Жизненные ценности современных людей: взгляд в будущее
2007-12-17T20:35:22+03:00
2012-12-29T16:02:34+04:00
2007-12-17T20:35:22+03:00
2007
https://1prime.ru/Insurance/20071217/759534828.html
Жизненные ценности современных людей: взгляд в будущее
Новости
ru-RU
https://1prime.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Стабильность экономической ситуации в последние годы приводит к тому, что у людей вне зависимости от возраста, появляется более целостный взгляд на свою жизнь, как прошедшую, так… ПРАЙМ, 17.12.2007
пресс-релизы
https://1prime.ru/i/logo/social_logo.png
Агентство экономической информации ПРАЙМ
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня. рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Стабильность экономической ситуации в последние годы приводит к тому, что у людей вне зависимости от возраста, появляется более целостный взгляд на свою жизнь, как прошедшую, так и будущую.
Это со временем приведет к расширению горизонта планирования, что крайне важно для долгосрочных финансовых инструментов, таких, как страхование жизни.
Сегодня, как и раньше вне зависимости от возраста и социального статуса, важные для молодежи ценности самореализации, проявления собственной индивидуальности и формирование личных взаимоотношений со сверстниками в среднем возрасте перерастают в формирование и сохранение материального благополучия своей семьи, воспитание и образование детей. А люди предпенсионного возраста наиболее уязвимы и, испытывая огромную неуверенность в будущем, очень стремятся сохранить достигнутое положение.
Но, несмотря на это, молодежь стала более серьезно относиться к опыту старших поколений, а пожилые люди уже не считают пенсию «концом жизни», а воспринимают, скорее, как «начало» свободной самореализации, демонстрируя тем самым определенный оптимизм и «установку на молодость».
И хотя у каждого возраста свои потребности, есть три основных критерия, по которым люди оценивают свою жизнь независимо от возраста — Отношения, Опыт, Успех.
В нашей жизни все взаимосвязано и гармоничное сочетание во всех трех главнейших областях жизни – наверное, основная цель жизни любого человека в любом возрасте. Юношеские отношения перерастают в создание семьи. Семью надо содержать. Для этого необходимо работать. В двадцать первом веке просто работать мало, нужно хорошо зарабатывать, чтобы воспользоваться всем тем, что этот век может дать. Чтобы чувствовать себя полноценным человеком необходимо быть успешным. Успех окрыляет человека, заставляет взглянуть на мир другими глазами. Правда, успех – дело опасное. Важно быть мудрым, чтобы его принять. Для этого необходим опыт. Опыт также необходим, чтобы добиться успеха. Для полного счастья, для осознания своей успешности хотелось бы рядом видеть родных и близкий – семью, с которыми успех разделить приятнее всего. Получается, что Опыт, Успех и Отношения — равнозначные составляющие счастливой жизни человека, но каждый сам расставляет приоритеты.
Дмитрий Дюжев, Ингеборга Дапкунайте, Николай Дроздов, Наталья Варлей и Татьяна Веденеева, чей общепризнанный успех, опыт, мудрость в человеческих отношениях являются примером для многих, также оценивают свою жизнь через призму ключевых жизненных ценностей, наполнение которых хотя и менялось с возрастом и под воздействием обстоятельств, но нисколько не потеряло актуальность в наши сегодняшние дни.
Жизненный опыт
Опыт – совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков. Отражение в сознании людей законов жизни и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания[1].
Жизненный опыт накапливается постепенно и незаметно в течение всей жизни. Опыт необходим для здорового существования в обществе, для адекватного восприятия мира, для преодоления многих трудностей, для достижения успеха. Опыт приходит с возрастом, делая человека мудрым, раскрывая в нем многие качества, не проявлявшиеся ранее. Например, некоторые респонденты говорили, что мудрость и доброта приходят исключительно с опытом. И впоследствии именно эти качества помогали им достичь успеха и в полной мере познать окружающих.
Человек с раннего возраста хочет пробовать новое. Любой этап жизни предоставляет возможность получить опыт. И человек сам волен решать, какого рода опыт он намерен приобрести. Но порой жизнь предоставляет шанс получить незапланированный, но крайне необходимый жизненный опыт.
Николай Николаевич Дроздов: «Экспедиционный опыт. Привычка быть всегда в коллективе, вместе отвечать за то, чтобы взяли поесть, правильно поделиться со всеми, чтобы всем хватило. Быстро отсеиваются всякие халявщики, кусочники, которые что-то там хватают – остается здоровый такой коллектив».
Ингеборга Дапкунайте: «Мой опыт в фигурном катании научил меня выдержке и партнерским взаимоотношениям. Ведь на льду ты жизнью зависишь от партнера».
Наталья Варлей: «Для меня важным опытом стала дисциплина. Еще когда я занималась в детской студии при цирке, я поняла, что такое дисциплина, что такое необходимость приходить вовремя, что такое необходимость следить за питанием, необходимость ежедневных тренировок, занятий. Эта цирковая основа пригодилась мне на всю жизнь».
В жизни существуют незаменимые вещи: еда, вода, воздух – без этого человек физически не может обойтись. Но не выжить ему и без духовной пищи, без знаний, накопленных за определенный отрезок времени, без опыта. Отсутствие опыта всегда сопровождается ошибками, неудачами. Исследование показало, что респонденты зрелого возраста часто проявляют желание возвратиться в молодость, но всегда добавляют оговорку, что, к сожалению, в молодости нет того жизненного опыта, который важен для них сегодня. Постепенно, с взрослением и опытом такие качества, как искренность, беззаботность, эмоциональность, ценность дружбы вытесняются прагматизмом, целеустремленностью и стремлением к победе над конкурентами. Становится важным профессионализм и часто возникает сожаление, что в студенческие годы недостаточно времени уделялось учебе.
Дмитрий Дюжев: «В молодости мы часто тратим время на сегодняшние удовольствия и блага. Это, безусловно, необходимо, но нужно понимать, что все в жизни может кардинально измениться — кто был никем, тот станет всем и наоборот. Человек может потерять работу и будет жалеть о том, что когда-то, вместо того, чтобы думать о будущем, все прогулял»
Николай Николаевич Дроздов: «Я считаю, что о растратной жизни многие пожалеют, когда мозги встанут на место. Нужно каждую минуту жизни, особенно в возрасте, использовать для себя и окружающих».
С опытом рождаются мысли, которые раньше никогда не приходили в голову или не представляли никакой ценности — мысли о будущем. Исследование определило, что реалистично планируют свое будущее люди активного среднего возраста. Эта группа респондентов четко осознает свои цели, в то время как молодое поколение строит долгосрочные планы, которые зачастую носят оттенок мечтаний, фантазий. С возрастом человек осознает всю непредсказуемость жизни, допускает любые случайности, задумывается, пытается определить, что он может сделать для того, чтобы остановить некоторые необратимые процессы, начинает думать о своем здоровье.
Николай Николаевич Дроздов: «Я хочу выстроить правильную систему здорового образа жизни. Следует продлевать потенциальную жизнь посредством здорового образа жизни, а на кого упадет кирпич, кто попадет в ДТП – никто не знает… Конечно, осторожно ведя машину, мы становимся участниками многофакторной системы, где неизвестно, кто в кого врежется… Для этого надо страховать свою жизнь».
Дмитрий Дюжев: «Когда молод, есть энергия и не сидишь на диване…думаешь, например, зачем идти еще кредит брать, что-то организовывать или что-то страховать, зачем тратить лишние деньги. Потом приходит момент, когда понимаешь: береги честь смолоду. Поэтому об этом стоит думать и в нашей стране, хотя у нас это еще не популяризировано, еще не имеет практики. Поэтому нужно развиваться, об этом нужно говорить: куда обращаться, если что-то происходит в жизни, не терпеть унижений, оскорблений и несправедливости, знать, что делать…»
«Накопительная система» опыта безгранична. Она позволяет человеку не останавливаться на достигнутом, а продолжать открывать новые и новые возможности в жизни и в самом себе.
Исследование показало, что с течением времени у людей возникает желание подвести итог, «собрать камни». Зрелое поколение отмечает, что грамотное использование опыта помогает человеку организовать жизнь так, чтобы ее закат был достойным и счастливым.
Наталья Варлей: «Хорошо прожить жизнь – это, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Чтобы не было стыдно за себя, за свои поступки».
Безусловно, образ жизни обычных людей сильно отличается от того, как живут звезды, но исследование показало, что и для тех, и для других опыт, пережитый им в жизни играет значимую роль.
Дмитрий Дюжев: «Действительно ценно в жизни твое ощущение, что ты на правильном пути».
Отношения с окружающими людьми
Отношения – взаимное общение, связь между кем-либо, образующаяся из общения на какой-либо почве[2].
Отношения могут быть семейные, дружественные, дипломатические, производственные. С самого рождения человек связан отношениями — ребенка и матери. Отношения присутствуют всегда в нашей жизни. Отношения — одна из наиболее важных жизненных составляющих. Несмотря на то, что все отношения в целом важны, человек выделяет из них самые дорогие. Согласно исследованию, проведенному по инициативе ING Страхование жизни, из всех отношений наиболее ценными и жизненно необходимыми респонденты считают семейные, потом дружественные.
Человек рождается в семье и уже с детства знает, что в будущем у него обязательно должна быть семья.
Дмитрий Дюжев: «С самого детства, когда родители встречают тебя из детского садика и говорят: «Ну кто тут твоя невеста?» И ты уже думаешь, что надо уже искать невесту».
Наталья Варлей: «Когда я была совсем маленькой девочкой, мне было года 3 или 4, я влюбилась в мальчика во дворе, его звали Саша Кукушкин. Мальчику было тоже года 3 или 4. В чем состояла моя влюбленность: я планировала, как мы с ним поженимся, у нас будут дети. Я мечтала о семье с 3 или 4 лет».
Со временем ценность семьи только увеличивается.
Татьяна Веденеева: «Ради семьи мне пришлось оставить телевидение. Именно потому, что моему мужу нужно было находиться за границей, я бы могла как сейчас жены, мужья где-то, а они приехали, записали какую-то программу и снова поехали. Я не могла с ним расстаться, я отправила сына туда учиться, я поняла, что должна быть там обязательно, рядом, быть врозь невозможно было даже представить себе. Рабочий день еще может быть, но вечером мы должны быть вместе, а уехать на несколько дней — я не могла себе этого вообразить».
Увеличивается и сама семья. Для большинства респондентов, как обычных людей, так и знаменитостей, счастливая семья – это большая семья, которая состоит из представителей разных поколений.
Николай Николаевич Дроздов: «Самое главное, я думаю, — это отношения между мужем и женой. Они должны быть домостроевскими в хорошем смысле слова: и та, и другая сторона должны думать о том, что они строят дом, строят свою семью, и интересы семьи должны быть превыше всего».
Наталья Варлей: «Раньше мы все собирались на все наши семейные праздники всей большой семьей, а сейчас нас все меньше и меньше, поэтому конечно семья ценностно важнее».
Знаменитости, в отличие от простых обывателей, меньше времени уделяют семье в силу специфики своего образа жизни. Один из главных вопросов, которые жизнь ставит перед ними, — это вопрос выбора между семьей и работой. Зачастую для «звезд» семья, наличие детей и общение с ними менее важны, чем возможность получить новый интересный опыт. Для обычных людей дети – одна из важнейших составляющих идеальной семьи и успешной жизни.
Тем не менее, и среди «звезд» встречаются исключения.
Наталья Варлей: «Я не очень типичная актриса, потому что для меня всегда семья была на первом месте, родители, потом семья собственная, потом дети, внук. Особых изменений не произошло в моей жизни, хотя в юности мало задумывалась, что такое смерть, уход близких. А когда уже начинала с этим сталкиваться, тогда ценность жизни, конечно, выходит на первый план».
Человек не ограничивает себя семейными отношениями, даже если они успешные. У него есть потребность в общении с друзьями. Опираясь на выводы исследования, можно сказать, что респонденты убеждены: дружба, как и опыт, требует времени. Именно время определяет качество дружеских отношений.
Ингеборга Дапкунайте: «В основном мои друзья испытаны временем. Иногда даже не замечаешь, как оно проходит. Есть друзья, которые могут на тебя положиться. А есть друзья, которые уже как твоя семья. Я счастлива, что у меня их несколько».
Ценность дружбы и ее понимание сходно у обеих групп респондентов. Было отмечено, что часто самая крепкая дружба завязывается в молодые годы, когда совместно преодолеваются материальные и жизненные трудности, и сохраняется на всю жизнь.
Дмитрий Дюжев: «Кому-то везет с детства, но друзья еще зарабатываются, нужно уметь дружить. Дружба как любовь — всегда требует испытаний, всегда через какое-то время снова необходимо одному быть уверенным в другом».
Семья и дружба тесно перекликаются между собой. Их объединяют любовь, преданность, взаимопомощь, поддержка. Это великие ценности, без которых жизнь не имеет смысла. Семья и дружба связывают людей крепкими узами, отношениями, в которых каждый — бесценен. Залог крепости этих отношений — здоровье, защищенность, благополучие… Жизнь!
Наталья Варлей: «Тревожусь я больше за своих близких, чем за себя. В отношении себя всякое может быть в моей жизни. Я начинаю думать, вдруг со мной что-то случиться, а что будет тогда с моими. Может, с ними ничего не будет, но я так построила свою жизнь, очень многое взяла в свои руки, я понимаю, что им будет без меня трудно, если вдруг со мной что-то произойдет».
Успех
Успех – удача в достижении чего-либо. Общественное признание. Хорошие результаты в работе, в учебе[3].
Успех можно разделить на два вида: закономерный и случайный. Конечно, приятнее тот, который является закономерным — это своего рода награда за проделанную работу. Человек не может работать просто для того, чтобы работать, – ему необходим успех. Хотя бы потому, что любая деятельность подразумевает определенную цель, а достижение цели есть успех. Именно он приносит людям моральное удовлетворение, вдохновляя на новые свершения.
Наталья Варлей: «В один год выпустили 2 фильма: «Кавказская пленница» и «Вий». Но я не считала, что я имею право на тот успех. Я считала, что это не вполне заслуженно, потому что я еще непрофессиональная актриса. Но я дала сразу 2 заявки, что я могу сыграть и это, и это. Заявки были яркие».
Татьяна Веденеева: «Мне кажется, успешным важно быть для любого человека в любом возрасте. Потому что таким образом ты как-то утверждаешься, получаешь правильную самооценку, у тебя есть повод к дальнейшему росту… Чтобы двигаться дальше, нужно, чтобы кто-то твой успех оценил. Это истина, известная с древности, не зря же существовали доски почета, выделение особых людей, награды, потому что это очень хороший стимул».
Несмотря на то, что успех определяется самыми различными критериями, согласно исследованию, респонденты выделяют четыре наиболее важных составляющих успешности. Во-первых, счастливая полноценная семья, которая характеризуется стремлением иметь или сохранить взаимопонимание и уважение супругов и детей, добрыми отношениями с родственниками. Часто личный успех связывается с успехом своих близких родственников. Во-вторых, материальное благополучие. Часто его показателями являются: отдельная многокомнатная квартира, автомобили у супругов, возможность ежегодно отдыхать за границей, оплата высшего образования детей и покупка им квартир. Деньги — мера успешности — ассоциируются со счастьем, стабильностью и защищенностью. В-третьих, самореализация в работе, которая определяется наличием интересной работы, удовольствием от работы, хорошими отношениями в коллективе, высокой должностью, которая позволяет участвовать в развитии бизнеса. И, в-четвертых, наличие преданных друзей. Друзья для респондентов – это люди, которые поймут и выслушают, помогут в трудную пору деньгами и физически. Друзей может быть 2-3 человека, в отличие от приятелей, они появляются в молодости и сохраняются на всю жизнь.
Для знаменитостей, для которых характерно ощущение своей социальной значимости и ориентация на выполнение общественного долга даже в ущерб своим интересам и свободному времени, понятие успеха преодолевает общепринятые стандартные критерии и выходит на новый уровень.
Николай Николаевич Дроздов: «Для меня успех – это сделать что-то полезное для окружающих людей, доставляющее им удовольствие. Достичь какого-то высокого уровня в своем интеллектуальном саморазвитии».
Значительный успех, выдающиеся достижения возможны лишь за счет тяжелой, упорной работы, самоотдачи, отказа от свободного времени и семьи – такое мнение разделяют обе категории респондентов. Однако обычные люди не готовы к достижению успеха такой ценой, объясняя это желанием сохранить семью.
Дмитрий Дюжев: «Я чувствую запах дома, мы вместе готовим, и я понимаю, что это счастье быть в семье. Появились какие-то свободные минуты, но только потому, что я отказываюсь от части работы… однако, это время может затянуться, и потом совсем не будет интересных предложений о работе. Хотя уже не уверен, важно ли это? И, может, стоит чем-нибудь другим в жизни заниматься…»
Татьяна Веденеева: «В какие-то периоды жизни работа у меня стояла на первом месте, например, в начале моей карьеры, когда я работала по 12 часов в день на телевидении».
Успех — это своего рода испытание. Главное — адекватно воспринимать то, что к тебе пришел успех. Исследование показало, что жизнь простых обывателей и жизнь известных личностей после того, как те и другие добивались успеха, меняется по-разному. В первом случае успех доставляет безграничное счастье и радость, во втором, к радости добавляется ответственность, объясняемая фактом известности.
Дмитрий Дюжев: «Успех – это, безусловно, дар, который мы должны принять. Важно понимать, что успех — это тоже ответственность, и что прежняя твоя жизнь, незаметная и безуспешная, закончилась».
Результаты исследования выявили следующее восприятие успешного человека: успешный человек – счастливый в семейных и дружественных отношениях, уверенный в будущем, обладающий определенными знаниями, опытом, человек, который гармонично сочетает в себе все эти качества и гармонично ощущает себя в жизни.
Заключение
Прошло время, когда молодые люди учились на собственных ошибках и не учитывали опыта более взрослых и мудрых. Прошло время, когда пожилым приходилось рассчитывать только на мизерную пенсию или на помощь детей. Сейчас уже все начинают заглядывать в будущее, думать о том, что ждет их впереди, когда опыт, успех и отношения, помимо удовлетворения принесут еще и груз ответственности: перед собой, перед близкими, перед обществом. Это значит, что нужно брать свою жизнь в свои руки, управлять своим настоящим и планировать будущее, делать все зависящее для того, чтобы быть уверенным – завтра будет лучше, чем вчера. Череда лет, дней, мгновений – это жизнь. А жизнь – это главное!
[
Как определить свои жизненные ценности?
Коучинг
16.04.2021 | 1105 просмотров
Вернуться к статьям
Поделиться
Скрыть
Вебинар
Как реализоваться в коучинге и зарабатывать
Забронировать место
Вебинар
Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать
Подробнее
Скрыть
Что помогает человеку в трудных ситуациях делать выбор и принимать важные решения? Одним из критериев выбора становятся жизненные ценности. О том, какие бывают ценности в жизни человека, мы сейчас и поговорим.
Главные ценности в жизни каждого человека — это то, чем человек дорожит, без чего не мыслит свою жизнь, его жизненные приоритеты. Человеческие ценности определяют поведение человека, его повседневные действия, реакции в трудных ситуациях и принимаемые решения. Наборы ценностей различаются у разных людей. Кто-то на первое место ставит карьеру, достижение успеха, а кто-то семью.
Ценности играют большую роль как в жизни человека, так и в жизни общества. В любом обществе есть свои базовые ценности. И это справедливо не только на уровне государства. Свои ценности могут быть в трудовом коллективе, в бизнес-компании, в спортивной команде, в семье. Именно с семьи у человека начинают формироваться ценности в жизни.
Сначала ценности человеческой жизни совпадают с ценностями наших родителей. Но со временем они могут меняться под влиянием различных обстоятельств. Список жизненных ценностей, которые могут быть у человека, очень большой. В таблице приведены некоторые примеры жизненных ценностей в различных категориях:
Категории |
Жизненные ценности |
Ценности развития |
|
Материальные ценности |
|
Самореализация |
|
Духовные ценности |
|
Ценности отношений |
|
Нравственные ценности |
|
Здоровье |
|
Удовольствия, отдых |
|
Семейные ценности |
|
Моральные ценности |
|
Ценности в жизни — это внутренний стержень человека. Зачем они нужны? Это понятия, которыми человек руководствуется в своей жизни. В соответствии со своей системой ценностей люди выбирают себе друзей, место работы, свою вторую половинку.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Пройти тест
Как определить свои жизненные ценности?
Возьмите лист бумаги, ручку и выполните упражнение:
- Что для вас самое важное, самое главное в жизни? Перечислите 16 пунктов.
- Из полученного списка вычеркните 5 наименее важных пунктов.
- Из оставшегося перечня ценностей вычеркните еще 3 пункта.
- Из оставшихся ценностей вычеркните еще 4 пункта.
- Вычеркните еще 1 пункт.
Теперь все — в списке остались три ваши главные жизненные ценности.
Жизненные ценности — это часть вашей личности. Если вы строите свою жизнь, опираясь на них, то правильно расставляете приоритеты и достигаете высоких результатов.
Больше узнать о различных качествах личности и способах их развития, вы можете, прочитав статьи экспертов в разделе «Коучинг».
Вебинар
01 марта
24:00
Ведущий вебинара
Вероника Сим
Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать
Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить
наш менеджер скоро с вами свяжется
Даю согласие на обработку своих персональных данных
Определение основных ценностей | Что такое основные ценности?
Написано Кэтрин Николлс
Кэтрин Николлс
Группа контента справочника Life Coach
Перейти к: Что такое ценности? Каковы примеры ценностей? Почему важно определить свои ценности Как определить свои основные ценности Жить в соответствии со своими ценностями
Живете ли вы в соответствии со своими ценностями? Понимание наших ценностей, их определение и жизнь с их учетом влияет на решения, которые мы принимаем, и, в конечном счете, на то, как складывается наша жизнь.
Когда мы знакомы с нашими основными личными ценностями, они становятся руководящими принципами. Когда мы чувствуем себя потерянными или неуверенными, мы можем вернуться к ним и позволить им мягко указать нам путь.
Что такое ценности?
Ценность — это то, что вы считаете важным в жизни, например, честность, доброта или порядочность. Личные ценности у всех будут разные, и ваши будут во многом зависеть от того, кто вы есть. Иногда ценности передаются от родителей, учителей или других важных людей в вашей жизни.
Наши ценности могут меняться по мере того, как мы становимся старше, узнаем больше о мире, в котором живем, и больше думаем о том, как мы хотим жить. Вот почему часто сверяйтесь со своими ценностями, это полезное упражнение.
Когда мы принимаем решения с учетом наших ценностей, дела идут лучше. Даже если результат не такой, как вы надеялись, вы знаете, что поступили правильно. Однако когда вы начинаете принимать решения, противоречащие вашим ценностям, все может казаться разрозненным, и вы можете заметить негативный эффект.
Какие примеры значений?
Существует множество различных значений. Эти индивидуальные ценности помогают нам определить, каким человеком мы хотим быть. Важно помнить, что есть разница между тем, чтобы что-то считать одной из ваших ценностей, и тем, чтобы ценить что-то. Например, вы можете ценить наличие денег, поскольку они могут помочь вам в достижении ваших целей и жизни, или вы можете иметь зарабатывание денег как одну из своих ценностей — основную цель, над которой вы работаете при принятии решений. Это небольшое, но важное различие, которое необходимо сделать, поскольку наши ценности играют центральную роль в том, чтобы позволить нам процветать и жить честно.
Несмотря на то, что существует множество различных ценностей, некоторые из наиболее распространенных могут включать:
- альтруизм
- оценка
- внимательность
- подлинность
- мужество
- обязательство
- надежность
- определение
- эффективность
- сочувствие
- равенство
- щедрость
- честность
- смирение
- целостность
- доброта
- лояльность
- оптимизм
- страсть
- положительный результат
- прагматизм
- надежность
- уважение
- самостоятельность
- бескорыстие
- духовность
- допуск
- надежность
Что такое ценности в жизни?
Жизненные ценности – это то, что вы считаете и/или считаете важным для себя. Это то, что помогает вам направлять свой образ жизни и работы, может помочь вам определить свои приоритеты и даже может быть эталоном, который вы используете, чтобы судить, идет ли ваша жизнь по правильному пути и движется ли она к тому, как вы хотите, чтобы все было.
Почему важно определить свои ценности
Многие из нас проживут жизнь, не задумываясь о своих ценностях. Возможно, мы будем знать их на уровне интуиции и заметим, когда идем против наших ценностей (когда наша интуиция подсказывает нам, что что-то не так), но мы, скорее всего, проигнорируем это и продолжим.
Однако когда мы проводим время, сознательно размышляя о наших ценностях, мы развиваем больше самосознания и можем принимать решения с большей уверенностью. Если мы оказываемся на сложной работе, которая занимает нашу личную жизнь, но одной из наших ценностей является семья, мы знаем, что будем счастливее на работе, которая позволяет проводить время с семьей. Если нашей основной ценностью является творчество, но у нас не было места для творчества, мы знаем, что это то, что нужно сделать приоритетным, если мы хотим быть счастливыми.
Скажем так: если жизнь — это путешествие, наши ценности — это полезные указатели, предлагающие более плавные маршруты (с лучшим видом). Сознательное определение наших ценностей окрашивает эти указатели в неоново-желтый цвет, и их трудно не заметить.
Когда ваши ценности скомпрометированы внешними факторами, ваше внутреннее «я» задыхается, что естественным образом выражается в отрицательных эмоциях. Определение ваших ценностей и установление связи между ними и ситуациями, которые заставляют вас чувствовать себя негативно, — один из самых важных шагов, которые вы можете предпринять на пути к позитиву.
— Сью Белтон PgD, CPCC, PCC — тренер по лидерству и жизни
Как определить свои основные ценности
Когда дело доходит до выяснения того, какие ценности важны для вас, вы можете подумать, что нужно просто сесть и подумать. Хотя это может сработать для некоторых, мы рекомендуем вам пойти немного глубже. Ниже приведено упражнение с некоторыми подсказками, которое проведет вас через весь процесс определения ваших основных ценностей.
Если вы уже выполняли подобное упражнение в прошлом, сделайте пометку, чтобы повторить его в будущем. Это может быть то, что вы делаете на ежегодной основе, учитывая, какие ценности вы хотите сделать приоритетными в наступающем году. Вы можете захотеть регистрироваться более регулярно, чем это. Процесс, как и ваши ценности, является личным, и важно делать то, что кажется вам правильным.
Вспомните свое прошлое
Оглядываясь назад, вы сможете понять, как лучше всего двигаться вперед. Возьмите блокнот и ручку и найдите время, чтобы подумать. Попробуйте задать себе следующие вопросы:
- Какое время в вашей жизни было самым счастливым?
- Когда вы больше всего чувствовали удовлетворение или гордость?
- С каким временем в вашей жизни вы боролись больше всего?
С каждым ответом снимайте слои, чтобы показать, что сделало эти времена хорошими или трудными. Кто был вокруг вас? Что вы делали со своими днями? Какие ценности или конфликт ценностей, по вашему мнению, вызывали эти чувства?
Посмотрите на тех, кем вы восхищаетесь
Эта идея исходит от доктора Стивена Хейса, основателя терапии принятия и приверженности, который рекомендует называть своих героев именами, чтобы помочь определить ваши ценности. Сейчас самое время посмотреть со стороны на тех, кем вы восхищаетесь. Эти люди могут быть теми, кого вы знаете лично, возможно, друзьями, родственниками или коллегами по работе, или это могут быть люди, которых вы никогда не встречали, например, знаменитости, влиятельные лица или другие образцы для подражания.
Напишите, чем вы восхищаетесь в них, и подумайте, какие ценности они для вас воплощают.
Составьте список из пяти ваших самых важных ценностей
Надеюсь, к настоящему времени вы уже замечаете закономерности и ценности, которые кажутся вам важными. Попробуйте создать список из пяти ваших основных ценностей, на которых вы хотите сосредоточиться сейчас, и помните, что вы можете вернуться и пересмотреть их, когда захотите — ничто не высечено на камне.
Расставьте приоритеты для ваших ценностей
Это может быть трудным шагом, но он действительно помогает. Теперь у вас есть записанные пять значений, подумайте, какие из них вы хотите расставить по приоритетам. Попробуйте спросить себя: «Если бы я мог воплотить только одну из этих ценностей, что бы это было?», а затем продолжайте просматривать список, сравнивая каждую ценность с другими ценностями в вашем списке, пока они не будут расположены в порядке приоритета.
На этом шаге вам может быть предложено отредактировать список, чтобы сосредоточиться на первых трех. Это зависит от вас. Как только у вас появятся ценности, разместите их там, где вы будете видеть их каждый день. Вы можете найти цитату, относящуюся к вашей высшей ценности, и поместить ее в качестве обоев на свой телефон, чтобы вы видели ее регулярно. Вы можете написать свой список на стикере и положить его рядом с зеркалом, где вы собираетесь каждое утро. Возможно, вы даже захотите взять эти ценности и использовать их в качестве отправной точки для создания доски визуализации.
Поэкспериментируйте с различными способами напоминать себе о своих ценностях и посмотрите, что работает лучше всего. Затем установите напоминание в своем телефоне, чтобы вернуться и повторить это упражнение в будущем.
Глядя на свой жизненный выбор через призму своих ценностей, вы можете глубже понять, почему что-то работает или не работает для вас. Это может помочь вам принять решение о следующем шаге.
— Тони Хортон, личный тренер
Жить в соответствии со своими ценностями
Упражнение по определению ваших ценностей — это самая простая часть. Важно то, что вы делаете, двигаясь вперед с этими знаниями. Теперь вы знаете, какие ценности могут привести вас к счастью и самореализации, и пришло время прожить свою жизнь в соответствии с ними.
Найдите время, чтобы взглянуть на различные сферы своей жизни и спросите себя, присутствуют ли в них ваши ценности (вам может пригодиться наш инструмент «Колесо жизни»). Если это не так, подумайте, как вы можете это изменить и внедрить свои ценности в повседневную жизнь.
Вам также может быть полезно включить свои ценности в практику самоанализа. Вы можете добавить подсказку о своих ценностях в свою обычную практику ведения дневника, использовать ценность в качестве путеводного слова во время медитации или даже учитывать свои ценности при раскладе Таро. Цель здесь состоит в том, чтобы как можно больше осознать свои ценности.
Если вы застряли на этом этапе, не волнуйтесь. Часто это самая сложная часть — объединение намерений с действиями по внесению изменений. Многим здесь может помочь разговор с тренером. Лайф-коучи обучены помогать вам вносить изменения и реализовывать свой истинный потенциал в любой сфере вашей жизни. Предлагая поддержку и подотчетность, они могут помочь вам прожить свою жизнь в соответствии с вашими ценностями и развить смелость, необходимую для внесения любых изменений.
Надеюсь, теперь вы чувствуете себя хорошо подготовленным, чтобы начать и ощутить поток, который приходит, когда вы живете в соответствии со своими ценностями. Наслаждайтесь этим и возвращайтесь к своим ценностям каждый раз, когда чувствуете себя потерянным.
Готовы сделать следующий шаг со своими ценностями, но не знаете, с чего начать? Работа с тренером по жизни или личному развитию может помочь вам определить свои ценности, найти способы их интеграции в вашу личную и профессиональную жизнь, а также предоставить вам инструменты для отслеживания того, насколько хорошо вы включаете свои ценности в свою жизнь. .
Чтобы узнать больше, воспользуйтесь нашим расширенным поиском, чтобы найти тренера онлайн или лично рядом с вами.
Перейти к: Что такое ценности? Каковы примеры ценностей? Почему важно определить свои ценности Как определить свои основные ценности Жить в соответствии со своими ценностями
Поиск тренера
Найдите для себя подходящего бизнес-консультанта или тренера по жизни
Какой тип сеанса вы ищете?
Лично Интернет / Телефон
Расположение
Поиск по местоположению
Для получения наиболее точных результатов введите полный почтовый индекс. Если вы ищете онлайн/по телефону Life Coach или NLP Practitioner, вам не нужно вводить свое местоположение, однако мы рекомендуем выбрать лайф-коуча или НЛП-практика рядом с вами, чтобы у вас была возможность их увидеть лично в будущем.
*Как наши ценности направляют нас в жизни? · Frontiers for Young Minds
Abstract
Подумайте о том, что для вас важно в жизни, подумайте о своих ценностях! В этой статье объясняется, чем схожи и различны ценности людей во всем мире. Мы представляем круг ценностей, который показывает, как люди во всем мире понимают десять основных ценностей: универсализм, доброжелательность, традиции, соответствие, безопасность, власть, достижения, гедонизм. , стимуляция и самоуправление. Долгое время ученые считали, что ценности — удел взрослых, а дети не очень хорошо понимают ценности. Но у детей тоже есть ценности! Круг ценностей объясняет, как наши ценности руководят нами в жизни: мы часто предпринимаем действия для того, что считаем важным. Например, мы пускаемся в приключения, если ценим стимуляцию, но остаемся в безопасности, если ценим безопасность. Наконец, мы опишем эксперимент, в котором дети делились шоколадными монетами или оставляли их себе, и даем ссылку на веб-страницу, где вы можете проверить свои собственные ценности.
Вы, наверное, слышали слово «ценности». Возможно, об этом упоминал ваш учитель в школе, который говорил о том, что важно в классе. Например, если ваш учитель говорил о важности получения хороших оценок, он имел в виду достижения значений. Если ваш учитель говорил, что полезно быть любопытным и исследовать новые идеи, он имел в виду 90 192 самоуправления 90 193 ценностей. Возможно, вы читали о ценностях в газете или слышали о них по телевизору. Политики часто говорят о ценностях в своих странах, например о том, как важно, чтобы все были в безопасности ( безопасность значения) и что все должны следовать правилам ( соответствие значения). Ценности также являются частью многих сказок, рассказов и фильмов. Вы помните, как Золушка решила быть доброй и добросердечной ( благожелательности значения)? А вы заметили, как ВАЛЛ-И, последний робот, оставшийся на Земле, усердно работал, собирая весь мусор, оставленный людьми, пытаясь сделать землю более красивой ( универсализм ценности)?
Когда мы думаем о ценностях, мы спрашиваем себя: что для нас важно в жизни? Некоторые люди хотят стать сильными и могущественными, возможно, однажды стать большим боссом компании ( мощность значения). Другие люди считают важным иметь захватывающую жизнь и переживать приключения (значения стимуляция ) — эти люди могут делать сумасшедшие вещи, такие как банджи-джампинг. Другие люди следуют традициям своей семьи и молятся Богу каждый день ( традиции значения). Наконец, есть люди, которые хотят наслаждаться жизнью, хорошо проводить время и получать массу удовольствия ( гедонизм ценности).
Если мы спросим людей по всему миру, что для них важно, мы получим сотни разных ответов: доброта, любовь, свобода, успех, вежливость, справедливость, богатство, независимость и так далее. Мы могли бы продолжать этот список некоторое время. Из этого множества разных ответов, как мы можем понять, какие ценности существуют в мире? Профессор Шалом Шварц, ученый-психолог, изучал этот вопрос, и в нем приняли участие тысячи людей из Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Австралии.
Круг ценностей
Профессор Шварц разработал круг ценностей [1]. Этот круг упорядочил сотни важных для людей ценностей. Круг также помог ученым понять, как ценности руководят нами в жизни. Вы можете увидеть круг ценностей на рис. 1, и вы узнаете десять ценностей из начала этой статьи: универсализм, доброжелательность, традиции, конформизм, безопасность, власть, достижения, гедонизм, стимулирование и самоуправление. Они называются «базовыми ценностями», и люди во всем мире их понимают. Каждая из многих существующих ценностей принадлежит к одной из десяти основных ценностей. Например, доброта и любовь — это ценности благожелательности, потому что они оба говорят о том, чтобы быть хорошим и помогать другим людям вокруг вас. Любознательность и независимость — это ценности самоуправления, потому что они оба связаны с решением для себя, что вы хотите делать или чему учиться. На рисунке 1 вы также можете видеть изображения с заголовком, который дает вам больше пояснений о том, что означает каждое основное значение. Это из анкеты о ценностях для детей. Подробнее об этом позже.
- Рисунок 1 – Круг значений.
- Круг ценностей показывает 10 основных ценностей: универсализм, доброжелательность, традиции, соответствие, безопасность, власть, достижения, гедонизм, стимулирование и самонаправление. Сходные значения близки друг к другу, а конфликтующие значения находятся на противоположных сторонах круга. Для каждого базового значения вы также можете увидеть изображение, которое его иллюстрирует. © Идеи для изображений ценности были разработаны доктором Анной Деринг. Картины были нарисованы Андреа Блауэнштейнер.
Почему основные значения показаны в круге всех цветов радуги? Давайте подумаем о том, как эти ценности направляют нас в жизни. Скажем, я нахожу доброжелательность очень важной. Это означает, что я хочу быть рядом со своими друзьями, когда они нуждаются во мне, помогать своей семье и быть добрым к другим людям, которых я знаю (например, к своим одноклассникам). Скажем, я также считаю важным универсализм. Затем я хотел бы сделать мир красивее для всех людей, я мог бы дать деньги нищему на улице или посадить деревья в моем районе. Универсализм и доброжелательность похожи, потому что оба связаны с заботой о других и мире. Следовательно, они находятся рядом друг с другом на круге (как два одинаковых цвета, которые находятся рядом в радуге). Но давайте представим, что я также нахожу власть очень важной. Я хочу быть богатым и сильным, и я хочу быть лидером и указывать другим, что делать. Это усложняет мою жизнь: делюсь ли я с другими или оставляю все для себя? Хочу ли я, чтобы все были равны, или я хочу быть сильнее других? Таким образом, ценности власти могут конфликтовать с ценностями универсализма и доброжелательности. Из-за этого они находятся на противоположных сторонах круга. Мы можем думать об этом для всех других базовых значений, и мы всегда будем находить похожие значения, близкие друг к другу, и значения, которые могут конфликтовать на противоположных сторонах круга.
Что важно для людей?
Какие из 10 основных ценностей люди считают наиболее важными? Удивительно, но люди в разных уголках мира похожи в том, что люди из многих стран считают благотворительность самым главным — они хотят заботиться о других людях, поддерживать и помогать нуждающимся. Многие люди также считают важными ценности власти — быть богатым, могущественным и сильнее других. Когда ученые пытались понять, почему люди такие, они думали о нашей истории миллионы лет назад: об эволюции человека. Человечеству удалось выжить и развиваться в суровых условиях, и весьма успешно. Люди изобрели множество вещей, которые облегчили их жизнь и помогли им адаптироваться к окружающей среде, которую они нашли. Для этого очень важно было хорошо работать вместе в группе и учиться друг у друга. Ученые считают, что это может быть отправной точкой сегодняшней высокой важности ценностей доброжелательности.
Но, может быть, теперь вы думаете, что для одних сила важнее доброжелательности, а другие хотят жить интересной жизнью. Да, ценностные приоритеты каждого человека (насколько важным он считает каждую ценность) могут отличаться от приоритетов других людей. Некоторые люди делают хотят стать лидерами, а другие хотят стать исследователями. Мы также можем представить, как наличие лидера и исследователя в группе может сделать группу успешной.
Детские ценности
До недавнего времени большинство ученых изучали ценности взрослых, и лишь немногие ученые изучали ценности подростков. А как же детские ценности? У детей тоже есть ценности? В 2010 году д-р Анна Деринг (один из авторов этой статьи) разработала первый опросник ценностей для детей от 6 до 11 лет [2], в котором есть картинки. Некоторые из этих изображений вы видите на рис. 1.
Оказалось, что ответ на вопрос положительный — у детей есть ценности [3]. Дети также думают о десяти основных ценностях из круга ценностей. Конечно, ребенок, вероятно, не сказал бы: «Для меня важно самоуправление». Однако ребенок может сказать, что важно открывать для себя что-то новое и исследовать мир, что и означает самонаправление. Когда дети думают о своих ценностях, они много думают о том, что бы они сделали в своей жизни, если бы какая-то ценность была для них важна. Например, дети, которые ценят самостоятельность, могут подумать о том, как бы они хотели придумать новые истории или пойти в музей науки, чтобы узнать о планетах. Как и взрослые, дети также могут иметь все десять основных ценностей.
Как детские ценности соотносятся с ценностями взрослых? Многие дети и взрослые во всем мире считают доброжелательность наиболее важной, а силу — наименее важной. Будь то молодой или старый, для многих людей важно иметь друзей и помогать и поддерживать других. Но, если посмотреть на другие значения, дети и взрослые различаются. Это потому, что ценности меняются по мере взросления. Например, подростки часто становятся более предприимчивыми и ищут стимулы и новые впечатления [3]. Когда подростки становятся взрослыми и начинают работать, многие изо всех сил стараются преуспеть в своей работе и добиться больших успехов. Как только взрослые создают семьи и заводят собственных детей, стимулы и достижения часто становятся менее важными. Профессор Шварц [4] объясняет, что это происходит потому, что родители хотят избежать рисков и обезопасить своих близких. Следовательно, семейные традиции и ценности безопасности приобретают все большее значение. Теперь подумайте о людях, которые становятся очень старыми. Поскольку они уже не так сильны и пригодны, как раньше, ценности безопасности могут стать еще более важными.
Мы видели, что наши ценности присутствуют уже в детстве и сопровождают нас по жизни. Ценности могут меняться по мере того, как мы становимся старше и приобретаем новый опыт [3, 4]. Но у взрослых, которые много думали о своих ценностях, изменения происходят очень медленно и часто занимают многие месяцы или даже годы. Ценности выражают то, кто мы как личность, какие у нас цели, и это не меняется от момента к моменту.
Как мы руководствуемся нашими ценностями?
Наши ценности определяют нашу жизнь. Дело не только в том, что мы говорим о ценностях, но и в том, что ценности являются нашим руководством к действию. Например, ребенок, для которого достижения очень важны, захочет много учиться, чтобы получать хорошие оценки в школе. Ребенок, для которого универсализм очень важен, постарается защитить окружающую среду. Этот ребенок может перерабатывать, добровольно собирать мусор и выращивать растения.
Но как наши ценности руководят нами? Лиор Абрамсон и ее коллеги [5] провели исследование в Израиле, чтобы найти ответ на этот вопрос. В исследовании приняли участие 243 ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Сначала дети заполнили анкету с изображением ценностей. По ответам детей ученые подсчитали балл их просоциальных ценностей. Просоциальные ценности — это ценности универсализма и доброжелательности, которые заключаются в том, чтобы быть добрым, полезным и поддерживать других. Если у ребенка был высокий балл, ученые знали, что просоциальные ценности очень важны для этого ребенка. Если у ребенка был низкий балл, ученые знали, что просоциальные ценности равны 9.0192 меньше важно для этого ребенка.
Затем каждый ребенок сыграл в игру. В этой игре ребенок должен был поделиться шоколадными монетами с другим ребенком, которого он или она не знал. На рисунке 2А видно, что ребенок может выбирать между вариантом 1 и вариантом 2. Вариант 1 является эгоистичным, а вариант 2 — просоциальным, поскольку в варианте 1 ребенок сам получает больше шоколадных монет, чем другой ребенок. В варианте 2 другой ребенок получает такое же количество шоколадных монет. Большинство детей выбрали вариант 2 и поделились с другим ребенком. Здесь легко поделиться, потому что вы сами не теряете шоколад, когда делитесь. В варианте 1 есть только одна шоколадная монета, а в варианте 2 есть дополнительная вторая монета, которой можно поделиться с другим ребенком.
- Рис. 2. Эксперимент с шоколадной монетой.
- В этом эксперименте игрок может решить, как он хотел бы поделиться шоколадными монетами с другим ребенком. Есть два варианта: Вариант 1 и Вариант 2. Для каждого варианта игрок получает монеты в синей части картинки, а другой ребенок получает монеты в желтой части картинки. В (A) игрок может делиться шоколадными монетами с другим ребенком, не теряя при этом монеты. В (B) , игрок сам теряет монету, если решит поделиться с другим ребенком.
На рисунке 2B решение более сложное. Вы можете видеть, что вы можете поделиться с другим ребенком. Но, как это бывает в реальной жизни, одинаковое количество монет (в данном случае две) доступно независимо от того, делитесь вы или нет. Это означает, что вы сами получите на меньше шоколадных монет, если поделитесь. Будут ли дети делиться своим шоколадом, если сами потеряют шоколад? Некоторые дети все же делились. Кто они? Это были дети с высоким баллом просоциальных ценностей. Чем выше у детей оценки просоциальных ценностей, тем больше они разделяют в подобных ситуациях. Это означает, что наши ценности определяют наше поведение в ситуациях, которые сопряжены с некоторыми издержками для нас самих. Когда нет затрат, большинство людей с радостью поделятся — это легко. Но когда нам приходится принимать трудные решения, именно тогда ценности имеют значение.
Заключение
Мы убедились, что наши ценности направляют нас в жизни, потому что они выражают то, что мы считаем важным. Когда мы изучаем ценности по всему миру, мы находим их сотни. Но ученые выяснили, что основных ценностей всего десять. Некоторые из этих ценностей связаны с помощью и поддержкой других, в то время как другие ценности связаны с тем, чтобы быть сильным и успешным. Некоторые ценности связаны с безопасностью и соблюдением правил и традиций, в то время как другие ценности связаны с приключениями, развлечениями и принятием собственных решений. Это показано в круге значений. У детей тоже есть ценности! Дети могут говорить о том, что для них важно в жизни, и их ценности также определяют то, что они делают. Мы рассмотрели эксперимент с шоколадными монетами, чтобы показать это.
Узнайте больше о своих ценностях!
Теперь ваша очередь: Каковы ваши ценности? Что вы считаете важным в жизни? Что для вас важно , а не ? Проверьте свои ценности!
Перейдите по ссылке ниже. Это приведет вас на веб-страницу, где вы сможете проверить свои собственные значения.
https://hujipsych.au1.qualtrics.com/jfe/form/SV_dgU3o4Bud1neRoh
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальные конфликт интересов.
Благодарности
Эта работа была поддержана грантами Израильского научного фонда для AK-N (1670/13 и 1333/18). Мы хотели бы поблагодарить Луизу Гарднер и Орри Кнафо (мнение молодежи), а также Лиора Абрамсона (мнение академика) за их отзывы о более ранней версии этой рукописи. Большое спасибо молодым рецензентам Frontiers и их наставникам, чьи комментарии очень помогли нам в дальнейшем улучшении рукописи. Мы хотели бы поблагодарить Гая Дойча за разработку онлайн-опроса о ценностях. Исследование, описанное на рис. 2, было проведено в Живой лаборатории памяти Ноама Кнафо в Музее науки Блумфилда в Иерусалиме.
Ссылки
[1] ↑ Schwartz, S.H. 1994. Существуют ли универсальные аспекты в содержании и структуре человеческих ценностей? Социальные вопросы 50:19–45. doi: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x
[2] ↑ Деринг, А. К., Блауэнштайнер, А., Арюс, К., Дрёгекамп, Л., и Билски, В. 2010. Оценка ценностей в раннем возрасте: исследование ценностей на основе изображений для детей. Дж. Перс. Оценивать. 92: 439–48. дои: 10.1080/00223891.2010.497423
[3] ↑ Деринг, А. К., Даниэль, Э., и Кнафо-Ноам, А. 2016. Введение в специальный раздел: развитие ценностей от среднего детства до ранней взрослой жизни — новые выводы из лонгитюдных и генетически обоснованных исследований. Социальная разработка.