Как развить мышление у взрослого человека: Как развить логическое мышление: советы, задачи и упражнения

Содержание

Как развить логическое мышление: советы, задачи и упражнения

Жизнь

Дата:

Loyer Hunt

4 хвилин читання


Умение логически мыслить — незаменимое, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, предвидеть враждебные ловушки, находить короткий путь к успеху.

Бытует мнение, что логика присуща только тем, у кого так называемый «математический склад ума», а вот «гуманитарии» с логикой не дружат. Однако это совершенно не так. Логическое мышление может развить и совершенствовать любой.

Человек, который способен мыслить логически, может на основании имеющейся у него информации (пусть даже разрозненной и неточной), сделать правильный вывод и таким образом докопаться до истины.

Умея логически мыслить, мы можем:

  • найти наиболее простой и безопасный выход из проблемной ситуации;
  • избегать как профессиональных, так и жизненных ошибок;
  • быть на шаг впереди ваших недоброжелателей и конкурентов, которых Бог обделил логикой;
  • грамотно излагать свои мысли, так, чтобы их поняли все окружающие;
  • быстро формулировать мысль, чтобы не тянуть с ответом на поставленный вопрос и не сказать какую-то чушь, которая пришла в голову;
  • не стать жертвой самообмана и обмана со стороны других людей;
  • легко находить аргументы, чтобы доводить до собеседников свою точку зрения и склонять их на свою сторону;
  • видеть ошибки, которые допускаете вы или окружающие вас люди и быстро их устранять.

Игры, которые помогут развить логику

Существует ряд игр, в которые должны играть и взрослые, и дети, если они хотят развить свою логику и усовершенствовать логическое мышление. Вот несколько из них:

  1. Шахматы. Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете проигрывать в шахматы.
  2. Шашки. Эта игра немного проще, чем шахматы, но тоже неплохо помогает развивать логическое мышление. Из нее можно и начать.
  3. Нарды. Еще одна знакомая многим с детства игра, которая развивает логику.
  4. Ребусы, сканворды, головоломки. Даже банальные кроссворды подходят для того, чтобы развивать интеллект и логику.
  5. Монополия. Настоящий дух соперничества и разработка бизнес-стратегии.
  6. Пятнашки. Вам нужно составить по порядку цифры, которые находятся в хаосе, имея возможность передвигать их только вверх и вниз, вправо-влево. Усовершенствовавшись, можно делать это задание на время.
  7. Скрэббл. Игра работает по принципу кроссворда, только слова составляются на игровом поле, а у вас есть ограниченное количество букв, которые вы можете добавить на табло.

Упражнения, выполнение которых поможет развить логику

Если вы серьезно решили подойти к совершенствованию своего логического мышления, то одними играми не обойтись. Придется выполнять ежедневно хотя бы одно, а лучше — несколько упражнений из этого списка:

1. Разгадывание анаграмм.

Из букв, перемешанных в случайном порядке, вам необходимо составить нормальное слово.

2. Решение специальных логических задачек.

И в интернете, и в книжных магазинах продается много сборников с такими задачами.

3. Составление кроссвордов или головоломок.

4. Придумайте 5 способов использования любого предмета.

Или найдите 5 выходов с какой-то ситуации.

Если вы ленитесь ежедневно выполнять упражнения и не являетесь безнадежным человеком в плане логического мышления, то развивать логику можно простыми способами, незаметно даже для самого себя:

  • Чтением детективов. Чем больше детективной литературы вы читаете, тем больше вы будете понимать логику действий специалистов, расследующих преступления.
  • Выполняя какое-то действие. Хоть иногда объясняйте себе: зачем вы это делаете, что будет, если вы этого не сделаете, каким будет результат, если вы ошибетесь и т.д.
  • Научитесь писать и выполнять другие действия левой рукой, если вы правша и правой — если левша. Так вы активизируете работу обоих полушарий мозга.
  • Возьмите за привычку ежедневно проводить на свежем воздухе не менее часа. Так вы будете способствовать развитию не только логического, но и других видов мышления.
  • Не производите одно действие дольше, чем 1 час, постоянно меняйте виды деятельности. Это поможет держать ваш мозг в тонусе и развивать логическое мышление.

Если вы интересуетесь, как развить логику, значит, понимаете, что без нее вам не прожить. А поскольку понимаете, что вам это необходимо, то, думаю, не будете лениться тренировать свое логическое мышление.

Начинаем тренировку?

По материалам: Дневник успеха

Фото: psychologies.today

Тэги задания логіка упражнения

Как развить мышление у взрослого. Методы тренировки мышления.

Как развить мышление у взрослого. Методы тренировки мышления.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии. Об авторе

Дата публикации: 6 декабря, 2021

Каждый человек в тот или иной момент задается вопросом собственного развития. На первый план часто выходит физическое состояние тела, но для достижения успеха в жизни, этого мало. Деловым и творческим людям, учащимся, нужно развивать показатели интеллекта, тренировать мышление [1].

Содержание статьи:

  • 1 Особенности мышления
  • 2 Абстрактное мышление
  • 3 Творческое мышление
  • 4 Наглядно-действенное (практическое) мышление
  • 5 Логическое мышление
  • 6 Список использованной литературы

Особенности мышления

Преимущество тренировки этой способности в том, что большие финансовые вложения или траты времени не обязательны. На начальных этапах хватает 15-20 минут планомерных занятий в день, чтобы расшевелить свой ум.

Современные технологии помогают повысить способности с помощью специальных препаратов и физиопроцедур. Курс для вас составят врачи в клинике, занимающейся развитием когнитивных способностей человека.

Разрабатывается комплекс нейропсихологических упражнений, физиотерапевтических процедур.

Используются методики, одновременно воздействующие на несколько типов мышления. Существуют и подборки занятий для улучшения конкретного вида мозговой деятельности.

Задаваясь вопросом, как развить другое мышление у взрослого, нужно сначала определить, какой вид мыслительной деятельности нуждается в укреплении, усилении.

Абстрактное мышление

Второе название, – словесно-логическое, отражает суть этого процесса. Это сложные мыслительные операции, в ходе которых человек оперирует не конкретными предметами и понятиями, а абстрактными формами, не имеющими физического воплощения [2]. Для этого нужно иметь богатый словарный запас, уметь правильно подбирать термины.

Людей беспокоит дефицит в способности манипулировать такими свойствами мышления:

  1. Понятие, объединение группы обсуждаемых объектов по общему признаку. Личностные особенности каждого кусочка не важны, внимание фокусируется на общих чертах.
  2. Суждение, предварительное осмысление. Мысль, которая охватывает не весь объект для осмысления в целом, а малую его часть.
  3. Умозаключение, полноценный самостоятельный вывод, делающийся на основе синтеза осмысленных понятий и предварительных суждений.

Проблема, как развивать свое мышление, мысль о том, какое упражнение будет наиболее эффективным у взрослых, часто в этом случае посещает людей, связанных с профессиями, требующими интеллектуальных нагрузок.

Порой возникает ситуация, когда мозг перестает соображать, и мириться с этим нельзя.

Расширить мыслительные рамки помогут такие упражнения:

  • Игра в слова на сложные буквы. Заранее выбираем группу букв, которые редко выступают в качестве первых в слове, и называть термины, которые приходят на ум. Игра усложняется, если необходимо вспомнить только слова одной категории: имена, существительные, глаголы.
  • Найди отличия. Выбираются два случайных, не связанных друг с другом слова. Задача выполняющего упражнение – сформулировать как можно больше отличий по разным пунктам.
  • Убрать лишнее слово. В группу слов заранее добавляется одно, не подходящее по определенным критериям. Его нужно найти и исключить, объяснив свой выбор.
  • Повторить предложение другими словами. Переписать , пересказать формулировку, не искажая изначального смысла изречения, переформулировав исходный текст. Не только меняйте слова на синонимы, но и смените структуру высказывания.

Уделяйте практике 15-20 минут каждый день в качестве расслабленного отвлечения от рутинной деятельности.

Так вы не только улучшите абстрактное мышление, но и научитесь быстро переключаться между задачами.

Творческое мышление

Способность мозга генерировать неповторимые идеи на основе уже известных примеров, полученной информации. Развитое творческое мышление помогает создавать необычные вещи и предметы искусства. Оно же отвечает за бизнес-идеи, нахождение выхода из сложной ситуации в моменты, когда классические приемы перестают работать [3].

Развитие этого типа навыков мышления у взрослых – в первую очередь, психология и способность сконцентрироваться на конкретной задаче, расширяя границы креативности.

Действенными методами для достижения этой цели являются:

  • Воспроизведение образов. Займитесь тщательным 3D моделированием в голове. Вспомните человека, с которым вы встречались с течение дня. Постарайтесь учесть все детали, его внешности, движений и мимики. Затем меняйте ему настроение, перестраивая перед внутренним зрением мимику и позу человека. Упрощенный вариант – визуализируйте в подробностях группы предметов, например, овощи. Сначала зеленые, затем желтые и так далее. Нужно, чтобы в сознании всплыл не только внешний вид, но и другие характеристики: запах, вкус, звук при нарезании.
  • Тренировка воображения. Этот прием неосознанно используют дети, но для тренировки взрослого он тоже подходит. Возьмите вещь или явление из реального мира, а затем персонифицируйте его, придайте человечности неодушевленному предмету.
    Представьте характер, особенности внешности, возможно, дополнительные черты и привычки.
  • Фантастические истории. Веселое развлечение, которое служит отличной тренировкой. Придумайте невероятную ситуацию в 2-3 словах. Затем развивайте мысль, создайте цепь событий, как это произошло, к чему привели подобные фантастические события. Этот тип тренировки легко превратить в игру с детьми или друзьями.
  • Вероятное будущее. Попробуйте в подробностях представить себе свое будущее или необычный вариант его развития. Подключайте другие типы мышления: напишите письмо потомкам с теми идеями и пленами, которые хотели бы воплотить. В качестве развлечения можно продумывать свои действия в случае фантастического развития событий, например, список необходимых вещей на случай восстания домашней бытовой техники.

Даже простое представление в красках своей мечты перед сном уже поможет развить творческое мышление. И выражать себя более успешно.

Наглядно-действенное (практическое) мышление

Развивается в людях одним из первых, является основой нашей осознанной жизнедеятельности, продукт работы левого полушария. Отвечает за перенос в сознание копии предмета или явления, которое в реальности предстает перед нашими глазами, анализ его функций и особенностей.

Методики для развития мышления этого типа:

  • Решайте головоломки. Предметные или специальные электронные игры – тренажер, обучающий наш мозг просчитывать ходы наперед. Мысленно составьте алгоритм решения и затем пробуйте применить его на практике. Сначала нужны будут несколько попыток. По мере укрепления навыка, мысленно составленное решение будет оказываться правильным все чаще.
  • Работайте с конструктором. Игрушка, одновременно развивающая и воображение. Полезны конструкторы, позволяющие экспериментировать с внешним видом собираемого изделия, изготавливать различные, фантастические предметы. Сборка сложных моделей различной техники или зданий – отличная тренировка практического мышления.
  • Определение характеристик объекта. Теоретические измерения вещей вокруг вас. Выберите предмет, представьте его вес, затем возьмите в руку и проверьте, насколько были правы. Затем попробуйте прикинуть площадь и объем вещи, сравнить ее с комнатой, в которой она находится. Затем подсчитайте про себя, сколько еще таких вещей в ней поместится.
  • Лепка фигур. Дает тот же эффект, что и конструктор. Воплощая в выбранном материале предварительно придуманный образ, вы учитесь работать с объемом и формой, точнее определять пропорции.

Занимаясь такими упражнениями, вы будете тренировать и улучшать свое мышление [4]. Параллельно, разовьете мелкую моторику, отдохнете, переключившись с более сложных задач.

Логическое мышление

Наиболее популярный для тренировки вид, востребованный в повседневной деятельности [5]. Отвечает за сбор, анализ и систематизацию получаемой информации.

Тренировка для неразвитого логического мышления взрослого возможна путем разнообразных упражнений:

  • Логические игры, квесты. Представлены электронными вариантами, настольными и карточными играми.
  • Чтение книг, газет. Прочитывая информацию, мы учимся обрабатывать ее, анализировать, выстраивать свое к ней отношение.
  • Логическая связь. Ищите общее между двумя, несвязанными на первый взгляд, словами или явлениями.
  • Перестройка несвязных слов в полноценное предложение. Чем больше слов используется и чем сложнее структура получившегося предложения, тем продуктивнее тренировка.
  • Ведение дневника. Помогает постфактум оценить произошедшее за день, логично оценить собственные поступки спустя время.

Рекомендации по развитию мышления носят универсальный характер. Использование большинства из предложенных упражнений в той или иной мере затрагивает все виды интеллектуальной деятельности, заставляя развиваться когнитивные функции.

Советуем регулярно отвлекаться на такого рода упражнения.

Ибо даже развитое мышление без регулярной нагрузки слабеет, теряет свои позиции [6].

Это не только положительно сказывается на повседневной жизни, но и отдаляет возрастную деградацию ума.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

подробное руководство + обзор полезных инструментов

Всем привет!

Как насчет того, чтобы прокачать ваши умственные способности? Не бойтесь – мы не будем мучить вас скучными школьными заданиями и заставлять зубрить непонятные формулы. Мы знаем, как развить мышление без этих инквизиторских методов. В нашем арсенале только интересные и увлекательные упражнения, а также простые рекомендации на каждый день.

Что такое мышление

Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.

В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта.

В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.

Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.

Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.

Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.

Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.

Виды мышления и способы их развития

В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Самая часто используемая – классификация по характеру протекающих в мозге психических процессов. На ней мы и заострим свое внимание.

Согласно ей выделяют следующие типы мышления.

Наглядно-образное

Этот тип мышления тесно связан со зрительным восприятием предметов и протекает в правом полушарии мозга. В процессе наглядно-образного мышления человек взаимодействует с образами конкретных предметов, которые находятся в кратковременной и оперативной памяти.

Например, ребенок видит картинку с мячом, летящим в сторону окна, и может образно представить себе развитие ситуации.

Чем старше человек становится, тем реже он прибегает к наглядно-образному мышлению. Поэтому со временем оно начинает хромать. Если вам приходилось делать ремонт, вы знаете, насколько сложно бывает представить комнату с новыми обоями на стенах и по-другому стоящей мебелью.

К счастью, развить его можно в любом возрасте. Способы развития у взрослого человека и у ребенка одинаковы, так что можете делать это на пару со своим чадом.

Вот несколько простых советов:

  1. Ежедневно перед сном в ярких красках вспоминайте весь свой прожитый день. С кем вы встречались сегодня? Во что эти люди были одеты? Каким было оформление зданий, в которые вы заходили? Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.
  2. Совершайте необычные манипуляции с образами в вашем сознании. Например, представьте, что медведь и слон поменялись ушами. Или что у кита выросли ноги. Не ограничивайте свою фантазию. Чем более нелепую картину вам удастся мысленно представить, тем сильнее это даст толчок развитию мышления.
  3. Несколько раз в день фокусируйтесь на каких-нибудь предметах и пытайтесь подобрать как можно больше слов, описывающих их.

Наглядно-действенное

Этот вид мышления начинает формироваться у детей первым в возрасте примерно 1,5 лет. Он связан с манипулированием конкретными предметами. Человек решает практические задачи непосредственно в текущей ситуации, производя определенные действия. Наглядно-действенное мышление еще называют ручным интеллектом.

Например, ребенок строит башню из кубиков, лепит из пластилина, собирает конструктор. Или взрослый переставляет мебель, укладывает паркет, пришивает пуговицу к брюкам.

За этот вид мышления отвечает левое полушарие мозга.

Развивать его можно следующими способами:

  1. играть в шахматы;
  2. собирать пазлы;
  3. делать поделки из подручных средств;
  4. лепить из глины или пластилина;
  5. складывать из бумаги фигурки оригами;
  6. строить что-то из конструктора.

Абстрактно-логическое

Его еще часто называют словесно-логическим или теоретическим. Высшая степень умственной деятельности, доступная только человеку. С помощью него мы можем “отлепить” мыслительный процесс от конкретных предметов и оперировать только абстрактными понятиями.

Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5–7 лет. К 16 годам, как правило, ребенок уже может пользоваться им как взрослый. А именно анализировать информацию, поступающую извне, выделять свойства предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, классифицировать и систематизировать данные, вычленять главное и второстепенное и т. д.

Ребенок учится считать, используя имеющиеся под рукой материальные объекты: пальцы, машинки, яблоки, кубики. Если на этом этапе попытаться объяснить ему, что такое числа, он не поймет. Потом, уже в школе, он сможет производить расчеты без манипуляций, прибегая к помощи только лишь абстрактных понятий.

Абстрактно-логическое мышление оперирует тремя основными категориями:

  1. Понятие – простейшая единица мыслительной деятельности. С ее помощью мы называем предмет и переносим его в абстрактный план, причисляя к уже известной нам категории. Делается это на основе его существенных признаков. Пример: мы видим самолет, вычленяем главные признаки (два крыла, хвост) и называем его самолетом на основе сходства с уже знакомыми нам подобными объектами.
  2. Суждение – установление взаимосвязи между несколькими понятиями и формирование на основе этого новых понятий. Пример суждения: “Самолет, машина и поезд – это виды транспорта”.
  3. Умозаключение – формирование новых суждений из уже имеющихся. “Самолет – вид транспорта. Транспорт перевозит людей и грузы. Самолет перевозит людей и грузы”.

Развитию абстрактно-логического мышления стоит уделить особое внимание как детям, так и взрослым. В процессе своей жизнедеятельности человек чаще всего пользуется именно им, за редким исключением. От того, насколько хорошо оно развито, зависит успех во всех сферах жизни.

Вот несколько простых советов по его развитию:

  1. читайте слова и предложения задом наперед;
  2. придумывайте противоречивые словосочетания: горький сахар, горячий лед, твердая жидкость;
  3. сочиняйте сказки и рассказы со всевозможными сюжетами;
  4. попытайтесь создать в голове зрительные образы абстрактных понятий: вдохновения, гармонии, духовности, гипотезы и т. п.

Творческое

Этот вид мышления позволяет нам самую обычную информацию обрабатывать необычными способами, получая при этом качественно новые результаты. Оно лежит в основе всех великих изобретений и произведений искусства. Без него мы бы не могли выйти за рамки существующих алгоритмов и шаблонов.

Если у вас плохо развито творческое мышление или не развито совсем, то вы не умеете быть гибким и реагировать на возникающие изменения. Прокачав его, вы не только станете эффективнее, но и начнете жить более интересной и насыщенной жизнью. Так что советую начать прямо сейчас. Вот что поможет вам в этом:

  1. Каждый день узнавайте что-то новое.
  2. Выполняйте привычные дела необычными способами.
  3. Больше путешествуйте.
  4. Включайте импровизацию в самых обычных жизненных ситуациях.

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, мы перечислим некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.

Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.

Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.

Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.

Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.

Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.

Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.

Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Универсальные рекомендации по развитию мышления

Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.

Больше читайте

Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.

Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.

Пользуйтесь левой рукой

Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).

Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:

  1. чистить зубы;
  2. открывать дверь ключом;
  3. есть ложкой;
  4. набирать сообщение в телефоне;
  5. краситься.

Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.

Ведите дневник

Привычка фиксировать свои мысли на бумаге очень полезна для развития мышления. Вы учитесь аналитически мыслить, систематизировать информацию, выделять главное, отсекать лишнее. Особой ценностью обладают абстрактные рассуждения на отвлеченные темы: о процессах, происходящих в мире, о вашем отношении к ним, об общих философских понятиях.

По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.

Общайтесь с теми, кто умнее

Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.

Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.

А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.

Играйте в интеллектуальные игры

Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.

Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.

Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.

Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки

Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.

Не ищите легких путей

Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.

То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.

Тренируйте память

Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки. Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание.

В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.

Упражнения

А теперь немного поиграем. Мы подобрали вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте.

Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  1. собака и микрофон;
  2. башня и ремень;
  3. мост и пуговица;
  4. газонокосилка и блоха;
  5. Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ.

Возьмем следующие события:

  1. Во дворе жалобно заскулила собака.
  2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у нас: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Мы подготовили для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  1. Оба объекта относятся к живой природе.
  2. И то и другое содержит в себе воду.
  3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

8 врагов продуктивного мышления

Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.

Телевизор

Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.

Соцсети

Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.

Алкоголь и сигареты

Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.

Неправильное питание

От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.

Недосып

Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.

Малоподвижный образ жизни

И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.

Однообразие

Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?

Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.

Полезная литература

Помните первый пункт наших рекомендаций по развитию мышления? Тот, в котором говорилось про чтение. Самое время воплотить его в жизнь.

Делимся с вами тремя нашими любимыми книгами по развитию мышления:

  1. “Латеральное мышление. Учебник” Эдвард де Боно. Книга всемирно известного психолога посвящена развитию креативного нестандартного мышления. Автор уверен, что за этим видом мышления будущее. Учитывая, что в школах и институтах творческому мышлению не учат от слова совсем, человек, развивший его до высокого уровня, будет иметь серьезное конкурентное преимущество. В книге вы найдете множество различных упражнений, которые научат вас мыслить нешаблонно и оригинально.
  2. “Мозгоускорители” Ричард Нисбетт. Эта книга научит вас применять методы и приемы из различных наук для того, чтобы более эффективно и продуктивно мыслить. Вы узнаете, почему логические и математические законы применимы не ко всем ситуациям и как избежать распространенных ошибок в построении умозаключений. Книга серьезная и кому-то может показаться сложной, но в этом ее основная ценность.
  3. “Мышление. Системное исследование” Андрей Курпатов. Пожалуй, самая объемная, глубокая и неожиданная книга, посвященная мышлению. Прочитав ее, вы будете знать о мышлении все. В ней нет упражнений и заданий, зато есть очень много информации к осмыслению.
Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления

В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.

Викиум

Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.

BrainApps

На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.

Загадки да-Винчи

Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.

Викторина “Что? Где? Когда?”

Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками.

Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.

В уме

Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”.

В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?

Заключение

Давайте подведем итоги. Мы рассмотрели основные виды мышления, узнали, для чего они нужны и как их развивать. Мы надеемся, вы уже успели опробовать на себе наши забавные упражнения и почувствовали первые сдвиги в голове.

Если они показались вам сложными, не отчаивайтесь. Наше мышление довольно инертно, поэтому его нужно хорошенько раскачать. В следующий раз вам будет гораздо легче, поверьте! Поделитесь статьей с друзьями и занимайтесь развитием вместе. Так гораздо веселее!

До новых встреч!

Развитие критического мышления при обучении взрослых

Блог

Рамон Мангион

Наверное, все мы несколько раз слышали термин «критическое мышление». Нас постоянно просят мыслить критически или просят других делать то же самое. Это может быть в академическом контексте, на рабочем месте или даже в нашей повседневной жизни как часть множества ситуаций. В этой статье я, по общему признанию, не буду вдаваться в подробности. Цель состоит в том, чтобы дать пищу для размышлений нынешним и будущим педагогам для взрослых. Рекомендуется дальнейшее и более подробное независимое исследование и чтение. Я надеюсь, что этот пост вызовет необходимое любопытство.

Критическое мышление играет центральную роль в преподавании и обучении. Последние связаны не только с «отдачей» или «потреблением» знаний. Я придерживаюсь мнения, что подход «наполнения пустого сосуда» неприменим ни при каких условиях обучения. Напротив, учащиеся должны задавать вопросы, оспаривать предположения, использовать полученные знания для решения проблем, обдумывать свои действия и получать информацию из различных соответствующих источников. Это хорошо описано Мейером (1986, цит. по: Jones & Safrait 19).94), который восклицает, что «Учащиеся не могут быть просто губками, впитывающими «мудрость» лекции учителя. Скорее, они должны реалистично заниматься предметом и активно практиковать искусство критического мышления».

По мнению Jones & Safrait (1994), образование взрослых в информационном обществе должно способствовать самостоятельному обучению, воспитывая независимость в мышлении, суждениях и действиях. На мой взгляд, это принципиально, поскольку нас постоянно бомбардируют информацией из разных источников, в основном через социальные сети. Часто можно увидеть, как люди делятся статьями и утверждениями, не проверяя их достоверность и не критически оценивая рассматриваемый вопрос. Результатом во многих случаях является эффект снежного кома других, которые совершают ту же ошибку, и поэтому неправильная информация продолжает свой путь к органическому росту с дальнейшим обострением проблемы. Тем не менее, ничего нельзя сделать, пока сами люди не осознают необходимость учиться, развивать такие навыки и мыслить критически.

Можно сослаться на Paul & Elder (2006), которые отмечают, что критическое мышление — это мышление, направленное на себя, самодисциплину, самоконтроль и самокоррекцию. Развитие способности критически мыслить, несомненно, окажется полезным в различных ситуациях. При рассмотрении вышеизложенного я хотел бы сослаться на Брукфилда (2012), цитируемого в Merriam & Bierrema 2013, стр. 213), который определяет критическое мышление в образовании следующим образом:

«Критическое мышление описывает процесс, посредством которого учащиеся осознают два наборы предположений. Во-первых, учащиеся исследуют предположения, которых придерживаются ученые в области исследования, относительно того, как создаются и развиваются законные знания в этой области. Во-вторых, учащиеся исследуют свои собственные предположения и то, как они формируют их собственное мышление и действия. Критическое мышление требует, чтобы мы проверяли наши предположения, оценивая точность и обоснованность доказательств этих предположений и рассматривая идеи и действия с разных точек зрения. Человек, который мыслит критически, гораздо лучше подготовлен к осознанным действиям; действия, которые хорошо обоснованы доказательствами и которые с большей вероятностью приведут к желаемым результатам».

Подробное определение, представленное Brookfield (2012), подчеркивает некоторые ключевые моменты. Меня, в частности, заинтриговало последнее предложение, в котором четко говорится о важности использования критического мышления для обоснования наших действий и, таким образом, о том, что ничто не должно сразу приниматься за чистую монету. На мой взгляд, это то, чего во многих случаях не хватает учащимся, включая взрослых.

Тем не менее, мы должны признать, что критическое мышление и развитие этого навыка не зависят исключительно от взрослого ученика. Педагоги для взрослых должны внести свой вклад, поскольку критическое мышление зависит от интерактивного процесса, который требует участия обеих сторон; педагог и ученик (Крючки 2009).

Наша роль педагогов заключается в создании благодатной почвы для развития критического мышления. Ниже приводится характеристика критического мыслителя, сформулированная Джонсом (1994)

  • Ценит творчество;
  • Инновационный;
  • Считает, что жизнь полна возможностей;
  • Видит будущее гибким, а не фиксированным;
  • Задает вопросы и вызывает ответы;
  • В меньшей степени полагается на авторитет воспитателя и больше на совместное исследование с фасилитатором;
  • Связывает факты с реальными жизненными ситуациями;
  • Использует навыки решения проблем, чтобы справиться с меняющимся миром;
  • Идет на риск и ему не грозит неудача;
  • Принимает точки зрения других;
  • Непредубежденный;
  • Генерирует и оценивает альтернативные варианты;
  • Поощряет и побуждает других мыслить критически;
  • Объективен.

 

Примеры воспитания таких качеств включают использование размышлений в действии, то есть размышлений во время выполнения деятельности, а также размышлений о действии, следовательно, до или после самого обучения. Педагог для взрослых может соответствующим образом адаптироваться в зависимости от предмета или уровня мышления. Даже простой мозговой штурм можно превратить в возможность. Вместо того, чтобы просто провести мозговой штурм со списком, педагог может попросить, чтобы составленный список был приоритетным, а также попросить подходящие обоснования того, как были ранжированы определенные элементы. Критическое мышление также процветает, когда педагог успешно создает учебное сообщество, где каждый может делиться идеями, слушать идеи, а также давать отзывы о том, что предлагают другие. Последнее также может привести к оценке ряда различных альтернатив. Взрослые учащиеся могут иметь возможность применять критическое мышление на практике, если педагог поощряет размышления и обсуждение последствий определенных действий. Эффективным инструментом в любой учебной обстановке, который может помочь в решении такой задачи, является использование вопросов. «Вопрос» силен своей «силой», заставляющей учащихся думать и размышлять. Снайдер и Снайдер (2008) утверждают, что в инструкциях, поддерживающих критическое мышление, используются методы постановки вопросов, которые требуют от учащихся анализа, синтеза и оценки информации для решения проблем и принятия решений (думать), а не просто повторять информацию (запоминать).

В заключение хочу сказать, что цель этой статьи — пробудить в читателе любопытство к более глубокому изучению потенциала критического мышления и роли педагогов для взрослых в развитии таких навыков. Надеясь, что эта цель была достигнута. Я призываю всех подумать о вашем нынешнем обучении и о том, что вы можете сделать, чтобы помочь своим взрослым учащимся развить навыки критического мышления на ваших уроках.

 

Ссылки

  1. Крючки, B 2009, Обучение критическому мышлению: практическая мудрость, Taylor & Francis Group, Florence. Доступно на: ProQuest Ebook Central. [15 сентября 2020 г.].
  2. Джонс, П. и Хейдон, Д. (редакторы) 2014 г., Применение на практике: развитие у учащихся навыков критического мышления в педагогическом образовании – модели, методы, опыт и результаты, Издательство информационного века, Инкорпорейтед, Шарлотта, Северная Каролина. Доступно на: ProQuest Ebook Central. [15 сентября 2020 г.].
  3. Джонс, Дж. и Сафрайт, Д. Р., 1994. Развитие навыков критического мышления у взрослых учащихся с помощью инновационного дистанционного обучения. [Онлайн]  Доступно по адресу: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED373159..pdf [По состоянию на 16 сентября 2020 г.].
  4. Мерриам, С.Б., и Бирема, Л.Л. 2013, Обучение взрослых: теория и практика связывания, John Wiley & Sons, Incorporated, Somerset. Доступно на: ProQuest Ebook Central. [15 сентября 2020 г.].
  5. Пол, Р. и Элдер, Л. 2006 г. «Миниатюрное руководство по критическому мышлению: концепции и инструменты», 4 -е издание , Foundation for Critical Thinking
  6. Снайдер, Л. , и Снайдер, М.Дж., 2008. Обучение критическому мышлению и проблеме Навыки решения. Журнал Delta Pi Epsilon, том 50, стр. 90-99.

 

Рамон Мангион в настоящее время является заместителем директора по стажировке и обучению на рабочем месте в Мальтийском колледже искусств, науки и технологий. Рамон имеет степень с отличием в области изучения туризма, степень магистра в области образования взрослых со специализацией в области обучения и развития, а также только что закончил программу Executive Master в области делового администрирования. Он также является экспертом ECVET, преподавателем для взрослых и послом EPALE.

Логин (1)

7 способов, которыми взрослые могут помочь детям развить критическое мышление

Хелен Ли Буиг

Интернет предлагает множество ресурсов для обучения и общения. Но это также может подвергнуть впечатлительных молодых людей ложной информации, которая может подорвать их образование. Чтобы быть успешными учениками, дети и подростки должны быть сообразительными и критически мыслить.

Взрослые могут многое сделать, чтобы помочь детям и подросткам стать критически мыслящими, и многие недооценивают, насколько их дети способны рассуждать в юном возрасте. Исследования показывают, что дети уже в возрасте 12 месяцев обладают способностями к рассуждению. В возрасте от пяти до девяти лет дети обычно достигают уровня эмоционального осознания, логического мышления и уверенности в себе, чтобы начать более глубокое аналитическое мышление.

В подростковом возрасте молодые люди могут развить свои навыки критического мышления, участвуя в спорах и проблемах в повседневной жизни. Вот семь практических шагов для поддержки критического мышления детей, даже среди подростков и детей дошкольного возраста.

1. Помогите детям научиться спрашивать «почему?»

Дети от природы любопытны. Как отмечено в нашем Руководстве для родителей, постоянные вопросы «почему?», которые задают дети, иногда могут раздражать взрослых. «Почему красный свет красный?» «Откуда я знаю, что мои сны не реальны?» «Почему издалека предметы кажутся меньше?» Эти вопросы легко игнорировать, но на самом деле они являются отличной отправной точкой для критического мышления.

Развивайте естественное любопытство вашего маленького ребенка, помогая ему исследовать и развивать эти вопросы. Если они спросят, почему красный свет красный, спросите их, какие причины они могут привести. Это начало обучения воображению альтернативных возможностей, рассмотрению других точек зрения и построению аргументов. С маленькими детьми в возрасте до девяти лет эти ранние споры, конечно, вряд ли будут беспочвенными, но это нормально. Практика в рассуждениях, формулировании своих взглядов и обосновании бесценна. Не поддавайтесь желанию давать им простые ответы и побуждайте их начать задавать больше вопросов и пытаться ответить на них самостоятельно.

По мере того, как они становятся старше и становятся подростками и, в конце концов, подростками, молодые люди сталкиваются с сильным давлением, заставляющим их подчиняться и не задавать вопросов, как со стороны сверстников, так и из различных средств массовой информации. Но если они сформировали вопрошающее и любознательное мышление в юном возрасте, они с большей вероятностью будут сопротивляться давлению сверстников, подвергать сомнению влияние рекламы и других факторов на их мышление и прерывать групповое мышление своих друзей. Все начинается с «почему?»

Практика в рассуждениях, формулировании взглядов и обосновании бесценна. Не поддавайтесь желанию давать детям простые ответы и побуждайте их начать задавать больше вопросов и пытаться ответить на них самостоятельно.

2. Модель здорового скептицизма

Сегодняшняя реальность нашей информационной среды такова, что как в школе, так и в повседневной жизни молодые люди будут сталкиваться с ложной информацией.
У взрослых, особенно с детьми младшего возраста, возникает искушение вмешаться и просмотреть каждый веб-сайт. И, если их использовать вдумчиво, родительский контроль может быть эффективным, но это не так далеко. Ведь молодежь завалена информацией везде: в телефоне, по телевидению, в печатной журналистике, в рекламе на улице, даже в повседневных разговорах со сверстниками. Например, когда в новостях рассказывается большая история, дети, скорее всего, услышат множество противоречивых интерпретаций на игровой площадке.

Полная очистка технологии от вводящей в заблуждение и ложной информации и приложений, вызывающих привыкание, не вариант, по крайней мере, не для подростков, а чрезмерно строгий контроль может иметь неприятные последствия и вызвать у детей обиду и большую вероятность развития вредных привычек, когда они, наконец, столкнутся с нефильтрованным Интернетом. Очень важно найти правильный баланс и работать со своими детьми в качестве технического наставника, направляя их к здоровым онлайн-привычкам.

Одна вещь, которую могут сделать родители и наставники, — это показать хорошие исследовательские навыки в их повседневном взаимодействии со средствами массовой информации. Читая статью или узнавая новую информацию, словесно выражайте любопытство с помощью дополнительных вопросов о цели и возможной предвзятости источника. Моделирование этой оценки подчеркнет важность здорового скептицизма, и ваш ребенок усвоит эти вопросы для будущего независимого анализа.

Взрослые также могут напрямую вовлекать молодых людей в такого рода анализ и помогать детям лучше мыслить критически. После совместного просмотра документального фильма или прослушивания новостей родители или наставники должны попросить молодых людей отреагировать на средства массовой информации, которые они поглощают. Задавайте такие вопросы, как:

• Откуда поступает эта информация? Это надежно? Почему или почему нет?

• Как оформление источника влияет на читателя или зрителя?

• Существует ли альтернативный способ интерпретации приведенных фактов?

• Какая еще информация была бы полезна для оценки ситуации?

• Как они могут рассказать другу о том, что узнали?

3.

Помогите детям осмыслить свои ценности и поставить цели 

По мере взросления у детей появляются более долгосрочные интересы, стремления и мечты. Но чтобы направить эти интересы в продуктивное русло, им нужно научиться тратить время на размышления о том, что для них важно, и ставить перед собой амбициозные, но реалистичные долгосрочные цели. Это ключ не только к их общему развитию, но и к их критическому мышлению.

Без конечной цели или задачи ваш ребенок может потерять мотивацию или направление. Этот процесс должен начинаться с вопросов и самоанализа. Даже начиная с раннего возраста, дети способны обсуждать то, что для них наиболее важно, будь то художественное самовыражение, помощь другим или улучшение какого-либо аспекта нашего общества.

Поощряйте их воплощать эти ценности в реалистичные краткосрочные проекты и цели. Они должны выходить за рамки внешних показателей успеха, к которым они могут привыкнуть в школе. Здесь нет шкалы оценок!

Подталкивайте детей к продумыванию личной цели проекта помимо школьной успеваемости. Приобретут ли они новый навык в конце? Есть ли сертификат, который они могут заработать? Будут ли они что-то строить или создавать? Помогут ли они улучшить жизнь людей? Постановка целей тренирует их мышцы критического мышления, поскольку они рассматривают абстрактные ценности и желания и выясняют, как воплотить их в конкретные, действенные цели.

При постановке целей в проекте или в жизни также важно создавать планы для достижения этих целей. Посоветуйте молодым людям разбивать большие, долгосрочные цели на маленькие, достижимые цели. На этих контрольных точках поощряйте вашего ребенка оценивать свой собственный прогресс и удовлетворение. Этот процесс планирования укрепит уверенность и решительность. Они приобретут бесценные навыки критической оценки своего прогресса и планирования соответствующих следующих шагов.

Взрослые должны сопротивляться искушению защитить детей от разочарований. Разочарование помогает им развить устойчивость, которая понадобится им в дальнейшей жизни. Вместо этого показывайте детям устойчивость в такие моменты.

4. Помогите детям превратить разочарование в возможность

По мере достижения этих целей они, конечно же, будут сталкиваться с неудачами, препятствиями и разочарованиями. В определенные моменты им придется изменить план, реорганизовать контрольно-пропускные пункты или даже начать с нуля. Когда молодые люди недовольны своей работой, они склонны отстраняться, но метапознание и критическое мышление могут помочь им избежать отчуждения и повысить устойчивость.

Прежде всего, взрослые могут помочь, попросив их сделать шаг назад и спросить, что на самом деле означают неудачи, неудачи или тупики? Мы все испытали искушение принять эти вещи на свой счет. Может показаться, что мир против нас или мы просто недостаточно хороши. Эти чувства особенно сильно могут ощущаться маленькими детьми, которые, возможно, еще не развили прочных компетенций.

Помогите им рационально преодолевать препятствия. Обычно они не так много значат, как мы думаем. Обсудите, почему та или иная стратегия или попытка не сработала. как это может быть улучшено? Было ли это просто вопросом невезения? Какие новые цели можно поставить и к чему стремиться?

На протяжении всего этого процесса взрослые должны сопротивляться искушению защитить детей от разочарования. Разочарование помогает им развить устойчивость, которая понадобится им в дальнейшей жизни. Вместо этого продемонстрируйте детям устойчивость в такие моменты — например, расскажите им о случае, когда вы потерпели неудачу и были вынуждены изменить курс или пересмотреть свои цели.

В процессе они научатся самоанализу, управлению своими эмоциями и станут гибкими и стойкими. Они также добьются значительных успехов в самооценке, поскольку со временем увидят, как они прогрессируют и преодолевают препятствия.

5. Поощряйте самостоятельное обучение

Когда дети становятся старше, они жаждут независимости, и самостоятельные проекты дают им возможность проявлять независимость в условиях низких ставок. Педагоги отмечают повышенную гордость и мотивацию своих учеников после самостоятельных проектов. Такая новая уверенность может, в свою очередь, улучшить их работу в школе в других областях, таких как критическое мышление.

Самостоятельный проект также дает молодым людям возможность больше узнать о предмете, который им интересен, а не только о том, что соответствует их учебной программе. Исследуя тему по своему выбору, подростки участвуют в важном процессе индивидуализации, в котором они укрепляют свое ощущение себя вне группы или системы.

Этот психологический процесс необходим для развития навыков критического мышления. Кроме того, погружение в тему, которой они увлечены, может помочь им выработать собственное видение проблем. Наличие такой отправной точки имеет важное значение для молодых людей, начинающих оттачивать свои навыки критического мышления, и поможет им при переходе к высшему образованию и работе.

Уверенность и самодостаточность, которые прививают навыки критического мышления, помогают детям старшего возраста чувствовать, что их слышат и уважают сверстники и взрослые. Чувствуя себя ценными, они также с большей вероятностью будут чувствовать связь с семьей и обществом в целом.

6. Принимайте взгляды вашего ребенка, но и настаивайте на них

Дети постоянно находятся в противоречии между своим желанием быть независимыми и потребностью в поддержке опекуна в учебе, финансовом и эмоциональном плане. По мере того, как они узнают больше об окружающем мире и развивают независимые идеи и ценности, очень важно, чтобы близкие принимали участие и проявляли интерес к их идеям.

Как можно скорее вовлекайте детей во взрослые разговоры. Вам не нужно потворствовать им или относиться к их попыткам выразить себя так же, как к попыткам других взрослых. Но если вы позволите им внести свой вклад и потратите время на обсуждение их вклада, это повысит их интерес к окружающему миру на раннем этапе. И это даст им возможность укрепить свои рассуждения и разговорные навыки.

С детьми старшего возраста и подростками, у которых уже сформировались свои зачаточные взгляды, легко показаться пренебрежительным. Имейте в виду, что они все еще обсуждают свои системы убеждений и развивают навыки рассуждения. Даже если отношение вашего подростка кажется вам экстремальным или даже обидным лично для вас во время споров, важно попытаться серьезно отнестись к его чувствам и мыслям, не занимая оборонительную позицию.

В то же время важно, чтобы взрослые побуждали молодых людей развивать свои мыслительные способности в рамках этого взаимодействия.

Например, тренер Брайан Оширо призывает родителей не просто спрашивать своих детей, что им интересно, а вместо этого спрашивать, почему ваш ребенок чувствует себя определенным образом и как он пришел к такому выводу. Простое изменение типа задаваемых вопросов может помочь молодым людям улучшить свои аргументационные навыки. Когда дети чувствуют, что их точку зрения ценят, и уверены, что могут четко сформулировать свою точку зрения, им легче перейти к полной независимости.

7. Попросите их о помощи

Навыки критического мышления необходимы для того, чтобы привести детей и подростков к полной независимости, но они также помогают строить отношения. Уверенность и самодостаточность, которые прививают навыки критического мышления, могут помочь детям старшего возраста почувствовать, что их слышат и уважают сверстники и взрослые. Чувствуя себя ценными, они также с большей вероятностью будут чувствовать связь с семьей и обществом в целом.

Один из шагов, который могут сделать родители и наставники, чтобы их подростки чувствовали себя ценными, — это просто спросить их мнение о проблеме. Например, если вы обсуждаете, как лучше всего ухаживать за стареющими бабушкой и дедушкой, вы можете спросить своего ребенка, что, по его мнению, лучше всего. Поощрение их к ответу с четкими причинами подталкивает их к синтезу информации, тем самым улучшая их навыки аргументации. Простое обращение за их мнением также имеет решающее значение для установления открытых и доверительных линий связи. У них тоже, конечно, могут быть хорошие и полезные идеи!

Взросление сопряжено с проблемами роста. Но навыки критического мышления могут дать детям инструменты для достижения независимости и построения доверительных отношений, а также дать родителям душевное спокойствие, зная, что их ребенок может подойти и оценить все, что встречается на их пути. В конечном счете, навыки критического мышления, развитые в детстве и подростковом возрасте, дадут учащимся основу для достижения успеха, самореализации и уверенного участия во взрослом обществе.

Хелен Ли Буиг — президент Reboot Foundation.

Как научиться критическому мышлению

Некоторые читатели могут подумать, что нужно быть умным, чтобы мыслить критически. Но следствием этого является то, что умение критически мыслить делает вас умнее. Предполагается, что можно научиться мыслить критически (то есть быть умным). Предположение правильное. Здесь я надеюсь показать вам, как вы можете стать умнее, изучив навыки критического мышления.

Требуйте от себя критического мышления

Когда вы читаете или слушаете разговоры других, заставьте себя быть более внимательным и вовлеченным в информацию. Вопросы гарантируют вовлеченность.

Учиться и искать типичные ошибки мышления

К сожалению, большинство взрослых не учат формальной логике даже в колледже. Курсы логики в колледже являются факультативными и сбивают с толку тупыми предпосылками, предложениями и уравнениями. Но логики здравого смысла может быть достаточно. Я разместил список распространенных ошибок мышления в другом месте.[1] Вот некоторые из наиболее серьезных ошибок мышления:

Обращение к авторитету или консенсусу : попытка обосновать вывод, цитируя авторитет в его поддержку или на основании того, сколько людей придерживается той же точки зрения.

Избирательность аргументов : замалчивание альтернативных точек зрения (часто называемое «выбором вишен»). Как правило, противоположные аргументы, даже если они в целом неверны, обычно имеют некоторую долю истины, которую необходимо учитывать.

Круговое рассуждение : рассуждение, в котором предпосылка аргумента или вывод используется в качестве поддержки аргумента. Обычно это происходит, когда доказательства отсутствуют или замазаны.

Когнитивное предубеждение : упрямая приверженность предпочтительному взгляду или аргументу в пользу позиции, когда существуют другие, более плодотворные возможности. Даже гроссмейстеры, например, могут использовать установленный гамбит, когда доступна лучшая тактика.

Запутанная корреляция с причинно-следственной связью : утверждая, что когда две вещи происходят вместе, и особенно когда одна происходит непосредственно перед другой, то одна вещь вызывает другую. Без других более прямых доказательств причинно-следственной связи это предположение не оправдано. Оба события могли быть вызваны чем-то другим. Пример: дождь и молния идут рука об руку, но не вызывают друг друга.

Путаница исключительности : неспособность распознать элементы совместимости во множестве явно противоречащих друг другу идей или фактов. Важно знать, являются ли они независимыми, совместимыми или взаимоисключающими. Пример: концепции эволюции и креационизма, как они обычно используются, исключают друг друга. Однако, говоря другими словами, у них есть общие элементы согласия.

Ложная аналогия : объяснение идеи с помощью непараллельной аналогии, как при сравнении яблок и апельсинов. Хотя аналогии и метафоры являются мощными риторическими инструментами, они не эквивалентны тому, на что ссылаются.

Поспешные выводы : использование лишь нескольких фактов для окончательного вывода. Наиболее распространенная ситуация — неспособность рассмотреть альтернативы. Сопутствующей причиной является неспособность подвергнуть сомнению и проверить предположения, используемые для того, чтобы прийти к заключению.

Чрезмерное обобщение : предположение, что то, что верно для одного, верно и для чего-то другого. Пример: некоторые ученые, изучающие бесплатность, заявят, что процесс принятия решения о нажатии кнопки одинаков и для более сложных решений.

Изучите конкретные стратегии

Следите за своим мышлением . Объясните учащимся необходимость думать о том, как они думают. Это искусство самоанализа, направленное на осознание таких вещей, как собственная степень бдительности, внимательности, предвзятости, эмоционального состояния, исследования вариантов интерпретации, уверенности в себе.

Тренировать способность фокусироваться . В современном многозадачном мире учащимся обычно не хватает способности концентрироваться. Они легко отвлекаются. Они плохо слушают и не очень эффективно извлекают смысл из прочитанного.

Использовать доказательную аргументацию . Не путайте мнение с фактом. Когда другие делают заявление, не принимайте его без подтверждающих доказательств. Даже в этом случае ищите противоположные доказательства, которые опущены.

Определите, чего не хватает . В разговоре или чтении наиболее важными моментами может быть то, о чем не говорится. Это особенно верно, когда кто-то пытается убедить вас в своей точке зрения.

Задавайте вопросы и дайте свой ответ . У меня был профессор К. С. Бахофер в Нотр-Даме, который построил целый курс, основанный на этом принципе. Для каждого задания по чтению он требовал, чтобы студенты задавали провокационный вопрос о чтении, а затем писали, как на него можно было бы ответить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *