кратко о том, что это такое в психологии, какие бывают основные типы и их характеристика, примеры мыслительных образов человека – nenumerolog
Рассматривая такое явление, как мышление, виды этого процесса часто делят на мужской и женский тип. Но это очень поверхностный подход к вопросу. Нюансов намного больше и не все они зависят от полового признака. Гораздо важнее, как именно человек воспринимает мир, какие органы чувств у него являются ведущими и насколько он готов делать выводы из поступившей информации. Познание и созидание — эти свойства заложены в каждого для того, чтобы двигаться в своей жизни дальше, осознанно совершать выбор и просчитывать последствия поступков. В этом любая личность уникальна. Но чтобы сократить количество ошибок и более полно использовать природные данные, стоит внимательнее приглядеться к самому мыслительному процессу, выявить свои сильные и слабые стороны, использовать имеющиеся преимущества. Раскрыть свой потенциал и использовать свои недостатки во благо учат в школе неНумерологии, а в этой статье мы разберемся с основными понятиями и примерами.
Мышление: что это такое
Многие мыслители древности и современности пытались раскрыть тайны человеческого сознания и изучить эту незримую, неощутимую материю. Успех можно считать относительным. Была создана система, учитывающая наиболее яркие проявления процесса, но полное понимание так и не достигнуто.
Тем не менее интересно посмотреть на это понятие с точки зрения психологии. Разум — это уникальный дар, позволяющий познавать окружающий мир. Достаточно простой в первые дни жизни, он постепенно усложняется по мере взросления человека, добавляются новые инструменты осмысления и анализа происходящего.
Классификация видов мышления и их характеристики
У каждой личности присутствуют все компоненты познавательной деятельности, но, как правило, один — ведущий. Если узнать, какой именно и строить подачу материала в соответствии с индивидуальными особенностями, то результат будет гораздо выше среднестатистического.
Увидеть свойства разных типов в сравнении поможет таблица.
Процесс | Результат | Уровень | Характер задач | Осмысленность | Личные особенности |
наглядно-действенное | репродуктивность | аналитическое | теория | критическое | женское |
конкретно-предметное | креатив | интуитивное | практика | непроизвольное | мужское |
абстрактно-логическое | реалистическое | произвольное | позитивное | ||
аутистское | бессознательное | негативное | |||
эгоцентрическое |
Каждый параметр имеет свои достоинства, недостатки и особенности в практическом применении, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.
Наглядно-действенное
Решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации. Например, степень нагревания утюга определяется не рассмотрением датчика температуры, а прикосновением пальца. При этом характер действий сугубо практический. Яркий пример мышления в психологии, использующий причинно-следственные связи — открытие зонта при выходе из здания во время ливня. Это помогает приобретать знания на основании личного опыта.
Наглядно-образное
Характеризуется представлением ситуации без выполнения реальных практических действий с предметами. Этот вид относят к символическому мыслительному акту, благодаря чему удается перебрать разные сочетания факторов, установить связи и найти их непривычное сочетание. Он подчинен восприятию или представлению, в отличие от воображения опирается на конкретные события, предметы, явления, присутствующие в реальности.
Абстрактное (словесно-логическое)
В этом случае люди используют полученные некогда знания в качестве основы, остальное додумывают с помощью собственной фантазии. Так формируется умение считать, прогнозировать. Успех зависит от того, насколько мозг способен освободиться от стереотипов и находить альтернативные варианты видимого.
Другое название мыслительного процесса — понятийное мышление, типы, виды и свойства которого у каждого человека присутствуют, но в различном соотношении. С возрастом и накоплением личного опыта люди становятся менее категоричными, приобретают способность смотреть на объект с нескольких точек зрения.
Это особенно ценно для воспитателей, руководителей, разработчиков новых проектов, сотрудников, занимающихся оперативно-розыскной работой. Особое направление — пространственное моделирование. Оно помогает по ряду признаков создать целостную картину далеких планет или недосягаемых областей на земной поверхности.
Особенности:
- идеализация;
- акцентирование внимания на определенном сегменте;
- преобразование расплывчатых понятий в четкие формы;
- обобщение, устраняющее отвлекающие частности.
Происходит оперирование понятиями и умозаключениями.
Другие психологические классификации видов мыслительной деятельности
Существуют и более расширенные критерии, показывающие все нюансы в соответствии с требованиями времени и классическими представлениями о процессах мышления.
По характеру задач
В зависимости от направления это может быть выстраивание гипотез или получение наглядного, практического итога. Теоретическая часть состоит из анализа предмета, выявления основы, сопоставления признаков изучаемого элемента. Итогом становятся обобщенные представления о сущности вещей и явлений. Практический формат направлен на конкретные способы отражения и преображения действительности, схемы, проекта. Возможен риск ошибки.
По степени рефлексии
В списке такие виды, как аналитическое и интуитивное. Они взаимодополняемы, как и реалистическое с эгоцентричным. Аутистическое подразумевает усиление ассоциаций, совпадающих с аффективным стремлением и торможение противоречащих ему.
По предмету
Четко ограниченная задача, которая требует определенной оценки, реже практического действия. Приветствуется как детализация, так и обобщение для получения полной картины.
По степени новизны
Продуктивное подразумевает творческие действия. Типология мышления предполагает генерирование новых идей и создание уникальных проектов. Репродуктивное опирается на проверенные временем решения и шаблоны, ускоряет процесс принятия решения.
По степени произвольности
Как и в случае с вниманием, для произвольного нужно приложить усилия. Непроизвольное характеризуется выражением «делать на автомате». Оно связано с чувствами и эмоциональными реакциями.
Способы определения вида
Индивидуальный стиль имеет огромное значение. Зная свои сильные стороны, можно по максимуму использовать открывающиеся возможности в личной и общественной жизни. Наиболее результативный и информативный вариант — тестирование.
Самый известный опросник создан Джеромом Брунером. Не менее востребована методика Галины Резалкиной. Принцип прохождения очень простой. На ряд вопросов даются только утвердительные или отрицательные ответы, а затем подсчитывается количество баллов. Это позволяет определить не только основные типы мышления и доминирующее направление, а также указывает на преимущества, связанные с данной характеристикой личности. Это легко увидеть на итоговой диаграмме.
Методика применяется преимущественно при диагностике профессиональных интересов и склонностей у учащихся старших и выпускных классов, позволяет определить приоритетные направления дальнейшего обучения для получения специальности. Психолог Б. М. Теплов утверждал, что заранее предсказать пределы развития отдельной личности невозможно. При проведении общего опроса могут быть выявлены сложные случаи, которые рассматриваются в частном порядке методом более глубокого исследования возможностей с человека.
Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей
Кроме общепринятой классификации, есть и другие варианты, подсказанные современностью. Они появились под давлением меняющихся обстоятельств и реалий.
Критическое
Под этим определением подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Для его развития рекомендуется решать ребусы, осваивать большой объем новой информации, придумывать сценарии развития определенной ситуации.
Стратегическое
Так называют умение оценивать риски своих действий, предвидеть и просчитывать последствия. Изучая разные типы мышления человека в психологии и виды обобщения, необходимо отдать должное именно этой разновидности, как способности к долговременному планированию, четкому расчету сил и возможностей.
Логическое
Основная характеристика — последовательность рассуждений. Цель — обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. Особая форма интеллектуальной активности личности может быть развита до определенного уровня при помощи планомерных тренировок, поскольку основана на строгих законах и принципах, не подвержена стихийности. Это не врожденный навык, а приобретенное умение, требующее самоконтроля при освоении, поэтому считается, что подростку оно дается легче, чем дошкольнику и, соответственно, у взрослого результаты будут еще лучше.
Аналитическое
Является основным видом мышления при обработке больших объемов информации. При этом человек будет все раскладывать по полочкам и спискам, искать связи, явные и косвенные. Преимущество — решение проблемной ситуации наиболее эффективным способом. Подвергая объект всестороннему исследованию, люди выделяют ряд существенных деталей и опираясь на них, предлагают наиболее результативный вариант действий как в экстренных, так и в повседневных обстоятельствах.
Нестандартное
Близкое интуитивному, предполагает выход за рамки привычного восприятия мира с целью выполнения поставленной задачи. Наибольшую значимость имеет в творческих направлениях деятельности.
Творческое или креативное
Это одновременно интеллект и воображение, где первое позволяет опереться на уже знакомые данные, а второе дает возможность взглянуть на проблему под необычным углом. Описывая, какие бывают типы мышления человека и примеры к изложенному, именно этот вид приводят как наиболее яркое проявление индивидуальности.
Системное
Подразумевает комплексный подход к изучаемому предмету или явлению без разделения его на составляющие. Включает в себя абстрактные и практические методы. Особенно ценно в научной деятельности, структуризации и оценке данных.
Образное
Зрительное представление ситуации в уме и проведение с ней необходимых трансформаций без приложения практических усилий открывает широкие возможности для предварительного моделирования событий или последствий усилий, которые только планируется предпринять. Таким образом, находится оптимальный вариант без лишних затрат энергии, времени и сил. Виды, операции, схемы и формы мышления в данном случае ничем не ограничены. Проблема в возможной оторванности от реальности и построения невыполнимой модели. Развивают данные способности в любом возрасте.
Пространственное
Так называют создание трехмерных образов и виртуальные действия с ними без физического приложения сил, формирование в сознании картин в динамике. Это позволяет быстро ориентироваться в ситуации, на местности, в процессе продвижения собственных идей и проектов.
Абстрактное
Развивается в более зрелом возрасте, основано на оперировании отвлеченными понятиями. У малышей закладываются только основы. В этом случае работают разные виды и операции мышления, схема у каждого своя, что приводит к высокой вероятности открытий в области точных наук. Шаблоны становятся только плацдармом для новых, необычных решений. Это способ систематизации мира и всего многообразия явлений при помощи стандартных умственных операций, присуще только человеку. Характерные черты:
- обобщенность;
- отсутствие связи с реальным объектом;
- вербальный компонент на стадии выводов.
Способности уменьшаются при воздействии алкоголя, наркотических веществ, на них могут повлиять расстройства психики.
Алгоритмическое
Отличается формальностью, логичностью, ясностью. По сути — инструкция для конкретных действий.
Параллельно происходит развитие математического компонента. Эти виды человеческого мышления и их особенности с примерами легко увидеть в процессе работы с необычными задачами, когда находится оптимальное и соразмерное заданным параметрам решение.
Дедуктивное
Умение выводить умозаключения с помощью логики из общего к частному имеет важное значение на ориентации в событиях, деловых и личных отношениях. На основе изучения совокупности всех деталей, включая незначительные, на первый взгляд, элементы, дается ответ. Чаще всего на подобные навыки ссылаются в детективной литературе. Но стоит учесть, что подобное — не дар свыше, а результат когнитивных процессов, отточенных до совершенства, поэтому доступно каждому при приложении определенных усилий. Преимущество:
- сократится время на принятие решения;
- упростится общение с людьми;
- находится выход из нестандартных ситуаций;
- проще просчитать линию поведения коллег, оппонентов, знакомых.
Базовое умение — научиться сосредотачивать внимание на текущей задаче, не распыляясь на другие объекты.
Ассоциативное
Если рассматривать разные типы мышления человека в психологии и виды обобщения с привязкой к определенному этапу взросления, то способность к сравнению или восприятия нового понятия на основе уже знакомого. Пример цепочек на основе слова «песок»:
- у ребенка — прогулка, игра, формочки, лопатка;
- у взрослого — море, лето, отпуск.
Построения будут индивидуальными, но процесс абсолютно идентичен. Связи могут быть контрастными, родственными, обобщенными, дополняющими, причинно-следственными. Чем лучше развита фантазия, тем ярче проявляется способность к ассоциациям, что улучшает качество усвоения информации, дает все предпосылки для успешного обучения и продвижения по карьерной лестнице.
Математическое
Суть заключается в умении составлять абстракции и обобщать их на основе предоставленных данных. Оно развивает целеустремленность, ускоряет процесс раскладывания общего на ряд частностей для облегчения поиска пути реализации задуманного, учит смотреть в корень проблемы, видеть взаимосвязи, понимать суть происходящего. Таких людей трудно обмануть, они более востребованы на рынке труда, способны планировать свои финансы, реже впадают в депрессию, более продуктивны и не боятся тяжелой работы.
Заключение
У людей присутствуют разные виды образов мышления, в психологии кратко — это способ моделирования реальности. Обратившись к экспертам школы неНумерологии, вы получите разбор своей личности по дате рождения. Благодаря информации специалиста, вы сможете осознать свой потенциал в различных сферах жизни. Это поможет вам успешно справляться с разнообразными задачами, ставить амбициозные цели и достигать их.
Стадии и виды мышления
Стадии мышления: допонятийная (в детстве, когда ребёнок ещё не знает слов, т. е. понятий) и понятийная — когда мысль облекается в слова. Иногда студенты на экзамене демонстрируют допонятийное мышление — знают на уровне ощущений, а сказать не могут.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т. е. на общественно-историческом опыте человека. Выделяют много видов мышления. Некоторые из них показаны на рисунке 4.6.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда особенностей.
Теоретическое мышление — это мышление, направленное на выявление, открытие и познание законов, правил, принципов, на создание теорий.
Практическое мышление — подготовка преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим (из опыта). Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление:
в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.
Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое) — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Т. о. понятийное мышление — мышление, опирающееся на логические операции с понятиями. Оно ищет решения задачи с начала до конца в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Инструменты логического мышления (формы мысли): понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — слово, в котором отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Обычные слова или их сочетания и являются понятиями — лес, зима, организация, студент, химический элемент и т. д.
Понятия бывают:
- Единичные и общие. Единичные обозначают один и только один предмет, например: Луна, Москва, Волга (река), а также «высочайшая вершина мира», «река, на которой стоит Лондон» и т. п. Понятие «человечество» тоже относится к единичным, потому что предмет, которым можно назвать «человечество», всего один. Общие обозначают более чем один предмет: книга, человек, планета, число, человек, спутник.
- Конкретные и абстрактные. Конкретное понятие обозначает отдельный предмет, вещь или лицо. Например: «дом», «белый дом», «лошадь» — конкретные понятия, поскольку обозначают конкретные предметы, вещи. Но слово «голубизна» является абстрактным понятием, отвлечённым от какого-либо конкретного предмета.
- Эмпирические и теоретические.
Суждение — мнение, заключение, к которому человек приходит в процессе рассуждений, размышлений. Суждения — информационная база для умозаключений.
Виды суждений: истинные, ложные, общие, частные, единичные.
Примеры истинных суждений: единичные («Менделеев — автор периодической системы»), общие («Лошадь — домашнее животное») и частные («некоторые студенты — спортсмены»). Ложные суждения: «Все жители Барбадоса болеют элефантизмом (слоновостью)». «Все наёмные работники стараются увильнуть от работы».
Умозаключение рассматривают как процесс, явление, и как форму мышления.
Как процесс умозаключение — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждении (посылок) получается новое утверждение — заключение (вывод, следствие).
Но под умозаключением ещё понимается и сам вывод, заключение, т. е. явление. Поэтому как явление умозаключение представляет собой вывод, заключение из рассуждений. А также умозаключение — это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.
Есть два мыслительных познавательных процесса получения новых знаний в виде умозаключений: дедукция и индукция.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — движение мысли от общего к частному; выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки; процесс логического вывода, т. е. переход от предположений-посылок к их следствиям.
Дедуктивные умозаключения — это заключения от общего правила к частным случаям.
В дедуктивном умозаключении логическая связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведёт к истинному заключению. Отправляясь от истинных посылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.
К дедуктивным относятся, к примеру, такие умозаключения.
Днём светло. Сейчас светло. Значит, сейчас стоит день.
Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, греки смертны.
Индукция (от лат. inductio — возбуждение) — движение мысли от частного к общему; процесс логического вывода умозаключения на основании перехода от частных положений к общим.
Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:
- всегда, когда возникает причина, возникает и следствие;
- всегда, когда есть следствие, ему предшествует причина;
- если изменяется причина, изменяется и следствие;
- если причина имеет дополнительные свойства, то и следствие приобретает дополнительные свойства.
Индуктивные умозаключения — это заключения от частных случаев к общему правилу.
В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические знания. Индукция не дает полной гарантии получения новой истины, она дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.
К индуктивным умозаключениям относятся не только умозаключения, полученные путём перехода от частного к общему, но и те, которые получены с использованием аналогии, методов установления причинных связей, подтверждением последствий, целевым обоснование и т. д.
К индуктивным относится, к примеру, такое умозаключение.
Железо, медь, кобальт, алюминий, золото — металлы, и они электропроводны. Следовательно, все металлы электропроводны. Это заключение истинно, потому что база индукции была полной.
Однако в силу того, что зачастую число исходных элементов не поддаётся учёту, и поэтому база индукции является неполной, а также из-за невозможности учёта всех привходящих обстоятельств, индуктивные заключения получаются ложными или ничтожно правдоподобными.
Приведём примеры ложных и ничтожно правдоподобных индуктивных умозаключений.
- Алюминий — твердое тело; железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, калий, свинец — также твердые тела. Алюминий, железо, медь и т. п. — это металлы. Значит, все металлы — твердые тела. Это заключение ложно, потому что хотя база индукции была широкой, но не полной. В неё не вошла ртуть — жидкий металл.
- У лошади, обезьяны, волка, человека и многих других животных при еде двигается лишь нижняя челюсть. Значит, у всех животных при еде двигается только нижняя челюсть. Это заключение ложно, потому что хотя база индукции была широкой, но не полной. В неё не вошёл крокодил, у которого при еде двигается верхняя челюсть, а не нижняя.
- Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы были его предки. Это заключение правдоподобно, но эта правдоподобность ничтожна.
- Человек с удовольствием ел картошку шесть дней подряд, значит, он с не меньшим удовольствием будет есть её в седьмой день и в последующие дни. Это заключение ложно, потому что не учтена потребность организма в разнообразии питательных веществ.
Продолжим рассмотрение видов мышления.
Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески создаются воображением.
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при не достигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
- Наглядно-образное мышление — мышление, оперирующее представлениями и образами.
- Наглядно-действенное мышление — мышление, опирающееся на восприятие предметов и действия с ними.
Различают также аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
- Аналитическое мышление развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
- Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
- Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое (было выявлено на материале больных шизофренией Э. Блейлером) полностью подчинено внутренним желаниям, мотивам человека, допускает логические противоречия, отождествления себя с предметами, событиями, искажение реальности. Понятно, что в данном случае причудливая мысль больного связана с особенностями его аффективной (эмоциональной) сферы. Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастными логическими рассуждениями, подчеркивался также при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер).
Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принятия точки зрения другого человека. Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного мышления. В процессе продуктивного мышления возникают новые мысли, идеи и решения, а в процессе репродуктивного воспроизводятся те, которые известны человеку — перекомбинируются, используются в новой ситуации.
В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.
В психологии различают два типа творческого мышления — дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление — это поэтапно развёрнутое мышление, когда новая продукция создаётся эволюционным путём — перебором вариантов, постепенными изменениями, обычно медленными. Интуитивное мышление позволяет находить искомое решение мгновенно, оно приходит как вспышка, озарение. Но сразу необходимо сказать, что мгновенность эта достигается очень долгим (как правило) предварительным трудом. Интуитивное мышление даёт революционные решения.
Какой ты мыслитель? — Causeit, Inc.
Какой вы мыслитель?
Знаете ли вы, что люди думают по-разному?
Мы обнаружили восемь разных стилей мышления. Мы используем каждый из стилей в разное время, но некоторые даются более естественно, чем другие. Это как быть правшой или левшой.
Этот быстрый тест подскажет, какой стиль наиболее естественен для вас. Знание своего стиля поможет вам быть более продуктивным, лучше сотрудничать с коллегами и быть более энергичным на работе.
После теста мы вышлем вам практические советы о стилях мышления, которые могут помочь вам и вашей команде.
Начнем! Помните, что нет правильного или неправильного ответа. Просто выберите наиболее естественный ответ.
Этот тест является бета-версией. Пожалуйста, не стесняйтесь присылать нам любые отзывы по телефону [email protected]
Ваш естественный стиль мышления: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ мышление сосредоточено на идеях и ориентировано на общую картину. Исследователям нравится решать проблемы, предвидеть возможности и распознавать закономерности. Они ценят творчество и воображение. Им нравится, когда люди просят помощи в решении сложных проблем, но предпочитают, чтобы другие прорабатывали и выполняли детали.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Ваш естественный стиль мышления: ПЛАНИРОВЩИКВаш естественный стиль мышления: ПЛАНИРОВЩИК
Планировочное мышление находится на пересечении «Общей картины» и «Процесса». Планировщикам нравится выяснять, как добраться от А до Б, разрабатывать эффективные системы и определять правильный приоритет и последовательность.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Ваш естественный стиль мышления: ENERGIZERЭнергетическое мышление находится на пересечении «Общей картины» и «Действий». Энергетики любят формулировать смелое видение, объединять людей вокруг дела и мобилизовывать ресурсы для достижения важной цели.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Ваш естественный стиль мышления: СОЕДИНИТЕЛЬСоединяющее мышление находится на пересечении «Общей картины» и «Людей». Коннекторы любят строить и укреплять отношения, объединяя людей вокруг общих интересов и для взаимной выгоды.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Ваш естественный стиль мышления: ЭКСПЕРТЭкспертное мышление находится на пересечении «Микро» и «Идеи». Эксперты любят углубляться в тему, чтобы получить представление, раскрыть новую информацию и проверить предположения.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Ваш естественный стиль мышления: ОПТИМАЙЗЕРМышление оптимизатора находится на пересечении «Микро» и «Процесса». Оптимизаторы любят делать вещи лучше, всегда находя способы быть более продуктивными, эффективными и организованными.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления.
У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора. Ваш естественный стиль мышления: ПРОДЮСЕРМышление продюсера находится на пересечении «Микро» и «Действия». Продюсерам нравится доводить дело до конца — вычеркивать из списка, поддерживать темп и добиваться результата.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Ваш естественный стиль мышления: ТРЕНЕРТренерское мышление находится на пересечении «Микро» и «Люди». Тренерам нравится работать с людьми один на один, помогая им увидеть свой потенциал, преодолеть барьеры и осуществить свои мечты.
Нам есть что рассказать вам о стилях мышления. Если вы дали нам свой адрес электронной почты, проверьте свой почтовый ящик, чтобы получить объяснение всех стилей мышления. У большинства людей есть два или три, которые они используют на регулярной основе. Вы также можете в любое время зайти на сайт http://www.causeit.org/being-a-thought-partner для обзора.
Готовясь к новому дню, чаще всего вы думаете о:
Какое утверждение описывает вашу ориентацию между макро и микро? В чем чаще всего люди обращаются к вам за помощью? Вы чаще скучаете или разочаровываетесь на совещании, потому что этоЧто вас больше всего удовлетворяет?
Критическое мышление | Английский Состав I
Введение
Цели обучения
- определение критического мышления
- определить роль, которую логика играет в критическом мышлении
- применять навыки критического мышления к сценариям решения проблем
- применять навыки критического мышления для оценки информации
Подумайте над этими мыслями о процессе критического мышления и о том, как он применим не только к нашей школьной жизни, но также к нашей личной и профессиональной жизни.
«Критическое и творческое мышление»
Навыки критического мышления, возможно, являются наиболее фундаментальными навыками, необходимыми для вынесения суждений и решения проблем. Вы используете их каждый день и можете продолжать улучшать их.
Способность критически относиться к вопросу — анализировать вопрос, ситуацию или проблему вплоть до самых основных частей — это то, что помогает нам оценивать точность и правдивость заявлений, утверждений и информации, которую мы читаем и слышим. Это острый нож, который, когда он заточен, отделяет факты от вымысла, честность от лжи, а правду от заблуждения. Мы все используем этот навык в той или иной степени почти каждый день. Например, мы используем критическое мышление каждый день, когда рассматриваем новейшие потребительские товары и почему один конкретный продукт является лучшим среди аналогов. Является ли это качественным продуктом, потому что его поддерживает знаменитость? Потому что многие другие люди могли использовать его? Потому что это делает одна компания, а не другая? Или, может быть, потому, что он сделан в той или иной стране? Это вопросы, представляющие критическое мышление.
Академическая среда требует от нас большего критического мышления, чем повседневная жизнь. Это требует, чтобы мы оценивали информацию и анализировали множество вопросов. Это среда, в которой наши навыки критического мышления могут стать решающим фактором между успехом и неудачей. В этой среде мы должны рассматривать информацию аналитически и критически. Мы должны задать вопросы: каков источник этой информации? Является ли этот источник экспертным и что делает его таковым? Есть ли несколько точек зрения на проблему? Несколько источников согласны или не согласны по вопросу? Обосновывает ли качественное исследование информацию или мнение? Есть ли у меня какие-либо личные предубеждения, которые могут повлиять на мое рассмотрение этой информации?
Только посредством целенаправленных, частых, преднамеренных вопросов, подобных этому, мы можем оттачивать свои навыки критического мышления и совершенствоваться как студенты, учащиеся и исследователи.
—Доктор. Эндрю Роберт Бейкер, Основы академического успеха: слова мудрости
Определение критического мышления
Мышление приходит естественным образом. Вам не нужно заставлять это происходить — это просто происходит. Но сделать это можно разными способами. Например, вы можете думать позитивно или негативно. Вы можете думать «сердцем», и вы можете думать с рациональным суждением. Вы также можете мыслить стратегически и аналитически, математически и научно. Это лишь некоторые из множества способов, которыми разум может обрабатывать мысли.
Какие формы мышления вы используете? Когда вы их используете и почему?
Будучи студентом колледжа, вы должны развивать и расширять свои мыслительные способности. Одним из наиболее важных из этих навыков является критическое мышление. Критическое мышление важно, потому что оно касается почти всех задач, ситуаций, тем, карьеры, окружающей среды, проблем и возможностей. Это не ограничивается определенной предметной областью.
Критическое мышление — это ясное, разумное, рефлексивное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать. Это означает задавать наводящие вопросы, например: «Откуда мы знаем?» или «Это верно во всех случаях или только в данном случае?» Это предполагает скептицизм и оспаривание предположений, а не простое запоминание фактов или слепое принятие того, что вы слышите или читаете.
Представьте, например, что вы читаете учебник по истории. Вы задаетесь вопросом, кто это написал и почему, потому что вы обнаруживаете определенные предположения в написанном. Вы обнаружите, что автор имеет ограниченный объем исследований, сосредоточенных только на определенной группе населения. В этом случае ваше критическое мышление показывает, что есть «другие стороны истории».
Кто такие критически мыслящие люди и какие у них общие характеристики? Критически мыслящие люди обычно любопытны и вдумчивы. Им нравится исследовать и исследовать новые области и искать знания, разъяснения и новые решения. Они задают уместные вопросы, оценивают утверждения и аргументы и различают факты и мнения. Они также готовы исследовать свои собственные убеждения, обладая манерой смирения, которая позволяет им признавать недостаток знаний или понимания, когда это необходимо. Они открыты для изменения своего мнения. Возможно, больше всего им нравится активно учиться, а поиск новых знаний — это занятие на всю жизнь.
Возможно, это вы!
Независимо от того, на каком этапе пути к критическому мышлению вы находитесь, вы всегда можете более полно развить свои навыки. Это поможет вам выработать более взвешенные аргументы, четко выражать свои мысли, критически читать и эффективно усваивать важную информацию. Навыки критического мышления помогут вам в любой профессии и любых жизненных обстоятельствах, от науки до искусства, бизнеса и преподавания.
Критическое мышление ИС | Критическое мышление НЕ |
---|---|
Скептицизм | Запоминание |
Изучение предположений | Групповое мышление |
Оспаривание рассуждений | Слепое признание власти |
Выявление предубеждений |
Критическое мышление в действии
В следующем видеоролике Лоуренса Блэнда представлены основные концепции и преимущества критического мышления.
Критическое мышление и логика
Критическое мышление — это процесс анализа информации и данных. Вы можете подвергнуть сомнению информацию, прочитанную в учебнике, или вы можете подвергнуть сомнению то, что говорит политик, профессор или одноклассник. Вы также можете подвергнуть сомнению распространенное убеждение или новую идею. При критическом мышлении все и вся подвергается сомнению и проверке.
Связь логики с критическим мышлением
Слово логика происходит от древнегреческого logike , относящегося к науке или искусству рассуждения. Используя логику, человек оценивает аргументы и стремится различать хорошие и плохие рассуждения или истину и ложь. Используя логику, вы можете оценивать идеи или заявления людей, принимать правильные решения и формировать здравые представления о мире. [1]
Вопросы логики критического мышления
Давайте рассмотрим простой пример применения логики к ситуации критического мышления. В этом гипотетическом сценарии мужчина имеет докторскую степень в области политических наук и работает профессором в местном колледже. Его жена тоже работает в колледже. У них трое маленьких детей учатся в местной школьной системе, и их семья хорошо известна в обществе.
Этот человек сейчас баллотируется на политический пост. Достаточно ли его полномочий и опыта для поступления на государственную должность? Будет ли он эффективен на политическом посту? Некоторые избиратели могут подумать, что его личная жизнь и нынешняя работа, на первый взгляд, предполагают, что он преуспеет в этой должности, и они проголосуют за него.
По правде говоря, описанные характеристики не гарантируют, что человек будет хорошо выполнять свою работу. Информация несколько неактуальна. Что еще вы хотели бы знать? Как насчет того, занимал ли этот человек политический пост и хорошо ли он работал? В этом случае мы хотим спросить: сколько информации достаточно для принятия решения на основе логики, а не предположений?
Следующие вопросы, представленные на Рисунке 1 ниже, – это те вопросы, которые вы можете применить для формулирования логической аргументированной точки зрения в приведенном выше сценарии или любой другой ситуации:
- Что происходит? Соберите основную информацию и начните придумывать вопросы.
- Почему это важно? Спросите себя, почему это важно и согласны ли вы с этим.
- Чего я не вижу? Не пропало что-то важное?
- Откуда мне знать? Спросите себя, откуда взялась информация и как она была составлена.
- Кто это говорит? Каково положение говорящего и что на него влияет?
- Что еще? Что, если? Какие еще идеи существуют и есть ли другие возможности?
Рисунок 1
Решение проблем с помощью критического мышления
Для большинства людей обычный день наполнен критическим мышлением и решением проблем. На самом деле критическое мышление и решение проблем идут рука об руку. Оба они относятся к использованию знаний, фактов и данных для эффективного решения проблем. Но при решении проблем вы конкретно идентифицируете, выбираете и защищаете свое решение. Ниже приведены некоторые примеры использования критического мышления для решения проблем:
- Ваш сосед по комнате был расстроен и сказал вам несколько недобрых слов, что испортило ваши отношения. Вы пытаетесь увидеть гневное поведение, чтобы определить, как вы можете лучше всего поддержать своего соседа по комнате и помочь вернуть ваши отношения в комфортное состояние.
- Ваш студенческий клуб чахнет из-за нехватки участников и средств. Новый президент клуба, тем не менее, занимается маркетингом и определил некоторые стратегии, чтобы заинтересовать студентов присоединиться к клубу и поддержать его. Предстоит реализация.
- Ваш последний проект художественного класса ставит перед вами задачу по-новому осмыслить форму. В последний день занятий, когда учащиеся представляют свои проекты, вы описываете методы, которые использовали для выполнения задания. Вы объясняете, почему и как вы выбрали этот подход.
- Ваш учитель математики видит, что класс не совсем понимает концепцию. Она использует умные вопросы, чтобы рассеять беспокойство и направить вас к новому пониманию концепции.
- У вас назначено собеседование на должность, на которую, по вашему мнению, вы подходите лишь частично, хотя вы действительно хотите получить эту работу и воодушевлены перспективами. Вы анализируете, как вы объясните свои навыки и опыт, чтобы показать, что вы хорошо подходите потенциальному работодателю.
- Вы хорошо учитесь в колледже, и большая часть ваших расходов на обучение и проживание покрывается. Но есть некоторый разрыв между тем, что вы хотите, и тем, что вы чувствуете, что можете себе позволить. Вы анализируете свои доходы, сбережения и бюджет, чтобы лучше рассчитать, что вам нужно, чтобы остаться в колледже и поддерживать желаемый уровень расходов.
Контрольный список действий по решению проблем
Решение проблем может быть эффективным и полезным процессом, особенно если вы организованы и помните о важных шагах и стратегиях. Не забывайте также принимать на себя качества хорошего критического мыслителя. Если вы любознательны, вдумчивы, ищете знания, открыты к изменениям, любознательны, организованны и этичны, ваша задача или проблема не будет проблемой, и вы сможете найти разумные решения.
СТРАТЕГИИ | КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ [2] | |
---|---|---|
1 | Определите проблему |
|
2 | Определить доступные решения |
|
3 | Выберите свое решение |
|
Оценка информации с помощью критического мышления
Оценка информации может быть одной из самых сложных задач, с которыми вам придется столкнуться в колледже. Но если вы будете использовать следующие четыре стратегии, вы будете на пути к успеху:
- Прочтите для понимания, используя текстовое кодирование
- Проверить аргументы
- Прояснить мышление
- Развивайте «привычки ума»
1. Чтение для понимания с использованием кодирования текста
Когда вы читаете и делаете заметки, используйте стратегию кодирования текста. Кодирование текста – это способ отслеживания ваших мыслей во время чтения. Это влечет за собой пометку текста и запись того, что вы думаете, либо на полях, либо, возможно, на стикерах Post-it. Когда вы устанавливаете связи и задаете вопросы в ответ на прочитанное, вы контролируете свое понимание и улучшаете свое долгосрочное понимание материала.
С помощью текстового кодирования отметьте важные аргументы и ключевые факты. Укажите, где вы согласны и не согласны или у вас есть дополнительные вопросы. Вам не обязательно читать каждое слово, но убедитесь, что вы понимаете концепции или намерения, стоящие за написанным. Не стесняйтесь развивать свой собственный стиль стенографии при чтении или записи. Ниже приведены несколько вариантов, которые можно использовать при кодировании текста.
Стенография | Значение |
---|---|
! | Важно |
Л | Узнал что-то новое |
! | Появилась большая идея |
* | Интересный или важный факт |
? | Копать глубже |
✓ | Согласен |
≠ | Не согласен |
Подробнее о кодировании текста от PBWorks и Collaborative for Teaching and Learning.
2. Изучите аргументы
Когда вы изучаете аргументы или заявления автора, оратора или другого источника, ваша цель состоит в том, чтобы выявить и изучить неопровержимые факты. Для этой цели можно использовать стратегию спектра полномочий. Стратегия спектра авторитета помогает вам идентифицировать «горячую» сторону спора — чувства, убеждения, культурные и социальные влияния — и «холодную» сторону спора — научные влияния. Следующее видео объясняет эту стратегию.
3. Прояснение мышления
Когда вы используете критическое мышление для оценки информации, вам необходимо прояснить свое мышление для себя и, возможно, для других. Чтобы сделать это хорошо, в основном нужно задавать наводящие вопросы и отвечать на них, например, на логические вопросы, которые обсуждались ранее. Составьте свои вопросы в соответствии со своими потребностями, но не забудьте охватить достаточную основу. Какова цель? На какой вопрос мы пытаемся ответить? Какая точка зрения высказывается? Какие предположения делаем мы или другие? Какие факты и данные нам известны и откуда мы их знаем? С какими концепциями мы работаем? Каковы выводы и имеют ли они смысл? Каковы последствия?