Как выработать хорошую дикцию — Психологос
Фильм «Скороговорка»
Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.
Хорошая дикция необходима всем и всегда, при устройстве на работу и в общении с друзьями, но особенно много хорошая дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?
В Университете практической психологии этому посвящено несколько обязательных упражнений, которые студенты отрабатывают в течение года, а также два полных тренинговых дня.
Для начала – разминка.
Фильм «Театральный центр Русская Речь»
Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.
Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!
Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение.
Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию. Как размялись, переходим к основной части!
Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:
– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.
Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:
– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
К такому произношению скороговорок нужно стремиться. Начните с произношения скороговорок в обычном темпе, причём лучше с простых. Четко выговаривая все сочетания звуков. Далее темп нужно увеличить. Когда вы без труда сможете их произносить, переходите к более сложным конструкциям. Усложнить данное упражнение можно следующим образом: помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением для выработки правильной дикции
Упражнение 2. Слушайте себя
Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.
Упражнение 3. Тренируйте диафрагму
Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики.
Упражнения от Татьяны Струниной
Комплекс упражнений для хорошей дикции и артикуляции. Я сама обычно эти упражнения делаю, когда принимаю утренний душ.
Все упражнения необходимо делать с удовольствием, без спешки, слегка утрируя произношение.
1. Би-би-би-б, бэ-бэ-бэ-б, ба-ба-ба-б, бо-бо-бо-б, бу-бу-бу-б, бы-бы-бы-б.
Ди-ди-ди-д, дэ-дэ-дэ-д, да-да-да-д, до-до-до-д, ду-ду-ду-д, ды-ды-ды-д.
И другие согласные в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы.
2. Бги-пки, бгэ-пкэ, бга-пка, бго-пко, бгу-пку, бгы-пкы.
Пки-бги, пкэ-бгэ, пка-бга, пко-бго, пку-бгу, пкы-бгы.
Вздри-фстри, вздрэ-фстрэ, вздра-фстра, вздро-фстро, вздру-фстру, вздры-фстры.
Фстри-вздри, фстрэ-вздрэ, фстра-вздра, фстро-вздро, фстру-вздру, фстры-вздры.
3. Сыворотка из-под простокваши. — 10 раз, хорошо укрепляет мышцы, необходимые для улыбки.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. – тоже 10 раз, укрепляет мышцы губ.
5. Повар Петр и повар Павел. Павел пёк, а Петр парил.
Петр парил, Павел пёк. Повар Павел, повар Петр.
6. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня. — Произносить на одном тоне, а затем повышая на 1-2 тона или понижая на 1-2 тона.
Упражняйтесь каждый день и все “фефекты вечи” будут устранены.
Всем успехов!
Рекомендуем тренинги Дмитрия Устинова:
- ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство
- ПОБЕДИТЕЛИ: психология влияния и харизмы
- БОЕВАЯ РИТОРИКА: Слово как Оружие
- StoryTelling по-русски. Как создавать и рассказывать истории
Подробности по телефонам:
+7 (499) 705-5695
+7 (925) 602-4430
Дикция и артикуляция
В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.
На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.
Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Содержание:
- Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи
- Исправление наиболее распространенных дефектов дикции
- Тест на проверку знаний
Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!
Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Вот наши органы артикуляции в общем виде:
А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.
Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.
Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.
Компоненты дикции:
- Правильная артикуляция – адекватность положения органов артикуляции схеме извлечения требуемого звука. Другими словами, для произнесения буквы «а» язык, губы, небо занимают одно положение, для буквы «э» – другое, для «у» – третье. И так по всем гласным и согласным.
- Отчетливая артикуляция – точность произнесения звуков и слогов в составе слов.
- Манера произношения – присущий человеку способ выговаривать (произносить) те или иные слова, тянуть или сокращать слоги, говорить быстро или медленно. Также к характеристике манеры произношения относятся слова-паразиты и различные призвуки в середине, начале и/или конце фразы.
Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.
Станиславский посвятил развитию дикции и речи несколько разделов своей книги «Работа актера над собой» [К. Станиславский, 2017]. Мы укажем на самое главное из этой работы, что может позаимствовать из актерской практики любой человек, чтобы научиться правильно артикулировать и развить красивую отчетливую речь.
Начнем с дыхания.Упражнения на дыхание:
- Открыть рот, но вдохнуть и выдохнуть носом. Повторить 10 раз.
- Руку положить на брюшной пресс, сделать медленный вдох носом, затем медленный выдох через рот сквозь чуть раскрытые губы. Рукой нужно чувствовать подвижность диафрагмы. Повторить 5 раз.
- Правую ноздрю закрыть пальцем, сделать 5 вдохов-выдохов через левую ноздрю. Повторить с левой ноздрей.
- Вдыхать через нос и прижимать пальцы к крыльям носа с целью создания препятствия воздуху.
- Вдохнуть и резко выдохнуть через нос. При выдохе втянуть живот.
Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.
Артикуляционная разминка:
- Высунуть языка далеко вперед, затем вернуть его в рот как можно глубже. Повторить 5-7 раз.
- Потрогать языком каждую щеку изнутри (вправо-влево). Повторить по 10 раз для правой и левой стороны.
- Закрыть рот и провести языком по зубам изнутри по часовой стрелке и обратно (по 20 раз).
- Высунутым изо рта языком крутить по часовой стрелке и обратно (по 10 раз).
- Губы вытянуть «трубочкой», задержаться так на 3-5 секунд и растянуть их в широкой улыбке, тоже задержавшись на 3-5 секунд. Повторить 7-10 раз.
- Надуть щеки и начать «катать» воздух во рту по кругу. Сделать по 5 кругов в каждую сторону.
- Размять мимические мышцы лица – сделать страшную, смешную, грустную рожицу, выпучить глаза, надуть щеки. Допускается импровизация.
Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.
Упражнения для дикции:
- Произнесение по очереди взрывных парных согласных «б-п», «т-д», «к-г» сначала по одной, потом с мягким знаком, потом с гласными.
- Произнесение отдельных гласных с контролем правильного положения артикуляционного аппарата, а затем их сочетаний «а-и», «а-о», «а-у» и любых других.
- Произнесение парных взрывных согласных через гласную: «бу-бу-бу-буп», «ба-ба-ба-бап», «бо-бо-бо-боп» и т.д.
- Тренировка сложных буквосочетаний: «дрда-дрдя», «лра-лря», «чра-шра», «мфо-мфе» и прочих.
Если вы не вполне представляете себе правильную артикуляцию на каких-либо буквах либо имеете дефекты речи, изучите «Положение речевого аппарата при произнесении звуков», и контролируйте положение артикуляционных органов в соответствии с описанием [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].
И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
Простые скороговорки:
- По семеро в сани уселись сами.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине.
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Short sails should sail surer seawards.
- Cheap ship trip.
- Six sharp smart sharks.
- The soldier’s shoulder surely hurts.
- The batter with the butter is the batter that is better.
Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.
Когда у вас начнут получаться простые скороговорки в быстром темпе без запинок, можно перейти к более сложным вариантам на тренировку отдельных букв и буквосочетаний. Например, таких, которые вам даются сложнее всего. Наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р».
Скороговорки на шипящие:
- У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы.
- Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Последняя скороговорка повышенной сложности позволяет также поставить звук «к». Если он у вас получается не очень внятным, откроем секрет: попробуйте говорить «к», зафиксировав на лице улыбку. Или представив, что вы сейчас будете говорить на английском, а сами начинайте говорить на русском. Так вы легче преодолеете букву «к» везде, где она вам встречается. А с помощью скороговорки про кукушку научитесь произносить сочетания букв, требующих разной артикуляции.
Скороговорки на свистящие:
- Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
- Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
- Ся-ся-ся – мы поймали карася.
- Зы-зы-зы – дали в школе нам призы.
- Зя-зя-зя – на красный свет идти нельзя.
- Зе-зе-зе – дали сено мы козе.
И, наконец, скороговорки для улучшения звука «р». Это наиболее сложный для корректировки произношения звук. Поэтому если с ним возникают проблемы, начните со скороговорок попроще.
Скороговорка на «р»:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
А теперь вариант для тех, кто хочет совместить тренировку звука «р» и звука «к». Не забывайте улыбаться перед словом, где содержится буква «к»:
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.
Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.
Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:
1 | Прочитайте текст в медленном темпе вслух – так вы поймете, как участки текста даются тяжелее всего. Можно попробовать подобрать синонимы или, если категорически нельзя менять текст, поработать отдельно над труднопроизносимыми сочетаниями. Не забывайте делать вдох в нижнюю часть легких и удерживать бока раздутыми на протяжении чтения всего предложения. Не выдыхайте весь воздух в начале фразы. |
2 | Сделайте разметку текста – где будут логические паузы и логические ударения, где вы будете добирать воздух, какой участок текста стоит прочитать более выразительно, чтобы акцентировать на нем внимание. |
3 | Начитайте текст ритмично, хлопая в такт своей речи – так вам будет легче поймать оптимальный ритм доклада, удобный для вас и слушателей. |
4 | Включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, но уже без подсказки ритма в виде хлопков. |
5 | Прослушайте запись, отметьте для себя наиболее удачные и неудачные отрезки начитки. Подумайте, почему какие-то фразы прозвучали удачно – возможно, вам стоит в этом темпе и ритме читать и все остальное. Послушайте еще раз, как отрезки текста прозвучали невнятно – возможно, вам стоит заменить неудобные слова синонимами. |
6 | Если наблюдается какая-то закономерность (допустим, невнятно звучат все слова, начинающиеся с буквы «и», «т», «к», любой другой), найдите в статье «Положение речевого аппарата при произнесении звуков» нужные вам звуки и потренируйте слова с этими звуками отдельно, контролируя положение артикуляционного аппарата [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020]. |
7 | Возьмите в зубы карандаш, включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
8 | Отложите карандаш и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
9 | Сравните все аудиозаписи и убедитесь, что третий вариант текста, начитанный после разбора ошибок и тренировки с карандашом в зубах, звучит более внятно, чем первый. |
10 | Решите для себя, устраивает ли вас полученный вариант, или стоит поработать над текстом еще. |
Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.
Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.
Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.
Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.
И вот тут мы подходим к еще одному важному вопросу: что делать, если есть дефект дикции? Отказаться от любых видов деятельности, требующих публичных выступлений, или попытаться как-то исправить ситуацию? Если дефекты не слишком серьезные, можно попытаться их исправить. Как? Сейчас разберемся.
Исправление наиболее распространенных дефектов дикции
Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.
Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.
Как мы уже обсудили ранее, наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р». Есть нюанс: недостатки шипящих звуков «ж-ш» легче устранить в том случае, если остальные буквы получаются нормально.
Как поставить звуки «ж-ш»:
- На основе «с-з» – подложить шпатель (специальный инструмент, используемый логопедами) под передний край языка, начать произносить «с» либо «з» и поднять язык шпателем за верхние резцы. Тогда «с» трансформируется в «ш», а «з» – в букву «ж».
- На основе «р» – произносить «р» без голоса (можно шепотом), постепенно уменьшая силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение.
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ж»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ш»:
Как поставить звуки «с-з»:
- «С» на основе «т» – произвести «т» с придыханием, потом попытаться сделать то же самое, но заранее поставив кончик языка к деснам нижних резцов. В итоге должна получиться «с».
- «З» на основе «с» – добавить голос к звуку «с».
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «с»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «з»:
Как поставить звук «р»:
- На основе «ж» – с усилием потянуть звук «ж» и отодвинуть язык глубже в рот. Должно быть слышно короткое «р».
- На основе «с» – тянуть звук «с», немного вдохнуть через рот и прижать язык к альвеолам. Тоже должно прозвучать короткое «р».
- На основе «д» – произносить «д» так, чтобы язык не отрывался от альвеол. Нажать на язык с усилием, чтобы он начал вибрировать и послышалось «др-р».
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «р»:
Логопеды считают звук «р» наиболее трудным для постановки. Особенно, если человек уже привык произносить его как бы горлом. Однако некоторых улучшений всегда добиться можно. Более подробно о постановке звуков расскажут логопеды Юлия Орлова и Ольга Сахаровская:
Звук «ш»:
Звук «с-з»:
youtube.com/embed/4edT02OeinY»>Звук «р» (для просмотра перейдите на YouTube):
Тем, кто хочет выйти на более высокий уровень развития дикции и речи, можно посоветовать книгу «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016].
Также много полезной информации содержится в учебном пособии «Анатомия, физиология и патология органа речи» [Е. Боярчук, И. Иванюра, В. Самчук, Н. Скрыпник, 2007].
И, наконец, тем, кто решил глубоко вникнуть в проблему, можно посоветовать изучить «Логопедический атлас» (периферический речевой аппарат) [А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, 2016].
Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.
К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.
А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.
С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.
Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.
Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
А теперь давайте разберем тему интонации.
Ольга Обломова
← 2 Характеристики голоса4 Интонация →
Упражнения на дикцию — Развитие голоса
Упражнения на дикцию помогут улучшить ваши публичные выступления. Содержание вашей речи может быть фантастическим, и вы можете отлично выглядеть во время презентации, однако, если ваша аудитория не сможет четко слышать и понимать, что вы говорите, вы потеряете их и сообщение, которое вы пытаетесь передать.
Упражнения на дикцию помогут вам научиться четко говорить. Так же, как спортсмен активно разминает мышцы и выполняет разминку перед мероприятием, так же должен поступать и певец или оратор.
Во время своего исследования я обнаружил, что около сотни различных мышц груди, шеи, челюсти, языка и губ должны работать вместе.
Я и не подозревал, насколько само собой разумеюсь говорить; Я думаю, что большинство из нас знает. Для тех, кто не особенно увлекается наукой, мне было интересно понять, что каждое произносимое слово или короткая фраза сопровождается своим собственным уникальным набором мышечных движений; и их много. Я решил, что буду добрее относиться к своим непризнанным нерастянутым и чрезмерно нагруженным мышцам.
Я понял, что точно так же, как певец практикует свои трели и разогревает свои голосовые связки и любые другие мышцы, необходимые для выступления, так же должен поступать и оратор перед тем, как встать перед презентацией. Разминка и растяжка этих примерно ста мышц жизненно важны для предотвращения травм или растяжений.
Как человек, который любит четкую артикуляцию, эта статья о том, как упражнения на дикцию, если делать их регулярно, могут помочь улучшить ваше публичное выступление.
Каковы преимущества упражнений на дикцию?
Упражнения или упражнения на дикцию имеют следующие преимущества:
- Укрепление и растяжка мышц, участвующих в речи.
- Обращаем ваше внимание на привычные речевые паттерны, которые могут не приносить пользы вашей речи.
Отличная дикция – это не об изменении вашего акцента или о том, чтобы заставить вас говорить высококлассным тоном . Это однако, около четкость и убедиться, что то, что вы говорите, ясно в артикуляции, поэтому понимается без труда.
У меня дефект речи. Могут ли мне помочь упражнения на дикцию?
Если у вас есть дефект речи, который, по вашему мнению, влияет на вашу жизнь, я советую обратиться к логопеду (также называемому логопед ). На веб-сайте «Speech Pathology Australia» говорится, что:
«Логопеды изучают, диагностируют и лечат коммуникативные расстройства, включая трудности с речью, аудированием, пониманием языка, чтением, письмом, социальными навыками, заиканием и использованием голоса. Они работают с людьми, которые испытывают трудности в общении из-за задержки развития, инсульта, черепно-мозговых травм, неспособности к обучению, умственной отсталости, церебрального паралича, слабоумия и потери слуха, а также других проблем, которые могут повлиять на речь и язык. Людям, которые испытывают трудности с безопасным проглатыванием пищи и напитков, также может помочь логопед».
Если вы хотите узнать больше, посетите сайт www.speechpathologyaustralia.org.au.
Логопед ответит на ваши вопросы о том, могут ли вам помочь упражнения на дикцию.
Могу ли я помочь себе хорошо артикулировать?
Наиболее известные и используемые упражнения на дикцию Скороговорки .
Их много , каждая из которых фокусируется либо на одной букве, либо на комбинации букв, и часто они бессмысленны. Как правило, это фразы и словосочетания, выбранные исключительно для того, чтобы заставить вас работать над тем, чтобы произнести их четко.
Скороговорки не только забавны, но и эффективны для улучшения дикции и являются важной частью набора инструментов оратора.
Некоторые из перечисленных упражнений эквивалентны растяжке и разминке оратора перед выступлением. Я перечислил довольно много, чтобы вы могли практиковать многие из них.
Советы начинающим
- Встаньте перед зеркалом! Большинство из нас не знают, как мы выглядим, когда говорим, поэтому, стоя перед зеркалом, вы сможете начать видеть, как двигается ваш рот, когда вы говорите.
- Прежде чем приступать к скороговоркам, вам было бы полезно выбрать несколько диалогов из вашего любимого фильма и попытаться имитировать речь актера, но не забудьте сохранить собственный акцент.
- После того, как вы сделаете все вышеперечисленное и будете готовы попробовать некоторые скороговорки, вам нужно будет начинать сначала медленно и осторожно. Чтение и перечитывание.
- Убедитесь, что начало и конец каждого слова произнесены красиво и четко.
- Повторяйте фразу все быстрее и быстрее, сохраняя при этом ясность. Если вы спотыкаетесь о слова, не беспокойтесь, просто остановитесь и начните снова.
Слова на букву «Б»
- Бетти купила немного масла, но оно показалось ей горьким, поэтому Бетти купила немного лучшего масла, чтобы сделать горькое масло еще лучше.
- У Билла был рекламный щит. У Билла также был законопроект о правлении. Счет правления наскучил Биллу, поэтому Билл продал свой рекламный щит и оплатил счет правления. Тогда законопроект о совете больше не надоедал Биллу, но хотя у него не было законопроекта о совете директоров, не было у него и его рекламного щита!
Слова на букву «D»
- Дуг копал в саду Дэвида или Дэвид копал в саду Дуга?
- Загляните в таверну «Капля росы».
Слова на букву «Ф»
- Через три сырных дерева пролетело три свободных блохи. Пока эти блохи летали, дул морозный ветерок. Морозный ветер заставил эти три дерева замереть. Замерзшие деревья заставили сыр этих деревьев замерзнуть. Вот что заставило этих трех бесплатных блох чихнуть. — из Fox in Sox Сьюза
- Четверо разъяренных друзей дрались за телефон.
- Пятеро легкомысленных французов летят из Франции за модой.
Слова «H»
- Как Гарри так торопился с охоты?
- В Хертфорде, Херефорде и Хэмпшире ураганы почти не случаются.
J Words
- Джеймс только что осторожно толкнул Джин.
- Джек-арестант угнал джип.
Слова на букву «К»
- Целуй ее быстрее, целуй ее быстрее, целуй ее быстрее всех.
- Мои столовые приборы режут остро и чисто.
«L» Words
- Буквально литературный.
- Ларри отправил последнему письмо позже.
- Люси задержалась, с тоской разыскивая свою пропавшую комнатную собачку.
Звуки «Н» и «У»
- Вы знаете Нью-Йорк. Вам нужен Нью-Йорк. Вы знаете, что вам нужен уникальный Нью-Йорк.
Слова на букву «П»
- Питер Пайпер взял пучок маринованного перца. Если Питер Пайпер взял пучок маринованного перца, то где тот пучок маринованного перца, который собрал Питер Пайпер?
- Жемчуг, пожалуйста, хорошенькая Пенелопа, хорошенькая Пенелопа. Жемчуг, пожалуйста, хорошенькая Пенелопа. Красотка Пенелопа Принг.
Q Words
- Быстрый поцелуй. Быстрее поцелуй. Самый быстрый поцелуй.
- Быстро, быстро, быстро, быстро, быстро.
Слова на букву «Р»
- Вокруг крутых скал бежал оборванный негодяй.
- Чтение и письмо очень полезны.
- Настоящая каменная стена, настоящая каменная стена, настоящая каменная стена.
- Воин Рори и беспокойный Роджер были неправильно воспитаны в сельской пивоварне.
Слова на букву «S»
- Она стояла на балконе, необъяснимо имитируя его икоту, и дружелюбно приветствовала его.
- Шесть толстых палочек чертополоха.
- Проницательная землеройка продала Саре семь кусочков серебряной рыбы.
- Сестра Сьюзи сидела на берегу моря и шила рубашки для моряков.
- Она продает морские раковины на берегу моря.
- Глупое суеверие
Слова на букву «Т»
- Скороговорки полностью выкручивают языки сегодня
- Десять ручных головастиков, плотно спрятанных в тонкой высокой жестяной банке.
- Две жабы, совершенно уставшие, пытаются добежать до Тьюксбери.
- Тринадцать черепах плотно поджали хвосты, путешествуя по густой высокой местности.
«V» Words
- Винсент яростно поклялся отомстить.
- Вера ценила долинные фиалки.
- Вэнс Стервятник любит играть в волейбол в долинах с различными фиалками.
Слова на букву «W»
- Уолли Морж моется в воде, страстно желая мокрых зимних орехов.
Y Words
- Вчера Язмин кричала о желтой пряже.
И, наконец…
Две забавные скороговорки, предназначенные исключительно для вашего языка.
- Красный грузовик, желтый грузовик.
- Красная кожа, желтая кожа.
Получайте удовольствие, переплетая эти слова!
Как улучшить дикцию: 7 простых упражнений для улучшения дикции0240 от Open Mic UK
Четкая дикция имеет решающее значение при пении по ряду причин, поэтому на ней следует сосредоточиться при развитии голоса. Если ваши тексты ясны, вы устанавливаете и поддерживаете связь со своей аудиторией. А знаете ли вы, как улучшить дикцию в пении?
Дикция — это стиль и четкость, с которой вы произносите слова или звуки. Это имеет огромное значение для вашего выступления как певца, но требует постоянной практики. Поэтому мы собрали 7 быстрых и простых упражнений, которые вы можете использовать для улучшения дикции.
Эти особые упражнения не только помогут вам лучше общаться как художнику, но и принесут множество других преимуществ для вашей карьеры. Итак, поете ли вы вживую или в студии звукозаписи, читайте дальше, чтобы узнать, что вам нужно делать, если вы хотите улучшить дикцию и выделиться из толпы.
Простые упражнения для улучшения дикции
Мы собрали 7 простых упражнений, которые каждый может сделать для улучшения дикции. Это не только поможет вам петь более осмысленно, но и будет звучать намного лучше (как на сцене, так и в студии звукозаписи). Кроме того, упражнения даже помогут улучшить ваш имидж, сохраняя ваш внешний вид и звучание в отличной форме. Читайте дальше, чтобы узнать, как они могут помочь вам больше, чем вы себе представляли.
#1 Разбери
Это не просто реплика для каких-то потрясающих танцевальных движений или ремикс. Когда мы думаем о произношении в пении, очень полезно разбить слова в тексте. Идите медленно для начала. Разделяйте разные типы звуков, включая согласные и гласные, даже выписывая их и отмечая, где они меняются.
Говорите, а затем тщательно пропевайте каждый звук, следя за тем, чтобы каждый звук был четким и отчетливым. Чрезмерно артикулируйте на ходу, преувеличивая гораздо больше, чем во время выступления. Постепенно начинайте ускоряться, но без потери четкости, которой вы достигли, когда начинали. Затем, как только вы нажмете на каждый звук, вы можете немного уменьшить его с точки зрения преувеличения, но сохраняя эту ясность.
Также стоит сделать еще один шаг и выучить Международный фонетический алфавит. IPA является широко используемым ресурсом как для актеров, так и для певцов. Он предоставляет ряд символов для представления звуков, а не только английского алфавита. Это особенно ценно в дикции классических певцов. Но это также удобный инструмент для людей, таких как Сигрид, которые регулярно поют на языке, отличном от их родного.
#2 Поверни язык
Скороговорки для певцов — простой способ улучшить дикцию. Они используют ряд слов с очень похожими звуками, но требуют совершенно другого положения языка. Это дает вашему языку и губам полную тренировку. Использование различных упражнений гарантирует, что вы проработаете все области рта.
Эти языковые упражнения для артикуляции речи помогут вам быть на высоте, когда дело доходит до отличной дикции:
- «Красная кожа, желтая кожа»
- «Мама заставила меня размять M&M’s»
- «Кто стирал белое шерстяное белье Вашингтона, когда стиралка Вашингтона ушла на Запад»
- «Резиновые бамперы для детских колясок»
Практикуйтесь произносить каждое из них каждый день, несколько раз и всегда перед выступлением. Однако не просто повторяйте движения. Убедитесь, что вы артикулируете каждый звук и полностью активируете язык и губы. Они должны чувствовать себя уставшими, но бодрыми после тренировки. Вы будете удивлены тем, как эта привычка влияет не только на ваше пение, но и на вашу речь в целом — идеальная практика для интервью и выступлений!
#3 Занимайтесь йогой для лица
Знаете ли вы, что для лица существует такая вещь, как йога? Его чаще всего используют для борьбы с признаками старения, подтягивания обвисших участков и придания молодости. Но поддержание лицевых мышц в тонусе не только сделает вас сияющей, но и улучшит дикцию.
Это определенно не упражнение для поезда (если только вы не в пустом вагоне), так как со стороны это выглядит очень странно.
Даниэль Коллинз — ведущий специалист по йоге для лица. Вот ее руководство по быстрой и легкой тренировке, которая сделает ваше лицо и шею более эластичными, чем когда-либо.
#4 Выровняйте шепелявость
Шипящая «с» — или шепелявость — это распространенная проблема с дикцией, с которой сталкиваются многие исполнители. Фредди Меркьюри — мегаизвестный пример певца, который работал над сокращением своих очень шипящих с.
В индустрии его часто описывают как «яркую букву s». Звук возникает, когда язык помещается слишком далеко вперед за зубы, когда произносится звук «с». Микрофоны плохо с ними справляются, и они могут вызывать искажения при записи. Но ваши брызги можно легко исправить с помощью регулярных упражнений, которые тренируют размещение языка в правильном положении.
Чтобы найти правильное место, поместите кончик языка чуть дальше назад в рот, чтобы он слегка загибался назад. Он должен почти касаться твердого неба (неба). Затем медленно повторяйте букву «с», принимая это положение. В результате звук должен быть более четким. Вот несколько фраз, которые полезно повторять, и они действительно помогут вам освоиться в новом положении языка.
- «Шесть носков лежат в раковине, пропитываясь мыльной пеной»
- «Она продает морские раковины на берегу моря»
Продолжайте ежедневно практиковаться и внимательно относиться к своему «с», и вы обнаружите, что ваше шипение исчезает. Вы можете чувствовать себя змеей в процессе, но это также улучшает вашу технику микрофона. Любое шипение может исказить звук. Есть некоторые артисты, такие как канадский певец и автор песен Граймс, которые любят шипение. Если вы хотите сделать то же самое, стоит уделить больше времени шести другим упражнениям. Это сработает только в том случае, если остальные звуки очень четкие, иначе ваша аудитория может начать терять текст и ваше намерение.
#5 Взрывчатые вещества
Некоторые буквы алфавита известны как взрывчатые вещества. В фонетике их называют стопами или оральными смычками. Они помещены в категории звонких и глухих. T, k и p глухие, тогда как d, g и b требуют использования голоса. Это полезная информация, потому что она поможет вам узнать, что с ними делать, когда вы работаете над улучшением дикции.
Взрывные элементы уже используются в упражнениях на артикуляцию. Но кому-то они пригодятся на одном приеме, так как их можно потерять или проглотить, особенно если на середине строки или слова. Чтобы убедиться, что ваши взрывные звуки совершенны, попробуйте это простое упражнение для улучшения дикции.
Держите руку прямо перед ртом и скажите следующее:
- «Project Gutenberg — производитель первой и крупнейшей коллекции онлайн-книг»
Когда вы произносите буквы, выделенные жирным шрифтом, вы должны чувствовать, как поток воздуха ударяет вашу руку. Если вы не чувствуете этого, сделайте больший акцент на букве. Сначала преувеличивайте, чтобы попасть в поток. Затем верните его ровно настолько, чтобы добиться крошечного взрыва.
Было бы противоестественно постоянно петь с таким акцентом. Но регулярно практикуя это упражнение, вы получите более чистый звук во время исполнения. Преувеличенная версия может быть включена, чтобы сделать акцент в песне — инструмент, с которым рэперы хорошо знакомы.
#6 Упражнения в любое время и в любом месте
Упражнения, перечисленные до сих пор, хороши за кулисами, в студии, дома, в машине или на репетиционной площадке. Но что происходит, когда вам нужно разогреться в общественном месте, дойти до концерта перед важным прослушиванием или в автобусе? Что ж, если вам нужно выполнить какое-то языковое упражнение для произношения, хорошая новость заключается в том, что это не может быть проще и удобнее. Пока вы продолжаете работать над дикцией в остальное время, вы можете использовать этот простой обходной путь, чтобы заставить все двигаться и кристально ясно, прежде чем начать. Попробуйте это упражнение в следующий раз, когда вам будет скучно в дороге:
Сомкнув губы, откройте челюсть, чтобы между зубами образовался небольшой зазор. Направьте язык на нёбо, затем на левую щеку, затем на правую щеку, затем на самое дно рта. Ускорьтесь, сохраняя при этом точное размещение. Измените направление и порядок размещения.
Попробуйте нарисовать во рту восьмерку языком. Затем, чтобы ваши щеки, челюсть и зубы активизировались, вставьте кусочек жевательной резинки и хорошенько пожуйте.
Посмотрите, с какими скороговорками вы справитесь, не двигая губами (не забудьте сначала вынуть жвачку!).
- Совет: держитесь подальше от этих взрывчатых веществ, чтобы оставаться в укрытии.
Никто даже не узнает, что ты делаешь. Так что никаких оправданий, чтобы не пропустить это! Вы не только освоите базовую секретную разминку, но и отточите некоторые навыки чревовещания! Предостережение к этому упражнению заключается в том, что оно не должно быть вашей единственной формой атаки. Делайте это гораздо чаще, чем другие, и ваши губы — жизненно важная часть хорошей дикции — станут ленивыми. В любое время и в любом месте упражнения должны быть сохранены для тех случаев, когда это единственный жизнеспособный вариант. Это, конечно, не охватывает все правила дикции при пении. Наверстать упущенное, когда вы вернетесь домой с большим количеством взрывных упражнений и причмокивания губ.
#7 Запись и воспроизведение
Время съеживаться. Да, слушать себя и смотреть на себя после выступления может быть неприятно. Тем не менее, это необходимая часть роста и фантастический способ ускорить ваше развитие. Если вы новичок в этом, не волнуйтесь, со временем это станет проще. Постарайтесь быть максимально объективным и представьте, что вы один из судей музыкальной индустрии Open Mic UK. Ты слышишь все тексты? Работает ли то, как вы произносите слова? Делайте заметки, когда вы просматриваете и останавливаете каждый раздел, когда вы оцениваете, что можно улучшить.
Если вы обнаружите, что дикция является действительно слабым местом в вашем выступлении, возможно, вам следует подумать о некоторых уроках по улучшению речи. Есть много фантастических онлайн-ресурсов, семинаров и курсов, чтобы узнать, как улучшить дикцию в пении. Вот пример от учителя пения Лиз Т.
.Возможно, вам будет полезно поработать с педагогом по вокалу для улучшения дикции. На этих занятиях вы будете использовать соответствующие упражнения, чтобы избавиться от вредных привычек и начать создавать новые с правильной техникой.
Если вы работаете с педагогом по вокалу, убедитесь, что вы четко понимаете стиль пения, который подходит именно вам. Хорошая дикция важна во всех стилях. Однако для некоторых стилей он гораздо острее, например, для классического и музыкального театра. Тогда как в других жанрах можно обойтись менее четкой и ярко выраженной дикцией. Мы всегда рекомендуем вам работать с профессионалом, чтобы улучшить свою технику и открыть для себя множество преимуществ уроков пения.
Хотя поначалу выполнение этих упражнений может показаться трудным, со временем вы удивитесь, как быстро новые приемы станут для вас второй натурой и, следовательно, значительно улучшат дикцию. Вы обнаружите, что тон, четкость, диапазон и контроль также улучшаются в результате более четкой дикции.
Почему дикция так важна?
Две основные области, которые следует учитывать при улучшении дикции, — это производительность и техника.
С точки зрения исполнения, когда вы поете песню, вы в большинстве случаев рассказываете историю или делитесь мыслями со своей аудиторией. Поэтому очень важно, чтобы вы могли различать слова, чтобы ваш слушатель мог понять, о чем песня и в чем ее смысл — для улучшения дикции.
Если текст песни непонятен, то песня становится бессмысленной и легко забываемой. Это подвергает вас большому риску потерять тех, кто смотрит и слушает. Вместо этого, что вы действительно хотите сделать, так это вовлечь аудиторию.
Некоторые художники делают выбор в пользу более необычного и уникального произношения, особенно с гласными. Или замена гласных производится для изменения звука для достижения лучшего тона (часто модифицируется «ee», особенно для оперы и баллад).
Но куда бы ни завели ваши художественные решения, убедитесь, что вы включаете в свой распорядок тренировки дикции для певцов.
Улучшить технику дикции
Со стороны техники у некоторых певцов слова могут быть невнятными, бубнящими и очень ленивыми. Наиболее распространенными причинами этого могут быть все или любая из следующих причин: форма рта, расположение языка, внешние мышцы вокруг челюсти или внутренние мышцы гортани, то, как вы дышите, или выбор стиля.
Повышение четкости
Работа над улучшением четкости гласных и согласных и, следовательно, над произношением слогов может существенно повлиять на легкость пения. Отличный совет — обращайте внимание на то, как вы говорите, чтобы оставаться верным своему голосу и улучшать дикцию.
Когда вы говорите, вы редко сжимаете или напрягаете голосовые связки или становитесь чрезмерно невнятным и хриплым. Это потому, что вы используете свой голос наиболее естественным для вас способом, не пытаясь манипулировать мышцами для поиска определенных нот или добавляя вокальный стиль, который выводит ваш голос из равновесия.
Если у вас есть склонность к спешке и бормотанию речи, работая над дикцией для пения, вы обнаружите, что ваша речь также улучшится.
Связанные вопросы
Что такое дикция в музыке?
Дикция в музыке имеет то же значение, что и дикция в пении. Однако не следует путать это с дикцией на письме. В этом контексте это относится к словам и стилю, которые писатель выбирает для представления тона и персонажей.
В чем разница между дикцией и произношением?
Дикция — более широкий термин, чем произношение. Он включает в себя произношение, но также охватывает общее представление слов. Произношение, с другой стороны, является чисто актом ясной артикуляции и произношения.
У вас есть опыт преподавания английской дикции для певцов, и у вас есть советы, которыми вы хотели бы поделиться здесь? Были ли у вас успехи после работы над улучшением дикции? Если это так, мы хотели бы услышать больше.