6 советов, как научиться играть в шахматы с помощью технологий
6 октября 2022 Технологии Колонка
Игра, которую считают консервативной, на самом деле является одним из самых технологичных видов спорта.
Сайты, аналитические программы и мобильные приложения для игры в шахматы сейчас доступны любому. С их помощью и новички, и профессионалы могут приобрести полезные навыки и повысить свой уровень игры.
Передовые шахматные технологии работают на базе искусственного интеллекта. ИИ используется для оценки позиций и распознавания ходов игры, а ещё он способен вычислять нечестных спортсменов.
Шахматные движки вроде Stockfish позволяют анализировать партии и выдавать лучший из возможных ходов для каждой позиции. Боты способны подстраиваться под стиль игры человека. А интеллектуальные платформы для распознавания партий и электронные доски переводят ходы на реальной доске в цифровой формат.
Как начать всем этим пользоваться, чтобы совершенствоваться в шахматах, рассказываем ниже.
1. Начните с теории
Прежде всего новичкам нужно запомнить начальную расстановку фигур, разобраться, как они ходят, бьют и какой вес имеют. Для тренировок с нуля можно воспользоваться мобильными приложениями Magnus Trainer, ChessKids, Chess King.
А ещё лучше использовать для обучения реальную доску и разыгрывать комбинации на ней. Записывать ходы с реальной доски можно с помощью специальных приложений — об этом мы расскажем чуть ниже.
2. Правильно выбирайте соперника
Лучше, если он будет немного сильнее вас. Со слишком серьёзным соперником борьбы не получится. Вы будете постоянно проигрывать, мотивация снизится, а смысл его ходов иногда будет непонятен. В итоге можно легко потерять стимул развиваться дальше.
Со слабым соперником играть тоже плохо: победа будет даваться слишком легко, появится привычка выигрывать благодаря его невнимательности и грубым ошибкам.
Идеальный соперник должен быть сильнее примерно на 50–150 пунктов по интернет‑рейтингу. В этом случае примерно понимаешь, что происходит, и есть стимул побеждать.
Георгий Кастаньеда
Старший тренер РШШ
Найти противника по силам можно, например, на онлайн‑сервисах chess.com, lichess.org, Internet Chess Club или Chess24. Перед началом партии в cети вам предложат указать свой уровень. Система автоматически подберёт соперника под ваш рейтинг или ваши настройки.
3. Анализируйте партии
Анализ — это важный шаг на пути к успеху. Когда из партии сделаны выводы, шансы допустить те же ошибки уменьшаются.
Главный помощник в этом вопросе — шахматный движок. Он проводит анализ онлайн. Один из самых популярных вариантов — Stockfish. Он оценивает каждую позицию и показывает, насколько выгодным был ход. Сыграть с разбором партии от Stockfish можно, например, на chess.com.
Для автоматизации процесса анализа партий можно использовать мобильное приложение DecodeChess, где правильный ход не только показывается, но и объясняется голосом. Также подойдет Aimchess, в котором ИИ разбирает последние партии игрока и указывает на слабые и сильные места.
4. Сохраняйте записи партий при игре на настоящей доске
Тренироваться онлайн можно и нужно, но не стоит злоупотреблять этим и забывать, как выглядит реальная доска. Играя на ней, вы сможете лучше сконцентрироваться на процессе. А чтобы не потерять свои партии, можно использовать доски DGT.
Есть и альтернативное решение для замены этих дорогостоящих устройств — мобильное приложение idChess, которое распознаёт партии, сохраняет их в смартфоне, а также позволяет проводить трансляции игр в реальном времени.
Для дальнейшего анализа сыгранных на настоящей доске партий можно использовать всё тот же шахматный движок Stockfish. Он встроен в мобильное приложение и показывает наиболее сильные ходы.
5. Участвуйте в турнирах
После того, как вы успешно освоили теорию, запомнили все правила и больше не путаетесь в движении фигур, можно начинать играть на турнирах. С их помощью вы оцените текущий уровень игры, обнаружите слабые места и поймёте, над чем стоит поработать. Кроме того, участие в соревнованиях позволяет сохранить мотивацию для дальнейшего развития.
Онлайн‑сервисы отслеживают читерские схемы и могут исключить игрока.
Например, одним из факторов могут быть частые совпадения ходов по первой линии компьютерного движка, несоизмеримые с силой игрока.
Расписание офлайн‑событий можно отслеживать на chess‑results.com и сайтах организаторов турниров. Онлайн‑соревнования проходят на различных шахматных интернет‑сервисах. Например, на FIDE Online Arena, lichess.org, chess.com.
Чтобы учиться на собственных партиях в ускоренном режиме, начинайте с турниров для любителей, но обязательно записывайте все ходы. Проанализировали — и снова на соревнование.
Александр Захаров
Директор шахматной школы «Этюд»
6. Решайте задачи
Для совершенствования тактических навыков начинающим шахматистам важно решать много задач. Они позволяют закрепить полученные знания и служат хорошим инструментом самопроверки. Сначала отработайте простые приёмы: взятие на проходе, мат одинокому королю, «вилку». И только потом переходите к более сложным задачам.
Подобные тренировки позволяют развивать насмотренность. Встретив на доске комбинацию из знакомой задачи, вы быстрее сообразите, как сделать верный ход.
Популярные шахматные сервисы имеют базы интерактивных задач, которые можно решать в различных режимах: с контролем времени или без него, соревнуясь с соперниками на скорость. Искусственный интеллект помогает и здесь: он автоматически составляет и категоризирует задачи на основе позиций из партий, сыгранных другими игроками на этих сайтах.
Читайте также 🧐
- Что умеет искусственный интеллект сегодня на самом деле
- 10 фильмов про шахматы, после которых вы полюбите эту игру
- 7 жизненных уроков, которые могут дать шахматы
Как научиться играть в шахматы? | Физкультура и спорт
Слово «шахматы» — самобытное название, данное игре нашими предками для ясного обозначения цели игры (шах и мат). На основании археологических раскопок ученые сделали вывод, что шахматы были распространены на Руси уже в XI—XII вв.еках, а появились много раньше. Русская шахматная терминология прежде всего указывает на самостоятельный восточноевропейский путь проникновения шахмат в нашу страну.
Для игры в шахматы необходима доска, которая расчерчена на черно-белые квадраты 8×8, а также специальный набор фигур — 16 черных и 16 белых. У каждого игрока в начале партии есть 8 пешек, два коня, два слона, две ладьи, по одному королю и королеве (ферзю). Главная цель партии — поставить королю противника мат или же добиться того, чтобы он сам сдался.
С развитием глобальной сети Интернет, а также появлением практически в каждом доме персонального компьютера авторы компьютерных игрушек не оставили без внимания и эту старинную игру. Первые версии шахмат были сделаны на слабом уровне, более-менее опытный игрок обыгрывал своего электронного «противника» всего в несколько ходов. Однако развитие компьютерных шахмат продолжалось, и уже в 1996 году чемпион мира по шахматам проиграл искусственному интеллекту. На сегодняшний день по всему миру организованы турниры. Благодаря Интернету в одной партии не выходя из дома могут принять участие люди из разных стран, или даже континентов.
Огромное значение в игре в шахматы имеет обладание тактикой и умение выстраивать стратегию, комбинационный расчет и планомерное мышление, умение сдерживать эмоции и внимательно следить за игрой. Шахматы являются не только популярной настольной игрой, их классифицируют также как один из видов спорта.
Как научиться играть в шахматы?
Для начала стоит приобрести набор для игры — это шахматная доска и комплект шахматных фигур. В шахматах практически все фигуры ходят по-разному. Поэтому сперва необходимо выучить названия фигур и возможные ходы каждой из них. Также освойте правильную начальную расстановку фигур на шахматной доске и правила игры, без которых не получится научиться играть в шахматы.
Перед расстановкой фигур поставьте доску так, чтобы в нижнем правом углу был белый квадрат. Всего 16 фигур одного цвета: король и ферзь, по 2 коня, ладьи и слона, а также 8 пешек.
Заполняем фигурами первый рад. По краям размещаются ладьи (эти фигуры сделаны в виде уменьшенных копий башен). Следующая клетка от края предназначена для коней. Далее ставим слона или, как его еще называют, офицера (вытянутая конусообразная фигура, которая заканчивается маленьким шариком).
Две центральных клетки предназначены для короля и королевы (ферзя). Король всегда ставится на клетку противоположного цвета — на белой клетке должен размещаться черный король, на черной — белый, ферзь соответственно, рядом. Второй ряд полностью заполняется пешками.
Ход на клетку поля, которая занята своей фигурой, осуществляться не может. При ходе на клетку поля, на которой расположена чужая фигура, она с доски снимается (синонимы — «рубит», «взятие»).
Несмотря на обилие нюансов, пугающих непосвященных, правила игры не очень сложные. Цель игры в шахматы — создать ситуацию под названием мат: обстоятельство, при котором после хода игрока его фигурой атакован король, и при этом другой игрок своим ходом не может защититься от шаха.
Шахом называется возможная атака короля фигурой противника.Значение и возможность ходов фигур
Пешка — чисто русское наименование, «пешее войско». Фигура является рядовой, она может осуществлять ходы только вперед и только на одну клетку (первый ход каждой шашки может осуществляться на две клетки), однако при этом рубит по диагонали. После того как пешка дошла до противоположного конца шахматной доски, она становится любой фигурой по желанию игрока.
Конь — это фигура, которая перемещается по доске, описывая траекторию буквы «Г». При этом, в отличие от других фигур, конь «перепрыгивает» с начальной клетки поля на конечную. Слон ходит и снимает фигуры по диагонали на любое расстояние.
Ладья, выполненная в виде башни и закрывающая на поле другие фигуры, может ходить и снимать по горизонтали и вертикали.
Ферзь является самой сильной фигурой, так как он осуществляет ход и «рубит» другие фигуры на любом расстоянии как по горизонтали и вертикали, так и по диагонали.
Однако главной шахматной фигурой называют короля, так как именно с его «смертью» заканчивается партия. При этом ходить он может в любом направлении, но только на одну клетку.
Позиции и комбинации
Со временем также необходимо изучить не только правила ведения игры в шахматы, но и узнать и попробовать на практике специфические ходы (взятие на проходе и рокировка), помимо шаха и мата, освоить пат (ничья), понять деление партии на этапы.
Во время игры нужно передвигать свои фигуры таким образом, чтобы привести короля соперника к мату. При этом для выигрыша лучше постоянно продумывать свои действия на несколько ходов вперед, а также предполагать ответные ходы противника.
Шахматный дебют на практике
После изучение теории игры в шахматы можно приступать к практике. В наше время легче всего найти партнера своего уровня в Интернете. Есть огромное количество компьютерных программ, которые позволят играть не только с искусственным интеллектом, но и с реальными игроками на расстоянии.
Стратегию развития сил в дебютной стадии можно по-разному излагать с точки зрения средней силы любителя или мастера. Но в обоих случаях главный совет должен быть одинаков: когда пущены часы и шахматист сделал первый ход, ему необходимо в процессе творческого спора поставить перед собой две задачи — стремиться при первой же возможности к инициативе и стараться по определенному плану удержать ее, а также добиваться свободы действий для своих фигур и одновременно ограничивать возможности фигур противника.
Принципы ведения партии в шахматы:
1. Стремиться к максимальному совместному действию всех своих фигур, одновременно препятствуя активности противника.
2. Не терять время на непроизводительные ходы; размен равноценных фигур производить только с целью избавления от хорошо расположенной фигуры противника.
3. Учитывать, что доминирующее положение в центре важнее нерешающих фланговых операций.
4. Внимательно следить за ходами пешек, избегать ослабления позиций «пехоты».
5. Следить за ходами противника, пытаясь угадать его замыслы и помешать действительно опасным маневрам.
6. Достигнув позиционного преимущества в дебюте, стремиться к выгодному расширению плацдарма и захвату опорных пунктов для успешной атаки.
7. Белым необходимо с самого начала последовательно развивать инициативу, а черным сперва надо придерживаться гибкой тактики равновесия, не упуская из виду возможности перехватить инициативу у белых и перейти в контратаку.
Общие правила успешной игры в шахматы
И спортсмен-шахматист, и просто любитель, занимающийся шахматами самостоятельно, должны знать, что умение запомнить наизусть шахматную доску с обозначением полей и меняющиеся позиции фигур при обдумывании ходов должно быть автоматическим и заложено в пространственном мышлении шахматиста.
Память и внимание — основы успешной игры в шахматы. Кроме того, нужны систематическая проверка своих знаний и самоконтроль.
Шахматами надо заниматься постоянно, не делая слишком больших перерывов: так вы сможете на практике применять знания, оттачивать автоматизм и технику игры.
Теги: спортивные игры, шахматы, обучение
Изучите каждый дебют в шахматах — Уроки шахмат
Изучите защиту Алехина
Изучите основные линии и ключевые идеи Защиты Алехина как за черных, так и за белых.
Изучите защиту Бенони
Изучите ключевые планы и тактические идеи для обеих сторон в обороне Бенони.
Изучите индийскую защиту бого
1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nf3 Bb4+ ведет к стратегически богатой индийской защите Бого. Изучите ключевые идеи и тактики для обеих сторон.
Выучите закрытый сицилийский
Посмотрите видео, чтобы узнать о сильных и слабых сторонах закрытой сицилианской игры, медленно строящегося дебюта, в котором скрывается множество тактических возможностей.
Изучите открытие флангов
Изучите основные варианты и ключевые идеи во множестве необычных дебютов.
Изучите итальянскую игру
Итальянская игра была популярным дебютом на протяжении веков, и до сих пор в нее играют на самом высоком уровне. Изучите ключевые идеи, чтобы играть по-итальянски с любой стороны.
Изучите королевский гамбит
Изучите ключевые варианты, планы и тактику для обеих сторон в королевском гамбите.
Изучите староиндийскую защиту
Изучите основы староиндийской защиты с помощью обучающего видео о порядке ходов, структуре пешек и ключевых темах, которые необходимо знать.
Изучите защиту Петрова
Защита Петрова — одна из самых прочных защит против 1.e4. Изучите ключевые идеи для обеих сторон.
Изучите принятый ферзевый гамбит
Изучите ключевые идеи и тактики для обеих сторон в Принятом ферзевом гамбите, включая варианты после 3. e3, 3.e4 и 3.Nf3.
Изучите вариант ферзевого гамбита Bf4
Изучите ключевые идеи и тактику варианта Bf4 Ферзевого гамбита. В этом видео рассматриваются ответы черных на 6…Nd7, 6…c5 и 6…b6.
Изучите обменный вариант ферзевого гамбита
Изучите ключевые идеи для обеих сторон в популярном обменном варианте Ферзевого гамбита. В этом видео также рассказывается об активной, но рискованной защите Тарраша и надежной защите Полу-Тарраша.
Изучите защиту Руя Лопеса Берлин
Берлинская защита — одна из самых популярных и надежных защит против 1.e4. Изучите ключевые идеи как для белых, так и для черных в этом ключевом дебюте.
Изучите закрытый вариант Руя Лопеса
Закрытая партия Лопеса — один из самых популярных дебютов в истории шахмат. В этом уроке особое внимание уделяется вариациям Чигорина и Брейера.
Изучите атаку Руя Лопеса Маршалла
Изучите ключевые идеи и структуры, необходимые для эффективной игры белыми или черными в Атаке Маршалла.
Изучите хитрые системы Руя Лопеса
Изучите ключевые идеи в трех хитрых вариантах Рюя Лопеса. В этом видео рассказывается о вариации Шлимана, вариации обмена и открытой вариации. Каждая линия важна, но вы можете хорошо играть, если знаете основы.
Изучите шотландскую игру
Если белые хотят сбалансировать игру после 1.e4 e5, шотландская партия — отличная идея. Белые захватывают центр, но черные часто могут получить преимущество в развитии. Изучите ключевые идеи для обеих сторон.
Изучите полуславянскую защиту
Изучите основы полуславянской защиты, включая пешечную структуру, тактику и ключевые темы, которые необходимо знать.
Изучите сицилийскую вариацию алапина
Открытый вариант сицилианской защиты предлагает черным значительную контригру. Иногда белые предпочитают избежать этого ходом 2.c3. Этот вариант дает белым возможность контролировать центр ходом d2-d4, но также дает черным шансы воспользоваться неудачей белых в развитии на втором ходу.
Изучите сицилийского дракона
Изучите основы Сицилийского Дракона с помощью этого видео о ключевых планах и атакующих идеях для обеих сторон.
Изучите сицилийский Найдорф
Изучите основы сицилианского Найдорфа с помощью обучающего видео о порядке ходов, структуре пешек и ключевых темах, которые необходимо знать.
Выучите сицилийский Свешников
Изучите основы сицилианского Свешникова с помощью обучающего видео о порядке ходов, пешечных структурах и ключевых темах, которые необходимо знать.
Выучите сицилианку ходом 2…e6
Посмотрите видео, чтобы узнать все тонкости гибкого сицилианского хода 2. ..e6 как для черных, так и для белых.
Изучите славянскую защиту
Славянин — одна из самых надежных и сильных защит черных против ферзевого гамбита. Изучите ключевые идеи и тактики для обеих сторон.
Как играть в шахматы для начинающих: объяснение установки, ходов и основных правил
Шахматы, пожалуй, самая узнаваемая настольная игра. Его широко любили и играли во всем мире на протяжении веков, и он вдохновил на создание одного из самых популярных сериалов Netflix в последнее время: «Королевский гамбит».
Часто нас учат играть в шахматы в детстве, но для некоторых прошло много времени с момента их последней игры. Здесь приветствуются новички и опытные игроки, и мы представляем несколько основных правил, которые вы, возможно, пропустили, начиная от того, как ходить и брать фигуры, и заканчивая основными шахматными правилами, такими как проход и рокировка.
Как играть в шахматы для начинающих
- Установка: На каком поле стоит ферзь? Узнайте, пока мы готовимся к игре, размещая свои фигуры.
- Основные правила: Узнайте, как каждая шахматная фигура ходит и бьет.
- Шах и мат: Окружите короля соперника, чтобы победить.
- Расширенные правила: Объяснение повышения, прохода и рокировки.
Независимо от того, открыли ли вы шахматы заново или впервые садитесь играть, мы составили это руководство для начинающих о том, как играть. Это руководство включает в себя все основы, которые вам нужно знать при изучении шахмат, от того, на какое поле поставить ферзя во время подготовки, до того, когда объявить «мат» и заявить о победе.
Хотя ниже вы найдете все, что вам нужно для обычной игры в шахматы, мы не углублялись в более сложные элементы, такие как определенные дебюты, позиции на доске или правила турнира. Это чистые основы, которые помогут вам играть как можно быстрее, не беспокоясь о времени своих ходов или защите от определенных дебютов. Как только вы освоите основы игры, вы сможете изучать новые стратегии, тактики и углублять свое понимание игры во время игры, постепенно совершенствуя свои навыки и опыт. Кто знает, может быть, это станет вашим первым шагом на пути к званию следующего гроссмейстера.
Как настроить шахматную доску
В шахматы играют два игрока на шахматной доске размером восемь на восемь клеток. На 64 квадратах чередуются светлые и темные цвета — традиционно черный и белый. При правильной настройке белый квадрат должен быть крайним справа на краю, ближайшем к каждому игроку.
Фишки игроков располагаются в двух горизонтальных рядах (известных как ранги), ближайших к каждому игроку. Второй ранг — т.е. второй ряд с точки зрения игрока — состоит из линии из восьми пешек, каждая из которых стоит на одной клетке.
Ближний ряд почти симметричен: ладьи (также известные как ладьи) расположены на двух крайних левом и крайнем правом угловых полях, за ними следуют кони на внутреннем пространстве рядом с ними, а затем слоны.
Две центральные клетки ранга заняты королем и королевой. Ферзь ставится на поле своего цвета (например, черный ферзь на черном поле), а король занимает оставшееся поле противоположного цвета. Это означает, что король и королева каждого цвета обращены друг к другу, что делает правильную расстановку симметричной между двумя игроками.
Белый игрок делает первый ход, а игроки чередуют один ход, пока один из игроков не будет побежден матом или не сдастся. Ничья также может быть согласована. При игре с необязательным таймером, как в турнирах, первый игрок, у которого закончилось время, проигрывает игру.
Начальные позиции фигур в шахматах с изображением каждой королевы на поле соответствующего ее цвета. Изображение: sudowoodo/stock.adobe.comОсновные правила игры в шахматы
В шахматах каждый игрок по очереди делает один ход. Игроки не могут пропустить ход — они должны переместить фигуру. Каждая шахматная фигура движется определенным образом и должна двигаться в соответствии с ее законным движением.
За исключением коня, который может перепрыгивать через фигуры, фигуры не могут проходить через фигуры любого цвета, не останавливаясь (в случае фигуры того же цвета) или не захватывая их (в случае фигуры противоположного цвета).
Как захватывать фигуры
Если фигура приземляется на поле с фигурой противника, эта фигура берется и удаляется с доски. Фигуры не могут быть размещены на одной клетке с фигурой того же цвета. Когда фигура захватывает фигуру противника, она должна завершить свое текущее действие движения и завершить ход игрока.
Различные шахматные фигуры слева направо: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король. Изображение: Agzam/PixabayКак передвигать шахматные фигуры
Пешка
Пешки ходят на одно поле вперед по прямой. Они не могут двигаться по горизонтали, диагонали или назад.
Исключением является случай, когда пешка еще не передвинута во время игры. Если пешка еще не ходила, ее можно передвинуть на две клетки вперед за один ход. Оба квадрата должны быть пустыми. Игрок также может переместить фигуру на одну клетку.
Единственный случай, когда пешка может двигаться по диагонали, — это взятие фигуры противника. Пешки могут брать фигуру противника на любой из диагональных клеток слева или справа от фигуры. В рамках взятия фигуры пешка будет двигаться по диагонали, чтобы заменить взятую фигуру. Пешка не может брать соседнюю фигуру на любом другом поле или ходить по диагонали без взятия.
Ладья (замок)
Ладья, иногда называемая ладьей, может перемещаться на любое количество клеток по горизонтали по своему текущему ряду (линейке) или столбцу (вертикали). Он не может проходить через фигуры одного цвета и может захватывать фигуры противоположного цвета, перемещаясь на занятое место. Он не может двигаться по диагонали ни по какой причине.
Игра в шахматы в настольном симуляторе.Рыцарь
Кони — единственная шахматная фигура, которую можно перемещать «сквозь» другие фигуры, «перепрыгивая» через них. Он захватывает фигуры как обычно, приземляясь на поле, занятое фигурой противоположного цвета, и не может двигаться на поле, занятое фигурой того же цвета, но может перемещаться по фигурам любого цвета во время своего хода.
Кони ходят по фиксированной схеме «L»: две клетки вперед, назад, влево или вправо, затем одна клетка по горизонтали или вертикали, или наоборот — одна клетка вперед, назад, влево или вправо, а затем две клетки по горизонтали или вертикали для завершения. форма «L».
Это означает, что конь всегда может переместиться на ближайшую клетку, которая не находится на его текущей строке (ряде), столбце (вертикали) или непосредственно примыкающей по диагонали.
Конь должен пройти все расстояние — например, он не может переместиться только на две клетки по прямой линии, не сдвинувшись на одну в сторону.
Доступные ходы коня в форме буквы «L».Бишоп
Слон может ходить на любое количество клеток по диагонали — это означает, что он всегда ходит по диагональной линии клеток, соответствующей текущему цвету его клетки. Это означает, что каждый игрок начинает игру с одним слоном, который может ходить на каждый цвет. Слон не может двигаться ни по горизонтали, ни по вертикали ни по какой причине. Он не может пройти через фигуры одного цвета и захватывает фигуру противоположного цвета, двигаясь на свою клетку.
Королева
Ферзь может ходить на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали. Эти движения должны совершаться по одной прямой за один поворот. (Другими словами, вы не можете переместиться на три клетки по диагонали, а затем на три клетки по вертикали.) Ферзь не может пройти через фигуры одного цвета и берет фигуру противоположного цвета, двигаясь на свою клетку.
Король
Король перемещается на одно поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Король не может переместиться на место, которое дало бы шах или мат противнику.
В отличие от всех других шахматных фигур, король никогда не берется — игрок проигрывает матч, когда королю ставится мат, что приведет к неизбежному взятию соперником на следующем ходу.
Короля никогда не берут в плен во время шахматного матча — если поставить мат, игра заканчивается. Изображение: Angela Bedürftig/PixabayЧто такое шах и мат?
Когда фигура движется таким образом, что игрок может взять короля противника на своем следующем ходу, атакующий игрок обычно объявляет «шах».
Игрок, поставленный под шах, должен переместить своего короля или переместить другую фигуру, чтобы остановить атаку на своем следующем ходу — либо заблокировав ход, либо захватив атакующую фигуру.
Если игрок создает ситуацию, когда его противник не может предотвратить захват своего короля на следующем ходу, атакующий игрок объявляет «мат» и немедленно выигрывает игру. Король никогда не берется в плен — игра в шахматы считается выигранной, когда объявляется успешный мат.
Мат возникает, когда игрок не может избежать проверки, а это означает, что его король будет захвачен на следующем ходу. Изображение: Steve Buissinne/PixabayИгрок также может уйти в отставку, предоставив своему противнику победу. Матчи также могут закончиться согласованной ничьей — например, в результате пата, в результате которого игрок не может сделать никаких разрешенных ходов, или если ни один игрок не может выиграть, используя доступные разрешенные ходы, ситуация, известная как «мертвая позиция». Одним из примеров мертвой позиции является ситуация, когда оба игрока остаются со своим королем в качестве единственной оставшейся фигуры на доске.
Ничьи также могут происходить в результате сложных правил, обычно используемых в профессиональных турнирах, включая одинаковые позиции на доске, встречающиеся три или пять раз — правила, известные соответственно как трехкратное повторение и пятикратное повторение — или отсутствие взятий или ходов пешек в течение последних 50 или 75. движется. Точные используемые правила могут зависеть от турнира и соглашения между игроками.
Шахматы могут закончиться в результате мата, сдачи, ничьей или — в настройках турнира — из-за нехватки времени у игрока.Продвинутые шахматные правила
Существует ряд продвинутых правил, которые можно использовать в шахматах, наряду со специфическими дебютами и позициями на доске, известными под разными названиями, от дебюта двойной королевской пешки до знаменитого королевского гамбита и ферзевого гамбита.
Расширенные правила могут включать в себя конкретные варианты, которые изменяют основные правила игры, а также сопутствующие требования, часто используемые в настройках турнира, такие как время и правило касания-хода, которое гласит, что как только игрок коснется фигуры, она должна сделать законный ход.
Поскольку это руководство для начинающих по изучению шахмат, мы рассмотрим здесь только некоторые из основных продвинутых правил — правила, которые всегда следует использовать в сочетании с основными правилами перемещения и взятия фигур, а также со стандартной установкой и правилами. за объявление мата.
Как только вы освоите основы игры в шахматы, вы найдете сотни книг и других ресурсов, которые помогут вам открыть для себя глубокую стратегию и почти бесконечные варианты, возможные во время игры, а также местные турниры, которые помогут вам усовершенствовать свою игру и тактика.
Существуют тысячи потенциальных раскладок доски из сотен проемов и вариантов. Изображение: Steve Buissinne/PixabayКак продвигать пешку
Если пешка достигает противоположного края доски — самого дальнего ряда (ряда) от контролирующего игрока — она превращается в другую фигуру: ладью, коня, слона или ферзя. Новая фигура заменяет пешку на своей текущей клетке и следует правилам движения для соответствующей фигуры.
В то время как большинство случайных игроков используют захваченные фигуры для обозначения превращенных фигур, пешка может быть по закону превращена в любую фигуру, независимо от того, была ли она взята. Например, у игрока может быть несколько ферзей в результате превращения пешек или несколько слонов, способных двигаться по диагональным линиям одного цвета в зависимости от поля, на котором была превращена пешка.
Количество пешек, которые можно продвигать, не ограничено.
Что такое En passant?
En passant — по-французски «мимоходом» — один из самых известных ходов в шахматах. На проходе происходит, когда пешка перемещается на две клетки вперед в результате своего дополнительного начального хода.
Если пешка противника могла бы легально взять ходящую пешку, если бы она переместилась только на одну клетку вместо двух, противник может объявить на проходе на своем следующем ходу и переместить свою пешку по диагонали на поле, через которое прошла пешка, — взяв ход. пешка, как если бы она передвинулась только на одну клетку.
En passant должен быть объявлен и сделан как следующий ход противника, чтобы быть законным — в противном случае игрок, у которого есть шанс взять пешку, теряет эту возможность.
Что такое Рокировка?
Рокировка — это, пожалуй, самое сложное основное правило в шахматах, и в результате это правило часто упускается из виду многими новичками.
Рокировка разрешена, когда фигура короля и ладья игрока еще не двигались во время игры. Рокировку можно выполнить любой ладьей, если она не двигалась — другими словами, она все еще находится в своих начальных углах на краю, ближайшем к контролирующему игроку.
Рокировка предполагает, что игрок перемещает фигуру короля на два поля к ладье, с которой он рокирует, прежде чем переместить ладью на поле, через которое прошел король.