Как понять мировоззрение: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Мировоззрение: что это такое — подробный пример, виды, структура

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем.

С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею. Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность.

Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

  • Историческая обусловленность. Мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества, в котором он вырос. Таким образом, и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, как правило, глубоко заложены проблемы, пережитые этим обществом, различные «исторические травмы», знаменательные события и прочее.
  • Взаимосвязь с убеждениями. У каждого человека свои жизненные принципы и убеждения, и они всегда тесно взаимосвязаны с его мировоззрением. С возрастом некоторые убеждения меняются, и это сказывается на мировоззрении. Разумеется, присутствует и обратная зависимость. Новые знания и жизненный опыт могут влиять на мировоззрение, и это сказывается на убеждениях.
  • Зависимость от эмоций. Большинство людей искренне верит, что их мировоззрение ни в чём не противоречит законам логики и здравому смыслу. Но в действительности всё обстоит несколько иначе. Наше мировоззрение формируется преимущественно на основании эмоциональной оценки различных событий, которые мы переживаем сами или наблюдаем со стороны.
  • Зависимость от знаний. Фактические знания об окружающей действительности также оказывают существенное влияние на мировоззрение в процессе его формирования и развития. Например, оно очень сильно меняется у людей, изучающих основы психологии, поскольку они начинают лучше понимать мотивы других людей (и даже свои собственные).
  • Возможность активного формирования. В большинстве случаев мировоззрение формируется пассивно, на основании наиболее доступной информации (книги, телевизионные шоу, сериалы и прочее). Однако каждый человек имеет возможность самостоятельно искать новые знания, прикладывая усилия к тому, чтобы осознанно формировать своё мировоззрение и свою индивидуальность.

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

  • Знания. Существуют разные виды знаний (эмпирические, теоретические, профессиональные, практические). Как правило, именно наличие реальных знаний позволяет человеку быть уверенным в правильности своих оценок при формировании мировоззрения.
  • Чувства. Мировоззрение формируется не столько в процессе познания, сколько в те моменты, когда человек даёт оценку событиям и явлениям, связывает их с какими-то чувствами и эмоциями.
  • Ценности. Это ещё одно понятие, неотделимое от мировоззрения. У каждого человека есть своя индивидуальная система ценностей – вещей, которым он придаёт наибольшее значение. И эта система служит призмой, через которую он смотрит на мир.
  • Поступки. Как плохие, так и хорошие поступки являются проявлениями мировоззрения. Например, совершая некрасивый поступок, человек может оправдывать его убеждением, что «мир всё равно несправедлив, поэтому незачем стараться быть хорошим».
  • Убеждения. Убеждениями обычно называют взгляды на то, как устроен окружающий мир, как он должен быть устроен и как люди должны поступать по отношению друг к другу. И это одна из важнейших составляющих мировоззрения.
  • Характер. Характер оказывает существенное влияние на повседневное поведение человека, определяя не только его поступки, но и его реакции на внешние события. Поэтому он оказывает существенное влияние на то, как формируется и развивается мировоззрение.

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения.
    При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей.
    Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

  • Обыденное. Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
  • Религиозное. Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения). При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
  • Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
  • Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
  • Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

  • Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
  • Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
  • Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

определение, структура, типы и роль в жизни человека

О чем статья

Определение мировоззрения

Мировоззрение (определение) – это система установок, взглядов и верований, которые формируются человеком на основе его жизненных опытов, культуры и общественных норм. Мировоззрение влияет на понимание человеком самого себя, окружающего мира и его места в нем.

Существует множество разных мировоззрений, каждое из которых предлагает свою уникальную перспективу на жизнь, мир и человечество. Эти мировоззрения варьируются от религиозных и духовных до философских и научных, и каждое из них может быть дополнено или изменено в зависимости от жизненных опытов человека.

Мировоззрение можно определить как «рамки или ориентацию, с помощью которых люди интерпретируют окружающую их среду» (Briere & Runtz, 1990). Оно охватывает все аспекты жизни, включая религиозные убеждения, политические взгляды, научные теории и этические нормы. Мировоззрение уникально для каждого человека, однако на него влияют культура, общество и воспитание.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Типы мировоззрений

Мировоззрения можно рассматривать как типы, каждый из которых представляет собой уникальный набор взглядов, установок и верований. Некоторые из самых распространенных типов мировоззрений: религиозные, философские, научные и материалистические.

Религиозное мировоззрение основано на вере в Бога или богов, а также на принципах и верованиях, предъявляемых конкретной религией. Философское мировоззрение основано на анализе и осмыслении основных вопросов жизни, таких как сущность реальности, смысл жизни и правда. Научное мировоззрение основано на научных методах исследования и анализа данных, а материалистическое мировоззрение сфокусировано на материальных вещах и практических аспектах жизни.

Типы мировоззрений могут влиять на человека в целом и на его поведение в конкретных ситуациях. Например, материалистическое мировоззрение может привести к фокусированию на внешних успехах и процветании, в то время как философское мировоззрение может побудить человека к задумчивости и размышлениям о более глубоких ценностях. В конечном итоге, мировоззрение может формировать индивидуальный подход человека к жизни и окружающему миру.

Сравнительная таблица типов мировоззрения

Типописаниепример
Религиозное система убеждений, основанная на вере/духовных ценностяххристианство — ислам
Философскоесистематическое исследование фундаментальных вопросовэкзистенциализм — идеализм
Научнаяоснована на физических доказательствах и эмпирических методахрационализм — эмпиризм
Политическиепринципы управления государством/обществомконсерватизм, либерализм, утилитаризм, моральный кодекс

Компоненты мировоззрения

Мировоззрение человека состоит из четырех основных компонентов:

  1. онтологии (что существует),
  2. эпистемологии (как приобретаются знания),
  3. аксиологии (системы ценностей),
  4. телеологии (цель).

Онтология рассматривает вопросы о существовании — какие вещи существуют во Вселенной? Эпистемология рассматривает способы получения знаний — какие источники следует использовать для получения знаний? Аксиология рассматривает системы ценностей — во что верят люди? Наконец, телеология фокусируется на цели — почему происходят определенные вещи? Все эти компоненты работают вместе, чтобы создать уникальный взгляд человека на реальность.

Роль мировоззрения

Мировоззрение играет важную роль в формировании личных взглядов и убеждений человека. Оно определяет, как он воспринимает и интерпретирует реальность вокруг себя, а также какие ценности и принципы он считает важными.

Мировоззрение также влияет на человека в его профессиональной жизни. Например, если человек имеет материалистическое мировоззрение, он может стремиться к карьерному росту и заработку, в то время как человек с философским мировоззрением может искать работу, которая позволит ему выражать свои идеалы и вдохновение.

Мировоззрение также может влиять на отношения человека с другими людьми. Если человек имеет оптимистическое мировоззрение, он может воспринимать людей и ситуации в полож

Заключение

Мировоззрение играет важную роль в формировании нашей личности, обеспечивая структуру мышления о себе и окружающих нас людях, а также придавая смысл самой жизни. Из этой статьи вы узнали о его определении, а также о различных типах, существующих сегодня, каждый из которых предлагает уникальные перспективы при взгляде на реальность.

Кроме того, мы обсудили компоненты, составляющие ее часть, а именно онтологический эпистемический аксиологический телеологический соответственно, а затем, наконец, обсудили важность роли, которую она играет в человеческом существовании, включая обеспечение направления при принятии решений.

Пройдите тест на тему “Мировоззрение”

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

444

Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Полезно

Понимание мышления

Понимание мышления

Авторизоваться Зарегистрироваться

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые дети уклоняются от испытаний и сдаются при первых же признаках борьбы? Возможно, у вашего ребенка есть история того, что он бросал занятия, спорт или школьную работу, когда он сразу не преуспевал. Возможно, годы борьбы или несколько неудачных опытов убедили вашего ребенка в том, что «я просто не силен в этом». Изучение фиксированного мышления и установок на рост поможет вам изменить деструктивные модели поведения, позволив вашему ребенку вести счастливую и полноценную жизнь, полную обучения на протяжении всей жизни и безграничного потенциала.

Что такое установка на рост?

Доктор Кэрол Двек, психолог из Стэнфордского университета, провела десятилетия исследований и обнаружила, что представления людей об их интеллекте различаются. Некоторые люди считают, что их интеллект и способности неизменны. Другими словами, у вас есть определенный уровень интеллекта, и вы мало что можете сделать, чтобы его изменить. Это называется «фиксированное мышление». Подумайте о фразе: «Я не математик». Это утверждение указывает на фиксированное отношение к математике, поскольку оно приписывает математические способности неизменному качеству.

У других разные представления об их интеллекте и способностях. Некоторые люди считают, что можно развить свой интеллект, прилагая усилия. Это называется «установка на рост». Подумайте о фразе: «Сначала математика была очень запутанной, но я усердно учился весь год и теперь понимаю ее намного лучше». Это указывает на установку на рост, потому что показывает готовность копать глубже.

«Если родители хотят сделать своим детям подарок, лучшее, что они могут сделать, — это научить их любить испытания, заинтриговываться ошибками, получать удовольствие от усилий и продолжать учиться. Таким образом, их дети не должны быть рабами похвалы. У них будет возможность на протяжении всей жизни укреплять и восстанавливать уверенность в себе».
— Кэрол С. Двек

Почему это важно?

Фиксированное мышление или установка на рост имеют огромное значение, когда дело доходит до мотивации. Если у детей есть фиксированное представление об интеллекте, они, вероятно, считают, что успех во многом зависит от таланта. Они могут думать, что некоторые рождаются со способностью добиться успеха, а другие — нет. Они могут рассматривать успешных людей как обладающих каким-то недостижимым врожденным даром. Побочным эффектом установки на данность является беспомощное или апатичное отношение к усилиям, особенно когда речь идет о сложных задачах.

Простая вера в то, что интеллект податлив, может лучше вооружить детей для решения сложных задач и сложных предметов. Если они знают, что могут развивать свои способности, что усилия и самоотверженность влияют на формулу успеха, тогда дети не будут парализованы вызовами. Мышление роста создает любовь к обучению и устойчивость, которые необходимы для достижения целей.

Как это поможет моему ребенку?

Исследования показали, что дети с установкой на рост лучше учатся в школе. В ходе исследования учащихся средней школы доктор Лиза Блэкуэлл обнаружила, что ученики с установкой на рост получают более высокие оценки по математике по сравнению с учениками с установкой на данность. Учащиеся в Вашингтоне, округ Колумбия, которых обучали установке на рост, превзошли всех своих сверстников в стандартизированных тестах в округе. Многие исследования показывают, что дети с установкой на рост ведут себя иначе, когда сталкиваются с трудностями, и в конечном итоге учатся на своих ошибках, а не парализуются ими. Подробнее читайте в «Науке».

Узнайте о воспитании детей с установкой на рост

Ваше мощное, изменчивое мышление — Stanford Report

Вы смотрите на жизнь через свою собственную уникальную линзу. Это ваше мышление — предположения и ожидания, которые вы придерживаетесь в отношении себя, своей жизни и окружающих вас ситуаций. Исследования показывают, что образ мышления играет важную роль в определении результатов жизни. Поняв, адаптировав и изменив свое мышление, вы можете улучшить свое здоровье, уменьшить стресс и стать более устойчивыми к жизненным трудностям.

Этой осенью Healthy Living предлагает два курса по мышлению; Переверните сценарий стресса — улучшите свое самочувствие с помощью позитивного мышления 7 октября с 12:00 по московскому времени. — 13:00 и «Мышление импровизатора», среда, 29 сентября — 20 октября, с 15:00. – 16:30

Чтобы узнать больше о мышлении и о том, как его изменить, Бевелл поговорил с доктором Джейкобом Тауэри, адъюнкт-инструктором кафедры психиатрии Стэнфордского университета.

Образ мышления поможет вам упростить.

Образ мышления — это набор предположений, которые помогают вам преобразовать сложные мировоззрения в удобоваримую информацию, а затем сформировать ожидания на основе этой информации. Например, вы можете полагать, что заболеть раком будет катастрофой или что диета будет сложной и лишенной. Эти системы убеждений помогают вам устанавливать ожидания, планировать худшее и принимать решения, основанные на этих предположениях.

Хотя образ мышления может быть полезен для извлечения информации и управления ожиданиями, он также может быть неадекватным, приводить к межличностным проблемам и чувству вины, неадекватности, печали и беспокойству. Доктор Тауэри отмечает, что обычно придерживаются мышления, которое было адаптивным в какой-то момент жизни, но с тех пор стало неадаптивным. Например, может быть полезно полагать, что другим нельзя доверять, если вас предали в молодом возрасте, но это убеждение может привести к межличностным проблемам на более позднем этапе жизни.

Доктор Тауэри уверяет: «Хорошая новость заключается в том, что мышление очень изменчиво, и если вы готовы изучить технологию изменения своего мышления и победы над искаженными мыслями, вы можете обрести значительно больше счастья».

Фиксированное или развивающееся мышление влияет на ваше мировоззрение.

Возможно, вы слышали о «фиксированном» и «развивающемся» мышлении. Эти термины были придуманы исследователем из Стэнфорда и профессором Кэрол Двек, доктором философии. описать системы убеждений о вашей способности меняться, расти и развиваться с течением времени. Если вы считаете, что ваши качества по существу неизменны или «фиксированы», вы можете быть менее подвержены ошибкам, потому что неудачи рассматриваются как неотъемлемые и препятствующие будущему успеху. Например, если у вас фиксированное мышление и у вас есть проблемы с общением с другими людьми на мероприятии, вы можете рассматривать это как свидетельство того, что вы никогда не сможете общаться в обществе, что приводит к социальной тревоге и избеганию.

С установкой на рост вы знаете, что со временем можете измениться, и поэтому вы более открыты для размышлений, обучения и роста, преодолевая трудности. Поскольку неудача менее опасна, вы с большей готовностью принимаете жизненные вызовы, воспринимаете обратную связь как возможность обучения и продолжаете учиться и расти на протяжении всей жизни. С установкой на рост вы также с меньшей вероятностью будете персонализировать неудачи. Например, в приведенном выше сценарии вы могли бы подумать, что причина ваших социальных трудностей была больше связана с окружающей средой на мероприятии, чем с личной неспособностью к общению.

При фиксированном мышлении может быть трудно найти мотивацию для работы над предполагаемыми слабостями, потому что возможность измениться может показаться такой же безнадежной, как изменение цвета глаз. Напротив, с установкой на рост вы будете воспринимать свою воспринимаемую слабость как вызов, который может быть мотивирующим и даже забавным для преодоления.

Как пишет Двек в книге «Мышление», «… когда вы начнете понимать фиксированное и растущее мышление, вы увидите, как одно приводит к другому — как вера в то, что ваши качества высечены в камне, приводит к множеству мыслей. и действия, и как вера в то, что ваши качества можно развивать, приводит к множеству различных мыслей и действий, уводящих вас по совершенно иному пути».

Доктор Тауэри приводит личный пример: «В своей жизни я был недоволен своими способностями к пению и решил брать уроки пения в течение девяти месяцев. Хотя в ближайшее время вы не услышите меня по радио, мое пение стало намного менее ужасным, чем до уроков». Он описывает, что было весело узнать, что пение — это навык, который можно развивать, а не что-то врожденное и неизменное.

Образ мышления может повлиять на вашу реальность.

Образ мышления может повлиять на ваши результаты, определяя то, как вы думаете, чувствуете и даже физиологически реагируете на некоторые ситуации. Исследование 2007 года показало, что повышение осведомленности о физической активности приводит к таким преимуществам для здоровья, как потеря веса и снижение артериального давления.   Для дальнейшего изучения этого феномена в 2011 году было проведено исследование физиологического насыщения в связи с отношением к определенным продуктам питания. Исследование показало, что сытость участников соответствовала их мышлению о еде, которую они потребляли, а не о питательной ценности пищи.

Другой пример того, как образ мышления влияет на физиологию, был показан в исследовании 2012 года, посвященном связи между восприятием стресса, здоровьем и смертностью. Келли МакГонигал ссылается на это исследование в своем выступлении на TED в 2013 году, объясняя, что у участников, испытавших высокий уровень стресса, был повышенный риск смерти, но только в том случае, если они считали стресс вредным. У тех, кто испытал высокий уровень стресса, но не считал его вредным, шансов умереть не было больше. МакГонигал призывает развивать более позитивное мышление в отношении стресса и воспринимать физиологические реакции вашего тела на стресс, такие как учащенное сердцебиение и бешеный ум, как естественную реакцию вашего тела на вызов и преодоление его, а не как сигнал о том, что что-то не так. .

Доктор Тауэри указывает на влияние мышления на действие лекарств. «В медицине существует мощное явление, известное как эффект плацебо, при котором, если кто-то верит, что получит пользу от приема определенного лекарства, он часто так и делает. На самом деле, независимо от болезни или состояния, около 30-40% людей могут значительно улучшить свои симптомы даже при приеме плацебо (сахара), если они верят, что таблетка поможет».

«Не менее интересен, — замечает Тауэри, — «ноцебо-эффект», психологическая реакция, основанная на ожиданиях человека в отношении побочных эффектов. Когда врач подчеркивает потенциальные побочные эффекты лекарства, а пациент считает, что у него разовьются эти симптомы, даже если ему дадут сахарную таблетку, у этих пациентов могут развиться неблагоприятные побочные эффекты, просто основываясь на том, что ожидает их разум».

Наука только начинает подтверждать силу взаимосвязи разума и тела. Образ мышления имеет значение, поэтому важно обращать внимание на свои системы убеждений — откуда они берутся, насколько они обоснованы и как они влияют на качество вашей жизни.

Вы можете изменить свое мышление.

Хотя на ваше отношение к таким темам, как внешность и успех, в значительной степени влияют внешние факторы, мозг нейропластичен, что означает, что нейронные сети могут продолжать расти, изменяться и реорганизовываться на протяжении всей жизни. Испытав себя новым опытом и перспективами, вы можете сформировать новые нейронные связи — или образ мышления — в любой момент жизни.

Даже фиксированное мышление не высечено в камне. Вы можете изменить свое мышление, научившись и сознательно выбрав веру в то, что ваши характеристики не предопределены заранее и что вы можете продолжать расти с течением времени.

По словам Тауэри, «захватывающая новость о мышлении заключается в том, что оно абсолютно изменчиво. Вся область когнитивной терапии основана на идее о том, что мысли определяют чувства и что вы можете научиться мощным техникам изменения искаженных мыслей и саморазрушающих убеждений. Для тех, кто хочет узнать, как это сделать, я рекомендую прочитать книгу «Чувствовать себя прекрасно» Дэвида Бернса, доктора медицины, и выполнить все письменные разделы. Компетентный когнитивный терапевт также может научить вас, как изменить свое мышление, даже за небольшое количество сеансов».

Доктор Тауэри говорит, что самая полезная часть его работы — помогать людям трансформировать искаженные убеждения, такие как «я неудачник», в более реалистичные мысли, такие как «я не очень хорошо выступил, но я могу лучше подготовиться в следующий раз, и это вероятно, пойдет намного лучше».

Towery поощряет подвергать сомнению обреченные на провал мысли и создавать новые нарративы, более корыстные. Если вы развиваете мышление роста, неудачи могут стать возможностью для обучения, и всегда есть еще один шанс стать лучше и почувствовать себя лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *