Как развить фотографическую память? — Лучик света в небесной пелене — ЖЖ
Задалась вчера вопросом, как развить в себе фотографическую память. По идеи, это возможность запоминать огромный объем информации слово в слово.
У меня есть фотографическая память, но она у меня ограничена внешним миром, то есть я могу запоминать объекты на улице, дома, человека, животных, все что угодно, что не относится к тексту. То есть в моей памяти фокусируются картинки, образы. Но когда пытаюсь вспомнить текст, который видела, не могу в памяти отразить даже буквы, не говоря уже о предложениях. Хотя, например, читала и могу воспроизвести информацию, которую запомнила. Так делают практически все.
У моего бывшего мужа фотографическая память, он может прочитать книгу и слово в слово пересказать, что прочитал, вплоть до точки с запятыми, которые в тексте есть. Думала, сначала, — феномен, но он демонстрировал это много раз, потом на это просто не обращала внимание. В идеале ему это помогало учить новые языки, которыми он владеет в совершенстве.
На учебу, кстати, это совершенно никак не влияет, если не обладать при этом развитым мышлением. Это как у детей, они могут запомнить очень много, но на практике применять это не могут, так как не понимают смысл вещей, их мозг работает на уровне машины, ты задал ему правила вычисления, так ребенок и будет делать, выдав вам результат. К примеру, дети знают цифры от 1 до 100, знают принцип, как считать примеры, но они не могут посчитать, либо могут по примеру посчитать, но не понимают смысл результата. Есть еще дети, которые умеют читать, они знают принцип построения букв, сами буквы, но в идеале прочитанную информацию которую затем прочитали, не понимают, даже пересказать не могут, что прочитали. То есть для них прочитанная информация, как набор букв, который они сложили, в идеале получили всего лишь слово, а должна сложиться картинка. Здесь, кстати, ошибка многих родителей, которые учат рано детей читать, некоторые дети к 3-4 годам читают, это ведь не сложно ребенка чему-то научить. Но надо чтобы он понимал, что он в идеале получил не просто текст из букв, которые сложил. Попросите после прочтения рассказать, что он прочитал, если ребенок вспомнит именно о чем текст, смысл текста, значит все нормально, а если он вам произнесет набор слов или букв который запомнил, то такое чтение бессмысленно.
Тут задумалась, что если сына этому научить, по идеи это же на пустом месте не развивается. Но как научить ребенку, чего сама не умею делать? Мыслить он умеет, память есть…
Вот у меня образная память, когда, к примеру, учитель рассказывает что-то, мой мозг в голове рисует картинку, которая четко запоминается надолго. Когда, к примеру, учитель меня спрашивает материал, который она рассказала, через неделю или полгода, у меня тут же в голове выскакивает образ, и я его рассказываю так же, как отразилась в памяти. Дословно не могу, так как мое мышление отличается от учителя, в идеале то же самое, но по-другому. За счет этого я редко, что учила, мне достаточно раз рассказать, память это фиксирует. Хотя недостаток такой памяти, избирательность. Вещь, или человек, который мог что-то рассказать, при неприязни к нему, могла не задействовать долгосрочную память или наоборот отталкивать, чтобы вспомнить.
В общем, как развить фотографическую память?
Нужно взять текст, который хотите запомнить. Разбейте этот текст сначала на 1 слово, затем на предложения. Затем на абзацы, затем на целый лист.
1. Распечатайте несколько слов на листе бумаги, шрифт как в книгах, сделать карточки. Можете взять сложные произносимые слова. Или сложные для запоминания, какие-нибудь длинные.
Слово — это набор букв, вы его в памяти должны видеть, как слово из букв. То есть вы не просто концентруиуетесь на том, что это слово и оно означает, а держите в голове именно набор букв. то есть ваша память должна вбирать не образ слово, а именно держать в голове набор букв из слова. Это важно на первом этапе, это потом вам надо будет уметь не просто держать набор букв, а запомнать еще и смысл прочитанного.
Важно помнить о том, что наша память в течение 10 секунд запоминает слово и убирает это в краткосрочную память. Если вы попытаетесь вспомнить это через минуту, вы можете и не вспомнить, то что видели. Для долгосочной памяти надо гораздо больше чем увидеть. Но вы не должны думать когда видете, это будет мешать.
2. Смотрите на карточку минуту, уберите. Не думайте о карточке больше, даже в памяти ее не держите. Затем посмотрите на карточку через 10 секунд. убрали, не думаем ни о чем даже о слове. Смотрите через 25 секунд, задержите образ каточки на 2 доли секунды, не думайте о ней больше. Через минуту снова посмотрите на карточку, задержите на 5 секунд образ карточки, не думайте о ней, только образ. Не думайте о том, что слово означает. Через 5 минут воспроизведите набо букв который был на карточке. Придставьте, как фотографию, все дословно, уголки бумаги, слово из букв, все до мельчайших одобностей. Потом вспомните через час.
3. Далее к слово добавляете еще пару смысловых слов, чтобы было предложение. повторяет тоже самое что и было со словом.
4. То же самое с абзацем, вы запоминаете не смысл, а что написано, набор букв. Вам сейчас этому научится гараздо важнее, чем понимать смысл. Смысл будет отвлекать от букв. Пока вы не научитесь в картинке видеть набор букв, мы не сможете видеть лист целиком.
Принцип думаю вам понятен.
Самое важно отделить буквы от смысла в тексте. Когда вы научитесь представлять печатный текст на странице словно набор букв, вы сможете увидеть его как фотографию и уже прочитать эту картинку в уме.
Потом, вы научитесь не просто фотографировать картинку но и держать смысл текста в памяти. Далее образное мысление и фотографическая память будет работать в месте. То есть вы вспоминаете текст, смысл текста, фтографическая память вам отдает картинку, вы ее читаете и тут же образная память отдает, что является смыслом.
Дело техники, на самом деле это не сложно, нужна практика и выдержка, чтобы до концпа осоить технику.
К примеру, я не давно думала о том, почему когда я читаю, мой мозг может думать о другом. Не многие так умеют делать и в этом нет ничего хорошего. Кстати, я этому научилась в школе, когда преподаватель истории меня все время заставляла читать, а текст мне не нравился. Так вот, пока мой рот произносил речь, я в этот момент могла думать о чем-нибудь приятном, как я буду с друзьями гулять на улице. В этот момент моя речь была ровной и ничего не выдовало, что я в этот момент занята чем-то еще. Единственное, если меня просили остановится, я никак не реагировала, так как орган слуха тоже отключался. Я не слышала, то что читаю, то есть то что я прочитала не могла вообще рассказать. Моя речь и память одновременно не работали.
Ведь не даром говорят, что человеческий мозг работает всего на 4%. Остальной мы просто не задействуем, в силу его ненадобности. Если вы сможете разделить фотографическую память и образную, а потом заставить ее работать вместе, вы много добьетесь.
То есть если уметь достаточно хорошо задействовать участки мозга, можно многому научиться, но все это требует практики.
Как развить фотографическую память? — ЗнайКак.ру
Наверняка ни раз, встречая в кино героев с фотографической памятью, вы завидовали им лютой, даже черной завистью, считая, что подобные вещи могут быть только врожденными? Но на самом деле последнее далеко от правды. Конечно же, им гораздо легче помнить детали, запоминать информацию, быть, что называется, внимательнее. Любой мечтает помнить все что угодно все время, применяя полученную информацию для высокоточных, буквально научных выводов по любому вопросу. Так давайте посмотрим, как можно при помощи специального упражнения тренировать свой мозг и добиться для себя той самой пресловутой фотографической памяти.
Вам потребуются:
— темная комната;
— книга;
— яркая лампа;
— лист непрозрачной бумаги с прямоугольным вырезом в нем строго по размеру абзаца текста из книги, который вы будете «фотографировать» в своей памяти.
1. Чтобы при помощи данной методики развить у себя фотографическую память, вам потребуется примерно 1 месяц, с пятнадцатиминутными занятиями каждый день. За первый месяц ваши глаза разовьют умение в пятиминутный период приспосабливаться к нужной системе чтения и при дневном свете. У вас выработается повышенная внимательность, сосредоточенность и способность отлично запоминать то, что вы видите.
2. Выберите или обустройте абсолютно темную комнату у себя в квартире/доме. Вечернее слабое естественное освещение, при котором сквозь не слишком плотные шторы проступает закат, не подойдет! Также в этой комнате в течение 15-ти минут вас не должно ничто отвлекать, в том числе и звуки, и движения. Если что – воспользуйтесь берушами. Оптимально в данном случае оккупировать ванну, заткнув низ под дверью тряпками и попросив домочадцев всего 15 минут в день посидеть спокойно подальше от ванной без телевизора и музыки (или в наушниках). В комнату возьмите с собой лампу с ярким светом (настольную лампу с лампочкой дневного света, к примеру), которую вы сможете включать и выключать быстро и без лишних телодвижений.
3. Устойчиво закрепите лампу на твердой поверхности, чтобы вам не нужно было держать светильник в руке (иначе это тоже будет лишний отвлекающий элемент), удобно сядьте рядом с кнопкой включения/выключения света. В руках у вас должна быть книга и тот самый непрозрачный лист бумаги с вырезанным в нем прямоугольником по размеру запоминаемого абзаца.
Абзац текста постарайтесь выбрать не слишком простой (детская сказка), но и не слишком сложный (квантовая физика), не слишком занудный, иначе ваш ум может просто на автомате отказаться запоминать или даже видеть текст, который настолько вас отталкивает. Выберите нечто любопытное для вас, что будет приятно вспоминать впоследствии раз за разом. Размер параграфа тоже должен быть средний, в районе 5-7 строк. Если 7 окажется слишком много, «уменьшите» размер выбранного текста при помощи бумаги и вырезанного прямоугольника. Не запоминайте абзац заранее, до упражнений и между ними.
4. Накройте страницу листом, оставив видимым только требуемый параграф, и держите этот абзац прямо перед собой. Глаза откройте и закройте, настраивая расстояние от книги до них таким образом, чтобы взгляд, когда вы открываете глаза, немедленно и четко фокусировался на тексте.
5. Выключите свет. По мере того, как ваши глаза станут привыкать к темноте, вы будете видеть остаточное свечение. Глядя на абзац, на долю секунды включите свет и затем снова выключите.
6. После этого у вас в глазах останется визуальный отпечаток материала, что находился перед ними на свету. Когда отпечаток «опадет», снова на пол мгновения включите свет и снова смотрите в книгу.
7. Повторяйте процесс до тех пор, пока вы не сможете повторить все слова в параграфе в правильном порядке. Вы будете в состоянии действительно буквально видеть параграф в своем уме и читать его с такого «отпечатка».
Помните, что эта система призвана именно развить у вас умение фокусировать взгляд и внимание нужным образом при дневном свете, а не для того, чтобы каждый раз в дальнейшем «фотографировать» таким образом в темноте каждый текст, что вам потребуется в будущем заучить. Не хватит месяца – продолжайте тренироваться дальше, все мы индивидуальны и учимся с разной скоростью.
Текст проще, чем картинки, т. к. содержит меньше деталей. Разовьете фотографическую память относительно текста, можете свободно переходить к картинкам и фотографиям.
Дополнения и предупреждения:
— Когда пройдет уже около половины месяца, не приходите в уныние, это сработает! На военных данная система работала в течение 70-ти лет;
— Развивать эту технику необходимо до момента, когда вы будете в состоянии выполнять подобные «фокусы» в течение всего дня на свету и с разным текстом;
— Пропустите хотя бы 1 день тренировок — и продлите общий срок обучения с месяца до 5-ти недель и более!
Что такое эйдетическая память? Это настоящая сверхдержава?
Многие из нас мечтали об эйдетической памяти. Будь то далекие воспоминания о ночи перед важным экзаменом или более свежие воспоминания перед важной презентацией. Но существует ли она на самом деле, или идеальная память — всего лишь ложная идея?Многие, от Теслы до мистера Т. , заявляли, что обладают эйдетической памятью. Но и врачи, и ученые говорят, что это случайность, предполагая, что, возможно, у них лучше память, чем у большинства, для запоминания некоторых вещей, но не всего, и поэтому идеальная память не может существовать в крайних случаях.
Что такое эйдетическая память?
Стивен Уилтшир // Фото со сайта stephenwiltshire.co.uk
Эйдетическая память настолько близка к сверхспособностям полной памяти, насколько это вообще возможно для человека. У нее могут быть другие названия, такие как фотографическая память или расширенная память, но ученым и обладателям эйдетической памяти трудно придумать одно правило, подходящее для всех.
По сути, эйдетическая память — это разум, который может вспомнить большие объемы информации за очень короткий промежуток времени. Это может означать запоминание без особых усилий числа Пи с точностью до 10 000 цифр, всей пьесы Шекспира после одного просмотра или всего горизонта города после одного короткого полета на вертолете.
Эйдетическая память может состоять из невероятных навыков запоминания чисел, слов и визуальных образов, но часто отмечается, что человек с эйдетической памятью в одной области не обладает исключительной памятью в других областях.
На самом деле, рисовать целые горизонты по памяти — это именно то, чем зарабатывает на жизнь художник Стивен Уилтшир. Британский художник получает заказы по всему миру за рисование городов после коротких полетов на вертолете, а затем воссоздание городского пейзажа по памяти с невероятной детализацией. Доходит даже до того, что запоминает точное количество окон на небоскребах.
Но, несмотря на его идеальную память, позволяющую вспомнить даже количество окон на небоскребах в набросках, он все же умудряется заблудиться в нарисованных им городах и идти 45 минут в совершенно противоположном направлении, куда он пытается добраться.
Эйдетическая память и другие типы воспоминаний
Алан Серлеман, соавтор книги «Память с более широкой точки зрения», объясняет разницу между эйдетической памятью и другими типами путей памяти. Эйдетическая память – это память, при которой человек может видеть картинку и вспоминать ее в мельчайших подробностях после того, как она была удалена, как если бы она все еще была там. Очень часто эти люди говорят о картине в настоящем времени и могут увеличивать и уменьшать изображение, если нужно вспомнить сложные детали.
Но эйдетическая память заметно отличается от других форм воспоминаний, например остаточных образов. Остаточные изображения — это навык памяти, при котором люди могут вспомнить детали изображения после того, как оно было удалено. Но только если они смотрят в одно и то же место и не двигают глазами, иначе детали теряются.
Сирлман также обращает внимание на различия между детьми, подчеркивая, что многие дети младшего возраста способны иметь черты, подобные эйдетической памяти. Возможно, это потому, что они не пытаются озвучить то, что видят, что, по некоторым данным, мешает мозгу запоминать изображения в мельчайших деталях.
Но что, если бы мы могли помнить каждую деталь каждого дня? Хотя никогда не было доказано, что эйдетическая память идеальна для всех областей памяти, способность помнить каждую мельчайшую деталь сделала бы нашу жизнь довольно трудной.
Это может быть частью объяснения того, почему настоящие эйдетические воспоминания не существуют во всем спектре информационной памяти, но вместо этого мы можем диагностировать различные формы расширенных воспоминаний.
Гипертимезия
Преувеличенная форма автобиографической памяти, гипертимезия представляет собой состояние памяти, при котором человек может помнить каждый день своей жизни с полной ясностью. Просить их вспомнить, как они впервые услышали «We will Rock you» группы Queen, — это все равно, что спрашивать остальных из нас, что мы ели на обед час назад, но более подробно.
Хотя это редкое психическое заболевание, недавно был зарегистрирован случай гипертимезии под псевдонимом AJ (позже выяснилось, что это калифорнийка Джуилл Прайс). Состояние позволяет ей помнить каждую деталь своей жизни, от того, что происходило в телешоу, которое она смотрела, до текущих событий.
Однако вместо того, чтобы чувствовать, что у нее превосходный разум, она чувствует, что проклята. Вспоминая каждую ошибку, которую она когда-либо совершала, и каждое маленькое замечание, сделанное ей другими, в мучительных подробностях. Она завидует тем, кто может забыть негативный опыт, а не переживать его снова и снова с полной болью.
В одном особенно ужасном случае муж Джилл, страдающий диабетом, умер всего через два года после их свадьбы. Это побудило бы большинство людей найти утешение в вере в то, что со временем все станет проще. Но людей с гипертимезией время не лечит.
Синдром Саванта
Саванты — это люди, которые помимо серьезной умственной отсталости обладают одной способностью, которая считается исключительной. Подобно персонажу Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя — Рэймонд», синдром Саванта может дать человеку экстраординарные способности в одной области. Будь то музыкальные, числовые, лексические или другие.
Наиболее распространенными из всех ученых являются люди, которые ведут себя как человеческие календари. Люди, которые способны мгновенно определить, будет ли 25 января 3682 года воскресеньем или понедельником, а также могут вспомнить сложные детали конкретных дат в истории.
Чемпионаты мира по запоминанию
Олимпийские игры умственных тренировок, чемпионаты мира по запоминанию проводятся с 1991 года и регулярно ежегодно устанавливают новые мировые рекорды. Мир различных дисциплин.
Интересно, что игры также охватывают области, которые могут показаться неожиданными для игр на память, такие как распознавание имен по лицам, с международными именами и фамилиями, которые не обязательно соответствуют картинке стереотипно.
Другие дисциплины, применяемые в играх, включают запоминание двоичных чисел в рядах по 30, запоминание показанного порядка колод карт и запоминание случайных слов.
Техники Памяти
Как способности с рождения – Эйдетическая, Савантская и Гипертимезионная память не могут быть изучены. Это состояние, в котором существует мозг, и его трудно отключить по требованию.
Тем не менее, существуют техники запоминания — практики, которые могут помочь людям максимально приблизиться к идеальной памяти.
Поняв определенные шаги, вы можете научиться использовать приемы для запоминания больших объемов информации, которые раньше казались вам невозможными. Наряду с дополнительным преимуществом, заключающимся в том, что вы можете включать и выключать свой навык и не помнить так явно негативный опыт.
Дворец Памяти
Техники памяти практикуются тысячи лет и различаются по форме. Но самый популярный, о котором сегодня чаще всего говорят, — это дворец памяти. Эта техника включает в себя изображение места, которое вы очень хорошо знаете, и которое вы могли бы очень живо представить себе. Например, ваш дом, дорога на работу или офис.
Идея дворца памяти состоит в том, чтобы запоминать длинные списки предметов, вещей или понятий, прогуливаясь по знакомым местам и размещая предметы в незнакомых местах. Например, если вы пытаетесь запомнить список покупок яблок, курицы, вина и салфеток, вы можете разместить каждый из этих предметов в первой комнате вашего дома. Чистая абсурдность этого заставит вас запомнить лучше, чем список сам по себе.
Кроме того, многие люди каким-то образом используют абсурд, чтобы лучше запоминать предметы или имена. В этом примере, возможно, винная бутылка была размером с дверь, а салфетки были разбросаны по полу. Запоминая предметы в юмористической или забавной форме, мы можем вспомнить «о, эй, это было странно» в уме.
Мнемонические устройстваНесмотря на сложность написания слова Мнемоника, эти устройства могут облегчить запоминание многих вещей. Мнемонические приемы — это способы преобразования больших слов, списков или идей в более короткую форму с последующим вызовом более короткой формы для возврата к исходной информации.
Чаще всего используются акронимы, рифмы и акростихи. Все они используются для чего угодно, от официальных организаций, таких как НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), до языковых сокращений, таких как BRB (Be Right Back).
Их даже используют для обучения детей речи. Детские стишки и стишки для детей гораздо легче воспринимаются детским мозгом, чем длинные куски текста или даже рассказы. Потому что они имеют шаблон и позволяют обрабатывать небольшие фрагменты информации.
Память и публичные выступления
Как гласит старый совет «Просто представьте их голыми» Во время публичных выступлений абсурд иногда может заставить наш разум работать по-другому. Будь то попытка вспомнить список покупок или часовая речь. Для нас, кто должен жить без сверхспособностей памяти, мы должны брать то, что можем получить.
Если вы хотите узнать, как улучшить память на практике, ознакомьтесь с нашей публикацией в следующий четверг: Память – 10 способов улучшить память.
В основном…Эйдетическая память официально не признана психическим состоянием, однако были зарегистрированы другие формы почти сверхчеловеческой памяти.
От участников чемпионата мира по запоминанию до родителей, идущих в супермаркеты, существует множество методов, которые можно использовать для улучшения того, насколько хорошо мы можем запоминать вещи.
фотографическая память бедняка
Некоторые люди утверждают, что у них есть фотографическая память, то есть они способны вспомнить прошлую сцену в мельчайших деталях, как если бы они описывали фотографию. Это звучит удивительно, но, несмотря на эти заявления, нет никаких доказательств того, что такая вещь, как фотографическая память, действительно существует. Но наука, похоже, подтверждает, что сравнительно немногие люди обладают так называемой эйдетической памятью.
Эйдетическая память — это способность живо вспомнить сцену, которую вы увидели, но ненадолго. Представьте, что вы видите фотографию, а затем закрываете глаза. Люди с эйдетической памятью смогут продолжать «видеть» образ мысленным взором, если можно так сказать, еще примерно 30 секунд, а в некоторых случаях и целые минуты. Однако через некоторое время детали начинают исчезать, так что это не совсем фотографическое воспоминание, которое предположительно остается четким и ярким спустя годы.
Как работает эйдетическая память
Считается, что эйдетическая память в основном контролируется задней теменной корой головного мозга , где обрабатываются зрительные стимулы и сохраняются фрагменты изображений. Для большинства людей эти образы хранятся всего несколько коротких секунд, прежде чем они отбрасываются или переносятся в кратковременную память.
Одним из первых выдающихся ученых, исследовавших эйдетическую память, был психолог Ральф Норман Хабер. Его интерес к этому предмету возник во время экспериментов с остаточными изображениями или «призрачными» изображениями, явлением, при котором люди, особенно дети, все еще могут видеть определенные изображения перед собой в течение короткого периода времени даже после того, как фотография удалена. Это безобидная уловка ума, которая возникает из-за того, что фоторецепторы в сетчатке устают от слишком долгой фокусировки на одном и том же цвете.
Чтобы испытать эффект остаточного изображения, пристально смотрите в центр этого специально обработанного изображения в течение 30–60 секунд, затем переведите взгляд на белую поверхность, например на лист бумаги или ближайшую стену. На короткое время вы должны увидеть инвертированную версию изображения.Проводя эти эксперименты, Хабер был поражен, узнав о десятках детей, которые могли продолжать видеть любое изображение перед собой — не только подделанное, как те, которые используются в «призрачных» изображениях, — даже после того, как изображение было удалено. Последующие исследования, проведенные Хабером и его коллегами, показали, что эта эйдетическая способность не так уж редка. Около 8% детей, которых тестировали исследователи, обладали этой способностью, то есть почти каждый десятый. Но что именно могли увидеть эти дети? Скорее всего, это не то, что вы ожидаете.
Тест был довольно простым. После начального разминочного раунда, в ходе которого детям показывали изображения простых геометрических фигур, и они должны были вспомнить, как они выглядели после того, как эти изображения были удалены, исследователи усложнили задачу, показав сложные иллюстрации из детской книги, наполненные множеством различных предметов и графических изображений. элементы. Картину ставили на мольберт перед испытуемым на 30 секунд, после чего убирали.
Одна из иллюстраций, используемых в тесте на эйдетическую память.Каждого испытуемого сначала спрашивали, могут ли они все еще видеть мысленную картину изображения, которое ранее было перед их глазами. Большинство ответили, что не могут, а тех немногих детей, которые могли, немедленно попросили во всех подробностях описать то, что они видели. Вот отрывок из разговора 10-летнего мальчика с одним из исследователей сразу после того, как у него убрали иллюстрацию, изображающую коренного аборигена в окружении разных животных.
Э: Ты там что-нибудь видишь?
СУБЪЕКТ: Я вижу кактус — у него три конечности, и я вижу индейца, он что-то держит в руке, рядом с ним справа олень — похоже, он смотрит на меня и три птицы в верхнем левом углу, одна в правом углу, она больше и кролик, прыгающий с небольшого холма.
Э: Не могли бы вы рассказать мне об индейце – можете ли вы рассказать мне о его перьях, сколько их?
С: Три или два.
E: Не могли бы вы рассказать мне о ногах оленя?
С: Они маленькие.
E: Они все на земле?
S: №
E: Можете ли вы сказать, какие из них не являются?
S: Одного из передних нет.
E: Скажи мне, если он исчезнет.
S: Я все еще вижу птиц и индейцев. Я больше не вижу кролика (пауза). Теперь все прошло.
Чтобы квалифицироваться как эйдетикер (человек с эйдетической памятью), Хабер придумал только два критерия:
- Ментальный образ, оставшийся после удаления оригинальной иллюстрации, должен был появиться в настоящих цветах, а не в инвертированных. , как видно из экспериментов с остаточным изображением.
- Человек должен был быть в состоянии описать мысленный образ, так как он все еще физически находился на мольберте.
Хотя примерно каждый десятый квалифицирован как эйдетик, мысленный образ исчезал через полминуты или несколько минут. Кроме того, хотя у них было преимущество «видеть» относительно точное изображение, эйдетики на самом деле не описывали больше объектов, чем их неэйдетические сверстники, которые могли давать только абстрактные описания иллюстрируемых объектов. Они тоже делали ошибки, называя вещи, которых никогда не было. Это важный момент, поскольку многие люди путают эйдетическую память с фотографической памятью.
Эйдетическая память против фотографической памяти
Представление о том, что некоторые гениальные люди способны делать мысленные снимки того, что они видят, и вспоминать эти вещи годы спустя, безусловно, захватывает, но кажется не более чем мифом. Хотя человеческий глаз можно описать, по крайней мере с функциональной точки зрения, как объектив камеры, наша память не похожа на память жесткого диска компьютера. Когда мы что-то вспоминаем, мы реконструируем отдельные фрагменты, чтобы сформировать простые, но неточные мысленные образы. Много раз мы видим или помним вещи, которых никогда не было, не более чем ложные воспоминания, которые встречаются гораздо чаще, чем думает большинство людей.
Люди с эйдетической памятью не исключение. Во время одного эксперимента с участием одного из самых одаренных испытуемых Габера 12-летнюю девочку попросили представить, что ее эйдетическое изображение слона наложено на чистый лист бумаги, и она должна была обвести его контуры карандашом. Когда она закончила задание, ее рисунок напоминал мультяшную версию слона, не слишком отличающуюся от того, что дети обычно рисуют в воображении, а не реалистично выглядящего слона, как показано на исходном изображении. Этот эксперимент показал, что эйдетические образы — это всего лишь реконструкция реальности, сделанная в меру возможностей мозга, но тем не менее несовершенная — совсем не похожая на подлинную фотографию.
Несмотря на то, что эйдетики могут делать мысленные снимки лучше, чем обычные люди, они все же допускают одни и те же ошибки, добавляя вещи, которых никогда не было, или неправильно запоминая положение определенных объектов.
Но если настоящей фотографической памяти не существует, то как насчет выдающихся способностей памяти некоторых известных людей? Тедди Рузвельт мог читать целые газетные страницы, а не только статьи, как будто они сидели перед ним. Ким Пик — реальный персонаж, на котором был основан персонаж Дастина Хоффмана в оскароносном фильме Человек дождя — запомнил каждое слово во всех книгах, которые он когда-либо читал, примерно 9000 книг. Артуро Тосканини дирижировал операми по памяти после того, как его зрение стало слишком плохим, чтобы читать ноты. А Лу Чао из Китая назвал первые 67 890 цифр числа пи, используя методы запоминания.
Такие люди, как Лу Чао, на самом деле не обладают суперспособностью запоминать тысячи, казалось бы, случайных чисел, но вместо этого используют очень эффективные техники запоминания. Один из таких методов, называемый локусами или методом дворца памяти, использует пространственные или экологические сигналы, чтобы помочь обучению и памяти. Чтобы вспомнить цифры в правильном порядке, вам просто нужно совершить мысленную прогулку по своему дворцу разума. В случае с Лу он придумал сложную историю и присвоил изображениям, таким как стул, король или лошадь, двузначные комбинации чисел от «00» до «9».9».
Когда они не используют причудливые мнемонические приемы, у некоторых людей с действительно впечатляющей фотографической памятью может быть то, что ученые называют гипертимезией, или высокопревосходной автобиографической памятью (HSAM). Это те люди, которые могут рассказать вам, чем они занимались 9 мая 1999 года или что это было воскресенье. Они обладают феноменальной способностью вспоминать очень конкретные детали, через которые они прошли, и, как правило, проводят много времени, думая о своем прошлом. Неудивительно, что HSAM также был связан с подробным пониманием календаря и его закономерностей.
Это состояние, которое было официально определено только в 2006 году исследователями из Центра нейробиологии обучения и памяти Калифорнийского университета в Ирвайне, немного смутило многих людей. Создается впечатление, что люди с HSAM могут помнить каждую мелочь своей жизни, что, конечно же, не так. На самом деле люди с HSAM не лучше вас или меня запоминают такие вещи, как лица или номера телефонов.
«Их воспоминания гораздо более подробные, чем наши, и сохраняются в течение более длительного периода времени, но они все же не являются видеозаписями», — говорит Джеймс Макго, профессор-исследователь Калифорнийского университета в Ирвине, который первым сделал HSAM известен всему миру. «Память — это отвлекающий процесс, и то, что мы извлекаем из нашего мозга, не всегда является абсолютно точным».
Что касается таких людей, как Рузвельт или Пик, неясно, был ли у них HSAM или нет, но исследования людей, которые могли запоминать страницы целых томов, показали, что они не могут читать абзацы в обратном порядке. Если бы их воспоминания действительно были подобны снимкам страниц книги, они должны были бы воспроизвести текст в обратном порядке. Необычайная память, да, но все же не «фотографическая память» или то, что большинство людей понимают под этим термином.
Тест на эйдетическую память: есть ли у вас эйдетическая память?
Если вы поищите в Интернете «тест на фотографическую память», вы найдете множество страниц, которые предположительно оценивают вашу способность, возможно, сопровождаясь сообщением, насмехающимся над вами, что «менее 1% людей может пройти этот тест…»
Просто забудьте о них. Это всего лишь салонные трюки, а не настоящие научные тесты. Однако существует официально признанный тест для объективной оценки эйдетической памяти. Этот сложный тест, называемый тестом составного изображения, включает в себя наложение мысленного снимка визуализации, обычно сетки, поверх другого мысленного снимка.
Идея состоит в том, что если у вас действительно реалистичная эйдетическая память, вы должны быть в состоянии сохранить высокоточный мысленный снимок изображения, даже если изображение показывает бессмысленные вещи, такие как абстрактные геометрические сетки случайных черных и белых квадратов. . Кроме того, если вы действительно можете продолжать визуализировать образ в своей голове даже после того, как исходный образ исчез из поля зрения, у вас не должно возникнуть больших трудностей при наложении этого изображения поверх другого подобного изображения. В этом тесте два изображения показывают бессмысленные узоры из черных и белых блоков, но при объединении они образуют один легко узнаваемый символ, например, квадрат внутри квадрата.
По словам автора Джонаса фон Эссена, исследователи Кент Гаммерман и Синтия Грей провели этот тест с участием 270 человек, большинство из которых были детьми. Только два испытуемых соответствовали критериям эйдетической памяти Габера, и ни один из них не смог пройти тест на составное изображение. Возможно, кто-то пройдёт испытание, но мы пока не нашли.
Но это не должно умалять способностей эйдетиков, которые сами по себе удивительны. Кстати, эйдетическая память наиболее вероятна у детей, хотя они постепенно утрачивают эту способность, начиная с шестилетнего возраста, когда они учатся мыслить более абстрактно (т. е. в терминах времени и пространства). Непонятно, почему взрослые перестают быть эйдетикерами, но, возможно, это какая-то адаптация, которая помогла нам выжить в нашей хаотической среде. В конце концов, кому захочется хранить в голове столько образов всего, что он видит? Некоторые из них некрасивы.