Как общаться с ребенком с аутизмом?
21.12.13
Рекомендации родителям по развитию позитивных отношений с ребенком
Источник: Living Well With Autism
Используйте декларативный язык
Декларативные утверждения позволяют вам поделиться тем, что вы чувствуете или хотите, но не требуют от вашего ребенка вербального ответа. Этот подход моделирует для ребенка естественный язык, на котором говорят другие дети, что может увеличить желание ребенка общаться с вами. Используйте декларативный язык, чтобы делать ребенку комплименты, секретничать, удивляться, комментировать и делиться своими эмоциями.
— Делитесь опытом и эмоциями: «Я такая голодная», «Мне совсем не весело», «Ух ты, посмотри на это!», «Интересно, пойдет ли сегодня снег?»
— Приглашайте ребенка делать что-то вместе с вами: «Давай пойдем на площадку», «А вот и мыльные пузыри!»
— Отмечайте победы ребенка: «Отлично!», «Дай пять!», «Мы это сделали!»
— Подбадривайте или предлагайте решения: «Ты справишься!», «Давай передохнем?»
— Вспоминайте о прошлом опыте (используйте для этого фотоальбом с фотографиями конкретных ситуаций): «Нам было так весело», «Эта поездка моя самая любимая».
— Описывайте действия (вместо инструкций): «Мы наденем наши ботинки», «Побежали вместе, так быстро побежали!».
Ребенок никак не должен отвечать на декларативные утверждения, но он может сделать это вербально или невербально. По моему опыту декларативные утверждения расширяют навыки социального языка моего ребенка, увеличивают его готовность к сотрудничеству и желание общаться.
С другой стороны, императивные утверждения и вопросы оказывают давление на ребенка — требуют от него ответной коммуникации, говорят ему, что делать, вынуждают сделать выбор, требуют правильного ответа.
Примеры императивных фраз: Сколько тебе лет? Какой это цвет? Скажи «спасибо». Во что хочешь играть? Надень ботинки.
Учителя почти всегда разговаривают с учениками императивными фразами. Такие фразы просты и позволяют добиться быстрых результатов. Но в отличие от декларативного языка, они не моделируют естественное общение. Почти любое императивное утверждение можно сформулировать как декларативное, если подойти к этому творчески.
В каких-то ситуациях императивные фразы необходимы, но необходимо уменьшить долю императивного языка в вашей речи. Императивные фразы должны составлять не более 20% от всей вашей коммуникации.
Моделируйте социальную коммуникацию
Используйте с ребенком те формы коммуникации, которые вы хотели бы услышать от него. Если вы хотите услышать «пожалуйста», «спасибо» и «извини», то не забывайте говорить эти слова сами по отношению к вашему ребенку.
Зона общения
Прежде чем обращаться к ребенку, встаньте в непосредственной близости от него. Будьте на уровне его глаз (наклонитесь, присядьте, подсадите ребенка повыше), не дальше чем на расстоянии вытянутой руки, с максимальным уровнем контакта. Не пытайтесь привлечь внимание ребенка из другого конца комнаты!
Не выходите за пределы способностей ребенка
Дети с аутизмом могут отличаться хорошими навыками в одной области, но иметь задержку в других областях. Например, вашему ребенку может быть очень трудно бросить или даже подкатить мяч, но он может с удовольствием прыгать на гимнастическом мяче.
Типичная ошибка — переоценка способности ребенка выполнить простые задания или принять участие в игре. Ищите способы упростить задание. Когда общаетесь с ребенком, опирайтесь на то, что он точно умеет делать.
Делайте вместе простые, короткие и повседневные занятия, например, чистите вместе зубы в одно и то же время, или заклеивайте и отправляйте письма. Моделирование таких действий взрослым помогает ребенку учиться.
Потом вы поймете, что пора переходить на следующий уровень. Сделайте его развлечением.
Уважайте особенности контакта глазами
Не настаивайте на контакте глазами с помощью таких команд как «Посмотри не меня» и не хвалите за «Хороший взгляд». Исследования показывают, что прямой взгляд в глаза может быть дискомфортным для некоторых людей с аутизмом, и что он может вызывать тревожность. По моему опыту, естественный, социальный контакт глазами развивается с течением времени, когда ребенок учится обращать внимание на лица других людей во время общения.
Сопровождайте свою речь невербальной и альтернативной коммуникацией
Многим детям с аутизмом трудно воспринимать устною речь других людей, их могут постоянно отвлекать другие стимулы из окружающего мира. Во время коммуникации с ребенком не просто говорите — используйте все свое тело, включая мимику, движения руками и ногами.
Сопровождайте свою речь фотографиями и рисунками, которые отражают то, о чем вы говорите. Выучите несколько жестов из жестового языка и сопровождайте ими соответствующие слова (это может оказаться очень полезным).
Попробуйте «онеметь» на время и в качестве игры общайтесь с ребенком исключительно невербально и с помощью альтернативных средств. Реакция вашего ребенка может вас удивить!
Зрительное внимание, указательный жест и теория психического
Один из классических симптомов аутизма заключается в том, что дети не показывают на предметы, чтобы привлечь к ним чужое внимание. Считается, что у детей с аутизмом есть проблемы с теорией психического — им бывает трудно понять, что вы думаете не так, как они.
Однако вы можете поощрять развитие этого навыка. Например, если ваше лицо будет демонстрировать информацию, которая нужна ребенку, то вы научите ребенка зрительному вниманию к чужим лицам. Для этого сделайте ваше лицо более веселым и интересным для внимания. Увеличьте свою мимику и жесты. Используйте макияж, шляпу или очки, которые сделают ваше лицо интересным предметом для ребенка.
Вряд ли полезно постоянно указывать ребенку с аутизмом, что ваш опыт и мысли отчаются, в то время как у ребенка нет навыков, чтобы это понять. Я видела, как мой сын начинал рассказывать учителям про свою вечеринку на день рождения: «А помните… » На что учителя отвечали: «Нет, я не помню, потому что меня там не было». Это лишь вызывало замешательство у сына, и он прекращал разговор. До развития теории психического можно было бы ответить: «Наверное, это было очень весело! Люблю торт на день рождения». Или: «Ты про свой день рождения? Наверняка там было очень весело». А затем подождать, чтобы ребенок продолжил делиться опытом.
Сделайте свою речь важной
Если хотите привлечь внимание ребенка, не надо постоянно повторять его имя. Попробуйте привлечь внимание жестом или кашлянув. Произнесите его имя один раз, а затем похлопайте по плечу. Не надо повторять имя несколько раз подряд, ребенок просто научится его игнорировать, в том числе в ситуациях, когда вам необходимо, чтобы он откликнулся на имя.
Не перегружайте ребенка слишком длинными фразами, пусть длина предложений в вашей речи соответствует возможностям вашего ребенка. Возможно, ребенок может за раз воспринять лишь несколько слов! Не «сюсюкайте», не говорите с ребенком как с младенцем, просто упрощайте свою речь.
Сделайте свою речь важной, подчеркивая ключевые слова в предложениях с помощью громкости голоса, пауз, интонирования, акцента и других способов. Рекомендуется соблюдать следующие правила при разговоре с ребенком с аутизмом: говорите меньше, подчеркивайте ключевые слова, говорите медленно и показывайте, что вы имеете в виду, с помощью жестов или наглядных материалов.
Воспитание детей с аутизмом, Коммуникация и речь
Как вести себя с ребенком-аутистом. Как общаться с детьми-аутистами.
Как вести себя с ребенком-аутистом. Как общаться с детьми-аутистами.Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 1 августа, 2020
Обновлено: 25 марта, 2021
Такие детки воспринимают мир особенным, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Но при правильной коррекционной работе, из них вырастают социализированные взрослые. Способные самостоятельно жить среди людей и достигать впечатляющих успехов. Да, среди великих людей есть и аутисты.
Расстройство начинает проявляться рано, в 2-3 года, к 5 дети-аутисты уже сформированы, и поэтому вопрос как с ними общаться, как себя вести, актуален уже с первых лет жизни.
Психологи и педагоги коррекционных школ вывели определенные правила, исходя из особенностей мировосприятия таких детей и их отношения к окружающим. Следуя им, возможно наладить контакт, способствовать развитию способностей и социализации особых детей и подростков.
Содержание статьи:
- 1 Методики построения общения
- 1.1 Вести себя тише
- 1.2 Уважение и порядок
- 2 Что делать нельзя?
- 2.1 Особенные и в общении
- 2.2 Объяснить другим – облегчить общение
- 3 Список использованной литературы
Методики построения общения
После постановки ребенку диагноза аутизм, у родителей возникает вопрос: как общаться с ними?
Как выстраивать семейный микроклимат, если в семье есть особенный человек так, чтобы он мог развиваться, чувствовать себя в безопасности и постепенно адаптировался к обществу?
Разработаны и общие правила, распространяющиеся на всех людей с такой особенностью:
Вести себя тише
- Разговаривайте спокойно, размеренным тоном. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) не способны считать ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимают как повод к беспокойству.
- Избегайте громких звуков. Ребята с этим отклонением часто имеют сверхчувствительный слух, поэтому многие звуки, которых не замечают другие дети, для них могут показаться болезненными.
- Не ссорьтесь в присутствии ребенка с РАС. Общаясь в семье употребляйте доброжелательные интонации в голосе, они воспринимаются детьми как позитивный фактор.
- Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Звуки природы, размеренная, спокойная классика лучше подойдут для нервной системы особенных детей.
Уважение и порядок
- Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь. Можете дополнительно коснуться плеча, чтобы помочь малышу сфокусироваться на вас. Но не перестарайтесь: такие дети очень ревниво относятся к личному пространству. Даже касания хорошо знакомых людей могут быть для них неприемлемы.
- Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире. Аутисты консервативны по природе своей.
- Чтобы рассказать о чем-то новом, дать дополнительную информацию о мире, ориентируйтесь на интересы ребенка, ставьте их в основу своего высказывания. Тогда он заинтересуется и запомнит рассказанное с большей вероятностью.
- Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений. Это позволит аутисту чувствовать себя уверенней, убережет от внутреннего дискомфорта.
Жизнь с таким специфичным членом семьи вызывает определенные трудности, но к ним можно привыкнуть, тем более, что последовательное соблюдение приемлемых правил в итоге положительно влияет на общение аутичных детей, помогает им контактировать с окружающими, социализироваться.
Благодаря продуманной и последовательной работе, интеллект детей реализуется полностью. Не исключено, что они будут комфортно себя чувствовать и могут учиться в обычной школе.
Что делать нельзя?
Разбираясь, как вести себя с ребенком – аутистом, подростком, как общаться с аутичным человеком в семье, стоит упомянуть и о тех действиях, которые совершать нельзя.
Большинство страдающих РАС, даже легкой формой, тяжело идут на контакт с родными людьми, не говоря уже о новых знакомых. Пугливы, и, как следствие, закрываются от общения.
Одна неудачно оброненная фраза может свести к нулю общение с ребенком-аутистом. Который может прекратить взаимодействовать как с конкретным человеком, так и с другими, на долгий срок.
Особенные и в общении
Общаясь с детьми-аутистами:
- Учитывайте прямолинейность собеседника. Люди с РАС плохо воспринимают иносказания, иронию. При этом прямолинейны и даже во взрослом возрасте плохо считывают чужие эмоции. Не всегда следуют неписанным общественным правилам. Но, говоря что-то, возможно, для вас неприятное, они не стремятся обидеть собеседника. Просто констатируют конкретный факт или задают действительно интересующий их вопрос.
- Не игнорируйте аутиста, не говорите о нем в третьем лице в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчеркивая отличие от окружающих, он еще больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества, считая, что общество отвергает его из-за отличий.
- Не нарушайте личные границы и не повышайте голос. Аутичные люди нервно реагируют на чрезмерные проявления эмоциональности и нарушение их личных границ. Повышение голоса пугает их, приводит к состоянию сильного стресса, от которого они будут долго восстанавливаться. А телесный контакт с не знакомым близко человеком воспринимается как жестокое нарушение границ.
Если вы хотите прикоснуться к аутисту – спросите на это разрешение. Некоторые ребята успокаиваются, если их обнять, но это редкий случай. И далеко не от всех окружающих они готовы принять подобный близкий контакт.
- Не оказывайте помощь, о которой вас не попросили. В ситуации, когда человек с РАС ведет себя странно, а сопровождение реагирует не так, как вы считаете нужным – проигнорируйте происходящее. Родители и сопровождающие знают об особенностях больного больше вас. Стороннее вмешательство лишь усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если все же решили вмешаться, то перед тем как начать оказывать помощь, спросите, нужна ли она.
Объяснить другим – облегчить общение
Рассказывайте окружающим о людях с особенностями, чтобы они лучше понимали трудности, с которыми сталкиваются эти малыши. И не реагировали на них слишком резко или негативно. Как правило, даже в детском саду ребята, узнавшие об особенностях аутиста из их группы, начинают вести себя дружелюбнее по отношению к нему, учитывают его потребности, чем, когда просто думают, что он странный.
Детям и взрослым необходимо рассказывать, как познакомиться, начать общаться и подружиться с ребенком-аутистом. Эти люди не опасны для общества. И аутизм никак не связан с умственной отсталостью. Наоборот, такие люди талантливы в определённой области, склонны к искренним положительным эмоциям, открыты.
Список использованной литературы
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
6 советов по позитивному взаимодействию с детьми с аутистическим спектром
Ключевые слова
Холли Дэниелс Нельсон
Как родитель вы надеетесь не только на то, что ваш ребенок будет хорошо учиться в классе, но и на то, что он будет хорошо ладить с другими и вписываться в общество. Но представьте, если бы вы были родителем ребенка с инвалидностью, которая не быть сразу узнаваемым. Вы бы хотели, чтобы люди понимали и были добры.
Дети с аутизмом часто посещают общеобразовательные школы, но идентифицировать их по внешнему виду может быть сложно. Вы можете заметить, что они общаются по-разному или ведут себя по-разному, и задаетесь вопросом, как взаимодействовать с ними и вовлекать их.
«Тот факт, что дети с аутизмом общаются по-разному, не означает, что их следует игнорировать», — говорит логопед Эрин Маккуиви, MS, CCC-SLP, которая работает с детьми с аутизмом в качестве менеджера в начальном детском амбулаторном реабилитационном центре Intermountain. Больница Ривертона в Ривертоне, штат Юта.
«Дети с аутизмом могут общаться разными способами.
Что такое расстройства аутистического спектра?
Расстройства аутистического спектра — это нарушения развития, которые влияют на то, как дети взаимодействуют и общаются с другими людьми. Их называют спектром из-за широкого спектра типов и симптомов аутизма, который также включает синдром Аспергера. Согласно исследованию Центров по контролю за заболеваниями, проведенному в 2014 году, у одного из каждых 59 детей в США есть расстройство аутистического спектра, и это число растет, и это чаще встречается у мальчиков. Аутизм неизлечим, но раннее вмешательство и терапия могут иметь большое значение. Поскольку нет двух одинаковых аутичных людей, а аутизм влияет на их жизнь по-разному, люди должны стараться не делать предположений о чьих-то потребностях или способностях.
Общие признаки расстройства аутистического спектра:
- Трудности в общении с другими, реагировании на социальные сигналы и понимании чувств
- Трудности в общении, включая речь и понимание
- Необычные реакции на звук, запах, вкус, внешний вид или ощущения
- Избегание или сопротивление физическому контакту
- Дискомфорт при нарушении обычного распорядка
- Повторяющееся физическое поведение
«Родителям важно помочь своему ребенку понять, что есть дети, которые отличаются от них самих. Родители могут научить своего ребенка некоторым простым приемам и советам по общению с детьми с аутизмом», — говорит Маккуиви.
Шесть советов по позитивному взаимодействию с детьми с расстройствами аутистического спектра:
- Будьте терпеливы. Детям с аутизмом может потребоваться больше времени для обработки информации.
- Будь добрым и гибким. Они часто менее способны адаптироваться к новым ситуациям.
- Используйте жесты или другие способы общения помимо слов.
- Узнайте, как проявлять интерес и привязанность так, как им нравится.
- Используйте положительное подкрепление. Хвалите или поощряйте хорошее поведение.
- Не принимайте близко к сердцу, если их ответы грубы.
Джоди Кларк, мать пятерых детей, в том числе восьмилетнего Калеба, страдающего аутизмом, говорит: «Надеюсь, люди не будут считать, что мой сын не умен, и ожидать от него меньшего. и уделяйте ему индивидуальное внимание, но и поощряйте его интеграцию с другими».
Как логопеды помогают детям с расстройствами аутистического спектра?
Логопеды могут помочь детям с аутизмом улучшить социальные и коммуникативные навыки. Они учат их ладить с другими, понимать и использовать жесты и другие альтернативные формы общения, следовать указаниям, задавать вопросы и отвечать на них.
Они также могут помочь при проблемах с кормлением и сенсорных проблемах с едой, если детям не нравится, как пища выглядит, выглядит, имеет вкус или запах.
Они также учат родителей тому, как помочь ребенку с аутизмом лучше ориентироваться в мире. Они дают родителям рекомендации по отстаиванию потребностей своего ребенка в школе.
Педиатрия
Последнее обновление: 02.04.2019
Спортивная медицина
Межгорные мамы
Межгорные мамы
Межгорные мамы
Живи хорошо
Живи хорошо
Педиатрия
Живи хорошо
Copyright © 2023, Intermountain Health, Все права защищены.
5 способов общения с детьми с аутизмом
Дети в спектре аутизма с трудом общаются по ряду причин. Некоторые невербальные или имеют ограниченную способность к речи. Другие имеют обширный словарный запас, но не владеют функциональным языком. А у третьих есть проблемы с эмпатией, эмоциями и социализацией. Воспользовавшись этими пятью советами, вы сможете улучшить свое общение с детьми с аутизмом.
Ресурсы: 101 Учебные программы и ресурсы для домашнего обучения детей с аутизмом
1. Визуализируйте.
Для невербальных детей картинки могут стимулировать общение. Дети используют карточки с картинками, чтобы попросить вещи, которые им нужны или нужны. Кроме того, карточки, выражающие чувства, могут помочь детям с аутизмом лучше понимать эмоции и выражать их. Визуальные эффекты побуждают детей взаимодействовать с другими, и это взаимодействие может перерасти в язык. По мере развития технологий приложения для смартфонов и планшетов могут выполнять ту же задачу.
2. Скажите, что вы имеете в виду.
Дети с аутизмом буквально понимают формулировки. Использование сарказма, идиом или других фигур речи только сбивает этих детей с толку. Говорите прямо и не приукрашивайте свой язык. Напротив, дети с аутизмом могут использовать словарный запас, который они не полностью понимают, потому что они выучили слова из речи взрослых, книги, телешоу или фильма. Имейте в виду, что когда они повторяют эти слова или фразы в неподходящем контексте, вам нужно будет искать другие подсказки, чтобы найти скрытый смысл. Этот обнадеживающий признак также означает, что дети имитируют язык и развивают свои собственные навыки, но им нужна помощь, чтобы связать звуки с соответствующим контекстом.
3. Найдите время для обучения.
Вам понадобится много терпения, но не спешите сразу же давать детям с аутизмом то, что, как вы знаете, им нужно. Дети развивают свои вербальные навыки, прося желаемый предмет, а не получая его автоматически или когда они предлагают его. Точно так же поговорите с детьми об их распорядке дня, а не бросайтесь от задачи к задаче. Говорите медленно, давая детям достаточно времени, чтобы обдумать ваши слова и отреагировать, а также добавьте соответствующие жесты к вашим словам. Хвалите и вознаграждайте детей за попытки учиться у вас.
4. Обратиться к животным.
Хотя служебные животные не учат детей говорить, они помогают детям с аутизмом различными способами, что в конечном итоге может привести к улучшению общения с другими людьми. Во-первых, они уменьшают стресс и успокаивают перевозбужденных детей. Одним из барьеров для общения является чрезмерная стимуляция с точки зрения отвлекающих, усиленных звуков, и животное может помочь детям сосредоточиться на других людях, которые могут пытаться с ними общаться. Во-вторых, животные дают детям чувство принятия. Если дети с аутизмом боятся заговорить и потерпят неудачу, присутствие животных успокаивает. Наконец, у детей, которым сложно общаться и сопереживать, животные могут раскрывать свои эмоции и повышать свою чувствительность к тому, что чувствуют другие.