Структура сознания и психики человека
Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.
Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.
Психические процессы
Определение 1Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.
Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.
Психические процессы бывают трех видов:
- познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
- эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
- волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.
Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния и свойства
Определение 2Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.
Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.
Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:
- жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
- темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
- различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
- характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.
Сознание человека
Сознание человека образуется из единства высших психических функций.
Определение 4Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.
Существует несколько функций сознания:
- формирование целей деятельности;
- предварительное мысленное построение действий;
- прогнозирование результатов действий.
Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.
Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.
К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.
Замечание 1«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу. К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.
Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.
Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:
- отражательная функция;
- творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
- регулятивно-оценочная функция;
- рефлексивная функция.
Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности.
Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.
Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.
По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:
- бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
- рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания. В него входят смысл и значение.
Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.
Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.
Определение 6Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.
Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.
Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.
Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя.
К отличительным признакам сознания относят:
- обусловленность социальными факторами;
- креативное преобразование жизни;
- умение прогнозировать деятельность;
- умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
- факт наличия самосознания.
Психические процессы — «Семья и Школа»
Содержание
Структура сознания и психики человека
Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.
Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.
Психические процессы
Определение 1
Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.
Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.
Психические процессы бывают трех видов:
- познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
- эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
- волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.
Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния и свойства
Определение 2
Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.
Определение 3
Психическими свойствами
Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:
- жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
- темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
- различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
- характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.
Сознание человека
Сознание человека образуется из единства высших психических функций.
Определение 4
Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.
Существует несколько функций сознания:
- формирование целей деятельности;
- предварительное мысленное построение действий;
- прогнозирование результатов действий.
Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.
Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.
К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.
Замечание 1
«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу. К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.
Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.
Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:
- отражательная функция;
- творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
- регулятивно-оценочная функция;
- рефлексивная функция.
Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности.
Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.
Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.
По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:
- бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
- рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания. В него входят смысл и значение.
Определение 5
Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.
Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.
Определение 6
Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.
Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.
Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.
Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя.
В случае если человек приходит к выводу, что оценка себя его не удовлетворяет, то это может привести к нескольким вариантам развития. Личность может начать самосовершенствоваться и саморазвиваться, либо включить защитные механизмы и удалить неприятную информацию о себе, при избежание травмирующего влияния внутреннего конфликта.
К отличительным признакам сознания относят:
- обусловленность социальными факторами;
- креативное преобразование жизни;
- умение прогнозировать деятельность;
- умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
- факт наличия самосознания.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.
Реферат от 1 дня / от 700 р.
Когнитивные процессы | это… Что такое Когнитивные процессы?
Толкование
- Когнитивные процессы
Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Содержание
- 1 Виды психических процессов
- 1. 1 Познавательные
- 1.2 Эмоционально-мотивационные
- 1.3 Личностные характеристики
- 2 Литература
- 3 См. также
- 4 Ссылки
Виды психических процессов
Познавательные
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Сознание
- Речь
- Внимание
- Память
- Воображение
- Представление
Эмоционально-мотивационные
- Эмоции и Чувства
- Состояния (Настроение, Тревожность и пр.)
- Мотивация
- Воля
- Проактивность
Личностные характеристики
- Характер
- Темперамент
- Моторика
- Интеллект
Литература
- Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. С. 214—217
См. также
- Психология
Ссылки
- Психические процессы @ А-Я Психология
- Национальная психологическая энциклопедия
- 1 Виды психических процессов
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- Когнитивное искажение
- Когнитивные стили
Полезное
Psychology Unlocked
Когнитивная психология — это раздел экспериментальной психологии, который фокусируется на психических процессах, посредством которых достигается, сохраняется и используется знание о мире.
Темы исследований в области когнитивной психологии — это процессы, которые выводятся из наблюдений за человеческим поведением, но сами по себе не могут быть наблюдаемы непосредственно. Например, внимание, мышление и память.
Когнитивная психология в значительной степени представляет собой номотетический подход; обращаясь к универсальности человеческих психических процессов, а не сосредотачиваясь на индивидуальных различиях.
Многие темы, охватываемые когнитивной психологией, можно изучать исключительно для собственного интереса — интересно узнать, как работает память, просто чтобы понять, как работает память…
Но исследования когнитивной психологии также имеют множество применений . Например, существует много пересечений между когнитивной психологией и социальной психологией — рассмотрим психические процессы, связанные с групповой идентичностью и изменением отношения.
Стереотипы и когнитивный диссонанс являются примерами психологических процессов, изучаемых как с когнитивной и социальные подходы. Сочетание этих двух подходов часто называют изучением социального познания.
Есть также совпадения с психологией развития, например, работа Жана Пиаже, рассматривающая когнитивное развитие.
Истоки когнитивной психологии
С середины девятнадцатого века наблюдается интерес к когнитивным процессам человека. Однако только в 1950-х психология была сметена тем, что было названо когнитивная революция .
Эта так называемая революция пришла в силу, когда американские психологи отказались от господствовавшего в 1920–40-х годах бихевиористского подхода и приняли модель сознания, основанную на компьютере.
Когнитивная психология сравнивает психические процессы с вычислительными системами
Достижения в области технологий и инноваций проникли в социальные науки, что является прекрасным примером того, как социальный дух времени влияет на академические исследования.
История когнитивной революции Кесана и Бевана (1985) объясняет развитие когнитивного подхода к исследованиям в области коммуникаций и обработки информации во время Второй мировой войны.
Тьюринг (1950) также отмечает растущую сопоставимость компьютерного и человеческого интеллекта после огромного технического прогресса во время Второй мировой войны, который также привел к развитию цифровых компьютеров.
И третьим внешним влиянием на развитие когнитивной психологии было появление порождающей грамматики в лингвистике такими людьми, как Ноам Хомский и др. чья академическая миссия заключалась как в разрушении концепции бихевиоризма как серьезного научного подхода, так и в обсуждении конкретной темы языка.
Исходные области, представляющие интерес для когнитивных психологов
Распознавание образов
Одной из первых областей, получивших пользу от когнитивной революции, было распознавание образов . Эта область исследований изучает, как люди воспринимают и узнают объекты.
Пример взят из работы Коллинза и Квиллиана (1969), которые разработали карты в виде паукообразных диаграмм, чтобы проиллюстрировать сети информации, которой владеет человек.
Исследование иконической памяти Сперлинга (1960) также опирается на способность человека воспринимать объект и поддерживать это восприятие после того, как объект был удален.
Память
Память является одной из наиболее часто упоминаемых областей когнитивной психологии и с самого начала была частью подхода.
Многоуровневая модель памяти Аткинсона и Шиффрина (1968) оказала большое влияние на изучение памяти.
Последующие исследования краткосрочной, рабочей и долговременной памяти выявили огромную (и постоянно растущую) область научных интересов.
Последние разработки в области когнитивной психологии
Когнитивная неврология
Когнитивная психология: мозг как компьютер?
С конца 1980-х годов наблюдается растущий интерес к нейронным основам познания.
В то время как когнитивная психология изначально была озабочена сложным бихевиоризмом, этот новый фокус показывает повышенный интерес к биологическому элементу психических процессов.
Развитие технологии сканирования мозга открыло бесчисленные возможности для исследований, направленных на изучение биологических элементов психологических процессов.
Академические статьи о когнитивной психологии
- Щелкните здесь, чтобы прочитать журнальную статью по истории когнитивной психологии, опубликованную в Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук, в которой содержится подробный отчет о развитии дисциплины с большим количеством ссылок к ключевым исследованиям. (8 страниц)
определение ментального+процесса в The Free Dictionary
Ментальное+процесс — определение ментального+процесса в The Free Dictionary
Ментальный+процесс — определение ментального+процесса в The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Неявные участники мыслительного процесса: анализ функциональной грамматики
= 768 && window.innerWidth
Имплицитные участники мыслительного процесса: анализ функциональной грамматики
2019 // DOI: 10.25157/jall.v3i2.2421
DOI: 10.25157/jall.v3i2.2421
Гартика Рахмасари, Иис Курния Нурхаяти
Метрика
- 11 Просмотры
- 2 загрузки
11 просмотров // 2 загрузки
Цитата
Рахмасари, Гартика и Иис К. Нурхаяти. «Неявные участники умственного процесса: анализ функциональной грамматики». Журнал прикладной лингвистики и грамотности , том. 3, нет. 2, 2019 г., doi: 10.25157/jall.v3i2.2421.
Скачать файл цитаты:
РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)
БибТекс (LaTeX)
Посмотреть оригинал
Abstract
Психические процессы представляют собой процесс ощущения и реализуются глаголами познания, аффекта, восприятия и воли. Эти типы глаголов являются переходными глаголами, что означает, что им нужен объект. Это означает, что есть кто-то, кто ощущает (Чувство), и есть что-то, что ощущается (Феномен). Есть три типа явлений: Феномен вещи, Феномен действия и Феномен факта. Эти два участника — Сенсор и Феномен — всегда присутствуют в процессах, явно или неявно. Однако некоторые предложения, являющиеся психическими процессами, не включают ни одного из участников, ни Чувство, ни Феномен. Есть даже некоторые данные, которые не включают обоих участников. Таким образом, цель этой статьи состоит в том, чтобы исследовать неявные участники, которые могут существовать в психических процессах, используя в качестве метода контент-анализ. В результате неявные участники, а именно имплицитный сенсор и имплицитный феномен, могут быть извлечены из предложения, предшествующего мыслительным процессам. Затем психические процессы были перефразированы и деконструированы, чтобы сформировать законченные психические процессы, включающие обоих участников, Сенсера и Феномен.
Полный текст
Еще из этого журнала
Анализ способности студентов факультета английского языка писать аргументированное эссе
Открытый доступ 2019
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +
другиедругие×
Авторы
Еси Фитриани, Муляди Муляди, Фернандита Гусвени Джаянти
Изучение навыков английского языка у студентов ESP с помощью конкурса English Talent Competition
Открытый доступ 2018
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +
другиедругие×
Авторы
Сити Асия
Идентичность учащихся в движении за школьную грамотность: к дискурсивной перспективе обучения грамоте в Индонезии
Открытый доступ 2021
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +
другиедругие×
Авторы
Дерис Нурджамилиатул Афифа, Фуад Абдулла, Арини Нурул Хидаяти, Агис Андриани
🧐 Просмотреть все из этого журнала
словосочетание мыслительный процесс | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом process.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Кажется разумным, что человеческий умственный процесс вынесения суждения управляется рядом эвристик, которые бессознательно «действуют за кулисами».
Из Кембриджского корпуса английского языка
Когда мы не можем определить ментальный процесс как сознательный, не может быть теории нейронной основы этого процесса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Так как же могло сознание ментального процесса выполнять функции этого процесса?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но их умеренный экстернализм не предполагает приверженности какому-либо конкретному взгляду на внутренний ментальный процесс ; внутренние процессы заключены в скобки.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Является ли этот переключатель ментальным процессом , актом выбора, моделью свободной воли разума?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но как только мы попытаемся полнее проникнуть в ментальный процесс, связанный со сновидением, каждый путь завершится во мраке.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В качестве альтернативы, если сознательный опыт является результатом ментального процесса , он приходит слишком поздно, чтобы выполнять функции этого процесса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В качестве последнего примера того, что может сбить с толку начинающего читателя, рассмотрим обработку вещественных и ментальных процессов глаголов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Другие корреляции плоскости изображения могут использоваться в других случаях, чтобы описать время отклика и другие данные, приведенные в качестве доказательства ментального процесса вращения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В творческий процесс таких музыкально «интеллектуальных» систем необходимо включать некоторый анализ музыкального контекста и ментальный процесс исполнения и композиции.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Искал не столько вывод, сколько мысленный процесс изменение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Особенность этого сценария в том, что нельзя сказать, что рассуждения отражают умственный процесс , посредством которого было принято решение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Для того чтобы программа выполняла объяснительную роль, теоретик должен сказать, как она отображается на умственный процесс .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Полученная в результате интериоризация звуковых качеств и их ориентация в общей концептуальной структуре является предпосылкой для интуитивного, творческого ментального процесса .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Винн потеряла связь между окружающей средой и умственное процесс , поведение, которое обеспечивает когнитивный процесс.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти шаги характеризуют умственный процесс присвоения правдоподобного контекстного значения новому слову.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мы думаем или чувствуем в основном одним параметром, хотя наши ментальное процесс , естественно, затем подразделяет эти разные времена.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Все три подробно касаются восприятия как ментального процесса , а также эпистемологических измерений чувственной физиологии.