Исправление дефектов речи у детей|Центр детской нейрофизиологии DV Clinic
До четырехлетнего возраста у маленьких детей происходит постепенное формирование правильного произношения звуков. Если к 4 годам какие-либо дефекты все же наблюдаются, малышу рекомендуют посетить логопеда. Квалифицированный специалист сможет определить причину нарушений и подберет наиболее эффективный метод коррекции.
Какие бывают нарушения речи у детей?
Логопеды отмечают, что в последнее время число детей, у которых имеются какие-либо нарушения речи, заметно выросло. Чаще всего встречаются такие дефекты:
- Дислалия. Нарушение, при котором малышу сложно произносить шипящие звуки. Чтобы понять, в чем причина, понадобиться консультация стоматолога, отоларинголога и невропатолога.
- Риносалия. При такой патологии голос ребенка звучит гнусаво. Таких пациентов отправляют на консультацию к отоларингологу.
- Заикание. Данная патология связана с нарушением ритма речи, растягиванием отдельных звуков. Для определения причины и выбора лечения понадобится консультация педиатра, психолога и невропатолога.
- Дисфония – дефект, связанный с нарушениями в голосовом аппарате.
- Алалия – патология, связанная с нарушениями в зоне головного мозга, отвечающей за воспроизводство звуков. При этом нарушений в развитии у малыша нет. Лечение проводится совместно с невропатологом.
- Афазия – патология речи, обусловленная поражением головного мозга.
- Задержка речевого развития требует комплексного лечения у логопеда и невропатолога.
Иногда причиной нарушения являются сами родители, которые неправильно говорят с малышом, сюсюкаясь или коверкая слова. Ребенок, подражая им, неправильно повторяет и запоминает некорректное произношение. Также спровоцировать нарушения способны некоторые инфекционные заболевания, частые стрессы в семье и т. д. К счастью, большинство нарушений поддаются коррекции. И проще всего справиться с ними именно в детском возрасте.
Когда нужно начинать лечение?
До четырехлетнего возраста дефекты речи – это нормальное явление. Обычно их диагностика проводится с 5-6 лет. В этот период логопед уже может точно сказать, действительно ли неправильное произношение отдельных звуков является нарушением или это возрастное явление. Бывают случаи, когда дефекты речи у ребенка временные и к 6 годам компенсируются самостоятельно без посторонней помощи.
Но когда шестилетний ребенок говорит очень неразборчиво и даже родители понимают его с трудом, без помощи специалиста не обойтись. Также родители должны обратиться к специалисту, если школьник:
- испытывает сложности с запоминанием букв, их написанием, заучиванием стихов или не может воспроизвести ритм;
- имеет сложности с повторением группы цифр или слогов;
- игнорирует буквы или звуки, которые расположены в начале или в конце слова;
- при разговоре ребенок смешивает буквы, испытывает сложности с чтением вслух;
- не может прочитать сложные слова, не понимает смысл услышанного или прочитанного;
- искажает слова, не может читать с выражением;
- пропускает буквы или переставляет их во время письма;
- имеет плохой почерк, выходит за поля тетради;
- не способен определить границы слова, предложения;
- хорошо знает правила правописания, но не может применить их при написании слов или предложений.
Зачем нужно исправлять дикцию у детей?
Многие родители не считают нарушение речи серьезной проблемой. К примеру, картавость редко вызывает у взрослых настороженность, а некоторые и вовсе называют ее милой. Однако важно учитывать некоторые моменты:
- Любое нарушение речи свидетельствует о проблеме – что-то в организме ребенка работает некорректно. Это может быть врожденное нарушение развития речевого аппарата или некорректное функционирование определенных участков головного мозга. Определить это способен только опытный логопед.
- Дети способны быть жестокими. И нередко безобидные на первый взгляд нарушения речи у сверстников становятся предметом шуток, насмешек или даже издевательств, которым малыши еще не научились противостоять. В таких случаях дети способны замыкаться в себе. Они становятся неразговорчивыми, теряют интерес к учебе и всему, что их окружает.
Поэтому родителям не стоит надеяться на то, что незначительное заикание или картавость исчезнут самостоятельно. Они могут причинить ребенку огромный вред и негативно отразиться на развитии их личности. Заметив любой дефект речи у ребенка, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Как проходит исправление дефектов речи при занятиях с логопедом?
Лечить нарушение речи у детей должны логопед совместно с неврологом:
- Задача невролога заключается в определении основной патологии, которая привела к нарушениям. Исправить их обычно помогают ноотропы, препараты, улучшающие состояние сосудов, витаминно-минеральные комплексы. Если причина заключается в наличии новообразования в головном мозге, потребуется его удаление.
- Логопед формирует правильные навыки произношения звуков и слов. Это очень сложная и длительная работа. Поэтому обойтись несколькими сеансами не получится. Заниматься с логопедом нужно не менее 2-3 месяцев.
Чтобы ускорить процесс коррекции речи, специалист может использовать специальный логопедический массаж. Он проводится вручную или с использованием металлического зонда. Основная задача этой процедуры – укрепить мышцы или устранить их гипертонус, восстановить функцию глотания, развить функции речевого аппарата.
В каждом случае методы коррекции дефектов речи подбираются индивидуально, учитывая особенности ребенка, его возраст, тип нарушения. Если вы столкнулись с такой проблемой, не затягивайте визит к врачу – запишитесь на консультацию в наш медицинский центр.
Нарушения речи у взрослых: афазия и дизартрия
Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.
Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».
Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых
Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.
Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.
Афазия
Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась. Выделяют шесть-восемь типов афазии, но причины одни и те же: повреждение участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Часто так выходит из-за инсультов, но к расстройству речи могут привести ещё и черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаления мозга.
Какие симптомы
В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:
Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.
Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.
Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.
Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.
Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.
Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить
Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.
Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.
Дизартрия
Это тоже речевое нарушение, но при нём нарушается в первую очередь произношение — нарушается артикуляция звуков. Часто проявляется ещё в детском возрасте, но у взрослых может появиться из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и целого ряда расстройств нервной системы: рассеянного склероза, церебрального атеросклероза, олигофрении, нейросифилиса, болезни Паркинсона.
Какие симптомы
Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:
- нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
- нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
- речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
- даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.
Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:
Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.
Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.
Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.
- В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.
Как лечить и что будет, если не лечить
Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.
Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».
Почему пациенты выбирают Центр АКМЕ
Наш Центр более 10 лет помогает пациентам вернуться к здоровому и комфортному образу жизни. Эффективные методики, высокий профессионализм специалистов, позволяют справляться со всеми недугами и патологиями речи.
Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 792-1202 и записывайтесь на прием к специалисту Центра АКМЕ! Мы знаем, как вернуть Вам и вашим близким здоровье!
Что такое расстройство речи?
Речевое расстройство относится к проблеме с реальным воспроизведением звуков, тогда как языковое расстройство относится к трудностям в понимании или соединении слов для передачи идей.
Речевые расстройства включают:
- Нарушения артикуляции: трудности произношения звуков в слогах или неправильного произношения слов до такой степени, что слушатели не могут понять, о чем идет речь.
- Нарушения беглости речи: проблемы, такие как заикание, при котором поток речи прерывается аномальными остановками, повторениями (с-с-заикание) или удлинением звуков и слогов (сс-с-заикание).
- Резонанс или нарушения голоса: проблемы с высотой, громкостью или качеством голоса, которые отвлекают слушателей от того, что говорится. Эти типы расстройств также могут вызывать боль или дискомфорт у ребенка при разговоре.
- Дисфагия/расстройства орального питания: включают трудности со слюнотечением, приемом пищи и глотанием.
Для получения полного списка нарушений речи щелкните здесь.
Речевые расстройства могут быть как рецептивными, так и экспрессивными:
- Рецептивные расстройства: трудности с пониманием или обработкой языка.
- Экспрессивные расстройства: трудность складывать слова, ограниченный словарный запас или неспособность использовать язык социально приемлемым образом.
Логопедия (обычно называемая «логопедией») направлена на то, чтобы помочь людям стать более независимыми в их способности общаться с другими. Логопеды (SLP), часто неофициально известные как логопеды, — это профессионалы, получившие образование в области изучения человеческого общения, его развития и нарушений. Все наши SLP имеют как минимум степень магистра и сертификат клинической компетентности Американской ассоциации по изучению речи и слуха (ASHA).
Вам нужна логопедическая помощь или дополнительная информация о логопедии? Если у вас есть вопросы о нарушениях речи, мы здесь, чтобы помочь. Свяжитесь с нами сегодня.Наши логопедические программы начинаются с комплексной оценки, чтобы определить область(и) внимания и конкретные цели и задачи. Наши оценки включают пробную терапию, чтобы сформировать впечатление о том, как ребенок отреагирует на лечение.
Наши SLP являются специалистами по управлению всеми аспектами терапевтического процесса. Они выбирают, НА ЧЕМ работать (т. е. цели), КАК над этим следует работать (т. е. сигналы/стратегии) и ПОЧЕМУ это следует решать (т. е. обоснование). С учетом возраста и интересов больного используют мотивирующие мероприятия и поощрения. Они разрабатывают уникальные программы на основе последних исследований для достижения максимально быстрого прогресса.
Знай, что ты не один.
Примерно каждый десятый ребенок развивается не так, как его сверстники, и ему может потребоваться поддержка. Свяжитесь с нами сегодня.
Дополнительные ресурсы:
Общение на всю жизнь -ASHA.org
Речевые и коммуникативные расстройства — HealthFinder.gov
AddictionResource.com информирует о последствиях зависимости и помогает сообществам отказаться от наркотиков.
HealthFinder.gov способствует улучшению здоровья посредством образования и повышения осведомленности.
Блог билингвистики
Что принесет будущее? Планирование будущего для детей с особыми потребностями
Как родители ребенка с ограниченными возможностями, мы задавали этот вопрос много-много раз. Что принесет будущее? Вы хотите, чтобы у вас был хрустальный шар. Вы надеетесь на большую доброту в человечестве. Оглядываясь назад на поддержку, связанную с воспитанием ребенка с особыми потребностями
Уроки, извлеченные из курсов по борьбе с торговлей людьми по патологии речи Требование CEU
Если вы похожи на нас, вы, возможно, недавно отправились на продление своей государственной лицензии и обнаружили, что ваш штат теперь требует непрерывного обучения по вопросам торговли людьми для речевых патологов. Это действует в таких штатах, как Техас, с 2020 года, и все больше штатов рассматривают возможность введения
9 Фильмы о людях с ограниченными возможностями
Май – месяц улучшения слуха и речи. Это также месяц перед тем, как многие из нас начнут летние каникулы и у нас будет больше времени для просмотра фильмов. Мы составили список из 9отличные фильмы про людей с ограниченными возможностями. Приятного просмотра!
Просмотреть все статьи
Нарушение речи: типы и последствия для здоровья
Написано авторами редакционных статей WebMD
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 21 апреля 2021 г. 9000 3
- Что такое речь Обесценение?
- Типы нарушений речи
- Проблемы со здоровьем, влияющие на нарушение речи
- Понимание нарушений речи
Нарушение речи встречается у людей, у которых есть проблемы с обычным тоном голоса или темпом. Нарушения речи мешают людям правильно общаться, и они могут встречаться как у детей, так и у взрослых.
Эти расстройства могут вызвать разочарование и смущение у человека, страдающего от них.
Людям с нарушениями речи трудно произносить разные звуки речи. Они могут искажать звуки одних слов и полностью пропускать другие звуки.
Существует три основных категории нарушения речи:
- Нарушение беглости речи. Этот тип можно описать как непрерывность, плавность, скорость и усилие в воспроизведении речи.
- Нарушение голоса. Нарушение голоса означает, что у вас нетипичный тон голоса. Это может быть необычная высота звука, качество, резонанс или громкость.
- Расстройство артикуляции. Если у вас нарушение артикуляции, вы можете искажать определенные звуки. Вы также можете полностью исключить звуки.
Заикание или заикание — распространенное нарушение беглости речи, от которого страдают около 3 миллионов американцев. Обычно он поражает маленьких детей, которые только учатся говорить, но может продолжаться и во взрослой жизни.
Речевые и языковые нарушения — это два слова, которые часто используются взаимозаменяемо, но это два совершенно разных типа проблем.
Речь означает говорить. Он использует мышцы челюсти, язык, губы и голосовые связки. Язык — это набор слов и символов, предназначенных для передачи сообщения. Языковые и речевые расстройства могут затронуть вас по отдельности, или оба могут произойти одновременно.
Нарушения речи могут начаться в детстве и сохраняться во взрослом возрасте. Другие могут произойти из-за травмы или после медицинского события, такого как инсульт.
Виды нарушений речи:
- Апраксия речи у детей. Это может случиться с детьми, когда им пора начинать говорить. Сигналы мозга не передаются ртом, поэтому ребенок не может двигать губами и языком так, как должен.
- Дизартрия. Этот тип нарушения речи возникает, когда мышцы, которые вы используете для разговора, слишком слабы и не могут правильно произносить слова.
- Орофациальные миофункциональные расстройства (OMD). OMD характеризуются аномальным характером использования лицевых мышц. OMD влияет на то, как используются лицевые мышцы, включая язык. Людям, страдающим OMD, также может быть трудно дышать через нос.
- Нарушения звуков речи. Это нормально, когда дети с трудом произносят определенные звуки, когда учатся говорить. Но после четырех или пяти лет постоянное неправильное произношение может сигнализировать о проблеме. Он может продолжаться во взрослом возрасте, или некоторые люди получают его после инсульта.
- Заикание. Заикание может означать непроизвольное повторение слов или звуков, таких как «ух» и «ум» (неразговорчивость). Заикание может быть усилено сильными эмоциями или стрессом.
- Голос. Нарушение голоса может означать, что вы «потеряли» свой голос, потому что слишком сильно на него напрягали. Это также может означать, среди прочего, хронический кашель или паралич голосовых связок.
Помимо детских нарушений речи, существует ряд причин, по которым вы можете получить их во взрослом возрасте. Они могут произойти из-за травмирующего события, болезни или хирургического вмешательства.
Дизартрия, афазия и нарушения голоса могут возникать во взрослом возрасте и обычно связаны с этими медицинскими явлениями.
Афазия. Афазия — это потеря способности понимать слова, произнесенные или написанные. Существует много видов афазии. Это может произойти после инсульта или если опухоль достигает той части мозга, где обрабатывается язык.
Медицинские проблемы, которые могут вызвать афазию:
- Деменция
- Травма головы
- Инсульт
- Транзиторная ишемическая атака (ТИА)
- Опухоль головного мозга
- Болезнь Альцгеймера
Дизартрия. Дизартрия обычно вызывается проблемами с нервами. Человек, страдающий от него, теряет способность произносить определенные звуки или может иметь плохое произношение. Это также может повлиять на вашу способность контролировать язык, гортань, губы и голосовые связки.
Медицинские проблемы, которые могут вызвать дизартрию:
- Травма лица
- Травма головы
- Заболевания, поражающие нервную систему
- Инсульт
- Побочные эффекты некоторых лекарств
- Алкогольная интоксикация
- Деменция
- Неправильно подобранные зубные протезы
- Транзиторная ишемическая атака (ТИА) 9000 8
Нарушения голоса . Травматические события или чрезмерная нагрузка на голосовые связки могут привести к «потере» голоса или нарушению голоса. Болезнь также может повлиять на звучание вашего голоса.
Злокачественные или незлокачественные новообразования или узелки на голосовых связках могут изменить звучание вашего голоса.
Нарушение речи может быть очень разочаровывающим и смущающим опытом для человека, который с ним столкнулся. Важно быть терпеливым и понимающим в общении.
Воспользуйтесь следующими советами, чтобы улучшить общение и создать доброжелательную атмосферу с человеком с нарушением речи:
- Говорите медленно и используйте жесты рук
- Держите под рукой ручку и бумагу на случай, если это понадобится для общения
- Поддерживайте спокойную обстановку без раздражающих звуков
- Говорите простыми фразами
- Говорите своим обычным тоном
Консультация с врачом-психиатром может помочь при чувстве гнева и депрессии, которые могут сопровождать нарушения речи.