Какие качества личности есть у человека: Качества личности — Психологос

Волевые качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.

Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].

К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:

– когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения

– когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий

– когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.

Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.

Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.

Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.

Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств. Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, воля, трудность, воспитание воли, достижение цели, качество, поведение человека, способность человека, действие, личность.

Качества личности

Качества личности – это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству. Рассмотрим подробнее их структуру.

Качеством человека, наиболее обусловленным наследственностью, считается уровень темперамента. Зависит он от особенностей нервной системы индивида. То есть уровень темперамента невозможно изменить.

Некоторые психические процессы формируют качества, ответственные за индивидуальный характер памяти, ощущений, воли, восприятий, мышления, воображения и так далее. Именно эти качества личности оказывают огромное влияние на способность к обучению, восприятию новой информации.

Уровень опыта человека формируется в процессе его жизни. Сюда можно отнести такие качества личности, как привычки, стереотипы, знания, навыки. Как они формируются? Выделяют два основных направления. Такие качества приобретаются или в процессе обучения, или же в процессе практической деятельности.

Уровень направленности личности также формируется в процессе жизни, и на него оказывают значительное влияние традиции, культура, в которых человек воспитывался. Сюда можно отнести принципы, взгляды, цели, убеждения, ценностные ориентации, моральные нормы, мировоззрение. Подобные качества служат направляющей основой поведения человека.

Как известно, индивидуум не может жить вне общества. Следовательно, существуют социальные качества личности, которые помогают человеку адаптироваться среди людей. Они чрезвычайно разнообразны. Каждому человеку принадлежит определенный набор таких качеств. Попробуем выделить основные из них.

В первую очередь, это способность к коммуникации, к установлению отношений. Человеку на протяжении его жизни приходится общаться со множеством людей, следовательно, здесь необходимы соответствующие навыки. Еще одно важнейшее качество – это эмпатия. То есть человеку для осуществления коммуникаций необходимо уметь ставить себя на чужое место, чувствовать эмоциональное состояние собеседника.


Мизантроп — кто это? Какие качества личности присущи людям,…

В лексиконе современного человека всё чаще можно услышать термины, пришедшие к нам из других…

Каждый индивид обладает определенным набором способностей и талантов. Долг каждого человека заключается в их развитии и применении во благо обществу.

Личность должна осознавать важность ответственности. Человеку для успешной социализации необходимо использовать свою свободу так, чтобы не причинять вреда другим людям.

Индивид должен обладать определенными моральными нормами, принципами, ценностями, культурой, соответствующей его окружению.

Очень важна и активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать в различных общественных делах, быть заинтересованным в решении насущных проблем государства.

Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. Рассмотрим их все. Гражданственность – это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов.

Идентичность – это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми.

Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны.

В заключение можно сказать, что человек, для успешного исполнения своих функций в обществе, должен иметь целый набор соответствующих качеств. Приобретаются они, чаще всего, в процессе жизнедеятельности. Обычно все необходимые качества личности прививаются при помощи родителей и учителей. Кроме того, здесь важна идеологическая политика государства. Ребенку с малых лет необходимо осознавать важность своего участия в общественных процессах, жизни своей страны.

Какие черты характера у вас есть?

Источник: Nonsap Visuals/Unsplash

Что такое личность? Ну, ответ зависит от того, кого вы спросите. Личность может быть частью нашего бессознательного. Он может состоять из личных нарративов, которые мы строим на протяжении всей своей жизни (Cervone, Shadel, & Jencius, 2001). Или это может быть наблюдаемое проявление нашей генетики. Но в целом черты личности можно рассматривать как привычные индивидуальные различия в поведении, мышлении и эмоциях.

Теория личности

До недавнего времени мы даже не знали, что у нас есть личности. Тем не менее, долгое время мы использовали прилагательные для описания людей. Например, мы можем сказать, что кто-то ответственный, инновационный, злой или дружелюбный. Каждое из этих прилагательных также можно рассматривать как личностные черты.

Интересно, что когда исследователи проанализировали эти распространенные прилагательные, они обнаружили, что они объединены в пять категорий (Goldberg, 1993). Эти категории теперь известны как черты личности Большой пятерки. И каждый из этих аспектов личности Большой пятерки включает в себя сотни, если не тысячи личностных черт (Голдберг, 19).93).

Большая пятерка:

  1. Экстраверсия (в сравнении с интроверсией): Активность, напористость, поиск внимания, общительность, общительность и энергичность.
  2. Доброжелательность (против враждебности): включает в себя сотрудничество, сочувствие, дружелюбие, чувствительность, заботу, терпимость, теплоту и понимание.
  3. Добросовестность (по сравнению с ненадежностью): Это включает в себя достижение, автономию, порядок, контроль, самодостаточность и ограничение.
  4. Нейротизм (по сравнению с эмоциональной стабильностью): Это включает гнев, депрессию, тревогу, враждебность, склонность к вине и эмоциональную напряженность.
  5. Открытость к опыту (против узколобости): это включает творчество, поиск новизны, вдумчивость и воображение (DeNeve & Cooper, 1998).

Несмотря на то, что существует всего пять основных черт личности, мы можем попасть в любую часть континуума этих черт. Другими словами, мы не являемся стопроцентными экстравертами или стопроцентными интровертами. Скорее, мы можем быть в основном экстравертами, в основном интровертами или где-то посередине.

Чтобы узнать, как вы относитесь к чертам «Большой пятерки», вот короткий личностный тест с некоторыми вопросами, использованными в исследованиях черт личности из «большой пятерки» (Saucier, 1997; https://ipip.ori.org).

Экстраверсия

Я открыто говорю о своих чувствах.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я беру на себя ответственность.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На вечеринках я общаюсь с разными людьми.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я легко завожу друзей.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У меня никогда нет слов.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ​

Добросовестность

Я делаю все по правилам.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я стараюсь следовать правилам.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я считаю, что законы должны строго соблюдаться.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я обращаю внимание на детали.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я люблю порядок.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эмоциональная стабильность

Мне редко бывает грустно.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большую часть времени я расслаблен.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я чувствую себя комфортно с самим собой.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Меня не раздражают разные вещи.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я принимаю вещи такими, какие они есть.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Доброжелательность

Я чувствую эмоции других.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У меня мягкое сердце.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я сочувствую чувствам других.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я беспокоюсь о других.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я заставляю людей чувствовать себя непринужденно.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Открытость

Я наслаждаюсь красотой природы.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я верю в важность искусства.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я люблю размышлять над вещами.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я вижу красоту в вещах, которые другие могут не заметить.

Категорически не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне нужен творческий выход.

Совершенно не согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ​

Сложите баллы по каждому из пяти личностных факторов. Чем выше ваш балл, тем сильнее каждая из этих черт характера для вас.

​Другие теории личности

Хотя теория личности Большой пятерки является наиболее популярной, вас также может заинтересовать социально-когнитивная теория личности. Эта теория утверждает, что большая часть нашего поведения — то, что мы могли бы считать личностью — возникает как прямой результат социальных стимулов. В то время как теория личности Большой пятерки предполагает, что личность состоит из наших основных, неизменных, врожденных качеств, социально-когнитивная теория личности утверждает, что личность сама по себе динамична и изменяется в результате наших обстоятельств (Cervone, Shadel, & Jencius, 2001). ).

Независимо от того, откуда взялась личность, для нашего понимания самих себя может быть полезно знать, где мы падаем и какие черты у нас есть.

Адаптировано из статьи, опубликованной Институтом благополучия Беркли.

Черты характера, общие для всех

Ханна Хоулз исследует сочетание природы и воспитания, которое делает каждого из нас необыкновенным — и, как ни парадоксально, совершенно и совершенно обычным.

Ханна Холмс

Фото: Ян фон Холлебен

Некоторые люди сначала съедают все свои синие M&M’s. Некоторые ищут мудрости в чайных листьях. Некоторые из них никогда не оставляют тарелки в раковине, в то время как другие пожизненно разводят комочков пыли. Некоторые бегут от голубей, а другие держат домашних игуан. Хотя на первый взгляд такое поведение может показаться странным, именно оно и делает нас людьми. Возникающие из основы нашей личности и формируемые разнообразной средой, эти причуды гарантируют, что мы все своеобразны — и, как таковые, вовсе не необычны.

Элементы, из которых состоит личность, могут показаться загадочными и даже случайными. Но психологи, изучающие личность, могут предсказать наш общий взгляд на жизнь, анализируя пять факторов, настолько легко различимых, что некоторые из них можно идентифицировать у мышей. (Правда!) Каждый человек обладает всеми пятью личностными факторами, но в разной пропорции:

Добросовестность: Насколько сильно у вас стремление следовать правилам и доводить начатое до конца?

Приятность: Как далеко вы пойдете, чтобы помочь другим или сделать их счастливыми?

Невротизм: Является ли жизнь серией опасностей, которых следует избегать, или пиршеством возможностей, которые нужно использовать?

Открытость опыту: Вы жаждете умственной стимуляции и стремитесь к новизне?

Экстраверсия: Вы больше заряжаетесь энергией от общения с людьми или от одиночества?

Эти факторы подобны ручкам печки: Ваша Сознательность может кипеть в 9в то время как ваша экстраверсия потрескивает на 5, а ваша приятность кипит на 3. Но высокие и низкие настройки не являются дефектом. Низкая доброжелательность не обязательно означает, что вы неприятны; скорее, это может указывать на то, что вам удобно высказывать непопулярное мнение. Низкая Совестливость, вероятно, не означает, что вы бездельник, но когда возможность постучится, вы, вероятно, бросите все, чтобы распахнуть дверь. И хотя высокая экстраверсия может коррелировать с импульсивностью, такие любители риска часто становятся фантастическими исследователями и изобретателями.

Это высокое или низкое значение может выделить вас, так как плита вашей психики готовит ваши уникальные манеры и поведение. Хотя высокий невротизм не обрекает вас на полномасштабные фобии и панические атаки, он может предвещать живую брезгливость, скажем, по отношению к змеям или микробам. В верхних слоях доброжелательности мы находим людей настолько чутких, что они могут расплакаться на парадах, свадьбах, даже во время острой рекламы зубной пасты. Безобидные принуждения, по-видимому, связаны с нашим местом в спектре Сознательности: некоторые напевают мелодию, и их послушный мозг может задаться вопросом:0257 Правильно ли я сделал? Я сделал это достаточно? И они вынуждены снова напевать.

Конечно, то, кем вы являетесь, определяется не только природой. Исследователи подсчитали, что наши гены несут только половину ответственности за наше разнообразие, что подтверждает старую гипотезу природы/воспитания: природа формирует нашу базовую личность, а затем окружающая среда вносит в нее изменения на протяжении всей нашей жизни. У японского экстраверта и американского экстраверта могут быть одинаковые настройки плиты, но одна культура может хмуриться, когда экстраверт показывает свое истинное лицо, в то время как другая будет посмеиваться, и в итоге они станут заметно разными людьми. Воспитание не столько меняет вашу личность, сколько отговаривает вас от того, чтобы выставлять каждую ее частичку напоказ, или побуждает вас позволить ей сиять.

Таким образом, большинство из нас учатся выражать свое своеобразное «я» способами, которые окружающие нас терпят или даже получают от этого удовольствие, и это делает нас счастливыми. Добросовестная посудомойка получает похвалу за свою опрятность и поддерживает ее; цветной кодировщик M&M узнает, что ее личный ритуал может успокоить ее беспокойство, и действует соответствующим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *