Как отказать деликатно: Как отказать человеку: 6 способов сказать «нет»

Содержание

4 фразы, которые помогут отказать кандидату — Work.ua

Отказы — один из самых неприятных моментов в работе любого рекрутера, но от них никуда не деться. Work.ua делится советами, которые помогут упростить эту задачу.

Самый плохой вариант отказа: сказать кандидату: «Мы вам перезвоним!» — и не перезвонить. Никому не хочется это делать, и у всех есть более важные и интересные задачи. Но отказывать важно:

  • отказы — это одна из составных частей имиджа компании на HR-рынке;
  • это ваш имидж как рекрутера;
  • наконец, это просто ваша работа.

При этом помните, что отказывать проще письмом, а не по телефону. Это менее сложно эмоционально и для соискателя, и рекрутера.

Но если отказать приходится потенциальному топ-менеджеру, лучше найти время для телефонного звонка. В ходе разговора необходимо привести доводы, которые стали причиной отказа, и высказать сожаление и надежду на то, что желание работать в компании у соискателя сохранится.

Заканчивая беседу, стоит пообещать кандидату связаться с ним, как только появятся новые вакансии.

И, конечно, отказ должен быть обоснован и только деловыми качествами. Вместо «К сожалению, мы не готовы сделать вам это предложение сейчас» составьте индивидуальный ответ. Work.ua приводит 4 примера аргументов.

«Мы приняли на работу кандидата с большим опытом»

Любой кандидат при поиске работы задумывается о своем профессиональном багаже, и о том, почему он не получил должность — чего ему не хватило для победы в соискании вакансии? Поэтому ему будет легче принять отказ, если он узнает, что в борьбе за должность победил сильнейший, т.е. более опытный.

Например: «К сожалению, на данный момент вы не подходите нам по опыту. Мы ищем кандидата, который, как минимум, три года работал в этой сфере и знает рынок».

«Мы приняли на работу кандидата с профильным образованием»

Если образование в требованиях к вакансии указано не для красного словца, а непосредственно влияет на качество работы, логично отказать соискателю, у которого оно неоконченное или непрофильное.

«Руководство решило переместить на эту должность уже работающего в компании сотрудника»

Компании развиваются, сотрудники тоже. Менеджер по продажам в свободное время выучился на дизайнера и тоже прошел собеседование на открывшуюся вакансию? Вполне понятно, почему ваш выбор пал на сотрудника, который уже работает в компании, знаком с ее ценностями, правилами и коллективом.

«Для работы на этой должности необходимы такие и такие знания или навыки, которых у вас нет, поэтому мы приняли решение в пользу другого кандидата»

Если же кандидату не хватило профессионального багажа — напишите, как есть. С конкретным указанием навыков, которых не хватает. Зачастую и сам кандидат осознает, что «недотянул», но надежда, как известно, умирает последней.

Корректно сформулированный отказ может дать вам «горячий резерв», если вы не на 100% уверены в выбранном кандидате. Но не внушайте ложных надежд «номеру два», ведь его услуги могут оказаться и невостребованными.

Шаблон письма-отказа

Как правило, письмо-отказ соискателю состоит из:

  • приветствия;
  • благодарности за уделенное время и внимание к компании;
  • сообщения, что вакансия закрыта, на нее принят другой кандидат;
  • нескольких теплых слов с пожеланием успеха в заключение.

Иногда в письмо добавляют фразу: «Надеемся, вы не будете против, если мы сохраним ваш отклик и обратимся к вам, если у нас появятся другие предложения».

В работе с отказами ничего страшного нет. Особенно, если сделать эту часть работы отлаженным бизнес-процессом. Тогда снижается ее эмоциональная составляющая, и проблема становится просто задачей, которую надо решить. Конечно, работать совсем без сердца в подборе нельзя, да и не нужно, но и растрачивать попусту эмоциональный ресурс тоже не стоит. Work.ua желает вам удачного подбора.


Читайте также

  • 6 типов соискателей, которым лучше отказать
  • Почему соискатель отказался работать в вашей компании
  • 5 правил для рекрутеров, которые упростят жизнь вам и вашим кандидатам

Получать новости в Telegram


Чтобы оставить комментарий, нужно войти.

Как отказать кандидату и никого не расстроить

  1. Лучше отправить шаблонный ответ, чем не ответить ничего. 63% соискателей негативно относятся к компаниям, которые «так и не ответили».
  2. Отвечайте сразу же, как только приняли решение, — так вы точно об этом не забудете. Не придется вспоминать всё, собираться с силами, перезванивать.
  3. Если во время интервью вы поняли, что кандидат вам точно не подходит, можно облегчить себе участь: попросить кандидата самому перезвонить через пару дней и узнать результат. Так задача не забудется и не повиснет тяжким грузом.
  4. При массовом подборе вполне допустимо предупреждать соискателей прямо во время собеседования: «Если мы не перезвонили вам через два дня, значит, выбрали другого. Извините, что не сообщим вам лично — у нас очень большой поток соискателей на эту вакансию». Лучше предупредить, чем промолчать.
  5. Если человек прошел интервью в несколько этапов, отправьте ему развернутый ответ. Упростите себе работу: попросите обосновать отказ руководителя, который принимал участие в собеседовании.
  6. Не переходите на личности, даже если человек начал ругаться.
    Вы — представитель компании. После того как сообщили причину отказа, просто закончите разговор с грубияном.

ТК РФ регламентирует правомерность отказов соискателям в статье 64 — «Гарантии при заключении трудового договора». По этой статье, отказ должен быть обоснован и связан исключительно с деловыми качествами работников. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» объясняет, что можно считать деловыми качествами.

«Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)».

Если соискатель после отказа написал письмо с просьбой обосновать это решение, вы обязаны это сделать по закону. Если ответ соискателя не устроит, он может обратиться в суд. Поэтому в тексте вакансии надо указывать как можно более четкие требования, а в письменном отказе указывать конкретную причину, ссылаясь только на профессиональные качества кандидата.

Вывод из требований ТК РФ простой: лучшие короткие причины для отказа — «Мы приняли на работу кандидата с большим опытом» или «Мы приняли на работу кандидата с профильным образованием».

Сообщать радостную новость приятнее по телефону. А вот отказывать лучше письмом.

Во-первых, кандидату так проще справиться с эмоциями. Он спокойно обдумает отказ и, возможно, отправит уточняющие вопросы, которые не придут в голову за минуту разговора.

Во-вторых, вы не вырвете человека из рабочего процесса: он откроет письмо ровно тогда, когда поймет, что готов это сделать.

Простой способ ответить всем и сразу — разослать шаблонные письма. В личном кабинете работодателя на hh.ru можно разослать отказы одним кликом, не заходя в резюме, и менять шаблон ответа для каждой новой вакансии.

Текст отказа необязательно должен быть «шаблонным». Секрет хорошего письма — в личном обращении. Представьте, что письмо должен получить ваш друг, а не какой-то условный человек.

  1. Поблагодарите. Как можно менее сухо: не просто «Спасибо за отклик на вакансию», а хотя бы «Благодарим, что выбрали нашу компанию из сотни других».
  2. Обоснуйте отказ. Вместо «К сожалению, мы не готовы сделать вам это предложение сейчас» составьте индивидуальный ответ для вакансии. Например: «К сожалению, на данный момент вы не подходите нам по опыту. Мы ищем кандидата, который как минимум три года работал у наших конкурентов и знает рынок».
  3. Не сжигайте мосты. «Надеемся, вы не будете против, если мы сохраним ваш отклик и обратимся к вам, если у нас появятся другие предложения».
  4. Подбодрите кандидата. Если кандидат был на интервью, добавьте пару правдивых слов о его хороших качествах: «Руководителя проекта впечатлило ваше стремление к обучению. Уверены, что через год практики вы сможете претендовать на кресло руководителя».
  5. Оставьте свою подпись. Будьте для кандидата человеком, а не роботом-рассыльщиком.

Самый плохой вариант отказа: пообещать кандидату: «Мы вам перезвоним!» — и не перезвонить. Никому не хочется это делать, и у всех есть более важные и интересные задачи. Но озвучивать отказ важно по трем причинам:

  • отказы — одна из составных частей имиджа компании на HR-рынке;
  • это ваш имидж как рекрутера;
  • наконец, это просто ваша работа.

Внесите отказы в должностную инструкцию, сообщите руководителю, что каждую пятницу вы два часа будете заняты ответами кандидатам. Помогайте другим развиваться: по-настоящему хороший отказ объясняет человеку, над чем поработать, и мотивирует на дальнейший рост. Количество людей трудоспособного возраста небезгранично, и, если он получит недостающие навыки, через пару лет станет желанным кандидатом. Поэтому, если только вы не проводите массовый набор на вакансии, рекомендуйте при отказах тренинги, курсы, профессиональную литературу. Пусть кандидаты возвращаются к вам!

Найти сотрудника

Назад к статьям

Как (вежливо) отклонить предложение о работе: используйте эти примеры

Перейти к разделу

Как отклонить предложение о работе (вежливо) отклонить предложение о работе, когда время неподходящее

Ваш следующий шаг уже там

Нехватка рабочей силы, «великая отставка» после пандемии и надвигающаяся рецессия — вот лишь несколько вещей, которые делают сегодняшний рынок труда уникальным.

Тем не менее, даже перед лицом возможного экономического спада в 2022 году будет открыто рекордное количество вакансий — 11,3 миллиона — это 1,9 вакансий на каждого ищущего.

Благодаря этим факторам сейчас самое время стать кандидатом. Тем не менее, они также могут создавать некоторые неловкие ситуации — когда у вас есть несколько возможностей на столе, научиться отклонять предложение о работе — важный навык.

Возможно, вы потратили недели на изнурительные собеседования, и хотя вам нравится компания и ее культура, потенциальная работа вам не подходит. Или вы можете пройти тщательное собеседование, но ваша нынешняя компания предложила корректировку заработной платы, от которой вы не можете отказаться.

Однако карьера длинна, а жизнь непредсказуема — в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Всегда держите мышление отношений, а не транзакционное. Отклоняя предложение о работе, помните об этих соображениях и примерах.

Как отклонить предложение о работе (вежливо)

Итак, вы оказались в ситуации, когда вам нужно отказаться от работы. Давайте рассмотрим некоторые шаги, которые следует учитывать при вежливом и профессиональном отклонении предложения о работе.

1. Убедитесь, что вы хотите отклонить предложение о работе

Первый (и, возможно, самый важный) шаг: убедитесь, что вы хотите сказать «нет». Смена работы — большое событие в жизни, и решение не всегда легкое.

Рассмотрите все факторы того, что означает отказ от предложения о работе, например:

  • Значительно ли увеличится ваша заработная плата?
  • Как принятие (или отказ) повлияет на ваше психическое здоровье и благополучие?
  • Как насчет гибкости рабочего места, вариантов удаленной или гибридной работы?
  • Видите ли вы себя растущим в организации?
  • Насколько ваши ценности соответствуют ценностям компании?

Когда я недавно рассматривал возможность смены карьеры, я перечислил все плюсы и минусы и все, что мне нужно в жизни — как в личной, так и в профессиональной сфере. Это помогло увидеть оценку на бумаге, чтобы решить, подходит ли мне эта роль.

Возможно, вам стоит поработать один на один с тренером. Коуч может помочь вам в процессе принятия решений и бросить вызов вашему мышлению способами, которые вы, возможно, не представляли.

Благодаря индивидуальному коучингу вы можете принимать решения с уверенностью. В конце концов, новая карьера приносит целый ряд новых проблем и возможностей.

Перед отказом убедитесь, что вы хотите сказать «нет». Редко есть место для маневра, если вы передумаете.

2. Проявите признательность и благодарность 

Интервьюирование — это трудоемкий процесс. Скорее всего, многие люди потратили много времени на ваше собеседование. Рекрутинг требует много работы — от просмотра сопроводительных писем до интервью и проверки образцов проектов. Компания, предлагающая услуги, в восторге от вас и очень хочет (и надеется), что вы присоединитесь к команде.

Склоняйтесь в знак признательности и благодарности. Убедитесь, что вы благодарите команду по подбору персонала и команду по найму за их время и заботу.

Никогда не помешает повторить то, что вы узнали в процессе. Делясь своей благодарностью и знаниями, вы сигнализируете компании, что действительно серьезно восприняли эту возможность.

3. Держите дверь открытой для общения

Одним из лучших советов, которые я когда-либо получал от наставника, был такой: «Вы никогда не знаете, когда ваши пути пересекутся в будущем».

Иногда время решает все. Например, вы можете пройти собеседование в компании своей мечты на роль, которая вам не очень нравится. Или вы следите за другой позиции в другом регионе или месте.

Держите дверь открытой для общения, когда отклоняете предложение о работе. Например, хорошей идеей будет предлагать оставаться на связи в LinkedIn. Вы также можете подтвердить свой интерес к компании, но сказать, что эта должность просто не подходит. Не будет слишком смело сказать, что вы были бы заинтересованы в будущих ролях (если это так), которые могут быть больше связаны с XYZ.

В любом случае смотрите на возможность как на переплетенную сеть будущих возможностей. Тот факт, что вы сейчас отказываетесь от должности, не означает, что вам нужно вообще уйти из компании.

4. Объясните свое решение 

Простого «Я отказываюсь от этой возможности» будет недостаточно. Особенно, если вы заинтересованы в том, чтобы эта сетевая дверь оставалась открытой, важно объяснить свое решение. Это особенно верно, если все согласовано, кроме фактической роли — могут появиться новые роли.

Вы можете быть прозрачным, но вам не нужно делиться подробностями. Например, допустим, вы отказываетесь от роли, потому что получили другое предложение с лучшим компенсационным пакетом, гибкостью и возможностями роста.

Хорошо поделиться этой информацией с потенциальным работодателем, но если у вас есть личные причины сказать «нет», вы можете исключить это из своего объяснения.

Без такой ощутимой обратной связи компании могут даже не знать, что их предложения о работе не так популярны, как у других на рынке. Важно, чтобы компании понимали логическое обоснование своих отказов. Собирая эти данные, они могут фактически использовать обратную связь, чтобы скорректировать свои собственные методы найма.

Отклонение примеров и шаблонов электронных писем с предложением о работе

Если вы приняли решение отклонить предложение, следующим шагом будет сообщить им о своем решении. Для многих это может быть сочетание электронной почты и телефонного звонка или предложение более серьезного разговора.

Тем не менее, многие люди заняты. Простое электронное письмо позволяет менеджеру по найму немедленно узнать, что им нужно оставить вакансию открытой и продвигать других кандидатов.

В зависимости от сценария ваше письмо с отказом будет выглядеть по-разному. Вот 3 шаблона письма с отказом от предложения о работе, которые помогут создать вашу электронную почту.

Если предложение не поможет вам в достижении ваших карьерных целей 

Здравствуйте, <Имя человека, сделавшего предложение о работе>,

Спасибо за щедрое предложение работать <должность> в <компании>. Мне понравилось узнавать больше о роли, организации и корпоративной культуре.

После тщательного размышления я пришел к сложному решению. К сожалению, вынужден отказаться от этой возможности, хотя она и интересна. Мои карьерные цели и стремления: . Я согласился на другую должность, которая больше соответствует целям моей профессиональной карьеры.

Я искренне ценю это предложение и хочу выразить благодарность за возможность познакомиться с вашей командой. Но после тщательного рассмотрения я понимаю, что эта возможность не подходит для моей карьеры.

Желаю вам всего наилучшего в поиске подходящего кандидата на эту роль. Пожалуйста, свяжитесь с нами, если откроется другая вакансия с учетом <вставьте карьерные цели>.

С наилучшими пожеланиями,

<Ваше имя> 

Если вам интересна компания, а не должность

Привет <Имя человека, который сделал предложение о работе>,

Спасибо за возможность работать <должность> в <компании>. Мне понравилось узнавать больше о роли, организации и корпоративной культуре.

После тщательного размышления я пришел к сложному решению. К сожалению, в настоящее время я вынужден отказаться от этой возможности. Меня невероятно интересует <название компании>, но сама должность не кажется мне подходящей для моих карьерных целей.

Я надеюсь направить свою карьеру в направлении <вставить подробности>. Хотя я хотел бы работать в <название компании>, я хотел бы, чтобы в будущем меня рассматривали на роль, которая лучше соответствует моим карьерным устремлениям.

Я искренне ценю это предложение и хочу выразить благодарность за возможность познакомиться с вашей командой. Желаю вам всего наилучшего в поиске подходящего кандидата на эту должность.

С уважением,

<Ваше имя> 

Если вы приняли лучшее предложение о работе 

Привет <Имя человека, который сделал предложение о работе>,

Спасибо за возможность работать <должность> в <компании>. Мне понравилось узнавать больше о роли, организации и корпоративной культуре.

После тщательного размышления я пришел к сложному решению. К сожалению, в настоящее время я вынужден отказаться от этой возможности. Я получил лучшее предложение, от которого не могу отказаться. Хотя я чрезвычайно заинтересован в <название компании>, я принял другое предложение с <вставьте причины, такие как оплата, гибкость, карьерный рост>.

Я искренне ценю это предложение и хочу выразить благодарность за возможность познакомиться с вашей командой. Желаю вам всего наилучшего в поиске подходящего кандидата на эту должность.

С наилучшими пожеланиями,

<Ваше имя> 

Как отклонить предложение о работе, если время неподходящее

Как упоминалось ранее, время решает все.

Когда мы приходим на работу, мы появляемся как цельные люди. Личная жизнь может быть беспорядочной. Поиск работы — сложный и неприятный процесс. И серьезные перемены в карьере иногда могут оказаться для вас неправильным решением.

Во-первых, обратитесь в свою систему поддержки, чтобы получить совет по карьере и собрать отзывы. Для некоторых это может быть наставник или товарищ по команде. Для других вы можете работать с тренером по личному и профессиональному развитию.

Как только вы определили, что время просто неподходящее, все в порядке.

Во-первых, убедитесь, что вы откровенны в отношении отношений, которые хотите поддерживать. Надеемся, что на данном этапе процесса поиска работы вы установили прочные отношения либо с командой по подбору персонала, либо с менеджером по найму (или с обоими).

Выразите свою благодарность и признательность за вклад в отношения. Скажите, что вы хотели бы продолжать поддерживать отношения. Свяжитесь с человеком(ами) в LinkedIn.

Не забывайте время от времени связываться с рекрутером и/или менеджером по найму, чтобы узнать, как идут дела. Выразите интерес к компании и команде — и повторите, что при правильной позиции и правильном времени вы будете готовы совершить прорыв.

Отказ от предложения о работе не всегда означает, что дверь полностью закрыта. Это сложный танец. Но в своем электронном письме с отказом повторите свои передаваемые навыки, основные ценности и общие карьерные цели.

Рассмотрите точку зрения предлагающей организации. Почти гарантировано, что они захотят нанять человека, который захочет остаться в компании на значительный период времени.

Также вероятно, что они захотят нанять кого-то, кто хочет расти в организации. Они хотят, чтобы любой новый сотрудник приносил существенную пользу.

Убедитесь, что вы подтверждаете свою заинтересованность в будущих возможностях, чтобы оставаться в центре внимания компании. Но привяжите это к тому, чего хочет взаимный. Вы также можете поработать со своим тренером или наставником, чтобы получить лучший совет по карьере, характерный для вашей ситуации.

Ваш следующий шаг уже там 

Ваша карьера зависит только от вас. И процесс найма — и собеседование — непростая задача.

Вы должны гордиться собой за возможность получить работу, даже если она вам не подходит. Любой потенциальный работодатель был бы счастлив иметь вас в своей команде.

Согласие со своими ценностями, стремлениями и практическими потребностями имеет решающее значение для успеха в любой роли. Хорошая новость заключается в том, что вы узнаете больше о том, что ищете, в процессе поиска работы.

Когда вы оцениваете возможность трудоустройства, подумайте о роли тренера или другого объективного руководства. Благодаря индивидуальной поддержке BetterUp вы можете быть уверены в своем решении.

9 способов (вежливо) отказаться от дополнительной работы

Технологии

  • Трудовая жизнь

  • Новости

  • Воздействие

  • Подкасты

  • Видео

  • ФЕСТИВАЛЬ ИННОВАЦИЙ

  • Справочный центр

    fastco Works

    90 038
  • AMAZON BUSINESS

  • AWS

  • BOSTON SCIENTIFIC

  • CAPITAL ONE

  • COMCAST BUSINESS

  • Deloitte

  • EPSILON

  • FIS

  • ГАРАНТ ЗДОРОВЬЯ

  • IBM

  • IEDC

  • Mckinsey & Company

  • OPENTEXT

  • QATAR AIRWAYS

  • SAP

  • SIEMENS

  • VERIZON

  • 9003 2 WELLS FARGO
  • FastCo Works

    Удостоенная наград команда журналистов, дизайнеров и видеооператоров, которые рассказывают истории брендов через призму Fast Company

  • Исполнительный совет FC

    коллекции

    • Быстрое правительство

      Будущее инноваций и технологий в правительстве на благо

    • Самые инновационные компании 9 0033

      Ежегодный рейтинг компаний Fast Company, оказывающих огромное влияние

    • Самые творческие люди

      Лидеры, творчески формирующие будущее бизнеса

    • Идеи, меняющие мир

      Новые рабочие места, новые источники пищи, новые лекарства и даже совершенно новая экономическая система Текущий выпуск

      Автор Devin Tomb, Levo League 2 минуты Чтение

      Поздравляем, вы суперзвезда офиса! Вы всегда укладываетесь в сроки. Ваш начальник постоянно шлет вам по электронной почте быстрые, но приятные похвалы («Отличная работа!», «Ты молодец!», «Как я раньше выживал без тебя?!»). И ваши коллеги регулярно хотят вашего «вклада» в дела.

      Единственная маленькая маленькая проблема здесь в том, что ваша рабочая нагрузка трещит по швам — все знают, что вы хороши, и поэтому вы первый выбор для нового проекта, большого шага и всего нового, что, кажется, происходит в последнее время. Вы слышали о выгорании, и когда вы смотрите на свою когда-то нетронутую юбку-карандаш Milly, вы практически видите опаленные края.

      Эта статья — ваша стратегия выхода. В следующий раз, когда кто-то вытащит Билла Ламберга и попытается подписать вас на проект, который вы знаете, вы мог бы помочь с , но он просто не в вашем (или вашего босса) списке приоритетов, эти ответы заставят вас звучать вежливо и профессионально, но уберегут вас от сорняков.

      [См. также: Вы на пути к выгоранию?]

      1. «Я бы с удовольствием помог с этим, но прямо сейчас мне нужно сосредоточиться на [вставить задачу]».

      2. «Мой приоритет [указать задачу] до [указать дату]. После этого я буду рад обсудить это».

      3. «Я хотел бы помочь, но я знаю, что не могу уделить этому время, которого он заслуживает».

      4. «Я знаю, что [вставьте имя] очень хочет заняться новым проектом — возможно, мы могли бы поделиться любовью?» Используйте это, если вы действительно знаете звездного стажера или помощника, который жаждет взяться за новое задание, но нуждается в таком спонсоре, как вы, чтобы упомянуть его или ее имя.

      5. «Я мог бы передать это вам до [вставьте дату, которая действительно реалистична]. Дайте мне знать, если это сработает с вашей стороны». Используйте его только в том случае, если у вас нет пропускной способности, чтобы взяться за задание прямо сейчас, но это звучит достаточно захватывающе, чтобы вы хотели поработать над ним в будущем.

      6. «В данный момент я получил строгий приказ сосредоточиться на [вставить проект]. В следующий раз!» Это, безусловно, более случайный ответ, поэтому используйте его только для действительно необычных вопросов — например, мозговой штурм с коллегой, который, как вы знаете, может получить второе мнение от множества других людей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *