Как проявить интерес к учебе у подростка – — 10

Содержание

10 способов привить ребёнку любовь к учёбе

Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.

Идеальный вариант – записаться на психологическую консультацию с ребенком, чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.

Дельный совет родителям от детского психолога

Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.

Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или помочь своему ребенку стать счастливым.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.

10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе

  1. «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
  2. Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна психологическая помощь детям и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
  3. Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
  4. Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
  5. Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
  6. Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
  7. Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
  8. Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что родители его не понимают. Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
  9. Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
  10. Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.

Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».

Давайте решать проблему вместе!

 

Вам понравилось?! Поделитесь записью с друзьями

rad-gizni.ru

Пробудить в ребенке желание учиться

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».

Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.

«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес — настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», — но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».

Большинство школ не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться

Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку — поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», — уверена Тамара Гордеева.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, — уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. — Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

«Стать репетитором по всем предметам — не выход из положения, — уверена детский психолог Елена Морозова. — Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к своему ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

Задачи для родителей

Мы попросили наших экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста — свои приоритеты. Поэтому мы выделили три основных этапа.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе? Ответы в статье Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Как общаться с подростком, чтобы сохранить интерес к учебе, читайте в статье Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей. Как помочь ребенку разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях и расставить приоритеты, читайте в статье Старшие классы: гибкость и выдержка

Читайте также

www.psychologies.ru

Учимся учиться. Как разбудить у ребёнка интерес к знаниям? | Здоровье ребенка | Здоровье

Кто в ответе за мотивацию

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью 

Привить любовь к чтению непросто. Начните с собственного примера – читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага могут быть тематически оформлены и содержать текст. Вы знаете, чем интересуется ваш ребёнок, – пусть в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы 

Относитесь с уважением к интересам ребёнка. Даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение малыша – это его первые шаги к самовыражению. Возможно, через увлечение вам удастся заинтересовать его обучением. Расскажите, что математика точно поможет ему достичь своей цели и стать бизнесменом, но при этом важно быть грамотным, поэтому нужно заниматься русским и английским.

Не переставайте играть 

В игре мы развиваемся, оттачиваем навыки. Если думаете, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки, ошибаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, поэтому играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё безумно интересно и как хорошо, что на уроке он может узнать гораздо больше! (Конечно, чтобы играть было интересней.)

Делитесь знаниями

Рассказывайте ребёнку обо всём новом, что вы сами узнали. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое – здорово. И чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми и мир для него становится шире и многограннее.

Интересуйтесь искренне 

Расспрашивайте, даже если устали, ребёнка о том, чему он сегодня научился в школе. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Не спрашивайте об оценках. Говорите только о его интересах. Тогда он будет хотеть говорить вам о себе, а не о том, как его оценивают другие.

Фокус на сильные стороны 

Если ваш ребёнок учится неровно и вы знаете, что, к примеру, у него хромает чтение, обсуждайте лишь его сильные стороны. Не выставляйте в центр внимания его слабые стороны, выделяйте его таланты и способности в других дисциплинах.

Зачем это нужно?

Полюбить и захотеть сделать то, что делать необходимо, сложно. Этому нужно учиться в ранние годы. Ведь потом вашего малыша ждут ещё более серьёзные и ответственные периоды жизни – учёба в институте, работа, создание семьи. И, когда мы умеем и можем себе объяснить, зачем нам нужно выполнять некое дело, всё у нас получается быстро и легко.

Елена Воробей, актриса: 

– Для начала нужно понять, почему так происходит, поговорить с ребёнком, возможно, обратиться к психологу, чтобы выяснить причины неуспеваемости. А причины могут быть разными – начиная с того, что ребёнок что-то не понимает, ему тяжело даётся школьная программа, заканчивая сложными отношениями в семье, классе, с учителем. 

Смотрите также:

aif.ru

Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Рекомендации родителям.

Ох, как же трудно мне учиться!

Строчки ровно в ряд писать,

Примеры сложные решать!

Я хочу с ребятами резвиться,

А не учебники читать!

Мамуля, ты меня не заставляй,

Ты со мною  «в школу» поиграй,

Где на всех уроках, как в игре,

Интересно и тебе, и мне!

(Анна Кубата)

 

   В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.

 

   Многие родители часто  задаются вопросом: Как  вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?

 

    В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.

   Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.

  Во-первых,  присмотритесь к себе.

   Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту,  возможностям?

   Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте  ведущим видом деятельности является игра. Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).

   Во-вторых, если вы требуете от своего школьника  только  отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за  страха  наказания и негативного отношения  к нему со стороны взрослых.

   Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие,  ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).

   Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался!  В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»

   В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе,  учитывая его темперамент.

   Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:

   флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.

   Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать  больше времени на выполнение задания и не торопить его.

   А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело  и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.

   У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.

   Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

   В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.

   Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать  что-то новое. Играйте с ребенком  «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.

   В-пятых, помогайте ребенку  выполнять домашнее задание.

  Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность.  Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

   Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка.

   Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте.  Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

   Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.

    Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните  мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».

Удачи вам, дорогие родители!

crisiscenter74.ru

Мотивация и интерес к учебе у подростка

Проблема низкой мотивации в средней школе является актуальной в любом образовательном учреждении, редкий родитель не сталкивался с ней. На собственном опыте знаю, как родители это воспринимают. Обычно можно услышать такие слова: «Не понимаю, что с ним случилось! В начальной школе Елена Ивановна нас хвалила, а как в пятый пришел — будто подменили ребенка!»

Некоторые начинают искать причину в педагогах, которые ведут уроки в классе у их сына, дочери. Возможно, конечно, причина в ком-то из педагогов, но эта вероятность ничтожно мала.

Некоторые родители смотрят на отметки своего ребенка и говорят: «Вот почему в четвертом классе у него была по математике „4“, а в пятом — „3“? Эта Екатерина Ивановна придирается, видимо, к нему!»

А может, дело в том, что у вашего пятиклассника программа стала сложнее, учитель новый, к которому он еще не привык?

Период адаптации. Не делайте ошибок

Пятиклассники, как и первоклассники, проходят период адаптации, за время которого они привыкают к новым правилам, учителям, классному руководителю. Как бы детей не готовили к этому переходу, переменам, для любого ребенка это стресс, который мешает сосредоточиться на учебе. Поэтому просто будьте в тот момент рядом со своим ребенком, держите связь с классным руководителем. В этот период не надо говорить (особенно при ребенке), что кто-то из учителей не вызывает у вас доверия, сомневаться в его профпригодности.

Случай из жизни

У меня был такой случай. В мой класс (тогда это был 5 класс) пришла новенькая девочка. Судя по ведомости успеваемости, которую она привезла из прошлого места обучения, девочка была троечницей почти по всем предметам. В коллектив она влилась хорошо, принимала участие в мероприятиях класса и школы, но вот с уроками английского была целая проблема. После того, как учитель поставила ей двойку за неправильный перевод, девочка перестала ходить на эти уроки. Никакие беседы с учителем, родителями не помогали.

И однажды мы с ней просто так разговаривали и коснулись задания по английскому, на что она сказала: «Мама сказала, что эта (имя, отчество учителя английского языка) всем ставит незаслуженно плохие отметки. Ей уже на пенсию пора». Было неприятно. Надо оговориться еще, что если у младшего школьника учитель — главный авторитет, то в средней школе значимость педагога в глазах школьников падает. Поэтому убедить пятиклассницу, что она неправа, я, конечно, попробовала, но по ее глазам поняла, что не убедила, потому что в голове ее уже все сошлось: у меня «два», потому что учитель английского плохая.

После был разговор с родителями об этом. Посещаемость, а затем и успеваемость по данному предмету у этой девочки наладились.

Переход в 5 класс почти у всех детей совпадает с началом переходного возраста, дети постепенно становятся подростками. Начинаются гормональные сбои, организм перестраивается, меняется. В этот момент подросток сам не знает, чего он хочет: меняются вкусы, интересы, приоритеты (вот почему родители не могут узнать своих изменившихся детей).

Ведущим видом деятельности становится общение. Теперь авторитетом для ребенка станет тот, кто за все это время стал его другом (не обязательно ровесники, но и родители могут быть). И вот поэтому начинаются проблемы, которых раньше не было. Это вовсе не оттого, что ваш ребенок стал плохим, просто он взрослеет и сам не понимает, отчего так все изменилось — просто подростки начинают смотреть на мир по-другому.

Как быть с подростком

В этот момент надо начать относиться к нему как к взрослому, забыть, что ему только 12. Не надо давить, пытаться настоять на своем, потому что этим теперь добиться чего-то будет бесполезно. Попытайтесь доверительно, без осуждения поговорить с ребенком и обсудить проблемы в школе, снижение успеваемости. Чаще всего это проблемы в отношениях с кем-то, которые ваш ребенок очень переживает (выше я говорила, что общение-ведущий вид деятельности). Обсудите ситуацию и дайте понять, что вы на его стороне, готовы помочь. Когда эти внешние проблемы наладятся, то и проблемы с учебой могут решиться.

Если проблема низкой мотивации именно в самой учебе (т.е. неинтересно, не понимает материал некоторых учебных предметов), посмотрите в Интернете обучающие занимательные видео по предметам, которые особенно тяжело даются ребенку и обсудите их вместе. Может, именно ваши совместные просмотры помогут ребенку по-другому взглянуть на учебу.

И не забывайте про учителей и классных руководителей, которые тоже могут вам в этом помочь. Обязательно поддерживайте с ними связь, обсуждайте проблемы.

Случается и так, что причина снижения успеваемости по отдельному предмету зависит от трудностей в отношениях с педагогом (все мы люди, и все мы разные). Не спешите в этих случаях бежать в школу и обвинять учителя в некомпетентности или жаловаться в управление образованием. Постарайтесь разобраться в ситуации. Поговорите с классным руководителем, попросите его помочь вам узнать, из-за чего произошел конфликт. Встретьтесь с учителем при ребенке, узнайте суть претензий к нему и выслушайте по этому поводу сына или дочь, постарайтесь вместе найти решение этой ситуации. Уверена, что у вас это получится, и отношение к данному учебному предмету изменится у ребенка в лучшую сторону.

Мотивирование материальными ценностями — стоит ли?

Еще один способ, которым «хвастаются» некоторые родители — это мотивирование ребенка на учебу чем-то материальным (например, закончишь неделю без двоек — купим телефон, или закончишь четверть на «4» и «5» — поедем на море и т.д.). А на самом ли деле это способ является действенным в данном случае? Кто-то мне сейчас может возразить: «Конечно, ведь ребенок старается получать хорошие отметки, чтобы получить от родителей обещанное!». Попробую вам доказать, что это никак не связано с повышением его мотивации к учебе.

Что мы получаем в итоге от такого способа мотивации?

  • «Ложную мотивацию». Т.е. ребенок не понимает, что учиться нужно ему, а не родителям, которые так настойчиво пытаются заставить его получать хорошие отметки и ходить в школу.
  • Воспитание потребителя. Ребенок начинает понимать, что за каждый свой хороший поступок, услугу он может получить что-то взамен.
  • «Выпрашивание» отметок у учителей и восприятие этого как соревнования. Т.е. интереса к учебе как к таковой нет, а только к отметкам, которые ребенок готов получить любой ценой.
  • Неудачи в учебе (плохие отметки, замечания учителей и т.д.) могут спровоцировать раздражение, разочарование, стресс у ребенка в связи с тем, что это помешает ему получить желаемое от родителей. Все это только усугубит отношения между ним и учебной деятельностью.

Как видно из всего выше перечисленного в результате вы получаете ребенка, который гонится за хорошими отметками, но по-прежнему остается с низким интересом к учебе и низкой мотивацией.

Надеюсь, я смогла вам показать, что мотивирование ребенка на учебу материальными ценностями не является эффективным способом, если вы хотите на самом деле повысить интерес к обучению, а не ЗАСТАВИТЬ его получать хорошие отметки.

Терпение…

Повышение мотивации к учебе — это деятельность не только родителей или только учителей, школы, а совместный труд, требующий тактики и терпения.

Помните, что подросток — это уже не ребенок, поэтому старайтесь без давления больше говорить с вашим ребенком. И все у вас обязательно получится, если между вами и вашим ребенком будет полное взаимопонимание. А для этого научитесь понимать и принимать его взрослеющим.

Успехов вам!

Автор: Татьяна Кулакова

hvatalkin.ru

Статья по теме: Как поддерживать у детей интерес к учебе. (рекомендации для родителей)

Как поддерживать у детей мотивацию(интерес) к учебе

Мы очень часто слышим от наших детей такие слова как: « я ненавижу математику», «я не хочу делать домашнюю работу», «я не люблю учиться в школе». Каково же слышать такое родителям, которые столь заинтересованы в учебе своих детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения своего чада к получению знаний.

«Почему мой ребенок не заинтересован в учебе?», « Что заставляет моего ребенка противиться ходить в школу? Почему он говорит, что учиться очень скучно», «Почему он показывает высокие результаты по одним, а низкие по другим предметам?», «Почему ему не нравится изучать английский?» Это всего несколько вопросов, которые возникают у обеспокоенных родителей, когда их чада проявляют отсутствие интереса к обучению, как дома, так и в школе. Некоторые родители выбирают для своих детей домашнее обучение, другие записывают в спортивные секции или факультативные занятия после уроков – все это для повышения уровня детского мышления и стимулировании у них интереса к получению знаний.

Дети не несут ответственность за свои поступки, поэтому будьте терпеливы в их отношении. Они отличаются друг от друга по уровню интеллекта и восприятия. Некоторым для понимания хватает простого сурового взгляда, а других нужно крепко поругать. Но никогда нельзя переставать следовать хадису Султана Пророков, который сказал: «Кто не показывает милосердия к молодым людям, тот не сможет быть одним из нас» (Тирмизи, Бирр). Поэтому ребенка можно завоевать только с любовью, нежностью и мягкостью.

Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учебе. Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями и работниками сферы образования, обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.

Первые годы в жизни ребенка имею первостепенное значение и играют важнейшую роль в установлении характера ребенка и его возможных действий в будущем. Исследования показывают, что опыт, который переживают дети в первые пять лет своей жизни, формируют жизненные связи в головном мозгу. Именно эти связи являются основой для предрасположенности ребенка к обучению, его социального и эмоционального развития. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому разница в формировании детей ожидаема. Работники сферы образования сталкиваются с детьми из самых различных языковых и культурных традиций. В основном, это относится к детям, изучающим языки, отличные от своего родного. Поэтому новые учебные программы предлагают дополнительные мероприятия для удовлетворения потребности таких детей.

В среднем, успеваемость мальчиков хуже, чем у девочек, и по итогам исследований Управление по стандартам в области образования Великобритании подготовило доклад о методах, благодаря которым школы могли бы повысить результаты среди мальчиков. Они выяснили, что давление со стороны сверстников служит главной причиной того, что мальчики отстают от девочек почти во всех предметах, кроме математики и точных наук.

Также некоторые дети, обладающие коротким периодом концентрации, не могут заниматься одним видом деятельности больше 5-10 минут. Их требования отличаются от сверстников.

Проведение вашего времени с ребенком в процессе игры или выполнением домашней работы является одним из ключевых возможностей для взаимодействия и устанавливает доверие и мотивирует ребенка на обучение. Мы должны не забывать о том, что дети получают знания постоянно и всюду, не только в школе.

Рекомендации для повышения мотивации ребенка к учебе

1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.

2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего чада, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

6 – Помогите вашему чаду взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования.  Вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

9 – Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру. Также проверка работы детей показывает, что вы заботитесь о них. Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому.

10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.

В этой статье мы привели лишь несколько примеров, благодаря которым мы можем стимулировать у детей желание учиться. Некоторые родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать дома с такой же радостью и увлечением как в школе. Поэтому родители могут переживать из-за этого, хотя на самом деле все это очень просто, например, достаточно сходить с ребенком в парк или библиотеку, или какая-нибудь полезная деятельность, такие как, совместное приготовление ужина, ухаживание за домашними растениями всегда будет веселым и приятным времяпровождением, а также творческой частью процесса обучения. Общение с учителями ребенка, родителями других детей, перенимание их опыта в схожих ситуациях тоже может послужить толчком к еще большему пониманию процесса обучения и воспитания вашего чада. Нам повезло с тем, что в настоящее время много информации в открытом доступе, в том числе и вебсайтах, которые могут помочь родителям лучше разобраться в этой теме. Кроме того, сейчас учебные программы в школах постоянно пересматриваются и обновляются, для того, чтобы процесс обучения стал более интересным и увлекательным для детей, с активным взаимодействием между учителем и учениками.

nsportal.ru

Нижегородский ученый-педагог рассказала, как побудить ребенка к учебе — Российская газета

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент «РГ» обратилась к специалисту — кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова «заставить» предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения «заставить» ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность — не получится?

Крайникова: Существует некий «двигатель», без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель — мотивация, в педагогическом научном определении — совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. «Ну, как же, — думают многие мамы и папы, — все учатся. Мой ребенок что же — хуже других?» Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: «Не будет учиться — начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию… Вино, наркотики…» Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: «Не будет учиться — не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи — будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные».

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет — то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку «ничего не интересно». Значит, задача родителей — найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова — как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания — это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант — жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. «Почему снег тает?», «Почему бабушка с палочкой?»… Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. «Отстань! Надоели твои глупые вопросы», — раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение — от слова «свет») может померкнуть… Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну «ничего не интересно», не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей — именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка — не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь — постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную «тройку», а родители недовольны: они рассчитывали на «пять». У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой — воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: «А что мне за это будет?»

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: «Образование, возможность развития, становление Человека — это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!»

Что для вашего ребенка важнее — деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала — это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка — необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности — вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: «Не хочу учиться!»

rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *