Что такое наследственность. | Устный опрос Творческое задание | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
4. | 3 | Отрочество – особая пора жизни. | Опрос | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
5. | 4 | Самостоятельность – показатель взрослости. | Опрос | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
6. | 5 | Практикум по теме «Человек». | Тестовые задания | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
Семья .7часов. | |||||||||||||
7 | 1 | Семья – ячейка общества | Характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную. Воспитать социальную ответственность и гражданские компетенции. Дать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов. Получит возможность научиться Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. Навыкам самостоятельности. | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Регулятивные УУД Вносить коррективы в план | Составить родословное дерево; текущий | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||
8 | 2 | Семейные заботы | Составить таблицу, разгадать кроссворд; промежуточный | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
9. | 3 | Семейное хозяйство | Моделирование ситуации, их анализ промежуточный | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
10. | 4 | Дому нужен хозяин | Составить семейный бюджет; Творческое задание | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
11. | 5 | Свободное время | Создать проект «Свободное время школьника; Творческое задание | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
12. | 6 | Что такое хобби? | Составить таблицу «хобби: причины возникновения и виды»; текущий | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
13. | 7 | Практикум по теме «Семья» | Тестовые задания | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
Школа. 7 часов. | |||||||||||||
14 | 1 | Образование в жизни человека | Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий. Исследовать ситуации, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождение и извлечение социальной информации о государственной семейной политике из источников различного типа и знаковой системы. Получит возможность научиться Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. | Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений | Опрос Составить синквейн «Школа» | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||
15 | 2 | Профессия — ученик | Опрос | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
16 | 3 | Образование и самообразование | Опрос Письменные задания | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
17 | 4 | Самообразование – путь к успеху | Опрос Творческое задание | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
18 | 5 | Одноклассники, сверстники, друзья | Опрос Творческое задание | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
19 | 6 | Слово не воробей | Опрос Письменные задания | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
20 | 7 | Практикум по теме «Школа» | Тестовые задания Письменные задания | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
Труд. 5 часов. | |||||||||||||
21 | 1 | Труд – основа жизни | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. Получит возможность научиться Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. | Составить кластер «Труд» Опрос Письменные задания | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||
22 | 2 | Как оценивается труд | Опрос Письменные задания | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
23. | 3 | Труд и творчество | Опрос Письменные задания | Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости | |||||||||
24. | 4 | Что такое творчество | Составить словарик темы Творческое задание | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
25. | 5 | Практикум по теме «Труд». | Тестовые задания Творческие задания | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
Родина.9 часов. | |||||||||||||
26. | 1 | Наша Родина – Россия. | Познакомиться с понятиями «федерация», «субъект федерации».Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Государственные символы России. Флаг, гимн. История государственных символов Гражданин – Отечества достойный сын Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Получит возможность научиться Умениям вести беседу, доказывать свою точку зрения. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Коммуникативные УУД Распределять задания по группам Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. | Составить синквейн со словом «родина» Опрос | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||
27. | 2 | Что значит быть патриотом | Составить кластер «Патриот» Творческое задание | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
28. | 3 | Государственные символы России. | Опрос Творческое задание | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
29. | 4 | Государственные символы России. | Опрос Письменные задания | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
30. | 5 | Гражданин России | Опрос Творческое задание | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
31. | 6 | Права и обязанности граждан России | Составить схему «Права и обязанности граждан» Письменные задания | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
32. | 7 | Мы – многонациональный народ | Опрос Работа с картой по заданиям | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | |||||||||
33 | 8 | Многонациональная культура России | Составить словарик темы Письменные задания | Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала | |||||||||
34 | 9 | Практикум по теме «Родина» | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Самостоятельная работа | Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя | ||||||||
35 | 10 | Итоговое повторение |
презентация по обществознанию «Загадка человека» | Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему:
Слайд 1
Тема урока : Загадка человека Подготовила: у читель истории и обществознания Сафина Оксана Викторовна МОБУ СОШ № 85 г. СочиСлайд 2
Эпиграф: « Только тогда станешь человеком, Когда научишься видеть человека в другом» . (А. Н. Радищев) «При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою» (В. А. Жуковский). «Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше» (Л. Н. Толстой).
Слайд 3
План урока: 1.Отличие человека от животного; 2.Зачем человек рождается; 3. Каковы ценности человеческой жизни. Основные понятия : человек, ценности человеческой жизни, отличия человека от животного .
Слайд 4
Проблемное задание: выяснить для чего рождается человек, в чем смысл его существования.
Слайд 5
Задание : заполнить пропуски в схеме, используя слова для справок членораздельная речь целеполагание звуки воля мышление сознательная творческая деятельность повадки линька прямохождение
Слайд 6
Имеет хорошо развитый головной мозг Способен к прямохож-дению Чем человек отличается от других живых существ Способен к творчеству Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к действиям по плану Обладает фантазией Осознаёт самого себя
Слайд 7
Вывод : человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др. )
Слайд 8
Вспомни схему и заполни пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
Слайд 9
Работа с рубрикой «Обсудим вместе» — Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек? — Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем?
Слайд 10
обсуждение вопроса Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек?
Слайд 12
Вывод: Чтобы стать человеком, ребенку необходимо: 1) воспитываться с рождения среди людей 2) слушать и понимать человеческую речь, общаться с взрослыми 3)заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (гулять, играть, трудиться)
Слайд 13
Работа с текстом учебника стр.11 Зачем человек рождается «Все прекрасное на Земле — от солнца, и все хорошее — от человека» (М. Пришвин) «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. ..» (А. де Сент-Экзюпери). — Как вы понимаете фразы : « бесцельно прожитая жизнь», « человек — творец своего счастья», « эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья», «прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».
Слайд 14
Зачем человек рождается Вывод : Человек рождается не только для того, чтобы получать что-то для себя; человек, как самое разумное существо должен заботиться о благе других, чувствовать свою ответственность за других, делать все, чтобы на планете все жили счастливо
Слайд 15
Зачем человек рождается В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка. «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой
Слайд 17
Давай повторим главное Закончите выражения : 1) Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________ 2) Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________ 3) Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться, нужно общаться со взрослыми для того, чтобы ___________ 4) Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться, нужно ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы_____
Слайд 18
ЧЕЛОВЕК
Слайд 19
Домашнее задание : 1. § 1, читать , 2 . Отвечать на вопросы рубрики «Проверим себя»(стр.14) 3 . Составить небольшой рассказ на тему «Чем человек отличается от животного?» и проиллюстрировать его. 4. Составить кластер « Ценности для человека » ( по желанию )
Слайд 20
Спасибо за урок!
Нейробиология социального поведения человека: важная, но забытая тема
J Psychiatry Neurosci. 2008 сен; 33(5): 391–392.
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
За последние несколько десятилетий мы значительно продвинулись в понимании того, как мозг регулирует эмоции и познание. Для сравнения, исследования в области нейронауки социального поведения человека являются относительно малоизученной темой, несмотря на важность социальных взаимодействий для психического здоровья. В этой редакционной статье я привожу примеры некоторых экспериментальных подходов, которые использовались для изучения нейронных субстратов человеческого социального поведения, в надежде, что это побудит больше исследователей заняться этой увлекательной и важной темой.
Люди по своей природе социальны. В этом мы не особенные; трудно представить себе какое-либо животное, для которого не важна регуляция социального поведения. Нечто похожее на социальное поведение может иметь место даже у организмов, лишенных нервной системы. Например, Science недавно опубликовал статью под названием «Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий». 1 Различные животные, в том числе люди, имеют много общих типов социального поведения, таких как принадлежность и агрессия, установление иерархии и территориальность. Это может иметь место даже у видов, таких как муравьи, с примитивным мозгом. Хотя мы можем разделять некоторые из более широких аспектов нашего социального поведения с более примитивными видами, человеческое социальное поведение, очевидно, более сложное, но не менее важное для нашего здоровья и выживания. Учитывая важность социальных взаимодействий для людей, неудивительно, что большинство психических расстройств связаны с некоторым нарушением нормального социального поведения и что при некоторых расстройствах аномальное социальное функционирование является одним из центральных симптомов. Примерами являются аутизм, социальное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.
Несмотря на важность социального взаимодействия, наше понимание нейронных факторов, контролирующих социальное поведение, ограничено. Социальная неврология человека привлекает все большее внимание, но большая часть текущей работы касается социального познания. Например, исследования активации различных областей мозга в ответ на лица с разным выражением лица интересны и важны, но они не имеют решающего значения для регуляции реального социального поведения. Если бы реакция на лица была важной детерминантой социального взаимодействия, то слепые люди не смогли бы формировать адекватные социальные отношения, а использование текстовых сообщений не было бы так широко распространено, как сейчас.
Наиболее обширные знания о нейробиологии человеческого социального поведения касаются одного конкретного аспекта социального поведения: агрессии. 2 , 3 Исследования агрессии привели к использованию селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) для лечения импульсивной агрессии. Тем не менее, агрессия, хотя и является важной социальной проблемой, не занимает заметного места при многих расстройствах, даже несмотря на то, что она необходима для диагностики перемежающегося взрывного расстройства. Кроме того, открытая агрессия не является обычной частью повседневного социального взаимодействия.
Исследования по нейробиологии менее экстремальных форм социального поведения, чем агрессия, ограничены. Ниже приведены два примера того, как исследования на животных начинают применяться к социальному поведению человека. У некоторых видов обезьян серотонин может влиять как на агонистически-аффилиативное поведение, так и на иерархию. Хотя низкий уровень серотонина увеличивает агрессивное поведение, как у людей, повышение функции серотонина усиливает просоциальное поведение, такое как уход за другими животными. 5 , 6 Повышение уровня серотонина также помогает мужчине достичь доминирующего статуса. 7 Аналогичные результаты были получены в нескольких исследованиях с участием людей, проведенных как в лаборатории, так и в повседневной жизни. В лаборатории здоровые участники, получавшие СИОЗС, были оценены как более доминирующие и более склонные к сотрудничеству во время игры со смешанными мотивами 8 и демонстрировали более аффилиативное поведение во время решения диадной головоломки, требующей сотрудничества. 9 С другой стороны, острое истощение триптофана для снижения уровня серотонина вызывало снижение уровня сотрудничества, проявляемого участниками при игре в дилемму заключенного. 10 Острое истощение триптофана также изменило поведение в ультимативной игре, в которой игроки должны были решить, принять или отклонить справедливые или несправедливые денежные предложения от другого игрока. Участники с низким уровнем серотонина отвергли большую часть несправедливых предложений, но не честных предложений. 11 Этот результат соответствовал пониженному уровню принадлежности. В исследованиях, изучающих социальное поведение в повседневной жизни, социальное поведение можно изучать с помощью методологии экологической мгновенной оценки (обсуждаемой недавно в этом журнале 9).0011 12 ), который измеряет поведение по двум осям: приятный-склочный и доминирующий-покорный. В перекрестных исследованиях, сравнивающих плацебо с приемом триптофана в течение 2 или 3 недель для повышения уровня серотонина, повышенный уровень серотонина был связан со снижением склочности и усилением доминирования среди здоровых участников, 13 , а также со снижением склочности и повышенной уступчивостью среди участников с высокой степенью враждебности. 14 В обоих исследованиях участники не могли угадать, лучше, чем случайно, когда они принимали триптофан и когда они принимали плацебо, что указывает на то, что участники не знали, что их поведение было изменено триптофаном.
Окситоцин — еще одно соединение, влияние которого на социальное поведение животных было доказано, а его влияние на людей недавно было проверено. Исследования на животных показали, что окситоцин участвует в формировании связей между партнёрами и между матерями и их потомством, включая использование агрессии для защиты этих отношений. 15 В лабораторных исследованиях с участием здоровых людей интраназальное введение окситоцина изменило поведение таким образом, что указывало на повышение доверия к другим. 16 , 17
В прошлом одним из ограничивающих факторов в изучении нейробиологии социального поведения человека была ограниченность методов измерения социального поведения. В прошлом это обычно зависело от собственной глобальной оценки людьми своего поведения. Немногочисленные исследования, описанные ранее, дают представление о масштабах методологии, доступной в настоящее время для изучения социального поведения человека как в лаборатории, так и в повседневной жизни. До сих пор в большинстве исследований изучалось влияние диадных взаимодействий. В будущих исследованиях следует также рассмотреть групповые взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Групповое поведение является важным компонентом социального поведения человека и может в чем-то отличаться от диадных взаимодействий. Социальные психологи изучили то, что они называют межиндивидуально-межгрупповым разрывом, который относится к тому факту, что группы иногда более конкурентоспособны или агрессивны, чем отдельные люди. Это было продемонстрировано в ситуациях со смешанными мотивами 18 с тестом, основанным на исследовании послушания Милграма 19 , в котором группы, выступающие в роли учителей, наносили значительно более сильные удары током, чем отдельные лица, выступающие в роли учителей 20 , и в игре «дилемма заключенного», в которой группы были более конкурентоспособными, чем отдельные люди. 21 Кроме того, обсуждение между группами характеризовалось более высокой частотой заявлений о страхе и жадности, чем обсуждение между отдельными людьми. Как манипулирование различными нейротрансмиттерами может повлиять на эти результаты, неизвестно, но это определенно должно быть исследовано.
Доступны методы изучения социального поведения человека. Существует широкий спектр препаратов, воздействующих на различные системы нейротрансмиттеров и доступных для использования в экспериментальных исследованиях с участием людей. Чего, по-видимому, не хватает в данный момент, так это исследователей, готовых сочетать и то, и другое в своих исследованиях.
Конкурирующие интересы: Не заявлено.
Адрес для переписки: доктор Саймон Н. Янг, кафедра психиатрии, Университет Макгилла, 1033 Pine Ave. W., Montréal QC h4A 1A1; факс 514 398-4370; [email protected]
1. Гиббс К.А., Урбановский М.Л., Гринберг Э.П. Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий. Наука 2008;321:256-9. [бесплатная статья PMC] [PubMed]
2. Siever LJ. Нейробиология агрессии и насилия. Am J Psychiatry 2008;165:429-42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
3. Nelson RJ, Trainor BC. Нейронные механизмы агрессии. Nat Rev Neurosci 2007;8:536-46. [ПубМед]
4. Уолш М.Т., Динан Т.Г. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и насилие: обзор имеющихся доказательств. Acta Psychiatr Scand 2001;104:84-91. [PubMed]
5. Higley JD, King ST, Hasert MF, et al. Стабильность межиндивидуальных различий в функции серотонина и ее связь с выраженной агрессией и грамотным социальным поведением у самок макак-резусов. Нейропсихофармакология 1996;14:67-76. [PubMed]
6. Raleigh MJ, Brammer GL, Yuwiler A, et al. Серотонинергические влияния на социальное поведение зеленых мартышек (Cercopithecus aethiops sabaeus). Exp Neurol 1980;68:322-34. [PubMed]
7. Raleigh MJ, McGuire MT, Brammer GL, et al. Серотонинергические механизмы способствуют приобретению доминирования у взрослых самцов верветок. Brain Res 1991;559:181-90. [PubMed]
8. Це В.С., Бонд А.Дж. Серотонинергическое вмешательство влияет как на социальное доминирование, так и на аффилиативное поведение. Психофармакология (Берл) 2002;161:324-30. [PubMed]
9. Knutson B, Wolkowitz OM, Cole SW, et al. Избирательное изменение личности и социального поведения серотонинергическим вмешательством. Am J Psychiatry 1998;155:373-9. [PubMed]
10. Wood RM, Rilling JK, Sanfey AG, et al. Влияние истощения запасов триптофана на выполнение повторяющейся игры с дилеммой заключенного у здоровых взрослых. Нейропсихофармакология 2006;31:1075-84. [PubMed]
11. Crockett MJ, Clark L, Tabibnia G, et al. Серотонин модулирует поведенческие реакции на несправедливость. Наука 2008;320:1739. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
12. Московиц Д.С., Янг С.Н. Экологическая сиюминутная оценка: что это такое и почему это метод будущего в клинической психофармакологии. J Psychiatry Neurosci 2006;31:13-20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
13. Moskowitz DS, Pinard G, Zuroff DC, et al. Влияние триптофана на социальное взаимодействие в повседневной жизни: плацебо-контролируемое исследование. Нейропсихофармакология 2001;25:277-89. [PubMed]
14. aan het Rot M, Moskowitz DS, Pinard G, et al. Социальное поведение и настроение в повседневной жизни: эффекты триптофана у сварливых людей. J Psychiatry Neurosci 2006;31:253-62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
15. Кэмпбелл А. Привязанность, агрессия и принадлежность: роль окситоцина в женском социальном поведении. Biol Psychol 2008;77:1-10. [PubMed]
16. Zak PJ, Kurzban R, Matzner WT. Окситоцин ассоциируется с надежностью человека. Horm Behav 2005;48:522-7. [PubMed]
17. Kosfeld M, Heinrichs M, Zak PJ, et al. Окситоцин повышает доверие к людям. Природа 2005;435:673-6. [PubMed]
18. Wildschut T, Pinter B, Vevea JL, et al. За пределами группового разума: количественный обзор эффекта разрыва между отдельными людьми и группами. Psychol Bull 2003;129:698-722. [PubMed]
19. Милграм С. Некоторые условия подчинения и неповиновения авторитету. Человеческие отношения 1965;18:57-76. Доступно: http://hum.sagepub.com/cgi/reprint/18/1/57) (по состоянию на 11 августа 2008 г.).
20. Джаффе Ю., Шапир Н., Инон Ю. Агрессия и ее эскалация. J Cross Cult Psychol 1981; 12:21-36.
21. Insko CA, Schopler J, Graetz KA, et al. Межиндивидуально-межгрупповой разрыв в игре «дилемма заключенного». J Conflict Resolut 1994; 38:87-116.
Роль социальных инстинктов в поведении человека
То, как мы ведем себя по отношению к другим, зависит не столько от нашего решения, сколько от одного из наших примитивных инстинктов: «социального инстинкта» . Для древних людей инстинкты выживания были наиболее важными из всех других инстинктов, потому что они столкнулись с несколькими различными проблемами, которые угрожали их выживанию. Наши предки столкнулись с серьезными проблемами в окружающей среде, такими как нападение хищников и нестабильность климата или изменения окружающей среды; они были подвержены травмам или болезням. Но теперь мы больше не сталкиваемся с такими проблемами, поэтому наши инстинкты выживания уже не так критичны. Хотя существуют современные стрессоры, такие как финансовое давление, проблемы на работе или в отношениях, чтобы справиться с ними, инстинкты выживания не так важны. «Наши инстинкты выживания сегодня берут заслуженный перерыв, именно социальные инстинкты играют наиболее важную роль в делах человека»
Как и все наши другие инстинкты, социальные инстинкты развивались и оттачивались с течением времени; они эволюционировали, чтобы воспользоваться преимуществами кооперативных стратегий. Причина того, что социальные инстинкты до сих пор так важны в делах человечества, заключается в том, что они заложены в довольно примитивной части нашего мозга, части, которая не сильно изменилась за миллионы лет. Социальные инстинкты имеют решающее значение и влияют на то, как мы ведем нашу повседневную жизнь. Тем не менее мы пренебрегаем силой наших социальных инстинктов и тем фактом, что они играют очень важную роль в формировании пути нашей жизни. Но нельзя отрицать и тот факт, что все мы любим быть общительными; исследования показывают, что хорошие социальные отношения имеют решающее значение для нашего счастья и, в свою очередь, для нашего хорошего здоровья. Одним из факторов нашего выживания как вида на протяжении миллионов лет является наше сотрудничество друг с другом, которое началось еще два миллиона лет назад. Имеются веские доказательства того, что древние люди формировали племена, состоящие либо из нескольких особей, либо из нескольких десятков.
5 типов социальных инстинктов
Племенной инстинкт: Объединение в племена является естественным эволюционным прогрессом. Трайбализм — древний инстинкт, существовавший до появления языка; мы и другие виды давным-давно формировали племена, а языку всего 40 000 лет. Наши эволюционные родственники, приматы, например, имеют племенные инстинкты, как и мы, даже пчелы, муравьи и другие насекомые образуют племена.
Всегда верно, что компетентный и опытный человек никогда не сможет победить организованную группу менее способных людей. Когда люди работают вместе как единое целое, они достигают пика эффективности. Формирование племен всегда помогало повысить шансы на выживание на протяжении всей истории человечества. Чем больше в племени членов с разнообразными навыками и способностями, тем меньше риск для его выживания. Племена с сильной социальной стратегией выживают, а племена с более слабой стратегией или без таковой всегда поглощаются племенами с эффективной стратегией сотрудничества. Инстинкты трайбализма контролируют, эффективно ли племя достигает своих целей или нет, и является ли оно компетентной силой против соперничающих племен и всех других окружающих факторов.
Экономика выживания группы никогда не может быть равна экономике выживания отдельного человека, и ничто не может превзойти группу, если все в группе понимают этот факт.
Инстинкт иерархии: Виды, которые верят в концепцию жизни в форме групп или племен, также инстинктивно организуются в иерархии. Одному может нравиться роль лидера в группе, другим может быть интересно быть последователем. Каждый сегмент иерархической структуры связан с определенными привилегиями и обязанностями. Место, которое будет отведено индивидууму в иерархии, зависит от предпочтений индивидуума в отношении риска и вознаграждения. Успех группы зависит от того, получают ли ее члены долю вознаграждения в соответствии с их усилиями или уровнем способностей.
Прекрасным примером этого явления является стая волков, в ее иерархии есть волки альфа, бета и омега. Альфа, находящаяся наверху, бета, находящаяся на втором уровне, и омега, находящаяся на самом низком уровне в этой структуре, соответственно рискуют и, в свою очередь, соответственно получают вознаграждение.
Альфы рискуют своей жизнью ради защиты всей стаи и пользуются привилегией есть первыми и получать ту часть добычи, которая им нравится больше всего. У бета, с другой стороны, меньше привилегий, чем у альфы, и у них меньше обязанностей, как и у омеги, которые берут на себя наименьший риск и, как следствие, получают наименьшее вознаграждение. Иерархические инстинкты позволяют племени работать вместе для достижения общей цели, а также позволяют эффективно совместное использование ресурсов племени. Мы не рождаемся с социальным рангом, скорее жизненные обстоятельства и склонность к лидерству, следованию или независимому поведению естественным образом организуют нас в социальные иерархии. Жизненные ситуации представляют собой проблемы, которые совместно требуют, чтобы кто-то взял на себя роль лидера или ведомого с некоторым пространством для независимости.
Инстинкт несправедливости:
Эти инстинкты гарантируют, что вы получите свою долю благ, предлагаемых вашим племенем. Группа успешно достигает своих целей только в том случае, если каждый член группы получает вознаграждение в соответствии с его или ее вкладом или усилиями для группы; другими словами, для успеха группы каждый член должен быть вознагражден в соответствии с иерархической структурой группы или в соответствии с его относительным уровнем навыков.Инстинкт соответствия: Когда мы делаем что-то, что неприемлемо в обществе, наши древние инстинкты немедленно предупреждают нас, что мы делаем то, что общество никогда не примет. Инстинкт конформизма тонко настроен на то, чтобы обращать внимание на приемлемое поведение в нашей социальной группе, когда большинство окружающих нас людей верят в то, что что-то является правдой или что нужно действовать определенным образом, эволюционный социальный инстинкт подталкивает нас к этому. принять эти идеи и поведение как наши собственные. Мы готовы лгать или даже приостанавливать наше собственное чувство реальности, чтобы избежать неприятного ощущения социальной неуместности. Таким образом, мы ведем себя в соответствии с ощущениями, вызываемыми нашими социальными инстинктами, и игнорируем наше аргументированное мышление. Только мы не тот вид, у которого есть врожденное стремление соответствовать; скорее это универсальный инстинкт, многие виды пытаются соответствовать тому, что делают другие вокруг них.
Зеркальные нейроны, их функциональность и важная роль в конформизме: Механизм конформизма можно, по крайней мере частично, отнести к особому классу нейронов в нашем мозгу, зеркальным нейронам. Зеркальные нейроны позволяют существу имитировать действия другого, кратчайший путь к обучению выживанию в джунглях Дарвина.
Инстинкт враждебности: У нас есть инстинкт быть принятым группой, чтобы стать частью социального круга. «Мы против них» — это древний инстинкт, который оставался важным для управления человеческим поведением. Мы естественным образом поляризуем себя в поддержку нашей группы и против других, которые, кажется, каким-то образом конкурируют с нами. Этот инстинкт устанавливает четкие границы входа и выхода человека из группы. Это культивирует чувство защитной ответственности перед членами собственного племени.
Наше социальное поведение определяется нашими генами и вступает в игру, когда речь идет о нашем выживании и размножении. Наши социальные инстинкты сформировали нашу историю, важным образом направляя культуры.
Социальные инстинкты нашли способ взломать, вызвать отвращение, то, что должно было спасти нашу жизнь. То, как вы ведете себя по отношению к другим, зависит не столько от вашего решения, сколько от примитивного инстинкта, защищающего то, что он считает вашим племенем. Мы часто упускаем из виду тот факт, что, будучи людьми, мы разделяем одни и те же заботы, борьбу и заботы. Вместо этого мы связываем трайбализм с нашей идентичностью, когда думаем о том, кто мы такие и откуда пришли. Но мы должны выйти далеко за рамки того, что может иметь в виду древний инстинкт для нашего благополучия, потому что мир так сильно изменился, что теперь это глобальная деревня. Все племена мира в той или иной степени зависят друг от друга и настолько взаимосвязаны сегодня потребности каждого. По мере роста жизненных возможностей мы должны считать себя частью величайшего племени, то есть племени всех живых существ или племени всех людей на этой планете, чтобы мы могли приблизиться к своему потенциалу как человеческие существа.