Основные элементы интонации. Какими бывают предложения по интонации?
Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.
Понятие об интонировании
Устная речь без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.
Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.
Мелодика как основа интонации
Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных речевых ситуациях, нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.
Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.
Если немного повысить или понизить тон голоса во время процесса говорения, можно легко изменить цель высказывания: от сообщения к вопросу, от порицания к побуждению действовать.
Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» – выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.
Интонация в синтаксисе
Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства. Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства.
Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.
Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.
Типы предложений
Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.
Повествовательные предложения спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»
Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию – понижается: «Когда ты сюда пришел?»
А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: «Она пришла!»
Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.
Другие интонационные средства
Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.
Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.
Сильным или слабым голосом в момент речи также существенно меняется интонация. Примеры того испуг или неуверенность, которые выражаются очень тихо, либо злость, которая, наоборот, звучит очень громко.
От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.
Ну и, пожалуй, самые основные средства интонации – паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.
От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: «Казнить нельзя помиловать.» От места паузы зависит, выживет человек или нет.
Отражение интонации на письме
Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.
Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.
А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.
Общая интонация текста
С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.
Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.
Интонация разных стилей речи
Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от целей высказывания, она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.
Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.
Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.
autogear.ru
Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры
По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить». В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
- восклицательные
- невосклицательные.
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу — искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на три вида:
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным. В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения, которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением.
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
— Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Подойди ко мне!
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
russkiiyazyk.ru
Какие существуют основные типы стихотворных интонаций? — КиберПедия
Интонация в переводе с латинского означает «громкое произношение». Интонация — не только смысловая мелодия речи, но и выразитель чувств, экспрессии речи, отношения говорящего к предмету высказывания.
При работе над стихами учитываются все составные интонации: мелодика, логика, паузы, темпо-ритм, тембр, характер произнесения… Однако поиск интонационного звучания стихов связан с определением основного типа интонации всего стихотворения.
Дело в том, что существуют типы интонаций, обусловленные объективным характером содержания текста стихотворения вне зависимости от индивидуальной, субъективной манеры его исполнения. Естественно, что заданный поэтом единый интонационный тип стихотворения интерпретируется индивидуальной манерой исполнения того или иного чтеца. Но можно ли одинаково «по-своему» читать два разных стихотворения, хотя бы и написанных одним размером, например:
«БУря мглОю нЕбо крОет» — А. Пушкина и «МУха, мУха-цОкотУха» — К. Чуковского? А если стихи написаны разными размерами? — «Осень» А. Пушкина и «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского? Ясно, что нельзя. Ибо объективное содержание стихов не позволит этого сделать.
По своим интонационным различиям стихи целятся на два основных типа: напевный и говорной. К напевному типу относятся песенные и романсовые стихи, а к говорному — от ораторских до разговорных. Напевные стихи более поэтичны и приподняты; им чужды разговорные слова и обороты; они более симметричны как ритмически, так и интонационно. (41)
И произносятся они более мелодично, с подчеркиванием пауз между стихами и строфами.
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
В этой строфе, пушкинского «Певца» есть рефрен (от французского refrain — припев; повторение стиха или ряда стихов в, конце строфы или ряда строк) — повторяющаяся строка «Слыхали ль вы?» Рефрен тоже характерен для напевного стиха. Можно говорить еще о ряде признаков, таких, как интонационная завершенность строф, повторность в кольцевом строении строф и других. Все они создают удивительное разнообразие вариантов напевного стиха — от куплетов до романса.
Говорной стих, как и сама живая речь, чрезвычайно разнообразен, в оттенках интонаций: от бытового непринужденного разговора до высокой патетики ораторской речи. «Торжественная ода по интонационному строю полярна фамильярному посланию. Между этими двумя полюсами умещаются важный тон философской лирики, эмоциональная приподнятость элегического раздумья, язвительная речь сатиры с широкой амплитудой от патетического негодования до грубоватой насмешки… В отличие от напевного стиха с его мелодичностью все эти разновидности говорного стиха своеобразно воспроизводят интонацию живой речи».
Непринужденность — вот основная особенность разговорно-бытовой речи. Поэтому строй таких стихов свободен; длинные и короткие строки сменяют друг друга неожиданно; появляются слова-жесты:
А я ему—
на самовар…
Разговорный стих часто нестрофичен, что придает ему бо́льшую свободу. Мы говорили о «лесенке» Маяковского о современной графике стихов, когда поэты расчленяют стихи внутренними паузами, подсказывая нам его интонационное звучание. На создание разговорной интонации оказывают влияние и просторечная лексика и фразеология. Поэты часто прибегают к формам рассказа, повествования, беседы с конкретным или воображаемым собеседником.
В ораторском стихе высокое общественное содержание выражается особыми и словарем, и интонацией: приподнятой, торжественной, патетической. Ораторский стих более организован в отличие от разговорного, в нем много риторических фигур (восклицаний, вопросов, обращений, единоначатия строк и т. д.). (42)
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет, русская земля?…
(А. С. Пушкин).
Интонация стиха определяется совокупностью ряда факторов: особенностью размера, наличием переносов, словоразделами, симметричностью или асимметричностью предложений, стилистическими особенностями словаря, риторическими фигурами и т. п. Разумеется, что в том или ином стихотворении одни из этих факторов проявляются сильнее, другие слабее. Поэтому и надо их изучать, чтобы разбираться, в том эффекте, который они создают в своем сложном взаимодействии.
В зависимости. от различных тем, изменений, характера эмоции изменяется стиль речи и интонирование. Как разнится стиль и интонации Пушкина во вступлении к поэме «Медный всадник» и самом повествовании о судьбе героя. Разнообразие стилей и интонацией нетрудно заметить, читая поэму Р. Рождественского «Двести десять шагов».
Когда же стихотворение небольшое оно чаще всего пронизано одним развивающимся чувством и написано в одном стиле. Единая интонационно-ритмическая структура, свойственная тому или иному стихотворению, должна быть определена. Какая же интонация свойственна стиху: ораторская, разговорно-бытовая, философская, раздумная, назидательная?
«Муха, муха-цокотуха…». Ну, конечно же, интонация разговорно-бытовая. «Выхожу один я на дорогу…» — мы слышим философско-раздумную интонацию лирического героя. «Слушайте, товарищи, потомки…» — явно звучит ораторская интонация Маяковского.
Однако об основной стихотворной интонации нельзя говорить в отрыве от основного тона произведения. Ведь интонация всегда окрашивается определенным тоном. Основной тон К. С. Станиславский называл «душевным тоном», «доминирующим аккордом», «лейтмотивом», «целенаправленной страстью», «эмоциональным фоном». (43) На этом фоне и протекает, разворачиваясь, изменяясь, жизнь лирического героя поэтического произведения. Ведь и в жизни каждый человек живет в своем тоне, у каждого своя «страсть действия». А каждый поэт, – личность со своим дыханием, складом мысли, темпераментом, душевным миром, целенаправленным действием… Понять, в каком же основном тоне может протекать речевое действие (лирическом, драматическом, трагическом, героическом, сатирическим, буффонном, разговорном, патетическом, будничном, возвышенном, романтическом, лирико-романтическом, лирико-героическом…), необходимо для того, чтобы вернее почувствовать замысел автора, страсть его мыслей и действия, динамику чувств. Найти верный тон исполнения и основную интонацию стиха — значит приблизиться к внутреннему ритму жизни поэта, задышать его дыханием, зазвучать его звучанием, а не «подмять» его под себя, что часто случается. В нахождении верного тона и интонации большая роль принадлежит жанру, виду стихотворного произведения.
cyberpedia.su
что это такое, ее виды, значение слова
.
То, что передается в письменном виде пунктуацией, в устной речи выражается интонацией. Чтобы наиболее полно донести свое мнение, необходимо научится говорить выразительно, применяя все богатство интонаций. Означая в переводе с латинского «громкое произношение», типы речи позволяют выразить эмоции, чувства, переживания. Интонация — это изменение основного тона, разделяющее поток речи на отдельные отрезки, имеющее эмоциональное значение.
Интонация — устное выражение письменной пунктуации
Определение понятия
До середины прошлого столетия исследования, определяющие, что такое интонация, проводились только в направлении различения типа высказывания. На вопрос, какой бывает интонация, каждый из авторов словарей русского языка отвечает по-своему. С 1940 г. возрос интерес к выявлению видов носителей интонации и синтаксиса. Российским лингвистом Е.А. Брызгуновой в 1960 году была предложено значение слова интонация как определенного конструктивного построения. Даль определяет это понятие, как сильное голосовое ударение.
Значение слова по Ожегову дается таким образом:
- манера произношения;
- точность звучания голоса;
- голосовые средства языка, дающие представление об отношении человека к тому, что он высказывает.
Энциклопедический словарь дает определение нескольких видов интонации:
- силлабическая организация речи, представляющая средство выражения различных синтаксических назначений и категорий;
- присущее стихотворной речи повышение голоса и понижение с паузой в конце, которое может не совпадать с фразой синтаксической интонацией.
Филолог Л. В. Щерба ввел в обиход феномен эмфатического ударения, который при удлинении ударной гласности усиливает эмоциональную окраску голоса.
Понятие интонации
Основные функции
Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции, когда направление движения тональности указывает на то, какая цель преследуется при высказывании. Интонационные средства можно разделить на два основных типа:
- индивидуальная фразовая манера произношения;
- интегральные или неакцентные характеристики, которые охватывают предложение полностью или распространяются на группу слов.
Фразовая интонация и ее виды используется совместно с разными языковыми средствами. Способ применения ее элементов зависит от того, в каком языке они применяются. В России и Германии важнейшим средством выражения правильного отношения в изложении является физическая выразительность речи и распределение силы ударения на отдельных словах или слогах. Данная функция во французской языковой системе обеспечивается так называемым описательным оборотом. Вместе с тем существуют общие признаки интонационного построения. Это справедливо в отношении повествовательного сообщения, которое выражается приятным для слуха понижением звука в конце фразы.
Наиболее значимое интонационное средство, весомость которого не зависит от используемого языка, вариации эмоциональных тембров голоса.
Выражая голосом особенности психологии образа с тончайшими оттенками чувств, говорящий доносит до слушателя (зрителя) смысл или идею художественного произведения.
Меняя тон произносимых слов, он может производить психологическое воздействие на другого человека, добиваясь определенного воздействия. О категоричности утверждения свидетельствует резкое падение тона, а слегка подымающийся тон небольшой глубины указывает на сомнение или недоумение. Одно и то же слово, произнесенное в другой тональности, оказывает разное эмоциональное воздействие. Для выражения эмоционального состояния активно применяются сила и высота голоса. При взволнованном или обеспокоенном состоянии скорость речи возрастает, а угнетенность, усталость выражается замедленной, тихой речью.
Важные элементы
Компоненты интонации подразделяются на следующие элементы:
- выражение эмоций и чувств посредством тембра голоса;
- уровень прилагаемых усилий при произношении;
- паузы в звучании, позволяющие выделить фразы из общего потока слов;
- звучание главного тона: понижение или повышение.
Звуковая организация речи делится на следующие типы:
- повествовательная;
- вопросительная;
- восклицательная.
Первый вид характеризуется ровным и спокойным тоном с периодическим повышением и понижением голоса. Вопросительную интонацию отличает понижение тона в начале фразы и повышение по завершении. Для восклицательной интонации характерно резкое повышение тона голоса в конце. Среди фонетических факторов, определяющих виды интонации, кроме мелодики речи, выделяют:
- ритмическое чередование слогов по длине, ударению;
- быстроту произношения слов, т. е. темп;
- паузы, усиливающие смысловое значение;
- тембр, передающий глубочайшие оттенки голосового звучания;
- интенсивность произношения;
- фразовые и логические ударения, обращающие внимание на важные, с точки зрения оратора, слова.
Функцией интонации является также возможность участия частотных структур в оформлении разных типов предложений. В повествовательном высказывании различают интонационную вершину, подчеркнутую высоким тоном. Низким тоном указывают на интонационное понижение. Вопросительный вид предложения оформляют повышением голоса. Если вопрос содержится в слове, то повышением голоса выделяют только его. В этом случае интонационное звучание зависит от места его расположения. Восклицательная функция подразделяется на собственно восклицательный вид, где высота тона находится между повествованием и вопросом, и побудительный, который содержит просьбу или приказ. Произносится с побудительной интонацией. Определенную роль в структуре играет ударение, с помощью которого выделяют нужные слова. Кроме словесного, существует так называемое синтагматическое ударение. Синтагма, с помощью выделения из общего речевого потока какой-либо части предложения, создает смысловые группы.
Для выделения наиболее важных в смысловом выражении слов, усиливающих понимание ситуации, используют логическое ударение.
Интонационная конструкция в русском языке бывает завершенной и незавершенной. В завершенной конструкции интонация подчеркивает смысл фразы, которая отделяется от других паузой.
В незавершенной конструкции выражаются отношения между частями фразы, которые отделяются друг от друга более короткими паузами, чем при завершенной интонации. Повышение и понижение тона, темп речи и распределение пауз зависит от того, какая разновидность незавершенной интонации используется. Интонационное сопоставление характеризуется равномерной монотонностью речи, логическим ударением на составляющих словах и короткими паузами между ними. Тип интонации зависит от эмоциональности высказывания.
Фразы можно произносить спокойно, а можно менять громкость и темп, по-разному расставляя ударения в словесной конструкции. Сегодня интонационные разновидности русского языка изучены еще недостаточно хорошо, и перечисленные виды не передают всего богатства языка.
urazuma.ru
В жизни мы пользуемся интонациями не задумываясь, а у микрофона врожденное умение говорить, как правило, сильно уменьшается. Глубоко заблуждается тот, кто считает, что у микрофона нужно читать как угодно, но роль ко не так, как мы говорим в жизни. У микрофона надо уметь обычно говорить, соблюдая при этом несколько условий: говорить логически верно, приемлемым для вещания голосом, с не вызывающей раздражения у слушателей дикцией и грамотно. Интонационное же разнообразие речи присутствовать должно непременно. Главных интонаций всего четыре. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ Без овладения этой интонацией речь будет примитивной. Вот вам простая фраза: «Я сегодня больше никуда не пойду». Исходя из вашего настроения, выделяйте в ней любое слово, но в конце предложения ваш голос должен очень отчетливо опуститься вниз, всей своей тональностью давая понять, что вы фразу завершили и поставили точку. После вашей интонации «с точкой» собеседник уже не должен ждать продолжения фразы. ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ «Мне сегодня надо сходить на завод, взять интервью, посмотреть отснятый материал, смонтировать его, озвучить и выдать в эфир». Слова «на завод», «интервью», «материал», «смонтировать его» и «озвучить» надо произнести интонацией, которую Станиславский называл «квакающей». Она и впрямь своим «подскоком» на перечисляемом слове похожа на кваканье. Перечисляя, вы словно загибаете поочередно пальцы и киваете при этом головой: мол, я обязан сделать то-то, то-то, то-то-и, завершив перечисление, опять же ИНТОНАЦИЕЙ, резко уходящей ВНИЗ, поставьте точку. ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ Задайте любой вопрос. Что вы сделали со словом, которым хотели «вопросить»? Вы его резко «подбросили» своей интонацией. Совсем не так, как вы подбрасывали слова при перечислении, но «подпрыгнули» голосом впечатляюще. Возьмем простенькое предложение: «Мы сегодня пойдем в Большой театр». Пока оно — сугубо повествовательное. Но, в зависимости от того, ЧТО вы хотите спросить, вы будете резко подпрыгивающей интонацией выделять нужное вам слово: «Мы сегодня пойдем в Большой театр?». Ответ может быть разным «Нет, пойдут соседи, а мы будем торчать дома». Двигаемся со своими вопросами дальше: «Мы сегодня пойдем в Большой театр?». Вы слышите свою интонацию? Вы правильно ее применили? Собеседник поймет, о чем вы его спросили? В обычной жизни вы совершенно безошибочно выделяете нужное слово и блестяще применяете интонацию. Так же надо делать и у микрофона, если ваг приходится задавать вопрос. Тренируясь, можете в любом повествовательном предложении уточнять вопросительную интонацию. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ Она характерна либо сильным (до «баса») понижение) голоса на нужном слове, либо резким повышением его (словно вы капризничаете). Но не спутайте ненароком интонацией вопроса. Впрочем, в жизни это невозможно. Попробуйте перенести свой опыт и в речь у микрофона: «Мы сегодня (!) пойдем в Большой театр!», «Мы сегодня пойдем (!) в Большой театр!». Восклицать, как вы понимаете, можно каждым словом. Это зависит от вашего настроения Попробуйте воскликнуть каждым словом поочередно. Но помимо «фундаментальных» интонаций есть другие. С их помощью можно «рисовать» голосом текст, включенный в кавычки, в скобки, давать понять, что вы прочитали вводное предложение, а потом вернулись основному. Давайте попробуем разъяснить, как же можно голосом рисовать «нечто». КАВЫЧКИ «Министр назвал новое постановление «тяжелым, но совершенно в настоящее время необходимым», указав при этом, что оно вскоре «либо может быть изменено, либо отменено вовсе». Выделенные слова (закавыченные) следует читать чуть громче, чуть медленнее, более четко, чем основной текст предложения. И тональность тоже должен быть несколько иной, чтобы была слышна разница между цитатой и авторским текстом. СКОБКИ «Сто миллионов тонн зерна (а именно столько мы предполагали собрать в этом году) бывшим колхозам собрать никак не удастся». Как «нарисовать» голосом текст, заключенный в скобки? Начав «нормальным» голосом читать предложение, очень резко поднимите вверх слово «зерна». После этого значительно понизьте голос и текст в скобках прочитайте быстрее, чем текст вне скобок. Теперь слова «бывшим колхозам» прочитайте точно в той же тональности, какую до этого вы придали слову «зерна». Поняли? Слово «зерна» должно быть произнесено так, чтобы его интонационная окраска обязательно запомнилась слушателям своей резкой отчетливостью, а потом точно такую же окраску придайте словам «бывшим колхозам», то есть вернитесь интонационно к слову «зерна». Я не стал бы так подробно об этом рассказывать, если бы не знал, как трудно иногда бывает на уроках добиться желаемого результата. Точно таким же понижением голоса и таким же ускоренным чтением текста можно «рисовать» вводные предложения, словно убирая их на второй план по сравнению с основным текстом информации (или любого другого текста): «И вот автомобиль, виляя и подпрыгивая, выскочил, наконец-то, на шоссе». Слова «автомобиль» и «выскочил» должны быть произнесены с совершенно одинаковой (высокой) тональностью, а текст, заключенный в запятые («виляя и подпрыгивая»), надо сказать побыстрее и голосом пониже. Сделав эти небольшие интонационные «хитрости» привычными для себя, вы значительно обогатите выразительность своей профессиональной речи. Разумеется, в жизни к этим основным интонациям примешивается масса эмоциональных оттенков речи: горечи, удивления, радости, раздражения, нежности, пренебрежения, скепсиса, ярости, недоверия, загадочности, намеков, нетерпения, недоумения, недопонимания и так далее. Для чтения у микрофона нам бывает необходим лишь намек на это эмоциональное разнообразие, да и то не в официальных материалах, а в авторских. Но, тем не менее, ваш намек на то или иное настроение, заложенное в тексте, слушатель должен ощущать. Разумеется, применять это надо к месту и с чувством такта. Ведь будет странно, если вы придадите «ехидный» оттенок заслуженной похвале в чей-то адрес или весело прочитаете о похоронах. Понятно, что мы не актеры, в образ нам входить не надо. Но читать мы обязаны ясно, четко и, конечно, с верным настроением. Далее: Логические центры Оглавление Поделиться с друзьями:Похожие материалы: |
filfucker.ru
Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания
Предложение — это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Классификация по цели высказывания
Предложения бывают:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Повествовательные предложения
Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.
Это интересно: проверяемые безударные гласные в корне слова, правила с примерами.
Примеры:
- До праздника осталось совсем мало времени.
- Хорошая работа достойна уважения.
- Зима. Снег. Солнечно и морозно.
- Набегались, нагулялись, устали.
Это интересно: сложносочинённые предложения, которые применяются в литературе.
Повествовательные предложения содержат:
- сообщение;
- обзор;
- объяснение;
- информацию;
- напоминание;
- объявление.
Вопросительные предложения
Они содержат вопрос и требуют ответа. В конце ставится вопросительный знак. Произносится с вопросительной интонацией и выделяется главное слово, на которое нужно дать ответ.
- Пример. Когда мы завтра идём в гости?
- Если делаем упор на слово когда, то ответ будет: Сразу после завтрака.
- Если выделяем слово в гости, то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.
Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.
Это интересно: семантика это что, значение термина.
Примеры:
- Зачем нужно писать так много?
- Почему летают птицы?
- Как долго длится сеанс?
- Вопрос можно высказать специальным порядком слов:
- Кто идёт в поход?
- В поход кто идёт?
- Идёте в поход?
Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.
Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»
Это интересно: как то так — как пишется по правилам написания?
Побудительные предложения
Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.
Примеры:
- Запишите домашнее задание.
- Сбегай-ка за водой.
- Давай побежим наперегонки.
- Не смей мне перечить.
Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.
Это интересно: «водить за нос» — значение фразеологизма, история возникновения, синонимы.
Виды предложений по интонации
По эмоциональной окраске предложения бывают невосклицательные и восклицательные.
Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:
- Заканчивается учебный год.
- Перед дождём низко летают ласточки.
- Люблю Отчизну я.
В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.
Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.
Примеры:
- Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
- Подожди! Не уходи!
В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»
Это интересно: слова с суффиксом -енн-, правила правописания.
Сильные эмоции передаются:
- интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
- междометиями: ух, ах, ой, эх;
- частицами: да, пускай, о, ну.
Примеры:
- Какая красота вокруг!
- Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
- Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
- Да здравствует наш союз!
В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:
- Повествовательные сообщают о чём-то.
- Вопросительные задают вопрос.
- Побудительные заставляют действовать.
- По эмоциональной окраске они бывают невосклицательные и восклицательные.
- Невосклицательные выражают спокойные чувства.
- Восклицательные передают сильные чувства.
Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.
В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных — восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).
Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.
obrazovanie.guru
По интонации предложения бывают восклицательными и невосклицательными
Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?
Разновидности конструкций по цели
Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.
Повествование
Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.
Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.
Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.
Вопрос
Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:
- Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
- Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».
Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.
Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».
Побуждение
Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.
Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.
Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».
Типы фраз по интонации
Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?
По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Невосклицательные
Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).
Восклицательные
Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).
Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?
Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.
Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:
- Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
- Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
- Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
- Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
- Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
- Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).
Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).
В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).
Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.
vseorechi.ru