Какая характеристика внимания определяет ограничение объема внимания: Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика». К

Содержание

шпора — Стр 2

Состояния, вызван­ные как нарушением соматической, так и психической сферы называется: пограничным состоянием. Свойства человека, обуслов-ленные биологическими факто-ра­ми, — это: задатки. Суть теории автоматизма: отрицание зависимости физиологических процессов от психических процессов. Сангвиник по своей психологической сути: экстраверт. Сообра­зительность, находчивость, любознатель-ность это: интеллектуальные черты характера. Своеобразное сочетание спо-собностей, которое обеспечи-вает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности это: одаренность.

Основным предметом изучения советской психологии выступило: сознание. Определите мотивационно-ценностный характер сознания:

это свойство сознания. Основой механического запоминания являются: ассоциации по смежности. Осмысленное запоминание основано: на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Образы минотавра, пегаса созданы на основе: агглютинации. Операция установления сход-ства и различия между предме-тами и явлениями реального мира называется: сравнением. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объек-тивный, врожденный признак следующих видов внимания: непроизвольного внимания. Ограничение объема внимания определяет следующее свойство: концентрация. Отвлекаемость внимания это: непроизвольное перемеще-ние внимания с одного объекта на другой. Отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов это:
решительность.
Отрицательная эмоция всегда связана: с плохим настроением. Основные характеристики эмоций: субъективность, длительность. Основные виды эмоций: радость, удивление, страх, страдание, гнев и др. Основное понятие теории Л. Фестингера. Диссонанс. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Одним из индивидуальных различий эмоций наблюдаются: в эмоциональ­ной возбудимости людей.

Охарактеризуйте психические состояния с точки зрения соотношения «нор­ма— патология».

норма — отсутствие существенных патологий, патология – отклонение от нормы. Отношение человека к самому себе называется: самооценкой. Основные свойства нервной системы — это: чувствительность. Определение тем­перамента по Б. М. Теплову это: совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью. Особая подвижность высшей нервной деятельности по-другому называется: реактивностью. Определение способностей по Б. М. Теплову. это индивидуальная особенность человека, обеспечивающие быстрого приобретения знания умений и навыков.

Психология как самостоя-тельная экспериментальная наука сформировалась: во второй половине

XIX в. Первым этапом в становлении психологии как науки было: изучение и объяснение феномена «души». Предметом психологии является: процесс активного отражения человеком объективной ре­альности. Представления Платона о «душе» соответствуют следующим высказываниям: «душа» выступает как самостоятельная субстанция. Признаком психической формы элементарного отражения в животном мире является: чувствительность. Прикладными отраслями называются отрасли: достижения, которых используются на практике. Первичной формой психики являются: инстинкты. Психические яв­ления классифицируются: на психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувстви­тельность к оранжево-красным лучам за счет следующего явле­ния: взаимодействия анализаторов. Под воздействием предшест-вующего раздражения глаза крас­ным цветом чувствитель-ность зрения в темноте возрастает в результате: синестезии. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности вследствие: сенсибилизации. После погружения руки в холодную воду раздражитель, на­ гретый до 30 °С, восприни-мается как теплый. Эту реакцию можно объяснить следующим явлением: адаптацией.

При виде незнакомого предме-та мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к неко-торой категории, в этом прояв-ляется следующее свойство восприятия:

осмысленность. По мнению сторонни­ков гештальп теории: процессы памяти определяются форми-рованием целостного образа. По степени активности запоминание распределяются: на непроизвольную и произвольную. При классификации видов воображения исходят из каких его ос­новных характеристик? степень проявления волевых усилий и степень актив­ности. По Вашему мнению, какое усло-вие проявления схематизации из ниже указанных условий может быть лишним?причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от существенных или первосте-пенных сторон объекта. Процесс создания типиче­ского образа представляет собой:
который отражает опреде­ленные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.
Пассивное воображение может быть: произвольным и непроизвольным. Первый этап формирования образов воображения характе-ризуется: анализом. Понятие — это- отражение общих и существенных свой-ств предметов или явле­ний. По форме различают следующие виды мышления: наглядно-действенное. Понятие — это важнейший элемент: мышления. По типу различают следующие виды мышления:все ответы верны Под комплексной кинетичес-кой речью понимается: простейшая система передачи ин­формации с использовани-ем движений тела. Произвольное внимание: неминуемо формируется с возрастом.

Психологическая сущность произвольного внимания заклю­чается в следующих факторах: в способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требо-ваний задачи. Почему непроизвольное внимание преимущественно называется эмоциональным? непроизвольного внимания вызывает чувства. Процесс сознательного регулирования пове­дения называется: волей. По какой степени волевые действия могут различаться? по степени сложности и осознанности. По Аристотелю, природа воли выражается: в формирова­нии логического заключения. Под мотивами волевых действий подразумеваются: те причины, которые побуж-дают человека действовать.

Психические процессы, проте-кающие в форме переживаний и отражающие личную значи-мость и оценку внешних и вну-тренних ситуаций для жизне-деятельности человека это: эмоции. Положительная эмоция всегда связана:с переживанием радости Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить- формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. Психический стресс имеет следующие виды: информаци-онный и эмоциональный. Подструктуры психологи-ческой структуры личности образу­ют:социальные установки Процесс социализации состоит в следующем: в усвоении ребенком общекультурного опыта.
Потребности классифициру-ются: по происхождению и предмету. По мнению Ананьева, личность- это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

Под направленностью понимают: совокуп­ность осознанных мотивов. По параметру общей активности человек может быть: стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере — это: темп. По мнению Павлова сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность это: свойства нервной системы. Признаки эпилептоидного характера следующие: приступы ярости и гнева. Понятие акцентуации по К. Леонгарду: значительная выраженность основных свойств личности.

Порывистость, впечатлитель-ность, горячность, инертность, относятся: к эмоциональным чертам характера. По мнению автора социальной типологии характеров— Э. Фромма социальный характер определяет- мышление, эмоции и действия индиви­дов Под природными способностями понимают, которые: являются общими для человека и животных. Под специальными способнос-тями подразумеваются те, которые- определяют успехи человека в специфических ви­дах деятельности. Практические способности это: предопределяют склон­ность человека к кон­кретным практическим действиям. Под анатомо-физиологи-ческими особенностями нервной системы, составляю-щие природную осно­ву разви-тия способностей, понимают: задатки.

Классический психоанализ: сделал предметом бессознате-льные влечения человека. Какие гипотезы существуют о происхождении жизни? гипотеза Опарина. Как назывались гигантские молекулы, появившиеся до образования элементарных организмов? Коацерватами. Какой возраст охватывает акмеологический период развития?возраст от 18 до 60 лет. Как называется деятельность, направленная на получение результата? только трудом. Кто назвал связь различных психических явлений с движениями и деятельностью чело­века психомоторикой? И. М Сеченов. Которое из них относится к видам восприятия по модальности- восприятие пространства. Которое из них относится к пространственным свойствам предмета- восприятие величины. Кратковременная память — подсистема памяти, обеспечивающая: краткосрочное хранение информации. Какие из перечисленных утверждений относятся к памяти: всегда играет положительную роль в процессах мышления. К психологическим теориям памяти относятся: ассоциа-тивная и гештальт теория. К теориям памяти относятся: нейрофизиологические и психологические теории. К физиологическим теориям памяти относятся: нейрофи-зиологическая теория, биохимическая теория. Которое из них относится к принципам ассоциации? ассоциация по сходству. Которого из них можно считать как одной из основных характеристик памяти? готовность к использованию сохраненной информации. Какие способы повторения существуют? концентрированное и распределенное.

Как называется отрицатель-ное влияние деятельности, следующей за заучива­нием, ускоряющее процесса забыва-ния? ретроактивным торможением. Как создаются образы воображения? путем перера­ботки отдельных сторон образов реальной действи-тельно­сти. Кто предложил понятие IQ (коэффициент интеллекта) Штерн. Какие тестовые методики IQ (коэффициент интеллекта) являются наиболее точными. тест Векслера и Кеттелла. Какой тест IQ (коэффициент интеллекта) является известным? тест Айзенка. Кем было предложено опре-деление степени умственной одаренности посредством специальных тестов? А. Бине и Т. Симоном. Какие виды понятия различают? общие и единичные понятия. Которое из этих утверждений может быть видом понимания? непосредственное и опо-средованное понимание. Который из перечисленных видов мышления лишний? наглядно-дейтственное мышление. Какой тип содержания мыслительных операций лишний? продуктивное содержание. К центральным системам физиологических основ речи относятся: опреде­ленные структуры головного мозга. К периферическим системам физиологических основ речи относятся: голосовой аппарат и органы слуха. Какую функцию выполняет носовая полость: дополни-тельного резонатора.

Как называется нарушения речи, которое происходит при нарушении деятельности центра Вернике? сенсорной афазией. Как называется афазия Брока? моторной афазией. Которое из перечисленных является теорией речи? теория научения. Кто является автором когнитивной теории речи? Ж. Пиаже. Которое из перечисленных относится к паралингвисти-ческим компонентам? невербальные компоненты речи. Концентрация внимания определяется: повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия Какой характер свойственен к направленности психической деятельности? избирательный характер. Кем установлен закон индукции нервных процессов? Ч. Шеррингтоном. Кто использовал закон индукции нервных процессов? И.П. Павлов. Кто автор принципа доминанты? А.А. Ухтомский. Каковы причины произвольного внимания по своему происхождению? формирует­ся у ребенка при его общении с взрослыми. Кем предложен термин послепроизвольного внимания? Н.Д. Добрыниным. Концентрация внимания это: интенсивность сосредоточенности вни­мания. Как измеряется объем внимания? с помощью тахистоскопа. Какой вид движения указан правильно? непроизвольное и произвольное. Какое действие является волевым? всякое действие, направ-ленное на преодоление пре­пятствия

Как называется действия, выполняемые человеком, когда он охвачен какими-то сильными чувства­ми и испы-тывает эмоциональное воз-буждение. импульсивными. К высшим чувствам относятся: нравственные, интеллектуальные чувства. Какие теории эмоции существуют? теория Джемса – Ланге. Какая особенность проявления чувств в раннем возрасте? имеют аффективный характер. Кто является автором активационной теории? Линдсей – Хебб. Какие уровни и формы адаптации выделяют? физиологический, психоло-гический и социальный. Какую роль играет центральная нервная система как механизма управления функциональным состоянием организма. обеспечивает целостность организма. Какие критерии оценки функционального состояния вы знаете? субъективная и объек-тивная сторона состояния. Какие из них являются стадиями стресса? начальная, активная и завершающая. Кем было предложено понятие стресса как неспецифический от-вет организ­ма на предъявля-емые ему внешние или внутрен-ние требования. Г. Селье. Какой принцип регуляции сос-тояний и деятельности в настоя-щее время является общепризна-нным? личностный принцип. Кто автор концепции типов телосложения и темперамента? Э. Кречмер. Каковы основные характе-ристики и свойства темпера-мента по Б. М. Теплову? эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность . Какие компоненты имеет темперамент? активность и эмоциональность. Кто из древнегреческих врачей разработал типологию темпера-мента? Клавдий Гален

К свойствам темперамента относится: экстраверсия и интроверсия. Как называется психические свойства человека, определя-ющие его поведение в типич-ных обстоятельствах? чертами ха­рактера. Какой период является сензитивным периодом для становления характера? от двух-трех до девяти-десяти лет. Которое из перечисленных играет большую роль в формировании характера? Самовоспитание. Какие классификации способностей существуют? Все ответы верны. Какие уровни развития способностей существуют? способность, одаренность, талант, гениальность. Какая роль игры в формировании способностей. дает первоначальную толчок к развитию способностей. Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей? все ответы верны. Кто назвал генотипомврожденными особенностями нервной системы? И.П. Павлов

Что такое фундаментальные отрасли психологии? они имеют общее значение для понимания и объяснения различных психиче-ских явлений и поведения людей. Что такое раздражимость? способность реагировать. Что такое таксисы? Приспособи-тельные движения простейших одноклеточных организмов. Что такая чувствительность простейших организмов? раздражимость по отношению к воздействиям среды. Что такое «тропизм»? ответная реакция. Что такое инстинкт?все ответы верны Что такое антропопсихогенез? возникновение и развитие психики человека. Что такое сознание? высший уровень психики. Что является природными предпосылкам и возникновения сознания? Стадо. Что такое интериоризация? перенос соответствующих действий во внутренний план. Что такое экстериоризация? превращение внутреннего плана во внешнее действие. Что такое операция? способ выполнения действия. Что такое сюжетные игры? воспроизведение определенного сценария в основных деталях. Что такое ролевая игра? выполнение ребенком ограни-ченную определенную роль. Что такое ощущение? отражение отдельных свойств предметов. Что является физиологической основой ощущений? деятельность анализаторов. Что такое «анализатор»? активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздей-ствием раздражителей». Что такое «модальность ощущений»? качественная квалификация ощущений. Что такое осязание? кинетическое ощущение. Что такое сенсорная адаптация? приспособление органов чувств. Что такое осмысленность восприятия? восприятие связано с мышлением.

Что такое активность (избирательность) восприятия? восприятие только одного предмета или конкретную группу предметов. Что такое фифеномен? специфическое переживани­е, отличное от восприятия самих движущихся предметов. Чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. п.). Происходит это благодаря следующему свойству восприятия: предметности. Что такое иллюзия восприятия? искаженное восприятие. Что такое апперцепция? зависимость восприятия от общего содержания психической жизни. Что такое мнемическая деятельность? деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержан­ного материала. Что такое воображе­ние? процесс преобразования представлений. Что такое мечта? воображение, направленное на желаемое будущее. Что такое абстрагирование? все ответы верны. Что такая научная гипотеза? утверждение, предполагающее доказательство. Чувства, мысли, настроения, желания это: поведенческое содержание мыслительных операций Что такое интеллект? способность мыслить. Что такая речь? процесс обще-ния людей с помощью языка. Что такое лексический состав языка? определенная система значащих слов. Что составляет грамматику языка? определенная система различных форм слов и словосоче­таний. Что подразумевается под сосредоточенностью психической деятельности? большая или меньшая углубленность в деятельность. Что составляет физиологическую основу внимания? воз­буждение одних нервных центров и торможение других.

Что является физиологической основой воли? деятельность пирамидных клеток. Что такое апраксия? нарушение выполнения произвольной регуляции движения и действий. Что такое абулия? отсутствие побуждения к деятельности. Что такое намерение? откладывание исполнения решения на длительный срок. Чувство это: представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Что такое гомеостаз? постоянство внутренней системы организма. Что такое адаптация? это равномерное, подвижное состояние системы . Что такое функциональное состояние организма? это результат взаимодействия психологической системы и деятельности. Что такое стресс? повышенная физиологическая и психическая активность. Что такое пограничные состояния? состояния, вызва-нные нарушением соматической и психической сферы. Что такое интрапсихический конфликт? внутри личностный конфликт. Человека как индивида характеризуют: тип высшей нервной деятельности. Человека можно считать сложившейся личностью, если: он является творческим субъектом. Что такое направленность личности? устойчивая совокуп-ность мотивов деятельность личности. Что такое «мотив»? побуждение к деятельности. Что такое мотивация деятельности человека? система факторов, детерминирующих поведение.

Что такое «потребность»? состояние, вызванное чувством нужды

Что такое диспозиционная мотивация? внутренняя мотивация. Что является физиологической основой темперамента? тип высшей нервной деятельности. Что такое способности? индивидуальные особен-ности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности. Что такое актуальные способности? способности именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Что такое общие способности? способности, определяющие успехи в различных видах деятельности.

Характеристики внимания. Элементы практической психологии

Характеристики внимания

Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.

Устойчивость — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами. Устойчивость, определяемая периферическими факторами, не превышает 2–3 секунд, после чего внимание начинает колебаться. Но устойчивость существенно повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит на него. Устойчивость центрального внимания может составлять значительно больший интервал — до нескольких минут. Понятно, что колебания периферического внимания при этом не исключаются, но оно возвращается все время к одному и тому же объекту. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна [230], зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Можно сказать, что, чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание. Устойчивость внимания тесно связана с его концентрацией.

Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. А. А. Ухтомский [272] полагал, что избирательность и концентрация внимания связаны с особенностями функционирования доминантного очага, в частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это качество дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще работами Вундта [67] показано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях, распределение внимания фактически осуществляется быстрым его переносом. Иногда создается впечатление, что человек осуществляет два вида деятельности одновременно. На самом деле в таких случаях один из них настолько автоматизирован, что не требует к себе внимания. Но если этого нет, то совмещение невозможно. Например, нетренированного человека, идущего по гимнастическому бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу, — он не сможет это выполнить, в то время как опытный гимнаст легко справлялся с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыслительных операций. Таким образом, распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости.

Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. Иногда человек, глубоко сконцентрированный на внутренней, особо важной для него задаче, подсознательно пытается избежать этих усилий и не переключается с этой задачи на внешние раздражители. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.

Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеяность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода. Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А. П. Бородина [190], Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».

Известна и такая история. Приходит Н. Е. Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?». — «Нет». — «А хозяйка?». — «Нет и хозяйки. А что передать?». — «Скажите, что приходил Жуковский».

И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать [246]. Здесь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязанностью всех характеристик внимания.

В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи.

Теперь обратимся к следующей характеристике внимания — предметности. Как уже было упомянуто, центральные механизмы внимания действуют путем изменения чувствительности (порогов) органов чувств разной модальности. Но человек оперирует с конкретными объектами, а не с обобщенной модальностью. Например, можно слушать оркестр, не замечая кашля соседа и шума вентилятора, смотреть кинофильм, не замечая шляпы впереди сидящего зрителя, т. е. выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с центральными установками, личной значимостью и актуальностью.

Характеристики заключения

Характеристики заключения КраткостьЗаключение, особенно эпилог, должно быть кратким; слова нацелены на чувства слушателей. Вы должны знать, когда наступит идеальный момент для того, чтобы завершить выступление и не позволить разуму слушателей подавить их эмоции. Мы

2.1. Характеристики лидера[3]

2.1. Характеристики лидера[3] Смысловое содержание понятия «лидер»[4] включает многие ценности: собранность, точное знание цели и средств, необходимых для ее достижения, способность к реализации задуманного, подкрепляемая опытом, связями, техникой ведения дел. Поэтому

Характеристики выборки

Характеристики выборки Испытуемыми выступили учащиеся 10–11 классов школ Москвы и Подмосковья (N = 1051), средний возраст 15.77 (ст. откл. 0,71, разброс 14–18), 58 % –

ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ

ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ …основная масса таких людей не проявляет никаких внешних признаков безумия. Они выглядят вполне разумными. Они могут быть весьма убедительными. Л. Рон Хаббард Введение в Саентологическую Этику Ввиду ее впечатляющих и деморализующих воздействий,

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Психокоррекционная программа

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Характеристики процесса

Характеристики процесса Разрешите мне определить характерные качества этого процесса движения, качества, возникающие в психотерапии у каждого клиента. Возрастает открытость опыту Во-первых, этот процесс связан с возрастающей открытостью опыту. Эта фраза приобретает

55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем

7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИОдин из основополагающих принципов психологии личности гласит: все психические явления соответствуют какой-то конкретной цели. Как описывалось выше, развитие психики мы рассматриваем как постоянную подготовку к

46. Характеристики сознания

46. Характеристики сознания В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для

7.4. Характеристики мотива

7. 4. Характеристики мотива Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность

Психоделические характеристики

Психоделические характеристики Испытуемые описывали различные переживания, о которых часто сообщают в связи с психоделическим опытом, вызванным наркотиками (Cohen, 1965; deRopp, 1957; Masters & Houston, 1966; Solomon, 1964). Эти переживания включали значительные перцептивные изменения,

Характеристики ЗРЛ

Характеристики ЗРЛ Согласно DSM-III-R (АРА, 1987, р. 354), существенная особенность ЗРЛ состоит в «тотальном паттерне зависимого и покорного поведения, возникающем в ранней взрослости и проявляющемся в разных контекстах» (см. табл. 13.1). Эти люди неспособны или не хотят принимать

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Объем внимания | Psych 256: Cognitive Psychology FA16 — 002

Изображение предоставлено: https://ministrynutsandbolts.com

Текст нашего курса определяет внимание как «способность фокусироваться на определенных стимулах или местах», а избирательное внимание как «внимание к одно, игнорируя другое» (Гольдштейн, 2015, стр. 86-87). Мир полон информации, которую наш мозг способен обрабатывать, но существуют ограничения на то, сколько мы можем понять за раз или на способность обработки. Избирательное внимание — это способ, которым мы выбираем стимулы из нашего окружения для дальнейшей обработки и игнорируем другие существующие стимулы. При этом мы определяем приоритеты стимулов, которым мы подвергаемся, обрабатывая соответствующую информацию и отфильтровывая сообщения, которые отсутствуют в характеристиках более высокого уровня. Тем не менее, в комментарии к четвертому уроку мы также узнали о феномене коктейльной вечеринки, который может возникнуть в социальной среде, когда вы можете сосредоточить свое внимание на разговоре, в котором вы участвуете, но вы слышите, как кто-то в другом конце комнаты произносит ваше имя, и это также захватывает ваше внимание. Это означает, что мы не всегда отфильтровываем информацию, которую не посещали, особенно когда информация очень знакома или лична для нас, например, наше имя. (Пенн Стейт, nd)

Согласно Psychology Today (n.d.), продолжительность концентрации внимания — это количество времени, которое мы тратим на задачу, прежде чем мы начинаем терять фокус или «отключаться». Я прошел онлайн-тест на концентрацию внимания и набрал 36 баллов из 100, что означает, что у меня короткая продолжительность концентрации внимания. Мне трудно удерживать внимание на задачах при их выполнении, что верно. Мои результаты также показывают, что люди с коротким периодом концентрации внимания склонны к дезорганизации, что неверно в моем случае. Я также не испытываю затруднений с соблюдением большинства своих сроков или своевременной оплатой счетов, что также типично для людей с ограниченным вниманием. Однако я часто опаздываю на встречи. Людям, которые не могут концентрировать внимание в течение длительного времени, рекомендуется проконсультироваться с психологом для оценки синдрома дефицита внимания (СДВ). Меня никогда официально не обследовали на наличие СДВ, но я часто отключаюсь или мечтаю, и у меня есть небольшая семейная история этого расстройства. (Психология сегодня, nd)

В век технологий, а точнее, наших смартфонов, которые постоянно поддерживают связь с внешним миром, наше внимание сокращается. Согласно исследованию потребления медиа в Канаде, проведенному Microsoft, средняя продолжительность концентрации внимания составляет восемь секунд. Это число уменьшилось с двенадцати секунд в 2000 году.  Это означает, что у людей теперь продолжительность концентрации внимания меньше, чем у золотой рыбки! Статья The New York Times «Восьмисекундная продолжительность концентрации внимания» определяет продолжительность концентрации внимания как «количество времени, в течение которого человек концентрируется на задаче, не отвлекаясь» (Egan, 2016, параграф 4). По словам генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы, в будущем человеческое внимание станет дефицитным товаром. Далее в статье предполагается, что наши цифровые устройства фактически «перемонтировали» наш мозг. Мы используем наши смартфоны во время выполнения многих повседневных задач, особенно в периоды ожидания или простоя, например, стоя в очереди. Когда мы используем наши мобильные телефоны, чтобы узнать счет вчерашней игры, посмотреть, что происходит в мировых новостях или зайти в социальные сети, мы ограничены в количестве других стимулов, которые мы можем обрабатывать в нашей среде, потому что мы отвлекаемся. (Иган, 2016)

Если вас беспокоит сокращение нашего внимания, не беспокойтесь слишком сильно. Тимоти Иган пишет, что не все потеряно. Он составил план для себя, чтобы справиться с сокращением продолжительности концентрации внимания, который включает в себя садоводство и углубленное чтение (Egan, 2016). Нет никаких научных исследований, подтверждающих корреляцию между этими действиями и продолжительностью концентрации внимания. Идея заключается в том, чтобы отойти от технологических устройств и заняться задачами, которые стимулируют мозговую активность или хобби, которые вам нравятся. Неврология, скорее всего, имеет другие представления о методах расширения или сохранения объема внимания или вычислительной способности, которые подтверждены эмпирически. Однако пока я предлагаю вам найти то, что работает для вас, и попытаться ограничить чрезмерное использование вашего смартфона.

 

Ссылки

Иган, Т. (2016, 22 января). Восьмисекундная продолжительность концентрации внимания. Нью-Йорк Таймс . Получено 16 октября 2016 г. с http://www.nytimes.com/2016/01/22/opinion/the-eight-second-attention-span.html

Goldstein, EB (2015). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта (4-е изд.). Австралия: обучение Wadsworth Cengage.

Всемирный кампус штата Пенсильвания (без даты) Урок 4: Внимание . Получено 16 октября 2016 г. с https://psu.instructure.com/courses/1804143/modules/items/21169306

Psychology Today (nd). Тест на концентрацию внимания. Получено 16 октября 2016 г. с http://psychologytoday.tests.psychtests.com/bin/transfer

Средняя продолжительность концентрации внимания ребенка по возрасту: от малышей до подростков

активность. Однако, когда дело доходит до концентрации внимания у детей, ее бывает сложно измерить. Тем не менее, важно учитывать продолжительность концентрации внимания детей, поскольку это оказывает большое влияние на их повседневную деятельность, образование и отношения.

Существует множество причин, по которым ваш ребенок может плохо концентрировать внимание и плохо концентрировать внимание, особенно у детей младшего возраста и при выполнении повседневных задач. Тем не менее, прежде чем пробовать вашего ребенка на стимулирующих препаратах, важно подумать, имеет ли ваш ребенок нормальную продолжительность концентрации внимания по сравнению с другими детьми его возраста.

Кроме того, если ваш ребенок часто испытывает трудности с концентрацией внимания или имеет низкую продолжительность концентрации внимания, это может быть признаком некоторых основных проблем, таких как нарушение развития, нарушение обучения или сенсорное расстройство.

В этой статье мы обсудим, что такое продолжительность концентрации внимания, что такое разумная продолжительность концентрации внимания, факторы, определяющие продолжительность концентрации внимания, и как определить продолжительность концентрации внимания у детей в зависимости от их возраста.

Эта статья призвана пополнить ваши знания о воспитании детей информацией, связанной с концентрацией внимания, чтобы вы могли лучше удовлетворять потребности вашего малыша, чтобы у него были более длительные периоды концентрации внимания.

Что такое концентрация внимания?

Сосредоточенный школьник, работающий над домашним заданием по математике

Продолжительность концентрации внимания — это количество времени, которое требуется человеку, чтобы потерять интерес к деятельности, которой он занимается. Если они сосредоточены на одной задаче, это также можно назвать сфокусированным вниманием или устойчивым вниманием.

Определенно, что в какой-то момент человека перенаправят на другой источник. Однако, когда дело доходит до многих детей, объем внимания варьируется и следует определенной схеме. Исследования, посвященные развитию детей, показывают, что способность ребенка обращать внимание связана с возрастом ребенка.

Что касается объема внимания ребенка, когда он еще маленький, родители могут проявлять творческий подход и находить интересные занятия, чтобы заинтересовать ребенка и сохранить концентрацию. Поскольку для ребенка все ново и интересно, он легко вовлекается в эту деятельность, поэтому маленьким детям легче сосредоточиться. Кроме того, родители часто активно взаимодействуют со своими маленькими детьми в раннем детстве и могут видеть уровень развития и концентрации ребенка на протяжении всего задания.

Однако, когда они вырастают и начинают ходить в школу, занятия становятся для детей сложными, неинтересными и повторяющимися. В таком сценарии, если ребенок имеет более короткую продолжительность концентрации внимания, чем обычно, и теряет интерес к деятельности, это влияет на его образование, а также на отношения, эмоциональное здоровье и повседневную деятельность. Как видите, существуют значительные различия в концентрации внимания ребенка в зависимости от поставленной задачи, среды и периода времени, отведенного на задачу.

Краткое примечание: если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом в школе, прочитайте эту статью!

Определение продолжительности концентрации внимания ребенка очень важно, так как это поможет вам понять скорость обучения вашего ребенка, а также его интерактивные навыки и вовлеченность в свободную игру. Помните, что прерывистая продолжительность концентрации внимания у ребенка может быть вызвана различными причинами, такими как расстройство обучения, нарушение развития, психические расстройства и так далее.

Согласно отчету, более 136 миллионов детей во всем мире имеют проблемы с дефицитом внимания. Таким образом, измерение и картирование концентрации внимания вашего ребенка отлично подходит для понимания проблемы, чтобы вы могли помочь улучшить способность вашего ребенка сохранять концентрацию.

Что считается нормальным для концентрации внимания вашего ребенка?

Сосредоточенный ребенок рисует камень дома

По словам экспертов по развитию детей, для определения правильной продолжительности внимания вашего ребенка важно учитывать ожидания в соответствии с возрастом вашего ребенка.

Общее эмпирическое правило заключается в том, что ребенок должен удерживать внимание в течение 2–3 минут в год своего возраста. Это промежуток времени, в течение которого типичный ребенок может удерживать внимание на определенной задаче или деятельности.

Таким образом, если исходить из возраста ребенка, то следует ожидать ожидаемого объема внимания:

  • 2 года: 4–6 минут
  • 4 года: 8–12 минут
  • 6 лет: 12–18 минут
  • 8 лет: 16–24 минуты
  • 10 лет: 20–30 минут
  • 12 лет: 24–36 минут
  • 14 лет: 28–42 минуты
  • 16 лет: 32–48 минут

Помните, генерал практическое правило. Существуют различные внешние факторы, такие как продолжительность голода, интерес, окружающая среда и отвлекающие факторы, которые также играют важную роль в определении продолжительности внимания ребенка.

Несмотря на то, что он варьируется от одного ребенка к другому, и некоторые из них могут превысить заданные пределы, объем внимания является важной темой, когда ребенок не достигает среднего уровня.

Продолжительность концентрации внимания у малышей

У всех малышей короткая продолжительность концентрации внимания. Для малышей с задержкой развития или нарушениями психического здоровья он еще короче. Как правило, продолжительность концентрации внимания малыша составляет от 3 до 6 минут. В течение более длительного времени ребенку требуется поддержка родителя, чтобы продолжать заниматься этим видом деятельности.

Малыши в возрасте 8–15 месяцев легко отвлекаются и обычно могут заниматься одним заданием в течение минуты или чуть дольше.

Многие дети в возрасте от 16 до 19 летмесяцы беспокойны и, таким образом, не могут терпеть визуальное или вербальное вмешательство. Однако они могут заниматься определенной задачей в течение 2–3 минут.

Малыш в возрасте 20–24 месяцев отвлекается на звуки, но может непрерывно заниматься заданием в течение 3–6 минут.

К 25–36 месяцам дети учатся участвовать в таких видах деятельности, как игра, и могут оставаться внимательными в течение 5–8 минут.

Однако по мере взросления и достижения 3–4-летнего возраста они учатся переключать свое внимание между разговором родителя и своей деятельностью. Их продолжительность концентрации внимания обычно находится в диапазоне 8–10 минут.

Продолжительность концентрации внимания ребенка 4–5 лет

Возможно, ваш 4-летний ребенок начал проводить больше времени за играми и головоломками, чем раньше, но не завышайте свои ожидания слишком высоко. Средняя продолжительность концентрации внимания в эти дошкольные годы у 4-летнего ребенка по-прежнему составляет 5–10 минут.

Таким образом, планируя проекты для детей дошкольного возраста, помните об объемах внимания ребенка. Даже если ваш малыш может заниматься в среднем полчаса, вы должны ожидать меньшего.

5-летний ребенок должен быть в состоянии сосредоточиться на какой-либо деятельности в течение 10–15 минут, в зависимости от характера деятельности и других переменных, таких как интерес, время суток, настроение и т. д.

Поскольку на этом этапе вы готовите своего ребенка к школе, подумайте о том, чтобы провести для него тренировку внимания, чтобы улучшить его интеллект и подготовить его к формальному обучению. Помните, что способность обращать внимание на то, чему учат, играет самую важную роль в академической успеваемости ребенка.

Продолжительность концентрации внимания ребенка 6–7 лет

Как уже упоминалось, продолжительность концентрации внимания у детей увеличивается с возрастом. Так, 6–7-летний ребенок может заниматься заданием в среднем 12–20 минут. Дети этой возрастной группы могут даже удерживать внимание на одной интересующей их задаче в течение 30 минут.

Дети этого возраста должны быть мотивированы и обеспечены интересными и увлекательными занятиями или уроками для удержания внимания. Здесь учителя или родители также могут помочь им удерживать внимание, давая сигналы, чтобы они продолжали выполнять задание до того, как ребенок потеряет интерес.

 Продолжительность концентрации внимания ребенка в возрасте 8–10 лет

Хотя физический рост на этом этапе происходит медленнее, чем в младшем возрасте, в этом возрасте ваш ребенок проходит значительное умственное развитие. Малыш 8–10 лет уже покорил азы чтения и математики.

В этом возрасте помогите им понять, чему они учатся, и мотивируйте их применять то же самое в реальных жизненных ситуациях.

В этом возрасте вы заметите большую разницу в концентрации внимания вашего малыша. В отличие от своих более ранних лет, они больше не пытаются долго сидеть и концентрироваться на деятельности. Средняя продолжительность концентрации внимания ребенка этой возрастной группы составляет 20–30 минут. К настоящему времени дети могут справиться со сложными играми, включающими стратегии.

Продолжительность концентрации внимания подростка

Согласно исследованиям, это городской миф о том, что у золотых рыбок продолжительность концентрации внимания выше, чем у подростка. Правда в том, что подростки предпочитают участвовать в различных мероприятиях и тратят много времени на переключение между задачами.

Учитывая приведенную выше диаграмму, в среднем подросток 12–14 лет может заниматься заданием в течение 24–42 минут. Однако, если ему будет предоставлено занятие, представляющее его интерес, например, интересный фильм или увлекательная книга, подросток может оставаться занятым в течение 2 часов подряд.

Согласно исследованиям, подросткам трудно сосредоточиться на непредпочитаемых задачах. Подросткам, как правило, быстро становится скучно, и они изо всех сил пытаются сосредоточиться на вещах, которые им, возможно, не нравятся.

Здесь родители и учителя могут помочь этим подросткам улучшить концентрацию внимания, устранив такие отвлекающие факторы, как телевизоры и мобильные телефоны. Мотивируйте их такими наградами, как короткие перерывы и праздники.

Разрешайте им делать короткие перерывы, когда они выполняют задание вовремя. Используйте таймер, чтобы ваш подросток помнил, когда нужно вставать, отдыхать и двигаться. Помните, что после коротких перерывов всегда легче сосредоточиться.

Заключение

Понимание того, как долго должен сохраняться фокус ребенка, прежде чем он начнет терять внимание, очень важно для того, чтобы узнать, имеет ли ваш ребенок короткую продолжительность концентрации внимания, если она средняя или выше нормы. Просто потратив несколько минут на чтение этой статьи, вы узнали, чего следует ожидать от вашего ребенка, независимо от того, младше он или старше.

Если ваш ребенок легко отвлекается или у него укорочена продолжительность концентрации внимания, возможно, стоит обратиться за помощью к эрготерапевту, чтобы помочь увеличить продолжительность концентрации внимания и поработать над этими проблемами внимания.

Ресурсы

В норме ли концентрация внимания вашего ребенка? Когда следует обращаться за помощью? — Времена Индии. (2021). Получено 30 ноября 2021 г. с https://timesofindia.indiatimes.com/life-style/parenting/toddler-year-and-beyond/is-your-childs-attention-span-normal-when-should-you-seek- help/articleshow/81995499.cms

Советы по улучшению концентрации внимания детей. (2021). Получено 30 ноября 2021 г. с https://www.mindchamps-alliedcare.com/post/tips-to-improve-children-attention-span 9.0003

Нормальная концентрация внимания в соответствии с возрастом. (2021). Получено 30 ноября 2021 г. с https://www.brainbalancecenters.com/blog/normal-attention-span-expectations-by-age

Какова нормальная продолжительность концентрации внимания у детей? (2021). Получено 30 ноября 2021 г. с https://www.kids-houston.com/2020/08/21/what-are-normal-attention-spans-for-children/

Продолжительность концентрации внимания, соответствующая возрасту детей (2021 г.). Получено 30 ноября 2021 г. с https://speechtherapycentres.com/children-and-age-Соответствующий-внимание-spans/

Концентрация внимания малыша… Что нормально? – teachmetotalk.com. (2021). Получено 30 ноября 2021 г. с https://teachmetotalk.com/2017/09/14/toddler-attention-span-whats-normal/

Чего ожидать от 10-летнего ребенка. (2021). Получено 30 ноября 2021 г. с https://www.verywellfamily.com/10-year-old-developmental-milestones-620710

Batejat D, Lagarde D, Navelet Y, Binder M. Evaluation de la capacité d’attention chez 10 000 enfants scolarisés âgés de 8 à 11 ans [Оценка концентрации внимания 10 000 школьников 8-11 лет]. Арка Педиатр. 1999 апр; 6 (4): 406-15. Французский. doi: 10.1016/s0929-693x(99)80222-x. PMID: 10230480. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10230480/

Концентрация внимания 5-летнего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *