10 способов для тренировки мозга
12+
Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания «Росконкурс»
Выбрать Мастер-класс
Вам понравилась статья?
Да
137Нет
7
Вы ходите в спортзал, чтобы тренировать свои мышцы. Может, бегаете каждый вечер на улице или отправляетесь в походы, чтобы развивать выносливость. Или вы не делаете ни того ни другого, думая, что каждодневная ходьба по улице, подъёмы по лестнице, достаточны для поддержания мышц в тонусе. Но, нет, надо приложить больше усилий. Также, с самой важной частью тела, мозгом, его необходимо тренировать. Ведь, наверняка вы стали замечать, что воспоминания становятся нечеткими? Команда «думать» выполняется с каждым разом всё хуже и хуже. Часто устаёте от умственной деятельности? Попробуйте трюки, которые написаны ниже, чтобы стимулировать ваш мозг, заострить внимание, быстро принимать важные решения, схватывать налету и находить ответы.
1. Используйте мозг или потеряете его работоспособность
Это золотое правило умственной силы. Мозг функционирует, как мышца поэтому, чем больше вы его используете, тем сильнее она становится. Потере мозговой энергии способствуют: просмотр телевидения; рутинная работа; кулинария (касается только приготовления каждодневных, повторяющихся рецептов), уборка и даже шоппинг. А вот изучение новой информации, чтение книг, смена каждодневной рутины (маршрута до работы, порядка распорядка дня, рецептов домашних блюд), провокационные дискуссии, споры, отправление в авантюрные каникулы и игра на музыкальных инструментах заставляют ваш мозг создавать новые функциональные связи и работать лучше.
2. Кормите свой мозг цельнозерновыми продуктами
Больше, чем любой другой орган, мозг полагается на глюкозу, которая происходит от углеводов.
3. Перестаньте есть десерты вечером
Это поможет сбросить несколько килограмм, что хорошо повлияет на вашу память. Шведские исследователи обнаружили, что люди с диагнозом «проблемы с памятью» имеют тенденцию лишнего веса в среднем на 5-8 килограмм, по сравнению с теми, у кого память нормально функционирует. Другие исследования показывают, что женщины и мужчины с избыточным весом имеют более высокий риск развития болезни Альцгеймера.
4. Читайте книги
Читайте в течение часа каждый день. Но забудьте про романы. Выбирайте пару книг по теме, о которой вы мало знаете. Затем переходите к другим парам книг из следующих тематик. Ваш мозг будет впитывать знания, как иссушенный розовый куст, рассылая цветы в виде нейронов, которые помогают поддерживать здоровую память.
5. Учитесь играть на музыкальных инструментах
Например, чтобы научиться играть, необходимо овладеть нотной грамотой — основой музыкального языка, с последующим применением его, играя на музыкальном инструменте. Таким образом, вы задействуете свой мозг, занимаясь переводом нотных текстов в музыкальные композиции.
6. Путешествуйте
Исследование новых стран, городов, избавит от рутины. Если нет возможности выехать за пределы города, попробуйте начать со смены маршрута до работы. Сочетание новизны, окружающей вас среды и впечатлений от смены обстановки, послужит здоровому пробуждению мозга.
9. Делайте одну вещь за раз
Если вы пытаетесь позвонить по телефону, проверяя электронную почту, есть вероятность, что вы не запомните ни слова, о котором говорили. Растущий объем исследований показывает, что возрастающая тенденция к многозадачности наносит реальный ущерб нашему мозгу.
10. Занимайтесь спортом
Подберите для себя любой вид спорта, который ближе по душе. Это может быть бег, скандинавская ходьба, катание на велосипеде, лыжах, сноуборде, йога, походы, плавание и др. Если вы сейчас придумываете отговорки, что нет времени, здоровье не то, возраст – перестаньте, даже короткое упражнение в течение 20 минут облегчит обработку информации и функции памяти. Но дело не только в том, что упражнения действительно помогают вашему мозгу быстрее создавать новые нейронные соединения. Вы будете чувствовать себя лучше и находиться в приподнятом настроении.
Теперь, когда вы знаете, несколько простых истин, как тренировать свой мозг, настало время опробовать эти способы на практике.
Всего: 6 RSS Ответить
от 1 ноября 2015 года
1. Общие положения
1.1. Настоящий Договор является официальным предложением (публичной офертой) ИП Максименкова Алексея Андреевича (ОГРНИП 315420200006514, ИНН 420206996759), именуемого в дальнейшем «Исполнитель», и, в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса РФ, является публичной офертой Исполнителя, адресованной физическим лицам, о предоставлении возможности участия в Конкурсах на условиях Договора.
1.2. Договор считается заключенным без подписания в каждом конкретном случае, так как акцепт оферты приравнивается к заключению договора на указанных ниже условиях.
1.3. Действующая редакция Договора на постоянной основе размещена на сайте Исполнителя по адресу: «roskonkursy.ru/oferta», и обязательна для ознакомления Участником до момента совершения акцепта.
1.4. Настоящие условия оферты могут быть изменены и/или дополнены Исполнителем в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления. Изменения содержания Договора вступают в законную силу с момента их публикации по адресу постоянного размещения Договора в виде обновленного текста Договора.
1.5. Адресом проведения Конкурсов (далее по тексту — Сайт) является указатель страницы в сети Интернет «http://roskonkursy.ru», а почтовым адресом электронной почты Конкурса (далее по тексту — Адрес) является «roskonkursy@yandex. ru».
2. Термины и определения, применяемые в Договоре.
2.1. В целях настоящей Оферты нижеприведенные термины используются в следующем значении:
- «Исполнитель» — Индивидуальный Предприниматель Максименков Алексей Андреевич, действующий на основании Устава;
- «Оферта» — настоящий Договор-Оферта о предоставлении консультационно-информационных услуг;
- «Акцепт Оферты» — полное и безоговорочное принятие условий Оферты методом выполнения действий, указанных в п. 3 настоящей Оферты.
- «Заказчик» — лицо, осуществившее Акцепт Оферты, и являющееся таким образом Заказчиком услуг Исполнителя по заключенному договору оферты и может принимать участие в мероприятиях настоящего сайта;
- «Конкурс» — мероприятие по выявлению лучших из присылаемых работ, которое проводится ежемесячно, по итогам которого, Участники получают наградные документы;
- «Тестирование» — мероприятие, проводимое в онлайн режиме, направленное на выявление знаний Участников в определенном направлении профессиональной деятельности;
- «Наградной документ» — документ, подтверждающий участие в мероприятии, который содержит информацию о месте, которое занял данный Участник, о номинации, также в документе содержатся данные об участнике, подпись и печать председателя комиссии.
3. Предмет Договора
3.1. Согласно Договору-оферте Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по предоставлению необходимой информации, относящейся к мероприятиям, под которыми понимаются различные Конкурсы и Тестирования, проводимые дистанционно (далее Услуги).
3.2. Исполнитель оказывает Услуги Заказчику только в случае подачи Заказчиком соответствующей заявки на Услуги на сайте «http://roskonkursy.ru» в соответствии с утвержденными правилами, а так же оплаты Услуги, согласно действующим тарифам.
3.3. Акцептом договора-оферты является факт оплаты Заказчиком выбранной Услуги.
3.4. Для заказчика доступны следующие услуги:
3.4.1. Конкурс.
3.4.1.1. Сроки проведения Конкурса определяются Исполнителем и длятся с первого по последнее число каждого месяца, если иное не указано на Сайте «http://roskonkursy.ru».
3.4.1.2. Каждая конкурсная работа рассматривается и оценивается членами жюри. По истечении 10 рабочих дней со дня приема заявок на Конкурс, Наградные документы публикуются на сайте в разделе «http://roskonkursy. ru/rezultatyi.html», где хранятся в течение 2-х лет со дня их публикации.
3.4.2. Тестирование.
3.4.2.1. Тестирование проводится ежедневно и круглосуточно в режиме онлайн.
3.4.2.2. Каждый Участник после совершения оплаты получает письмо на электронную почту с ссылкой на прохождение тестирования.
3.4.2.3. После прохождения тестирования Участник получает электронную версию Наградного документа.
3.4. По желанию Заказчика, возможна отправка Наградного документа заказным письмом Почтой России. Стоимость данной услуги указана на сайте. При этом Исполнитель отправляет заказное письмо на адрес учебного заведения Заказчика. В случае, если Заказчик желает, чтобы письмо пришло на другой адрес об этом необходимо сообщить на почту «[email protected]».
3.4.5. Почтовая корреспонденция отправляется еженедельно по субботам.
3.5. Конкурсные работы не редактируются, не рецензируются Организатором конкурса и комиссией.
3.6. Информирование участников обо всех событиях, связанных с проведением конкурса осуществляется на Сайте «http://roskonkursy.
3.7. Участник обязуется не нарушать авторские права третьих лиц.
3.8. Основания для исключения участника с конкурса:
- нарушение правил участия в Конкурсах, изложенных в Договоре;
- проявление неуважения к Организаторам конкурса и Конкурсной комиссии;
- непредставление конкурсной работы в порядке и сроках, указанных в Договоре и на Сайте;
4. Права и обязанности сторон.
4.1. Исполнитель обязуется:
4.1.1. Зарегистрировать Заказчика при получении от него заявки на оказание Услуг на сайте «http://roskonkursy.ru».
4.1.2. Предоставить Услуги Заказчику по выбранному мероприятию, проводимому дистанционно, при условии оплаты Услуги Заказчиком в полном объеме и выполнении всех правил проведения данного мероприятия.
4.1.3. Оперативно и своевременно информировать Заказчика о перечне предоставляемых Услуг, об условиях и стоимости проведения дистанционных мероприятий, размещая данную информацию на Сайте «http://roskonkursy.ru», а также используя электронную почту.
4.1.4. В целях оказания Услуги производить доставку информации Заказчику по электронной почте или «Почте России» по адресам, указанным Заказчиком при подаче заявки на оказание Услуг.
4.2. Исполнитель имеет право:
4.2.1. Отказать Заказчику в предоставлении Услуги
- в случае неоплаты (неполной оплаты) Услуги в установленные сроки;
- при несвоевременном предоставлении заявки на оказание Услуги;
- при нарушении правил участия в мероприятии.
4.2.2. В одностороннем порядке определять стоимость всех предоставляемых услуг на сайте «http://roskonkursy.ru».
4.2.3. Изменять условия данного Договора в одностороннем порядке.
4.3. Заказчик обязуется:
4. 3.1. Самостоятельно и своевременно знакомиться на сайте «http://roskonkursy.ru» с установленными Услугами, ценами на Услуги, порядком и сроками их предоставления.
4.3.2. Своевременно оплачивать выбранные Услуги Исполнителя в соответствии с установленными на момент оплаты ценами.
4.3.3. В соответствии с правилами подать заявку на Услуги на сайте «http://roskonkursy.ru».
4.3.4. При подаче заявки предоставить конкурсные работы и указывать достоверные и полные данные.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. Получать от Исполнителя оплаченные Услуги в соответствии с условиями настоящего Договора-оферты.
4.4.2. Получать от Исполнителя полную и достоверную информацию, связанную со сроками и условиями проведения дистанционных мероприятий на сайте «http://roskonkursy.ru»
4.5. Заказчик дает согласие:
4.5.1. На обработку персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»
4. 5.2. На периодическую рассылку электронной почты на указанный контактный адрес.
5. Стоимость Услуг.
5.1. Стоимость предоставляемых Услуг определяется Исполнителем в одностороннем порядке в российских рублях и размещается на сайте «http://roskonkursy.ru».
5.2. Исполнитель вправе в одностороннем порядке изменять цены на предоставляемые Услуги.
6. Порядок и сроки проведения расчетов.
6.1. Оплата Услуг Исполнителя Заказчиком производится денежными средствами по безналичному расчету на расчетный счет Исполнителя или иным способом, указанным на сайте «http://roskonkursy.ru».
6.2. Услуги предоставляются Заказчику на условиях 100% предоплаты стоимости выбранной Услуги.
6.3. Реквизиты для оплаты услуг размещены на сайте «http://roskonkursy.ru».
6.4. Оплаченный Участником организационный взнос, в случае прекращения действия Договора, не возвращается.
7. Ответственность Сторон.
7.1. Стороны несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.
7.2. Исполнитель не несет ответственности:
7.2.1. за сбои в работе почты, Интернета, сетей связи, возникшие по независящим от Исполнителя причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Участником уведомлений Исполнителя;
7.2.2. в случае технических сбоев (отключение/повреждение электропитания и сетей связи, сбои программного обеспечения процессингового центра и технические сбои в платежных системах), повлекших за собой невыполнение Исполнителем условий Договора;
7.2.5. за временное отсутствие у Участника доступа к средствам связи, обеспечивающим взаимодействие с Исполнителем в рамках Договора, а также связанные с этим убытки Участника;
7.2.6. за нарушение участником авторских прав третьих лиц;
7.2.7. за неполную или не верную информацию, предоставляемую Заказчиком.
7.3. Стороны освобождаются от имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если такое нарушение вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), включая: действия органов государственной власти, пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные действия, отсутствие электроэнергии, забастовки, гражданские волнения, беспорядки, любые иные обстоятельства, не ограничиваясь перечисленным, которые могут повлиять на выполнение Исполнителем договора Оферты.
7.4. Настоящий договор публичной оферты имеет силу акта об оказании услуг. Приемка производится без подписания соответствующего акта. Услуги считаются оказанными надлежащим образом и в полном объеме, если в течение трех дней с момента оказания услуги Заказчик не предъявил претензию.
8. Порядок информационного взаимодействия Сторон.
8.1. Участник при заключении Договора обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию для связи с Участником и направления ему уведомлений о ходе Конкурса. Участник несет ответственность за обеспечение постоянного соответствия указанных данных действительности.
8.2. По умолчанию надлежащим способом информирования Участника об операции с его заявкой и конкурсной работой является отправка уведомления на адрес электронной почты, указанный Участником.
8.3. Результаты конкурса и наградные документы размещаются на сайте в соответствующем разделе «http://roskonkursy.ru/rezultatyi.html» не позднее чем через 10 рабочих дней со дня окончания приема заявок на конкретный конкурс.
8.4. В случае отказа Участника от всех предложенных Исполнителем способов отправки Участнику уведомлений об операциях с заявкой и конкурсной работой, Участник признается не предоставившим надлежащим образом информацию для связи с Участником в соответствии с п. 8.1., а Исполнитель считается исполнившим свои обязательства по информированию Участника о совершенных операциях с заявкой и конкурсной работой. Участник не вправе в таком случае предъявлять Исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим информированием Участника об операциях.
8.5. Уведомление считается полученным Участником в течение трех часов с момента отправки.
8.6. Исполнитель не несет ответственности за отсутствие у Участника доступа к средствам, с использованием которых Участник может получить уведомление, либо несвоевременное получение уведомления, в том числе за сбои в работе Интернета, сетей связи, возникшие по независящим от Исполнителя причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Участником уведомлений Исполнителя.
8.7. Претензии Заказчика по предоставляемым Услугам принимаются Исполнителем к рассмотрению по электронной почте, в индивидуальном порядке в течение пяти дней с момента возникновения спорной ситуации.
8.8. Заказчик, в случае появления вопросов, может обратиться к Исполнителю используя контактные данные, указанные по ссылке «http://roskonkursy.ru/kontakty».
9. Техническая поддержка Участников Конкурса и Обработка персональных данных.
9.1. Организатор готов проводить техническую поддержку Участников Конкурсов до тех пор, пока будет проводиться Конкурс. Сроком завершения Конкурса считается дата опубликования результатов Конкурса на Сайте.
9.2. Поддержка пользователей осуществляется по электронным каналам связи (электронной почте) и/или путем размещения определенной информации на Сайте.
9.3. Доступность опубликованных результатов Конкурса и списка Участников на Сайте конкурса обеспечивается не менее чем в течение одного месяца с момента завершения Конкурса.
9.4. Заключая Договор и внося персональные данные в форму заявки, Заказчик выражает согласие на предоставление своих персональных данных и их обработку Исполнителем.
10. Заключение, изменение, расторжение договора.
10.1. Моментом заключения данного Договора считается момент зачисления оплаты на расчетный счет Исполнителя за выбранные Заказчиком Услуги, при условии получения от него заявки на Услугу по форме, размещенной на сайте «http://roskonkursy.ru».
10.2. Заказчик вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от Услуг Исполнителя. В случае одностороннего отказа Заказчика от услуг Исполнителя произведенная оплата не возвращается.
10.3. Исполнитель оставляет за собой право изменять или дополнять любые из условий настоящего Договора-оферты в любое время, опубликовывая все изменения на сайте. Если опубликованные изменения для Заказчика неприемлемы, то он в течение семи дней с момента опубликования изменений должен уведомить об этом Исполнителя. Если уведомления не поступило, то считается, что Заказчик продолжает принимать участие в договорных отношениях.
10.4. По всем вопросам, не урегулированным настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Реквизиты.
Исполнитель: ИП Максименков Алексей Андреевич
ИНН: 420206996759
ОРГНИП 315420200006514
Наименование Банка: Сибирский Филиал ОАО КБ «Региональный кредит»
БИК: 045003734
КПП: 540243002
к/с № 30101810300000000734 в РКЦ Советский
р/с 40802810221410000027
Тренировка мозга для эффективной деятельности / Хабр
В статье рассмотрены основные свойства нашего мозга с точки зрения реализации его потенциала для интеллектуальной и творческой деятельности.
В наше время эффективный интеллектуальный или творческий труд является востребованным, как для общества в целом, так и для конкретного человека.
Создание новых продуктов, произведений, открытия и изобретательство, решение сложных задач то, что нас отличает от «братьев наших меньших».
Они хорошие имитаторы, подражатели, прекрасно решают свои биологические задачи для выживания, но не умеют создавать новое, осознанно заниматься творчеством.
Использовать свою способность к творчеству и интеллектуальной деятельности, значит реализовать себя как человека. Этот потенциал мозга имеет каждый из нас, но что его определяет и как нам раскрыться наилучшим образом?
Что важно учитывать
Наш мозг, самый энергозатратный орган состоит из множества локализованных функциональных областей. Только основных около 300. У каждой свое назначение для решения соответствующих задач, с которыми мы встречаемся в своей жизнедеятельности.
Их комбинации, взаимодействия и соотношения обуславливают наши разнообразные формы поведения.
Структуры древней лимбической нервной системы имеют инстинктивно-гормональную природу и формируют наши биологические желания, связанные с едой, вопросами размножения и социальной значимостью. Генерируют и регулируют наши эмоции и постоянно напоминают нам о нашей древней эволюционной наследственности.
Большая кора или неокортекс относится к нашей рассудочной части нервной системы. Эту часть нервной системы называют церебральной.
Она является во многом антагонистом лимбической, хотя и неразрывно с ней связана.
В целом, наши потенциальные способности и дарования, связанные с интеллектуально-творческой деятельностью зависят от размера функциональных областей мозга и в частности неокортекса. Чем больше конкретная структура, тем легче человек выполнит задачу, используя эту функциональную область.
Наш мозг устроен по топографическому принципу. Затылок отвечает за зрение (три поля), височные области за движение, нижневисочные за память, вкус, слух.
Например, зрительная область одного человека, имеющая больший размер и соответственно большее количество нейронов, чем у другого, позволит первому лучше распознавать цвета и оттенки при просмотре живописи или занятиях цветокоррекцией. Аналогичная связь между количеством слуховых клеток и лучшим слухом, центрами отвечающими за речь и умением говорить, большими моторными областями и склонностью к спорту…
Главная особенность нашего мозга в том, что он очень индивидуален и различия между его структурными (морфологическими) особенностями колоссальны.
Индивидуальной изменчивостью мозга, занимались наши выдающиеся советские неврологи — И. Н. Филимонов, Е. П. Кононова, А. С. Чернышев, И. А. Станкевич, С. М. Блинков и В. П. Зворыкин. Они показали, что по полям мозг может отличаться в разы, а подполям в десятки раз и даже носить качественное различие. Иметься у одного и отсутствовать у другого.
Из этого вытекает очевидный вывод: различия по способностям у разных людей, даже биологически родственных могут быть непреодолимы. Именно поэтому каждый из нас имеет разный характер, восприятие, понимание и в целом способности к решению одних и тех же задач. Один человек прекрасно ориентируется в точных науках, но плохо понимает музыку, другой, с точностью наоборот, третий успешен в обеих областях, а четвертый заточен на спорт или размножение. Поэтому важно знать, на что способен конкретно твой мозг, для каких задач более приспособлен.
Уникальная комбинация и размер структур мозга позволяет человеку гениально проявлять способности в каком-то виде деятельности. Другой никогда его умения не повторит, потому что у него нет соответствующей комбинации структур. Мозг — это структурно детерминированное устройство.
Процесс мышления. Немного о строении и механизмах
С точки зрения биологии, интеллектуальная деятельность является функцией процессов морфогенеза. Мозг постоянно структурно перестраивается, образовывает новые связи между нейронами и одновременно разрушает их. Эти связи между отростками называются синапсами, их образование формирует нашу память и собственно поиск и нахождение решений. Процесс весьма энергозатратен и происходит случайным образом, то есть он не программируется.
К центрам, которые отвечают за творческую и интеллектуальную деятельность принято относить ассоциативные области в лобных долях и отчасти в теменно-височно-затылочной зоне.
Поля в этих ассоциативных областях лобных долей определяют наше поведение и индивидуальные особенности характера (см. рисунок).
Эти функции изначально были определены в результате многочисленных статистических данных травматологии.
В целом же эти области иногда называют спящими или молчащими, так как они подключаются, когда человек попадает в критическую или сложную ситуацию. Именно эти области и отвечают за творческое мышление. Они небольшие и занимают около 10% нижней части лобных долей.
Другие ассоциативные области на границе заднего края теменной, височной и кусочка затылочной области служат для повседневного мышления. К условно творческим зонам их можно отнести в меньшей степени, так как они помогают нам решать повседневные бытовые задачи.
Ассоциативные области в лобных долях являются своего рода надстройкой над многочисленными центрами, выполняющими конкретные функции: двигательную, сенсомоторную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и т.п.
Когда возникает потребность интегрировать все знания, полученные от этих функциональных областей, понять как связаны между собой многочисленные события, тогда и включаются эти ассоциативные области. С их помощью мы видим ранее не замеченные закономерности и связи между событиями. Находится решение сложной задачи. Так происходит озарение.
Главная проблема для любого из нас в том, что в жизни подобные сложные ситуации, требующие включения этих ассоциативных областей возникают редко. А если возникают, то мозг надо еще заставить работать на полную, для решения таких задач и задействовать эти области. Как правило, далеко не все из нас пользуются такой возможностью. И причина – высокие энергетические затраты мозга при интеллектуальной деятельности.
Метаболизм мозга
Кровоснабжение мозга у нас неравномерно и всякий раз увеличивается до 2,5 раз в тех функциональных областях, которые используются для решения конкретных задач. В обычном состоянии через капилляры плазма крови проходит, а эритроциты нет, поэтому кислородом клетки не снабжаются.
В нормальном состоянии работает 1 из пяти капилляров, это 20% от полноценного кровоснабжения.
То есть работа мозга дифференциальная. При решении конкретной задачи задействуются только те функциональные области, которые вовлекаются в этот процесс. Именно они и кровоснабжаются лучше.
Нетрудно понять, что если человек занимается только спортом, то в хорошем состоянии у него будут содержаться в основном моторные области, отвечающие за двигательную активность и лучше снабжаться кровью. А области, которые отвечают за интеллектуальную деятельность деградировать будут быстрее.
Связь между интеллектуальной деятельностью и состоянием сосудистой системой мозга показана на картинке:
Слева – сосудистая система извозчика, справа – профессора математики П.А. НекрасоваУвеличенное кровоснабжение полезно и необходимо не только для питания нейронов, но и для профилактики состояния сосудов и капилляров, снижает вероятность появления склероза — сосуды лучше снабжаются, обеспечивают необходимыми метаболитами нейроны и как следствие возрастает синаптогенез — образование дополнительных связей.
Образование и прирост дополнительных связей после 30-ти лет происходит трудно и требует хорошего питания мозга. Следовательно, необходимы интеллектуальные усилия, которые и обеспечат это питание в нужных областях.
Образование новых связей в результате интеллектуальных усилий, практически единственный способ компенсировать гибель нейронов с возрастом. А их гибель возрастает после 50 лет.
Условное изображение синапсов — связей между нейронами. В действительности плотность клеток на порядки выше, как и связей между нейронами.С другой стороны, процесс мышления — очень затратный и потребляет до 25% всей энергии организма. При этом в теле нейрона накапливаются продукты метаболитов, часть которых не выводится, например, липофусцин. Поэтому, с одной стороны кровеносную систему надо поддерживать, загружая мозг, с другой — нужен оптимум, чтобы нейроны успевали отдыхать, функционировали долго и продуктивно.
«Неутешительные» выводы и ободряющие рекомендации
Подведем некоторые итоги сказанного.
1. Мозг изначально не предназначен для решения сложных интеллектуальных, не связанных с биологическими задач. Наши потенциальные возможности к такому умению требуют больших энергетических усилий. Мы буквально должны себя заставлять думать, вместо того, чтобы заняться более приятным делом: развлечением, едой, сном…
2. За наши конкретные способности к различным видам деятельности отвечает индивидуальная морфология (то есть строение) мозга. Конкретно — уникальная комбинация и размер функциональных областей мозга. Их особенность индивидуальна и после формирования коры к 18 годам не может увеличиться никакими тренировками. Сосуды в процессе жизни деградируют, а нейроны гибнут. Поэтому, каждый может и должен довольствоваться собственными ресурсами, которые надо поддерживать в тонусе и использовать оптимальным образом.
3. Реализовать свой потенциал и способности в рамках индивидуальных структурных особенностей мозга и его метаболизма — главная наша задача. Для этого необходимо методом проб и ошибок найти ту область деятельности, к которой наш мозг заточен наиболее оптимально. Занимаясь «своим делом» мы будем получать удовольствие от эффективной работы и конечного результата.
4. Тренировать мозг можно прежде всего метаболически. То есть содержать в тонусе капилляры, которые его питают. Это опосредованная тренировка сосудистой системы. Тренинг по увеличению кровотока в области, которые мы задействуем при решении сложных задач. Это приводит не только к профилактике склероза, но и является необходимым условием прироста новых связей.
Человек должен быть приучен к интеллектуальным нагрузкам. Они должны быть связаны со сложными задачами. В таком процессе задействуется практически вся сердечно-сосудистая система, которая должна этим нагрузкам соответствовать и выдерживать. Человек с плохой сосудистой системой, питающей мозг, будет страдать от истощения решая непривычные для себя интеллектуальные задачи.
К хорошим приемам держать мозг в тонусе, готовым к творческим задачам относятся занятие каллиграфией или фотосъемкой. Можно придумать и множество других способов, общее между которыми — вовлечение как можно большее количество функциональных областей при таких занятиях.
5. Для эффективной интеллектуальной работы надо не только иметь привычку к интеллектуальной или творческой деятельности, но и уметь отдыхать.
Мозг после отдыха начинает работать лучше, так как у нейронов накапливается энергия, которой хватает ему на 6 минут.
Она постоянно потребляется в процессе сенсорных восприятий, любых ощущений, раздумий, стрессов и т.п. Достаточно на 15 минут отключиться и переключиться, например на запахи и вкус, происходит отдых.
При прочих равных больше 4 часов человек заниматься напряженной интеллектуальной деятельностью не может. Есть ограничение по энергетическим затратам и накоплению продуктов метаболизма в нейронах.
Эффективным отдыхом является разнообразная деятельность, умение переключаться, то есть использовать другие функциональные области головного мозга.
Заставить мозг думать, как правило, невозможно, если нет биологического стимула.
Например, желание стать лучшим, прославиться, доказать себе или другим состоятельность, заработать деньги или получить приз, вполне эффективные стимулы.
Что может быть приятней получать удовольствие от интеллектуального труда и результата, который принесет пользу другим?
Как тренировать мозг за 10 шагов » Мир мозга
Человеческий мозг — один из самых сложных и загадочных органов в организме. Этот удивительный орган с более чем 100 миллиардами нейронов постоянно работает над получением и обработкой информации, хранением воспоминаний и контролем наших действий. Хотя мы часто воспринимаем наш мозг как должное, важно понять, как мы можем научить его работать более эффективно — как с точки зрения воспоминаний, так и с точки зрения общей когнитивной функции.
Сможете ли вы научить старую собаку новым трюкам?
Существует распространенное заблуждение, что тренировать мозг можно только в молодости. Но это просто неправда — тренировать мозг можно в любом возрасте! Молоды вы или стары, есть ряд вещей, которые вы можете сделать, чтобы сохранить свой мозг здоровым и активным. Это может включать в себя питье большого количества воды, регулярные физические упражнения, достаточное количество сна, выделение времени для отдыха, стимулирование вашего ума с помощью головоломок и игр, изучение чего-то нового, сохранение социальной активности, отказ от курения, ограничение употребления алкоголя, снижение уровня стресса и многое другое. . Следуя этим простым шагам и внедряя их в свою повседневную жизнь, вы можете начать тренировать свой мозг уже сегодня — независимо от вашего возраста!
Вот десять простых шагов, которым вы можете следовать, чтобы начать тренировать свой мозг уже сегодня:
1. Начните со здорового питания.
Когда речь идет о здоровье мозга, питание играет ключевую роль. Соблюдая здоровую диету, богатую фруктами и овощами, а также цельнозерновыми продуктами, нежирными белками, орехами и семенами, вы можете помочь поддерживать работу своего мозга. Кроме того, не забывайте пить много воды в течение дня.
2. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.
Помимо здорового питания, для здоровья мозга важны регулярные физические упражнения. Упражнения помогают улучшить кровоток и могут уменьшить воспаление, что полезно для когнитивной функции. Также было показано, что упражнения улучшают память и защищают от возрастного ухудшения.
3. Высыпайтесь.
Хотя вы, возможно, не чувствуете, что вам нужно столько сна, как в детстве, все же важно получать достаточно отдыха. Большинству взрослых требуется от 7 до 8 часов сна в сутки, чтобы функционировать наилучшим образом. Если вам трудно заснуть, вы можете попробовать несколько способов, например, отключиться от электроники за час до сна и установить регулярный график сна.
4. Расслабьтесь.
В современном быстро меняющемся мире важно находить время для отдыха. Это может помочь снизить уровень стресса, который может оказать негативное влияние на когнитивные функции. Есть много разных способов расслабиться, например, чтение, прослушивание музыки, времяпрепровождение на природе, занятия йогой или медитацией.
5. Развивайте свой ум головоломками и играми.
Один из забавных способов сохранить остроту ума — часто стимулировать его головоломками и играми. Это может быть что угодно, от судоку до кроссвордов и головоломок. Эти занятия не только доставляют удовольствие, но и помогают улучшить навыки решения проблем и память.
6. Узнайте что-то новое.
Еще один отличный способ сохранить остроту ума — изучать что-то новое. Это может быть что угодно, от уроков кулинарии до изучения нового языка. Это не только поможет вашему мозгу оставаться активным с координацией полушарий мозга, но также может быть приятным и полезным.
7. Оставайтесь социально активными.
Исследования показали, что социальное взаимодействие важно для здоровья мозга. Сохранение социальной активности может помочь уменьшить стресс, предотвратить депрессию и даже улучшить память. Есть много способов оставаться социально активными, например, вступить в клуб или организацию, посетить общественные мероприятия или просто провести время с друзьями и семьей.
8. Бросить курить.
Если вы курите сигареты, пора бросить. Курение не только вредно для вашего здоровья в целом, но также может оказать негативное влияние на когнитивные функции. Бросить курить может быть сложно, но есть много ресурсов, которые могут вам помочь, например, консультации, группы поддержки и лекарства.
9. Ограничьте потребление алкоголя.
Хотя употребление алкоголя время от времени считается безопасным, чрезмерное употребление алкоголя может нанести вред вашему здоровью, в том числе здоровью мозга. Если вы пьете алкоголь, обязательно делайте это в умеренных количествах и всегда пейте ответственно.
10. Примите меры по снижению стресса.
Хронический стресс может сказаться на вашем психическом и физическом здоровье, а также повлиять на когнитивные функции. Если вы чувствуете особенное напряжение, найдите способы справиться со стрессом, например, применяя методы релаксации, выполняя много упражнений или разговаривая с консультантом или терапевтом. В целом, есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы сохранить свой ум здоровым и активным на долгие годы. Следуя этим простым шагам, вы можете начать тренировать свой мозг уже сегодня!
Кому нужно тренировать мозг?
Хотя большинство людей считают, что тренировать свой мозг нужно только тем, у кого уже есть когнитивные проблемы или болезни, правда в том, что каждый может извлечь пользу из тренировки своего мозга. Если вы хотите улучшить свою память и навыки решения проблем, уменьшить стресс и тревогу или просто сохранить ясность ума и концентрацию, тренировка мозга может помочь.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это тип психотерапии, направленный на изменение негативных моделей мышления и поведения с целью улучшения общего психического здоровья. Было показано, что КПТ эффективна для лечения различных состояний психического здоровья, таких как тревога, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
КПТ работает, помогая людям выявлять и изменять негативные модели мышления и поведения, которые способствуют их дистрессу. Например, у человека с ОКР могут быть навязчивые мысли о микробах и заражении. С помощью когнитивно-поведенческой терапии они узнают, как бороться с этими мыслями и, в конечном итоге, уменьшать тревогу вокруг них.
Вкратце
Существует множество различных способов тренировки мозга для улучшения памяти, когнитивных функций и общего самочувствия. Некоторые из наиболее важных шагов включают в себя здоровое питание, регулярные физические упражнения, достаточное количество сна каждую ночь, регулярное расслабление с помощью таких занятий, как чтение или йога, а также стимулирование вашего ума!
Хотите потренировать свой мозг? Прочтите эту статью! · Frontiers for Young Minds
Abstract
Представьте, что вы можете стать умнее, просто играя в игры. Разве это не было бы здорово? Вы проводите несколько часов за компьютером каждую неделю, и вы сможете лучше концентрироваться, быстрее учиться и больше запоминать. Твои оценки резко повысятся, ты без проблем закончишь школу, и жизнь станет идеальной. Не так ли? Если поискать в Интернете, нетрудно найти игры и приложения, которые утверждают, что они улучшают работу вашего мозга, позволяя вам использовать весь его потенциал. В этой статье мы обсудим научную основу этих так называемых игр для тренировки мозга. Мы утверждаем, что в теории должна быть возможность сделать себя умнее. Однако доказательства того, что тренировка мозга поможет вам в этом, в лучшем случае неоднозначны. Мы порассуждаем о программах тренировки мозга следующего поколения и обсудим альтернативы для улучшения ваших мыслительных способностей. Почему бы просто не прочитать книгу?
Многие дети мечтают стать умнее или изобретательнее. Если вы поищите в Интернете, вы найдете игры и программы, которые, как утверждается, помогут вам именно в этом: повысить ваш умственный потенциал. Но действительно ли можно заставить свой мозг работать лучше? И стоят ли эти так называемые игры для тренировки мозга вашего драгоценного времени? Прочитав эту статью, вы сможете решить для себя!
Ваш гибкий мозг
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему одни дети преуспевают в спорте, а другие лучше играют на гитаре или выполняют математические вычисления? Можно ли винить свои гены в том, что они не могут сконцентрироваться, или нужно просто стараться больше? В течение многих лет ученые пытались выяснить, какие части наших талантов и способностей определяются нашими генами, а какие — влиянием окружающей среды. Оказывается, на этот вопрос нет простого ответа, ведь гены и среда всегда работают вместе [1]. Хотя ваши гены могут влиять на верхние пределы вашей работоспособности и способности к обучению, ваше окружение определяет, как на самом деле развиваются ваши способности. Таким образом, в том, как развивается ваш мозг, заложена некоторая встроенная гибкость. Это поможет вам приспособиться к среде, в которой вы растете. Чтобы объяснить эту идею, мы хотели бы представить (вымышленных) Джона и Рона (рис. 1). Джон и Рон — однояйцевые близнецы, а это значит, что у них 100% общих генов. Давайте представим, что Джон и Рон по какой-то причине разлучены сразу после рождения и воспитываются в разных семьях. Джон растет в очень спортивной семье, тогда как Рон растет в семье, которая любит читать и писать. Оказывается, хотя у Джона и Рона одинаковые гены «бегуна» и «писателя», разное семейное окружение влияет на то, как развиваются их способности. В то время как Джон вырастает заядлым бегуном, Рон становится писателем, когда становится старше.
- Рисунок 1. На развитие влияют гены и окружающая среда.
- (A) Представьте двух мальчиков, Джона и Рона. Они идентичные близнецы, а это значит, что у них одинаковые гены. Почему-то Джон и Рон растут в разных семьях. Все члены семьи Джона заядлые футболисты и любят бегать по выходным. Члены семьи Рона любят оставаться дома, чтобы читать и писать истории. Когда Джону и Рону двенадцать, они встречаются. (B,C) Несмотря на то, что они поражены некоторыми их сходствами, они также замечают, что у них есть некоторые существенные различия. Джон увлекается спортом, играет в футбол и является лучшим бегуном в своем классе. Рон любит читать и писать и очень гордится хорошими оценками в школе. Таким образом, хотя у Джона и Рона одни и те же гены, их окружение определило степень проявления их талантов.
А как насчет того, чтобы быть умным или талантливым в школе? Исследования показали, что успехи в учебе во многом связаны с тем, что называется исполнительных функций [2]. Исполнительные функции — это набор способностей, которые помогают вам выполнять сложные задачи, такие как планирование школьных занятий, выполнение заданий и контроль над своими эмоциями и разочарованиями. Одна из важнейших исполнительных функций называется рабочей памятью . Рабочая память позволяет удерживать информацию в уме и выполнять мыслительные операции, например, складывать в уме большие числа (рис. 2А). Другой важной исполнительной функцией является торможение 9.0089 , который поможет вам противостоять отвлекающим факторам и искушениям, например, искушению съесть всю банку с печеньем (рис. 2Б). Третья исполнительная функция — это когнитивная гибкость , которая помогает вам быстро переключать внимание между различными задачами, например переключаться между домашним заданием и лентой на YouTube (рис. 2C). Чтобы измерить исполнительные функции, исследователи разработали ряд игр, в которые можно играть на компьютере (рис. 2D–F). Оказывается, дети, которые лучше справляются с этими играми, лучше учатся и в школе. Кроме того, более слабые исполнительные функции были связаны с нежелательными состояниями, такими как проблемы с психическим здоровьем, ожирение и социальные проблемы [2]. Вы можете подумать, что исполнительные функции встроены в ваш мозг, но это не совсем так. Как и на любую другую способность, на исполнительные функции влияют ваши гены и окружающая среда. Это хорошая новость, потому что это означает, что у вас есть хоть какой-то контроль над развитием этих функций. Детство может быть даже лучшим временем для развития умственных способностей. Точно так же, как формировать развивающееся дерево легче, чем взрослое дерево (рис. 3), тренировать развивающийся мозг может быть легче, чем взрослый [1, 3]. Наконец, важно отметить, что, хотя детский мозг более гибок, чем мозг зрелого человека, дети могут быть не столь эффективными и стратегическими при обработке новой информации. Это может немного ухудшить тренировочный эффект.
- Рис. 2. Исполнительные функции и связанные с ними игры для тренировки мозга.
- (A–C) Повседневная деятельность, требующая исполнительных функций: рабочая память, когда вы складываете в уме большие числа; заторможенность, когда пытаешься не съесть слишком много печенья; и когнитивная гибкость, когда вы переключаете внимание между домашним заданием и лентой на YouTube. Игры часто используются для проверки и тренировки этих исполнительных функций. (D) В этой игре на развитие памяти вам нужно запомнить несколько букв и расположить их в алфавитном порядке. (E) В этой игре на торможение вы должны указывать направление, в котором плывет средняя рыба, и игнорировать рыбу, плывущую в противоположном направлении. (F) В этой когнитивной игре на гибкость вы переключаетесь между заданием, в котором вам нужно указать форму большой фигуры (прямоугольник), и другим заданием, в котором вам нужно указать форму маленьких фигур (квадратов). ).
- Рис. 3. Обрезка растущего дерева проще, чем обрезка взрослого дерева.
- Исследователи утверждают, что дети обладают большей способностью к обучению и адаптации к условиям окружающей среды, чем взрослые, потому что детский мозг все еще находится в стадии развития. Другими словами, точно так же, как подрезать развивающееся дерево легче, чем взрослое дерево, тренировать развивающийся мозг может быть легче, чем взрослый.
Тренировка мозга
Интернет полон советов и рекомендаций по оптимизации работы мозга, и на эту тему написано множество книг по самопомощи. Совет включает в себя достаточное количество сна, здоровое питание и физические упражнения. Но есть еще нечто, называемое тренировкой мозга. По словам компаний, которые предлагают такое обучение, вы можете «тренировать свой мозг за несколько минут в день», и пользователи сообщают о впечатляющих изменениях, начиная от улучшения их концентрации до улучшения игры в боулинг [4]. Тренировка мозга обычно относится к отработке исполнительных функций мозга. Выполняя сложные умственные задачи, ваш мозг работает очень усердно, отсюда и название «тренировка мозга». Более того, исследования показали, что мозг меняется при тренировках [3], однако это менее впечатляет, чем может показаться. Все, что вы делаете, вызывает небольшие изменения в вашем мозгу, будь то прогулка с собакой, встреча с друзьями или чтение этой статьи. Таким образом, тренировка мозга — это немного неправильное название. Более точным названием было бы тренировка исполнительных функций.
Но работает ли тренировка мозга? Поскольку исполнительные функции тесно связаны с интеллектом, успеваемостью в школе и множеством других результатов в реальной жизни, исследователи предположили, что игры, тренирующие исполнительные функции мозга, также могут привести к улучшению во всех этих областях. Другими словами, поскольку повседневная деятельность, показанная на рисунках 2A–C, требует тех же способностей мозга, что и игры, изображенные на рисунках 2D–F, вы можете улучшить свои повседневные действия после тренировки с играми. Это то, что исследователи называют перевод . За последние 20 или около того лет были проведены многочисленные научные исследования, чтобы проверить, действительно ли происходит перенос [4]. Результаты показывают, что программы тренировки мозга часто повышают производительность при выполнении обучаемых задач. Другими словами, участники, практикующие переупорядочивание букв в рабочей памяти, лучше справляются с переупорядочиванием букв в рабочей памяти. Есть также убедительные доказательства того, что участники лучше справляются с тесно связанными задачами, например, с переупорядочением цифр в рабочей памяти. Однако, основываясь на современных данных, мы пока не можем сделать вывод, что тренировка мозга улучшает более четкие задачи, такие как выполнение заданий по математике или чтению [4]. Таким образом, хотя вы можете значительно улучшить свои результаты в играх, которые используете для обучения, это не обязательно означает, что вы заметите какое-либо улучшение в своей повседневной жизни. Часто бывает так, что приобретенные вами навыки применимы только к конкретным играм, в которые вы играли. Чтобы иметь более далеко идущие последствия, следующее поколение программ тренировки мозга может включать в себя большее разнообразие действий, интегрированных в реальные жизненные ситуации. Например, занятия по тренировке исполнительных функций могут быть включены в сложные видеоигры или школьные предметы.
Ваш мозг на книгах
Мы знаем, что то, что вы делаете каждый день, помогает формировать ваш мозг, и мы также знаем, что ваш мозг можно тренировать. Однако исследователи все еще пытаются найти лучшие способы тренировки мозга. Готовы ли вы тратить свое драгоценное время на программу тренировки мозга, которая может не иметь существенного эффекта? Или вы предпочитаете проводить время, занимаясь чем-то интересным, например, занимаясь спортом или читая книги? Интересно, что исследования показали, что физическая активность полезна не только для тела, но и для мозга. Эффект от регулярной физической активности может быть даже более важным для успеваемости в школе, чем эффект от программы тренировки мозга. Точно так же чтение книг оказывает более общее влияние на ваши мыслительные способности. Исследования показывают, что регулярное чтение помогает вам стать умнее, расширяя словарный запас и расширяя базовые знания [5]. Круто то, что с каждым новым воспоминанием, которое вы создаете, в вашем мозгу выстраиваются новые связи, а существующие связи укрепляются. Чем больше у вас знаний, тем легче становится учиться еще больше [5]!
Более того, чтение книг может даже тренировать ваши мыслительные способности. Вы когда-нибудь замечали, как весь остальной мир исчезает, когда вы поглощены историей? Это возможно, потому что ваш мозг усердно работает. Когда вы читаете книгу, вам нужно следить за разными персонажами, их прошлым, целями и подробностями об их личностях и поведении. Более того, вам часто приходится читать между строк, чтобы понять, о чем книга. Чтобы сделать это, вы используете как свои базовые знания, так и свои исполнительные функции. Без фоновых знаний вы не поймете используемых слов, а без исполнительных функций вы никогда не сможете создать в уме полную историю. Исследования показали, что дети лучше овладевают этими навыками, чем больше читают. Наконец, помимо улучшения вашей памяти и способностей к пониманию, чтение может помочь вам принять точку зрения и сочувствовать различным персонажам, что также является важным навыком в реальной жизни [6].
Заключение
Несмотря на то, что ваш развивающийся мозг очень гибок, и вполне возможно сделать себя умнее, доказательства того, что тренировка мозга поможет вам в этом, в лучшем случае неоднозначны. Будущие программы тренировки мозга, вероятно, будут включать несколько видов деятельности, интегрированных в реальные жизненные ситуации. Но не ждите новых программ! Если вы хотите сделать что-то сегодня, чтобы оптимизировать работу своего мозга, оставайтесь активными, ешьте здоровую пищу, высыпайтесь и продолжайте узнавать новое, много читая. Поздравляем, вы делаете это прямо сейчас!
Глоссарий
Исполнительные функции : ↑ Способности мозга, которые помогают вам контролировать свои мысли и поведение. Некоторые исследователи также называют исполнительные функции когнитивным контролем.
Рабочая память : ↑ Способность удерживать информацию в уме в течение короткого времени, чтобы вы могли работать с ней.
Подавление : ↑ Способность противостоять отвлекающим факторам и искушениям.
Когнитивная гибкость : ↑ Возможность переключаться между разными задачами.
Передача : ↑ Использование навыков, полученных в одной ситуации, для повышения эффективности в другой ситуации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Благодарности
Эта работа была поддержана Фондом Джейкобса (DJ). Мы хотели бы поблагодарить тех, кто помогал переводить статьи из этого сборника, чтобы сделать их более доступными для детей за пределами англоязычных стран, а также фонд Джейкобса за предоставление средств, необходимых для перевода статей. Для этой статьи перевод на голландский язык был предоставлен самими авторами.
Ссылки
[1] ↑ Стайлз, Дж. 2008. Основы развития мозга: объединение природы и воспитания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
[2] ↑ Даймонд, А. 2013. Исполнительные функции. год. Преподобный Психол . 64:135–68. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143750
[3] ↑ Джоллес, Д., и Кроун, Э. А. 2012. Тренировка развивающегося мозга: нейрокогнитивная перспектива. Фронт. Гум. Нейроски . (2012) 6:76. doi: 10.3389/fnhum.2012.00076
[4] ↑ Simons, D.J., Boot, W.R., Charness, N., Gathercole, S.E., Chabris, C.F., Hambrick, D.Z., et al. 2016. Работают ли программы «тренировки мозга»? Психология. науч. Общественные интересы 17:103–86. дои: 10.1177/1529100616661983
[5] ↑ Кейн, К., и Окхилл, Дж. 2011. Эффекты Матфея у юных читателей: понимание прочитанного и опыт чтения помогают развитию словарного запаса.